К греческому глаголу «ἀλέξω» — «защищать», «отражать» восходит такое популярное в России имя как Алексей. Еще до рождения у первого русского царя Михаила Федоровича Романова сына Алексея, имя это было известно. Но только при Алексее Михайловиче впервые была составлена служба святому Алексею человеку Божию, а в Москве и других городах стали появляться новые храмы в честь святого Алексея.
30 МАРТА – ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ.
Преподобный Алексий, человек Божий, родился (в IV веке) в Риме в богатой семье. Его отец, Евфимиан, был крупным чиновником, он отличался добротой, милосердием к больным и страждущим, и часто устраивал у себя дома благотворительные обеды для бедных людей.
У благочестивых супругов долго не было детей, но Бог смилостивился и послал им сына, которого нарекли Алексием (в переводе с греческого «защитник»). На радость родителям, ребенок рос здоровым и прилежным в учебе.
Мальчик рос очень набожным: строго соблюдал пост, был щедр на милостыню, а под богатыми одеждами втайне носил власяницу. Уже в молодые годы он хотел оставить мирскую жизнь ради служения Богу,
По достижении совершеннолетия Алексий должен был вступить в брак. Родители выбрали ему девушку царской крови, очень красивую и богатую. Сразу же после свадьбы, святой Алексий отдал молодой жене свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью». Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом.
На корабле Алексий прибыл в Лаодикию Сирийскую, здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы.
Жил Алексий на хлебе и воде, а всю милостыню, которую ему подавали, он отдавал больным и немощным.
Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.
Все свое время он посвящал молитвам. Строгий пост, наложенный им на себя, так изменил его внешность, что его не узнали даже слуги, посланные на поиски безутешными родителями. Слуги подали Алексию милостыню, не признав в нем своего господина.
Через какое-то время поиски прекратились. Родные, скорбя и тоскуя, смирились с его пропажей и положились на волю Божию.
Семнадцать лет преподобный Алексий находился в Эдессе, прося милостыню в притворе храма Богородицы.
Пока однажды Сама Пречистая однажды явилась во сне пономарю церкви, на паперти которой нищенствовал Алексий, и повелела ввести в ее церковь «человека Божия, достойного Царства Небесного», на котором почивает Святой Дух. После долгих поисков пономарь воззвал к иконе, с просьбой указать на такого человека, и икона возвестила, что нищий на паперти и есть человек Божий.
Пономарь выполнил повеление Богоматери и ввел Алексия в церковь. Об этом случае стало известно, и многие начали почитать Алексия как праведника. Он же, чтобы избегнуть славы, тайком отплыл на корабле в г. Тарс (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором находился преподобный Алексий, попал в шторм и сбился с курса. Долго находились они в пути, пока наконец, изможденные путники не пристали возле Рима.
Полагаясь на Божью волю, он пешком отправился в Рим, к дому своих родителей, и попросил приютить его. Так, неузнанный, он вернулся в отчий дом,.
Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о родных его, пребывающих в странствии. Тот радушно принял нищего, дал ему ночлег в сенях своего дома, велел кормить его едой с хозяйского стола, и даже приставил слугу для помощи ему. Многие слуги стали завидовать этому нищему, оскорбляли его, делали гадости, но преподобный Алексий считал эти козни дьявольским наущением, не реагировал на них. Он даже принимал все их издевательства со смирением и радостью.
Алексий и здесь продолжал свою подвижническую жизнь: как и ранее постился и молился день и ночь. Нередко по ночам он слышал рыдания своей матери и невесты, оставшейся в их доме, и испытывал от этого невыносимую муку, но любовь к Господу помогала переносить ее.
Так прошло еще 17 лет, в течение которых Алексий продолжал вести аскетическую жизнь. Господ заранее известил его о дне кончины, и Алексий, взяв хартию (бумагу из папируса), оставил на ней всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое, попросив прощения у родных.
В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра произошло чудо. От святого престола изшел глас свыше:
«Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его».
Весь народ в ужасе и восторге пал ниц, а в четверг вечером в соборе молили Господа открыть им человека Божия – и с престола изшел глас:
«В доме Евфимиана – человек Божий, там ищите».
Тогда же, в храме находились римский император Гонорий (395–423) и папа римский Иннокентий I (402–417). Они обратились к отцу Алексия, Евфимиану, но тот ничего не смог пояснить. Тогда слуга, который был приставлен к святому Алексию, рассказал всем о его праведности. Евфимиан направился к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых. А в руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и папа римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу.
Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого события многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали.
Видя такую благодать, император Гонорий и папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта (по старому стилю) 411 года.
Мощи святого были обретены в 1216 году, его житие с древних времен стало одним из самых любимых
на Руси
.
Почему на Руси так чтят Алексия, Божьего человека
Святой преподобный Алексей, икона которого находится во многих храмах, всегда пользовался на Руси особым почитанием, а его житие было любимым чтением. Особенно почитал его царь Алексей Михайлович, для которого Алексий был небесным покровителем. И в наше время его икона для Алексея – тезки великого подвижника – станет лучшим подарком. Чаще всего икона изображает святого в рубище, изможденным, но с выражением смирения и кротости на лице.
Нам, современным людям, трудно понять, чем было вызвано его решение порвать с прежней жизнью и родителями, которых он глубоко почитал, ведь он должен был понимать, какие страдания его исчезновение причинит им и его невесте. Почему он пошел на этот шаг, позволяет понять икона Алексея, человека Божьего. Он хотел испытать и искупить страдания всех униженных и страждущих и посвятил этому духовному подвигу всю жизнь.
О ЧЕМ МОЛЯТСЯ АЛЕКСИЮ, ЧЕЛОВЕКУ БОЖИЕМУ
Преподобный Алексий, человек Божий, своим примером показал образец людской терпимости и смирения в течение многих лет своей жизни.
Алексий поможет в поиске праведного жизненного пути, он помогает людям не забывать о Боге и не привязываться к материальным благам и земным удовольствиям. Ведь именно эти пристрастия- самый главный корень зла на Земле.
К образу Святого Алексия, человека Божия обращаются с молитвой о выздоровлении при душевных и физических заболеваниях, молятся об избавлении от гордости, тщеславия, самолюбия, любоначалия, привязанности к материальным благам.
Преподобного Алексия просят также исходатайствовать у Господа исцеление болящим, заступничество притесняемым, утешение скорбящим, скорую помощь находящимся в бедности и нужде, помощь в борьбе с вольными и невольными грехами, мирную христианскую кончину и добрый ответ на Страшном Суде.
Тропарь преподобному Алексию, человеку Божию
глас 4
Возвы́сився на доброде́тель и ум очи́стив,/ к жела́нному и кра́йнему дости́гл еси́,/ безстра́стием же украси́в житие́ твое́/ и поще́ние изря́дное восприи́м со́вестию чи́стою,/ в моли́твах, я́ко безпло́тен, пребыва́я,/ возсия́л еси́, я́ко со́лнце, в ми́ре,// преблаже́нне Алекси́е.
Перевод: Возвысившись в добродетели и очистив ум, ты достиг Желанного и Высочайшего (Христа), украсив же бесстрастием свою жизнь и с чистой совестью приняв на себя подвиг особого поста, в молитвах пребывая как бесплотный ангел, ты воссиял как солнце в мире, преблаженный Алексий.
Кондак преподобному Алексию, человеку Божию
глас 2
Дом роди́телей твои́х я́ко чужд име́в,/ водвори́лся еси́ в нем нищеобра́зно/ и, по преставле́нии вене́ц прие́м сла́вы,/ ди́вен на земли́ яви́лся еси́, Алекси́е, челове́че Бо́жий,// А́нгелом и челове́ком ра́дование.
Перевод: Не считая дом родителей своим домом, ты поселился в нем под видом нищего и после смерти принял венец славы, удивителен на земле ты явился, Алексий, человек Божий, Ангелам и людям радость.
Молитва преподобному Алексию, человеку Божию
О, вели́кий Христо́в уго́дниче, святы́й челове́че Бо́жий Алекси́е, душе́ю на Небеси́ Престо́лу Госпо́дню предстоя́й, на земли́ же да́нною ти свы́ше благода́тию разли́чная соверша́яй чудеса́! При́зри ми́лостивно на предстоя́щия святе́й ико́не твое́й лю́ди, умиле́нно моля́щиеся и прося́щие от тебе́ по́мощи и заступле́ния. Простри́ моли́твенно ко Го́споду Бо́гу честни́и ру́це твои́ и испроси́ нам от Него́ оставле́ние согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных, в неду́зех стра́ждущим исцеле́ние, напа́ствуемым заступле́ние, скорбя́щим утеше́ние, бе́дствующим ско́рую по́мощь, всем же чту́щим тя ми́рную и христиа́нскую живота́ кончи́ну и до́брый отве́т на стра́шнем Суде́ Христо́ве. Ей, свя́тче Бо́жий, не посрами́ упова́ния на́шего, е́же на тя по Бо́зе и Богоро́дице возлага́ем, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во спасе́ние, да твои́ми моли́твами получи́вше благода́ть и ми́лость от Го́спода, просла́вим человеколю́бие Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, и твое́ свято́е заступле́ние ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Акафист святому Алексию человеку Божию
Несмотря на широкое почитание святого Алексия на Руси известно совсем не много храмов, освященных в его честь.
В Москве в XIV веке был основан московский во имя Алексия, человека Божия, женский монастырь, первоначально находившийся на Остоженке, затем переведенный «на Чертолье» (где сейчас находится храм Христа Спасителя), а в 1837 г.- в Красное Село.
В XVII веке в подмосковном селе Алексеевском (в районе станций метро ВДНХ и Алексеевская) был воздвигнут храм во имя Алексия человека Божия.
Там же по повелению Алексея Михайловича построили путевой дворец, в котором царь останавливался по дороге на богомолье в Троице-Сергиев монастырь.
В 1682 году рядом с путевым дворцом был поставлен храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери.
Впоследствии обветшавшую Алексеевскую церковь разобрали, ее престол в 1824 году перенесли в Тихвинский храм, в котором и сейчас находится чтимый образ Алексия человека Божия.
В настоящее время в нескольких московских храмах существуют приделы во имя Алексия человека Божия.
На Руси в Новгородском соборе Святой Софии находилась рука Алексия человека Божия, похищенная из Рима новгородским купцом, согласно сказанию XVII века.
В описи Софийского собора 1749 года значится серебряный позолоченный ковчег с мощами Алексия человека Божия, находившийся перед главным иконостасом собора, по левую сторону от царских врат.
В настоящее время мощей Алексия человека Божия в Софийском соборе нет.
«Святой Алексий человек Божий» Свят Ты, Христос, в угодниках Божьих, они не шагали по бездорожью, но твёрдо тропинкой Господней ходили и Светом Христа мир освятили. Многих страдальцев Христос прославляет, жизнь их святую нам открывает, чтоб мы суЕтой не обольстились, чтоб в покаЯньи смиренно молились. |
Вот человек Божий жил Алексий, он Бога любил всей душою своей, от мира ушёл, жил молитвой, постом. Теперь он Христу украшает Престол. Он в Царствии Божьем, как солнце сияет и по молитвам нам всем помогает, и учит нас кротости, Божьей любви, дабы нам всем в Царство Неба войти. Виктория Куртепова |
Народный календарь
30 марта — Алексей Теплый
На Алексея Теплого ждали, что снег будет таять стремительно, и говорили так: «Алексей — из каждого сугроба кувшин пролей», «Каковы на Алексея ручьи, таков и разлив». Большие ручьи на Алексея предвещали столь же большую талую воду, которая вскоре затопит луга.
Начинали и сбор, первую пробу, березового сока. Его пили не только свежим, но и в виде различных напитков, например, медово-березового взвара, очень близкого к сбитню. Рецепт его сохранился до наших дней. На литр березового сока нужно 150 г меда и столько же сахара. Проварив это 20 минут, к взвару прибавляют лавровый лист, корицу, кардамон, гвоздику и имбирь, кипятят 5 минут, процеживают и, наконец, угощаются им, не только вкусным, но и придающим сил.
Собирали на Алексея и березовые почки, используемые в народной медицине настоянными на масле или вине - как ранозаживляющее средство и средство от ревматизма.
В санях в этот день уже не катались: «Прокатят сани мимо желаний». Да и куда было на них отправляться, если санный путь таял, как прочий снег?
Там, где теплее, к югу России, в этот день начинали сев ячменя и овса, доставали летние ульи.
На Алексея с гор вода, а рыба со стану трогается.
Рыба трогается с зимовья и трется под берегами.
Сверху печет, снизу течет.
Когда действительно в этот день с гор вода бежит, то ожидают благоприятной весны, а с ней и хороших урожаев.
Каковы на Алексея ручьи (большие или малые), такова и пойма (разлив).
День гусиных боев, спускают гусаков.
После дня теплого Алексея в южных губерниях начинают сеять овес и ячмень.
Звонкие весенние ручьи, тепло предапрелъского солнышка особенно радовали ребятишек. Большую часть дня они уж е проводили на улице, затевая разные игры.
Именинники в этот день: Александр, Алексей, Виктор, Гавриил, Павел
Интересные страницы:
4-я нед. Великого Поста – Память преп. Иоанна Лествичника
5-я нед. Великого Поста – Святая грешница (память прп. Марии Египетской)
7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы
18 апреля - день памяти Оптинских новомучеников, о.Ферапонта, о.Василия и о.Трофима.