Лазарева суббота

«Христос, сковавший смерти тираннию, закричал:

Лазарь, гряди вон, и четверодневный из гроба восстал»

(Из канона Андрея Критского на вербное Воскресенье)


Суббота 6-ой  седмицы Великого поста - Лазарева суббота.


День накануне Вербного воскресения, который завершает Великий пост.  В Лазареву субботу вспоминается, как Христос воскресил своего друга Лазаря, умершего за четыре дня до того. . Это чудо способствовало тому, что бы многие в Иудеи уверовали во Христа как в Спасителя  Воскресение Лазаря стало прообразом воскресения Христова, это чудо Христос совершил перед тем, как выйти на путь крестных страданий.... (Ин. 11. 1-46)



ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ...

(Ин. 11:1–45)


После праздника Кущей и после следовавшего за ним праздника Обновления (Ин. 10:22), когда Иудеи дважды пытались побить Христа камнями за то, что Он, как они говорили, «будучи человеком, делал Себя Богом», – Иисус вышел из Иерусалима и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн; и остался там (Ин. 10:40).


Туда приходили многие Иудеи, но это уже были те люди, которые уверовали в Него. После этого Христос продолжал еще некоторое время жить и учить в Галилее, пока не приблизились дни взятия Его от мира. Тогда, переходя из селения в селение, Он снова приблизился к границам Иудеи, когда к Нему пришли некие посланцы из Вифании с тревожной вестью от сестер Марфы и Марии, что их брат Лазарь смертельно болен. «Господи, – сказали они, – вот, кого Ты любишь, болен». Посланные, зная как Христос любил все вифаиское семейство, не сомневались, что Он, конечно, сейчас же пойдет с ними на помощь Лазарю. Но Христос сказал им: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий», и остался на том месте, где находился, еще два дня.


После этого Он сказал ученикам: «Пойдем опять в Иудею». Но ученики воспротивились, т. к. знали всю опасность возвращения Христа в Иерусалим. »Равви, – сказали они, – давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями и Ты опять идешь туда?» Тогда Господь иносказательно предупредил учеников о «двенадцатом часе» Его земного служения, т.е. о том, что теперь Он творит уже последние великие чудеса и что Лазарь не выздоровел, но уснул смертным сном, т.е. умер, но что Он, Христос, радуется за Своих учеников, что они не присутствовали при болезни и смерти Лазаря. «Радуюсь за вас, – сказал им Господь, – что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему».


Тогда апостол Фома, будучи уверен, что возвращение в Иудею грозит гибелью не только Самому Иисусу, но и всем им, сказал своим собратьям: «Пойдем и мы умрем с Ним». И все пошли в Вифанию.


Приблизившись к ней, но не войдя еще в селение, они узнали, что Лазарь действительно умер и уже четыре дня как погребен в ближайшей пещере.


Далее, евангелист Иоанн рассказывает о самом чуде воскрешения Лазаря. Он говорит: «Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати (т. е. приблизительно в 2 часах ходьбы от города) и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их». Эти иудеи, по-видимому, и сообщили Марфе, что пришел Христос и находится вблизи селения. Тогда Марфа сейчас же вышла навстречу Ему, а Мария, не зная этого, сидела дома.


Увидев Иисуса, Марфа сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой: но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». Эти слова Марфы поражают. Неужели она уже предчувствовала, что Христос воскресит брата? И Христос как бы отвечает ей на ее предчувствие: «Воскреснет брат твой». «Знаю, что воскреснет, – говорит Марфа, – в воскресение в последний день». «Я есмь воскресение и жизнь, – сказал Христос, – «верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек». И, обратившись к Марфе, спросил ее: «Веришь ли сему?»


Услышав эти слова, Марфа, предпочитавшая, как некоторые думают, материальные домашние заботы – «единому на потребу», т.е. слышанию Слова Божия, вдруг, подобно апостолу Петру, исповедует Христа как «Сына Божия, грядущего в мир». «Так Господи», – сказала она, – я верую, что Ты Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:27). Взволнованная встречей с Учителем и своим исповеданием Его Божества, Марфа стремительно возвращается домой и тайно зовет сестру свою, говоря ей: «Учитель здесь и зовет тебя». И обе сестры с поспешностью идут к Иисусу.


Иудеи, которые были в доме с Марией и утешали ее, «видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб плакать там».


А Христос еще оставался на том месте, где встретила Его Марфа. Придя туда и увидев Иисуса, Мария пала к ногам Его и сказала: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Увидев ее плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, Иисус Сам «восскорбел духом и возмутился. И сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри».


Кругом был плач, была скорбь и мрак смерти. И, вида все это заплакал Сам Господь: «Иисус прослезился», говорит Евангелие. Христос-Человек плакал о Своем друге Лазаре, об осиротевших сестрах его и в тоже время плакал о всем человечестве, пораженном болезнями, страданиями и смертью.


В толпе иудеев говорили: «Смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: «не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?» Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу». Гробом служила пещера, закрытая камнем; и там, за этим камнем, в глубине могилы покоился прах умершего Лазаря. Уже четыре дня как он лежал во гробе и тело его тронулось тлением. Иисус приблизился к пещере. Возле Него стояли сестры умершего, а вместе с ними друзья и любопытствующие Иудеи. Здесь же были и ученики Христовы. Вероятно, все думали, что Иисус пришел сюда, чтобы вместе с Марфой и Марией поплакать у гроба, но Христос сказал: «Отвалите камень».. «Как? – удивилась Марфа, – Зачем? «Господи!» – воскликнула она со скорбью, – «уже смердит; ибо четыре дня как он во гробе».


Иисус же, обратившись к Марфе, спросил ее: «не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию?»


Тогда подошли люди и стали отваливать камень от пещеры, где лежал умерший. Наступило, вероятно, безмолвие. Можно думать, с каким тревожным вниманием взоры всех были устремлены в сторону пещеры, где сгустился сумрак холодной могилы.


«Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». И сказав это, Христос воззвал громким голосом: «Лазарь, иди вон!» И в тот же момент дрогнул сумрак могилы и все увидали, как Лазарь стал выходить из пещеры. Обвязанный по рукам и ногам погребальными пеленами, с лицом закрытым белым платком, ничего не видя перед собою, он, вероятно, едва мог передвигать ноги. Тогда Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет».


Так Лазарь явился пред всеми воскресшим из мертвых.


Чудо произвело на народ потрясающее впечатление и «многие из иудеев, пришедших к Марии», – как свидетельствует евангелист, – и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них, – добавляет евангелист, – пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус».


Фарисеи серьезно встревожились вестью о воскрешении Лазаря и, сделав между собою совещание, «с этого дня положили убить Христа», а вместе с Ним «положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса». Совершением двойного убийства фарисеи надеялись окончательно прекратить деятельность Иисуса Христа и решительно парализовать Его влияние в народе. Так бессильная и бессмысленная злоба начальников иудейских отвечала Богу на величайшее чудо, сотворенное Сыном Божиим, пришедшим на землю для спасения людей от греха и смерти.


Воспоминанию о чуде воскрешения Лазаря, Православная Церковь посвящает субботу шестой недели Великого Поста. За Литургией этого дня читается Евангелие от Иоанна – одиннадцатая глава, а песнопения, как и чтения, вечерни и утрени буквально насыщены пересказом и толкованием евангельского повествования. При этом тропарь праздника отражает догматический смысл как самого чуда, так и обстоятельств, его сопровождавших. Тропарь гласит так: «Общее воскресение, прежде Твоея страсти уверяя» (т. е. предваряя), «из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!»


Это значит, что Христос, накануне Своих страданий воскрешает Лазаря, дабы утвердить веру людей во всеобщее воскресение и чтобы мы (верующие христиане), подобно евангельским детям и отрокам, носившим при входе Господнем в Иерусалим пальмовые ветви, как знамение торжества над смертью, могли бы возгласить Христу – Победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!»


Здесь, как видно, чудо воскрешения Лазаря, по догматическому смыслу, связывается со входом Господним в Иерусалим, согласуя эти два события: – «Потому и встретил Его народ», – говорит евангелист Иоанн, – что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых» (Ин. 12:17–18).


Кроме того, в стихирах и каноне праздника отразилось понимание Церковью действий Христа в Вифании как Бога и как Человека. Как Человек, – Иисус плачет у гроба Своего друга, «скорбя внутренне»: Он разделяет горе сестер умершего; как Человек Он участливо спрашивает: «где вы положили его?»; как Человек Он молится перед всем народом Отцу Небесному, «чтобы здесь стоящие поверили, что Отец послал Его». Но как Бог, Зиждитель Мира, Он словом Своим воссоздает из разлагающегося трупа живое тело человека; как Бог повелевает аду освободить дух Лазаря; как Бог возвращает дух Лазаря в ожившее тело его; наконец, как Бог повелевает Лазарю выйти вон из могилы, чтобы продолжать свою жизнь на земле. В этих действиях, Иисус Христос являет Свою власть над жизнью, смертью и адом.


Богослужебные тексты праздника раскрывают далее значение любви, – любви христианской – которая царила в Вифанском семействе. Христос любил Марфу и Марию и друга Своего, Лазаря; сестры любили Христа, любили друг друга и брата. И все, что произошло в Вифании во время болезни и смерти Лазаря, и само воскрешение его, – в сущности, было торжеством любви Бого-Человека к людям, и ответной любви человеков к Богу. Эта любовь, не имевшая границ в своей глубине и духе, оказалась той могущественной силой, которая воскресила четверодневного Лазаря: «дабы уверовали» (Ин. 11:15), все в эту силу непобедимой любви Христа к человеку и Его власть над смертью и адом.


В Своей любви к семейству в Вифании Христос, как поется в церковном песнопении, «предложил нам образ сердечной любви», т.е. пример истинной любви человеческой, одухотворенной, сердечной, безбрежиой; той любви, которая дала мудрость Марфе, когда она из глубины своего сердца исповедала Христа, как Сына Божия, грядущего в мир. Именно эта любовь родила в ней мудрую веру.


Но какова была новая жизнь и дальнейшая судьба воскресшего Лазаря? Евангелие говорит об этом очень мало. Известно только, что Лазарь продолжал некоторое время жить в Вифании, куда приходило множество Иудеев, чтобы убедиться, что Лазарь действительно воскрес. Известно также, что Лазарь продолжал участвовать в общей семейной жизни и находился «как один из возлежащих» на той трапезе, которую, за шесть дней до Пасхи, Марфа и Мария устроили для Христа. Но о дальнейшей жизни Лазаря свидетельствует только церковное предание. Так в «Синаксаре на Субботу святого и праведного Лазаря», в церкви читается житие Лазаря, где говорится, что он, приговоренный негласным судом фарисеев к смерти, должен был спасаться, и удалился на остров Кипр. Там он прожил тридцать лет, и в апостольский век, был епископом Кипрской Церкви. Там он и умер. Тело его, по свидетельству церковной истории, впоследствии было перенесено, в Константинополь и погребено в одном из местных храмов.

протоиерей Лев Липеровский



Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времен христианских. Отцы Церкви IV века св. Амфилохий, епископ иконийский, св. Иоанн Златоуст, бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесенные ими в Лазареву субботу.

“Сегодня, – говорит св. Златоуст, – Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны”.

В V веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне исполняемый Церковью.

В VIII веке Косьма Маиумский и Иоанн Дамаскин написали также каноны на день Лазарева воскресения, сейчас исполняемые Церковью.

В конце IX века император византийский Лев Философ перенес мощи св. праведного Лазаря с Кипра в Константинополь, составил на день воскресения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых св. Церковью.


Лазарева суббота – суббота перед Вербным воскресеньем, в этот день православная Церковь воспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря, поэтому, эта суббота именуется Лазаревой субботой.

Святой Лазарь был братом Марфы и Марии, жил с сестрами неподалеку от Иерусалима, в селении Вифания. Христос часто посещал их дом, а Лазаря называл своим другом.

Однажды Лазарь заболел, и, когда весть об этом дошла до Христа, Он сказал:

«Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий».


Лазарь скончался за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию.

Придя в Вифанию, Христос велел «отнять» камень от пещеры, в которой похоронили праведника, и воззвал к нему: «Лазарь! Иди вон».

Умерший воскрес и вышел из погребальной пещеры.


Воскрешение праведного Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Господа Иисуса Христа и как удостоверение в Воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших, что выражается в тропаре праздника (гл. 1):

   Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя (удостоверяя), из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже.

Темже и мы, яко отроцы (еврейские) победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во Имя Господне.

   Чудом воскрешения Лазаря Господь Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу, уверил всех в должном быть вскоре после распятия Своем Воскресении и в общем воскресении умерших в последний день Страшно Суда.



Вифанию ночная мгла покрыла,

И лик луны украсил небосвод.

Рыдали горько Марфа и Мария,

Оплакивая брата своего.


Недвижно возлежал во тьме пещерной

Четверодневный Лазарь.

Тленья дух,

Напоминая о юдоли смертной,

Отчаяньем исполнил мир вокруг.


Пришел Христос сестер утешить в скорби,

И Марфа вышла в сретенье Ему.

«О Спасе, - молвила она, -

Ты мог бы

У Бога испросить жизнь брату моему».


«Твой брат воскреснет, -

Иисус ответил, -

Аз есмь и Воскресенье,

и Живот.




Кто верит в Сына Божия, безсмертен,

Он если и умрет, то оживет».


В смятеньи Марфа позвала Марию,

И с упованием на чудо та

О воскрешенье Лазаря взмолилась,

Припав к ногам Спасителя Христа.


Сам духом восскорбев,

в большой печали,

К гробнице поспешить изволил Он

И отвалить велел тяжелый камень,

И громко молвил:

«Лазарь, выйди вон!»


Из недр пещерных,

глас Его услышав,

От мрака погребального восстав,

Обвитый пеленами,

Лазарь вышел,

Восславив милосердного Христа.

(Татьяна Лазаренко)





Воскрешение Лазаря символично: это воскрешение во Христе всех нас, каждого человека.

Для Бога нет ничего невозможного.

Какие бы тяжелейшие грехи ни тяготили душу человека, какие бы оковы страстей ни держали бы ее в плену-гробе страстей года и даже десятилетия (в том символика четырех дней), нужно только покаяться и призвать Бога, и Он, как любящий Отец, воскресит каждого из нас.

Эта символика воскресения записана в богослужебном уставе.

На утрене Лазаревой субботы поются воскресные тропари и песнь «Воскресение Христово видевше…»

При этом отверзаются Царские врата и совершается каждение всего храма. Поется Великое славословие.

Ведь Христос восстанавливает НОВЫЙ Завет с человеком.

Вскоре разорвется завеса в Иерусалимском храме перед Святая Святых, и Царствие Небесное снова окажется открытым перед человеком.


Богослужение.

Богослужение в Лазареву субботу отличается необыкновенной проникновенностью и значимостью.

Евангелие от Иоанна рассказывает наверное, об одном из самых удивительных чудес, совершенных Им, о том, как Христос в последние дни своей жизни воскресил умершего Лазаря, брата Марфы и Марии, живших в Вифании.


Лазареву субботу называют также «малой Пасхой»: на это указывают соответствующие богослужебные тексты и некоторые особенности устава, характерные только для этого дня.

   Богослужение в Лазареву субботу, по своему построению и песнопениям, подобно богослужению воскресному, но без полиелея.


   Особенности богослужения Лазаревой субботы следующие:

   На утрене стихословятся 16 и 17 кафизмы. По второй (17) кафизме после чтения последнего стиха «Заблудих, яко овча погибшее» певцы поют воскресные тропари: «Ангельский Собор удивися». Царские врата открываются, и бывает каждение по обычаю. Евангелие на утрене не читается.

   После воскресных тропарей – малая ектения, седален и, как в воскресенье, поется «Воскресение Христово видевше». Читается 50 псалом и сразу поется канон: «Поим Господеви». К тропарям канона – припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Этот же припев – в Неделю Ваий и в Страстную седмицу.

   По восьмой песни «Честнейшую Херувим» не поется Диакон запевает начало ирмоса 9 песни: «Чистую славно почтим», хор продолжает: «Людие, Богородицу, огнь Божества приимшую во чреве неопально, песньми величаем». После канона, катавасии и ектений поется: «Свят Господь Бог наш» на 1 глас. Начиная с этого дня, «Честнейшую Херувим» не поем до понедельника Фоминой седмицы.

   После канона – «Всякое дыхание» и стихиры на хвалитех, на «И ныне»: «Преблагословенна еси, Богородице Дево», и поется великое славословие.

   На Литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся». Прокимен «Господь Просвещение мое и Спаситель мой», причастен «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу».


В тропаре (главном песнопении дня) есть слова: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря».

Это означает, что воскрешение Лазаря было сотворено совершил ради уверения людей во всеобщем воскресении из мертвых.


Тропарь праздника.

В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже.

Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе – Победителю смерти воззовем: "Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!"


ИИСУСЕ, ЛАЗАРЯ ПРЕЖДЕ ТВОЕЯ СТРАСТИ ИЗ МЕРТВЫХ ВОЗДВИГНУВЫЙ, ЯВИ НАМ СВОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ!




Есть предание, что Лазарь, после того как его воскресил Христос, никогда не смеялся, и даже не улыбался. Может от того, что побывал во аде (а до Воскресения Христова все туда отправлялись), а может история имеет и апокрифические корни? Не вем. Но такое предание есть.

Но один раз его видели улыбающимся:

Кто-то захотел украсть горшок; увидев это, Святой Лазарь улыбнулся и воскликнул: "Глина крадет глину".


(Воскрешение Лазаря. Фреска. Греция. Афон, монастырь Дионисиат. XVI в.)



Воскрешение Лазаря


Последний день великого поста.

Грядет страстная строгая седмица -

Священных дней живая вереница,

Души сопредстоянье у Креста!

Четверодневный Лазарь вдруг восстал -

Он воскрешен Владыки твердым Словом

И вышел к людям в одеяньи новом,

В ответ на смерти рыщущей оскал!

Восстал, чтоб воскресенье предварить.

Предпоказует тварь Творца восстанье!

Преобразив законы мирозданья,

Отныне только с Богом хочет быть!




Не трать, Спаситель, силы,не поможет.

Так птица заземленная полет

Не мыслит, когда страх ее тревожит!»

Бессильны все правители земли

С неумолимой, самой строгой властью,

Подвластные унынью и ненастью,

Не могущие выбраться из тли!

Бог воскресил лежащего в гробнице

Сказавши просто:«Лазарь,выйди вон!»

И рухнули запоры и темницы,

И слышен вдалеке пасхальный звон!



В этот день в Храмах на службе читается Евангелие от Иоанна, Глава 11, стихи 1-45


1 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.

2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.

3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.

4 Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.

5 Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.

6 Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.

7 После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.

8 Ученики сказали Ему: Равви́! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?

9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;

10 а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.

11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.

12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.

13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.

14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;

15 и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.

16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.

17 Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.

18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;

19 и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.

20 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.

21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.

23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.

24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.

25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.

26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?

27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.

28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.

29 Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.

30 Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.

31 Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там.

32 Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

33 Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился

34 и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.

35 Иисус прослезился.

36 Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.

37 А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?

38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.

39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.

40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

41 Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.

42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.

43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.

44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.

45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.


Перейти к толкованию Евангелие от Иоанна Глава11, стихи 1-45










Интересные страницы:

Пасхальная лестница

Вербное воскресенье  (Вход Господень в Иерусалим)

Светлая седмица




Православная мозайка