Неделя 2-я по Пятидесятнице – праздник «Всех святых, в земле Российской просиявших»



Известный факт: нигде нет столько святых, как в Русской земле. Господь так возлюбил и благословил Русскую землю, что даровал ей множество святых из среды русских людей.


Это люди плоть от плоти нашего русского православного народа, они предстоят рядом с нами. Они жили на этой земле, они дышали этим воздухом и имели такие же традиции, как и мы, и своей жизнью показывали нам пример, что можно достичь великого уровня святости, которая ведет в Царствие Небесное, в вечные обители.


У Престола Божия предстоят угодники Божии Русской земли разного сословия: богатые и бедные; в старости, ушедшие из этой жизни, и совсем юные младенцы. Предстоят Престолу Божию и те люди, которые имели какое-то положение – были князьями или простолюдинами; те люди, которые имели священнический сан или были просто мирянами. Совершая свой личный подвиг, святые угодники нашей Русской земли служили и своему Отечеству, служили людям, которые находились рядом с ними.


Мы вспоминаем святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских и других угодников Божиих, которые своей семейной жизнью показывали образцы святости.Мы вспоминаем преподобного Серафима Саровского, Сергия Радонежского, святых оптинских старцев, которые руководили не только духовной, но и мирской жизнью тысяч людей, ведя их ко спасению для жизни вечной


Вспоминаем Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, — тех людей, которые имели высокий полет мысли, создали множество духовных произведений, чтобы не только верующее их поколение, но и мы, живущие через столетия. просветились светом Божественной Истины .Можно вспомнить в этот день благоверного князя Александра Невского, святителя Алексия Московского, священномученика Ермогена, которые участвовали в устроении общественной, политической жизни нашей Русской земли и противостояли нападению врага.


Можно вспоминать еще множество имен святых Русской Православной Церкви, и всегда помнить, что эти люди совершая подвиг личного спасения, совершали и подвиг служения своему отечеству, Русской земле и православному русскому народу. Это огромный пример для подражания нам, живущим здесь в настоящее время, на этой земле.


Собор всех святых, в земле Русской просиявших


Во второе воскресенье после Пятидесятницы, Русская Православная Церковь вспоминает всех праведников, подвижников, страдальцев за веру, чей подвиг был связан с нашей страной: от святого апостола Андрея Первозванного, до новомучеников двадцатого века. Это праздник как прославленных святых, так и тех, чьи имена ведомы одному лишь Богу. Это праздник всей Святой Руси.





Проповедь архимандрита Алипия (Воронова)

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем память Всех русских святых. Господь возлюбил, благословил русскую землю тем, что даровал на этой благословенной земле много святых из среды русских людей. Нигде нет столько святых, как на русской земле; и Божия Матерь также возлюбила русскую землю и русский народ, даровав на этой земле множество чудотворных икон для утешения страждущего русского народа. К нам в Россию приезжает много иностранных гостей – дипломатические и духовные делегации, все они в один голос говорят, что нигде нет такой Церкви и такого благолепия в ней, как в России. Всем нравятся наши храмы.


Есть много людей, которые в заблуждении говорят, что святые были слишком самолюбивы, они уходили из мира в леса, пустыни, потому что не любили людей. Это явная клевета на святых. Как раз наоборот – они уходили из мира, оставляли все свое вещественное богатство бедным для того, чтобы помочь братьям по вере. Чем они могли помочь своим братьям, живя среди суеты мирской, не имея Святого Духа? Цель нашей жизни – стяжать Святого Духа. В ком пребывает Святой Дух, тому все возможно. Где-либо в лесу, пустыне, безмолвии постом и молитвой они побеждали свою плоть, а следовательно и диавола, который действует через нашу плоть. В уединении и борьбе святые подвижники стяжали Святого Духа и были сильны, имея великое дерзновение к Богу, и своей дерзновенной молитвой они помогали своим братьям, живущим в миру. Многие из них, уже стяжавшие Святого Духа, приходили в мир, к князьям, которые угнетали народ, и испрашивали у этих князей послабления и милосердия к народу. Они не только просили, но и требовали, так как были сильны Святым Духом, и князья слушали их и исполняли их требования во славу Божию и для своего спасения.


Например, преподобный Сергий Радонежский много оказал помощи угнетаемому народу своим ходатайством перед князьями. Всем известно, что его братия, жившая после него в Троице-Сергиевой Лавре, оказала Отечеству великую помощь в Смутное время в 1612 году своими молитвами, своим мужеством, пожертвованием и воззваниями к народу на борьбу с поляками.


Святой князь Александр Невский во время татарского ига много раз путешествовал в Орду и своею кротостью и смирением умилостивлял, смягчал татарского хана и испрашивал милости для своего народа. Благодаря его ходатайству татары не вмешивались в дела православной веры, не заставляли русский народ поклоняться идолам.


Святой Стефан Пермский много потерпел от язычников, но они, видя его незлобие, кротость и большое терпение, раскаивались в своих заблуждениях и обращались к православной вере.


Святой Серафим Саровский, сильный Святым Духом, сколько оказал помощи страждущим, скорбящим, заблудшим – этого невозможно перечесть.


Преподобные Антоний и Феодосии Киево-Печерские. Кто читал их житие, тот знает, сколько они потрудились для Отечества, воздвигув Киево-Печерскую Лавру, в которой страждущие люди получали столько утешения от святых подвижников, учеников Антония и Феодосия.


Святой равноапостольный князь Владимир, обратившись от языческого заблуждения к православной вере, стал совсем другим человеком: кротким, милосердным – и весь русский народ через святое крещение обратил к истине.


Вообще, невозможно перечислить всех заслуг святых русских людей перед своим Отечеством и народом. Много они проявили любви к своим братьям своею сильною молитвою, и словом, и делом. По пророчествам из Священного Писания, нас ожидает страшный гнев Божий, ужасное наказание за наши беззакония. Помолимся русским святым, которые теперь еще более прославлены у Господа на небе, чтобы своими молитвами они отвратили от нас праведный гнев Божий. Помолимся им в день памяти их, и Господь послушает их, потому что они угодили Ему своим ангельским житием. По их молитвам Господь, хотя на время, продлит наше благополучие. Аминь.



В  праздник всех Святых в земле Русской просиявших, хочу сказать, что нам необходимо кое на что обратить внимание. Важное место во святых у нас занимают благоверные князья. Но их уже давно нет и скорее всего не будет. Это область истории и предания. Точно так же нет благоверных царей и благочестивых цариц. Вот нет и все. Не повод для преждевременной смерти, хотя жаль несказанно. Еще у нас есть много юродивых. В этих живых обличителях ложной религиозности Русь, видимо, нуждалась постоянно. Отсюда и множество. Самый яркий идеал Руси – иночество. Свет мирянам – инок, свет инокам – ангел. Аминь! Иноки и сегодня есть, хотя из-за общего плотоугодия, расслабления, отсутствия духовного руководства им нынче тяжелее всех. И подлинное монашество, как всегда – редкость. А вот мирской идеал святости у нас не выработан. Словно в миру и спастись нельзя, а только в черных одеждах, да за каменными стенами в три метра толщиной. А ведь миряне в школах преподают, пожары тушат, больных лечат, книжки пишут и печатают, дома строят, церковными хорами управляют, храмы расписывают. Продолжать можно долго. Таким образом на повестку дня выходит любопытная задача. Нужно сформулировать для христианского общества, что такое праведность в миру, каковы обязанности мирянина в повседневной жизни, без порыва с миром и ухода в обитель. Нам будет трудно жить, если мы этого не сделаем.

Протоиерей Андрей Ткачев


Молитва ко всем святым земли Русския


О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Русскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставлъшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне, в день общаго вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовнии воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наша умы и сердца богомудренно озаряющии. Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей северней прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.  






В ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ В ЗЕМЛЕ РУССКОЙ ПРОСИЯВШИХ


Матушка Земля - Русь православная -

Кроткая сторонушка моя.

Духом сильная, святыми славная.

Верю, что восстанешь как заря!


Русь моя, молитвами укрытая -

Все святые рядышком с тобой.

Кровью праведной от скверн омытая -

Прозвени соборною мольбой.





Пробудись, восстань на покаяние -

Ко святым молитвы вознеси.

С сокрушенным плачем, воздыханием

Дух смиренный к Небу устреми.


Вознесется к Богу птицей быстрою,

Раздвигая плачем Небеса

Зов о помощи с молитвой чистою,

И, в ответ, прольется милости роса.

Дмитрий Лапаев




В этот день в храмах читается отрывок из Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 18-23.


18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,

19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.


Перейти к толкованию  Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 18-23.



Слово к неделе всех святых в земле Русской просивших

(2000 год).


Задумал Бог под видом старичка сойти на землю и посмотреть, как живут люди, богатые и бедные. Постучал Он в большой и красивый дом. Дверь открыл хорошо одетый, пышущий здоровьем мужчина. Старик попросился переночевать, но тот отказал из-за недостатка места, прогнав за порог: «Иди от моего дома!»

Отправился тогда Бог к самой бедной лачуге. Открыл Ему такой же, как Он, старик и пригласил в дом. Приготовив скудную трапезу, старик со старухой попросили гостя разделить с ними ужин. Утром Бог спросил их, чего бы они хотели иметь в своей жизни: «Просите, все будет по вашей воле». Они ответили: «Мы старики, ничего нам уже не надо. Хотим только умереть в один день и час». «Да будет по-вашему», - сказал Бог. – Когда придет ваше время, выходите на площадь вдвоем и обнимитесь крепко».

И это время настало. Вышли они на площадь и изо всех сил прижались друг к другу. Сверкнула молния, ударив в то место, где стояли старики. Расщепилась земля, и выросло тут оливковое дерево, которое по форме напоминало обнявшуюся пару.

Это притча, но есть и быль.


Господь когда-то избрал еврейский народ, как общность, чрез которую будет исходить Его воля, Его Откровение. Богоизбранность – дар, который можно по нечестию и греховности утерять. Так и случилось. Прогнали Бога с земли обетованной, как и в притче, богатый прогнал бедного старика.


Божьим словом – земля живится. Впитала это Слово земля Русская. Приняла она Бога из многих мест и стран гонимого и не только приняла, а и окрестилась «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Племена славянские, милостью Божией, чрез разорения, раздоры и горести стали Русью Святой, Третьим Римом.


Удары врагов, молнии несчастий и стрелы бед претерпела она нерушимо, потому что обнявшись крепко-крепко стояли вместе три народа, три равноправные истины – народ русский, народ украинский и народ белорусский. Распростер над ними Христос крону Своей благодати, Своей Защиты.


Широта душевная, забота духовная и любовь всепрощающая – это отличительные черты любого их трех. Материальное богатство, стремление к комфорту и неге никогда не были, и не будут, нашей чертой.


Скажите, где еще в мире вы могли бы увидеть бедные селенья, разбитые дороги, неказистую одежонку и храмы Божие, поражающие своей красотой и богатством? «Не хлебом единым жив человек». Тем паче человек русский. Да и когда обычно у нас строятся храмы Божии - в годы разорений и кризисов. Значит, уповаем мы на Бога, на Его одного надеемся.


Порушили мы крону защиты Божией, оголили, заступничество Пресвятой Богородицы годами безбожия и раскололся ствол. С болью, треском рвущейся живой плоти растянули единое целое в три разные стороны и держим-держим, схватившись, каждый за свою часть, не даем соединиться и обняться. Теперь любая гроза – беда, каждая молния – несчастье.


И кто держит? Те, кто без роду и племени, кто знает различия, но не видит единого. Да и не различия это вовсе, а особенности каждого. Как супруги не различны по полу, характеру и виду, а все знают, что «Муж и жена одна …»


Силы наши распыляем на дела ненужные и безбожные. Вот недавно, чуть новый раскол церковный не сотворили, наслушавшись басен о налоговом номере. Вопль бесноватых женщин и неизвестно откуда взявшихся «старцев» приняли за «откровение», а спокойный рассудительный голос всей полноты Церкви Православной отвергли.


На что себя тратим, православные? Кому уподобляемся? Под этот искусственно созданный вопль «Спасайся, кто может», нас тихой сапой лишили национальности. Откройте новые паспорта. Кто мы теперь? Иваны и Остапы не имеющие родства, серая и однородная «общность».


Почему это произошло? Виноватых искать – себя обелять, но все же:


Из заморских стран едут нехристи

И с собой везут нравы срамные,

Всем заморским Русь заполнили,

Так, что духу нет православного.


Знаем откуда нечисти на земле нашей прибавилось, каким ветром занесло ее на нашу сторонушку.


Расщепили ствол, растянули в стороны разные, но вот вырвать - не получится, ибо Русь мы – кондовая, коренная, а корень то - цел. У него и трехсотлетнее иго басурманское хватило силушки пережить и выстоять, а уж «инородцев», из нашего племени вышедших, но другому поклоняющемуся – переживет.


Все мы дети Руси Святой и Бог поругаем, не бывает. Все вернется на круги своя. Не в силе Бог, а в правде. Врозь мы не народ, а народности. Надо до конца договаривать известную поговорку об одном в поле воине. Она, в действительности, звучит так: «И один в поле воин, коль по-русски скроен». Пора понять нам грешным, что расколы и нестроения привнесли нам те, кто отверг Спасителя, кто гордыней и ненавистью своей оскверняет сегодня Святую землю, а к нам, в последний удел Пресвятой Богородицы, привносит ереси, злобу, разделения и нестроения.

* * *

Впустили мы Бога в дом свой, ведь душа каждого – храм Божий. Накормили Его - исповедью раскаяния. Уложили отдыхать - нашим обещанием не творить более, непотребное, поэтому - выполнит Он наше желание быть во веки вечные, обнявшись, вместе, под единой кроной Его благодати.


Есть ещё на земле сыны русские,

Православную веру хранящие.

Сколько мучеников, исповедников

Под Престолом стоят Вседержителя,

День и ночь умоляют с Пречистою

О родной стороне, об Отечестве.

И пока в Церквах Божиих молятся,

Панихиду не правь по Святой Руси.


С Праздником Всех русских святых!

Протоиерей Александр Авдюгин из Луганска.




Интересные страницы

Троица
День святого духа
Икона Божией матери "Табынская"
Святой благоверный князь Димитрий Донской