5 марта день памяти Преподобномученика КОРНИЛИЯ,
игумена ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО (1529 -1570).
Наибольшего расцвета Псково-Печерская обитель достигла при своем постриженнике Корнилии, избранном во игуменство настоятелем монастыря в 1529 году.
Уже в возрасте 28 лет преподобный Корнилий оказался достойным такого избрания, уже тогда ему было по плечу бремя большой ответственности перед Богом и людьми.
Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский родился в 1501 году во Пскове в семье бояр Стефана и Марии. Чтобы дать сыну образование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь, где он подвизался под началом старца: делал свечи, рубил дрова, обучался грамоте, переписке и украшению книг и иконописи. Закончив учение, Корнилий вернулся в родительский дом с решением стать иноком.
И так как Богом избранного отрока с ранних лет влекла к себе духовная жизнь, они поместили его на учебу в Мирожский монастырь.
Однажды государев дьяк Мисюрь Мунехин взял с собой Корнилия в затерянную среди лесов Псково-Печерскую обитель, которая тогда была беднее любого псковского погоста. Красота природы, тихая служба в пещерной церкви произвели на Корнилия такое сильное впечатление, что он навсегда ушел из родного дома и принял иноческий постриг в Псково-Печерской обители.
Здесь Корнилий поселился в убогой келье, спал на досках, покрытых сермягой, вел строгую жизнь.
Все свое время он посвящал полезному труду и молитве.
В 1529 году Корнилий, служивший образцовым примером богоугодной жизни, был возведен в сан игумена и избран настоятелем монастыря.
Игумен Корнилий строго осуществлял монашеское общежитие.
Он сильной рукой защищал монастырь от величайшего зла русской монастырской жизни того времени — так называемых “вкладчиков”, т.е. мирян, приносивших богатые пожертвования в пользу обители, затем поселявшихся в ней с принятием монашеских обетов или отказом от их исполнения.
Бывали случаи, что лица, внесшие богатый вклад в монастырь и принявшие монашество, считали для себя необязательным выполнение монашеских правил.
Полный христианской любви к ближним и к братии обители, Корнилий подавал им пример истинного подвижничества не только словом, но и делом.
Число братии при Корнилии увеличилось от 15 до 200 человек.
Это количество насельников монастыря не было превышено ни при одном из последующих настоятелей.
Свои заботы о благочестии и спасении преподобный Корнилий не ограничивал стенами обители, но распространял их далеко за ее пределы.
С начала игуменства преподобного Корнилия усиливается проповедь христианства среди жившей вокруг монастыря чуди, современных нам сету.
Игумен Корнилий распространил Православие среди эстов и сету, заботился о просвещении и благоустройстве их жизни, наделял их землей и защищал от врагов.
Стараясь помочь всем обездоленным, блаженный Корнилий хлопотал в Москве о закреплении за монастырем свободных земель и заселял эту землю бедняками.
И местное население — сету, темные язычники, были обращены в христианство в этой славной обители ее мудрым игуменом.
С 1558 года поле деятельности блаженного Корнилия расширилось в связи с тем, что Иван Грозный начал войну с ливонскими немцами, образовавшими после своего утверждения в Лифляндии Ливонский рыцарский орден — полудуховное, полувоенное общество, стремившееся низложить Православие.
Настоятель Псково-Печерского монастыря не остался в стороне от текущих событий.
Он принял самое деятельное участие в оказании помощи Отчизне.
В качестве миссионера преподобный Корнилий шел в завоеванные города, проповедовал там христианство силою слова и примера, строил храмы.
щедрой рукой раздавал пострадавшим во время войны эстам и ливам пособия из монастырских запасов; в обители безмездно лечили и кормили раненых и изувеченных, хоронили в пещерах убитых и вписывали их имена в монастырский синодик на вечное поминовение.
Ревностный распространитель Православия доходил даже до Нового городка (Нейгаузена), лежавшего уже за пределами Русской земли, обращал к православной вере и крестил многих лифляндских туземцев этого городка.
Пришедшие русские мирно уживались с эстами, ливами и другими финскими племенами.
Народы эти, не видя притеснений со стороны пришельцев, мало-помалу перенимали их образ жизни, обычаи и нравы.
Они не могли не видеть превосходства Православия над своими темными языческими верованиями.
Этому немало способствовала миссионерская деятельность преподобного Корнилия и благоустроенная его неусыпными трудами Печерская обитель с ее святынями.
В 1560 году игумен стал орудием дивного дела Божия на радость Православию и на посрамление его врагов.
Царские воеводы осаждали город Феллин.
В праздник Успения Божией Матери Корнилий послал им просфору и святую воду.
Лишь только прибыл в русское войско посланный от преподобного с его благословением, как от русских ядер вспыхнул пожар в осажденном городе.
Снаряды и весь запас хлеба у неприятеля были истреблены этим пожаром.
Это заставило немцев сдать город русским воеводам, которые в благодарность за чудесную помощь прислали в обитель взятый в Феллине колокол.
Преподобный Корнилий щедрой рукой раздавал пострадавшим во время войны эстам пособия из монастырских запасов.
Искалеченных мечами и пушечным свинцом иноки лечили и кормили из благочестия.
С полей они несли тяжелые дубовые гробы-колоды, копали последние убежища, вмуровывали гробовые камни в стены и вписывали в синодик имена...
Несмотря на свою занятость после своего назначения игуменом, преподобный Корнилий находил время и для литературной работы.
В 1531 году в окончательной редакции вышел его труд под названием “Повесть о начале Печерского монастыря...”
Непосредственным поводом к написанию “Повести...” послужило распространение ложных слухов о происхождении монастыря.
Преподобный Корнилий описал в своей работе крупные перемены в устройстве монастыря, монастырский быт, охарактеризовал деятельность своих предшественников.
Его труд отличается хронологической точностью приводимых данных.
Игумен Корнилий и старец Вассиан были для 16-го столетия удивительно культурными людьми, большими знатоками и любителями книг.
В монастыре была собрана солидная для того времени библиотека, непрестанно пополнявшаяся.
Уже к первой половине XVI века в нем была создана настоящая книжно-литературная школа, задачами которой являлись сбор рукописей богослужебного, светского и житейского характера, розыск разного рода богослужебных книг, уставов и т. п.
В задачи этой школы входили также сбор старинных актов, касающихся истории Пскова и его обители, переписка их в особые сборники, составление и переделка монастырских новостей, посланий, поучений и главное — ведение летописи.
Кроме того, известно, что игумен Корнилий завел большой монастырский “Синодик” для поминовения усопших братий, а также усопших благотворителей обители, что свидетельствует о понимании им долга признательности за все, сделанное для обители.
Он начал вести “Кормовую книгу” с 1558 года, “Описание монастыря”, а также составил “Описание чудес Печерской иконы Богоматери”.
Другим делом усердия преподобного Корнилия было основание в 1538 году во Пскове, на Усохе, подворья для монастыря с каменной церковью в честь Божией Матери “Одигитрия”.
При нем был устроен дом для служащих в новом храме и для приходящих из монастыря в город по каким-либо делам.
Печерское подворье было основано для принятия святых икон из Псково-Печерского монастыря, приносимых с крестным ходом в город.
Затем игумен Корнилий занялся строительством в самом монастыре.
Он перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских, построенную при игумене Дорофее, за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор в Печерском посаде, где она стоит и ныне.
На этом же дворе находилась часовня во имя великомученицы Варвары, а также помещение для остановки царя на случай его приезда.
На освободившемся месте в обители преподобный Корнилий в 1541 году поставил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.
Он расширил и украсил монастырь и главный храм его — Успенскую церковь.
Распространил и прокопал далее монастырские пещеры, как свидетельствует надпись на его гробе.
Для обращенных им в христианскую веру многих жителей — “чуди” соседнего города Нейгаузена он принял на себя труд по постройке православного храма в этом городке.
Кроме того, преподобный Корнилий построил еще две церкви в Эстонии для вновь обращенных: Троицкую церковь в Агареве у озера Ахеро в Валгском уезде и церковь Рождества Христова в Топине Нейгаузенского прихода, а также некоторые другие.
Построенные церкви блаженный Корнилий снабдил причтом, а также обеспечил церковной утварью и содержанием.
Но вскоре после неудачного окончания для России Ливонской войны и окатоличения поляками Лифляндии храмы эти были разрушены немецкими рыцарями.
Следует отметить, что в период своего правления монастырем преподобный Корнилий учредил при обители иконописную мастерскую (а также столярную, кузнечную, керамическую и другие хозяйственные мастерские), задачей которой являлось распространение икон среди новообращенных — жителей этого края.
Для отвращения бедствий, грозивших Псково-Печерской обители, игумен Корнилий решил построить вокруг монастыря большую каменную ограду.
И вот во время семилетней войны Ивана Грозного с Ливонией (1558-1565) преподобный Корнилий воздвиг вокруг всего монастыря массивную каменную стену (из плит) высотой в 5 арш., длиной в 380 сажен, а шириной более 2 аршин.
В результате возведения каменной ограды обитель превратилась в грандиозное оборонительное сооружение.
Его могучие стены строились при непосредственном участии царского военачальника Павла Петровича Заболоцкого (впоследствии инока Пафнутия).
Преподобный Корнилий хорошо знал, что одних башен и стен недостаточно для защиты от врага.
Поэтому, когда была закончена постройка каменной стены, над Святыми воротами игумен Корнилий по собственному проекту построил каменную церковь во имя Святителя Николая Чудотворца (1565 год) и тем самым поручил этому истинному защитнику чистоты веры христианской охранять православную обитель на границе с враждебными Православию народами.
Под каменное крыльцо храма было сложено оружие для защиты Николы “Ратного”, выполненного в виде прекрасной деревянной статуи.
В правой руке святой Никола держал меч, а в левой — детинец (кремль) с храмом.
Последующие события показали мудрую прозорливость преподобного Корнилия. Через десять лет после его кончины выстроенные им стены увидели врага.
Несмотря на сильный натиск неприятеля, монастырь устоял.
Более 150 лет со времени своего основания служили стены монастыря — до заключения Ништадтского мира в 1721 году, положившего конец воинской деятельности обители.
По заключенному тогда договору к России навсегда отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии, Выборгский округ и некоторые острова.
Псково-Печерский монастырь оказался вдали от границ, вдали от опасности, не стало необходимости вооружать эту крепость.
За свою ревность к славе святой обители и к благу ближних, за то постоянное и неутомимое усердие, с каким игумен Корнилий совершал дело Божие, он много пострадал от клеветников.
Добрые дела прочнее камня в памяти народной и в глазах Царя Небесного.
Во время войны с Ливонией игумен Корнилий возвёл вокруг обители мощную стену.
Предание сообщает, что это и стало причиной его мученической кончины.
Царь Иоанн Грозный, приехавший в псковско-печёрские земли, увидел массивные укрепления монастыря и заподозрил, что здесь зреет мятеж.
Когда Корнилий вышел навстречу Иоанну за монастырские ворота, разгневанный царь одним ударом отсёк игумену голову.
Но тут же понял, какое непоправимое зло совершил, поднял безжизненное тело на руки и понес в монастырь.
Дорожка, по которой он шёл, зовется с тех пор «кровавым путём».
Так пред воротами отстроенной им обители закончил свой жизненный путь преподобномученик Корнилий.
Свидетельством раскаяния царя Иоанна Васильевича служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины Корнилия и, как утверждают, именно в память этого мученика.
Он оказал обители много благодеяний и много способствовал украшению ее, наградил селами, золотом, разными книгами и многими другими потребными вещами, а из собственных его царских вещей в память оставил цепь золотую, в коей 19 звеньев золотых, монет весом 42 золотника, нож, вилку и ложку в серебряной оправе, орчаг седельный, трубу военную и денежный кошелек, два ковша серебряных весом оба 1 фунт и 87 золотников.
Царь приказал вписать в синодик имена опальных людей, ручным усечением конец принявших, сожженных, из пищалей простреленных, имена коих знал один Господь.
Из Псково-Печерского монастыря были вписаны игумен Корнилий и старец Вассиан.
Имя игумена Корнилия было отмечено также и в царском синодике.
Тело его монахи погребли в пещерах.
В 1872 году, декабря 17 дня, при настоятеле монастыря епископе Псковском и Порховском Павле честные мощи с прежним гробом были переложены в новоустроенную медно-посеребренную раку, а в 1892 году, в третий раз, были переложены во вновь устроенную более благолепную медно-посеребренную раку, тщанием тогдашнего настоятеля архимандрита Иннокентия.
Преподобномучениче Корнилие Псково-Печерский, моли Бога о нас!
Тропарь преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерскому
глас 6:
Пско́во-Пече́рская оби́тель,/ издре́вле сла́вная чудесы́ ико́ны Богома́терни,/ мно́гия и́ноки Бо́гови воспита́,/ та́мо и преподо́бный Корни́лий/ по́двигом до́брым подвиза́ся,/ чу́дную Богома́терь сла́вя,/ инове́рныя просвеща́я,/ и́ноки и мно́гия лю́ди спаса́я,/ оби́тель же свою́ ди́вно украша́я и огражда́я./ Та́мо и му́ченичества вене́ц/ по мно́гих ле́тех па́стырства своего́ до́блестне прия́т./ Те́мже воспои́м, лю́дие,/ Христа́ Бо́га и Пречи́стую Его́ Ма́терь возблагодари́м,/ я́ко дарова́ нам преподобному́ченика сла́вна// и моли́твенника о душа́х на́ших достоблаже́нна.
«Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи» (К. В. Лебедев)