Не бойтесь вашего недостоинства: Дух Святой обновит вас. Не бойтесь вашей слабости: Дух Святой укрепит вас. Ничего не бойтесь, только желайте искренно, от всей души, чтобы Дух Святой сошел на вас, – и Он непременно сойдет. Впрочем, слушатели, мы не смеем надеяться от сего сошествия каких-нибудь мгновенных перемен, внезапных действий; не дерзаем думать, что вдруг просветится наш ум, вдруг очистится наше сердце, вдруг устремится наша воля к добру, как этого удостоились апостолы. С нами все это делается постепенно и неприметно: "не придет Царствие Божие приметным образом" (Лк. 17:20). Неприметно и медленно принимаются, растут и зреют семена в земле; еще медленнее, еще неприметнее действует на нас Дух Святой. Мы не можем ясно знать, когда именно Он сойдет на нас, и не можем определенно сказать, что Он точно действует в нас. Сила Святого Духа соединяется в нас с собственными нашими усилиями; Он действует в нас по той мере, как мы сами стараемся что-нибудь делать; перестанете стараться – и Он перестанет в вас действовать. Итак, молитесь, ожидайте Святого Духа в простоте сердца – и Он сойдет на вас. Аминь." протоиерей Родион Путятин |
На следующий день после Пятидесятницы Церковь отмечает Духов день, посвященный третьему Лицу Святой Троицы − Святому Духу. Дело в том, что в истории Христианства в разные века возникали ереси, отрицавшие и троичность Бога. Учение о Святом Духе отрицали представители других монотеистических религий. Чтобы закрепить почитание третьего Лица Троицы, Церковь и установила этот праздник.
Если Бог-Отец ярко проявлял Себя в Ветхом Завете, в Новом появился Бог-Сын, то где же Святой Дух и Кто Он? Он явился в виде голубя во время Крещения Господня, сошел языками пламени на апостолов и с тех пор пребывает в Церкви. Благодать, получаемая верующими в Таинствах, и есть действие Святого Духа. Поэтому после событий Пятидесятницы Церковь еще раз напоминает, что Святой Дух является Богом, так же, как Отец и Сын
День Святого Духа
Святой Дух — Одно из Лиц Пресвятой Троицы, Единого и Неделимого Бога; Выразитель Слова Отца (Сына Божьего), предвечно сопутствующий Ему, являющийся Его Чистейшим Образом; отличается от Отца тем, что вечно исходит от Него (тогда как Сам Отец — безначален, ни от Кого не исходит и не рождается), а от Сына — тем, что имеет Свое бытие не через рождение (от Отца), а через исхождение
Духов день (греч. Δευτέρα τοῦ ἁγίου Πνεύματος, цсл. Понедельник Святаго Духа), праздник в честь Святого Духа, отмечается Церковью на следующий день (в понедельник) после Пятидесятницы.
Этот праздник был установлен "ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы", в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
"Учение о Святой Троице — это учение о совершенном обществе: о Трех, Которые являются Единством, и о Единстве, Которое выражается в Троичности. Это образ, к которому призвана Церковь". Митрополит Антоний Сурожский |
День Господа Духа Святого
празднуется в певый понедельник после Троицы
В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа.
Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
Святой Дух – Третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами присущими только Богу. Как и все Лица Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) с Отцом и Сыном. Как и всем Лицам Святой Троицы Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность. От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.
В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем. Вместе с тем, благодатные Божественные действия общи всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына – Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы – «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности»
(святой Григорий Богослов).
Праздник в честь Святого Духа начинается вечерней, которая совершается непосредственно за Литургией Пятидесятницы. За этою вечерней читаются особые три молитвы, составленные св. Василием Великим. Во время чтения их молящиеся в первый раз после Великого поста преклоняют колена.
В древнейшей традиции днем Св. Духа считался сам праздник Пятидесятницы (так, в Слове на Пятидесятницу свт. Григорий Богослов писал: Τίμησον τὴν ἡμέραν τοῦ Πνεύματος - Почти день Духа ).
В памятниках древнего иерусалимского богослужения Духов день не праздновался: в армянском переводе святоградского Лекционария, отражающем практику V в., для понедельника после Пятидесятницы не приведено никаких указаний; в груз. переводе святоградского Лекционария, отражающем практику примерно V-VII вв., упоминаются, причем не во всех рукописях, лишь лития (крестный ход), совершавшаяся в понедельник после Пятидесятницы, и апостольское и евангельское чтения этого дня (Еф. 5, 6-12 и Мф. 13, 1-9) .
Нет празднования Духова дня и в Типиконе Великой церкви, отражающем практику константинопольского кафедрального богослужения IX-XI вв.: в понедельник после Пятидесятницы здесь описаны лития и богослужение в честь св. апостолов, как участников события, в константинопольском Апостолейоне, а также в память землетрясения (Апостол на литургии - Еф 5. 8b - 19; Евангелие - Мф 18. 10-20; те же чтения указываются и в визант. послеиконоборческих монастырских Типиконах как чтения Духова дня, хотя выбор Евангелия здесь соответствует константинопольскому празднованию св. апостолам и не связан напрямую с прославлением Св. Духа) В Типиконах студийской традиции Духов день появляется начиная с древнейших сохранившихся памятников (XI в.).
Кто такой Святой Дух? Это сила или Личность?
Священное Писание ясно говорит о Святом Духе как о Личности: например, Он прямо говорит о Себе «Я»: когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян 13:2); проявляет волю: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого (Деян 15:28); его возможно оскорбить нашими грехами: И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф 4:30); Ему возможно солгать, причем солгать Ему — значит солгать Богу (Деян 5:4).
Почему Святой Дух не мог быть дарован до смерти и Воскресения Христа?
Во-первых, потому что наш грех разделял нас с Богом — и должен был быть искуплен.
Во-вторых, потому что Святой Дух затем и дается, чтобы приобщить нас ко Христу, Распятому и Воскресшему. Мы созданы Богом для того, чтобы познать Его и возрадоваться Ему во веки, чтобы быть вечной, бесконечно счастливой семьей, глава которой — Бог. Мы отпали от своего предназначения в грех, и поэтому мы нуждаемся в спасении.
Грех имеет две стороны — вину и порчу. Мы виновны перед Святым Богом, мы совершили (и продолжаем совершать) грехи и беззакония — то, что отвратительно в Его очах, то, что перед судом Правды Божией подлежит осуждению. Как говорит пророк, беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши — беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду (Ис 59:2-3).
Но, хуже того, мы испорчены — глубокое повреждение самой нашей природы, вызванное грехом, подталкивает нас к новым и новым грехам, и делает нас неспособными, да и нежелающими исправить свою жизнь. Это можно сравнить с положением наркомана: он виновен, поскольку разрушает свою жизнь и жизни своих близких, ворует, продает наркотики другим, и совершает другие преступления, чтобы удовлетворить свою болезненную страсть к одурманивающему яду. В то же время он испорчен: болезнь (которая явилась результатом его собственного порочного выбора) глубоко разъела его тело и душу, и он не может сам оставить свой пагубный образ жизни. Он нуждается в помощи, но не может ее получить, поскольку вынужден скрываться, опасаясь заслуженной кары за свои преступления.
Так и все мы, бедные грешники, нуждаемся в помощи Божией для того, чтобы исправить нашу жизнь, но не можем войти в общение с Богом из-за осуждения, тяготеющего на нас из-за наших грехов. Из этого безвыходного положения, в которое мы сами себя загнали, Бог спасает нас через Иисуса Христа. Безгрешный Сын Божий умирает за наши грехи, «Праведник за неправедных». Как говорит Он сам (и Церковь повторяет это за каждой Литургией), сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:28). Приходя к Нему с покаянием и верой, мы полностью освобождаемся от осуждения за наши грехи — потому что Он есть Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29).
Получив прощение и примирившись с Богом, мы обретаем все необходимое для исправления нашей жизни. Как пишет святитель Филарет, митрополит Московский, в «Пространном катехизисе», «бесконечной цены и достоинства добровольные страдания за нас безгрешного Богочеловека и Его крестная смерть — есть полное исполнение Божия правосудия, за грех осудившего нас на смерть, а также безмерная заслуга Спасителя, давшая Ему право не нарушая правосудия подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью».
Но есть и другая причина: Святой Дух дается именно затем, чтобы привести нас ко Христу, приобщить нас новой жизни во Христе, помогать нам пребывать во Христе. Все, что делает Святой Дух, сосредоточено на Иисусе Христе. Как говорит Сам Господь, Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. …Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 14:26; 15:26).
Во всех ли христианах пребывает Святой Дух, или только в святых?
Во всех; никто не может быть христианином без помощи Святого Духа: Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим 8:9). Святые дают Святому Духу больше возможности действовать — и в них он проявляет Себя явным и часто очевидным для всех образом, но любой человек, в том числе и совсем не святой, становится христианином только по особому действию Святого Духа. Наша вера — это не просто человеческое убеждение, это сверхъестественный дар Бога. Мы не могли бы ни признать в Иисусе Спасителя, ни переменить нашу жизнь, ни даже захотеть этого без помощи Святого Духа.
Может ли Святой Дух действовать вне Церкви?
До определенных пределов, да — Бог действует в нашей жизни еще до того, как мы присоединимся к Церкви, это то, что иногда называют «призывающей благодатью». Но если мы отзываемся на эту благодать, то она приводит нас в Церковь. В самом деле, Святой Дух обличает мир в неверии в Господа Иисуса, прославляет Его, напоминает нам то, что сказал Он, а сказал Он, в частности, Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18). Поэтому, хотя Святой Дух и может действовать вне Церкви, Он всегда ведет нас в Церковь.
Что является признаком истинной Церкви?
Вот собрались люди, помолились, и Дух, дышащий где хочет, сошел на них. Они проповедуют и даже имеют (по их словам) знамения и чудеса. Как понять, где истинная Церковь?
Один из признаков истинной Церкви — преемство веры. Церковь основана Господом Иисусом Христом — не в XVI, не в XIX, не в ХХ, а в I веке, и с тех пор она существует непрерывно, по Его обетованию: Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Мф 28:20). Это значит, что в любом веке — в I, II, III, IV, V …..XXI — мы можем найти одну и ту же Церковь, которая исповедует одну и ту же веру и совершает одну и ту же Евхаристию. Каждый православный епископ и священник связан с апостолами через непрерывную цепочку рукоположений. Мы не можем (и никто не может) «переосновать» Церковь заново, мы можем только присоединиться к той, которая основана Христом на Его апостолах.
Дух Святой — это действительно Тот, Кто приносит утешение, но это также Тот, Кто приносит крепость, это Тот, Кто приносит радость: русское «утешение» и славянское «утеха», как радость, — одного корня, сродни друг другу. Задумаемся над значением этих трех слов. Для того чтобы быть утешенным, надо нуждаться в утешении, надо быть в нужде душевной или в горе, или в тоске...
Митрополит Антоний Сурожский.
Начиная с праздника Святой Троицы вновь читается молитва на призывание Святого Духа "Царю небесный".
Молитва Святому Духу - это стихира праздника Пятидесятницы, которая в период от Пасхи до Пятидесятницы не читается.
Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
***
Эту молитву ежедневно употребляет Святая Церковь в начале богослужения от праздника Пятидесятницы до праздника Пасхи.
Этою молитвою каждый христианин должен начинать и свои утренние молитвы, а потому ее нужно знать всем, и не только знать, но и понимать смысл ее.
Ибо когда произносишь молитву без понимания ее смысла, тогда она не производит в душе ни умиления, ни благоговения, не трогает сердца, и посему и не приносит пользы молящемуся.
Молитва «Царю небесный» относится к третьему лицу Святой Троицы — Богу Духу Святому.
В этой молитве мы называем Его Царем небесным, Утешителем, Духом истины, везде сущим и все наполняющим, и просим, чтобы Он как источник и податель всего доброго, всех благ, посетил нашу грешную душу своим благодатным присутствием, и пребывая в нас, очищал от всех грехов, и таким образом, устроял наше спасение.
Не без причины этою молитвою мы должны начинать свои моления к Господу. Сами по себе мы столь слабы и немощны, что не знаем, как молиться и о чем просить Господа, а Дух Святой есть Учитель и Наставник молитвы. Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших: «ибо мы не знаем, о чем молится как должно, но сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26). Посему мы и должны просить Духа Святого, чтобы Он расположил нас к молитве и научил, как и о чем мы должны молиться.
Кондак
глас 8:
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа.
Еще одна молитва ко Богу Духу Святому.
Царю Небесный, Утешителю Всеблагий, Душе истины, от Отца предвечно исходяй и в Сыне выну почиваяй, независтный источниче дарований божественных, разделяя их коемуждо, якоже хощеши, Имже и мы недостойнии освятихомся и назнаменани есмы в день крещения нашего! Призри на молитву раб Своих, прииди к нам, вселися в ны, и очисти души наша, да будем уготовани в жилищи Пресвятыя Троицы. Ей, о Всеблагий, не возгнушайся нашея нечистоты и ран греховных, но исцели я всеврачующим помазанием Твоим. Просвети наш ум, да разумеем суету мира и яже в мире, оживи нашу совесть, да немолчно возвещает нам яже подобает творити и яже отметати, исправи и обнови сердце, да не источает день и нощь помышлений злых и желаний неподобных. Укроти плоть и угаси росоносным дыханием Твоим пламень страстей, имже помрачается в нас драгоценный образ Божий. Духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия отжени от нас, подаждь же нам духа любве и терпения, духа кротости и смирения, духа чистоты и правды, да исправив разслабленная сердца и колена, неленостно течем по пути заповедей святых, и тако избегая всякаго греха и исполняя всяку правду, сподобимся улучити кончину мирну и непостыдну, внити в Иерусалим небесный, и тамо покланятися Тебе купно со Отцем и Сыном, поя во веки веков: Троице Святая, слава Тебе. Аминь.
***
Как сохранить благодать Святого Духа
Мы сподобились получать Дары Святаго Духа при Крещении.
А многие ли помнят об этом? Мало получить, надо еще сохранять, усовершать, умножать,а не зарывать, для этого надо возгревать ревность. Как?
1. Читать Священное Писание, - ведь Святые Книги написаны Святым Духом . Никакое светское удовольствие не может дать того мира, той радости, которая Дается Святым Духом. -также
Песнопения Духовные , чтение Псалмов .
2. Внимать себе.
3. Часто участвовать в Святых Таинствах, через них Святой Дух сообщается Человеку.
4. Часто посещать Святой Храм - это Место Особенного Присутствия Святого Духа.
5. Наконец, Молитва - это Великое Дело для получения Даров Святаго Духа, особенно Молитва "Царю Небесный".
Её надо не только с особенным благоговением выслушивать во время Молитвы в Храме, - но и во время работы ( мысленно ) произносить, испрашивая Помощи от Святаго Духа.
Слава Богу за все и благодарение! Аминь.
Преподобный Никон Оптинский
В этот день в храмах читаетсяотрывок из Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 10-20.
10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?
13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.
14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.
15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь.
18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе
19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Перейти к толкованию отрывка Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 10-20.
Интересные страницы
Равноапостольные Кирилл и Мефодий
22 (9) мая - празднование Перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари