Преподобный Варлаам Хутынский

Такова тайна судеб Божиих: "Кто бо разум ум Господень или кто советник ему бысть"

(Послание к Римлянам. Глава 2, стихи 33- 34)


Дети мои! Остерегайтесь разных пороков: зависти, клеветы, гнева, лжи, лихоимания, пристрастного суда; оставьте ложную присягу, воздерживайтесь от блуда, особенно имейте кротость и любовь — мать всему доброму. Исполните это, чтобы не лишиться вечных благ, обещанных Господом всем праведным. Избегайте вечной муки постом, молитвой и добрыми делами, ночным бдением и дневными трудами

Преподобный Варлаам Хутынский - основатель и игумен Спасо-Преображенского Хутынского монастыря. Прославился прозорливостью и чудотворениями.



Преподобный Варлаам, в миру Алексей, жил в XII веке, родился в знатной новгородской семье. После смерти родителей Алексей, раздав все имущество бедным и принял постриг с именем Варлаам в Лисичьем монастыре. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь. Здесь инок подолгу молился и пребывал в строгом посте. Вокруг инока стала формироваться обитель, также к нему за советом обращались миряне.


За добродетельную и подвижническую жизнь Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа благодатными дарами прозорливости и чудотворения. Однажды в пустыню к преподобному прибыл князь Ярослав. Варлаам, благословил его и пожалел: “Будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим”. Князь удивился, так как не знал о том, что у него родился сын. Получив вскоре ту весть о рождении сына, он просил преподобного быть восприемником новорожденного.


Преподобный Варлаам преставился 6 ноября 1192 года. Преподобный Варлаам известен также многими посмертными чудесами, при его гробе свершалось много исцелений.



19 ноября и в 1-ю пятницу Петрова поста, празднуется память

ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО (1192)



Житие Варлаама Хутынского — одно из популярнейших новгородских житий.


Оно дошло до нас более чем в десяти редакциях, подразделяющихся на ряд вариантов и групп.

Несмотря на такое количество вариантов, оно содержит очень мало сведений о жизни преподобного.

Основное место в пространных редакциях занимает описание чудес, совершенных по молитвам к Варлааму Хутынскому.


Преподобный Варлаам, в миру Алекса, родился в XII веке в Великом Новгороде в богатой и знатной семье.

Предположительно, он принадлежал к новгородскому боярскому роду. Он получил доброе воспитание - научен был грамоте, постиг книжную мудрость и легко проникал в разум Божественного Писания.

Воспитанный под влиянием добродетельных родителей, Алексей с ранних лет почувствовал особенное расположение к благочестивой и уединенной жизни, удалялся от всяких игр и общества товарищей, любил читать священные книги, часто посещал храм Божий, а дома проводил время в молитве и посте.

Опасаясь за здоровье юного подвижника, родители уговаривали его не изнурять себя постом, но Преподобный кротко отвечал им: "Много я, любезные родители, читал священных книг, но нигде не находил, чтобы сами родители советовали своим детям что либо дурное, как вы мне советуете.

Не дороже ли всего для нас Царство Небесное?

Но не пища и питие введут нас туда, а пост и молитва.

Вспомните, сколько было людей после Адама, и все они умерли и смешались с землею, а угодившие Богу добродетельной жизнью, пролившие за Христа кровь свою и из любви ко Христу отрекшиеся от мира получили Царство Небесное и всеми прославляются.

Поэтому и я, при помощи Божией, хочу по своим силам подражать им". Услышав такой ответ, родители изумились разуму юноши и предоставили ему полную свободу жить по своему желанию.


Рано пришел преподобный к мысли о суетности мирской жизни, он возненавидел мир и его прелести и сказал себе: "Истинно жизнь наша, как тень и сон, вертится, как колесо".

По смерти родителей Преподобный, раздав все свое имущество бедным, удалился в пустыню к подвижнику Порфирию и принял от него постриг с именем Варлаама .


Искавший совершенного уединения Преподобный Варлаам решил поселиться в глухом месте на берегу реки Волхова, в 10 верстах от Новгорода.

Место это называлось Хутынь (худынь, худое место) и пользовалось дурною славой; по мнению народному здесь жила нечистая сила, и все боялись ходить сюда. Тут же находилось болото, слывшее в народе под именем Ви-день , где, по народному представлению, виделись нечистые.

Но никакая нечистая сила не страшна рабу Христову, вооруженному неодолимым оружием - крестом Христовым, далеко отгоняющим всех врагов.

Подходя к Хутыни, Преподобный увидел светлый луч, просиявший из густой чащи леса.

Из этого знамения он понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божией.

С чувством благодарности ко Господу воскликнул Преподобный словами Пророка: "3десь покой мой и здесь вселюся в веке века!" (Псал.131, 14).

Помолившись усердно Господу, поставил себе Преподобный келью посреди глухой чащи.


Весь день он проводил в трудах, а ночь - в молитве, строго постился, носил суровую одежду и вериги (хранящаяся в Хутынской обители власяница Преподобного имеет 18 фунтов весу, а вериги - 8 фунтов).

Много нападений должен был перенести строгий подвижник от диавола. Стараясь изгнать пустынника, бесы то принимали вид разных зверей, змей, чтобы устрашить его, то возбуждали против него людей, чтобы оскорблениями от них принудить его оставить избранное им место, то возбуждали в нем разные помыслы, старались довести его до нарушения поста, но Преподобный кротко переносил все обиды, усердной слезной молитвой и строгим постом подавлял все эти помыслы и разрушал все ухищрения диавола.


Слух о подвижнике скоро пронесся по всей округе.

К нему стали приходить и князья, и бояре, и простые люди за советом и благословением; многие просили позволения поселиться вместе с ним. Как ни любил уединение Преподобный, но, помня заповедь Господню о любви к ближним, по которой каждый прежде и 6олее всего должен заботиться о пользе других, с готовностью и любовью принимал всех, кто к нему обращался.

Его строгая нестяжательность, любовь и снисходительность к раскаивающимся, кроткое и вместе с тем проникнутое силой искреннего чувства слово назидания производило сильное впечатление на всех приходивших к нему.

Преподобный кротко поучал их: "Дети мои! Остерегайтесь разных пороков: зависти, клеветы, гнева, лжи, лихоимания, пристрастного суда; оставьте ложную присягу, воздерживайтесь от блуда, особенно имейте кротость и любовь — мать всему доброму.

Исполните это, чтобы не лишиться вечных благ, обещанных Господом всем праведным.

Избегайте вечной муки постом, молитвой и добрыми делами, ночным бдением и дневными трудами".


Каждый получал наставление применительно к своему положению. Начальникам и князьям он говорил, чтобы всегда помнили о трех вещах:

- первое, что они начальствуют над людьми такими же, как и сами;

- второе, что начальствовать должны по законам;

- третье, что они не всегда будут начальствовать и что им также придется дать отчет Богу в судах своих, ибо над ними есть суд Божий.

Иноков он учил не превозноситься, если они поставлены начальниками обители, но тем усерднее работать Богу.

Вся братия должна трудиться день и ночь на избранном поприще. Богатым он внушал не забывать, что есть вечность с муками для праздных, и что многими скорбями покрыт путь в Царство Небесное. Мирянам и всем вообще он внушал не воздавать злом за зло, не обижать друг друга, удаляться от всякой неправды и нечистоты и помнить о своих грехах.


Высокие подвиги самоотречения очистили внутренние очи святого и стяжали ему благодатный дар прозрения и чудотворений. Долго подвизался преподобный подвигом отшельничества.

Но дар прозрения и чудеса прославили его и привлекли к нему многих желавших подвизаться с ним.

Тогда святой Варлаам решил устроить на Хутыни обитель и построил несколько келий и небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня в память того чудесного света, который осиял это место, когда он принял намерение поселиться здесь.

Так появился Спасо-Преображенский Хутынский монастырь.


Преподобный своим примером и своими наставлениями вел живших с ним иноков к духовному совершенству.

Он сам обрабатывал землю, сам построил себе келью (до сих пор цел колодец, выкопанный им) .

Преподобный Варлаам старался снабдить монастырь свой средствами к существованию и оградить его имущество от притязаний корыстных людей.

Он пожертвовал обители поемный луг, рыбные ловли, село, земли, сенокосы и нивы, скот и слуг.

Число иноков, желавших подвизаться в обители Преподобного, постоянно увеличивалось.


Незадолго до своей кончины он заложил каменный храм в честь Преображения Господня вместо прежнего деревянного. Храм освящен был архиепископом Григорием в праздник Преображения Господня (6 августа) 1192 года.

Создавая строения обители и его хозяйство, преподобный Варлаам не забыл и внутреннего устройства монастыря — жизни иноков.

Он дал обители своей устав, который, к сожалению, не сохранился до нашего времени.

По уставу Хутынский монастырь, вероятно, был общежительным.

По крайней мере известно, что преподобный Варлаам предписал монастырю расходовать остатки своих средств на благотворительность, а так предписывали все устроители общежительного монашества как в древней Восточной Церкви, так и в Церкви Русской.

Заповедь преподобного Варлаама, данная обители, была следующая: "Странных с пути покоить, поить и кормить, приезжих на конях покоить всяким покоем и творить милостыню нищим.

Если страннолюбия не забудете, то благодатью Божией обитель моя никогда не оскудеет".


Устроив Хутынскую обитель, преподобный почувствовал приближение своей кончины.

Обращаясь к братии, умирающий подвижник говорил: "Итак, братия, телом я ухожу от вас, но духом всегда буду с вами".


Год смерти преподобного Варлаама с точностью неизвестен.

По летописи, подвижник преставился 6 ноября 1192 года .



Незадолго до своей кончины преподобный окончил построение каменного храма в честь Преображения Господня вместо прежнего деревянного. Предвидя свою кончину. св. Варлаам призвал к себе всю братию и сказал: «Настало время, дети мои, отхождения моего ко Господу, но я не оставлю вас сиротами и всегда буду с вами духом, и, если будете жить в любви, то монастырь этот и после моей смерти не будет иметь ни в чем недостатка». Плакали неутешно иноки, прощаясь с своим любимым наставником, но преподобный уговаривал их не скорбеть, а молиться о нем. В последней беседе своей он с отеческой любовью убеждал их не ослабевать в подвигах поста и молитвы, оберегать душу свою от всяких дурных помыслов, но жить так, чтобы каждый день быть готовыми к смерти. «Вверяю вас прежде всего в руки Божии, – сказал он братии, – блюстителем же душ и телес ваших оставляю игумена Антония, который сейчас находится в Иерусалиме». По дару прозорливости преподобный увидел приближавшегося к обители Антония. Преподобный Варлаам с благословением вручил ему свое стадо и мирно скончался в 6-й день ноября 1192 года.


Известие о кончине горячо любимого и чтимого всеми преподобного Варлаама сильно опечалило всех жителей Новгорода. На погребение его прибыл архиепископ Новгорода со всем духовенством, иноки из всех монастырей и почти все жители города, всякого возраста, пола и состояния. Плач народа заглушал погребальные песнопения. За эту народную любовь преподобный воздал любовью: многие больные получили исцеление.


День этот остался памятным для народа, и в монастыре преподобного до сих пор сохраняется обычай в день кончины его раздавать милостыню всем убогим, сколько бы их ни приходило, по заповеди святого Варлаама, повелевшего принимать всех странных, кормить их и покоить.


Господь даровал святому Варлааму дар чудотворения и по его кончине, так что все, приходящие с верой ко гробу угодника, получают просимое.


Трудно и описать все многочисленные чудеса святого Варлаама.

** Один слепой, долго страдавший и много без успеха лечившийся от своей болезни, просил привести его в монастырь св. Варлаама. Во время пения молебна Богоматери слепой усердно молился при гробе преподобного. Когда же запели: «Владычице, приими молитвы раб твоих...», он вдруг увидел гроб преподобного. Не смея верить своему исцелению, он подошел ко гробу и осязал его. С чувством живой радости и благодарности к святому он объявил всем о своем чудесном исцелении, и все прославили Господа и Его угодника.


** Один человек, имевший большую веру к преподобному, отправился по воде вместе с женой поклониться мощам его; на обратном пути из монастыря лодка опрокинулась, и он утонул. Рыбаки соседнего селения с трудом отыскали его тело и вытащили сетями. При виде утонувшего некоторые роптали на преподобного, что не спас от смерти человека, приходившего к нему с верой. «Пришедши к мощам преподобного, человек этот надеялся получить здоровье и долголетнюю жизнь, – говорили они, – а вместо того погиб такой нечаянной смертью. Лучше бы ему не приходить и не молиться, нежели, помолившись, так умереть». Но Господь не попустил порицания на Своего угодника. Утонувший неожиданно встал, прославляя Бога и святого Варлаама.


** В 1408 году Новгородский князь Константин тяжко заболел, так что потеряли совершенно надежду на его выздоровление. Он велел отнести себя в обитель св. Варлаама. Без памяти принесли князя ко гробу преподобного, а приближенные стали думать о погребении. Но благоговейные иноки утешали их надеждой на помощь св. Варлаама. «Веруйте только в Бога и возложите надежду на преподобного, который подаст исцеление князю», – говорили они. Совершив молебен при гробе святого, игумен и братия отправились на трапезу, оставив больного в церкви. Вдруг он стал совершено здоровым, как бы пробудившись от глубокого сна. Получив известие об этом, игумен и братия поспешили в церковь и нашли князя здоровым, молящимся при гробе преподобного.


** В 1445 году великий князь Василий Темный с сыновьями прибыл в Новгород. Там опасно заболел любимый постельничий князя Григорий и восемь дней лежал без пищи. Во сне он отвечал как будто спрашивавшим его, хотя с ним никто из бывших при нем не говорил. Когда он пришел в сознание, его спросили, с кем он разговаривал. Григорий отвечал: «Лежа на постели, я думал, как бы мне побывать в обители св. Варлаама, чтобы помолиться при его гробе. Вдруг я услышал голос, что идет к тебе сам чудотворец. Я увидел, что ко мне идет св. Варлаам с крестом в руке. Подойдя ко мне, преподобный сказал: «Ты молишься Николаю Чудотворцу и меня призываешь в помощь, не зная меня, и канон мой, и житие списал, даже дал обет постричься в монастыре моем. Молись и впредь Николаю Чудотворцу, а я твой помощник. Теперь же, увидев меня, будь мне верен: я тебя избавлю от твоей болезни». «Поэтому прошу вас, – продолжал Григорий, – отвезите меня в обитель преподобного Варлаама, если даже и смерть постигнет меня здесь, погребите меня в его обители». По этой просьбе больного положили в сани и повезли в монастырь. Дорогою он умер. Провожавшие его не знали, как поступить, везти ли тело в обитель или отвезти к родителям. Но, исполняя просьбу умершего, решились отвезти его в обитель. У монастырских ворот мертвый неожиданно ожил и громко воскликнул: «Я был мертв, и ныне здесь!» Провожавшие его стали спрашивать, но он не мог более ничего сказать. Услышав об этом чуде, игумен Леонтий и братия собрались в церковь и совершили молебен при гробе преподобного Варлаама. Оживший стоял на ногах, но был нем. Когда же его ввели в келлию и по его просьбе принесли икону св. Варлаама, юноша, приблизившись к иконе, внезапно заговорил. Со слезами благодарил он преподобного за свое исцеление и рассказал игумену и братии о случившемся с ним: «В час смерти видел я около себя множество бесов, и один из них держал свиток, где были записаны грехи мои. Но святитель Николай, отгоняя от меня демонов, сказал: «Немногие добрые дела его значат больше, чем грехи его, в которых он притом раскаялся духовному отцу». Тогда бесы скрылись, явились Ангелы, и один из них повел меня в светлое место, где росло множество прекрасных деревьев. Здесь я увидел преподобного Варлаама с посохом в руке, как изображен он на иконе. Подойдя ко мне, он сказал: «Григорий! Я не успел придти к тебе при исходе твоем. Теперь ты хочешь ли оставаться здесь?» – «Хочу здесь пребывать», – ответил я. Св. Варлаам сказал: «Хорошо бы было остаться тебе здесь, но будут скорбеть родители твои; иди утешь отца и мать». Взяв меня за руку, преподобный повел меня, а Ангел шел впереди в диаконском одеянии. Пройдя мимо цветущих деревьев, Ангел скрылся, а преподобный, осенив меня крестом и иконою святителя Николая, сказал: «Через семь лет ты будешь у меня» и стал невидимым, а я ожил». Это чудо совершилось 31 января 1445 года.


Чудеса, совершавшиеся при гробе преподобного Варлаама, побудили Новгородского архиепископа Евфимия приступить к освидетельствованию святых мощей его. С благоговением приступил к этому архиепископ. Призвав к себе Хутынского игумена Тарасия, он заповедал тридневный пост и молитву в обители и сам постился и молился эти дни. Через три дня архиепископ с игуменом и одним иподиаконом вошли в храм, с молитвой сняли каменную крышу с гроба и увидели честное тело преподобного совершенно нетленным: лицо и борода его были сходны с изображением на иконе, стоявшей над гробом. Все прославили Бога, а иподиакон, пораженный чудом, принял монашество. Это было около 1452 года.


Мощи преподобного и после того остались закрытыми. В 1471 году великий князь Московский Иоанн III, завоевав Новгород, прибыл в Хутынскую обитель поклониться святому Варлааму. «Почему не открывают гроба святого?» – спросил он игумена Нафанаила. «Издавна никто не смеет видеть мощи чудотворца, – отвечал игумен, – ни для князей, ни для архиепископов, ни для бояр не открывают их, пока Господу не благоугодно будет изъявить на то Свою волю». Тогда великий князь гневно сказал: «Никто из святых не скрывается, но они везде по вселенной явны бывают, чтобы каждый христианин мог с верою приходить к святым мощам, целовать их и получать защиту. Открыты мощи святителя Николая в Барах, а также в Царьграде вселенский патриарх в праздник Рождества Предтечи всенародно воздвигает честную руку его». С этими словами он грозно приказал открыть гроб, гневно ударяя при этом жезлом в землю. Но Господу угодно было вразумить князя, что все сильные земли ничто пред лицом Господа. Едва только стали поднимать каменную доску и копать землю, как из гроба святого вышел густой дым и затем пламень, опаливший стены храма. В ужасе бросился князь со своей свитой вон из храма, выронив жезл, которым гневно ударял землю. В память чуда в обители хранится этот жезл.


**Один инок Тарасий ночью приготовлял свечи для утреннего богослужения в храме, где находятся мощи св. Варлаама. Вдруг он видит, что сами собою зажглись свечи над гробом святого и перед иконами, разгорелись уголья в кадиле, и храм наполнился благоуханием. Потом Тарасий увидел, что преподобный встал из гроба и, став посреди храма, долго молился о великом Новгороде, чтобы человеколюбивый Господь отвратил от него гнев Свой и избавил от ожидающего его наказания. В ужасе Тарасий пал к ногам преподобного. Св. Варлаам, подняв его, сказал: «Не бойся, брат Тарасий, хочу открыть тебе лютое горе, которое готовит Господь Великому Новгороду за то, что он исполнился неправды. Взойди на церковную кровлю и посмотри, что ныне совершается над Новгородом». Тарасий побежал и увидел, что воды озера Ильменя поднялись высоко и готовы затопить Новгород. Св. Варлаам со слезами молился Господу о спасении города. Потом он опять послал Тарасия смотреть на город. Тарасий увидел множество Ангелов, которые бросали огненные стрелы на толпы мужчин, женщин и детей. Преподобный снова стал со слезами молиться и потом сказал: «Молитвами Владычицы нашей Богородицы и всех святых Господь помиловал Новгород от потопа, но в нем будет сильный мор на людей . В третий раз послал святой Варлаам Тарасия смотреть на город. Тот увидел огненную тучу, которая шла на город. «Брат Тарасий! – сказал преподобный. – После мора будет большой пожар в Новгороде, и вся торговая сторона его сгорит». После этого святой возвратился в гроб свой, свечи и фимиам погасли сами собой. Все предсказанное сбылось. Чрез четыре года после этого откровения Тарасию в 1509 году был мор и сильный пожар в Новгороде (Сбор. летоп. III. 245-247).


Таким образом св. Варлаам и по преставлении своем не оставлял без помощи и свою обитель, и родину – Новгород, а вместе с сим был теплым молитвенником и за всю Русскую землю.


Известна также помощь преподобного в духовной жизни жителей Новгородской земли.

Великому князю Московскому Василию Иоанновичу было явление: во сне он увидел преподобного Варлаама. который сказал ему, что в Новгороде три обители не имеют пастырей: на Хутыне, св. Георгия и св. Антония, и братья в них живут дурно. (Митрополитом на Руси был Варлаам). Именно тогда же в Москву были посланы иноки с просьбой направить настоятелей в эти монастыри (в Новгороде в это время не было архиепископа). Это было в 1517 г.. Великий князь немедленно же велел назначить настоятелей в означенные монастыри. С того времени великий князь стал особенно чтить преподобного Варлаама, и преподобный нередко являлся ему во сне и укреплял его в борьбе с врагами, так что свои победы над ними великий князь приписывал помощи св. Варлаама. Но память св. Варлаама стали праздновать в Москве гораздо раньше. В 1461 г. был освящен при церкви св. Иоанна Предтечи у Боровицких ворот придел во имя св. Варлаама Хутынскаго. В самой же обители Хутынской храм в честь св. Варлаама построен в 1410 году (Собр. лет. III. 104 235. IV. 114. IV. 182).


Переселившись в небесную обитель, св. Варлаам по своему обещанию не оставлял своим попечением устроенную им земную обитель. Он строго следил за исполнением иноками данного им устава и нередко, являясь сам, наказывал или помогал им. Игумен Сергий, прибывший в Хутынский монастырь из московского Андрониева монастыря, вел невоздержанную жизнь, был немилостив к бедным и запретил принимать странников. Преподобный не потерпел такого нарушения своей заповеди. Однажды во время всенощного бдения один из иноков увидел, что св. Варлаам, встав из гроба, подошел к Сергию, отнял у него жезл и наказал им игумена. Как мертвый, упал недостойный игумен, братия отнесла его в келлию, где он чрез неделю умер.


Таким же образом наказал преподобный и другого игумена, Никифора, за нарушение заповеди о милосердии к бедным. В седьмой год правления Никифорова обителью начался сильный голод в Новгородской земле. Множество бедных людей приходили в обитель св. Варлаама и со слезами просили хлеба, но игумен Никифор велел отогнать их и запереть ворота. Ночью явился ему св. Варлаам с жезлом в руке и сказал: «Зачем ты так немилосердно поступаешь с бедными? Они изнемогают от голода и близки к смерти, а ты не только не дал им пищи, но и ворота обители запер. А я заповедал всем живущим в моей обители прежде всего любить друг друга, кормить и покоить нищих и странных, приходящих в обитель. За такое милосердие, по благодати Христовой, обитель моя никогда не оскудеет. Ты же своей скупостью и нелюбовью оскорбил Христа, допустил уйти из нашей обители многих голодными и изнемогшими». Сказав это, преподобный наказал игумена жезлом. С той минуты Никифор почувствовал расслабление в руке и ноге, так что должен был оставить управление монастырем и удалиться в Чудов монастырь, где он раскаялся в своем грехе и получил исцеление по молитве св. Варлаама.


** В монастыре св. Варлаама был инок Тарасий, иконописец, благообразный по наружности и отличавшийся душевными достоинствами, так что братия поручила ему монастырскую казну. Но Тарасий в непродолжительное время изменился нравом, начал упиваться вином, которое держал у себя в келлии, и не хотел помогать бедным. По завещанию св. Варлаама 6 ноября, в день его кончины, из монастырской казны должны были раздавать милостыню всем бедным, сколько бы их ни пришло в обитель. Тарасий не выдал бедным ничего в тот день, а сам, оставив даже литургию, пировал со своими друзьями.

В то время, когда Тарасий сидел за столом с друзьями в своей келлии, явился ему преподобный и строго стал укорять за дурную жизнь и неисполнение его заповеди. Преподобный жестоко наказал Тарасия жезлом, и тот упал на землю. Его подняли, думая что он впал в тяжкую болезнь, но он рассказал всем о бывшем ему явлении и раскаялся во грехе своем.


**Такому же наказанию от преподобного подвергся и чашник монастырский, который не хотел давать вина братии в необходимых случаях, а сам постоянно напивался допьяна. Св. Варлаам явился нечестивому и наказал его жезлом, после чего тот умер в расслаблении.


Келарь Иоасаф вел невоздержанную жизнь, упиваясь монастырским вином и медом, и был жестоко наказан преподобным. Однажды Иоасаф, находясь в погребе, пил там вино. Вдруг явился ему св. Варлаам и с гневом сказал ему: «Так ли, старец, следует жить тебе? Разве дозволяет устав безвременно пить, есть и наслаждаться сладкими медами и яствами, как ты поступаешь, не заботясь о своем спасении? Не для того нас Господь сотворил, чтобы мы ели и пили, одевались в различные одежды и угождали этому тленному телу, а для того, чтобы постом, молитвою, покаянием, слезами и милостыней угождали Богу. А ты не боишься Страшного суда и вечных мук, упиваясь и еще насмехаясь над другими, живущими по уставу монастырскому?»


После этого преподобный начал бить его жезлом, говоря: «Покайся, окаянный, и обратись к Богу; если же не покаешься, то погибнешь злой смертью"». С того времени Иоасаф впал в расслабление. Братия принесли его едва живого в церковь и стали петь молебен. По молитвам братии келарь получил исцеление. Но, забыв о вразумлении, через некоторое время Иоасаф вновь стал вести нетрезвую жизнь и опять был наказан. Из Москвы пришел богатый купец на поклонение св. Варлааму и предложил обильную трапезу всей братии. Как только нетрезвый келарь хотел выпить заздравную чашу, тотчас же упал на землю и умер.


** В Новгородской земле наступил сильный голод. В это время в Хутынской обители был строителем некто Досифей. Он запретил келарю раздавать хлеб нищим и кормить странников в обители. Осенью со всех монастырских полей был свезен хлеб и наполнены им все житницы. Однажды дьяк житный, Феодор, войдя в главную житницу, которая была в саду, увидел, что хлеба значительно убавилось. За несколько дней хлеба убыло до ста мер. Феодор объявил об этой необыкновенной убыли ключнику Савватию и строителю Досифею. Осмотрев внимательно житницу и не найдя никаких повреждений, Досифей понял, что св. Варлаам обличает его грех – нарушение им заповеди преподобного о милосердии к бедным. Тогда он по-прежнему велел раздавать хлеб нищим и кормить странников. И что же? Чрез три дня после этого распоряжения ключник Савватий, войдя в ту же житницу, нашел ее полной хлеба.


** Инок Агапий, бывший пекарем хлебов для братии, имел обыкновение спать на квашне, в которой растворял хлебы, не думая о том, что раствор этот освящается благословением священника и святой водой. Св. Варлаам, явившись ему, обличил его неблагоговение, угрожая жестоким наказанием, если тот не оставит своей дурной привычки. Ужаснулся инок и болел целую неделю. Когда же больного принесли ко гробу святого и совершили молебен, явился ему опять преподобный Варлаам и, исцелив его от болезни, сказал: «Вот ты теперь здоров; вперед не греши, чтобы не случилось с тобою чего-либо хуже».

Строгий к нарушителям устава, св. Варлаам в то же время был милостив к тем инокам, которые исполняли свои обязанности, и являлся скорым помощником в нуждах и болезнях. Так, он исцелил пономаря Иону, долго болевшего, явившись ему во сне и сказав: «Не скорби более, Иона, о своей болезни: вот ты теперь здоров». Проснувшись, Иона почувствовал себя совершенно здоровым.


Другой инок, Иринарх, отличавшийся богобоязненною жизнью, три года был серьезно болен, так что близок был к смерти и готовился к ней. Как-то ночью больной забылся и увидел, что идет к нему св. Варлаам в священническом облачении с крестом в руке, а за ним диакон с кадилом и братия с иконами и свечами. Войдя в келлию Иринарха, преподобный велел поставить иконы, зажечь свечи и благословил больного со словами: «Вот ты здоров, брат Иринарх, не греши, молись Богу, Пресвятой Богородице и меня призывай в помощь». После этого св. Варлаам стал невидим. Проснувшись, Иринарх почувствовал себя здоровым.


** У одной поселянки, жившей при реке Мсте, был десятилетний сын глухой, немой и слепой. Взяв его с собою, женщина пошла в Хутынский монастырь помолиться св. Варлааму. Когда они подошли к воротам монастыря, отрок внезапно прозрел и проговорил: «Это ли Хутынь монастырь?» Изумленная мать с радостью увидела, что по молитве угодника Божия сын ее получил все, чего лишен был от рождения, – стал видеть, слышать и говорить. Со слезами благодарности припала она ко гробу чудотворца и рассказала о случившемся чуде архиепископу Макарию, который в это время пришел в обитель с крестным ходом из Новгорода.


** Сын одного новгородского боярина, Елевферия, отрок Симеон был расслаблен и не владел правой рукой, не говорил. Благочестивая бабка его Евдокия привезла больного в обитель преподобного Варлаама и усердно молила его о помощи. Во время чтения Евангелия на молебне вдруг больной встал прямо на обе ноги, начал креститься правой рукой и говорить.


**В Новгороде близ Никольского монастыря жил один ремесленник Григорий, у которого жена Мамелфа 12 лет страдала от расслабления, не владея ни руками, ни ногами. В среду первой недели поста свв. апостолов Петра и Павла ночью явились ей во сне два светозарных мужа. Один из них был в архиерейском облачении, держал в руке чашу со Святыми Тайнами и, причастив больную, стал невидимым. Другой же был старец в монашеском одеянии. Старец спросил больную: «Знаешь ли, Мамелфа, святителя, который причастил тебя Св. Тайн Тела и Крови Христовой?» Больная смиренно отвечала: «Нет, отец святой, я, грешная, в своей болезни и себя не знаю, а тем более не могу знать, кто он. Видела его только в святительской одежде. Видела я его в необыкновенном свете, сияющим, как солнце, чего мой ум не может постигнуть; мне ли, грешной, знать его имя?» Тогда старец сказал ей: «Это святитель Николай Чудотворец». «А ты кто, святой отец?» – спросила его больная. «Я Варлаам, игумен Хутынского монастыря, – отвечал ей явившийся, – теперь встань и иди за мной. Когда же придет твой муж, расскажи ему о том, что ты видела, и проси, чтобы он в пятницу, когда будет крестный ход в мою обитель, свел тебя туда, и при моем гробе получишь исцеление». Сказав это, св. Варлаам стал невидим. Больная тотчас же почувствовала облегчение. В пятницу она вместе с мужем прибыла в монастырь св. Варлаама. Помолившись при его гробе и приложившись к иконе, она получила полное исцеление.


** В монастыре св. Варлаама жил один монах, сребролюбивый и сластолюбивый, никогда не помогавший бедным от обильных даров, которые приносили ему из города родственники. Случилось ему однажды с этими дарами принять отраву, и он лежал при смерти. Ночью во сне он увидел себя в церкви, где находятся мощи св. Варлаама. Преподобный подошел к нему, стал укорять его за невоздержание в еде, бывшее причиной его болезни, за его скупость и немилосердие к бедным, и сказал ему, что если он раскается в своих грехах и изменит свою невоздержанную жизнь, то получит прощение и исцеление от болезни. Потом св. Варлаам велел ему призвать священника, отслужить молебен и выпить святой воды. Когда больной исполнил повеление преподобного, получил исцеление. С того времени он проводил свою жизнь в посте, молитвах и усердно помогал бедным.


** Занимавший пономарскую должность в обители св. Варлаама инок Тихон около двух лет страдал тяжкой болезнью, так что не мог нагнуться до земли или поднять что-либо. Часто молился Тихон при гробе преподобного, но не получал исцеления. Однажды, будучи один в церкви, он, приступив ко гробу святого, как бы с укором сказал: «Угодник Христов и чудотворец Варлаам! Чужим, издалека приходящим к тебе, страждущим разными недугами, ты обильно подаешь исцеления от всяких болезней, а меня, присного твоего раба, не исцеляешь. Помилуй же меня, святой угодник Христов и исцели от болезни моей!» В ту же минуту больной почувствовал совершенное исцеление.


** Клирик храма Софии в Новгороде, Пантелеймон, родственник архиепископа Геннадия, впал в расслабление, перестал говорить и три года лежал без движения. В пятницу первой недели поста свв. апостолов Петра и Павла, когда совершается крестный ход в монастырь, привезли туда и этого расслабленного и положили при гробе св. Варлаама. Вдруг больной увидел, что св. Варлаам вышел из гроба и опалил его огнем. От страха больной вскочил и вскричал: «Святой чудотворец Варлаам! Помилуй меня и исцели от настоящей болезни!» Преподобный сказал ему: «Вот ты теперь здоров и не греши вперед». Сказав это, св. Варлаам стал невидим. Внезапно больной выздоровел и рассказал всем о своем видении.


*****


Множество и других чудес совершилось при гробе св. Варлаама, много совершается их и ныне для всех, с верою призывающих угодника Божия. Он всегда был теплым молитвенником и предстателем перед Господом и за отдельных людей, и за Новгород, и за всю русскую землю. Не раз по его молитвам Господь сохранял нашу родную Русь от страшных врагов. Так, в 1521 году при ходатайстве преподобного пред Господом и Пресвятой Богородицей отражено нападение на Русскую землю татар под предводительством Махмет-Гирея. О спасении Москвы от Махмет-Гирея так повествуется в сказании о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Владимирской. В 1521 году крымские, ногайские и казанские татары так быстро напали на московские владения, что великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести войска свои на берега Оки. Победив воевод русских, татары двинулись к Москве, истребляя все селения на пути своем от Нижнего до Москвы. Жители окрестностей Москвы бежали в Москву. Митрополит Варлаам и все жители усердно молились Господу о спасении, и Господь утешил бедствующих чудным видением об отвращении от них своего гнева. Жившая в Вознесенском монастыре престарелая и слепая монахиня, вместе с другими усердно молившаяся Господу об избавлении города от страшных врагов, удостоилась чудного видения. Она вдруг услышала как бы большой шум, вихрь и звон и увидела, что из Кремля в Спасские ворота идут святители и другие лица в священных одеждах, которые несли Владимирскую икону Богоматери. Шествие это имело вид крестного хода. В числе святителей шли свв. Петр, Алексий и Иона, митрополиты Московские, и другие святители. Когда этот собор святителей выходил из кремлевских ворот, навстречу им с одной стороны вышел преподобный Сергий, а с другой – преподобный Варлаам Хутынский. Оба они, встретив собор святителей (по древнему рукописному сказанию, эта встреча произошла на Лобном месте), припали к ногам их и спрашивали, зачем они идут вон из города и на кого оставляют его при нашествии врагов. Святители со слезами отвечали: «Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от належащей скорби, Бог же повелел нам не только выйти из сего града, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери; ибо люди сии презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; посему попустил Бог придти сему варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу». Святые подвижники Сергий и Варлаам стали умолять святителей, чтобы они своими молитвами умилостивили Господа. Вместе с ними начали молиться, осенили город крестообразно. А затем все возвратились в Кремль с чудотворной иконой Богородицы. Предстательством святых Русской Церкви грозившая Москве опасность миновала. Когда татары хотели жечь московские посады, увидели вокруг города бесчисленное войско русское и с ужасом известили об этом хана. «Царь! что ты медлишь? На нас идет бесчисленное множество войска из Москвы». Испуганный этим известием, Махмет поспешно отступил и бежал в свои владения (Сказание о Владимирской иконе Богом., изд. 1849 г.).


В 1610 г. по молитвам преподобных Сергия, Варлаама и других святых земли Русской были изгнаны из Москвы и России поляки (Палицын об осаде Троицкой Лавры).


В 1663 году, в царствование царя Алексея Михайловича, преподобный Варлаам новым чудесным видением явил, что он не оставляет своим попечением устроенный им монастырь Хутынский. В часовне близ Хутынского монастыря преподобный явился одному земледельцу, Ивану, повелел идти ему в монастырь и сказать, что он, преподобный, вследствие совершавшихся братией беззаконий ушел из монастыря и живет в часовне, и если братия не покается, монастырь сгорит и кони изомрут. Братия не поверила Ивану, а новгородцы по распоряжению градоначальника, князя Ивана Репнина, посадили его в тюрьму. За неверие князь Репнин был наказан телесным расслаблением, и тогда земледелец Иван был послан с грамотой от князя Репнина к царю Алексею Михайловичу, который его наградил и отпустил. Монастырь в том же году сгорел и кони измерли, как было предсказано преподобным Варлаамом в видении. (Сказание это записано в 1663 году в Соловецком монастыре со слов служебника новгородской соборной церкви Льва и сохранилось в рукописи XVII века Императорской публичной библиотеки. «Новое Время». 1898 года, 2 февраля, N 7879).


Не оставляет своей помощью преподобный родную землю и ныне, не оставит ее и на будущее время, если только мы будем прибегать к нему с теплой молитвой и живой верою в Господа.





ОПЛОТ БЛАГОЧЕСТИЯ.

Однажды, отправившись к Архиепископу, Св. Варлаам увидел на мосту через Волхов большую толпу народа и палача, который готовился сбросить в реку осужденного преступника (обычная смертная казнь в Новгороде в древнее время).

Преподобный остановил палача, и просил народ отдать ему осужденного, сказав" "Он загладит вины свои в Хутыне".

Все тотчас же единодушно закричали:

"Отдайте, отдайте осужденного Преподобному отцу нашему Варлааму".


Освободив осужденного от уз, Св. Варлаам послал его в свою обитель.

Через некоторое время спасенный от казни принял иночество и, пожив благочестиво в обители, скончался.


Но в другом подобном же случае Св. Варлаам поступил по-иному. Пришлось ему опять проезжать мост, когда готовились сбросить осужденного.

Родственники и многие из народа, увидев Преподобного, умоляли его спасти осужденного, но он, не обращая внимания на все просьбы, велел вознице своему скорее ехать, и казнь совершилась.

Такой поступок святого изумил народ.


"Что это значит?" – говорили все между собой,

– "Одного Преподобный спас от казни, хотя его и не просили об этом, а другого не захотел, несмотря на все мольбы".

Ученики Св. Варлаама по возвращении в обитель просили его объяснить этот поступок.

"Судьбы Господни," – отвечал Преподобный, – "бездна многа.

Господь всем хочет спасения и не хочет смерти грешника.

Первый был осужден справедливо, но после осуждения сознал свои грехи, и Господь избавил его от смерти через мое недостоинство, чтобы дать ему время раскаяться и загладить свои грехи, что он и исполнил в обители.

Второй же был осужден невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический.

Такова тайна судеб Божиих: «Кто бо разум ум Господень или кто советник ему бысть» (Рим.2.33-34).


Однажды в пустыню к преподобному прибыл князь Ярослав. Св. Варлаам, благословляя его, сказал: «Будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим». Это приветствие изумило князя, не знавшего еще о рождении младенца. Получив вскоре радостную весть о рождении сына, он просил преподобного быть восприемником новорожденного, на что св. Варлаам согласился охотно. Это было в 1190 году.


Обладая даром прозорливости, преподобный старался предостеречь братию от греховных падений. Как-то монастырские рыбаки в числе множества мелкой рыбы поймали большого осетра и скрыли его, желая продать, а преподобному принесли только мелкую рыбу. Посмотрев на них с улыбкою, св. Варлаам сказал: «Вы принесли ко мне детей, куда же скрыли их мать». Смущенные этим кротким обличением, рыбаки пали к ногам преподобного, прося прощения.


Научая других удерживаться от искушений, преподобный строго следил за собой, молитвой и постом подавляя в себе всякий дурной помысел. Однажды принесли преподобному свежую рыбу. Ему захотелось вкусить ее, но, подавив в себе это желание, велел приготовить рыбу и положить в сосуд в келлии. Три дня он провел в строгом посте и молитве. На четвертый день святой открыл сосуд с рыбой и, увидев там множество червей, сказал: «Варлаам, Варлаам. Всякое животное по разрушении своем обращается в тление; подобает и нам разрешиться от всякаго наслаждения брашен и пристрастия к этой жизни. Если же хочешь здесь есть сладкую пищу и пить сладкое питье, то зачем и черноризцем называешься? Ты уже отлучился от мира в пустыню, чтобы служить Творцу своему». Сказав это, он выбросил рыбу, и помысл о сладкой пище не смущал более.


Особенно замечательный случай прозорливости св. Варлаама остался навсегда памятным в Новгороде.


Преподобному пришлось быть у Новгородского архиепископа. При прощании архиепископ велел ему побывать через неделю. Св. Варлаам отвечал: «если Бог благословит, я приеду к твоей святыне на санях в пяток первой недели поста свв. апостол Петра и Павла». Удивился архиепископ такому ответу. Действительно, накануне определенного дня в ночь выпал глубокий снег и в пятницу целый день был сильный мороз. Преподобный на санях приехал в Новгород к архипастырю. Видя печаль архиепископа по случаю такой безвременной непогоды, вследствие которой могли вымерзнуть хлеба, св. Варлаам сказал ему: «Не печалься, Владыка, не скорбеть, а благодарить Господа нужно. Если бы Господь не послал этого снега и мороза, то был бы голод во всей стране, которым Господь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Богородицы и святых умилосердился над нами и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. Наутро же наступит опять тепло, снег этот растает и напоит землю. По милости Господа, будет плодородие». На другой день, как предсказывал св. Варлаам, наступило тепло. Архиепископу принесли с поля ржаных колосьев с корнями, на которых оказалось множество вымерших червей. И был в тот год невиданный урожай.


Кроме дара прозорливости, Господь прославил Своего угодника даром чудотворения.


Близ обители св. Варлаама жил один поселянин, имевший сына. Он особенно чтил преподобного, часто приходил в монастырь слушать беседу его и присылал на монастырские нужды, сколько мог по своим средствам. Сын этого поселянина заболел, и не было надежды на его выздоровление. Тогда отец, взяв больного сына, понес его в обитель преподобного. Но на пути мальчик умер. С горьким плачем подошел огорченный отец к келлии преподобного и сказал: «Я надеялся, что по твоим молитвам сын мой выздоровеет, но получил большую скорбь. Лучше было бы для меня, если бы он умер дома, нежели на дороге». Св. Варлаам сказал ему: «Напрасно ты плачешь и сокрушаешься. Разве ты не знаешь, что всех ожидает смерть и общий суд, и как восхотел Господь, так и сотворил. Посему, возлюбленный, не скорби об этом, а поди приготовь все нужное к погребению». Между тем св. Варлаам, тронутый его горем, преклонив колена, стал усердно молить Господа воскресить отрока, и Господь услышал молитву Своего угодника – умерший ожил. Отец с изумлением увидел сына своего сидящим на постели преподобного совершенно здоровым. С радостными слезами припал он к ногам св. Варлаама, благодаря его и прославляя Бога, чудодействующего во святых Своих. Не желая славы человеческой, св. Варлаам старался скрыть совершившееся чудо и сказал поселянину: «Ты, как я вижу, обманулся и от сильной печали, потеряв здравый ум, не понял действительности. Сын твой и не умирал, и не воскресал, но, изнемогши дорогой от холода, впал в бесчувственность, а ты подумал, что он умер. Теперь же, согревшись в теплой келлии, он пришел в сознание, а тебе кажется, что он воскрес». Но поселянин никак не мог согласиться с таким объяснением. «Зачем ты, угодник Божий, хочешь скрыть от меня чудо? – сказал он святому. – Я хорошо знаю, что сын мой был мертв. Если бы я не видел ясно, что он умер, не стал бы готовить все нужное к погребению». Тогда преподобный строго запретил ему рассказывать о совершившемся чуде при его жизни, предупредив, что если он расскажет кому-либо об этом, то и сам лишится милости Божией, и опять потеряет сына. Радуясь и прославляя Бога и Его угодника Варлаама, возвратился поселянин в дом свой.




Варлаам Хутынский.


Благочестия небесного оплот

Едет Хутынский игумен Варлаам;

Словом ласковым напутствует народ,

Осеняется крестом на каждый Храм...


Только что там впереди за круговерть?

Люди праздные толпятся - неспроста:

Лиходея, осуждённого на смерть,

Сбросят в реку нынче с Волхова моста...


- Не свершиться злодеянию сему!

Милосердие - Господь благословит! -

Удивлённому вознице своему

Преподобный прозорливец говорит...


- Стой, палач! - над правосудною толпой

Голос грозно возвышает Варлаам, -

Я возьму приговорённого с собой! -

Но противится народ таким словам...


Пристав княжеский - заступнику в ответ:

- Может, батюшка, и тёмен я, и глуп,

Но на землях новгородских много лет

Окаянничал проклятый душегуб -


По вечерней и по утренней заре...

Не одна на нём кровавая вина!

- Воля Божья - у меня в монастыре

Все вины свои загладит он сполна!


...Сокровенное непросто распознать

Сквозь привычную житейскую тщету...

Вот случается игумену опять

Ехать в Новгород по Волхову мосту...


Смотрит - стража осуждённого ведёт

К месту казни пробираясь напролом...

И сегодня, почитай, что весь народ

Варлааму исступлённо бьёт челом...


Стар и млад о милосердии молил,

Но не слушал преподобный никого,

Лишь настойчиво и громко торопил

Изумлённого возницу своего...


Приговор и совершился - сей же час...

- Как же это?

- Хоть глазам своим не верь!

- Не просили - одного от смерти спас,

- А на просьбы - не растрогался теперь!



Кто-то яростно сжимает кулаки,

Кто-то мыслью соблазняется пустой...

И в смятении пришли ученики

К настоятелю обители святой:


- Не твоим ли, отче, верили словам?

Благочестию дивились твоему...

- Милость Божья - отвечает Варлаам,-

Полной меры не изведать никому!


Слишком помыслы Господни глубоки;

Душу каждую с рождения храня,

Лиходея, осознавшего грехи,

Провидение спасло через меня -


Недостойного, смиренного раба...

Не свои творил я - Божии дела,

Чтобы трижды окаянная судьба,

Покаянием очиститься смогла...


- Знать, не каялся казнённый супостат,

Вот помилован и не был потому!

- Не грешите, осуждая наугад,

Ибо - не в чем было каяться ему:


Ведь народ - за невиновного просил,

Знал и я, что не убийца он, не вор...

- Быть не может! Ты, выходит, попустил

Совершить несправедливый приговор?


- А иначе Новгородская земля

Прокляла бы, вскоре, юношу сего:

Искушения мирского бытия

Искажают человечье естество:


Жил бы дальше - беспощадным удальцом,

Всё живое на пути своём круша...

А сегодня он предстал перед Творцом,

Как безвинная и чистая душа...


Сокровенное...

Пленяющее нас

глубиною, устремлённой в небеса,

Как ни странно - приходившее не раз

Даже в самые беспечные сердца.


Сокровенное...

Священный окоём,

за которым всё - и ближе, и больней,

где предвечным, исцеляющим огнём -

Милость Божья...

Что мы ведаем о ней?


Дмитрий Московский



ГОРКА ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО.


По преданию, во время своего прихода в Хутынь, преподобный Варлаам ископал себе пещеру, в которой и поселился, а над ней насыпал холмик, землю для которого он приносил своей скуфье (головном уборе), каждый раз, когда у него были скорби.

Сегодня горка является одной из главных святынь монастыря, на которой исцеление получают все с верою приходящие к ней.

На горке поставлена часовня.


Эту горочку святой наносил своей шапочкой.

Она совсем маленькая, иногда чтобы в нее попасть, надо немножко постоять в очереди на улице.


Люди приходят сюда, чтобы кроме всего прочего особо попросить Батюшку преподобного Варлаама о здоровье.

Говорят, что исключительно хорошо молитва помогает при болезнях ног, но многие избавляются от головной боли.

Святая горка с часовней Варлаама Хутынского, находится в дер. Хутынь Новгородской обл. Варлаамо-Хутынский женский монастырь


На горочке...

(Преподобному Варлааму Хутынскому)


На горочке, на горочке часовенка стоит,

Там святе Варлааме пред Богом предстоит,

И молится, и молится свят отче Варлаам,

Мост горний в небо строится, Господь его ждёт там.


Светло, легко и радостно, душа как бы в раю,

Молитва старца благостна, и с нами он в строю,

На горочке, на горочке часовенка стоит,

Пред Ликом Богородицы свеча моя горит.


Слеза мироточивая скатилась, словно свет,

Прислала Матерь Божия любовь и мир в ответ,




Пусть я нездешний житель, здесь обрела тепло,

Хутынская обитель – небесное село.


Свят Варлаам Хутынский, моли, моли за мя,

Как прежде огнём крестным ты опалил царя,

Под спудом твои мощи устроить завещал,

И огненный твой росчерк Господней воле внял.


О, дивен чудесами, молись, молись о нас,

Монаше Варлааме способствуй в добрый час!


(Наталья Лешукова)



Тропарь преподобного Варлаама Хутынского

глас 3:

И́же на земли́ лега́нием,/ поще́нием же и бде́нием/ те́ло твое́ изнуря́я, преподо́бне,/ вся плотска́я мудрова́ния умертви́л еси́,/ и исцеле́ний струя́ незави́стная яви́лся еси́/ ве́рою притека́ющим к тебе́, Варлаа́ме о́тче наш,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.


Кондак преподобного Варлаама Хутынского

глас 8:

Я́коже други́й Илия́, о́тче, дождь с небесе́ свел еси́,/ он у́бо огнь сведе́ и царя́ удиви́,/ ты же лю́ди твоя́ возвесели́л еси́ и торжествова́ти устро́ил еси́./ Вели́кий бо Новгра́д вельми́ тобо́ю хва́лится, име́я мо́щи твоя́ в себе́,/ его́же сохраня́й от враг непоколеби́ма, да зове́м ти:// ра́дуйся, преподо́бне Варлаа́ме, о́тче наш.


Молитва преподобному Варлааму Хутынскому


О, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Варлаа́ме! Услы́ши нас моля́щихся тебе́ и бу́ди нам помо́щник в ско́рбех на́ших, и изба́ви нас от напа́стей, за мно́жество прегреше́ний находя́щих на ны; умоли́, уго́дниче Христо́в! Всеблага́го Бо́га дарова́ти нам оставле́ние всех от ю́ности на́шея до настоя́щаго дне и часа́, де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми чу́вствы соде́янных на́ми согреше́ний, исхода́тайствуй нам невозбра́нный вход в Небе́сное Ца́рствие, да прославля́ем непреста́нно сла́вимую от А́нгел Всесвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ ми́лостивное предста́тельство в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь!


Акафист преподобному Варлааму Хутынскому, Новгородскому чудотворцу





Уже в начале XIII века преподобный Варлаам стал почитаться в Новгороде как святой. В 1410 году во честь него была освящена надвратная церковь в Лисицком монастыре, а в 1445 подобная церковь появилась в Варлаамо-Хутынской обители. В 1461 году почитание святого вышло за пределы Новгорода: в московской церкви Иоанна Предтечи появился придел, посвященный преподобному. Множество чудес совершалось у могилы святого: исцеление больных и даже воскрешение мертвого — Григория Тумгеня, постельничего великого князя Василия II.


Мощи преподобного доныне хранятся под спудом в Спасо-Преображенском соборе основанной им обители. В 2003 году над ними поставили новую серебряную раку.


ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ ВАРЛААМЕ, МОЛИ БОГА О НАС!





Храмы освященные в честь Преподобного Варлаама Хутынского



Варлаа́мо-Ху́тынский Спасо-Преображенский монастырь — женский (ранее — мужской) монастырь на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области.

Дата постройки: 1515 г.

Адрес: Россия, Новгородская область, Новгородский район, деревня Хутынь

Телефон: +7 8162 74-96-02


Церковь Варлаама Хутынского, расположена на территории Варлаамо-Хутынского Преображенского монастыря, расположенного в 7 км. от Великого Новгорода. 

памятник архитектуры XVI века. Трёхнефный, шестистолпный, пятикупольный храм построен в 1515 году.


Церковь Варлаама Хутынского на Званице (Псков).

Православный храм в Пскове. Памятник истории и культуры федерального значения XV-XIX веков. Находится на Запсковье.

Адрес: ул. Леона Поземского, 53, Псков

Сайт: pleskov60.ru

Церковь Варлаама Хутынского в Вологде


Адрес: ул. Засодимского, 14А, Вологда

Церковь Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского, ХVIII - ХIХ вв., дер. Онежены Медвежьегорского района Карелии.



Интересные страницы:

21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы

6 декабря - Благоверный князь Алексадр Невский