Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста– в пятую неделю поста.

"Акафист Божией Матери показывает, сколько, какое бесчисленное множество неизреченных благ духовных даровано Богом через Нее роду человеческому"


Святой праведный Иоанн Кронштадтский


Похвала Пресвятой Богородице.

Суббота Акафиста – в пятую неделю поста.

Это единствен¬ный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером).




В этот день святая Церковь торжественно возглашает особое молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице - заступнице и помощнице всем с верою к ней приходящим.

Похвала Богородицы – как раз тот день, который просто обязывает всех, кто хоть раз обращался к Богоматери, прийти в храм и выразить ей свою благодарность от всего сердца. Это день искренности и благодарения, вот зачем и нужно идти в храм.


В этот день в храмах можно услышать специальное молебное благодарственное пение, посвященное Богоматери. Раз в году, в этот день, cубботу пятой недели Великого поста, верующие собираются в храме, чтобы вместе обратиться к Пресвятой Деве. Акафист Богоматери появился много раньше хвалебных песен, посвященных Иисусу и святым, и до сих пор это единственный акафист, вписанный в богослужебный устав и включенный в церковную службу.


Между тем, идет пост, только что прошло Мариино стояние, на пороге – Страстная седмица, самая строгая неделя до Пасхи. И вдруг в храме исполняется солнечный, светлейший благодарственный гимн, в котором огромное количество раз повторяется слово «Радуйся!»

Христос говорил, что уныния во время поста быть не должно. И обращение к Богоматери должно быть именно светлым и радостным.

Удивительная по красоте и во многом необычная служба праздника Похвала Богородицы не похожа ни на одну другую. Акафисты могут прочесть и в другие дни, но только единожды в год акафист звучит во всех православных храмах во время богослужения в один и тот же день. Акафист Богородице – это и есть молитва Похвала Богородице.



История праздника Похвала Пресвятой Богородице

Праздник этот установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов.

При императоре Ираклии, когда Патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.


Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист – греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.


Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни – риза и пояс Ее. Но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.


Строгое и скорбное течение богослужений Великого поста дважды прерывается лучами радостного света, и оба раза источником этого света является Пречистая Богоматерь.

Один раз мы прославляем Деву Марию и вспоминаем событие, которое церковная песнь именует «спасения нашего Главизна», то есть начало нашего спасения. Мы вспоминаем всесветлое Благовещение, когда юная Дева, почти девочка, с волнением и трепетом внимает дивным словам архангела и в трепете и страхе думает, каково будет целование сие.

Сегодня мы прославляем в Ней же Пречистую Матерь – Богородицу. Восхваляем Ту, у Которой, по словам пророка, «оружие прошло душу», воздаем похвалу Той, Которая родила безмужно Спасителя мира, а Сама стала за мир ходатаицей перед Своим Божественным Сыном.






Проповедь Архимандрита Иоанна ( Крестьянкина)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В субботу пятой недели Великого поста, в преддверии страстных подвигов Спасителя, Церковь с особой торжественностью чествует Матерь Христову, воздавая благодарность за Ее самоотверженный крестный жизненный подвиг. В Страстную седмицу Она восходила на Крест вместе со Своим Сыном. Ее доверие и вера испытывались последним испытанием. На Ее глазах терпел невообразимые страдания и умирал Сын. В юности, отдаваясь беспрекословно Божественному Промыслу, знала ли Она, какая жизненная стезя готовится Ей, знала ли, чем вознаградит мир Ее при жизни за столь дерзновенную любовь? Конечно нет!


Она не отстранилась от Божия призыва и словами: се, раба Господня, буди Ми по глаголу твоему явила любовь и полное доверие Свое Богу. Но тогда скоро, очень скоро с неотвратимой определенностью Она получила это знание в храме Господнем от пророка Симеона, взявшего на свои старческие руки ожидаемого Богомладенца. В нескольких словах он начертал и великую цель явления в мир Ее Сына, да и Ее жизненный подвиг: се, лежит Сей на падение и на востание многих и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2, 34-35). Кто бы из земнородных не содрогнулся от такого пророчества, кто бы не смутился от скорбных предчувствий? А Она, юная Дева-Мать, дщерь рода человеческого, вместо ожидаемых радостей материнства получив глубокую рану в Свое сердце, приняла ее в постоянное памятование о Сыне Своем и о Себе, но не колеблясь пошла по начертанному Богом пути.


Дорогие мои, остановим на этом моменте наше внимание. Материнское сердце! Оно особенно чутко в отношении чад своих, оживотворяется при благоденствии и успехах ребенка и ранится от болезней и неудач. Ежедневно с трепетом вглядывается мать в каждое новое проявление подрастающего дитяти и живет, живет надеждой и ожиданием иметь повзрослевшее чадо опорой в своей жизни.


Не то же ли самое должна была чувствовать и Мать Христа? Но нет. Ее удел совсем другой. С взрослением Сына Она наблюдала в Нем исключительное проявление Божественной природы, но видела и ответную реакцию мира на нее. И это не оставляло Ей радужных надежд.


Все явственнее, все ближе становилось ви́дение Креста, ожидающего Сына, того оружия, которое пронзит и Ее душу. И, пронеся это скорбное знание сквозь всю Свою жизнь, не изнемогла Пресвятая Дева-Мать в любви и доверии Богу. Верность Свою Господу Она засвидетельствовала всей жизнью.


Участие Приснодевы Марии в воплощенном домостроительстве самое близкое. Через Нее Сын Божий восприял человеческое естество, без чего не могло совершиться спасение наше. За то и почитается Она превыше всех тварей, выше самих Небесных Сил бесплотных. Заступление Ее за нас самое непосредственное и сильное. Тело и Кровь Христовы — из Матери Божией, и при Святом Причастии они делают нас кровно родными Ей. Мы становимся братьями и сестрами Христу по плоти. Первое же указание на усыновление верующих Матери Божией прозвучало с Креста Божественного Страдальца: сыне, се Мати твоя. А тогда, за неделю до крестных страданий Спасителя, и Мать Его уже готовилась стать соучастницей подвига Сына.


Благодарственный же акафист Царице Небесной излился в VII веке из уст диакона Константинопольской Церкви Григория. Поводом к составлению его послужило историческое событие — избавление греческой столицы от неминуемой гибели. Случилось это именно на пятой неделе Великого поста. Осажденный персами со всех сторон, Константинополь глядел в глаза надвигающейся гибели. Человеческой помощи грекам ждать было неоткуда. Но помощью Небесной Заступницы смерть отступила, и греческий народ воспел благодарственные и хвалебные песни своей Спасительнице.


Историческое событие кануло в вечность. Но память о нем сохранилась в Церкви праздником в честь Пресвятой Богородицы, названным Похвалою. Вот уже 15 столетий православно верующее человечество перед страстным подвигом Спасителя всегда обращается словами этого акафиста к Царице Небесной. Ибо каждое поколение живущих в вере на своем личном опыте знает любовь, силу и власть Своей Небесной Матери.


Православная Русь с самого начала своей исторической жизни ощущает над собой покров Богоматери. Царица Небесная избрала родину нашу в Свой удел и на всем тысячелетнем жизненном пути являла и по сей день являет неисчислимое множество чудес Своего попечения о ней.


Началось же внимание Божией Матери к погрязавшей в язычестве Руси в IX веке с момента набега русских князей Аскольда и Дира на хранимую Ею Грецию. И опять, как в VII веке Константинополь был окружен персами, так в IX к нему подступили русские. По слабости греков нападающие уже предвкушали победу. Двести судов стояли в бухте Золотой Рог. Константинопольцы же, помня о прежних милостях Пресвятой Богородицы, обратились к молитве. С крестным ходом вынесли они к морю ризу Царицы Небесной и погрузили ее в воды залива. И все стали свидетелями чуда. Море, дотоле спокойное, вдруг вскипело, и русские корабли обрели гибель в морской пучине.


Впечатление от случившегося чуда было столь велико, что князья крестились и просили греков прислать на Русь проповедника. Тогда и были посеяны первые семена православной веры на нашей родине. С тех пор Богородица положила начало предстательства и покровительства Своего нашему Отечеству и нам, русским.


Пришла Она на Русь и Своей иконой, написанной, по преданию, святым евангелистом Лукой, и была названа у нас Владимирской. Бессчетное количество раз спасала Она и Россию при нашествии иноплеменных. Наказывая нас за грехи и неверность отцовским заветам, Она возвращала Свою милость кающимся и страдающим, болезнуя душой даже и за отступников. Но, други наши, будем помнить пример греков и страшиться грехами своими преступить долготерпение Божие, чтобы, подобно Греческому царству, не пожать нам гнев Божий, когда милосердие Матери нашей Царицы Небесной отвратится от бесстрашных грешников.


А теперь, дорогие мои, обратимся к Акафисту, столь любимому православным людом. Никому не принесено столько похвалы и благодарности, как Пресвятой Богородице. Акафистов Матери Божией составлено множество, но прообразом для всех последующих был именно этот. И не ошибемся, если скажем, что по силе душевного чувства подобные ему встречаются редко. Эта песнь излилась из пораженного смертельной опасностью сердца и чудом избежавшего гибели.


С изумлением, с гласом радования и благодарения повергается пред виновницей своего спасения человек, именуя Ее Взбранной Воеводой победительной. В этом кратком молитвословии сказано так много и так выразительно.


С первого икоса и по четвертый кондак составитель обращается своей мыслью к жизненной ситуации, когда же и каким образом Дева — дщерь человеческая получает силу и власть, превышающие возможности человеческие. Посланник Божий Архангел Гавриил приносит от Бога известие об обновлении времен. Получает его, а с ним и глас радования только одна Пречистая Дева. «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» «Радуйся Невесто Неневестная!»


Дщерь рода человеческого стоит непосредственно пред Богом в выборе: сохранить ли привычную, понятную земляность или верой и доверием Богу полностью вступить в неведомую область Божественного Духа. Так и всякий человек при жизни своей слышит зов Божий: человече, отвергнисъ себя, и возьми крест свой, и иди за Мной. Это для всякого призыв судьбоносный! Не избежала минутного недоумения и колебания и Дева: «из боку чисту, Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми?» Но тотчас выбор сделан: се, раба Господня! А мир с тех пор проникает в тайну чуда: сила Всевышнего осеняет браконеискусную Деву, и неудобовосходимая высота Ее служения несет радость всему миру. Глас радования утверждает выбор: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!


А дальше мысль творца через весь Акафист наблюдает, как растекается по миру весть о рождении Спасителя и как глас радования Царице Небесной, виновнице этого дивного события, следует за вестью и приводит всех познавших ее к поклонению.


Взыграньем приветствует будущую Матерь Божию еще нерожденный Предтеча. «Радуйся, всего мира очищение». Ангелы поют «плотское Христово пришествие» вслух пастухов, и они вторят ангелам: «Радуйся, Агнца и Пастыря Мати!» Боготечною звездою ведутся на поклонение Деве с гласом радования мудрецы — волхвы: «Радуйся, всех родов веселие». И видим мы, как выходит весть о спасении человечества за пределы обетованной Земли, и весь мир любовью становится соучастником Божия Промышления. Низвергаются идолы, заря нового таинственного дня занимается над непроглядной ночью тьмы и лжи. С рождением Спасителя Зиждителя готова явиться на земле новая тварь, которая неустанно будет воспевать «рождшую Наставника заблудшим». Таинству Боговоплощения дивится мир небесный и земной, ибо «им отверзеся рай». «Спасти хотя мир, нас ради явися по нам Человек», и глас радования слышит Мать Его: «Радуйся, дверь спасения». Согласно все тварное восхваляет Богородицу как одушевленный храм: «Радуйся, Церкве непоколебимый столпе».


Последний же кондак — это наше, други мои, наше радование. Слово и дело дошли и до нашего слуха, а главное — понимания, и мы, обретя в Богородице любящую Мать, прибегаем к Ней с сердечным прошением: сохранить нас в богоугодной жизни на земле и даровать Свой всемощный покров в вечности. Акафист раскрывает пред нами непостижимое величие подвига Матери Божией в домостроительстве нашего спасения. И мы молимся нашей Небесной Матери: «Взыщи нас погибающих, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши, избави нас от ада, болезни и нужды, и спаси нас».


Дорогие мои, мы с вами в жизни постоянно стоим перед чудом Божественного всемогущества, а примером жизни Девы Марии наглядно утверждаемся, что все возможно верующему и верному Богу сердцу. Божий обетования — это маяк, и он светит верным, чтобы в свое время исполнить радостью подвиг человеческой жизни. Только веруй Богу, и потрудись, и претерпи все на этом пути, а верность Божиих обетовании не подлежит сомнению, и милость Заступницы нашей Матери Божией всегда готова для всех любящих Сына Ее.

Аминь.                                                                                                                                                                     1990-е годы

Из книги: Архимандрит Иоанн Крестьянкин «Проповеди Великого поста»




Тропарь Похвалы Богородицы

Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся Невесто Неневестная.


Кондак Похвалы Богородицы

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.


Молитва Пресвятой Богородице


   О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, помощнице еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение, алчущих кормительнице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй святейшия патриархи православныя, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша. О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум, и очи сердечнии, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего; яко держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Акафист Пресвятой Богородице (Великий акафист, читаемый в субботу Акафиста)






В храмах на утрене читается Евангелие от Марка, Глава 8: стихи 27-31


27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?

28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков.

29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.

30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.


Перейти к толкованию Евангелие от Марка, Глава 8: стихи 27-31



На Литургии Преждеосвященных Даров читается Евангелие от Луки, Глава 10:стихи 38-42, Глава 11:стихи 27-28


38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.


Перейти к толкованию Евангелие от Луки, Глава 10:стихи 38-42, Глава 11:стихи 27-28




Храмы Похвалы Богородицы



Похвала Богородицы – престольный праздник одного из пределов Успенского собора Московского Кремля.

Именно в Похвальском приделе, по утверждению историков, в XVI-XVII веках совершались наречения митрополитов и патриархов.

Там же, в Кремле, есть и не действующий, но внешне частично отреставрированный храм Похвалы Богородицы в здании Комендатуры. Когда-то это был домовый храм в жилых боярских палатах.


Первый и единственный в Москве доступный всем верующим храм в честь праздника Похвалы Богородицы был построен в XV веке на берегу Москва-реки неподалеку от того места, где сейчас находится Храм Христа Спасителя. После пожара в XVII веке деревянный храм сменился каменным. В 30-е годы ХХ века старинная церковь Похвалы Богородицы была снесена вслед за находившимся рядом кафедральным собором – оба храма мешали строительству Дворца Советов, которое, к слову сказать, так и не было завершено. Храм Христа Спасителя был восстановлен в 90-е годы ХХ века.


Несколько лет назад появился и храм Похвалы Богородицы в Москве. В июле 2012 года был отслужен первый молебен на месте строительства Похвальской церкви в московском районе Зябликово. Сейчас между Ореховым и Борисовским проездами, на окраине яблоневого сада, находится временный храм, но при нем активно живет приход, действует воскресная школа и проходят занятия по хоровому пению, работает социальная служба… Прихожане надеются, что на этом месте со временем появится постоянный храм в честь Похвалы Богородицы.

Адрес:Москва, Ореховый пр., 43Б (напротив 41)

От метро Домодедовская  940 м

Тел: +7 (963) 772-78-55

Сайт: hram-pohvala.cerkov.ru



Интересные страницы:

Лазарева суббота

Вербное воскресенье

Великий (страстной) понедельник

Великая (Страстная) суббота.

ПАСХА