Читается в день Пятидесятницы
Глава 7.
37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
43 Итак произошла о Нем распря в народе.
44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.
50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не
узнают, что он делает?
52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
Глава 8.
12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
Толкование Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 37-52, Глава 8, стих 12.
От Евфимия Зигабена
В последний же день великий праздника стояше Иисус и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет
Первый и последний день вышеупомянутого праздника поставления кущей считались великими, так как все собравшиеся в эти дни более усердствовали в богослужении, проводя промежуточные дни праздника больше в пиршествах. Итак, когда всякий намерен был по окончании праздника идти домой, Иисус Христос хочет дать желающим напутствие ко спасению, и возгласил, чтобы показать этим Свою смелость и чтобы все слышали, так как народу было много. Он сказал: аще кто жаждет, жаждой учения, да приидет ко Мне и пиет духовное питие; не жаждущих Я не созываю, а только тех, которые сильно желают такого пития.
Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы
Чревом здесь называет сердце, как и сказано: закон Твой посреде чрева моего (Пс. 39, 11), – а реками воды называет изобилие Духа Святого, полноту Божественной благодати; живой, т.е. всегда действующей, вечно движущейся, ибо когда Божественная благодать утвердится в душе, то она становится источником и всегда течет. И Петр, и Павел, и все последователи их, имея в сердце своем изобильную благодать, источили не реку, но реки словес, несущиеся с большой силой, увлекающие все, что попадалось навстречу, наводняющие и потопляющие пустословие неверующих. И в четвертой главе (14 ст.) Иисус Христос сказал к Самарянке: вода, юже (Аз) дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный. Прочитай опять изъяснение этих слов. После слов: якоже рече Писание, – нужно сделать остановку. Различным образом Писание заповедало веровать в Иисуса Христа.
Сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующий во имя Его
Сие, т.е. что реки от чрева Его истекут воды живы; о Дусе, т.е. духовных дарованиях.
Не у бо бе Дух Святый
Еще не был в тех, которые веровали в Иисуса Христа, еще не был дан ученикам Его.
Яко Иисус не у бе прославлен
Иисус Христос не был еще прославлен через Крест, так как славой называет здесь Крест. Для всех других крест был поношением, как возмездие за великие преступления, а для одного только Иисуса Христа он сделался славой, как награда за великую любовь Его к нам. Кто, имеющий благодарную душу, слыша, что Тот, Кто стоит выше всякой чести, претерпел такое бесчестие ради спасения людей, не прославит Его? Прежде крестных страданий Иисус Христос не дал ученикам Духа Святого, а только власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф. 10, 1), а после крестных страданий дал им и Духа Святого. Так как мы согрешили и оскорбили Бога, то мы сделались Его врагами; благодать же Духа Святого есть дар, а дар дается друзьям. Поэтому следовало прежде принести за нас жертву, примирить и разрушить вражду, для чего служило заклание Разумного Агнца, смерть Иисуса Христа, и тогда уже следовало дать дар.
Мнози же от народа слышавше слово, глаголаху: Сей есть воистинну пророк
о котором писал Моисей, как часто мы уже говорили. И действительно, Он был Пророк; но они представляли себе Его простым пророком, как Моисея, но не Богом.
Друзии глаголаху: Сей есть Христос
И действительно, Он был Христос; но и эти считали Его простым человеком.
Овии же глаголаху: еда от Галилеи Христос приходит
Но и Он родился не в Галилее.
Не Писание ли рече, яко от семене Давидова и от Вифлеемския веси, идеже бе Давид, Христос приидет
Но и Он был оттуда, а только по злонамеренности иудеи называли отечеством Его Назарет, откуда была Его Мать и считавшийся Его отцом, чтобы на основании этого пророчества не уверовали в Иисуса Христа, если бы говорили, что Он из Вифлеема.
Распря убо бысть в народе Его ради
так как всякая партия оспаривала свое мнение.
Нецыи же от них хотяху яти Его
именно как возмутителя.
но никтоже возложи Нань руце
которые были невидимо удерживаемы, как выше было показано.
Приидоша же слуги ко архиереом и фарисеом: и реша им тии: почто не приведосте Его? Отвещаша слуги: николиже тако есть глаголал человек, яко Сей Человек
Ст. 45-46: Пошли с тем, чтобы связать Иисуса Христа, а возвратились связанные удивлением к речам Его. Итак, пославшие, хотя слышали много речей Его, видели много чудес, читали пророчества о Нем и считались мудрыми, однако нисколько не воспользовались этим, между тем как посланные совершенно наоборот – пленились одной только беседой Иисуса Христа к народу, так как имели неиспорченный еще ум. И не одному только благоразумию их должно удивляться, но также смелости. Они не говорят: «Мы отпустили Иисуса Христа для того, чтобы не произошло восстания в народе», – и не придумывают другого какого-либо извинения, но прямо говорят правду и объявляют об Его мудрости.
Отвещаша убо им фарисее: еда и вы прельщени бысте
Вот безумная зависть! Им следовало распросить и узнать, чему Иисус Христос учил, а они не дождались этого, а тотчас льстят им, щадя их и не допуская строгости, из опасения, чтобы те совершенно не пристали к Иисусу Христу.
Еда кто от князь верова в Онь, или от фарисей? Но народ сей, иже не весть закона
Что народ уверовал, а вы не уверовали, то служит еще большим осуждением для вас. Законом здесь называют вообще все Писание.
Прокляти суть.
Но закон проклинал тех, которые отвергали закон. Поэтому прокляты вы, отвергающие закон, а они соблюдают закон, веруя в Иисуса Христа, потому что закон повелевает веровать в Бога.
Глагола Никодим к ним, иже пришедый к Нему нощию, един сый от них: еда закон наш судит человеку, аще не слышит от о прежде и разумеет, что творит
Ст. 50-51: Евангелист прибавил: един сый от них, чтобы показать, что и некоторые из начальников веровали, хотя сами они говорили, что никто из начальников не уверовал в Него. Итак, Никодим обличает их в нарушении закона, хотя прикровенно и осторожно, так как он не имел еще надлежащей смелости высказать это. Если закон не осуждает, прежде чем выслушают и узнают, а они осудили Его прежде чем выслушали и узнали, то значит они нарушили закон.
Отвещаша и рекоша ему: еда и ты от Галилеи еси
Не потому ли ты помогаешь Ему, что происходишь из одной с Ним страны и отечества? Смотри, как строго и жестко они отвечают.
Испытай и виждь, яко пророк от Галилеи не приходит
Но Никодим не сказал, что Иисус Христос пророк, а только то, что не должно осуждать Его без расследования дела; а они надменно говорят: «Рассмотри и узнай, так как ты не знаешь Писания». Но если он не знал Писаний, то каким образом он обличил вас в нарушении закона? Следует заметить, что дальнейших слов, начиная с этого места даже до слов: паки же им Иисус рече, глаголя: Аз есмь свет миру (Ин. 8, 12) – в более точных списках или вовсе нет, или же они заключены между тире. Поэтому они, кажется, неправильно приписаны и прибавлены, доказательством чего служит то, что Златоуст совершенно не упоминает о них. Нам следует, однако, попытаться изъяснить и эти слова, так как не лишено пользы и то, что содержится в этом отделе, как, например, глава о женщине, взятой в прелюбодеянии.