Преподобный Сергий Радонежский

Дни памяти: 18(5) июля - обретение мощей 

                         8 октября (25 сентября) - преставление.

                         6 сентября – память явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому                          


Мы счастливы, что имеем таких ходатаев и заступников пред Господом, как Преподобный Игумен Земли Русской. Мы верим, что и сегодня, в наши дни, молитва преподобного Сергия не оскудевает и помогает нам превозмогать трудности нашего времени.


Святейший патриарх Алексий II


Великий подвижник и молитвенник за русский народ благословил князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Он, живя в глухих Радонежских лесах 14 в. возродил духовную жизнь, как в монашестве, так и во всем русском обществе того тяжелого времени.




«Игумен земли Русской» — эти слова прочно связываются в сознании православных христиан России с именем великого подвижника — преподобного Сергия Радонежского.

Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту Православной Веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению и страннолюбию.

И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку.Фильм рассказывает о трудах , подвигах и жизни преподобного Сергия Радонежского.


Преподобный Сергий Радонежский почитается величайшим подвижником земли русской.

Он – Идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики великого князя Дмитрия Донского. Благословил его и его войско на победу в Куликовской битве.

Воспитал плеяду учеников и последователей.


Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: "Святая святым". Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями – старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения.


Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: "Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту". Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: "Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников". При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: "Возьми, чадо, и съешь, – сказал он. – Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания". Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о преподобном Сергии: "Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа". С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.


Около 1328 года родители преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре.

Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, впоследствии митрополитом Московским).



Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и страхования бесовские, преподобный восходил от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили преподобного Сергия принять игуменство над обителью.

В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.


Слава о подвигах преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и преподобный вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого.


Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.



Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.



Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился преподобному Сергию со словами: "Мир тебе, духовный брат". В это время преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.


Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.


Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.




Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество преподобного Сергия исполнилось:

8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.



За ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.



Достигнув глубокой старости, преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении преподобный преставился к Богу 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: "Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную..."



 


Земной Ангел и небесный человек - преподобный Сергий Радонежский - никогда не жаловался даже на самые стесненные обстоятельства жизни и велик своим истинно христианским терпением. Нигде не отмечено, что преподобный был чем-то недоволен, раздражен или гневался, пытаясь только человеческими силами что-то поправить. Мы видим, что этот человек — необычайной святости, потому что плоды, которые принесла его жизнь, огромны. Он никого не уговаривал, никого ни в чем не убеждал, он просто жил и молился, и вокруг него стали спасаться люди.

Священник Сергий Комаров.



Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.


Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И преподобный Сергий в ней.


Вo время тяжких испытаний

(Под игом Русь тогда была)

Вблизи Ростова, по преданью,

Мария сына родила.


Дитя все с нетерпеньем ждали.

Как утешенья средь скорбей.

И вот младенцу имя дали

«Сын радости» – Варфоломей.


В семье боярина Кирилла,

Благочестивого отца.

Три сына, как известно, было.

Но средний умилял сердца.


Он был украшен воздержаньем.

Постился строго с ранних лет.

В молитве и благодеяньях

Проходит дней его расцвет.


Любил он бедную одежду,

Трудился для семейных нужд.

Был кроток, тих, во всем прилежен

И развлечений детских чужд.


Одно в нем близких огорчало:

Давалась грамота с трудом,

Но это тоже означало

Особый Промысел о нём.


Он старца дивного встречает,

Ему решается сказать.

Что более всего желает

Науку книжную понять.



Сергий Радонежский. Заступник Руси (2014)


Что за великая тайна сокрыта в этом человеке, который спустя века продолжает влиять на судьбы миллионов?

В нашем фильме мы расскажем, как простой отшельник стал одной из центральных фигур русской истории. И как сумел повернуть вспять колесо истории, благословив Дмитрия Донского на битву с Мамаем.

Узнаем, за что актера Андрея Мерзликина современный лаврский старец выгнал из храма. И почему это стало для него благословением Святого. Расскажем, как изменилась жизнь актера и режиссера Николая Бурляева после встречи с отцом Наумом из Троице-Сергиевой лавры.

Вместе с семьей Александры Родонич совершим паломничество в Гремячий ключ. И увидим, как, не боясь лютой зимы, бездетные пары окунаются в святой источник, и получают чудесную помощь Преподобного. На примере нынешних "лаврских старцев" увидим, как через своих учеников Сергий Радонежский является в наш мир сегодня.

И расскажем о чудесных явлениях Преподобного Сергия нашим современникам. А на основе их рассказов ученые из знаменитой лаборатории Герасимова создадут скульптурный портрет Сергия Радонежского, который мы увидим в конце фильма.

Мы совершим путешествие во времени, побывав в местах съемок знаменитого фильма "Светлый путь", которые проходили в переделанных под общежитие для ткачих храмах Троице-Сергиевой лавры.

Вместе с внуком Павла Флоренского впервые расскажем о мистических событиях и чудесах, которые сопровождали спасение главы Сергия Радонежского. А от лучших богословов России узнаем о феномене современного старчества. И покажем, что за 700 лет изменилось в отношении россиян к "святым отцам" и к традициям предков.


Режиссер: Ольга Кушаковская





18 июля - Обретение честных мощей Игумена земли Русской –

ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО в 1422 году.


Незадолго до начала строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы (1422-1423), спустя 30 лет после преставления, преподобный Сергий явился одному благочестивому мужу и повелел возвестить игумену и братии: «Вскую мя остависте толико время во гробе, землею покровена, воде утесняющей тело мое?». Приступая к созданию каменного храма преподобный Никон 5 июля 1422 года при копании рвов изнес из земли мощи святого. Необыкновенное благоухание разлилось, когда братия открыла гроб. Не только тело, но и одежды игумена земли Русской оказались нетленными, хотя с обеих сторон гроба стояла вода. Мощи на время были поставлены в деревянной Троицкой церкви (теперь на ее месте находится церковь Сошествия Святаго Духа).


Собор духовенства и ученики блаженного с великодержавными князьями приняли доброе решение заложить каменную церковь над гробом святого. Ближайший ученик святого Никон вместе с братией начал с помощью христолюбивых князей, имевших к святому веру, любовь и усердие, строить святой храм Единосущной Троицы в похвалу своему отцу. И он воздвиг прекрасную церковь, и покрыл ее дивными росписями, и наполнил украшениями.



Чудеса святого Сергия и роль Троицкой обители в истории Отечества


Всем приходящим с верою к мощам преподобного подаются не только духовные дары и благодатные исцеления. Святому также дана благодать защищать от врагов Русскую землю. Своими молитвами игумен Сергий был с воинством Димитрия Донского на Куликовом поле; он благословил на ратный подвиг своих постриженников – иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю; указал Иоанну Грозному место для сооружения крепости Свияжска и помогал в победе над Казанью. Во время польского нашествия авва явился во сне нижегородскому жителю Косме Минину, повелевая собирать казну и вооружать войско для освобождения Москвы и Русского государства.


К периоду Смутного времени и польского нашествия относится героическое «Троицкое сидение», когда многие иноки по благословению игумена Дионисия (память 12/25 мая) повторили ратный подвиг учеников Сергия Пересвета и Осляби. Полтора года (с 23 сентября 1608 года по 12 января 1610 года) поляки осаждали обитель, желая разграбить и разрушить ее, но по молитвам преподобного «со многим стыдом» бежали. В 1618 году к стенам монастыря приходил сам польский королевич Владислав, но, вынужден был подписать перемирие с Русским царством в селе Деулино, где позже был воздвигнут храм во имя преподобного Сергия.


В 1744 году обитель за заслуги перед родиной и верой стала именоваться Лаврой. В 1742 году в ее ограде учреждена духовная семинария, в 1814 году сюда была переведена Московская духовная академия.


Лавра и по сей день является одним из центров православной жизни России. Здесь совершаются деяния Поместных Соборов, имеет местопребывание Святейший Патриарх Московский и всея Руси, который носит на себе особенное благословение преподобного Сергия, являясь «Свято-Троицкой Сергиевой лавры священноархимандритом».


«Оборона Троице-Сергиевой лавры». Картина Сергея Милорадовича



6 сентября – память явления Пресвятой Богородицы

преподобному Сергию Радонежскому


Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий (1314–1392) читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею († 6 мая 1385): «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядет». Преподобный Сергий поспешил из келлии в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах». Сказав это, Божия Матерь стала невидима. Долго преподобный Сергий был в неизреченном восхищении, а, придя в себя, поднял преподобного Михея. «Скажи мне, отче, — спросил келейник, — что это было за чудесное видение? от ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!» Но преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой. «Погоди немного, — наконец промолвил он ученику, — пока успокоится дух мой от чудного видения». Через некоторое время преподобный Сергий призвал двух своих учеников, преподобных Исаакия и Симона, и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери. Остальную часть ночи преподобный Сергий провел без сна, внимая умом Божественному видению. Явление Божией Матери в келлии преподобного Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 г. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия. 5 июля 1422 года были обретены его святые мощи, и вскоре на гробе преподобного Сергия была поставлена икона явления Божией Матери. Икона чтилась как великая святыня. В 1446 г. великий князь Василий Васильевич (1425–1462) был захвачен в Троицком монастыре войсками князей Димитрия Шемяки и Иоанна Можайского. Он заперся в Троицком соборе, а когда услышал, что его ищут, взял икону явления Божией Матери и с ней встретил князя Иоанна в южных церковных дверях, говоря: «Брат, мы целовали Животворящий Крест и эту икону в этой церкви Живоначальной Троицы у этого же гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не мыслить и не желать никому от братии между собой никакого зла; а вот сейчас не знаю, что сбудется надо мной».


Троицкий инок Амвросий (середина ХV в.) воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву.


Царь Иоанн Грозный брал икону явления Божией Матери в казанский поход (1552). Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным (1571–1581; 1583–1593) на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку (14 августа). Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645–1676) брал ее в польский поход в 1657 г. В 1703 г. икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом ХII, а в 1812 г. митрополит Платон послал ее московскому ополчению. Икона участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время первой мировой войны была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 году.


Над гробом преподобного Михея была построена церковь и наименована при освящении 10 декабря 1734 г. в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами преподобному отцу Сергию Радонежскому. 27 сентября 1841 г. храм был возобновлен и освящен Московским митрополитом Филаретом († 19 ноября 1867 г.), который сказал: «Благодатию Всесвятого и Всеосвящающего Духа совершилось ныне обновление этого храма, созданного прежде нас в честь и память явления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы преподобному и Богоносному отцу нашему Сергию, чему очевидным свидетелем был и преподобный Михей, во благоухании святыни здесь почивающий. Праведно было память этого благодатного события почтить освященным храмом, хотя, впрочем, вся обитель эта есть памятник этого чудного посещения. Потому что вся судьба ее в продолжении веков есть исполнение обетования Небесной Посетительницы: «Неотступна буду от этого места». В память посещения Божией Матери в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице, а особая служба в честь явления Божией Матери совершается в обители 24 августа, на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.


Тропарь в честь явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому

глас 4

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,/ не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.


Перевод: К Богородице ныне усердно прибегнем мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем в покаянии взывая из глубины души: «Владычица, помоги, над нами сжалившись поспеши, мы погибаем от множества согрешений! Не отпусти Твоих рабов ни с чем: ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!»


Кондак в честь явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому

глас 1

Исто́чник исцеле́ний и ве́ры Правосла́вныя утвержде́ние/ посеще́ние Твое́, Богоро́дице, яви́ся,/ те́мже и нас, к Тебе́ притека́ющих,/ от бед и искуше́ний свободи́,/ Ла́вру сию́ невреди́му сохрани́,/ Правосла́вие во о́крест живу́щих утверди́/ и грехи́ разреши́ моли́твенник Твои́х,// ели́ка бо хо́щеши, мо́жеши.


Перевод: Источником исцелений и веры Православной укреплением посещение Твое, Богородица, стало, потому и нас, к Тебе прибегающих, от бед и искушений освободи, Лавру эту невредимой сохрани, Православие в окружающих утверди и грехи отпусти всем молящимся Тебе, потому что все, что Ты хочешь, можешь.





Живите чисто, как нам Бог заповедал. Храните мир между собой и всё прощайте друг другу, как дети одного Отца.

Я же за всех вас буду молиться, и всем, кто будет просить меня с верой, приду на помощь.


Преподобный Сергий Радонежский





Вся Россия, Твоя обитель,

Помолись за неё, и спаси!

Земли Русской, ангел-хранитель

И Игумен всея Руси.

По Твоей, неустанной молитве

Одержали победу Донскую.

В Куликовском сражении, битве,

Наши предки, в годину лихую.


Над веками, зарёй необъятной

Лавры Божьей, небесный покров.

Святой Троицы, свет благодатный

Дарит веру, надежду, любовь.

Словно солнце, сияют Отечеству

Добродетели Русской земли.

В них истоки, Живое начало,

Символ веры и мудрость любви.


Здесь в молитве, за Русь и Отечество

Преподобный молился и жил.

Во Христе и смирении вечном

Святой Троице верой служил.

За всю Русь и Святую обитель

Он у Бога, защиты просил.

Земли Русской, ангел-хранитель

И Игумен всея Руси.


Избран Богом, ещё до рождения,*

Благочестия, веры родник.

Земли Русской – ковчег и спасение,

Подвиг духа и святости лик.


Причастился огня неопально,

Освященьем чудесных даров.

Над обителью, звоном хрустальным

Свился в Чаше небесный покров.


Птиц небесных, духовным светом

Ночь сияет, светлее дня.

Станет Промысел Божий ответом,

Возрожденьем Святого огня.

Богородицы свет поднебесный

Благодатью обитель хранит.

Ярче солнца, в сиянье чудесном

Благодатным покровом парит.


Простирает зарёй необъятной,

Над веками, над Русью покров.

Святой Троицы, свет благодатный

Добродетелью вечной, любовь.

Дух смиренья единством венчают

Над обителью Троицы лики.

Здесь истоки, Живое начало –

Православия, веры великой!


Воссияет Божественным светом

Над Россией пламя веков.

Благодатью, державным рассветом

Станет вера, надежда, любовь.

Вся Россия, Твоя обитель,

Помолись за неё, и спаси!

Земли Русской, ангел-хранитель

И Игумен всея Руси.





Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, смирением украшать себя, единомыслие друг с другом хранить, ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения.

Преподобный Сергий Радонежский.



12 ДУХОВНЫХ НАСТАВЛЕНИЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО.


Преобразователь монашества на Руси не оставил после себя письменного наследия. Известно лишь о том, что он не любил длинных речей, говорил кратко, иногда притчами. Его любимым словом, было слово «дерзайте», а заповедью — «глазами сердца смотри».


 Подборка его духовных наставлений и заветов, сохранившихся в сказаниях и в церковном предании:


1. «Имея пищу и одежду, тем довольны будем...».

***

2. «А ни о чем бесполезном, не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от Него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим».

***

3. «Без испытаний и бед не проходит жизнь человеческая и не бывает спасения души. Испытания посылаются за грехи в назидание, их надо мужественно и терпеливо переживать».

***

4. «...Смирением украшать себя, единомыслие друг с другом хранить, ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения».

***

5. «Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню».

***

6. «От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете».

***

7. «Основанием всякого доброго дела, всякого доброго намерения, по учению слова Божия, должна быть вера; без веры угодить Богу невозможно. Но вера православная, основанная на учении апостолов и отцов, чуждая высокомудрствования, которое часто ведет к маловерию и неверию и сбивает с пути спасения».

***

8. «Любовью и единением спасемся».

***

9. «Кто хочет быть меж нами первым, да будет всем слугой».

***

10. «Приемлю Вас, но да будет известно каждому, что если пришли работать Богу и хотите здесь со мной безмолвствовать, то уготовайте себе претерпеть беды и печали, нужды и недостаток, ибо многими скорбями подобает нам войти в Царство Небесное».

***

11. «Как же мы не страшимся отбирать чужое, обижать ближнего и творить всякое зло. Разве мы не видим, что творящие неправду становятся неимущими, дома их пустеют, и память о них исчезает навсегда. И в будущем веке их ждет мучение бесконечное».

***

12. «Внимайте себе, братия, всех молю, прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную; к сим же и страннолюбие и смирение с покорением, пост и молитву. Пища и питие в меру; чести и славы не любите, паче же всего бойтеся и поминайте час смертный и Второе пришествие».



Житие преподобного Сергия Радонежского рассказывает детям митрополит Волоколамский Илларион (Алфеев).



О чем молиться святому Сергию?


Преподобный Сергий Радонежский – один из самых прославленных русских святых.

Основатель Троице-Сергиевой Лавры, учитель и наставник многих десятков русских святых.

Преподобный стал поистине игуменом и заступником всей Русской Земли, образцом кротости и смирения для монахов и мирян.

Преподобному Сергию молятся о помощи в учении, в иноческом делании, о преодолении страстей, особенно гордыни, о возрастании веры, о сохранении Отечества от нашествия иноплеменных.




Тропарь

глас 4:

И́же доброде́телей подви́жник, я́ко и́стинный во́ин Христа́ Бо́га, на стра́сти вельми́ подвиза́лся еси́ в жи́зни вре́менней, в пе́ниих, бде́ниих же и поще́ниих о́браз быв твои́м ученико́м; те́мже и всели́ся в тя Пресвяты́й Дух, Его́же де́йствием све́тло укра́шен еси́. Но я́ко име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, помина́й ста́до, е́же собра́л еси́, му́дре, и не забу́ди, я́коже обеща́лся еси́, посеща́я чад твои́х, Се́ргие преподо́бне, о́тче наш.


Кондак,

глас 8:

Христо́вою любо́вию уязви́вся, преподо́бне, и Тому́ невозвра́тным жела́нием после́довав, вся́кое наслажде́ние плотско́е возненави́дел еси́, и я́ко со́лнце Отече́ству твоему́ возсия́л еси́; тем и Христо́с да́ром чуде́с обогати́ тя. Помина́й нас чту́щих пресве́тлую па́мять твою́, да зове́м ти: ра́дуйся, Се́ргие Богому́дре.


Молитва:


О свяще́нная главо́, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Се́ргие, моли́твою твое́ю, и ве́рою и любо́вию, я́же к Бо́гу, и чистото́ю се́рдца, еще́ на земли́ во оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы ду́шу твою́ устро́ивый, и а́нгельскаго обще́ния и Пресвяты́я Богоро́дицы посеще́ния сподо́бивыйся, и дар чудоде́йственныя благода́ти прие́мый, по отше́ствии же твое́м от земны́х наипа́че к Бо́гу прибли́живыйся, и Небе́сныя си́лы приобщи́выйся, но и от нас ду́хом любве́ своея́ не отступи́вый, и честны́я твоя́ мо́щи, я́ко сосу́д благода́ти по́лный и преизлива́ющийся, нам оста́вивый! Ве́лия име́я дерзнове́ние ко Всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ рабы́ Его́, су́щей в тебе́ благода́ти Его́ ве́рующия и к тебе́ с любо́вию притека́ющия. Испроси́ нам от великодарови́таго Бо́га на́шего вся́кий дар, всем и коему́ждо благопотре́бен, ве́ры непоро́чны соблюде́ние, градо́в на́ших утвержде́ние, ми́ра умире́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, от наше́ствия иноплеме́нных сохране́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, па́дшим возставле́ние, заблу́дшим на путь и́стины и спасе́ния возвраще́ние, подвиза́ющимся укрепле́ние, благоде́лающим в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, младе́нцем воспита́ние, ю́ным наставле́ние, неве́дущим вразумле́ние, сирота́м и вдови́цам заступле́ние, отходя́щим от сего́ вре́менного жития́ к ве́чному благо́е уготовле́ние и напу́тствие, отше́дшим блаже́нное упокое́ние, и вся ны споспешеству́ющими твои́ми моли́твами сподо́би в день Стра́шнаго суда́ шу́ия ча́сти изба́витися, десны́я же страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный о́ный глас Влады́ки Христа́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра. Ами́нь.


Величание:


Ублажаем тя, преподобне отче наш Сергие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.





Святой считается покровителем всех обучающихся, и именно у него просят помощи и поддержки во время освоения профессии, сдачи экзаменов.

Православные молитвы можно читать не только в церкви, но и дома.



Молитва Сергию Радонежскому о помощи в учебе

«Преподобный Сергий Радонежский, взываю к тебе со смирением. Помоги освоить знания и сдать экзамены, разобраться с науками сложными. Дай мне память хорошую и желание завершить учебу. Не позволь вступить на путь, ведущий в тупик, огради от заблуждений, злобы и корысти. Аминь».


Молитва о помощи в работе

Попросить поддержки у преподобного Сергия может каждый, кто сталкивается с трудностями в профессии. Молитвы, вознесенные 18 июля, не останутся без ответа.

«Отче Сергий Радонежский, помолись Господу нашему Всемогущему за раба его преданного (имя). Даруй мне смелость и смекалку, награди умом ясным и дай возможность отличиться в профессии своей. Огради меня от недоброжелателей и завистников, не дай остаться без средств к существованию и не позволь свернуть с дороги, ведущей к благополучной жизни. Аминь».


Молитва об исцелении

В день праздника каждый сможет попросить у святого Сергия Радонежского исцеления от недугов.

«Преподобный отче Сергий Радонежский! Взываю к тебе о помощи. Исцели недуги мои и не позволь болезни сгубить меня. Молю тебя о спасении, о жизни благополучной и здравии. Не оставь и близких моих без внимания, помоги им преодолеть недуги и справиться с болезнями. Аминь».


Молитва святому о благополучии

Попросить святого можно о благополучной жизни, чтобы преодолеть препятствия на пути и достичь поставленных целей.


«Отче Сергий, со смирением обращается к тебе раб Божий (имя). Не оставь меня в трудную минуту, пошли мне благословение свое и не дай завистникам испортить жизнь мою. Освободи путь к счастью и накажи по заслугам тех, кто злобу ко мне питает. Аминь».


Молитва о помощи в трудной ситуации

В трудную минуту верующие возносят молитвы Сергию Радонежскому, чтобы преодолеть проблемы и найти выход из сложных обстоятельств.

«Отче Сергий, не оставь меня, раба Божьего (имя), одного в минуту трудную. Огради от зла любого и даруй свое благословение на труд праведный. Убереги жизнь мою и душу мою от происков дьявольских, помоги не свернуть с пути, к счастью и благополучию ведущего. Аминь».

Молитвы святому Сергию Радонежскому возносят не только в дни почитания, но и в любое время, когда требуется поддержка Свыше. Православные верующие почитают преподобного Сергия за помощь, которую он продолжает оказывать и поныне.



Акафист преподобному Сергию Радонежскому


Чудесная помощь Сергия Радонежского


Житие преподобного Сергия Радонежского в пересказе для детей



Тихий свет на Маковце-горе

Над обителью, что радуга, цветет:

Это инок Сергий на заре

Троице молитву воздает.

Инок встанет, принесет воды, —

И за все нехитрые труды

Благодарность Богу вознесёт.



Затеплит лампады у икон,

Вспомнит тех, кто страждет и гоним.

По утрам над храмом перезвон:

Ангел Литургию служит с ним!

А случится — вдруг заглянет зверь

Из лесу, свирепый и большой, —

Отворит медведю инок дверь,

Хлеб разделит, напоит водой.

Инок Сергий тих и молчалив,

Но по всей Руси идет молва:

Чудотворен свет его молитв,

Сила благодатная в словах!

Тихий свет на Маковце-горе

Радугой цветет над всей землёй:

Это инок Сергий на заре

Молится с небес о нас с тобой!

«Отче наш! Молению внемли!

Дух Святой, очисти и спаси!

Сыне Божий! В этот грозный час

Не остави каждого из нас!»


Ирина Языкова

"Труды преподобного Сергия", художник Михаил Васильевич Нестеров



МОЩИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО


В Троицком соборе находится рака преподобного Сергия с его святыми мощами.


Мощи преподобного Сергия (ум. 1392) были обретены 5 июля 1422 г. при преподобном игумене Никоне. В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия.


В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Митрополит Филарет писал об этом в «Житии Преподобного Сергия»: «По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свой крест и свою смерть». Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней.


Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.



Как добраться до Троице-Сергиевой Лавры



1. Электричкой с Ярославского вокзала (ст. метро «Комсомольская») до ст. Сергиев Посад или электропоездами до ст. Александров или Балакирево, которые также останавливаются в Сергиевом Посаде.

Время в пути - полтора часа. Расписание смотрите здесь.


2. Автобусом №388 от метро «ВДНХ» до г. Сергиев Посад. Автобусы отправляются с интервалом 10-15 минут. Время в пути без пробок час с небольшим.  Расписание смотрите здесь.


3. Личным автотранспортом. Ярославское шоссе (трасса М8). На 46 километре поворот на г. Сергиев Посад. Центральная улица - Проспект Красной Армии – приведет вас к Лавре.


Круглосуточные парковки на проспекте Красной Армии

4. Парковки.

На проспекте Красной Армии, напротив Вечного огня открылись 3 автомобильные парковки. Некоторое время они находились на ремонте и были недоступны. После обновления покрытия, замены всех инженерных сетей и ограждения стоянки готовы к работе. Территория круглосуточно охраняется и находится под видеонаблюдением, работает шлагбаум.


Парковки расположены на проспекте Красной Армии по направлению движения к центру города. Въезд на первую из трех стоянок расположен сразу за домом 91а. График работы — круглосуточный. Одни сутки парковки для легкового автомобиля составляют сумму пожертвования в 200 рублей; для грузового авто или автобуса — 500 рублей.


Стоянка 1 напротив Вечного огня (ближняя к Москве) - 8-963-772-26-63.

Стоянка 3 напротив Вечного огня (средняя) - 8-963-772-34-16


АДРЕС ЛАВРЫ    141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.


Монастырская проходная: тел.+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно).  

Канцелярия Лавры: тел. +7 (496) 540-59-42, тел./факс +7 (496) 547-70-35 (с 08.00 до 17.00 мск. времени),  

электронная почта канцелярии (для официальной переписки, вопросам аккредитации): office@lavra.ru.  

Отдел кадров: тел. + 7 (496) 541-55-96 (с 08.00 до 17.00 мск. времени).

 Сайт лавры: http://stsl.ru/




Роль преподобного Сергия Радонежского в духовной жизни Русской земли


О роли прп. Сергия в истории русской государственности сказано очень много в предшествующую знаменательную дату – 500-летие его кончины (25 сентября 1392 г.). Трудно дать новую характеристику значению преп. Сергия в духовно-нравственной жизни Руси после знаменитой речи В. О. Ключевского, произнесенной им в Московской духовной академии во время празднования такой же юбилейной даты столетием ранее. Однако осталась одна черта, или область, духовной и мистической жизни преподобного, которая не раскрывалась, а лишь называлась в жизнеописаниях. Привлечь к ней внимание и указать ее значение в духовной жизни Русской земли я и ставлю своей задачей.

Троекратный крик младенца, еще находившегося во чреве матери, во время Херувимской песни, разговор отрока Варфоломея с встреченным им в лесу старцем и слова последнего, обращенные к родителям Варфоломея, традиционно истолковываются как пророчества о создании Сергием обители в честь Святой Троицы, о роли его в духовном возрождении Руси, находившейся в унынии и «нравственном оцепенении». Напомним слова старца: «Господь даровал благословенное детище, которое ради добродетельного жития будет великим пред Богом и людьми человеком». Дивный старец был ангелом, он дал Варфоломею частицу просфоры как дар овладения грамотой, постижения Святого Писания, благодати Божией и богоизбранности.

Для того чтобы спасти Русь, должна была явиться некая «Присноблаженная Троица». В начале 1340-х г.совершилось три знаменательных события: из московского Богоявленского монастыря был вызван 40-летний инок Алексей; тогда же 20-летний искатель пустыни, будущий преподобный Сергий, в дремучем лесу поставил маленькую деревянную келию с церковью; а в Устюге у бедного соборного причетника родился сын Стефан, будущий просветитель пермской земли. Все они послужили духовному возрождению Руси.

Исключительную роль в духовном возрождении Руси сыграл именно преп.Сергий Радонежский. Он не оставил никаких письменных поручений, даже в устной традиции предание не сохранило его речей. Однако он учил своим примером, примером великих монашеских подвигов в глубоком уединении своей лесной келии.

Мы знаем из жития, составленного Епифанием Премудрым, о непрестанной молитве, посте, смирении преподобного, долгое время отказывавшегося принять на себя игуменство над теми 12-ю иноками, которые поселились около его келии и желали отдать себя ему в послушание. С благословения Патриарха Константинопольского Филофея и митрополита Московского Алексея преп. Сергий основал общежительный монастырь нестяжателей. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до нашего времени вещи преподобного и характеристика, данная обители крестьянином, посетившим игумена-подвижника: «Все худости, все нищетно, все сиротинско».

В общежительном монастыре игумен работает «как раб купленный», заботясь о пропитании братии, быте монастыря, его строительстве, а главное, неуклонно руководя духовной жизнью каждого монаха.

Ряд фактов позволяет оценить историческое значение государственной деятельности Сергия Радонежского. Прежде всего речь должна идти о главном его «деянии» – победе на Куликовском поле. Он благословил Димитрия Донского на битву, дал ему двух опытных воинов – Пересвета и Ослябю – и на протяжении всего хода битвы не переставал молиться о победе, поминая убитых воинов, чьи отходящие души, как повествует житие, он видел «духовными очами». Миротворческая деятельность преп. Сергия Радонежского также имела большое государственное значение. «Тихими и кроткими речами», «благоуветливыми глаголами» ему удалось убедить, по выражению В. О. Ключевского, «самого упрямого русского человека XIV в.» – Олега, князя Рязанского, и отговорить «суровейшего Рязанца» от войны с Москвой.

Другим реальным результатом его деятельности является увеличение в это время монастырского строительства. Создание ряда монастырей, куда в качестве строителей, игуменов, духовных наставников были направлены ученики преподобного, говорит о том, сколь большое значение придавал Сергий Радонежский роли иночества в самом процессе духовного возрождения Руси.

Именно духовный опыт служения Святой Троице, полнота его личного богообщения, так поразившая современников во время совместной молитвы, позволяет говорить о существовании почти не раскрытой для нас стороны его духовной жизни, которая собственно и позволила ему осуществить духовное возрождение русских людей.

Как повествует житие, когда преподобный совершал Божественную Евхаристию, огонь покрывал Престол. Когда же Пресуществление Даров совершилось, огонь «свился», наполнил Чашу, и этим Божественным огнем причастился преподобный.

Икона «Святая Троица», написанная преп.Андреем Рублевым «в похвалу Сергию Радонежскому», позволяет сделать ряд предположений о сущности учения преподобного Сергия Радонежского, о том, что же собственно послужило духовному возрождению Руси его времени, что продолжало одушевлять его последователей. Речь идет об учении преподобного Сергия о деяниях трех Лиц Святой Троицы для спасения человека.

По-видимому, особая роль преп. Сергия в служении Пресвятой Троице заключается в стяжении благодати Святого Духа как раскрытии основной цели человеческой жизни. Это учение и определило духовное возрождение Руси XIV в. Вера и надежда на жизнь вечную, содержащиеся в этой цели, должны были оживотворить дух русских людей, указать им на необходимость жертвенного спасения родной земли. Отсюда – и Куликовская победа.

Искупительная жертва, явившаяся актом любви человечеству, учила жертвенной любви друг к другу, необходимой в условиях татаро-монгольского завоевания. Но основным путем духовного восхождения по лествице оставалось самоочищение и борьба со страстями. Всему этому учил личный пример и повседневный опыт руководства своими иноками преподобного.

Преп. Сергий – первый русский святой, удостоившийся не только видения Богоматери, но и эпитета «любимиче мой».

Значительность и неповторимость роли Сергия Радонежского в духовной жизни древней Руси нашла свое отражение прежде всего в исторических событиях: молитвенный подвиг вдохновил на ратный подвиг Димитрия Донского и всех русских воинов, сражавшихся и одержавших победу на Куликовском поле.

Окружавшие преп. Сергия Радонежского близкие ему по духу люди, которых современники определяли тремя категориями близости, позволили распространить на весьма значительное пространство (включая Заволжье, русский Север) духовное воздействие личности Сергия Радонежского. И оно было не кратковременным, поскольку выстроенные его ближайшими сподвижниками монастыри, в свою очередь, превратились в очаги интенсивной духовной жизни, а идеалы преподобного воплотились как в формах, так и в росписях монастырских храмов.

Эпоху преп. Сергия отличает исключительный подъем русской художественной культуры, отдельные памятники которой, а может быть, и вся их совокупность должны быть вновь оценены в непосредственной связи с ее содержанием.

Примечательна (и требует своего осмысления в исторической перспективе) идея избранности Русской земли в качестве хранительницы ценностей собственно духовной жизни, идея особого покровительства со стороны Божией Матери.

Личность Сергия Радонежского, его роль в возрождении Руси, «поверженной духовно» татаро-монгольским нашествием, будут малопонятны, если мера национального бедствия будет смягчена или неправильно оценена. Главное же, что является первоочередным, – это оценка и понимание исключительности облика преподобного и достигнутого им духовного величия. Именно в этом величии при полноте смирения – подлинное значение исторического прошлого Русской земли.

О. И. Подобедова

Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. СПб., 1998.



Сергий Радонежский . Спасение реликвии


Сергий Радонежский - самый почитаемый русский святой. К его мощам, которые хранятся в Троице-Сергиевой лавре и сегодня приходят поклониться тысячи православных паломников. Но, мало кто знает, что в 1919 г. эта реликвия могла бы просто исчезнуть. Ее спасли с риском для жизни герои нашего фильма. Зрители узнают, как была спрятана и сохранена Глава прп. Сергия. Какие события и чудеса сопровождали эту историю, прежде чем святыня вернулась в Лавру.

Прижизненного портрета Сергия не сохранилось, но с помощью учёных-антропологов ,смогли восстановить его облик.




Интерессные страницы:

9   октября – Апостол Любви и Богословия (апостол и евангелист Иоанна Богослов)

14 октября  - Покров Пресвятой Богородицы

18 июля - Преподобномученица великая княгиня Елизавета и инокиня Варвара.

21 июля - Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579г.)