Блаженная Варвара, затворница Скворчихинская

По неизреченной Своей милости, сподобил Господь уфимской земле во времена воинствующего безбожия обрести великую исповедницу веры, подвижницу духа, подвизавшуюся в затворе.


 Варвара Васильевна) — местночтимой в Уфимской и Оренбургской епархиях святой . Происходила из семьи священника, в раннем детстве потеряла родителей, воспитывалась бабушкой, которая служила при храме просвирней. Работала учительницей, несмотря на декрет Советской власти «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» и запрещение преподавать в школах православное вероучение, на всех местах своего служения она обучала детей Закону Божию.

Около 1928-1929 гг. прекратила работать в школе и приняла на себя подвиг юродства. Начала вести затворнический образ жизни: занавесила окна своего дома, на улицу выходила редко, только в сумерках или ночью, старалась не показываться на люди. К ней приходили сотни людей, блаженная к посетителям не выходила, разговаривала через дверь. Почти все, что ей приносили, раздавала: помогала детям, поддерживала семьи, чьи кормильцы воевали на фронте. В 20-30-х гг. несколько раз подвергалась кратковременным арестам.

Осенью 1962 г. сгорел дом блаженной. Подвижница поселилась в полуразвалившемся сарае, где раньше держали скотину, прожила там три года без тепла и света, спала летом на земле, зимой — в снегу на соломе или же сидя на сундуке, прислонившись спиной к стенке сарая. 26 февраля 1966 г. в сарае, где она жила, случился пожар, старицу вытащили из огня. Несмотря на то что ожоги были несильными, на следующий день Варвара умерла, была похоронена на кладбище в Скворчихе.

Народное почитание блаженной с годами не ослабевало. В декабре 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось обретение мощей Варвары Скорчихинской, ныне они находятся в Богородице-Казанском храме г. Мелеуза (подворье Енатского в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря). В 2001 г. Патриарх Алексий II благословил прославить подвижницу в лике местночтимых святых Уфимской епархии, чин прославления совершил архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон.


27 ФЕВРАЛЯ - день памяти Башкирской месточтимой святой,

ВАРВАРЫ СКВОРЧИХИНСКОЙ (1966)


Блаженная Варвара родилась в семье священника. Выучившись на домашнюю учительницу, девушка начала преподавать. Она была истово верующей и часто приводила на занятия священника, но когда в школах начали проповедовать атеизм, Варвара перестала работать и избрала для себя путь затворницы. Она прожила более 35 лет в старом сарае, постоянно молясь и соблюдая посты. Все эти годы Варвара не посещала церковь, но принимала у себя священников и верующих.


Блаженная Варвара юродствовала. Бог дал ей такую благодать, что она могла годами жить в неотапливаемых сараях без всяких тяжелых последствий для организма.

Когда представители власти как-то раз ворвались в тот сарай, в котором жила святая, они увидели аккуратно заправленную постель с пышной периной. Однако когда тронули эту перину, она расползлась, так как вся сгнила. И все вещи в этом сарае были истлевшие от старости и сырости.

Блаженная Варвара обладала даром прозорливости.

После посещения этой святой у людей чудесным образом в течении долгого времени не было скорбей.





Житие святой Варвары Скворчихинской.


Во времена воинствовавшего безбожия Господь даровал Уфимской земле великую исповедницу веры, свечу духа, подвизавшуюся в затворе. Имя ее – Варвара Васильевна Архангельская. Сотни и тысячи людей прибегали к ее помощи в бедах и несчастьях, зная о милости Божией, обильно изливавшейся по молитвам затворницы, о той прозорливости, которой наградил ее Господь за необыкновенные подвиги – сугубую нищету, непрестанную молитву и пост, хранение девства и телесное утеснение, ночные бдения, терпение голода, холода и гонений от властей… Поистине, подвижница стала избранным сосудом Духа Святаго!


Блаженная Варвара родилась 20 ноября 1890 года в селе Карауловка Уфимского уезда, в семье сельского священника. Василий Александрович Архангельский, родитель святой, происходил из духовного сословия – его отец также был пастырем. Матушка Екатерина Евлампиевна умерла, когда Вареньке исполнилось два года. Мать заменила девочке неродная бабушкапросфорница, трудившаяся в том же храме, где служил отец Василий. В 1897 году скоропостижно скончался и сам батюшка, оставив детей круглыми сиротами. Около 12 лет было Вареньке, когда в августе 1902 года ее привезли в Уфу – поступать в Епархиальное женское училище. Осиротевшая дочь священника получила образование на полном епархиальном обезпечении. Быстро пролетели годы учебы. По результатам выпускных испытаний в июне 1909 года Варвара Архангельская была признана окончившей «полный учебный курс Епархиального училища с правом на звание домашней учительницы» и получила аттестат.

В середине 1910х годов она работала в селах Куганак, Ира, Богородское, недалеко от Мелеуза; позже трудилась в школах Скворчихи и близлежащего селения Буденя. Один из ее учеников вспоминал: «В те зимы [1923–1924 гг.] стояли холода, а дров в школе не имелось, и было очень холодно. Чтобы хоть както спастись, Варвара Васильевна, которая жила здесь же, в школьном домике, топила русскую печь, выгребала золу и, постелив чтонибудь на кирпичи, в печке и спала». Жила она одиноко, ходила в храм, вела с людьми беседы о вере, раздавала листочки с духовными текстами, посылала учеников по воскресным дням на богослужения (и это в 20е годы!). Часто видели, как она молилась в притворе школы.


В 1924 году молодую учительницу перевели в Кандаурскую школу Стерлитамакского кантона, а в 1925–1926м направили в Новониколаевку Скворчихинского сельсовета того же кантона. Варвара часто приглашала на уроки священника – исповедница считала своим долгом перед Богом наставлять детей в истинах Православия.


Однако повсюду внедрялись новые порядки. Тогда вложил Господь в душу блаженной мысль об отказе от мира, юродстве во Христе. Однажды директор школы объявил о собрании учителей. Уже знали, что посвящено оно будет атеистической работе. Варвара Васильевна долго не приходила, ее ждали, а она все не появлялась, но когда наконецто объявилась, все ахнули: на одной ноге была туфля, а на другой – калоша. Директор открыл собрание: «Теперь будем учить детей, что Бога нет». Варвара Васильевна осмелилась перебить: «А куда Он делся? Вчера был, а сегодня уже нет?! Ну, ладно, до свиданья!», – неожиданно попрощалась она и больше в школе не показывалась.


Позже один старец истолковал, что блаженная своим странным видом показала как бы два закона: один – разумный, подобающий человеку, а другой – «дурацкий», безбожный. В тот же день она выкинула столы и табуретки из своей комнаты во двор, перевернув их вверх ногами, как бы изображая, что жизнь поставлена с ног на голову. Люди увидели, что девица обернула голову алым платком – красное безумие овладело умами.


Некоторое время подвижница жила на прежнем месте, но у многодетных хозяев было шумно и суетно, а душа ее стремилась к духовному сосредоточению и молитве. И «куколка», как ласково называли ее местные жители, носившая в деревне ботинки на каблучках и бархатную шляпку с бантом, оделась в тряпье, завела козочек и пасла их в молитвенном уединении, возвращаясь домой только к ночи.


Хозяева, жившие на краю Скворчихи, поставили новую хату, а старую, соединенную с новыми сенями, отдали Варваре Васильевне. Тогда блаженная перестала пасти коз и начала еще усерднее подвизаться в молитве. Выходила мало, в основном в сумерках или ночью. Все окна своего жилища она занавесила, чтобы туда не проникал дневной свет.


Примерно через год-полтора (около 1930 г.) Господь призвал святую к новому подвигу – затворничеству. Ей продали крохотный сарай-овчарню: пол плохонький, два небольших оконца, печечка… Варвара Васильевна поставила кровать, сундук и столик; плотно занавесила оконца. Более 35 лет она прожила в затворе в этом помещении.


Одевалась святая в фуфайку, простую юбку и кирзовые ботинки на деревянной подошве (или калоши), а то и вовсе ходила босиком; голову покрывала тряпицей. Не стирала, не убиралась, перестала мыться в бане, расчесывать волосы. Она не заводила хозяйства, не имела никакого огородишка, не собирала ни грибы, ни ягоды, не запасала дрова – оставила все житейские попечения. Единственно, о чем позаботилась – выкопала недалеко от избенки родничок, который ныне почитается целебным, и только из него брала воду.


Питалась юродивая тем, что ей посылал Господь, что приносили верующие люди. Кушала она всегда мало – варила немножко, со стакан, кашки, или супчика картофельного с крупой. Постепенно все больше народа стало приходить к ней поговорить о жизни, укрепиться в вере, попросить святых молитв. Уже в предвоенные годы Господь наделил Варварушку даром прозорливости.


В 40е ее затвор стал полным. В избе блаженной было темно, оконца – занавешены тряпьем и заставлены какими-то ящиками. Из жилища она выходила только ночью. Почти никому не показывалась, приоткрывала дверь дома, чтобы в щелку взять приношение. Видевшие ее руку говорили, что она была очень худая и бледная. Людей подвижница принимала, но к ним не выходила, они стояли на крыльце и разговаривали с затворницей через дверь.


Ей были открыты все мысли посетителей. Многие женщины, получив похоронки, отправлялись к блаженной, чтобы узнать о судьбе близких. Она всегда говорила правду – иногда прямо, иногда иносказательно.


Современники рассказывали, что голос у блаженной Варвары был чистый, приятный, как ангельский, звонкий, громкий, молодой; говор – очень ясный, дикция – четкая, как и подобает учительнице.

Молитва была основным делом жизни подвижницы, ею она стяжала Дух Святый, Которым согревалась в страшные морозы. Днем святая молилась у себя в сарае, а ночами выходила к родничку – люди замечали, что там мерцала свечка. Годами Варварушка носила рубашку, в которую вставляла булавки остриями к телу. Открылось это, когда затворницу одевали после смерти. За все время уединения блаженная ни разу не была в храме, однако от Церкви, ее Таинств и традиций не отходила. Ее причащали приходившие к ней священники.


Любила Варвара молиться святым, очень почитала святителя Николая Чудотворца, говорила, что «он скоро слышит». Чтила отца Иоанна Кронштадтского. Всегда отмечала день Ангела, память святой великомученицы Варвары, передавала записочку о своем здравии в храм на Литургию и на молебен с акафистом. Она и приходивших наставляла: «Чти свой день Ангела как Пасху!»

Особыми знамениями отметил Господь ее жизнь. Рассказывали о чудесном пении, доносившемся из сарая затворницы. Господь неоднократно показывал людям блаженную Варвару во свете, в сиянии. Очевидцам по-разному открывался этот свет, разными словами и образами описали они его в своих воспоминаниях.

Душа подвижницы тихо отошла ко Господу утром в Прощеное воскресенье 14/27 февраля. Как жила она в уединении и затворе, так и скончалась одна, никого рядом не оказалось. Через некоторое время зашла соседка. В сарае ничего приготовленного на смерть не нашлось, никакой новой одежды не было. Тогда женщина дала свою юбку, розовую кофту, повязала платочек. Так и собрали старицу в последний путь. Простой деревянный, ничем не обитый гроб вынесли селянки. Затем им помогли несколько десятиклассниц, которых прислал председатель – ведь хоронили подвижницу-деву. И девочки, сменяя друг друга, с небольшими остановками несли гроб на полотенцах до кладбища. Головка каждой была украшена цветочком из лент, прикрепленным к платку, ленточки были повязаны и на рукава шубеек. Шли с пением – пели певчие и народ. Священника не было – совершать требы вне церкви не разрешалось, отпели блаженную заочно.


Во время похорон Господь показал, сколь благоугодила Ему затворница, многими чудесами. Так, она любила голубей; ее сарае, где почти не было крыши, обитало их множество. И вот теперь голуби прощались с блаженной: внезапно появились невесть откуда, сопровождая гроб, кружили над могилкой до тех пор, пока не водрузили крест, а затем так же неожиданно исчезли. И все это время удивительно играло солнце!


Святая совершала свой подвиг в тяжкое время гонений на Церковь, и ее жизненный путь был исповедническим обличением тогдашнего массового неверия и безбожия...







Мы знаем разные жития святых, и все-таки остается загадкой, как люди, живущие среди нас, а иногда совсем рядом, становятся святыми. В 2002 году на башкирской земле была канонизирована своя святая Варвара, названная по месту, где проживала, Скворчихинской.

Варвара Васильевна Архангельская была учительницей в местной школе. Однажды (а было это уже в советское время) ей сказали, чтобы завтра пришла на собрание, где будут объявлять, что Бога нет. Она в ответ: «Как это – сегодня Бог есть, а завтра Его нет, куда Он денется?» – «А завтра Владимир Ильич сказал: Бога не будет, и все», – уточнили коллеги.

И вот педколлектив собрался и ждет ее на собрании, а Варвара Васильевна все не идет. Потом пришла, и присутствующие видят, что на одной ноге у нее туфля, а на другой – калоша. С нескрываемым удивлением спрашивают, мол, что с вами, плохо что ли? «Нет, – говорит, – я никак не могла найти ни еще одну калошу, ни туфлю. Вот, что нашла, в том и пришла». Таким образом она указала на «две власти», объяснила нам жительница города Ишимбай Надежда Алексеевна Сухова, то есть когда раньше жили с Богом и когда без Него при безбожной власти.

Как известно, после этого собрания Варвара Васильевна больше в школу не приходила. Ушла из мира, поселившись в совхозном сарае для скота. В народе говорили, что она затворилась от скорби.

🌺 Рассказ современницы

Мы приехали в дом к сестрам Суховым поздно вечером в субботу, накануне Антипасхи. То был последний день нашей командировки в Салаватскую епархию. На следующий день, после обеда, мы улетали в Москву. И вот напоследок сопровождающая нас монахиня Серафима подготовила нам удивительный подарок – незабываемую встречу с современницами святой Варвары Скворчихинской. Надо сказать, что местное население называет свою местночтимую святую не иначе, как по имени-отчеству. Как повсеместно в России принято называть учителей.

– Попросилась Варвара Васильевна жить в скотню, туда, где телята телились, овечки… Так и жила в этой небольшой скотне, – рассказывала старшая сестра Надежда Алексеевна.

Ей было только четырнадцать, когда она лично познакомилась с Варварой Васильевной. Росла набожной девочкой, в местном храме пела и читала на клиросе, не пропуская ни одной воскресной службы. Правда, дважды, ради Варвары Васильевны, все-таки эти службы пропустила. Много раз слышала девочка рассказы соседей и своих подружек о том, как они ходили к затворнице, и тоже решила посетить ее. И хоть путь был неблизкий, пошла одна пешком. Пришла, постучалась, а затворница, слегка приоткрыв дверь, по-учительски строго спросила: «Как ты могла пропустить обедню и прийти ко мне! Наденька, почему ты нарушила, почему службу пропустила?»

– Ой! Я и не рада стала, что пришла, – с улыбкой вспоминала Надежда Алексеевна. – Потом говорит мне: «Домой иди пешком. Не садись ни с кем, тебя все будут сажать, а ты говори, мол, я уже пришла. Рукой на гору покажи, что вот я рядом, за горой, живу. И правда, иду, а все останавливаются: и машины, и лошади, бабаи приглашают: садись, девочка, подвезу, ты же устала (я в четырнадцать лет худая такая была, маленькая), но я им всем одно говорю: за горкой живу, там моя деревенька. Так ни с кем не села и пришла домой.

Надежда Алексеевна объяснила, что больше трех раз одного человека Варвара Васильевна никогда не принимала.

– Второй раз пришла, а она: «Ты опять службу пропустила, ко мне прибежала?» – снова улыбнулась Надежда Алексеевна. – А третий раз я набрала целый «табун» и пошла. Варвара как раз была (день памяти великомученицы Варвары отмечается 17 декабря – прим.), мороз трескучий – градусов сорок. В три часа ночи мы вышли и всю дорогу пешком шли. Лишь только увидали ее келью, нам сразу жарко стало – фуфайки все расстегнули, шали сняли и в одних платках остались, а потом, когда к ней стали подходить, вообще Ташкент настал – жара, дышать нечем. Сугробы страшенные кругом лежат, а нам всем жарко. Нас семь человек было, одна или две женщины только, а все остальные девчата. И вот она приоткрывает дверь и в щелочку подает нам горячие плюшки – не булочки, а именно плюшки! С сахаром или с медом они были: вкусные, сладкие, белые. И мы знаете что? – Сразу в рот и съели. Монашка Нимфодора у нас была на клиросе, она передала со мною ей гостинчик; я сказала, что это от матушки Нимфодоры, так Варвара Васильевна одну плюшку лишнюю мне дала.

«А что это за монахиня, ведь тогда уже пятидесятые годы были?» – поинтересовались мы у рассказчицы.

– Инокиня Нимфодора. Она монастырка была; когда с монастыря ее выгнали, она приехала к матери и с матерью жила. Она с 22-го года была, а я с 37-го. Она у нас на клиросе читала и пела. И эту плюшку я оставила ей, потом вечером к ней пошла и отдала: вот тебе, говорю, плюшка от Варвары Васильевны. Теперича, когда мы плюшки съели и подошли опять к двери, она дала нам бидончик: «Девчонки, сходите мне за водой на источник». Ручка у нее маленькая, беленькая, сухонькая, и голос чистый, детский. Звонкий такой голос. Там два было источника: один соседский, с него воду скотине дают, а другой, в десяти метрах, – чистый. Она сама его чистила, а на улицу выходила только ночью. И вот пришли мы на колодец, а там веночек из живых цветов, вы знаете наверное, есть такие вьющиеся цветы, их еще сплетницами зовут, так вот родник в таком веночке. А мороз сорок градусов! Рассказывали, как Марфа к ней приходила (деревенская старуха, тут неподалеку жила), она ее тоже на источник отправила, а та не знает, где какой. Зачерпнула и еще не дошла, как слышит, что Варвара Васильевна кричит ей в щелку-то: «Марфенька, Ипполитов источник тоже хороший». А она: «Батюшки, чаво я наделала-то, ай-я-яй!» Всех по имени знала Варвара Васильевна. А как-то эта же Марфа шагает летом, видит, валяется мешочек с табаком, и думает: «Ну, бабай потерял мешочек с табаком-то», – взяла его и кинула в ямку на дороге, мол, обратно поедет, увидит свой мешочек и захватит. Не дошла и трех метров до кельи, вдруг голос ее: «Марфенька, я ведь не курю»...

Надежде Алексеевне за восемьдесят, а она все помнит так, как будто это было только вчера, со всеми подробностями. Мы поинтересовались, давала ли ей Варвара Васильевна какие-то напутствия на дальнейшую жизнь, но она только улыбнулась и, как в течение всей беседы, очень весело, со смешком в голосе, продолжила свой рассказ об этой своей третьей встрече со святой Варварой Скворчихинской.

– Из семи человек никому ничего она не сказала, а у меня вдруг спрашивает: «Наденька, на счетах-то умеешь считать?» А я как раз сама просто так выучилась. «Умею», – отвечаю. Она мне: «Наденька, тебе, наверное, холодно работать?» Я экспедитором работала, в кабине с шоферами ездила на склад, получала товар, потом сдавала. Говорю ей: «Когда как, какая машина бывает – когда теплая кабина, когда холодная». Она опять: «Наденька, тебе ведь холодно работать, на счетах-то умеешь считать?» – «Умею, Варвара Васильевна», – снова отвечаю. Утром прихожу на работу, а начальник говорит: «Надя, выходи завтра счетоводом!» Мне дали стол, счеты, и я сижу в тепле посчитываю. Все узнала, все предсказала мне она. Никому ничего, а только мне, – как-то очень по-детски задорно рассмеялась Надежда Алексеевна и достала старенькую металлическую тарелочку. Объяснила, что нашла ее в сарае, где жила Варвара Васильевна, уже после похорон. Потом, надев ее себе на голову, передала нам.

Мы по очереди с фотокором Татьяной и монахиней Серафимой, которая давно дружит с сестрами Суховыми (поэтому и запросто нас привезла к ним), подержали эту старинную тарелочку в руках, приложили к груди, надели на голову (у Татьяны как раз голова болела) и спросили у хозяйки, зачем она надевала тарелочку на голову – потому что помогает от головной боли?

– Да, кто знает? Мне всё помогает, – снова с теплой улыбкой ответила старушка. От нее мы узнали, что земная жизнь Варвары Васильевны не была легкой: ей не давала проходу милиция, два ее жилища сгорели. То были не какие-то там хоромы, а просто обычные сараи, причем последний вообще был сплетен из прутиков, вместе с ней там обитали голуби. Свои последние годы она доживала «в людях», умерла в доме богобоязненной доброй женщины Паши Юдичевой. Но хоронили ее всем миром. И Надежде Алексеевне посчастливилось собирать и провожать ее в последний путь.

– Когда ее хоронили, голуби стаями над ней кружились, – сообщила она такую удивительную подробность того незабываемого дня.

Сама Надежда Алексеевна замужем не была, осталась в девицах. Почти всю жизнь прожила вместе с сестрой Любовью Алексеевной (та почти на четыре года младше) в однокомнатной квартирке, которую получила от работы на окраине города Ишимбая. А Любовь Алексеевна замужем побывала, однако быстро вернулась домой к матери и сестре.

Глядя на этих двух немолодых женщин, язык не поворачивается назвать их одинокими, что в нашем обществе почти равносильно неудачницам, – такой неподдельной радостью светятся их лица. Да, их жизнь прошла в трудах и заботах, до сих пор они кормятся плодами от своего дачного участка, что в семи километрах от города, сами за ним ухаживают – добираются туда на общественном транспорте. Но жизнь не обделила их личным счастьем. Разве не счастьем была эта незабываемая встреча с Варварой Васильевной Архангельской – живой легендой, примером святости?





О чем молятся святой Варваре Скворочихинской?


Святая при жизни служила учительницей, поэтому многие педагоги и ученики просят у нее помощи в учении.


И сейчас Варвара вразумляет и помогает, по молитве даёт благие мысли и верные решения. В нужное время присылает верующим нужных людей, сама для помощи и успокоения является во снах и на яву.

Святая блаженная Варвара покровительствует учителям и учащимся.



Где находятмя мощи святой Вавары Скворочихинской?


В 2001 году состоялось прославление блаженной Варвары Скворчихинской в лике святых, в этом же году были обретены ее святые мощи, написан акафист и икона. Очень почитают святую на Башкирской земле и не только, едут к ней паломники со всей России.

Мощи святой находятся в строящемся женском монастыре в честь святой блаженной Варвары Скворчихинской, в с.Скворчиха, Ишимбайский район (Салаватская и Кумертауская Епархия)




По молитвам Варвары Васильевны




МОЛИСЬ О НАС, СВЯТАЯ БЛВЖЕННАЯ СТАРИЦА ВАРВАРА, ЗАТВОРНИЦА СКВОРЧИХИНСКАЯ, ДА НЕ ЛИШИТ И НАС ГОСПОДЬ ЧАСТИ С ПРАВЕДНЫМИ!



Интересные страницы:

Преподобный Моисей Уфимский

2 марта   - Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца

5 марта  -день памяти преподобномученика Корни́лия Псково-Печерского

14 марта - день памяти Преподобномученицы Евдокии