Апостол Матфей, мытарь (Левий Алфеев) Евангелист

день памяти: 29 (16) ноября 


Матфе́й (Леви́й), брат ап. Иа́кова Алфеева, был апостолом из двенадцати.


Евангелист Матфей был апостолом из двенадцати. До обращения ко Христу Матфей служил мытарем, сборщиком податей для Рима. Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф.9.9), он оставил свою должность и пошёл за Спасителем. Восприняв благодатные дары Духа Святого, апостол Матфей вначале проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в дальние страны по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, апостол написал Евангелие. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Оно написано на еврейском языке. Речи и деяния Спасителя Матфей излагает в соответствии трём сторонам служения Христа: как Пророка и Законодателя, Царя над миром невидимым и видимым и Первосвященника, Приносящего Жертву за грехи всех людей.


Святой апостол Матфей обошёл с благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены, поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. Когда апостол усердно молил Бога об обращении эфиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, эфиопы изменят свой дикий нрав, станут добрыми и кроткими.

Когда апостол нёс жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана, одержимых нечистым духом. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу ещё множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костёр разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костёр, облив его смолой и поставив вокруг двенадцать идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный эфиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и по молитве апостола пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, и он отошёл ко Господу (60 г.).


Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих не оставил. Он велел положить тело святого Матфея в железный гроб и бросить в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться этому Единому Истинному Богу. В ту же ночь к епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей и повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Пришел на берег и Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесён в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у Матфея прощения, после, чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему по велению Божиему. Фулвиан впоследствии принял епископство и продолжил дело просвещения своего народа.






МАТФЕЙ СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ –ДАР БОЖИЙ.


Новый Завет начинается с Евангелия от Матфея. В написанном им Евангелии о нем самом сказано предельно кратко: «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним», подобный рассказ приводят Марк и Лука. Интересно, что Марк называет его другим именем: Левий Алфеев, а Лука отмечает, что он был мытарем (слово это обозначало сборщиков налогов и податей) и добавляет одну, но очень существенную деталь: «И он, оставив всё, встал и последовал за Ним». Впрочем, мытарем называет себя и сам Матфей, когда перечисляет имена апостолов.


Вот и всё, что сообщает нам об этом человеке Новый Завет. Этот апостол не оставил нам своих посланий, ничего не сообщается и о его особом участии в каких-то событиях евангельской истории, о его проповеди после Вознесения, да вообще о его жизни. Ничего, кроме этого краткого эпизода – переломного момента, когда всё изменилось сразу и навсегда.


Итак, Матфей, он же Левий (тогда люди вполне могли иметь два имени), был братом другого апостола, Иакова. Их отца звали Алфей, братья жили в галилейском городке Капернауме, который был расположен на дороге, связывавшей два крупных города: средиземноморский порт Кесарию и столицу Сирии Дамаск. На таких дорогах с проезжих купцов взимались пошлины, служил на такой таможне и Матфей. Разумеется, таможенная служба давала немалые возможности для обогащения: собирать деньги можно не только в казну, но и в свой карман. К тому же мытари служили римским завоевателям и оккупантам. Неудивительно, что выражение «мытари и грешники» стало своего рода присловьем, что и отражено в Евангелии: мытари были обеспеченными и влиятельными, но презираемыми людьми.


Имя Левий звучит резким контрастом с такой работой: оно напоминает о Левии, сыне Иакова, потомки которого были священниками и левитами – людьми, постоянно служившими Богу. Родители, давая такое имя сыну, наверное, желали ему именно такой судьбы, но он пошел по другому пути.


Что мог он думать, видя, как мимо него проходит знаменитый проповедник и пророк, о котором говорят все окружающие? С мытарями брезговали общаться люди простого звания, а тут – великий праведник! Конечно же, Он не захочет даже взгляда бросить на погрязшего в коррупции чиновника, который пересчитывает отнятые у честных людей монеты с портретом чужеземного императора…


Христос не поставил никаких условий, ни в чем его не упрекнул и сказал только одно: «следуй за Мною». И Матфей последовал, раз и навсегда, бросив и доходное место, и, может быть, даже весь свой дневной сбор. Предание уточняет, что при этом он вчетверо заплатил всем, кого несправедливо обобрал прежде, как это обещал сделать другой обратившийся мытарь, Закхей. Но мы даже не знаем, была ли у Матфея возможность так поступить – кто только не проезжал мимо него по дороге! Тем более, идти за Иисусом требовалось сразу, сейчас – не оставалось времени на объяснения и расчеты даже с теми, кто жил неподалеку. Не всегда бывает возможно исправить причиненный ущерб, извиниться за нанесенную обиду – но всегда возможно переменить свою жизнь, что он и сделал. Подробностей этой дальнейшей жизни мы не знаем, но она наверняка была посвящена проповеди Евангелия.


Свой текст Матфей создал, предположительно, в начале 40-х годов н.э. в Палестине. Относительно места написания споров нет: Матфей явно обращается к соплеменникам-евреям. Он приводит множество значимых для них деталей, подчеркивает, как сбылись в жизни Иисуса ветхозаветные пророчества – это важно было для тех, кто ожидал Мессию, кто верил в Писание, которое мы сегодня именуем Ветхим Заветом.

Лука и Марк, обращавшиеся к другим читателям, писали по-другому. Имеет свое значение и длинный список имен, родословие Иисуса, с которого начинается эта книга. Матфей с самого начала ставит повествование о Христе в контекст Священной Истории.

Иисус – не дух и не ангел, как считали потом некоторые, но плоть от плоти израильского народа, продолжение его истории и исполнение данных ему обещаний.


В древности существовали свидетельства, что даже языком этого Евангелия изначально был древнееврейский (хотя так могли назвать и близкородственный арамейский), но этот текст до нас не дошел, и мы даже не можем быть уверены в его существовании – мы располагаем только греческим текстом этого, равно как и остальных Евангелий. Хотя Матфей писал для евреев, он хотел быть понятым не только евреями, да к тому же многие из евреев, живших далеко от своей земли, уже тогда перешли в повседневном общении на другие языки. Поэтому он, как и другие евангелисты, писал по-гречески, на языке межнационального общения того времени.


О дальнейшей жизни самого апостола мы узнаем из церковного предания.

Сначала он проповедовал в Иерусалиме и его окрестностях – книга Деяний, рассказывающая о первых миссионерских путешествиях, не упоминает Матфея. Но затем он, видимо, двинулся из Палестины на Восток и побывал в Сирии, Персии и Мидии (нынешний Иран), возможно, и в Индии. Особенно известны рассказы о его проповеди в Эфиопии и далее за ее пределами, среди людоедских племен черной Африки. Эта проповедь сопровождалась многочисленными чудесами и привела к основанию местной церковной общины, возглавлять которую апостол поручил рукоположенному им епископу по имени Платон.


Там он, по описанию жития, принял мученическую смерть около 60-го года: местный правитель-язычник по имени Фульвиан велел его распять на земле и сжечь затем на медленном огне, обложив хворостом, но в результате огонь перекинулся на статуи идолов, которые и сгорели. Апостол погиб, но сам мучитель обратился в христианство и затем был крещен епископом Платоном, приняв имя Матфея. Казненного апостола он отныне почитал как святого. Со временем, отрекшись от светской власти, он сам стал епископом, сменив умершего Платона.


Насколько исторически достоверно это предание, судить трудно – во всяком случае, греческие и латинские имена (Платон, Фульвиан) явно были в черной Африке в ту пору не в ходу, так что рассказ о кончине апостола явно подвергся дальнейшей переработке. Вполне возможно, что в данном случае Эфиопией называется некая достаточно дикая часть Азии, населенная чернокожими людьми – такая теория больше соответствует основному азиатскому направлению странствий апостола. Это могла быть южная Аравия или какая-то область Индостана.


Впрочем, по другим источникам, его мученическая кончина случилась в малоазийском городе Иераполе, который известен сегодня туристам, посещающим в Турции кальциевые источники Памук-Кале. Жители этого города как раз носили греко-римские имена.


 Своим покровителем Св. Матфея традиционно считают таможенники и обладатели «финансовых профессии» – правда, редко доводится им в единый миг оставить всё и пойти за Христом, как сделал это в свое время Левий Матфей, сын Алфеев, и так, лишившись доходного места, навсегда обессмертил свое имя.





🍁 В Евангелии от Матфея есть один эпизод, не вошедший в труды других апостолов. Он повествует о том, как Иисус повелел апостолу Петру идти к нему по воде. Но Петр испугался и стал тонуть. Христос же простер руку, поддержал его и сказал: «Зачем ты усомнился, маловерный!» Очевидно, Матфею было очень важно передать эту историю, как завещание – если зовет тебя Христос, бросай все и иди к Нему, и ничего не бойся.


🍁 На иконах Евангелист Матфей изображается рядом с юношей в образе Ангела. Согласно толкованию святых отцов, Апостол в Евангелии, показал Личность Спасителя, как совершенного, безгрешного Человека,


🍁 По сложившейся традиции, апостола и евангелиста Матфея, как бывшего мытаря, просят о помощи в своей работе бухгалтеры, сотрудники налоговых, таможенных, других финансовых и фискальных служб. Ему молятся также об избавлении от бед, напастей, нападений невидимых врагов, о спасении души и прощении грехов.






Известные цитаты из Евангелия от Матфея



📖 Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

📖 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их.

📖 Блаженны изгнанные за правду…

📖 Блаженны милостивые…

📖 Блаженны миротворцы…

📖 Блаженны чистые сердцем…

📖 Кесарю кесарево, а Божие Богу.

📖 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

📖 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

📖 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

📖 Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст…

📖 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворяют.





Миссия в Эфиопии


Сегодня память святого апостола и евангелиста Матфея (✞60г.).

Когда Матфею проповедовал в Эфиопии явился некий муж с вестью о том, что приближаются маги, и вместе с ними два дракона, изрыгающие из пасти и ноздрей серное пламя и убивающие все вокруг. Укрепив себя крестным знамением, апостол спокойно вышел к ним. Едва драконы увидели Матфея, как тут же заснули у его ног. Апостол обратился к магам: «Ну, где же ваше искусство? Разбудите драконов, если сможете». Когда народ обступил его, Матфей именем Иисусовым приказал драконам удалиться, и те немедля ушли прочь, не причинив никому вреда.


Пока апостол проповедовал народу, произошел великий мятеж, и царский сын был убит. Маги не сумели воскресить его. Они стали убеждать царя, что юноша восхищен в сонм богов и потому следует воздвигнуть ему статую и храм. Но евнух велел взять магов под стражу и призвал апостола. Сотворив молитву, Матфей тотчас же воскресил умершего.


Увидев это, царь по имени Эгипп послал гонцов во все провинции, говоря: «Придите и узрите бога, принявшего облик человека!». Пришли все, принесли золотые короны и всевозможные жертвенные дары, намереваясь почтить ими апостола. Матфей удержал их, говоря: «Мужи, что вы делаете? Не бог я, но раб Господа Иисуса Христа». По велению апостола собравшиеся воздвигли велйчественный храм из злата и серебра, которые они принесли с собой. Тот храм был построен за тридцать дней, и тридцать три года апостол пребывал в нем, обратив к вере весь Египет и крестив царя Эгиппа с женою и весь народ. Апостол посвятил Богу дочь царя Эфигению и поставил ее во главе более чем двух сотен дев, также посвятивших себя Господу.


Затем на царство взошел Хиртак, наследник Эгиппа. Он захотел обладать девой Эфигенией и обещал апостолу полцарства, если тот убедит ее заключить брачный союз. Апостол попросил Хиртака прийти в воскресный день в церковь, как это обыкновенно делал предшественник царя, чтобы в присутствии Эфигении и других дев услышать проповедь о том, сколь благословенно праведное супружество. .

.

Царь с радостью поспешил в церковь, полагая, что апостол намерен склонить Эфигению к замужеству. В собрании дев и всего народа Матфей долго говорил о благе супружества. Царь похвалил апостола, поскольку решил, что тот произнес эту проповедь, дабы убедить деву выйти замуж. Матфей же, призвав всех хранить тишину, продолжил речь и сказал: «Супружество будет благим только в том случае, если брачный союз пребывает нерушимым. Все вы, стоящие передо мной, прекрасно знаете, что если кто-либо из слуг царя отнимет у него невесту, он не только навлечет на себя царский гнев, но будет осужден на смерть. Тот человек заслуженно понесет кару, ибо осмелился склонить супругу господина к нарушению брачных обетов. И потому, о царь, если ты знаешь, что Эфигения стала невестой Вечного Царя и по обету приняла священный покров, как смеешь ты отбирать невесту у Жениха, более могущественного, чем ты, чтобы сделать ее своей женой?».


Услышав его слова, царь обезумел от гнева и в ярости удалился, но апостол, бесстрашный и твердый духом, призвал всех хранить постоянство в терпении и твердости. Эфигения в испуге припала к его стопам, и Матфей благословил ее вместе с другими девами, бывшими в храме. По окончании торжественного богослужения царь подослал к Матфею убийцу, который обнажил меч и сразил апостола ударом в спину, когда тот стоял у алтаря с воздетыми руками и возносил молитву к небесам. Так апостол Матфей был удостоен мученического венца.


Узнав о произошедшем, народ бросился к царскому дворцу, намереваясь предать его огню, но священники и диаконы удержали толпу и стали радостно славить мученическую смерть апостола.


Царь посылал к Эфигении почтенных матрон и магов, но даже с их помощью не убедил деву. Тогда он окружил дом Эфигении огнем, дабы сжечь ее вместе со всеми девами, но апостол явился им и отклонил языки пламени от стен дома. Огонь перебросился на царский дворец и сжег его дотла, так что царь и его единственный сын едва успели спастись от неминуемой смерти. Тотчас в царского сына вселился демон, и тогда юноша поспешил к гробнице апостола, покаявшись во всех злодеяниях отца. Царь же был поражен чудовищной проказой: не сумев излечиться, он пронзил себя мечом.


Народ поставил на царство брата Эфигении, которого некогда кресгил апостол Матфей. Тот правил семьдесят лет, передав царство своему сыну. Этот царь заботился о величии христианской веры и построил множество церквей во всех землях Эфиопии. Местные маги убежали из эфиопской страны, видя торжество христианской веры


(источник: Иаков Ворагинский, Золотая легенда).

Иллюстрация из часослова Анны Бретонской.






Тропарь апостолу и евангелисту Матфею 

глас 3

Усе́рдно от мы́тницы к зва́вшему Влады́це Христу́,/ я́вльшуся на земли́ челове́ком за бла́гость,/ Тому́ после́довав, апо́стол избра́нный яви́лся еси́/ и благове́стник Ева́нгелия вселе́нней велегла́сен./ Сего́ ра́ди чти́м честну́ю па́мять твою́, Матфе́е Богоглаго́ливе,/ моли́ ми́лостиваго Бо́га,// да грехо́в оставле́ние пода́ст душа́м на́шим.


Перевод: Усердно от сбора пошлин последовав за призвавшим тебя Владыкой Христом, явившимся на земле людям по благости, ты сделался избранным Апостолом Его и громогласным провозвестником Евангелия вселенной. Потому мы почитаем священную память твою, Матфей Богословесный; моли милостивого Бога, да грехов прощение подаст Он душам нашим.


Кондак апостолу и евангелисту Матфею 

глас 4

Мыта́рства и́го отве́рг,/ пра́вды и́гу притя́глся еси́,/ и яви́лся еси́ купе́ц всеизря́днейший,/ бога́тство прине́с, ю́же с высоты́ прему́дрость./ Отону́дуже пропове́дал еси́ и́стины сло́во,/ и уны́лых воздви́гл еси́ ду́ши,// написа́в час су́дный.


Перевод: Отбросив мытарства иго, ярму праведности ты подчинился и оказался превосходнейшим купцом, получив богатство – небесную премудрость. Потому и провозгласил ты слово истины и пробудил беспечных души, написав о часе суда.


Молитва апостолу и евангелисту Матфею

О, пресла́вный апо́столе Матфе́е, ду́шу за Христа́ преда́вший и кро́вию твое́ю па́жить Его́ удо́бривший! Услы́ши ча́д твои́х моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя. Се́ бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, еле́а же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся. О, си́льный! Понеси́ не́мощи на́ша, не отлуча́йся ду́хом от на́с, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием твои́м на́с защити́, да поми́лует Госпо́дь все́х на́с моли́тв твои́х ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших, и да сподо́бит со все́ми Святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же че́сть и сла́ва, и благодаре́ние и поклоне́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.



Отрывок из Евангелие читаемый в день памяти апостла Матфея

Евангелие от Матфея. Глава 9 стихи 9-13  


Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.

И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.

Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.


Толкование на Евангелие от Матфея, глава 9 стихи 9-13



Где находятся мощи святого апостола Матфея


Место упокоения апостола Левия Матфея точно не известно до сих пор.

Официально считается, что мощи апостола Матфея находятся в кафедральном соборе Сан-Маттео итальянского города Салерно. Но там находится только частичка мощей Матфея.


За право назваться местом упокоения Матфея сейчас спорят церкви двух немецких городов, церковь в Испании и даже церковь в Иране.


Но есть ещё одна официальная версия с указанием на средневековой карте:


В соответствии с так называемым Каталонским атласом, датированным 1375 годом, на северном берегу озера Иссык-Куль в Киргизии изображено здание с крестом, а рядом имеется надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста» - Википедия

Этот монастырь ищут уже давно. Еще русский путешественник Пётр Петро́вич Семёнов-Тян-Ша́нский искал этот армянский монастырь. Но найти не смог! Хотя сделал предположение, что вследствие поднятия уровня воды монастырь мог уйти под воду.






Храмы в честь апостола Матфея



Церковь Матфея Апостола в Писковичах


Псковская обл., Псковский р-н, с. Писковичи, ул. Набережная, 1

дата постр.: 1699 (?)



Церковь Матфея Апостола в Судаке

Респ. Крым, г. Судак, пос. Уютное,

дата постр.: 1-й пол. в XIV в. (?)





Интересные страницы:

Апостол Иоанн Богослов Евангелист (Зеведеев)

Апостол Андрей Первозванный

Апостол Филипп

Апостол Фома

Апостол Марк Евангелист Апостол от 70-ти