Архистратиг Михаил и Небесные Силы бесплотные.

Священное Писание учит, что, кроме физического, существует духовный мир, недоступный земному зрению, населенный разумными добрыми силами – ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Их именуют так потому, что нередко Бог через них сообщает людям Свою волю.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных - это большой, веселый и светлый  праздник,  главный из всех праздников в честь святых ангелов.  В просторечии он именуется Михайловым днем.

Собор – соединение, совокупность всех святых ангелов во главе с Архистратигом Михаилом, которые все совокупно и единогласно славят Святую Троицу, единодушно служат Богу.




Приставка «архи» указывает на старшинство некоторых ангелов.

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения. Михаил (его имя означает «Кто яко Бог»), глава святого небесного воинства, когда-то свергнувший с небесе падшего ангела, попирает ногами дьявола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью. Гавриил («Сила Божия») изображен с райской ветвью, принесенной им в знак благой вести Приснодеве Марии, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом — в левой. Архангел Рафаил

(«Помощь, исцеление Божие»), целитель человеческих недугов,  спутник юноши Товия в его странствии, изображается с сосудом целительных снадобий в левой руке, а правой он ведет Товия. Архангела Уриила («Огонь и свет Божий»), просветителя, Господь поставил охранять ворота в Рай после грехопадения Адама и Евы. Поэтому он изображается с обнаженным мечом и огненным пламенем.


 

Среди известных Архангелов - побуждающий к молитве, Архангел Салафиил («Молитва к Богу») – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Укрепляющих трудящихся во славу Божию, Архангел Иегудиил («Хвала Богу») – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Приносящий благословение Божие на добрые дела, Архангел Варахиил («Благословение Божие») – на его одежде множество розовых цветов.

Помогающий в покаянии и росте в вере, Архангел Иеремиил («Высота к Богу») - деснице держит весы или свечу






19 (6) сентября - Воспоминание чуда Архистратига Михаила,

бывшего в Хонех (Колоссах) (IV)


 Чудо Архистратига Михаила произошло в 4 веке. Недалеко от города Иераполя есть местность, называемая Херотопа, и в этой местности находился храм, возведенный во имя Архистратига Михаила. А около того храма проистекал целебный источник. Храм был сооружен одним из жителей города в благодарность святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника.


Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники, многие из которых отрекались от идолов и обратились ко Христовой вере.

В храме святого Архистратига Михаила более 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа.  Архипп,  никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым.

В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа.

Язычники соединили две горные реки в одно русло и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. Его молитва была услышана, и к храму явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока.Храм остался неповрежденным, а язычники в страхе и ужасе бежали от храма.

Святой же Архипп и собравшиеся около храма христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь.

Место, где совершилось чудо, получило название Хоны, что означает «отверстие», «расселина»





21 (8) ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных;

Архангелов Гаврии́ла, Рафаи́ла, Урии́ла, Селафии́ла, Иегудии́ла, Варахии́ла и Иеремии́ла.


Дата этого праздника была установлен в начале четвертого века на Поместном Лаодикийском соборе. Совершается праздник в девятый месяц от марта, с которого в древности начинался год – в соответствии с числом девяти Ангельских чинов.

Это Серафимы, что значит «огненные», они пламенеют любовью к Богу и побуждают к ней других. Херувимы, или «просвещение», через них посылается премудрость.

Далее следуют Престолы, они служат правосудию.

Четвертый ангельский чин – Господства, они наставляют земных властителей, учат владеть чувствами и побеждать искушения.

Пятый – Силы – они ниспосылают дар чудотворения святым, а также укрепляют терпение и даруют мужество.

Шестой – Власти – помогают в борьбе со злыми помыслами.

Седьмой – Начала – охраняют страны, народы, племена.

Архангелы – открывают тайны веры и пророчества, укрепляют в людях веру.

Ангелы –  раскрывают людям волю Господа, наставляют верующих, охраняют, удерживают от падений и пытаются помочь падшим. Ангелы – это также общее название для всех чинов Небесных Сил.


Небесное воинство возглавляет архангел Михаил.

«Из Писания мы знаем, что низший по иерархии архангел Михаил не подчинился высшему по иерархии — Люциферу, распознав противление Истине-Богу. А те, кто послушался из ангелов — стали бесами. Поэтому не само по себе послушание иерархии есть правда, а послушание в согласие с Волей Божьей, в духе Истины.»

Еп. Аверкий Таушев.


Архангела Михаила называют архистратигом – что по-гречески означает «главнокомандующий». По церковному преданию он возглавляет небесное воинство. Его имя означает «кто как Бог». Победитель сатаны . Маха ЭЛО. Означает могучий Бог, старший Бог . старший сын бога -как бог .

На иконах Архангела Михаила изображают в грозном и воинственном виде: на голове шлем, в руке – меч или копье. Под ногами – пораженный им дракон. С кем же воюет этот отважный предводитель?

Мы знаем, что весь ангельский мир, созданный еще до сотворения человека и всего видимого мира, был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов – Денницей,

 которого мы знаем также как Люцифера, открывшего в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей.

В этот момент из ангельской среды выступил Архистратиг Михаил и произнес:

Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу! Никто как Бог!», – обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.

Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра победили, и Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями.

А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного богу. С тех пор в руках архистратига меч, потому что сатана, свергнутый с неба, не успокаивается. Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания и, поэтому, всю свою злобу они устремили на людей, и в первую очередь на верующих в Бога. Может ли меч Архистратига Михаила при таких обстоятельствах оставаться в бездействии? Конечно, нет!  Он не перестает воевать с ангелами зла и тьмы, ограждая верных чад Божиих от их коварных происков.




Особо почитается  архангел Гавриил. Его имя в переводе означает «сила Божия». Архангел Гавриил несколько раз упоминается в Писании, как Небесный вестник. Господь посылает его, чтобы возвестить людям Свои планы о спасении рода человеческого. Так, архангел Гавриил несколько раз являлся пророку Даниилу и раскрывал ему тайны пришествия Мессии, гонений антихриста и конца мира. Он явился в храме старцу Захарии и сообщил ему о чудесном зачатии Иоанна Предтечи. Через шесть месяцев он явился в Назарете Приснодеве Марии с вестью об избрании Ее быть Матерью Спасителя – Иисуса Христа. На иконах архангел Гавриил изображается иногда с райской ветвью или белой лилией в руке, которую по преданию он принес Деве Марии в день Благовещения.



Про Ангелов

Старайся жить в присутствии Ангела-хранителя - и увидишь как дивно он всё устроит.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

 

Ангелы обитают везде, но, преимущественно на небе, вокруг Престола Божия. Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию – нам нужны посредники, которые так преобразуют ее, что она становится доступной и нам. Вот ангелы и являются этими посредниками, без которых мы никогда бы не смогли ощутить и воспринять, даже в малой степени, Божественный свет. Ангелы посылаются на землю для служения людям. Человеку, принявшему святое крещение, Богом дается на всю жизнь ангел-хранитель. Поэтому праздник этот считается вторым днем ангела всех православных христиан.

По мнению некоторых учителей Церкви, человек должен восполнить число отпавших ангелов. Значит, мы должны войти в Собор Ангелов. Как же чиста и свята тогда должна быть наша жизнь! Как еще здесь, на земле, мы должны подготавливать себя к вхождению в светлое и святое собрание Ангелов! Для этого мы должны приобрести мысли и чувства ангельские, очистить сердце для любви. Жить по заповедям евангельским.

Число Ангелов неизмеримо велико, и Господь учредил порядок в Небесном воинстве, создав Ангельскую иерархию. Ангелы отличаются друг от друга просвещенностью. У каждого чина Ангелов есть свое предназначение. Ближе всего к людям стоят Ангелы и Архангелы.


Среди Ангелов находится и Ангел-Хранитель каждого из нас. По учению Церкви каждому из нас во время Крещения Господь дает Ангела-Хранителя. Он всегда находится около нас, охраняя на всем жизненном пути. Мы, грешные люди, не видим их, как видят их святые. Но мы знаем и верим, что они всегда с нами. Ангелы-Хранители занимают самый последний чин в ангельской иерархии, но это не должно нас смущать. Хотя они и удалены больше других от Бога, их служение велико в очах Божиих, т.к. они предназначены охранять и спасать нас, людей, а человек, как известно, венец творения Божия. Все, что есть в нас доброго, чистого, светлого: всякая хорошая мысль, доброе дело, молитва, покаяние – все это в нас рождается и совершается по внушению нашего Ангела-Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, он удерживает нас от греха и соблазна, помогает бороться с искушениями. Когда Ангел-Хранитель видит нас идущими спасительным путем, он всячески старается нас ободрить, утвердить на этом пути. Если мы уклоняемся с истинного пути, он всеми силами старается вернуть нас на него

 Но если мы совсем перестаем слушать своего Ангела-Хранителя и впадаем в грех, Ангел отходит от нас, плачет, и со стороны наблюдая за нами, просит Бога, чтобы Он потерпел и помедлил с наказанием. И в то же время он не оставляет попыток достучаться до нашей совести и пробудить покаяние.

Все это обязывает нас с благоговением чтить своего Ангела-Хранителя и все прочие Небесные Силы и молиться, чтобы они охраняли, укрепляли нас и помогали на нашем нелегком земном пути.





История празднования Собора Архистратига Михаила

и прочих Небесных Сил бесплотных.


Еще в апостольские времена было распространено ложное учение об Ангелах. Среди христиан появились еретики, которые поклонялись Ангелам как богам и учили, что видимый мир сотворен не Богом, а Ангелами, почитая их выше Христа. Это учение было настолько опасно, что в начале IV века святые отцы были вынуждены созвать в Лаодикии поместный собор (Лаодикийский Поместный Собор), на котором было осуждено и отвергнуто еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и установлено благочестивое почитание Ангелов как служителей Божиих, охранителей человеческого рода, и повелено праздновать Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил 8 ноября по старому стилю (21 ноября – по новому).

Дата празднования выбрана не случайно. Ноябрь – это 9-й месяц после марта, который считается первым месяцем после сотворения мира. В ознаменование 9-ти ангельских чинов именно в ноябре – 9-м месяце – установлен праздник Ангелам. 8-е число указывает на день Страшного Суда, в котором непосредственное участие примут Ангелы. Именно они будут свидетельствовать на Суде о нашей жизни и делах – праведных или неправедных. День Страшного Суда святые отцы называют восьмым днем. Время измеряется неделями (седмицами). 8-м днем будет последний день мира, день Страшного Суда.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.


Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.




Участие в событиях Архангела Михаила


По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях.

Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 – 16).

Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .(Дан. 3, 92 – 95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).




Почитание Архангела Михаила на Руси

На Руси также издревле любили и почитали архангела Михаила, считая его защитником христианской веры. По преданию, именно его небесная помощь помешала монголо-татарам взять Новгород.

Архистратиг Михаил – духовный заступник России, покровитель ряда полков и кораблей.

Архангел Михаил был покровителем такого рода оружия, как инженерные войска русской армии. Его изображение было на гербе Киева, в честь него назван Архангельск.

В почитании архистратига Михаила строились по России многочисленные монастыри, соборы и храмы. В том числе Архангельский собор Московского Кремля, его скульптура венчает Александрийский столп в Санкт-Петербурге.

В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу.


Православные христиане веруют, что Архангел Михаил, преславный победитель диавола («денницы»), не оставит и всякую христианскую душу, проходящую, по исходе своем из тела, воздушные мытарства.


С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях.




Когда человек от души молится за других, то Ангелы-хранители этих людей молятся за него. Твоя молитва, как отраженный свет, усиленный молитвами Ангелов, возвращается к тебе.

Архимандрит Рафаил (Карелин).




Протоиерей. Николай Гурьянов.

Пред иконою святого Архистратига Михаила.


Верховный Вождь и Воевода,

Архистратиг небесных Сил,

И человеческого рода

Заступник теплый Михаил,

Завета Божия хранитель,

И для враждующих духов

Гроза и пламенный Воитель,

И князь всех Ангельских чинов!

К тебе страдальческой душою

От смут житейских я парю

И с умилительной слезою,

Таинник Божий, говорю:

"Ты видишь жалкие растраты

Безценных всех моих даров.

Мне данных Духом благодати,

И брань со мной моих врагов.


От дней младенческих доселе

Враги мои меня теснят,

И я, как в мысли, так и в деле,

От них расхищен уж и смят.

Где путь, ведущий нас до Бога?

Нет чувств со мной, нет дел благих,

Тяжелый грех - страстей тревога,

Вот путь из всех путей моих!

Водясь в сердечном заблужденьи

Движеньем собственных страстей,

Я часто жертвой был растленья

В расцвете первых юных дней.

В искусах демонския битвы

Забыл и думать я, чтоб взять

Мне щит Божественной молитвы

И с ним на славу отстоять

Невинность сердца, святость чувства,

Что все мне Бог в крещеньи дал,

И я от собственного буйства

В той вражьей брани смертно пал!

Враги теснят меня... их пленом

Я целу жизнь мою томлюсь.

И скромно, в чувстве утесненном,

Тебе, мой Ангел, я молюсь:

Ты видишь, Ангел, враг лукавый

Меня в пути житейском смял.

И я светильник вечной славы

Во тьме греховной потерял...

И так уж демонскою силой

Охвачен, крепко так я взят,

Что сердце Бога разлюбило,

Не хочет слушать, да и знать



Его законов, повелений,

И только просит каждый миг

Одних греховных наслаждений,

Найти мечтая счастья в них!..

Что ж будет мне, когда я снова

Дам волю сердцу моему,

Когда сверну с пути Христова

Я в ад и демонскую тьму?

Как я тогда от этой жизни

На Небо светлое явлюсь

И к славе райския Отчизны

Без крыл духовно понесусь?..

Тебе молюсь я в сокрушеньи,

Бесплотных Сил Архистратиг:

Меня храни ты от паденья

Везде, во всех путях моих.

Блюди меня ты от порока

Крылом хранительным твоим,

И, как луч вечного Востока,

Здесь будь светильником моим.

Когда ж призыв от жизни тленной

Заслышу я, и час пробьет, -

Душе моей, грехом растленной,

Тогда ты будь и жизнь и свет;

Свети ей к Небу путь воздушный,

Полки враждебные рассей,

Освободи темницы душной

И неистлевающих цепей!..

О, дай мне зреть мой рай желанный!

Будь сам к нему вожатый мой,

И света славы трисиянный

Меня, мой Ангел, удостой!.."




Слово на день Архистратига Божия Михаила и прочиз небесных сил безплотных .

святого праведного. Иоанна Кронштадтского .

Празднуем, дорогие братия, светлый праздник молниевидного Архангела Михаила и прочих Небесных Сил безплотных.


История установления Церковью этого праздника длинна, и мы не будем рассказывать ее; желающие знать ее пусть прочитают о ней в церковной книге «Четьи-Минеи», а теперь побеседуем о духовном безчислевном мире Ангельском, о их свойствах, о их чиноначалии и о безмерной благости Божией, причислившей нас, христиан православных, к этому ангельскому Собору и составившей одну Церковь из Ангелов и человеков, а затем о нашей обязанности чтить их по достоинству и подражать им по силе, как будущим нашим согражданам в Небесном Отечестве; о чем и молим усердно Господа Бога, общаго нашего Творца.


Святой Кирилл Александрийский говорит: если наша земля, эта как бы одна точка между мирами, носит на себе такое бесчисленное множество людей и всяких существ, то во сколько раз больше имеет в себе обитателей невещественное небо, великое и необъятное никаким умом?


Ангелы имеют духовную, невещественную, тонкую, бессмертную природу, свободную от всякой тли, но ограниченную, не такую, как Сам Господь, Дух – всюду сущий и единый, безначальный и все наполняющий. Он привел ангелов из небытия в бытие, словом Своим освятил, и за непреклонность к злу утвердил их непадаемо Духом Святым, (т.е. они уже не могут впасть в грех); природа их полна чудного, немерцающего света, святости, благости, красоты, премудрости, силы, бессмертия, пламенной любви к Творцу, и друг к другу, и к людям, коих спасению они радуются и желают иметь их своими вечными согражданами в стране вечного света и нетления, мира и радости. Святой Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, восхищенного Духом Святым до третьего неба, услышал от него таинственное учение об ангельском мире, записал его и передал Церкви.

Ангельский мир разделяется на девять порядков, а эти – каждый на три чина. Первые и световиднейшие ангелы (Михаил и Гавриил), как светлая заря Безначальной Троицы, предстоят непосредственно пламенеющему престолу Божию, просвещаются неприступным светом Его и подают просвещение и ведение тайн Божиих следующим за ними чинам, и низшие чины управляются премирно высшими. Такое небесное гражданство, такой премирный, святой, пресветлый, благостный Собор небожителей называется небесной иерархией.


Подивимся Божию всеблагому и премудрому Промыслу, безмерной благости Его, предназначившей нас к бесконечному сожительству и блаженству вместе с Ангелами в нашем будущем отечестве, и составившей одну Церковь из Ангелов пресветлых и нетленных, и человеков избранных и достойных. Какое неизобразимое никаким человеческим языком блаженство ждет верных Богу христиан, если они до конца пребудут верными своему христианскому званию. Для того, чтобы нам удостоиться вечного сожития и блаженной жизни вместе с Ангелами на небе, мы должны стараться чтить их, подражать их святости, смирению, любви, всецелой преданности Богу и возвышенности помыслов, жить воздержанием, молитвою и постом, милосердием и сочувствием друг к другу, горячею взаимною любовью.


Священные боговдохновенные зрители тайн Божиих и ангельских видений – пророки и евангелисты – видели ангелов в таинственном видении дружественно обращающими лица свои друг к другу и согласно воспевающими Святую Троицу. Это научает и нас относиться друг к другу с горячей любовью и жить в единомыслии, служа усердно общему всех Творцу.


Слава безмерной благости Божией, приготовившей нам Царство вечное, Царство света немерцающего, мира и блаженства непоколебимого, вместе с бесчисленными Соборами Ангелов!


Употребим малое здешнее время на преуспеяние в христианской добродетели, чтобы наследовать это бесконечное блаженство, которого да и сподобит нас Господь молитвами Пречистой Богоматери и предстательством Честных Небесных Сил бесплотных, особенно светозарных, молниевидных Михаила и Гавриила, и святых Ангелов-хранителей наших. Аминь.




О чем молятся Архангелу Михаилу

Согласно иерархии чинов ангельских, Архангелы благовествуют о людям о Тайнах Божиих, открывают нам Божию волю. Исторически на Руси Архангелу Михаилу молились о защите от злых духов и защите от воздействия магов и экстрасенсов, о помощи, находящимся в заключении; о исцелении от болезней; об укреплении воинов в их деле служения Отечеству; о помощи в избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве царского трона и, вообще, государства, о спасении и сохранении России.




Тропарь Архангелу Михаилу,

глас 4:

Небе́сных во́инств Архистрати́же,/ мо́лим тя при́сно мы недосто́йнии,/ да твои́ми моли́твами огради́ши нас/ кро́вом крил невеще́ственныя твоея́ сла́вы,/ сохраня́я нас, припа́дающих приле́жно и вопию́щих:/ от бед изба́ви нас,// я́ко чинонача́льник вы́шних Сил.


Тропарь Небесным Чинам Бесплотным,

глас 4:

Небе́сных во́инств Архистрати́зи,/ мо́лим вас при́сно мы недосто́йнии,/ да ва́шими моли́твами оградите́ нас/ кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы,/ сохраня́юще ны пpипа́дающия приле́жно и вопию́щия:/ от бед изба́вите ны,// я́ко чинонача́льницы вы́шних Сил.


Кондак Архангелу Михаилу,

глас 2:

Архистрати́же Бо́жий,/ служи́телю Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льниче и челове́ков наста́вниче,/ поле́зное нам проси́ и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́г.


Кондак Небесным Чинам Бесплотным,

глас 2:

Архистрати́зи Бо́жии,/ служи́телие Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льницы, и челове́ков наста́вницы,/ поле́зное нам проси́те, и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.


Величание Небесным Чинам Бесплотным.

Велича́ем вас,/ Арха́нгели и А́нгели/ и вся во́инства,/ Херуви́ми и Серафи́ми,// сла́вящия Го́спода.



Молитва Архангелу Михаилу.


Господи, Исусе Христе, Великий Царю Безначальный, Невидимый и Несозданный, седяй на престоле со Отцем и со Святым Духом славимый от небесных сил бесплотных, посли , Господи, Архангела Своего Михаила на помощь мне грешному рабу Твоему (имя рек), избавитимися врагов моих видимых и невидимых. О, великий архангеле Михайле, излей миро благо на рабе твоем (имя рек), ты бо еси демоном сокрушитель и бесам прогонитель, избави мя лукавых козней навета и стужения человек лукавых, призри на мя недостойного раба твоего (имя рек) и запрети им всем врагом борющимся со мною, видимых сотвори яко овец, а невидимых яко прах пред лицем ветра. О великий святый архангеле Михайле, первый княже и воеводо ангелом и архангелом, херувимом и серафимом и всем небесным силам безплотным, буди помощник мне грешному рабу твоему в бедах и скорбех и в печалех, и на распутиях, на морях и на реках, и по сухому пути тихое пристанище буди и спутие, пособи и укрепи и избавимися прелести диявольския.О великий архангеле Михайле, услыши глас раба твоего (имя рек), молящегося тебе и призывающего имя твое святое, и услыши молитву мою, ускори на помощь мою, и победи вся сопротивляющиеся мне и прожени от мене всякие нечистоты и нечистыя духи, силою честнаго и животворящего Креста Господня и святаго и тридневнаго Воскресения, и молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии, и святых ангел и архангел, херувимов и серафимов и всех святых, всегда ныне и присно и во веки веком. Аминь.


Молитва эта была написана на паперти храма Архистратига Михаила в Москве, в Кремле, в Чудовом монастыре и пользуется широкой известностью, как у старообрядцев, так и у новообрядцев, особенно у монашествующих. Считается, что если кто-то будет в дополнение к общему правилу присовокуплять на каждый день и молитву Архангелу, то встретит в его лице ходатая за свою душу пред Престолом Божиим, чтобы избавиться от осуждения и войти в Царство праведных. Существует несколько вариантов этой древней молитвы, настоящий текст приводится по рукописи из женского старообрядческого монастыря в Улейме.



Акафист Архангелу Михаилу







Чудеса, связанные с именем Архангела Михаила


Помощь Ангела Хранителя. Реальные истории.




Народный календарь

19 сентября - Михайлов день


  Поскольку Михаил противостоит злым духам, то ему молились в болезнях об исцелении, ведь именно злобные духи, верили наши предки, порождали все болезни. Именем Михаила часто назывались источники, чья вода была целебной.

В Михайлов день крестьяне сходились на мирские братчины для разрешения дел в семьях или между соседями. Сходка могла закончиться не только спором, но и ссорой, но неизменно их завершали застольями, причем каждый приносил по какому-либо кушанью. И вот теперь пора было мириться и брататься, а второй такой шанс выпадал на Николу Зимнего (19 декабря).

Приниматься за работу этим днем было нельзя, чтобы не прогневать Господа.

Однако пора было обратить внимание на погоду, тем более, что подступали холода:

Михайловские утренники.

День укоротился уже на 5 часов.

«Михаил заморозком прихватил».

И вот после них, если ветви деревьев наряжались инеем, ожидалась зима снежная. А еще стоило поглядеть на осину: если ее листочки опадают вверх «изнанкой», можно ждать зиму теплую, а если наоборот - студеную.


Именинники в этот день: Андрей, Всеволод, Денис, Давид, Дмитрий, Иван, Кирилл, Константин, Макар, Михаил, Фекла


21 ноября - Михайлов день


В народе столь значимый праздник прозвали просто - Михайловские грязи, и это было верно, потому что оттепель возвращала на дороги всю грязь, недаром говаривали: «Если Михайло путь порушил, не жди его до зимнего Николы (19 декабря)».

С Михаила зима не стоит, не мерзнет.


Правда, могли сказать и про вдруг ударившие морозы: «Михайло мосты мостит».

А если выпадет снег, говорили:"Михайло приехал на белом коне"

Туман утром Михайлова дня сулил скорое потепление. В любом случае погода дня указывала, какой будет зима. Так, иней предвещал много снега.

Со дня Михаила Архангела зима морозы кует.

Во что Михайла, в то и Никола.

С Архистратига Михаила скот загоняют на зимний корм.

Михайлов день — веселый и сытный праздник, поскольку хлеба пока много, выручены деньги за коноплю и овес, да и работы основные закончены.

Приходило время, закончив летне-осенние заботы, погулять хорошенько на михайловских праздниках. Тем более, что с работниками хозяева вели расчеты за труды, а те, кто торговал, имели теперь на руках выручку за красные и просто нужные товары.


Хозяйкам приходилось немало хлопотать для столов с множеством угощений сытных и вкусных, к примеру, пирогами из новой муки, нажаренным мясом, сладким медом и домашним пивом. Могли нагрянуть и гости, разумеется, не грех и самим ответно погостевать.


Гуляли да пировали иной раз вплоть до самого Филипповского поста, в который со всяческими лакомствами были очень строго.


Именинники в этот день: Гавриил, Марфа, Михаил, Рафаил




Интересные страницы:

Николай Угодник (19 декабря)

Преподобный Савва Сторожевский

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Рождественский пост

Рождество Христово