Священство
О ранних годах жизни святителя ничего не известно, как и о его родителях. Перед историками он предстает уже приходским казанским священником. После явления Казанской иконы Божией Матери именно Гермоген переносит ее в Никольскую церковь по благословению местного архиерея. С 1589 года Гермоген уже епископ и первый митрополит Казанский. На этом посту он вел активную миссионерскую деятельность по христианизации татар и другого местного населения. Его перу принадлежит история обретения Казанской иконы. По его прошению канонизируются три казанских мученика: Иоанн, плененный татарами русский, и двое новообращенных татар – Петр и Стефан.
Твердый характер
Гермоген с самого начала служения был известен своей твердостью, ученостью и благочестием. Он играл важную роль в политической жизни Московского государства. Поскольку Гермоген был человеком известным и влиятельным, Лжедмитрий I решил включить его в состав Боярской думы, но личной симпатией митрополита ему заручиться не удалось – тот требовал принятия Мариной Мнишек православия. За это Гермоген был исключен из Думы и сослан в Казань (но власть сменилась, и поездка не состоялась). В 1606 году он стал патриархом Московским. Гермоген, как сторонник Василия Шуйского, оказывал ему поддержку и сопротивлялся его свержению до последнего. Семибоярщину не поддерживал и пытался организовать выборы нового царя из русского рода.
Призывал на борьбу
С кандидатурой на русский престол польского королевича Владислава патриарх согласился скрепя сердце и только при условии, что тот примет веру православную, а польские войска покинут территорию России. Когда стало понятно, что польская сторона на это не пойдет, патриарх стал писать воззвания к русскому народу, призывавшие восстать и свергнуть польскую власть. Он продолжал благословлять ополчения и рассылать грамоты, фактически находясь в заложниках в Кремле. Его заточили в Чудовом монастыре, где спустя девять месяцев заключения, 17 (27) февраля 1612 года, он скончался от голода, так и не дождавшись освобождения Москвы.
2 марта Русская православная церковь чтит память священномученика Ермогена (Гермогена), Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца.
Священномученик Гермоген (Ермоген), Патриарх Московский и всея Руси родился около 1530 года в семье донских казаков.
По свидетельству самого Патриарха, он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая.
Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани.
13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.
Во время служения будущего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году.
Будучи ещё священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая.
Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от неё чудесах.
В сказании он со смирением пишет о себе: «Я же тогда... хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородичному образу, и к чудотворной иконе, и к Предвечному Младенцу, Спасу Христу...
И по велению Архиепископа, с прочими святыми крестами пошел я с иконою в находящуюся вблизи церковь святого Николая, который зовется Тульским...».
В 1591 году святитель собрал в кафедральный собор новокрещённых татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере.
9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определённый день памяти воинов.
В ответ святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду и субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия».
Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твёрдость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар.
В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. . Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских.
За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведён собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе.
Митрополит Исидор вручил Святейшему Патриарху Ермогену посох святителя Петра, Московского чудотворца (+ 21 декабря 1326), а царь принёс в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох.
По древнему чину Святейший Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля.
Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III.
В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди.
С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие.
Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания.
Первосвятитель призывал: «...Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога»...
Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближёнными 11 декабря 1610 года.
Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III.
Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя.
Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле.
Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу.
В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осаждённые в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью.
Святитель твёрдо отвечал: «Что вы мне угрожаете?
Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдёте из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру».
Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей.
Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом.
Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя.
Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 (ст.ст.) февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода и жажды.
В застенках врага умирает Великий российский святитель, В борьбе против шляхтицкой Польши Народных полков вдохновитель. За веру свою и народа Он выполнил Божье призванье И нам на века оставляет Напутствий своих завещанье: «Наивные, злобные тати*, Пытали, отречься просили, И жаждой, и гладом морили… Сей пост - во спасенье России! Господь мне вещал – я молился, Вновь станет Отечество сильным, Меня вдохновил и утешил, И скорбь оказалась посильной. Молитвой за Русь укрепившись, Я выиграл духа сраженье, Я здесь пострадал не напрасно, А жертва - всегда в искупленье. Не страшен ни голод, ни жажда, Злодеев побои и пытки. Аз есьм, патриарх православный, И вражьи бесплодны попытки За верность свою умираю, За правду - она в православии. Погибший за веру Христову, Его изволеньем - прославлен. |
Ну что же, Архангелы близко, Готов я, страданьем – очищен. Ни этой ли святости жаждем, Ни этой ли святости ищем? Молитесь российские люди. Господь предрекает победу. А ныне, любовь ослабела, За то вам и смуты и беды! Так было, так есть и так будет, Без веры вам жить не престало. Любое сомнение в вере- Страданьям народным начало. Запомните братья навеки- Нам Запад не друг и не мамка, Раздоры средь русских посеяв, Накинет ярмо или лямку. Знать, сами заслужим такое, Коль всё-таки это случится. Господь нас всегда призывает Креститься, молиться, поститься. Хранить и любовь, и смиренье, Смиряться не злу - только Богу. Навеки я вам завещаю, Тернистую эту дорогу!» Далече те смутные годы, но надо блюсти незабвенно, Великого пастыря слово, Святейшего Гермогена. Сергей Дарьичев |
ПАТРИАРХ ЕРМОГЕН... Время летит и стрелою несется, Жизнь, как поток, устремилась за ним, – Вспомним, что было, что к нам не вернется, – То, что прошло и похищено им. Буря житейские волны нагнала: Смута везде, мятежи и разбой, Русь зашаталася, Русь застонала, Слезы и кровь полилися рекой. Два самозванца тогда появились: Гришка Отрепьев и тушинский вор; Гордо поляки над Русью глумились, – Был тем глумленьям широкий простор. Точно в кошмаре каком задыхаясь, Русь ослабела, порушивши “крепи”, В вере святой православной шатаясь, Скорбно оделася в польские цепи. В это столь мрачное Смутное время Час для России последний пробил, Кто же вдруг свергнул с ней польское бремя? Кто ей свободу опять возвратил? Пастыря доброго вспомни, Россия: Был он спаситель, молитвенник твой; Вспомни труды и заботы святые, Подвиг великий, бесценный, златой. Страж Православия. Божий служитель, Сам Патриарх Русь святую спасал; Русских исконных начал охранитель, Твердо за царский престол он стоял. |
Видел святитель беду, Богом данную, Горько скорбел и болел за народ, Звал всех бороться за Русь православную, Смело идти на поляков в поход. В душу народную искра запала, Сердце на подвиг великий зажгла, – Русь приободрилась, быстро восстала, Смело сражаться с врагами пошла. Сгинул кошмар... Вновь святая и чистая, Русь о царе взревновала родном; Вера отцов заблистала лучистая В том ревнованье народа святом. Тщетно поляки в союзе с боярами, Что изменили родному царю, Долго грозили святителю карами, Злобу пред ним изливая свою. Смело и громко России спаситель Звать весь народ на борьбу продолжал... Скоро угас патриот и святитель: Смерть он голодную стойко принял. Умер “печальник”, но дело то родное Крепко росло... Поляки дрожали... Минин с Пожарским движенье народное Мощной рукою своей продолжали. Славен, велик Патриарх Ермоген! Память в народе о нем нерушима. Пусть же от смут и несчастных времен Русь православная будет хранима! Великий Князь Константин Романов |
Интересные страницы:
Благоверный князь Ярослав Мудрый.
Благоверный князь Даниил Московский
22 (9) марта - память Святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившиеся.