В Евангелии есть история о первом чуде Христа. На свадьбе в Кане Галилейской — Христос впервые явил славу Свою ( Ин 2:11): по просьбе Богоматери превратил обычную воду в вино. Распорядитель пира удивился, почему такое хорошее вино и почему не подали к столу раньше, ведь он не знал, откуда оно.
Согласно преданиям, это была свадьба апостола Симона Зилота
Память празднуется 23 мая
Святой Апостол Си́мон Кананит был одним из четырёх сыновей Иосифа Обручника от первого брака, т.е. сводным братом Иисуса Христа.
Одна из интерпретаций имени апостола связана с Канами Галилейскими, в которой на браке у апостола Си́мона Господь наш Иисус Христос сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино.
Об этом сказано в Святом Евангелии от Иоанна Богослова.
Именно этот отрывок читают во время совершения таинства венчания, что, по-видимому, и послужило причиной почитания апостола Си́мона Кананита как покровителя христианского супружества.
Узрев чудо, совершенное Господом на свадьбе в Кане, Симон воспламенился ревностью ко Господу и так уверовал во Христа, как Бога истинного и, оставив брачное торжество и тот самый дом, последовал с усердием за Господом Иисусом. Поэтому он и был прозван Зилотом, или Ревнителем, так как разжегся столь великою ревностью, что оставил ради любви к Христу и свою невесту, и все свои привязанности, уневестив душу свою Жениху Небесному. За это Симон был причтен к сонму учеников Христовых и к лику святых двенадцати апостолов.
Когда на апостолов в день Пятидесятницы сошел Дух Святой в виде языков огненных, то они получили дар языков, так что могли проповедать Евангелие всем народам; и Симон вместе с прочими одиннадцатью апостолами сподобился получить Духа Святого.
Получив Духа Святого, он отправился с проповедью о Христе по разным странам, прошел Египет, Мавританию, Ливию, Нумидию, Киринию и Абхазию. Был он также и в Британии. Он просветил верою Христовою многих язычников, неведавших Христа, за что и был распят неверными и окончил жизнь свою мучением, подобным мучению крестному, которому был предан Иисус Христос.
Предание говорит, что после того, как апостолы отправились на проповедь, апостол Симон проповедовал Христа в Иудее, а также в Эдессе и Сванетии, в пределах осетин, и в Абхазии – в городе Севасте, нынешнем Сухуми. Какие-то путешествия Симон совершил вместе с апостолом Андреем Первозванным. В Грузии и Абхазии этих двух апостолов – Андрея и Симона – считают своими просветителями и небесными покровителями.
В Абхазии апостол принял мученическую кончину, был распят на кресте. Погребен он в городе Никопсии около Сухуми. Впоследствии (в XIX веке) на месте подвигов святого апостола, близ Иверской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита. Доныне сохранилась пещера, в которой подвизался святой апостол.
Пещера Симона Кананита.
Долго ли пребывал апостол в Абхазии, летописи не сообщают.
Он творил здесь множество знамений и чудес, а его проповедь многих людей обратила ко Христу.
Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита, в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство.
В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило.
Симон Кананит первым начал крещение местных жителей – предков современных абхазов.
Из-за этого апостол неоднократно подвергался нападкам со стороны язычников.
А во время жестокого гонения на христиан, которое начал грузинский царь-язычник Адеркий (Аркадий), Симон принял мученическую кончину.
По одной из версий он был усечен мечем, по другой – заживо распилен пилой.
Существует также предание, что он был распят на кресте.
Существуют еще две версии мученической кончины апостола Симона.
По одной, он был распят местными язычниками во время апостольской проповеди в Британии, по другой, широко распространенной на Ближнем и Среднем Востоке, - казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Вавилоне.
Однако Православная Церковь не разделяет ни ту, ни другую.
Ученики погребли тело святого недалеко от его пещеры.
К его могиле стали приходить верующие, прося помощи в нуждах и исцеления от болезней.
Погребён в городе Никопсии, местоположение которого вызывает споры. Согласно официальной теории, этот город — нынешний Новый Афон в Абхазии; по другой (более вероятной) — он находился на месте нынешнего посёлка Новомихайловского в Краснодарском крае.
Впоследствии (в XIX веке) на предполагаемом месте подвигов апостола, близ Апсарской горы, был сооружён Новоафонский монастырь Симона Кананита.
В IX веке на мощах Симона Кананита был выстроен храм, из белого тесаного известняка.
А спустя всего два столетия христианская вера прочно утвердилась во всей Абхазии.
В XI-XII столетиях Абхазия была процветающим христианским государством.
Весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами.
Но позже, по неисповедимым судьбам Божиим, она была завоевана турками, абхазцы изменили христианству и перешли в мусульманство.
Многие храмы подверглись разрушению, в том числе и Симоно-Кананитский.
В 19-м веке древний храм был восстановлен насельниками Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, который был основан рядом в 1875 году монахами со Старого Афона (Греция) из обители св. Пантелеимона.
На это последовало высочайшее распоряжение его императорского величества Александра III об отводе в Абхазии "327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха".
Был в третий день, Брак в Галилейской Канне, Среди гостей, Христа, как сродника позвали. Много людей, Запасы источали, Вина «ручей» они уж допивали. Лили полней — Бежали от печали, Своих друзей весельем насыщали. «Вина уж нет» — Сказала Матерь, сжалясь, «Что Мне, Тебе?» — Господь, Ей отвечает. Сосудов шесть поодали стояли … Вода в них есть, которой очищались. Глаголет весть, Мария меж слугами: «Что скажет вам, то, чтоб вы исполняли.» Христос велит: «Водою наполняйте …, И поскорей, вино теперь раздайте.» |
Ведущий пир отведал из бокала И похвалил вино, что лучше стало. И их спросил с улыбкою приятной: «Где ваш жених, что лучшее припрятал?» Жених отпил и отвечал невнятно: «Нет слов моих, чтоб объяснить понятно!» Он вдруг постиг, всё стало ему ясно: Всё сотворить лишь может Бог приятно. Здесь Божий Сын, Христу лишь всё подвластно. Лишь Он творить всё это мог участно. И он просил с Христом быть ежечасно, Дух в нём ожил, приняв Христа бесстрастно. И так прослыл – ревнитель веры властной, С Христом пребыл в течение всех странствий. Ерёмин Александр Петрович |
Тропарь апостолу Симону Зилоту
глас 3
Апо́столе святы́й Си́моне,/ моли́ ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Перевод: Апостол святой Симон, умоли милостивого Бога, да согрешений прощение подаст Он душам нашим.
Кондак апостолу Симону Зилоту
глас 2
Изве́стно прему́дрости уче́ния в душа́х благоче́ствующих поло́жшаго/ во хвале́нии ублажи́м, я́ко Богоглаго́ливаго вси Си́мона:/ престо́лу бо сла́вы ны́не предстои́т и со Безпло́тными весели́тся,// моля́ся непреста́нно о всех нас.
Перевод: Учения премудрости твердо в души благочестивых вложившего хвалами все прославим богословесного Симона: ибо он престолу славы ныне предстоит и с бесплотными Силами веселится, ходатайствуя непрестанно о всех нас.
Молитва апостолу Симону Зилоту
Святы́й сла́вный и всехва́льный апо́столе Христо́в Си́моне, сподо́бивыйся прия́ти в дом твой в Ка́не Галиле́йстей Го́спода на́шего Иису́са Христа́ и Его́ Пречи́стую Ма́терь, Влады́чицу на́шу Богоро́дицу, и очеви́дцем бы́ти пресла́внаго чудесе́ Христо́ва, на бра́це твое́м явле́ннаго, претворе́ния воды́ в вино́! Мо́лим тя с ве́рою и любо́вию: умоли́ Христа́ Го́спода претвори́ти ду́ши на́ша из грехолюби́вых в боголюби́выя; сохрани́ и соблюди́ нас моли́твами твои́ми от искуше́ний диа́вольских и паде́ний грехо́вных, и испроси́ нам свы́ше по́мощь во вре́мя уны́ния и беспомо́щия на́шего; да не преткне́мся о ка́мень собла́зна, но неукло́нно ше́ствуем спаси́тельным путе́м за́поведей Христо́вых, до́ндеже дости́гнем о́ных блаже́нных оби́телей ра́йских, иде́же ты ны́не водворя́ешися и весели́шися. Ей, апо́столе Спа́сов! Не посрами́ нас, кре́пце на тя упова́ющих, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во всем житии́ на́шем и помози́ нам благоче́стно и богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное сконча́ти, благу́ю и ми́рную христиа́нскую кончи́ну получи́ти и до́браго отве́та сподо́битися на Стра́шнем Суде́ Христо́ве; да избежа́вше мыта́рств возду́шных и вла́сти лю́таго мироде́ржца, унасле́дуем Ца́рство Небе́сное и просла́вим великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Интересные страницы:
Апостол Матфей, мытарь (Левий Алфеев) Евангелист
Апостол Иаков Алфеев (брат евангелиста Матфея)
Апостол Марк Евангелист Апостол от 70-ти
Апостол Лука Евангелист Апостол от 70- ти