Вселенская родительская (мясопустная) суббота

«Имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и не праведных»

(Деян. 24:15)


За неделю до Великого поста, в субботу перед Неделей о Страшном суде. В день, предшествующий воспоминанию Последнего суда, христиане молят Праведного Судью явить Свою милость всем усопшим христианам.


ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА.


Перед началом Великого поста Церковный устав предлагает нам вспомнить в молитве о своих умерших родных и близких. Через эту молитву мы сами возогреваем в себе память о смерти. О том, что каждому из нас, как и нашим умершим близким, придется покинуть этот материальный мир и предстать перед Богом.


"Будем друг за друга молиться,

чтобы в вечности не разлучиться".

Старец Митрофан Жировицкий



Вселенская Родительская (мясопустная) Суббота

(День особого поминовения усопших)


Вселенская мясопустная родительская суббота – бывает в субботу на Мясопустной седмице за неделю до Великого поста.

Первая вселенская родительсая суббота на Мясопустной седмице свое название получила по следующему за ней дню – "Недели мясопустной", т. е. Дню, в который последний раз разрешается есть мясо.

В этот день, как бы в последний день мира, Церковь приглашает своих членов на общую молитву обо всех умерших в вере от Адама до сего дня, и каждый из присутствующих молится не только о своих родных и близких сердцу, но и всех вообще христианах, в истинной вере скончавшихся. Именно в субботы, а не в другие дни, полагается моление об упокоении душ потому, что день субботы, как день покоя, по самому своему назначению наипримечательнейший для моления – упокоить умерших со Святыми. Нынешним молением об упокоении усопших Церковь напоминает нам о неизбежной и для нас кончине и предстоящем нам от неподкупного Судии испытания, чтобы подготовить к подвигам предстоящего спасительного поста.


Мясопустная суббота - это самый древний и торжественный поминальный день, который всем верующим должен напоминать о Судном дне. По церковному преданию, первые христиане собирались на кладбищах и молились за собратьев по вере, особенно за тех, кто умер внезапно и потому не получил достойного погребения. Смысл обряда максимально подготовить к новой, загробной жизни и встрече с Богом души всех верующих, не забывая и о душах, покинувших земной мир.


Всего лишь две субботы в православном календаре имеют статус вселенских. Среди них Мясопустная и Троицкая (перед Пятидесятницей). Мясопустная суббота считается днем всецерковного поминовения усопших. Для поминовения служат панихиды.


Чтобы помянуть покойных родственников, нужно прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида. А утром в Родительскую субботу заупокойная литургия, после которой служат общую панихиду.

Молясь о покойных, свечи ставят к Распятию, а не к иконам. Чтобы умерших близких помянули на литургии или на панихиде, нужно подать записки с их именами. В записках пишут лишь имена тех, кто был крещен; остальных каждый может молитвенно помянуть сам.



Церковное поминовение в родительскую субботу


Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.


Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).


Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон[панихидный столик] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.


Необходимо помнить

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.




«Будем знать, что свято перед Богом и священно перед людьми всё то, что мы делаем для умерших из чистой и святой любви нашей к ним.

Свята и дорога частица, вынутая из просфоры с поминовением усопшего, ибо она опускается в Чашу с молитвой церковной: « Отмый, Господи, грехи поминавшихся здесь, Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Дорого всякое доброе дело, сделанное во имя их. Поэтому вознесём и ныне свои горячие молитвы к Богу о прощении грехов нашим усопшим, с твёрдой верой, что Милосердный Господь, сказавший: «Аще что просите от Отца во имя Моё, то сотворю» (Ин.14,13), простит их согрешения, «с праведными сопричтет, яко Благ и Человеколюбец». Цитата из проповеди митрополита Симона. Не забывайте молиться о наших усопших, им молитва нужна а нам молиться полезно!




Человек неизбежно предназначен к вечности. Но никто не может избежать смерти.

Какая она будет, мы не знаем.

Может, для нас это будет обычная смерть, а кто-то погибнет на войне, кто-то – от злодеев, от болезни, но неизбежно человек умирает, и душа его уходит туда.

Нам кажется несправедливым, когда человек живет в моральном плане нехорошо, поступками своими делает очень много зла в мире и в то же время материально благоденствует.

Это оттого, что мы не признаём значимость вечного, что рано или поздно душа человека окажется пред той вечностью, в которой человек неизбежно будет или награжден, потому что жил праведной, благочестивой жизнью, или, наоборот, будет осужден за свое зло.

Схиархимандрит Илия Ноздрин





"Когда мы стоим и молимся об усопшем, мы на самом деле говорим: «Господи, этот человек прожил не напрасно. Он оставил по себе пример и любовь на земле: примеру мы будем следовать, любовь никогда не умрет». Провозглашая перед Богом нашу неумирающую любовь к усопшему, мы утверждаем этого человека не только во времени, но и в вечности".

Митрополит Антоний Сурожский




Знают ли наши умершие, кто именно и когда за них молится?

«В 1831 году, когда я поступил в Лавру наместником, к нам определился на жительство диакон с хорошим и сильным голосом. «В 1831 году, когда я поступил в Лавру наместником, к нам определился на жительство диакон с хорошим и сильным голосом.


Однажды накануне праздника он отпросился на родину в деревню, заверив, что к праздничной службе поспеет вернуться. На Литургию он не пришел, не было его и на обеде. Наконец, после повечерия явился, дослужил молча и... умер.


Я заказал о нем везде молитвы, — так как считал себя виновным в его смерти, и сам молился за него.


Накануне сорокового дня вдруг келия моя осветилась и я вижу перед собой диакона. «Я пришел поблагодарить тебя за твои молитвы обо мне», — сказал он. «Не я один молился о тебе, отец диакон, но многие братья и во многих монастырях!», — ответил я.


«Помянув меня раз, везде забыли записать поминовение на все сорок дней», — ответил тот. «Как же вы можете знать Там, кто молится за вас, а кто забыл?», — решил выяснить я.


«Нас Там, хоть на три сажени, закопай, мы видим все, чем каждый здесь занимается, о чем думает, чего хочет, о чем молится! Видим, кто и за кого молится! Кольми паче Господь все это видит!»


«А как ты прошел мытарства?» «Как молния! Потому что Бог сподобил меня в последний день причаститься Святых Христовых Тайн!» Видение исчезло».

Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Антоний




Как мы можем помочь нашим усопшим родным?


Прежде всего, мы можем помочь им молитвой.

Молитва это то, в чем больше всего нуждаются усопшие.

Потому что не всегда человек за жизнь успевает осуществить все то, что он должен осуществить.

Есть люди, которые уходят преждевременно. Люди, которые совершили грехи и не успели принести покаяние.

Всякий человек. ушедший в мир иной, нуждается в молитве, заботе и любви.


Что нас поддерживает в этой жизни?

Нас поддерживает наша друг с другом солидарность.

Если у человека есть друзья, то когда ему плохо, они приходят ему на помощь.

А если они не приходят на помощь, значит, это не настоящие друзья.


Когда человек переходит в иной мир, он продолжает оставаться нашим близким, родственником, другом.

И значит, он не в меньшей, а может быть и в большей степени, чем при жизни нуждается в нашей помощи и нашем сочувствии.

Но при жизни мы можем помогать друг другу разными способами – не только молитвой, но и делами, словом; а после смерти остается только один способ ему помочь – молиться о нем.


Поэтому молитва об усопших – это важное делание для христианина и никогда не надо забывать о тех людях, которые перешли в мир иной.

Митрополит Илларион Алфеев:




Зажгу свечу в помин души

по дорогим, ушедшим людям

Мы жить за них с тобою будем

и ты забыть их не спеши.


Плачь поминальная свеча.

О тех, кого уже не будет

Кто не споет и не полюбит

и не обидит сгоряча.


Плачь, поминальная свеча.

Пусть в памяти воскреснут лица

и кадры жизни вереницей,

из прошлого, как свет луча.



Плачь, поминальная свеча.

Душа страдать не перестала

с тех пор, как рядом их не стало,

в глазах моих одна печаль.


Ведь время от потерь не лечит,

ложится тяжестью на плечи.

Нельзя все заново начать!

Плачь, поминальная свеча.


Плачь, поминальная свеча!

Покуда я живу на свете,

я буду помнить, Бог свидетель.

Плачь, поминальная свеча...


Елена Павленко


О молитвенном поминовении усопших

Проповедь в мясопустную родительскую субботу архимандрита Кирилла (Павлова)


Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк.20:38), – сказал Христос Спаситель неверовавшим в воскресение мертвых саддукеям.


Возлюбленные во Христе братия и сестры! Святая Православная Христианская Церковь, твердо веруя этим неложным словам Спасителя, всегда во всеуслышание исповедует непререкаемую истину, что со смертью человека жизнь его не прекращается. Что мы видим умирающим? Только тело, которое взято из земли и опять возвращается в землю. Плоть разлагается и обращается в прах, а сам по себе человек, со всеми своими чувствами и со своей бессмертной душой, продолжает жить, переходя только из этого мира в другой, загробный. Следовательно, общение между живыми и мертвыми смертью не разрушается, а продолжает существовать.


На основании этой истины Церковь всегда, начиная со времен Ветхозаветных, а особенно в Новозаветное время – время Апостольское, совершала и продолжает совершать поминовение и творить молитвы по усопшим единоверным своим братиям. Святая Церковь, принося ежедневные молитвы за усопших своих чад, побуждает к этому и всех верующих, чтобы они едиными устами и единым сердцем возносили к Престолу Божию пламенные молитвы с просьбой о упокоении усопших своих сродников в местах блаженства. К молитве за усопших побуждает нас христианская любовь, которая соединяет нас взаимно во Иисусе Христе во единое братство. Усопшие единоверцы – наши ближние, которых Бог приказывает нам любить, как самих себя. Ибо Бог не сказал: любите ближних, пока они живут на земле. Стало быть, Господь не ограничивает любовь к ближним границами земного бытия, а простирает ее и в вечный загробный мир. Но чем, как не поминовением, чем, как не молитвою, мы можем доказать свою любовь к перешедшим в жизнь загробную? Каждому из нас желательно, чтобы по отшестии нашем из сей жизни наши ближние нас не забывали и молились о нас. Чтобы это исполнилось, надобно и нам поминать усопших. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф.7:2), – говорит Спаситель. Поэтому тех, кто поминает усопших, помянет Господь, помянут и люди по отхождении их из сего мира. Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего спасает от временного несчастия, но гораздо большая награда и большее утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые блаженные обители.




Весьма часто умершие являются своим родным во сне и даже наяву в отчаянии, слезах, тяжком горе.

Плачут потому, что близкие не молятся о них…


Обязательно до последних дней своей жизни поминайте их, ибо умершие уже ничего не могут сделать для облегчения своей участи.

Они укоряют нас: «Почему не испрашиваете оставления грехов наших при Бескровной Жертве, совершаемой ежедневно во время святой Литургии?»

Ведь они же знают, что если вы будете поминать их, если священник будет изымать частицы о упокоении их души и в конце Литургии все эти частицы опускать в Чашу с Кровью Христовой, молясь: «Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь, честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих», то грехи омываются, и несчастные получают великое облегчение.

Часто повторяемое поминовение способно в огромной мере облегчить их загробную участь, способно даже исходатайствовать перед Богом полное прощение их грехов».


Святитель Лука Войно-Ясенецкий.


Надо думать об усопших, надо


Когда я думаю об усопших…

Что это больше – вопль, или стон, или вой?

Вспомните, как вам плохо, когда вы реально пали, сделали то, что нельзя было делать. Что происходит в это время?

В это время вы знаете, какого вкуса смерть, потому во рту у вас именно горечь смертная. И в ноздрях у вас запах смертный, а сами вы – на грани. И чем докажешь тогда, что ты не в аду? Разве что тем, что ходишь, здороваешься, пытаешься улыбаться.


Между тобой и покойником, правда, разница велика. Все же ты жив, а живому псу лучше, чем мертвому льву (Еккл. 9:4). Но только представь, что мука в душе все та же, а возможность покаяния отнята навсегда. Представь, что всякое утешение удалено от тебя: и утешение разговором, и утешение пищей, и вообще всякое мыслимое утешение. И еще представь, что ты стал прозорлив с опозданием. Ты стал прозорлив себе на беду. То есть теперь ты ясно понимаешь, что в жизни сделал не так; что вообще сделал такого, чего не стоило делать. А сколько нужного и полезного вообще не сделано! И вся жизнь на ладони. И все ясно, как днем. Только толку нет от этого знания. Есть только горечь о жизни, прожитой пусто, словно это и не твоя жизнь. Что тогда будет делать человек? Он будет выть и стонать. Он будет горько жаловаться и плакать. Не этот ли вопль слышен, как только задумаешься об умерших?


Тот плач не несет утешение. (О, Небо! Ведь проливая слезы на земле, мы истинно утешаемся, и изливаем душу, и находим тишину. Но тот плач есть плач неутешный. Какое страшное слово!) И это не один человек, и не два, но множество, ускользающее от подсчета. И когда думаешь об усопших, то вроде бы слышишь этот, то ли вопль, то ли стон. Слышишь звуки запоздалого раскаяния и сожаления о жизни, прожитой на ветер, пусто, ни к чему.


Не всегда, далеко не всегда это бывает. Иначе и жизнь была бы не жизнь, но сплошное прислушивание к страшным звукам. Но если бывает так по временам, то невыносимо жалко бывает и ушедших за видимую грань. И словно роса на душу приходит тогда и звучит заупокойная христианская служба. Все эти панихиды, эти родительские субботы, эти заупокойные ектении на Литургиях, эти приношения на панихидные столы. Девять дней, сорок дней… все они ложатся на душу, как потерянный пазл, без которого никак не сложится общая картина. И ты понимаешь, что Церковь это любовь. Любовь не сентиментальная, но простая и настоящая. Зрячая любовь. Это любовь главным образом к беспомощным, в том числе и умершим, оттуда - из невидимого далека, протягивающих руки с мольбой.


Невольно подумаешь и о себе, однажды имеющем уйти отсюда и пересечь черту. Кто о тебе помолится? И хватит ли этих чьих-то молитв, чтобы упасть на душу прохладой, как роса – на землю? И еще: становится ясно, почему святые плакали о себе так горько при жизни. Таинства будущего века приоткрывались перед ними, и они ощущали себя уже на Суде, а потому плакали горько о себе самих, как о нераскаянных покойниках. Теперь им тихо и радостно. Но плачут те, кто попрыгуньей-стрекозой лето красное пропел и провеселился. Сколь ни виноваты они в своей незавидной участи, а их тоже жалко. И Церковь, ранее, говорившая им: «Покайтесь», теперь говорит Богу: «Помилуй их по великой Твоей милости».


Надо думать об усопших, надо думать.

И надо замирать, прислушиваясь: не услышишь ли стон, или вой, или плач. Ибо много их, «упавших в эту бездну, разверстую вдали». А когда согрешишь и затоскуешь смертельно (ибо грех рождает смерть), ПОБЛАГОДАРИ БОГА, ЧТО ТЫ ЕЩЕ НЕ УМЕР, ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ ТЕБЯ ПОКАЯНИЕ.

И если услышишь насмешливый шепот тех, кто всего сказанного не понимает, то оставь их с их замершей душой и оглохшим сердцем. Как Данте говорил: «Взгляни и - мимо!» У нас так много работы, что жалко времени на бесполезные споры

 .Протоиерей Андрей Ткачев





Тропарь заупокойный, глас 8:

Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй и поле́зная всем подава́яй,

Еди́не Соде́телю, упоко́й, Го́споди, ду́ши раб Твои́х, на Тя бо упова́ние возложи́ша, Творца́ и Зижди́теля и Бо́га на́шего.


Кондак заупокойный, глас 8:

Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́ши раб Твои́х, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние,

но жизнь безконе́чная. Богородичен, глас тот же: Тебе́ и Сте́ну и Приста́нище и́мамы, и Моли́твенницу благоприя́тну к Бо́гу, Его́же родила́ еси́, Богоро́дице Безневестная, ве́рных спасе́ние.


Акафист и молитва о упокоении усопших






Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться

Нечасто, но приходится слышать от людей: «зачем молиться об умерших, ведь Сам Господь сказал нам: «В чем застану, в том и сужу», какой же смысл такой молитвы?» Апостол Иаков заповедует нам: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16).



К сожалению многие православные сегодня продолжают держаться скверного обычая - поминать усопших водкой. Делают это и на могилах, и за поминальным столом. Какой же вред наносят таковые и своим усопшим родственникам, и себе самим! Вот так поведал однажды одному священнику странник Божий, по имени Андрей, уроженец Саратовской губернии. Была у этого Андрея единственная дочка. Крепко он её любил. Только постигло старика великое горе: захворала его любимица и умерла. Сильно горевал Андрей по своей ненаглядной: на похоронах её устроил богатые поминки, на которых не жалели водки, усердно угощая гостей. Но вот в следующую же за поминками ночь вдруг является к отцу умершая дочь, да такая скорбная и печальная.

- О чём скорбишь и тужишь, дочка? – спрашивает отец.

- Как же мне не скорбеть, как же не печалиться, когда вы меня не любите, не жалеете и увеличиваете мои страдания в геенском огне.

- Что ты, дочушка, говоришь-то? Я ли не люблю тебя! Для тебя и твоего спасения я готов отдать всё, даже последнюю рубаху с себя, - говорит отец.

- И отдавайте, - говорит дочь, - отдавайте бедным, неимущим, так как только молитвы церковные да милостыня, бедным подаваемая, облегчают и спасают от вечного мучения усопших. Только зачем вот водкой-то поминают нас, усопших? Разве не знаете, что такое поминовение водкой лишь увеличивает наше мучение? Я, отец, испытала это на себе. Страдая нестерпимыми муками, я увидела Божию Матерь, Которая сказала: «Родители этой девицы не жалеют её, усердно поят водкой поминальщиков, они не знают, что Я ужасно гневаюсь на тех, которые употребляют водку. Делая поминки с водкою, они лишаются моего ходатайства об облегчении мук поминаемой души».

- Услышав это, - говорит явившаяся, - я сказала: «Мати Божия, разреши мне явиться к отцу моему и оповестить его о том, что он заблуждается, совершая поминки водкой».

И вот я оповещаю тебя, отец, - продолжала девица, - что кто для поминок усопших употребляет водку, тот ещё более причиняет им нестерпимых мук, принося поминовением водкой жертву бесам, а Матерь Божия скорбит и гневается на таких поминальщиков, и гнев Её переходит и на нас, усопших.

Сказав это, дочь моя, - повествовал Андрей, - стала невидима. Я тогда же дал клятву оставить совсем употребление водки. Мало того, ходил в Почаев, что бы там пред чудотворной иконой Божией Матери вымолить себе прощение и милость моей дочери. Усердно и слёзно молился я пред иконой Царицы Небесной и удостоился во сне вот такого видения. Явилась мне Матерь Божия и сказала: "Твои усердные молитвы и молитвы служителей Моей Почаевской обители исходатайствовали помилование твоей дочери, но знай, что каждая капля водки, выпитая на поминках усопшего, причиняет такую же боль, какую причиняли Сыну Моему острия тернового венца во время земных Его страданий. Знай, что все те, которые употребляют вино на поминках, - мои враги. Поведай о сем миру."

Вот с тех пор я и хожу по православной матушке – Руси и говорю православному русскому люду о том, как велик грех поминать души усопших водкой и как вразумила меня о сем Царица Небесная.

Пора православным христианам оставить этот обычай поминать усопших водкой.

Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.




Интересные страницы:

Неделя о Страшном Суде.

Масленица

Прощёное воскресенье

Чистый понедельник. Начало Великого поста