Шестое воскресенье по Пасхе - об исцелении слепорожденного.
Это последняя неделя перед праздником Вознесения Господня. В этот день вспоминается евангельский рассказ об исцелении Господом Иисусом Христом слепого от рождения человека. Это чудо особенно поразило иудейских старейшин и книжников, но несмотря на это они не приняли Христа как Мессию, показав свою духовную слепоту. Пример исцеленного слепого показывает, что по настоящему прозреть и увидеть мир и себя таким какими их задумал Бог можно только через Христа.
Доколе Я в мире, Я свет миру. (Ин.9.5)
Шестая неделя по Пасхе - о слепом.
Однажды Господь Иисус Христос увидел слепого, просящего милостыню. На вопрос учеников, предваривший исцеление, кто согрешил, он или его родители, Христос отвечал, что "не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру" (Ин.9,3-5).
Сказав это, Господь сотворил брение, помазал им очи слепого и сказал ему: "Иди в Силоамскую купель, омой свои глаза и будешь здоровый".
Так и случилось.
Исцеленный от слепоты, которая была у человека от рождения, стал свидетельствовать о Христе. Тогда первосвященники, старейшины иудейские стали пытать бывшего слепого, спрашивая у него: "кто", "как", "зачем", "почему", "а действительно ли ты был раньше слепой, а может, нет?"; подвергли допросу даже его родителей. И, получив убедительные ответы от самого слепорожденного и от его родителей, какой вывод сделали? "Не от Бога Этот Человек" (Ин.9,16), - сказали старейшины, указывая на Христа. Но прозревший возразил: "Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего" (Ин.9,33). Законники окончательно были выведены из себя такими словами, и выгнали бывшего слепого вон. На вопрос Христа, верует ли он в Сына Божия, Которого видел и слышал, этот человек сказал: "Верую, Господи! И поклонился Ему" (Ин.9,38).
На примере слепорожденного, исцеленного Иисусом Христом, Святая Церковь представляет образ всякого грешника, который есть слепец от рождения, "потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим.3,23), а дарованием чудесного света духовным и телесным очам слепца поучает, что просветитель истинный – один Господь, и только в свете Его можно узреть истинный и спасительный свет.
Слепой от рождения и слепые души.
Огромная разница между нами и Иисусом! Мы стараемся побыстрее пройти мимо Лазарей мира сего, не в силах выносить их страданий, перед которыми мы бессильны. Денег у нас нет, сил нет, сердца тоже нет – у нас нет ничего перед лицом этих страданий. И так, убегая от Лазарей, мы убегаем от собственной ничтожности.
Так и ученики, наши посланники, пребывавшие рядом с Богом, спрашивали Иисуса:
– Учитель, кто согрешил: он или его родители, что он родился слепым (см.: Ин. 9: 2)?
Когда ничего не можешь, ты начинаешь заниматься умствованиями, спрашиваешь о причине, а когда причина в грехе, занимаешься морализаторством.
Мы обходим стороной Лазарей, а Иисус знал их и звал к Себе. Он знал Нафанаила, когда тот был еще малым ребенком, которого спрятали под листьями смоковницы от ярости Ирода. Он и теперь знал этого слепого еще до того, как тот родился, и раскрывает нам и ему тайну Божию: что он родился слепым не за свои грехи и не за грехи родителей, но чтобы на нем явились дела Божии.
Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1: 3).
Сотворить живые глаза из земли и слюны – это уже не дело человека, но дело Бога. Исцелить глаза, срезать с них бельма могут и врачи, но создать новые глаза, причем из такого материала, и послать умыться в воде Силоама слепорожденного – это мог сделать только Тот, Кто собственными руками создал из земли Адама.
Вот в чем смысл исцеления слепорожденного: Бог Отец пожелал открыть миру Бога Сына как Творца миру и Создателя жизни. В ответ на это воление Отца возгорелся Дух Иисуса, Он воспринял это желание как Свое, как Свою миссию в мире, как свойство вспыхнувшего огня светить! Эта воля Отца возгорелась в Духе Иисуса, через Него просвещая миру истину.
Иисус, зная, что слепой – это человек, через которого Отец совершит откровение миру Сына как Создателя жизни, зная волю Отца, которую Он усвоил Себе как миссию Своей земной жизни (вот образец для нас, земнородных), в этой Божественной уверенности плюнул на землю, и замешал глину, и помазал глаза слепому, то есть отверстия его глазниц, и сказал:
– Пойди, умойся в купальне Силоам (Ин. 9: 7).
И тот пошел, умылся и возвратился зрячим.
Дело в том, что иудеи договорились между собой изгонять из синагоги всякого, кто исповедует, что Иисус есть Мессия, то есть Сын Божий, ожидаемый народами. Это знали все, а значит, и родители слепого, потому они и не стали давать четкого ответа, что там, где не было глаз от рождения, один только Бог мог их вставить.
Итак, во второй раз позвали человека, бывшего слепым, и стали заставлять его, во имя Божие, сказать плохие слова об Иисусе, будто Он грешник. Однако он этого не сказал. И снова велели ему рассказать о своем исцелении. Человек этот позволил себе тогда вопрос, приведший их в ярость:
– Я только что сказал вам, и вы не слышали? Вы что, опять хотите это услышать? Может, вы тоже хотите сделаться Его учениками (см.: Ин. 9: 27)?
И тогда иудеи набросились на него с криками, говоря, тем не менее, истину:
– Это ты Его ученик, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он (Ин. 9: 28–29).
Человек, обретший телесное зрение, своим исповеданием Бога обретает и душевное зрение, и мы слышим одно из самых прекрасных исповеданий:
– Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего (Ин. 9: 30–33).
Эта была твердая, как скала, вера этого нового миссионера Христова.
Итак, фарисеи, видя, что ничего не могут добиться от него, стали его ругать:
– Ты весь родился в грехах и, что, будешь учить нас, праведников, тайнам Бога? – и выгнали вон.
Вот трагизм ситуации: слепой обретает зрение, а у фарисеев помрачаются ум и глаза от ярости, обращенной против него и Иисуса. Злой дух удерживает их за сердце, чтобы они не признали Иисуса и глаза их души не просветились. Иисус исцелил слепоту глаз, но не мог исцелить ослепления злобы, которому нет лекарства, но есть наказание.
Когда Иисус услышал, что слепого выгнали из синагоги, Он, найдя его, сказал:
– Ты веруешь в Сына Божия?
А тот спросил:
– А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
Иисус сказал ему:
– Ты видел Его. Этот Тот, Кто говорит с тобою.
Он же сказал:
– Верую, Господи! – и поклонился Ему (см.: Ин. 9: 35–38).
Этот человек, через которого Бог имел открыть миру Сына Своего как Творца жизни, сделав ему из глины пару глаз, в свою очередь сподобился от Бога откровения об Иисусе как Сыне Божием через свидетельство Самого Бога.
Быть слепым и чудом обрести пару глаз – это великая радость жизни, счастливый исход из мрака, появление на свет века сего. Быть земнородным и решиться исповедовать Бога любой ценой, как бы тебя ни высмеивали, – еще большая радость, которая может привести к отверзению духовных очей, очей веры, чтобы ты видел Иисуса, чтобы тебе открылся Иисус, Сын Божий, сущий с нами во все дни до скончания века.
Видеть Иисуса – это счастье, с которым не сравнится никакая земная радость; а случается это время от времени и из рода в род, чтобы не угасала в людях уверенность в существовании Бога.
Вера в Бога и исповедание Его – это то же, что исход души из мрака на свет Божий, появление на свет века грядущего. Вот полное исцеление! Вот неустрашимый миссионер Иисусов!
Иеромонах Арсений (Бока).
Перевел с румынского Родион Шишков.
ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОРОЖДЕННОГО
(Ин. 9:1–41)
Чудо исцеления слепорожденного относится к тем делам Христовым, которые Он совершил в последние месяцы Своей земной жизни и которые находятся в тесной связи с проповедью Спасителя в иерусалимском храме, на следующий день после праздника Кущей.
В тот день на вопрос Иудеев: «Кто же Ты?» Христос открыто засвидетельствовал о Себе, как вечно Сущем Боге, Сыне Отца Небесного, истинном Мессии и Свете миру.
«Я – Свет миру, – сказал Иисус иудеям, – «кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме...» – «От начала Сущий»... «Пославший Меня есть со Мною, Отеп не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно»... «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:12, Ин. 8:25, Ин. 8:29, Ин. 8:58).
Последние слова Христа, как известно, привели иудеев, бывших в храме, в крайнюю злобу и негодование: «Тогда» (они) «взяли каменья, чтобы бросить на Него», – говорит Евангелие, – «но Иисус скрылся и вышел из храма, прошед посреди них и пошел далее».
И вот, как раз вслед за этим, на улицах Иерусалима произошла встреча Иисуса Христа со слепорожденным. Ученики спросили Спасителя о духовной причине данной болезни. «Равви» – сказали они, – «кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» – «Не согрешил ни он, ни родители его» – отвечал Христос, – «но это для того, чтобы на нем явились дела Божий. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру». «Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал глаза слепому и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошел, и умылся, и пришел зрячим».
Так произошло это, необъяснимое никакими естественными силами природы, чудо. Далее, евангелист рассказывает о том, какое впечатление произвело это событие на самого исцеленного слепца, на его родителей, на знакомых ему соседей и, наконец, на книжников, фарисеев и прочих начальников иудейских.
Но, прежде всего, отметим отдельные моменты этого чудотворения. Здесь не видно, чтобы слепец просил Христа об исцелении, как это бывало во многих других случаях исцеления Христом слепых и вообще болящих. Не видно также, чтобы Господь предварительно испытывал веру слепца. Все произошло совершенно неожиданно. Слепорожденный, по-видимому, мог только слышать, что мимо него проходит толпа людей и что среди нее находится тот «равви», о котором, конечно, знал весь Иерусалим; но слепцу, вероятно, и в голову не приходила мысль, что дело коснется его и что он, лишенный зрения от утробы матери, теперь сможет увидеть свет, людей, природу, и что вся жизнь его сейчас может измениться. Он не мог представить себе такую перемену уже потому, что, как он потом сам говорил, «от века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному».
Можно думать, что Христос совершил это чудо, прежде всего, по Своему неизреченному милосердию и любви к несчастному, обездоленному человеку, носящему на себе как бы печать первородного греха Адама и расстройства гармонии первозданного мира.
Но это еще не все, ибо каждое слово и каждый жест Христа, совершающего это чудо, здесь полны символического смысла, являются как бы продолжением и подтверждением речи Спасителя в храме.
Христос есть «Сущий от начала, – Сын Божий, – и Ему, как Богу, свойственно провидеть причины всех вещей, знать прошедшее и будущее всех явлений. Поэтому, на вопрос учеников о духовной причине данной болезни (или уродства), Христос дает решительный ответ, что она заключается и не в греховной наследственности, воспринятой от родителей ж, тем более, не в личном грехе слепорожденного, т. к. еще не родившись на свет, находясь в утробе матери, он, конечно, согрешить не мог.
Тогда в чём же?
В том, что этот человек родился слепым по воле Провидения «для того, чтобы на нем явились дела Божий», и чтобы они явлены были именно в данный исторический момент, и в данной обстановке. Воля Провидения выразилась в том, чтобы здесь, открыто, на улицах Иерусалима, подтвердилась и утвердилась вечная истина о Христе, что Он есть Свет, Сын Божий, посланный Богом Отцом в мир, чтобы «делать то, что угодно Отцу».
«Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день, – сказал Христос. Но день – значит свет. И как свет дневной, исходя от солнца, сияющего в небе, греет всех человеков – злых и добрых, так и солнце духовное, – Христос, освещая всю вселенную, «просвещая всякого человека грядущего в мир», дает жизнь всей твари. Христос есть творческое Слово, «которое было вначале у Бога и через Которое все начало быть, что начало быть... В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков...» (Ин. 1:1–4).
Дела Божии есть всегда дела творческие. И здесь, на улице Иерусалима, Христос показал творческое дело Пославшего Его в мир Отца Небесного.
Сказав о Себе: «Я – свет миру», «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому». Затем послал слепца умыться в купальне Силоам, после чего тот прозрел.
Конечно, Христос мог бы только мыслию Своею, или единым словом, или прикосновением Своим, даровать зрение слепому; но Он поступил иначе. Почему?
Не потому ли, что брение, взятое из земли и плюновения, послужило здесь символом творческого акта, подобно тому творческому акту, когда Бог Слово из земли создал первого человека? "Земля» есть материя, а «плюновение» есть символ жизни, исходящей от Тела Сына Человеческого, той вечной, творческой силы, которая оживотворяет землю и которая из неорганической материи созидает живой организм.
Здесь, в этом чуде, не существовавший от природы орган зрения, со всею его биологической сложностью и гармонией, был создан творческою волей Христа Бога, вновь. «Се творю все новое». (Апок. 21:5). Итак, если принять символику брения, то надо будет признать, что чудо исцеления слепорожденного (как и чудо воскрешения Лазаря) выделяется из ряда других чудес Христовых, которые можно рассматривать как проявление могущественных сил природы в принципе доступных и подчиненных совершенному человеку, – Новому Адаму. Но здесь, в этом чуде, Христос является в мире, не как «Новый Адам», но как творческое Слово, Бог и Творец Адама.
Такое понимание чуда исцеления слепорожденного отразилось и в литургических текстах «Недели о Слепом». Там, например, прямо говорится, что «всех Владыка и Творец, проходя обрете на пути слепца сидяща...» и многое другое подобное.
Но символика этого чуда идет и далее... Так «Силоамская купель» и значение ее имени «Посланный» – также имеет свой символический смысл. Известно, что Силоамский источник и имевшаяся при нем купальня, находились на Юго-Восточной стороне Иерусалима, при подошве холмов Сиона и Мории; их «тихие води» (Ис. 8:6) считались олицетворением духовного мира и противополагались бурным, воинственным чувствам, олицетворявшимся ветхозаветными именами «Рецина и Сына Рамалаина».
Воды Силоамского источника имели (и до сих пор имеют) сладковато-соленоватый вкус и считались священными и целебными. В праздник Кущей из Силоамского источника священники брали воду в храм для торжественного возлияния ее из золотых сосудов на жертвенник; это делалось при звуках труб и кимвалов, и при радостных восклицаниях народа, в последний день праздника. Смысл этого обряда должен был напоминать чудо Моисея, когда он извел воду из бесплодной скалы во время странствования Израиля в пустынях Синая. Об этом указывается в Священном Писании.*) Значение названия источника – «Посланный», приводится евангелистом Иоанном очевидно не случайно, а имеет провиденциальный смысл. Это имя дано было в древности, и связано многовековым ожиданием прихода Мессии, который должен быть истинным Посланником Бога Отца и принести народу Израильскому освобождение от греха, болезни и смерти.
И как раз, на празднике Кущей, когда воды Силоамского источника по обычаю возливались на жертвенник, Христос, уча в Притворе Соломоновом, многократно и открыто свидетельствовал народу, о Своем Посланничестве, а в последний великий день праздника провозгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей! Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него». (Ин. 7:37–39).
Христос-Мессия, посланний Богом-Отцом, Сам, выйдя из храма, посылает слепца на Силоамский источник, чтобы, как в водах крещения, очиститься ему от скверны плоти и духа, и чтобы получить зрение телесное и духовное – т.е. телесными и духовными очами увидеть истинный Свет – Мессию Христа.
Услышав слово Христа – «Иди и умойся» – слепорожденный, дотоле стоявший пред Иисусом Христом в недоумении или смутном ожидании, теперь вдруг чувствует к говорящему с ним «равви», доверие; а это уже начало веры. И будучи посланным, он немедленно исполняет волю Пославшего его, – идет на источник и смывает в нем свою слепоту.
Прозревши и возвратившись в город, бывший слепец не находит своего Целителя на месте первой встречи, но несомненно чувствует к Нему величайшую благодарность, а вместе с тем и неизъяснимую радость в сердце. Перед ним теперь открылось солнце и весь видимый мир природы, во всем своем великолепии и красоте. И эта радость, несомненно, явилась началом и того духовного преображения его личности, которое с ним вскоре произошло.
Уже идя по улицам Иерусалима, он привлекает к себе всеобщее внимание; все останавливают его и расспрашивают, что с ним случилось. Знавшие его раньше, – удивляются: тот ли это самый человек, который родился слепым? и кто этот Чудотворец, совершивший такое неслыханное чудо? Но соседи по дому, хорошие знакомые и сами родители бывшего слепца с полной уверенностью свидетельствуют, что это есть именно тот самый человек, который родился слепым.
Сам же бывший слепец, охотно и многократно рассказывает всем, как с ним произошло чудо, но не может однако указать, где находится исцеливший его «человек, называемый Иисус».
Весть о чуде быстро дошла до властей иудейских, а «была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз очи» слепому.
Приведенный к фарисеям, бывший слепец охотно рассказал им о том, как был исцелен Иисусом Христом и исповедовал пред ними свою веру во Христа как пророка. «Это пророк», – сказал он фарисеям.
Тогда между фарисеями возник спор. Одни из них утверждали, что Чудотворец есть грешник, так как «не хранит субботы», другие же возражали, сомневаясь, чтобы грешник мог совершать чудеса, хотя бы и в субботу!
Для фарисеев, конечно, было бы самым выгодным дискредитировать самое событие, доказав, что чуда вовсе и не было. И здесь фарисеи начинают плести сложную сеть лжи. Они терроризируют родителей бывшего слепца в уверенности, что те отрекутся от своего сына и скажут, что это не их сын, и что никакого чуда, значит, и не было. Но родители на это не пошли: признав в исцеленном собственного сына, они лишь уклонились от высказывания своего мнения, из страха, «чтобы не быть отлученными от синагоги», ибо им было известно, что «Иудеи сговорились уже, что кто признает Его» (Иисуса) «за Христа, того отлучать от синагоги». А отлучение от синагоги было равносильно лишению всех общественных прав и грозило очень многими неприятностями практического характера.
Потерпев неудачу у родителей бывшего слепца, фарисеи решили тогда, оперевшись на свой многовековый авторитет фарисейства, бездоказательно утверждать, что происшедшее чудо, хотя и действительно было, но оно «не от Бога», и что Иисус есть грешник.
Призвав вторично бывшего слепца, фарисеи безоговорочно требуют от него: «Воздай славу Богу; мы знаем что человек тот – грешник», т.е. благодари Бога, что мы предупреждаем тебя от духовной опасности.
Но тут они встретили неожиданное для себя сопротивление от этого несчастного нищего. «Грешник ли Он, не знаю, – ответил им бывший слепец, – одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу».
Эти слова показали фарисеям, что их авторитет уже оказался недостаточным чтобы опорочить истину в глазах даже такого простеца, как этот иерусалимский нищий, и что прозревшие очи его видят теперь не только внешние факты и вещи, но и нечто большее; они видят духовный смысл этих вещей. Тон речи бывшего слепца становится совершенно другим, независимым и даже насмешливо-осудительным, по адресу его допрашивавших фарисеев. Он отказывается снова рассказывать им о том, как произошло чудо, а говорит ясно и твердо, как человек духовно прозревший и независимый. И замечательно, что говорит не только от себя лично, но как бы и от лица народа: «Это и удивительно, что вы не знаете откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному».
Такой ответ оказался нестерпимым и убийственным для гордых фарисеев.
«Во грехах ты весь родился, – сказали они ему, – и ты ли нас учишь? И выгнали его вон». Это означало отлучение его от синагоги.
Законы духа говорят, что свидетельство об Истине всегда вызывает возбуждение темных сил и, как следствие сего, преследование служителей «Правды Божией» и «Света Христова». Так и здесь. Диавольские силы изгнали исповедника Истины из среды народа Божьего, но «Иисус, услышавший, что выгнали его вон и нашедши его, сказал ему: Ты веруешь ли в Сына Божия? А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» – спросил слепорожденный; Иисус же на это сказал ему: «и видел ты Его и Он говорит с тобою».
Замечательно, что Христос не сказал бывшему слепцу: «и видишь», но «и видел», т.е. в прошедшем времени. Когда же он видел Христа? Ведь, возвратившись от источника силоамского зрячим, он уже не застал своего Исцелителя на прежнем месте?
Здесь, как думается, надо предположить, что прозревший физически и духовно, бывший слепец уже видел внутренним своим оком и просветившимся сердцем Христа, как Сына Божия и Господа, с момента прозрения, подобно древнему пророку и царю Давиду, который воскликнул в псалмах: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня: не поколеблюсь». (Пс. 15:8).
И теперь, когда Господь Иисус Христос, шествуя по улицам Иерусалима, Сам искал и нашел Своего нового исповедника, гонимого злобою врагов, бывший слепец узнал своего Исцелителя, поклонился Ему и сказал «Верую, Господи»; и эта вера оказалась следствием духовного прозрения и венцом преображения всей личности данного человека.
После этого исповедания веры Христос сказал народу: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы».
Да, они действительно оказались слепыми, так как, имея от природы зрение и ум, они окаменили сердце свое и ослепили очи свои, и в гордыне своей уже не видели всей действительности и величия событий, которые совершались в эти годы и дни на глазах всех живших в Иерусалиме.
В заключение, Христос сказал им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас».
протоиерей Лев Липеровский
СЛОВО ПРАВЕДНОГО АЛЕКСИЯ (МЕЧЁВА) В НЕДЕЛЮ О СЛЕПОМ
Так начинается ныне Евангелие, повествуя о чуде исцеления Господом слепорожденного. Конечно, не один этот несчастный был на пути Господа: в это время при недостатке призрения и убежищ страждущие и недужные разного рода обыкновенно собирались на площадях, при дорогах, у дверей храма, где больше сходилось народа и где больше могли встретить участия и помощи. Но из всех этих несчастных, слепец от рождения остановил на себе внимание и милосердие Господа и притом в день субботний, праздник, когда для него было допущено нарушение законного покоя. Затем замечателен самый способ совершения чуда: Господь, смешавши плюновенье с грязью и помазавши глаза, велит слепцу идти в чтимый колодезь, называемый Силуамским. Еще не открылись очи, – а ободренный слепец чувствует проснувшиеся силы, движение, труд. Наконец, Евангелие описывает подробно судопроизводство, бывшее над слепцом по поводу исцеления и противопоставляет ясную, верную, убежденную речь слепца хитросплетениям, притязаниям, пристрастию, лжетолкованию книжников и фарисеев. Слушаешь и дивишься, будто видишь, как этот слепец постепенно перерождается, ему дано зрение телесное, а он затем являет такую силу духа, такое здравое и мудрое рассуждение, что стал выше тех, которые назывались учителями народа. Нам думается, что Господь всею историею этого чуда имел целью изменить взгляд людей на слепых и вообще на несчастных всякого рода. Ведь несчастных множество, а чудеса творить немногим дано и не все же могут быть исцеляемы. Но ободрить несчастного, пробудить в нем душевные силы, помочь ему самому при его недуге жить, трудиться и быть полезным – вот чего могут ожидать от нас несчастные, одержимые слепотою, глухотою, немотствованием.
Войдем в некоторые подробности Евагельского повествования. В каком положении Господь увидел слепорожденного? Он был «седяй и просяй» (Ин.9:8). Каждый день выходил и просил: вот в чем было несчастие его. Не говорим о том, что, не имея зрения, несчастный не видел света, не мог наслаждаться красотами мира, не слышал приветливого (слова), душа его угасала, жизнь замерла, надежды никакой, – он знал только просить, он произносил жалобное: «подайте» – и, получая, опять просил. И вот, что остановило Господа над слепцом: жалость по душе его – забытой, потерявшейся, униженной, обратившейся в одну жалобную песнь. Как началось исцеление? «И рече ему Иисус: иди, умойся в купели Силоам ... Иде убо и умыся, и прииде видя» (Ин.9:7). Господь еще не исцеляет слепца, но пробуждает движение, велит ему искать исхода из своего несчастного положения, пробовать свои силы; дает ему дело и труд, который показал бы ему, он может жить и быть способным на что-нибудь. Евангелие не говорит, что его повели к колодезю, – он объясняет сам: «Я пошел, умылся и стал видеть» (Ин.9:11). Одно сочувствие Господа, странное помазание грязью очей, этот голос ободряющий, это повеление, вливающее надежду, заставляет слепца как бы забыть свое несчастие и почувствовать первое трепетание жизни возвращающейся.
Надобно вам сказать, что водоем Силуамский был не простой колодезь, но вода в нем текла из горы, на которой стоял храм и вся святыня его, и которая поэтому пользовалась священным уважением, и идя туда, слепец невольно вспомнил о святилище, о Боге, присущем там, о молитве, что ежедневно приносится там за народ. Ожила душа, засветилась вера, легче почувствовалась жизнь.
Какая перемена произошла в слепом по исцелении? – О, это уже не тот, что сидел и просил: послушайте, как он говорит на суде. Знал он, что у иудеев, врагов Господа, было положено исключить из общества того, кто признает Его за Христа, – и несмотря на то, он твердо объясняет истину, как Иисус исцелил его. Далее, в то время, как между книжниками и законниками произошла распря мнений о Господе, слепец уверенно говорит им: это пророк. Напрасно они хотят смутить его новым вопросом, напрасно они убеждают его признать грешником Иисуса. Слепец еще громче, еще убедительнее говорит: «Аще не бы был Сей от Бога, не мог бы творити ничесоже» (Ин.9:33). Наконец, когда Господь, снова увидевши его, вопросил: «Веруешь ли в Сына Божия?» , – и назвал ему Себя, он, весь проникнутый этою глубокою верою, воскликнул: «Верую, Господи» (Ин.9:35-38), – и пал к Нему в ноги!
Видите, как благодатная помощь Господа и Его милосердие вызвали в слепце новую жизнь. Он сделался верующим, способным на труд, полезным себе и другим.
Может ли это чудо исцеления Господом слепого служить нам примером для подражания?
Нам не дано высшей силы исцелять слепых, но и мы, по примеру Господа, можем многое сделать для облегчения несчастной доли слепцов. Как не пожалеть бедного малютку, с самого раннего детства обреченного слепотою на нищету, унижение, лишение всех радостей? Как не поскорбеть при виде взрослого слепца, ведомого чужою рукою, при общем здоровье и силах безпомощного, безсильного? Как не оплакать слепца-старца, ставшего бременем для себя и других. Всегда у нас на Святой Руси оказывали особое сострадание к несчастным слепцам: им давалась более щедрая милостыня, их жалобная песнь вызывала слезы, им охотно давали приют для отдохновения. Но наше время сделало более. Оно обратило внимание на духовную сторону слепца, оно увидело в слепце человека, который может не только просить и жалобно петь, но может мыслить, может верить и молиться, может трудиться, может иметь свои радости, может чувствовать цену жизни, может и при слепоте стать в положение зрячего.
Праведный Алексий Мечёв
Тропарь воскресный
глас5
Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови, от Де́вы ро́ждшееся на Спасе́ние на́ше, воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся; я́ко благоволи́ Пло́тию взы́ти на Крест, и смерть претерпе́ти, и воскреси́ти уме́ршия сла́вным воскресе́нием Свои́м.
Кондак Недели о слепом
Душе́вныма очи́ма ослепле́н, к Тебе́, Христе́, прихожду́, я́коже слепы́й от рожде́ния, покая́нием зову́ Ти: Ты су́щих во тьме Свет пресве́тлый.
В храмах в этот день читается отрывок из Евангелие от Иоанна, Глава 9, стихи 1-38
1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
5 Доколе Я в мире, Я свет миру.
6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.
22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.
24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
Перейти к толкованию Евангелия от Иоанна, Глава 9; стихи 1-38
Протоиерей Александр Шаргунов. «Евангелие дня»
МЫ СЛЫШИМ сегодня в Евангелии, как Христос, выйдя из Храма, увидел человека, слепого от рождения. В отличие от многих других чудес, это чудо совершилось без просьбы об исцелении. Сам Господь проявляет инициативу. Он увидел этого человека. И потому каждый из нас может надеяться, что Бог видит его скорби, и с надеждой молиться Ему. Когда Христос взглянул на него, ученики тоже обратили на него внимание. Сострадание Христа к страждущим людям должно бы возбуждать и наше сострадание, но ученикам Христовым и в голову не приходит, что они могли что-то сделать, чтобы помочь этому человеку. Вместо этого они задают очень странный вопрос: «Равви, кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?»
Вопрос учеников — наш вопрос, вопрос всех времен. При виде зла и страданий мы часто ищем объяснений, пытаемся найти виновного, и это естественно. Мы знаем, что причиной страданий является грех. Но здесь Господь хочет поставить этот вопрос по-другому. Он говорит, что мы не должны считать большими грешниками тех, кто терпит большие скорби. Это потом Он покажет на Самом Себе, чтобы мы увидели, Кто терпит самые большие скорби. А что касается нас, то благодатью покаяния мы можем назвать собственные скорби наказанием, но благодать любви научает нас видеть скорби других людей, о жизни которых мы не можем явно сказать ничего плохого, и называть их испытанием. Эти скорби — испытание каждого человека, насколько он подлинен, насколько он Христов, насколько в нем нефальшивое золото Божия образа.
«Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии», — говорит Господь. Грех никогда не может быть оправдан. Зло и страдания мира вызваны грехом. И гибель его будет так же по причине греха. Но мы должны узнать нечто большее. Единственно нормальная реакция, самая человеческая по сути, — трудиться, чтобы преодолеть зло, насколько это для нас возможно. Это сражение против зла и страданий не напрасно. Оно не закончится нашим поражением, потому что это сражение Самого Бога. Ради этого Христос послан в мир. Кто Он, откуда Он? Этот вопрос оказывается более важным, чем конец всего мира. Он знает, что идет на смерть, что «приходит ночь» и что «Он должен делать, доколе Он в мире». Эта смерть Его, которую Он предвидит, окруженный ненавистью врагов, будет кажущейся победой зла, ночи. Но «свет во тьме светит, и тьма не может объять его», как узнаем мы среди Пасхи. И Господь просвещает Своим светом ночь, в которой мы живем.
Этот слепой человек — образ человечества, погруженного в ночь, когда оно не знало Христа, и его страдания, казалось, были бессмысленными. И эта купель Силоам — не просто вода в Иерусалиме, но образ крещения, которое омывает нашего внутреннего человека и просвещает его. «Силоам» значит «посланный». Господь послан к нам, и Его явление вызывает множество вопросов, сомнений, противоречий. Ни один человек никогда не вызывал столько споров. Но едва чудо исцеления слепого произошло, как Христос исчезает. Тем не менее, это о Нем все вопросы, когда Его судят странным заочным судом — через человека, получившего от Него милость. Мы участвуем в четырех последовательных допросах, которые становятся все более и более недоброжелательными. Но в конце вмешивается Сам Христос, чтобы изнести суд над Своими врагами.
Первую «анкету» заполняют «соседи и видевшие прежде, что он был слеп». Что произошло? Как это произошло? Кто это сделал? Где Он? В этот момент перед нами — всего лишь естественное любопытство. И сегодня многие наши современники интересуются Христом точно так же. Сколько чудес совершается Христом и Его святыми! Кто не знает о чудесах святителя Николая или святых Царственных мучеников. Но что толку констатировать факты, и, не желая осложнять себе жизнь, не идти дальше.
Второй суд над бывшим слепцом происходит, когда его приводят к фарисеям. Мы слышим множество вздорных придирок, хотя мнения их о Христе разделились — одни «за», другие «против».
Третий допрос иудеи учиняют родителям прозревшего. Те уклоняются от ответа, потому что, как сказано, «они боялись иудеев, ибо иудеи сговорились уже, чтобы кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги». Какая до боли знакомая картина: к каким только люди не прибегают уловкам, лишь бы ни в чем не скомпрометировать себя перед власть предержащими!
И, наконец, — четвертый суд, когда фарисеи вторично призывают исцеленного человека. Они утверждаются в своем отрицании — они «знают»! Они не хотят ничего больше знать, и потому отрицают очевидное. И совершают, таким образом, единственный грех, который есть, — отказ от веры. Они нарочно закрывают глаза на тайну Христа и добровольно желают быть неверующими. Их слепота доходит до отрицания очевидного — исцеления этого слепого. Вот почему Господь говорит после чуда исцеления: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». И Он обращается к фарисеям: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха. Но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Это значит, что Христос пришел открыть глаза и сердца тех, кто ищет истину. Но те, кто уверен, что они уже в истине, что они все знают, не зная Христа, и им уже нечему учиться, — пребывают во тьме. Их глаза и их сердца закрыты для Бога.
Как по-разному звучит это слово «знать»! Им открывается вера, и в нем замыкается в себе неверие. Родители «знают», что это их сын, но не хотят «знать», Кто открыл ему глаза. Фарисеи «знают», что «Человек Тот грешник», и «знают», что Бог говорил с Моисеем, но не хотят «знать», откуда пришел Христос. Слепой «не знает», куда ушел Христос, «не знает», грешник ли Он, но «знает», что он исцелен и что Бог грешников не слушает.
Посмотрите, как исцеленный постепенно возрастает в вере. В самом начале он исцелен только физически. Его вера — в начале только потрясение от чуда исцеления. Она встречается со множеством трудностей, и никто из его окружения не хочет помочь ему. Мы видели, как соседи и знакомые исцеленного слепого ничего не понимают в случившемся, как фарисеи, богословы того времени, совершенно отказываются признать очевидность чуда, и осыпают прозревшего оскорблениями, как его родители отсылают вопрошающих к нему самому. Проходя через все эти преграды, вера исцеленного все более и более укрепляется. Он начинает с признания Того, Кто исцелил его, за пророка, и затем утверждает, что Этот Человек — от Бога. Но его вера достигает вершины только по дару Самого Христа, когда при второй встрече с ним Господь раскрывает ему Себя как Сына Божия и Мессию. Исцеленный обретает полноту ведения, и приносит поклонение Господу. В течение всего повествования он не перестает повторять, что теперь он видит. Но только в конце ему дается по-настоящему увидеть в Иисусе — Христа Спасителя. Все мы, слепорожденные духовно и прозревшие даром Христа, даром Его Крестных страданий, даром Его светоносной Пасхи, призываемся к такому видению нашего Господа.
«Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». Этот исцеленный от слепоты человек исповедал свою веру в Господа. «Верую, Господи!» — сказал он и поклонился Ему. И мы с вами тоже, завершая Святую Христову Пасху, говорим: «Веруем, Господи Иисусе Христе, Спасителю наш, что Ты Сын Божий, что Ты Свет мира». И вместе с ангельскими ликами, со всеми святыми, со всей Церковью, Небесной и земной, покланяемся Ему, Воскресение Христово видевше.
Интересные страницы:
Великомученик Георгий Победоносец
Неделя пятая по Пасхе - о самаряныне