На родительскую субботу под Троицу Бог с особым вниманием принимает молитвы об умерших православных христианах и даже о тех из них, кто находится в аду. /Святитель Василий Великий/ |
В преддверии праздника Пресвятой Троицы, церковь молится о всех усопших. Этот день именуется ТРОИЦКОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ СУББОТОЙ.
Так как день святой Пятидесятницы - есть начало и день рождение Церкви Христовой, то церковный устав напоминает нам, что усопшие православные христиане тоже являю частью Церкви "ибо Наш Бог - Бог живых, а не мертвых."
У нас есть замечательная возможность получать благодать в Таинствах Церкви и молитве, пока мы находимся на земле. Накануне Троицы верующие молятся, чтобы дары Святого Духа могли разделить с нами те, кто окончил свой путь в этом мире.
Троицкая родительская суббота.
Это день поминовения усопших, предшествующий светлому православному празднику - Святой Пятидесятницы. В церквях и храмах проводятся особые богослужения, читают молитвы.
Заупокойная служба в этот день называется: "Память, совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших".
В Троицкую субботу молятся не только за своих близких и родных, но и за тех, кого безвременная смерть застала в чужих краях, вдали от близких. За тех, кто не имеет родных и за кого некому помолиться. За тех, над кем не совершили погребального обряда.
Святая Церковь, опираясь на апостольское учение, стала совершать это всеобщее, вселенское поминовение, чтобы никто, где, когда и как бы ни кончил земную жизнь, не остался без ее молитв.
Что принято делать в Троицкую родительскую субботу:
Самое важное в этот день, это посещение церкви. Желательно отстоять Богослужение до самого конца.
Самая же важная часть поминовения происходит утром в субботу. Во время поминовения священник погружает кусочки просфоры в чашу с Телом и Кровью
Христовой и произносит молитву: «Омой, Господи, грехи здесь поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих». Тем самым церковь воссылает к Троице молитвы об оживотворении Святым Духом всех живущих и почивших.
Святитель Василий Великий, автор молитв, которые читаются на вечерне в день Троицы, говорит, что «Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о иже во аде держимых».
Молясь об усопших, свечи следует ставить не к иконам, а к Распятию.
А после службы в церкви можно прийти и на место упокоения родных и близких, на кладбище.
Придя к усопшим, необходимо зажечь на их могилах свечи, прочитать молитвы об усопших или Акафист о упокоении усопших.
Если есть возможность, можно пригласить священника, дабы он совершил чин заупокойной литии – особого усердного моления о спасении душ усопших.
Самое главное - не забывать, что самое большое, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной – это помолиться за них. Ведь вечно живая душа почившего непрестанно испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она уже не может творить те добрые дела, которые были бы в состоянии умилостивить Господа нашего.
Вот поэтому домашняя молитва за близких, молитва на кладбище за усопшего, и, конечно же, в храме на службе – это долг каждого православного христианина, которому действительно дорога память об усопшем.
Желательно посетить вечернюю панихиду, которая проходит в церкви в пятницу, накануне Троицкой субботы.
Чтобы покойных помянули на панихиде или литургии, следует подать записки с их именами. При этом, в записках пишутся имена тех, кто был крещен. Других умерших, каждый поминает в своих молитвах самостоятельно.
Если нет возможности посетить храм или церковь (по причине ее отсутствия в населенном пункте или болезни), можно помолиться дома, поставить свечку.
Что нельзя делать в Троицкую субботу:
Нельзя скупиться и отказывать в помощи нуждающимся, наоборот, в этот день подают милостыню просящим, при этом неважно кто перед вами - нищий, старушка, или пьяница.
Нельзя ругаться и сквернословить, мысли должны быть чистыми, а душа умиротворенной.
Считается, что в этот день нельзя работать. Однако, церковь дает разъяснения, что трудится можно, если труд идет на благо вам и вашей семье. Главное, чтобы работа не помешала главному в этот день - посещению церкви, молитве и поминанию покойных.
Нельзя устраивать бурные поминки с распитием спиртных напитков. Помяните усопших тихо, с умиротворением в душе.
Церковь не одобряет оставление куличей и яиц на могилах, считая это пережитком язычества. Лучше отдайте еду нуждающимся, чтобы они помянули ваших близких.
РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА.
День поминальный-день святой,
Главы смирением покрыты,
Под панихидный звон живой
Звучат Вселенские молитвы,
Приносят Ангелы с Небес
Молитвам сим благословенье,
Честной Животворящий Крест
Благовестит душе Спасенье!
Дай БОГ средь суетных забот
Сей долг исполнить не забыться,
И в Храме за усопший род
Всю жизнь с усердием молиться! Аминь!
РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА. ВИДЕНИЕ ОДНОГО МОНАХА
«Была родительская суббота, кончилась Литургия. Одни из присутствующих уже выходили из церкви, а другие остались и стали подходить к общему кануну (стоящему, по обыкновению, посреди церкви). Я же, пишет монах, стоял на клиросе. Вышли из алтаря священник и диакон.
Священник провозгласил: “Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь”. Диакон зажег свечи и стал раздавать присутствующим. И в это время я увидел, что много народа стало входить в дверь храма с улицы, а затем проникать сквозь стены и окна.
Храм наполнялся множеством прозрачных теней. В этой массе я увидел женщин, мужчин и детей. Определил я по внешнему виду священников, императоров, епископов и между ними простого чернорабочего, дряхлого солдата-поселянина, бедную женщину и нищих вообще. После возгласа священника они бесшумно, но чрезвычайно быстро заполнили весь храм, становясь тесно друг с другом. Все они как будто стремились к кануну, но почему-то не могли подойти к нему. Я не мог оторвать глаз от этой удивительной картины.
Наконец их набралось так много, что реальные молящиеся казались мне фигурами, ярко нарисованными на фоне этих удивительных теней. Они (тени), подходя в безмолвии, становились у священного алтаря. Некоторые из них как будто преклоняли колени, другие нагибали головы, точно ожидая произнесения приговора. Дети протягивали руки к свечам, горящим на кануне, и к рукам молящихся живых.
Но вот диакон вынул записки и начал читать написанные на них имена. Удивлению моему не было конца, когда я заметил, что порывистым, радостным движением выделялась то одна, то другая фигура. Они подходили к тем, кто помянул их, становились рядом, глядели на них глазами, полными любви, радостного умиротворения. Мне даже казалось, что в руках духов появилась какая-то духовная горящая свеча и они сами, молясь вместе с молящимися за них, сияли необыкновенно радостными лучами.
По мере того как прочитывалось каждое имя, из толпы безмолвных теней все более выделялось радостных фигур. Они бесшумно шли и сливались с живыми молящимися. Наконец, когда записки были прочитаны, осталось много неназванных — грустных, с поникшей долу головой, как будто пришедших на какой-то общий праздник, но забытых теми, кто бы мог пригласить их на это великое для них торжество. Некоторые из душ тревожно посматривали на дверь, словно ожидая, что, быть может, придет еще близкий им человек и вызовет их в свою очередь. Но нет, новые лица не появлялись, и неназванным оставалось только радоваться радостью тех, которых призвали пришедшие для единения с ними.
Я стал наблюдать за общей группой молящихся, которая как бы смешалась с дрожащими в светлых лучах призраками из потустороннего мира, и увидел еще более чудную картину. В то время, когда произносились слова “Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим” или слова “Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих”, видно было, как лица живых озарялись одинаковым светом с лицами отошедших, как сердца сливались в одно общее сердце, как слезы не уныния, а радости текли из глаз тех, кто носил телесную оболочку, и в то же время какой горячей любовью, беспредельной преданностью горели глаза помянутых. При облаке дыма благовонного кадила, при струях дыма от горящих свечей раздался дивный молитвенный призыв: “Со святыми упокой…”, и я увидел, что вся церковь как один человек стала на колени и духи, имена которых были помянуты, молились и за присутствующих, и за себя, а те, о которых забыли, молились лишь за себя.
Когда окончилось молитвенное песнопение, затухли свечи и священник прочитал последний возглас, а диакон закончил общим поминовением отошедших, стоящие передо мной тени стали исчезать и оставались только люди, пожелавшие отслужить еще частную панихиду за своих усопших.
Тогда я увидел на лицах такой покой, такое удовлетворение, такое обновление, которое не в силах передать. Велик, свят и отраден для усопших обряд поминовения Православной Церковью. И как грустно бывает тем, кого предают забвению, лишая их не только радости видеть себя не забытыми, но и замедляя тем их духовное обновление и прощение их согрешений у Господа как во время панихиды, так тем более во время Литургии.
Потому что с каждым разом, когда священник вынимает частицы за упокой души, души эти получают милость, приближаясь к Царствию Божию».
Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды.
Помни, что молитва об усопших и сильна общностью – тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышит молитвою.Но как в естественном порядке, при беременности мать дышит, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышит общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих.
Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня...
Свт. Феофан Затворник.
О поминовении водкой.
К сожалению многие православные сегодня продолжают держаться скверного обычая - поминать усопших водкой. Делают это и на могилах, и за поминальным столом. Какой же вред наносят таковые и своим усопшим родственникам, и себе самим! Вот так поведал однажды одному священнику странник Божий, по имени Андрей, уроженец Саратовской губернии. Была у этого Андрея единственная дочка. Крепко он её любил. Только постигло старика великое горе: захворала его любимица и умерла. Сильно горевал Андрей по своей ненаглядной: на похоронах её устроил богатые поминки, на которых не жалели водки, усердно угощая гостей. Но вот в следующую же за поминками ночь вдруг является к отцу умершая дочь, да такая скорбная и печальная.
- О чём скорбишь и тужишь, дочка? – спрашивает отец.
- Как же мне не скорбеть, как же не печалиться, когда вы меня не любите, не жалеете и увеличиваете мои страдания в геенском огне.
- Что ты, дочушка, говоришь-то? Я ли не люблю тебя! Для тебя и твоего спасения я готов отдать всё, даже последнюю рубаху с себя, - говорит отец.
- И отдавайте, - говорит дочь, - отдавайте бедным, неимущим, так как только молитвы церковные да милостыня, бедным подаваемая, облегчают и спасают от вечного мучения усопших. Только зачем вот водкой-то поминают нас, усопших? Разве не знаете, что такое поминовение водкой лишь увеличивает наше мучение? Я, отец, испытала это на себе. Страдая нестерпимыми муками, я увидела Божию Матерь, Которая сказала: «Родители этой девицы не жалеют её, усердно поят водкой поминальщиков, они не знают, что Я ужасно гневаюсь на тех, которые употребляют водку. Делая поминки с водкою, они лишаются моего ходатайства об облегчении мук поминаемой души».
- Услышав это, - говорит явившаяся, - я сказала: «Мати Божия, разреши мне явиться к отцу моему и оповестить его о том, что он заблуждается, совершая поминки водкой». И вот я оповещаю тебя, отец, - продолжала девица, - что кто для поминок усопших употребляет водку, тот ещё более причиняет им нестерпимых мук, принося поминовением водкой жертву бесам, а Матерь Божия скорбит и гневается на таких поминальщиков, и гнев Её переходит и на нас, усопших.
Сказав это, дочь моя, - повествовал Андрей, - стала невидима. Я тогда же дал клятву оставить совсем употребление водки. Мало того, ходил в Почаев, что бы там пред чудотворной иконой Божией Матери вымолить себе прощение и милость моей дочери. Усердно и слёзно молился я пред иконой Царицы Небесной и удостоился во сне вот такого видения. Явилась мне Матерь Божия и сказала: "Твои усердные молитвы и молитвы служителей Моей Почаевской обители исходатайствовали помилование твоей дочери, но знай, что каждая капля водки, выпитая на поминках усопшего, причиняет такую же боль, какую причиняли Сыну Моему острия тернового венца во время земных Его страданий. Знай, что все те, которые употребляют вино на поминках, - мои враги. Поведай о сем миру."
- Вот с тех пор я и хожу по православной матушке – Руси и говорю православному русскому люду о том, как велик грех поминать души усопших водкой и как вразумила меня о сем Царица Небесная.
Пора православным христианам оставить этот обычай поминать усопших водкой.
Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
На утрене в храмах читается Евангелие от Иоанна, Глава 21, стихи 15-25.
15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? – 24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому
Перейти к толкованию Евангелие от Иоанна, Глава 21, стихи 15-25.
В заупокойной службе читается Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 24-30
24. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
25. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
27. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29. и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения.
30. Я ничего не могу творить Сам от Себя. ||Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
Перейти к толкованию Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 24-30
Интересные страницы
7 неделя по Пасхе - первый Вселенский Собор