По неизреченной Своей милости, сподобил Господь уфимской земле во времена воинствующего безбожия обрести великую исповедницу веры, подвижницу духа, подвизавшуюся в затворе.
Варвара Васильевна) — местночтимой в Уфимской и Оренбургской епархиях святой . Происходила из семьи священника, в раннем детстве потеряла родителей, воспитывалась бабушкой, которая служила при храме просвирней. Работала учительницей, несмотря на декрет Советской власти «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» и запрещение преподавать в школах православное вероучение, на всех местах своего служения она обучала детей Закону Божию.
Около 1928-1929 гг. прекратила работать в школе и приняла на себя подвиг юродства. Начала вести затворнический образ жизни: занавесила окна своего дома, на улицу выходила редко, только в сумерках или ночью, старалась не показываться на люди. К ней приходили сотни людей, блаженная к посетителям не выходила, разговаривала через дверь. Почти все, что ей приносили, раздавала: помогала детям, поддерживала семьи, чьи кормильцы воевали на фронте. В 20-30-х гг. несколько раз подвергалась кратковременным арестам.
Осенью 1962 г. сгорел дом блаженной. Подвижница поселилась в полуразвалившемся сарае, где раньше держали скотину, прожила там три года без тепла и света, спала летом на земле, зимой — в снегу на соломе или же сидя на сундуке, прислонившись спиной к стенке сарая. 26 февраля 1966 г. в сарае, где она жила, случился пожар, старицу вытащили из огня. Несмотря на то что ожоги были несильными, на следующий день Варвара умерла, была похоронена на кладбище в Скворчихе.
Народное почитание блаженной с годами не ослабевало. В декабре 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось обретение мощей Варвары Скорчихинской, ныне они находятся в Богородице-Казанском храме г. Мелеуза (подворье Енатского в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря). В 2001 г. Патриарх Алексий II благословил прославить подвижницу в лике местночтимых святых Уфимской епархии, чин прославления совершил архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон.
27 ФЕВРАЛЯ - день памяти Башкирской месточтимой святой,
ВАРВАРЫ СКВОРЧИХИНСКОЙ (1966)
Блаженная Варвара родилась в семье священника. Выучившись на домашнюю учительницу, девушка начала преподавать. Она была истово верующей и часто приводила на занятия священника, но когда в школах начали проповедовать атеизм, Варвара перестала работать и избрала для себя путь затворницы. Она прожила более 35 лет в старом сарае, постоянно молясь и соблюдая посты. Все эти годы Варвара не посещала церковь, но принимала у себя священников и верующих.
Блаженная Варвара юродствовала. Бог дал ей такую благодать, что она могла годами жить в неотапливаемых сараях без всяких тяжелых последствий для организма.
Когда представители власти как-то раз ворвались в тот сарай, в котором жила святая, они увидели аккуратно заправленную постель с пышной периной. Однако когда тронули эту перину, она расползлась, так как вся сгнила. И все вещи в этом сарае были истлевшие от старости и сырости.
Блаженная Варвара обладала даром прозорливости.
После посещения этой святой у людей чудесным образом в течении долгого времени не было скорбей.
Житие святой Варвары Скворчихинской.
Во времена воинствовавшего безбожия Господь даровал Уфимской земле великую исповедницу веры, свечу духа, подвизавшуюся в затворе. Имя ее – Варвара Васильевна Архангельская. Сотни и тысячи людей прибегали к ее помощи в бедах и несчастьях, зная о милости Божией, обильно изливавшейся по молитвам затворницы, о той прозорливости, которой наградил ее Господь за необыкновенные подвиги – сугубую нищету, непрестанную молитву и пост, хранение девства и телесное утеснение, ночные бдения, терпение голода, холода и гонений от властей… Поистине, подвижница стала избранным сосудом Духа Святаго!
Блаженная Варвара родилась 20 ноября 1890 года в селе Карауловка Уфимского уезда, в семье сельского священника. Василий Александрович Архангельский, родитель святой, происходил из духовного сословия – его отец также был пастырем. Матушка Екатерина Евлампиевна умерла, когда Вареньке исполнилось два года. Мать заменила девочке неродная бабушкапросфорница, трудившаяся в том же храме, где служил отец Василий. В 1897 году скоропостижно скончался и сам батюшка, оставив детей круглыми сиротами. Около 12 лет было Вареньке, когда в августе 1902 года ее привезли в Уфу – поступать в Епархиальное женское училище. Осиротевшая дочь священника получила образование на полном епархиальном обезпечении. Быстро пролетели годы учебы. По результатам выпускных испытаний в июне 1909 года Варвара Архангельская была признана окончившей «полный учебный курс Епархиального училища с правом на звание домашней учительницы» и получила аттестат.
В середине 1910х годов она работала в селах Куганак, Ира, Богородское, недалеко от Мелеуза; позже трудилась в школах Скворчихи и близлежащего селения Буденя. Один из ее учеников вспоминал: «В те зимы [1923–1924 гг.] стояли холода, а дров в школе не имелось, и было очень холодно. Чтобы хоть както спастись, Варвара Васильевна, которая жила здесь же, в школьном домике, топила русскую печь, выгребала золу и, постелив чтонибудь на кирпичи, в печке и спала». Жила она одиноко, ходила в храм, вела с людьми беседы о вере, раздавала листочки с духовными текстами, посылала учеников по воскресным дням на богослужения (и это в 20е годы!). Часто видели, как она молилась в притворе школы.
В 1924 году молодую учительницу перевели в Кандаурскую школу Стерлитамакского кантона, а в 1925–1926м направили в Новониколаевку Скворчихинского сельсовета того же кантона. Варвара часто приглашала на уроки священника – исповедница считала своим долгом перед Богом наставлять детей в истинах Православия.
Однако повсюду внедрялись новые порядки. Тогда вложил Господь в душу блаженной мысль об отказе от мира, юродстве во Христе. Однажды директор школы объявил о собрании учителей. Уже знали, что посвящено оно будет атеистической работе. Варвара Васильевна долго не приходила, ее ждали, а она все не появлялась, но когда наконецто объявилась, все ахнули: на одной ноге была туфля, а на другой – калоша. Директор открыл собрание: «Теперь будем учить детей, что Бога нет». Варвара Васильевна осмелилась перебить: «А куда Он делся? Вчера был, а сегодня уже нет?! Ну, ладно, до свиданья!», – неожиданно попрощалась она и больше в школе не показывалась.
Позже один старец истолковал, что блаженная своим странным видом показала как бы два закона: один – разумный, подобающий человеку, а другой – «дурацкий», безбожный. В тот же день она выкинула столы и табуретки из своей комнаты во двор, перевернув их вверх ногами, как бы изображая, что жизнь поставлена с ног на голову. Люди увидели, что девица обернула голову алым платком – красное безумие овладело умами.
Некоторое время подвижница жила на прежнем месте, но у многодетных хозяев было шумно и суетно, а душа ее стремилась к духовному сосредоточению и молитве. И «куколка», как ласково называли ее местные жители, носившая в деревне ботинки на каблучках и бархатную шляпку с бантом, оделась в тряпье, завела козочек и пасла их в молитвенном уединении, возвращаясь домой только к ночи.
Хозяева, жившие на краю Скворчихи, поставили новую хату, а старую, соединенную с новыми сенями, отдали Варваре Васильевне. Тогда блаженная перестала пасти коз и начала еще усерднее подвизаться в молитве. Выходила мало, в основном в сумерках или ночью. Все окна своего жилища она занавесила, чтобы туда не проникал дневной свет.
Примерно через год-полтора (около 1930 г.) Господь призвал святую к новому подвигу – затворничеству. Ей продали крохотный сарай-овчарню: пол плохонький, два небольших оконца, печечка… Варвара Васильевна поставила кровать, сундук и столик; плотно занавесила оконца. Более 35 лет она прожила в затворе в этом помещении.
Одевалась святая в фуфайку, простую юбку и кирзовые ботинки на деревянной подошве (или калоши), а то и вовсе ходила босиком; голову покрывала тряпицей. Не стирала, не убиралась, перестала мыться в бане, расчесывать волосы. Она не заводила хозяйства, не имела никакого огородишка, не собирала ни грибы, ни ягоды, не запасала дрова – оставила все житейские попечения. Единственно, о чем позаботилась – выкопала недалеко от избенки родничок, который ныне почитается целебным, и только из него брала воду.
Питалась юродивая тем, что ей посылал Господь, что приносили верующие люди. Кушала она всегда мало – варила немножко, со стакан, кашки, или супчика картофельного с крупой. Постепенно все больше народа стало приходить к ней поговорить о жизни, укрепиться в вере, попросить святых молитв. Уже в предвоенные годы Господь наделил Варварушку даром прозорливости.
В 40е ее затвор стал полным. В избе блаженной было темно, оконца – занавешены тряпьем и заставлены какими-то ящиками. Из жилища она выходила только ночью. Почти никому не показывалась, приоткрывала дверь дома, чтобы в щелку взять приношение. Видевшие ее руку говорили, что она была очень худая и бледная. Людей подвижница принимала, но к ним не выходила, они стояли на крыльце и разговаривали с затворницей через дверь.
Ей были открыты все мысли посетителей. Многие женщины, получив похоронки, отправлялись к блаженной, чтобы узнать о судьбе близких. Она всегда говорила правду – иногда прямо, иногда иносказательно.
Современники рассказывали, что голос у блаженной Варвары был чистый, приятный, как ангельский, звонкий, громкий, молодой; говор – очень ясный, дикция – четкая, как и подобает учительнице.
Молитва была основным делом жизни подвижницы, ею она стяжала Дух Святый, Которым согревалась в страшные морозы. Днем святая молилась у себя в сарае, а ночами выходила к родничку – люди замечали, что там мерцала свечка. Годами Варварушка носила рубашку, в которую вставляла булавки остриями к телу. Открылось это, когда затворницу одевали после смерти. За все время уединения блаженная ни разу не была в храме, однако от Церкви, ее Таинств и традиций не отходила. Ее причащали приходившие к ней священники.
Любила Варвара молиться святым, очень почитала святителя Николая Чудотворца, говорила, что «он скоро слышит». Чтила отца Иоанна Кронштадтского. Всегда отмечала день Ангела, память святой великомученицы Варвары, передавала записочку о своем здравии в храм на Литургию и на молебен с акафистом. Она и приходивших наставляла: «Чти свой день Ангела как Пасху!»
Особыми знамениями отметил Господь ее жизнь. Рассказывали о чудесном пении, доносившемся из сарая затворницы. Господь неоднократно показывал людям блаженную Варвару во свете, в сиянии. Очевидцам по-разному открывался этот свет, разными словами и образами описали они его в своих воспоминаниях.
Душа подвижницы тихо отошла ко Господу утром в Прощеное воскресенье 14/27 февраля. Как жила она в уединении и затворе, так и скончалась одна, никого рядом не оказалось. Через некоторое время зашла соседка. В сарае ничего приготовленного на смерть не нашлось, никакой новой одежды не было. Тогда женщина дала свою юбку, розовую кофту, повязала платочек. Так и собрали старицу в последний путь. Простой деревянный, ничем не обитый гроб вынесли селянки. Затем им помогли несколько десятиклассниц, которых прислал председатель – ведь хоронили подвижницу-деву. И девочки, сменяя друг друга, с небольшими остановками несли гроб на полотенцах до кладбища. Головка каждой была украшена цветочком из лент, прикрепленным к платку, ленточки были повязаны и на рукава шубеек. Шли с пением – пели певчие и народ. Священника не было – совершать требы вне церкви не разрешалось, отпели блаженную заочно.
Во время похорон Господь показал, сколь благоугодила Ему затворница, многими чудесами. Так, она любила голубей; ее сарае, где почти не было крыши, обитало их множество. И вот теперь голуби прощались с блаженной: внезапно появились невесть откуда, сопровождая гроб, кружили над могилкой до тех пор, пока не водрузили крест, а затем так же неожиданно исчезли. И все это время удивительно играло солнце!
Святая совершала свой подвиг в тяжкое время гонений на Церковь, и ее жизненный путь был исповедническим обличением тогдашнего массового неверия и безбожия...
О чем молятся святой Варваре Скворочихинской?
Святая при жизни служила учительницей, поэтому многие педагоги и ученики просят у нее помощи в учении.
И сейчас Варвара вразумляет и помогает, по молитве даёт благие мысли и верные решения. В нужное время присылает верующим нужных людей, сама для помощи и успокоения является во снах и на яву.
Святая блаженная Варвара покровительствует учителям и учащимся.
Где находятмя мощи святой Вавары Скворочихинской?
В 2001 году состоялось прославление блаженной Варвары Скворчихинской в лике святых, в этом же году были обретены ее святые мощи, написан акафист и икона. Очень почитают святую на Башкирской земле и не только, едут к ней паломники со всей России.
Мощи святой находятся в строящемся женском монастыре в честь святой блаженной Варвары Скворчихинской, в с.Скворчиха, Ишимбайский район (Салаватская и Кумертауская Епархия)
По молитвам Варвары Васильевны
МОЛИСЬ О НАС, СВЯТАЯ БЛВЖЕННАЯ СТАРИЦА ВАРВАРА, ЗАТВОРНИЦА СКВОРЧИХИНСКАЯ, ДА НЕ ЛИШИТ И НАС ГОСПОДЬ ЧАСТИ С ПРАВЕДНЫМИ!
Интересные страницы:
2 марта - Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца
5 марта -день памяти преподобномученика Корни́лия Псково-Печерского
14 марта - день памяти Преподобномученицы Евдокии