395-408 г.
Богоприемное Твое чрево Богородице, объемший пояс Твой честный, держава стаду Твоему необорима, и сокровище есть благих неоскудно, едина рождшая Приснодево. |
13 сентября (31 августа) - Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы.
Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме было при императоре Аркадии ( (395–408). До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886–911), от Пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа.
Императрице было видение, что она будет исцелена от недуга, когда на нее будет возложен Пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Константинопольскому Патриарху Евфимию II (память 5 августа – греч.). Патриарх снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня: Пояс Матери Божией оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил Пояс на больную императрицу, и она тотчас освободилась от своего недуга. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной Пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью.
В память происшедшего чуда и двукратного положения честного Пояса был установлен этот праздник. Частицы святого Пояса Богоматери находятся в Афонском Ватопедском монастыре, в Трирском монастыре и в Грузии.
Согласно древнему церковному преданию, оставляя этот мир для того, чтобы соединиться со Своим Сыном и Господом, Пресвятая Богородица завещала две Свои одежды двум бедным еврейским женщинам, служившим Ей. Они бережно хранили эти реликвии, передававшиеся от поколения к поколению. В правление Льва I христиане Гальвий и Кандид получили ризу Богородицы, прибегнув к простительной хитрости, и положили ее во Влахернской церкви.
Пояс Богородицы был обретен при неизвестных обстоятельствах в епархии Зела, близ Амасии в Понте. Около 530 года, в правление Юстиниана, он был привезен в Константинополь[2] и положен в Халкопратийской церкви, находившейся к западу от Святой Софии, в квартале медников. В этот день в Халкопратийском храме отмечался престольный праздник и память обретения двух хранившихся там драгоценных реликвий – честного Пояса Богородицы и Пелен Христовых.
Много лет спустя (ок. 888 г.) супруга императора Льва VI Мудрого Зоя тяжело заболела из-за наваждения нечистого духа. Она увидела сон, в котором ей было открыто, что она исцелится, если на нее возложат Пояс Богородицы. Император тотчас повелел сломать печати на раке с реликвией и с изумлением увидел честной Пояс сверкающим и чистым, будто сотканным вчера. Рядом лежала записка, в которой был назван день перенесения Пояса в Константинополь и рассказано о том, как сам император положил его в эту раку и собственноручно ее запечатал. Император Лев с благоговением приложился к реликвии и передал ее патриарху. Тот возложил Пояс на голову императрицы, и она тотчас исцелилась от недуга. Все вознесли хвалу Христу Спасителю и Его Пречистой Матери. Благодарная императрица вышила Пояс золотыми нитями, и святая реликвия была снова положена в раку.
По преданию, болгарский царь Иван Асень (1187–1196), одержав победу над императором Исааком II Ангелом (1190), захватил крест с вложенной в него частицей честного Пояса. Этот крест был брошен неким священником в реку, чтобы он не подвергся поруганию. Святыня затем попала к сербам и впоследствии была передана князем Лазарем († 1389) в афонский монастырь Ватопед. Там она почитается и доныне. Святая реликвия источает сладостное благоухание, и от нее совершаются многочисленные чудеса.
Честной Пояс, прикасавшийся к Пречистому Чреву, носившему Творца, и смоченный каплями молока, питавшего Того, Кто есть Жизнь мира, является для всех христиан свидетельством спасения. Он словно говорит о том, что нужно обуздывать все устремления плоти и подражать душевной и телесной чистоте Пресвятой Девы и Матери Божией, чтобы удостоиться и в своем сердце носить Христа, Который присно становится ради нас Младенцем.
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
История святыни пояса Пресвятой Богородицы
По преданиям, Святая Мария собственноручно соткала пояс из верблюжей шерсти. По одной из версий Пресвятая Богородица, после Своего Успения, явилась к апостолу Фоме и отдала ему пояс. Как известно из писаний, апостол не успел к погребению Божией Матери, в это время он был далеко в Индии. Чтобы утешить верного ученика Христова, Она, по его молитвам, передала ему в руки святыню.
В первые века Пояс находился в Иерусалиме, а через несколько столетий, при императоре Аркадии (395-408), он был перевезен в Константинополь и торжественно положен в Халкопратийскую церковь, в ней были установлены всенощные бдения и молебствия по средам. Единственная, оставшаяся от земной жизни Богородицы святыня, была помещена в ковчег и запечатана золотой печатью императора Аркадия с указанием года и точного дня этого великого события.
Несколько веков пролежал Пояс, запечатанный в закрытом ларце, до тех пор, пока Он не помог супруге императора Льва Мудрого (886-911) Зое, которая долгое время страдала недугом (возможно это была одержимость). Ее болезнь доктора не могли вылечить врачебными средствами.
Зое, по видению, было указано, что ее болезнь отступит, если на нее возложат святой Пояс Богородицы. Узнав об этом, патриарх, по просьбе императора, снял печать, открыл раку со святыней и все увидели, что она вообще не пострадала за столько веков.
По благословению патриарха на больную был возложен Пояс, и императрица сразу же была исцелена от болезни. С благодарностями Господу и Божией Матери был отслужен молебен, а исцеленная царица расшила спасший ее Пояс нитями из золота. Святыню положили обратно в ларец и снова запечатали.
Таким образом, случилось второе положение пояса. В память о чуде, которое произошло и в честь двукратного положения, был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы.
В десятом веке, после захвата Константинополя турками святыня покинула город и оказалась разделена на части. Части святыни продолжали славиться многочисленными чудесами. На начало XXI века часть хранилась на Кипре, в монастыре Троодитисса, часть - в Грузии, часть - в Трирском монастыре. Однако, наиболее прославившаяся часть оказалась в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон.
Ватопедская часть пояса
Святыня хранится в монастыре Ватопед с XIV века. Свидетельства о чудесах, совершаемых её благословением, многочисленны с давних времен. Чудотворную силу святыни признавали даже турецкие султаны. Так, в 1871 годах султанАбдул-Азиз обратился к ватопедским отцам с просьбой доставить пояс в Константинополь, прислав для этой цели пароход прямо к пристани обители. Как только судно приблизилось к Константинополю, бушевавшая там эпидемия холеры прекратилась, и удивленный правитель приказал принести реликвию во дворец для поклонения. Известны многочисленные случаи исцелений от различных болезней благодатью честного пояса Божией Матери, но особенно ярко она проявляется в помощи бездетным супругам. Монахи хранят множество писем, в которые счастливые родители вложили фотографии своих детей, родившихся благословением Божией Матери, посредством Ее честного пояса. Честной пояс Пресвятой Богородицы стал главной и наиболее любимой святыней Ватопедского монастыря, монахов этой обители даже прозвали на Афоне "агиазонитами" (т.е. "святопоясниками"). Главным чествованием пояса в Ватопеде является праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, к которому в обитель стекается много паломников. По сложившейся традиции святыня ежегодно исходит из стен монастыря на краткий срок и проносится по греческим городам для чествования и поклонения. Несмотря на просьбы, монахи не вывозили святыню за пределы Греции вплоть до исторического посещения России 20 октября-28 ноября 2011 года. В то время ковчег со святыней объехал 15 главных городов России, где везде к нему выстраивались многотысячные, длиной в километры, очереди верующих. В общей сложности честному поясу Богородицы в эти дни поклонилось около 3 миллионов человек, в те же дни начали фиксироваться чудесные события. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал это беспрецедентное за многие десятилетия всенародное поклонение святыне в России "чудом сохранения веры"
Что дает Святой Пояс тем, кто к нему прикладывается – это радость, Пасхальную радость. Потому что Святой Пояс – это не только икона Божьей Матери, – а это одежда Ее.
Это тот пояс из верблюжьего волоса, к которому притрагивался Христос, когда был младенцем.
Целуем вот этот самый Пояс – и берем это благословение, этот покров, эту силу Божьей Матери.
/Старец Ефрем Ватопедский/
Когда честной свой пояс Матерь Божья Апостолу Фоме передала, То Божья благодать в него вошла, Заблудших чтоб спасти от бездорожья. В великой тайне пояс тот хранился У Иерусалимских христиан, И ни один святыню ту тиран Не смог у них найти, как ни стремился. Аркадий, император, был прославлен, - В Константинопольский Влахернский храм При нем честной положен пояс, там В ковчеге опечатанным оставлен. Как стал Лев Мудрый Византией править, В его жену нечистый дух вошел, Но ей в виденьи пояс тот пришел, Его велели во дворец доставить. И патриарх в слезах благоговенья Святыню на больную возложил, И скоро он молебен отслужил В честь Богородицы, за чудо исцеленья... |
В ковчег положен пояс чудотворный И опечатан снова на века, Чтоб чья-то нечестивая рука Не воплотила замысел свой черный... О, Преблагая, Ты Свои святыни Оставила, чтоб падших поднимать, Детей строптивых любящая мать, Нас не лишаешь Божьей благостыни. /р.Б. Владислав./ |
Пояс Богородицы прославился множеством чудес.
Тысячи паломников посещают Ватопедскую обитель только для того, чтобы помолиться перед этой святыней, облобызать часть одежды Пресвятой Богородицы.
Люди молятся перед поясом Богородицы об исцелении от болезней.
Многие неизлечимые болезни, в том числе онкологические, отступают по горячим молитвам людей перед этой святыней.
Известны многочисленные случаи исцелений от различных болезней благодатью честного пояса Божией Матери, но особенно ярко она проявляется в помощи бездетным супругам.
В Ватопедском монастыре хранится множество писем, в которые обретшие радость материнства женщины вкладывают фотографии своих малышей, родившихся при посредстве этой реликвии.
«Агиазониты» (то есть «святопоясники» - прозвище, данное ватопедским монахам) помогают бесплодным женщинам, не нарушая устав своей мужской обители (ведь посещение монастыря женщинами категорически воспрещено).
Небольшие копии пояса освящают на ковчеге, где хранится пояс Богородицы и раздают их мужьям бесплодных пар.
Эти импровизированные пояски с молитвой повязываются вокруг талии женщины и носятся до самых родов.
И если это ношение сопровождается покаянием, горячей молитвой, крепкой верой, то в очень многих случаях, которые зафиксированы, молитва достигала Престола Царицы Небесной и женщины могли родить детей.
Свой пояс заветный, явила Ты миру, Любовью Своей освятив.
О, сколько же страждущих ждет утешения, склонясь пред Святыней Твоей.
По вере, Сердечная, даруешь спасение, хранишь от страданий, страстей.
Позволь же и мне прикоснуться к Святыне с далекой Афонской горы.
И силой незримой даруй мне прощенье, зажги во мне искру любви.
Царица Небесная, сим поясом дивным, Ты род исцеляешь людской.
Так славься во веки, Пречистая Дева, храни Свой Священный Афон.
Тропарь Святому и Пречестному Поясу Пресвятой Богородицы
глас 5
Я́ко некра́домо бога́тство,/ по́яс Твой честны́й, Присноблаже́нная,/ и благи́х подая́ние иму́ще,/ Оби́тель Ватопе́дская взыва́ет Ти,/ препоя́ши со благогове́нием,/ притека́ющия ны к нему́,/ си́лою его́ боже́ственною,/ и кре́пость льсти́ваго врага́ разруши́,// спасе́ние ве́рным Чи́стая.
Перевод:
Как богатство, краже не подверженное, пояс Твой почитаемый, Вечноблаженная, и как источник благ имеет обитель Ватопедская и взывает к Тебе: «Препояшь с благоговением приходящих к нему, силой его божественной, а силу коварного врага уничтожь, даруя спасение верующим, Чистая».
Кондак Святому и Пречестному Поясу Пресвятой Богородицы
глас 6
Богоприе́мное Твое́ чре́во, Богоро́дице,/ объе́мший по́яс Твой честны́й,/ держа́ва гра́ду Твоему́ необори́ма/ и сокро́вище есть благи́х неоску́дно,// еди́на ро́ждшая, Присноде́во.
Перевод:
Принявшее Бога чрево Твое, Богородица, объявший пояс Твой почитаемый есть сила городу Твоему непобедимая и неоскудеваемое сокровище благ, единственная родившая Непорочная Дева.
ГДЕ ХРАНИТСЯ ПОЯС БОГОРОДИЦЫ...
В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса).
В 1028 году византийский император Роман III (1028–1034) после войны и заключения мира с Грузией скрепил политический союз с ней, выдав свою племянницу Елену замуж за грузинского царя Баграта IV Куропалата (1027–1072).
Елена, в свое время получившая исцеление от Пояса Богородицы, с разрешения императора привезла с собой в дальнюю страну его часть.
Известно, что в начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I, но он, украсив ковчег драгоценными камнями, вернул его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения реликвии.
И доныне эта святыня хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери в драгоценном киоте.
Часть пояса византийские императоры брали с собой в военные походы, в одном из которых святыню у византийцев отбили болгары.
Чудотворную силу святыни признавали даже турецкие султаны.
В 1871-1872 годах султан Абдул-Азиз обратился к ватопедским отцам с просьбой доставить пояс в Константинополь, прислав для этой цели пароход прямо к пристани обители.
Как только судно приблизилось к Константинополю, бушевавшая там эпидемия холеры прекратилась, и удивленный правитель приказал принести реликвию во дворец для поклонения.
В 1894 году жителей города Мадита (Малая Азия) донимала саранча, уничтожавшая посевы на корню.
Отчаявшиеся люди попросили отцов ватопедского монастыря предоставить им пояс Богородицы для борьбы с этим злом.
Как только судно с Поясом подошло к гавани, туча поднявшейся с полей саранчи затмила небо и затем, к изумлению присутствующих, ринулась в море.
Монастырь Троодитисса на Кипре хранит великую христианскую реликвию – кожаный Пояс, украшенный серебряными с позолотой пряжками, происхождение которого затерялось в глубине веков. Рассказывают, что он принадлежал одной из женщин, которой по молитвам Божией Матери был дарован ребенок
Желая возблагодарить Деву Марию, женщина в конце XIX века подарила Пояс монастырю.
С той поры Пояс этот считается чудотворным.
Известно, что через него Божия Матерь излечивает не только от бесплодия, но и от многих других заболеваний.
А монахи хранят в резном ларце множество фотографий детей, появившихся на свет после приложения их матерей к Поясу Богородицы.
Признанный Ватиканом (это вторая по значимости святыня в мире, после Святой Плащаницы), Пояс Пресвятой Богородицы хранится в городе в Прато (Италия).
Его показывают пять раз в год (8 сентября, Рождество, Пасха, 1 мая, 15 августа) с кафедры Донателло в специально построенном правом углу фасада собора.
Пояс Пресвятой богородицы сохраняется в сирийской церкви в Хомсе и находится под охраной якобитов.
Интересные страницы
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Икона Божией Матери "Иерусалимская"