Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София.

...«У нас есть Бог Небесный, — ответил они, — его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа»....


30 сентября - память святых мучениц

Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.


Этот день посвящен памяти сразу четырех мучениц – Софии и трех ее дочерей – Любови, Надежды и Веры. Вере было 12 лет, Надежде - 10, Любови - 9. Эти их имена являются переводом изначальных имен греческих - Пистис, Элпис и Агапэ. Только имя София, имеющее значение «мудрость», сохранилось в своем первом звучании.



Любая хорошая мать хочет дать своему ребенку самое лучшее. Святая София не была исключением. Она хотела дать дочерям Христа.


В ОЖИДАНИИ ХРИСТА.


В царствование императора Адриана (2 в.) жила в Риме знатная вдова по имени София. У нее было три дочери, которых она назвала в честь главных христианских добродетелей — Вера (12 лет), Надежда (10 лет) и Любовь (9 лет).


Святая София принадлежала к тому первому поколению христиан, которые жили в ожидании скорого второго пришествия Христа.

Весть о пришествии для них была не «концом света», как сейчас это многие понимают, а — вестью о конце зла, победе добра над злом. Это было ожидание-надежда.


Второе пришествие предсказывалось в Евангелиях от Марка, Матфея, Луки, которые тогда еще не были записаны, но события которых устно пересказывались в христианских общинах, а также апостолами, особенно Павлом (1 Фес.1:2-10).


Первые христиане старались не цепляться за земное – если Христос скоро придет, зачем собирать сундуки с добром? Из посланий апостолов известно, что многие добровольно отказывались от собственности, принося свое имущество общине.


Поэтому София воспитывала девочек больше для вечной жизни, а не для земной, конечной.


О жизни дочерей святой Софии известно, что они читали апостольские послания, чтили память известных им мучеников за Христа. Очевидно, что постепенно для них Христос становился подлинной реальностью, благодатно утверждая Царство Небесное в сердце еще здесь, на земле.


СОФИЯ ГОТОВИТ ДЕТЕЙ НА СТРАДАНИЯ.

Христианская вера в те времена была вне закона. Христиан в любое время могли призвать к ответу, и если человек от своей веры не отрекался, его ждала не просто смерть, а смерть после жестоких мучений.


Императору Адриану донесли, что София воспитывает детей в христианской вере, и он пожелал лично встретиться с ней и ее дочерьми.


София поняла для чего их зовут к государю и старалась подготовить дочерей к предстоящему им страданию.

«Настал час вашего веселья, – говорила она дочерям, – и вы будете венчаться мученическим венцом со Христом. Не жалейте своей молодости и не скорбите о лишении жизни. Когда царь будет ласкать вас и обещать вам славу и богатство, не соблазняйтесь.

Слава этого мира проходит. Она непрочна и суетна. Христос – истинное благо, истинная красота, здравие и жизнь. Ради Него вы оставляете жизнь тленную, не бойтесь, Он дарует вам вечную в непреходящей радости и неизреченной славе Своей».


МУЧЕНИЧЕСТВО.

Император потребовал мучениц на суд. «Если послушаете меня и поклонитесь богам нашим, то будете мне вместо родных дочерей, я полюбил вас и не хочу вашей смерти», – говорил отроковицам царь.


Но они отвечали: «У нас отец – Господь. Мы хотим Его любви и желаем называться Его детьми. Ему мы поклоняемся и за Него готовы умереть».


Адриан велел мучить Веру, но Господь хранил ее среди мучений, так что мучитель не знал, что делать с нею, и приказал умертвить мечом. Она простилась с матерью и сестрами и с радостью приняла смерть.


Тогда император обратился к Надежде, та сказала ему: «Разве я рождена не от той же матери? Разве я не сестра той, которую ты убил? И я готова умереть за Христа». Ее начали мучить, и она оставалась также невредимою среди мучений. Простившись с матерью и сестрою и сказав сестре: «И ты не отстань от нас, чтобы всем нам вместе предстать к Господу», – скончалась под мечом.


Адриан начал уговаривать самую младшую, девятилетнюю Любовь, но с удивительной для ребенка твердостью она отвергла его «доброту». Император приказал посадить ребенка в разженную печь. Но Любовь сама вошла туда с молитвою и осталась невредимою. И ее умертвили мечом.


Все три девочки, как повторяет житие, оставались «невредимыми» среди мучений, — значит, Господь сохранял Своей благодатью в ответ на их готовность терпеть страдания. Своими силами такие муки, по естеству, вынести невозможно.


По преданию, во время казней св. София не проявляла «эмоций», не произнесла ни слова. Как Богородица у креста Спасителя, когда «оружие проходило душу».


Св. Софию Адриан казнить не велел, оставил в живых, правильно понимая, что она уже претерпела самые страшные муки. Св. София погребла тела дочерей-мучениц и, оставшись рядом, на могиле, молилась. На третий день Бог забрал ее к дочерям и Себе.


Верующие люди похоронили ее рядом с могилами ее святых девочек. Святая София также считается мученицей, хотя приняла страдания за Христа не телом, а сердцем.



МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТЫХ МУЧЕНИЦ.


В VIII веке мощи мучениц из крипты кладбища святого Панкратия в Риме по распоряжению папы Римского Павла I (757-767) были перенесены в построенную новую церковь святого Сильвестра на Марсовом поле, а часть мощей мучениц была преподнесена в дар монастырю святой Иулии в Брешии (Италия).


10 мая 777 года мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии были перенесены в женский монастырь в Эшо под Страсбургом (Франция) по просьбе основателя обители епископа Ремигия.


Мощи святых мучениц привлекали к себе множество паломников, вокруг аббатства разрослась деревня, а для приезжающих была построена большая гостиница. Во время Великой французской революции (1789-1794) монастырь был разорен, а мощи похищены.

Предполагается, что, желая укрыть мощи мучениц от поругания, монахини спрятали их на монастырском кладбище, где они до сих пор пребывают сокрытыми в неизвестном месте. Монастырский храм святого Трофима продолжал действовать до французской революции, а затем был продан с аукциона. В его помещениях несколько лет действовал трактир. В 1898 году остатки монастырской церкви были объявлены "историческим памятником", началось ее постепенное восстановление.


3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаге из песчаника, а другую — в реликварий, помещенный в раку с другими святынями.


В настоящее время в храме святого Трофима находится историческая рака с частицей мощей святой мученицы Софии, в которой на протяжении столетий хранились мощи святых мучениц.


К мощам не оскудевает поток паломников, в том числе и из России. Возле них регулярно совершаются православные богослужения.


Не принято тужить в России,

Казнить себя потом виной,

За то, что дочери Софии

Когда-то в мир ушли иной.

Они ушли за веру в Бога,

С девичьей, чистою душой,

Не ради райского порога,

Не ради святости большой.

Три юных дочки положили,

Жизнь молодую на алтарь

За то, чтоб в Мире нашем были

Бог православия и Царь.

С тех давних пор мы вспоминаем

Надежду, Веру и Любовь,

Как эталоны чувств, что знаем.

Или испытываем вновь.

В тех чувствах души их живые

Нам помогают жить, любить,

Надежду с верой в дни лихие

Навеки в сердце сохранить.

Светлы, чисты три чувства эти,

Святой девичьею слезой,

За чистоту тех чувств в ответе

Мы все пред троицей святой.



О чем молятся Вере, Надежде, Любови и матери их Софии?


Православные христиане возносят молитвы о трех добродетелях, выбранных для наречения дочерей Софии. Это просьбы об укреплении веры, даровании надежды и любви.




ТРОПАРЬ

глас 4

Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.


КОНДАК

глас 1

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.



МОЛИТВА СВЯТЫМ МУЧЕНИЦАМ ВЕРЕ, НАДЕЖДЕ, ЛЮБВИ И МАТЕРИ ИХ СОФИИ.


О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте!


Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Акафист святым мученицам Вере, Надежде и Любови, и матери их Софии





Не покидай меня, Надежда,

Когда над пропастью стою,

Дай руку мне свою, как прежде,

Чтоб удержаться на краю.

Не уходи из сердца, Вера,

Когда ослабну я душой,

Когда день праздничный вдруг серым

И горьким станет предо мной.

А если вьюга ледяная

Мне душу бедную скует,

Спаси меня, Любовь Святая,

И растопи колючий лед.

Меня в беде не покидайте,

Когда от горя стынет кровь,

Звездой спасательной сияйте:

Надежда, Вера и Любовь!



...Суворов спросил одного из своих лучших генералов Милорадовича: "Знаешь ли ты трёх сестёр?"

"Знаю!" - отвечал Милорадович.

"Так, - подхватил Суворов, - ты русский, ты знаешь трёх сестёр: Веру, Надежду и Любовь. С ними слава и победа, с нами Бог!"

Из книги Н. А. Полевого "История Графа Суворова-Рымникского Генералисимуса Российских войск", М., 1904 г. стр. 294.

******

В Санкт -Петербурге есть Памятник святым мученицам Вере, Надежде, Любови и их матери Софии возле подворья Покрово-Тервенического женского монастыря (просп. Стачек, 186 а).

Расположен он перед южным фасадом церкви, открыт в 1996 году, в день, когда празднуется память мучениц - 30 сентября.

Во II веке, в царствование императора Адриана - гонителя христиан, в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит "премудрость"). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. по гречески: Пистис Пίστις, Элпис 'Еλπίς, Агапе 'Аγάπη.

По доносу семейство арестовали и привели к Адриану. Девочки твёрдо исповедовали свою веру несмотря на различные пытки. Сёстры были казнены, а мать Адриан приказал оставить в живых, чтобы продлить её душевные мучения. Она умерла на третий день возле могилы своих дочерей.

Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, - 10, а младшей, Любови, - лишь 9 лет.

В сентябре 1996 года решением Синода при создании самого молодого в епархии женского монастыря - Покрово-Тервенического в Лодейнопольском районе Ленинградской области, церковь была объявлена его Петербургским подворьем. Памятник создан профессиональными, тогда ещё совсем молодыми скульпторами - Дмитрием и Викторией Вороновыми. Это - гальваника, высота скульптуры примерно 150 см.

Вот как пишет об этом сама Виктория Воронова : "Эту скульптуру мы сделали очень давно - она является началом нашей совместной работы над заказами и получена в первый год нашей свадьбы. Отец Лукиан, в то время настоятель этой церкви, превративший бывший овощной склад или магазин в помещение, где могли проходить службы, очень энергичный, увлекающий за собой человек - настоящий сподвижник. Он хотел, чтобы эта скульптурная группа венчала колодец со святой водой во дворе церкви.

Дима нарисовал эскизы, где чаша для святой воды была в виде шестигранного римского бассейна со столбом посередине, где располагалась бы эта небольшая скульптурная группа. Проект не был до конца реализован ,но мы все равно любим свое первое детище за все, что нам пришлось узнать и пережить в процессе его создания. Прочитав о жизни святых, мы сконцентрировались на передаче взаимоотношений между этими четырьмя характерами, изображенных нами в момент перед казнью (в ногах у них лежит меч, как символ их мученической смерти). Три сестры - три главных христианских добродетели, объединенных матерью мудростью, которая их породила."





Храмы, в честь святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови


Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Петербурге (СПб подворье Покрово-Тервенического женского монастыря).


Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Курске.


Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище в Москве.


Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Полтаве.



Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Багратионовске Калининградской области.


Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Пскове.



Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии при Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии в Москве.


Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Самара.








Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Кирове.


Храм является конечным пунктом паломников всемирно известного Великорецкого крестного хода.


Имеется в этой церкви еще одна уникальная особенность: службы (соборное пение) здесь проводят два разных священнослужителя. Один читает молитвы как обычно, а второй показывает их для глухих верующих на языке жестов.






Народный календарь

30 сентября - Вселенские бабьи именины, Софья - Вера - Надежда - Любовь


День этот, как правило, ясный и теплый. В этот день проводились девичьи посиделки. "Себя показать и других посмотреть"


Имена святых мучениц пользовались большой популярностью, именины этим днем праздновали многие, а однажды к главному празднику присоединился еще один – Вселенские бабьи именины, с которыми нужно было поздравить каждую женщину. Длились они целых три дня, когда славилась женская мудрость и лучшие их качества – вера, надежда, любовь. Как частенько бывало на русских праздниках, бабам и девицам нужно было пролить хоть чуть-чуть слез – за себя и родню, а там и вновь хлопотать по дому да у печки, занимаясь выпечкой крендельков да именинных пирогов.


Нередко денек был погожим, что слыло доброй приметой. Коли журавлиные клинья тянулись на юга, верили, что до Покрова точно придут морозы.


Именинники в этот день: Александр, Андрей, Иосиф, Леонтий, Сергей, Юлиан




Интересне страниы:

9 октября – Апостол Любви и Богословия (апостол и евангелист Иоанна Богослов)

12 сентября  - Перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского

13 сентября  - Положение честного пояса Пресвятой Богородицы.

14 октября  - Покров Пресвятой Богородицы