Казанская икона Божией Матери

Икона Божией Матери, именуемая "Казанская" – одна из самых чтимых в России. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. Православные христиане с почитанием относятся к иконе Божьей матери. Это объясняется многочисленными чудесами, которые связаны с чудотворной иконой. В честь казанской иконы построены одноименные храмы и церкви.

Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году – 21 июля (8 июля по старому стилю) – в память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани ‑ и 4 ноября (22 октября по старому стилю), в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 г.


21(8) июля - Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579г.)

История

Обретение святыни.

Поход "за Казань"

Освобождение Москвы в Смутное время.

Полтавская битва.

Отечественная война.

Утрата и списки.

Оригинал Казанской иконы

Наше время. Возвращение Казанской иконы Божией Матери.

04 ноября (22 октября)  - Празднование Пресвятой Богородице,  честь ее иконы, именуемой "Казанская"

Патриарх Ермоген и Казанская икона.

Мультфильм "Встреча" о Казанской иконе Божией Матери

О чем просят в молитвах Богородицу перед святою ее иконою "Казанская"

 Молитвы и акафист Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской»

Чудо по молитвам к Казанской иконе Божией Матери

Где находится икона Казанской Божьей Матери

Московские списки Казанской иконы Божией Матери

Петербуржский список Казанской иконы Божией Матери

Другие известные списки Казанской иконы Богоматери

Народный календарь





21(8) июля - Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579г.)


В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери 8 июля, в честь её обретения. Небольшая икона, обретенная девочкой на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Много раз "Матушка Казанская" указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.


История

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики – святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияла своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом († 1567; память 6 ноября).


Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.


Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.


28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.


Обретение святыни.

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.


Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.


В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский († 1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих.

Рукопись «Повести» – автограф Святейшего Патриарха Ермогена – целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.


Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница.

Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.


Поход "за Казань"

В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход "за Казань" (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского (+1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, "встречь солнца" многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.


Освобождение Москвы в Смутное время.

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и "воровских людей" старались затопить Русь в начале XVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал "Смутным временем", Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия - священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор "Сказания" о ней и Службы ей.


В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: "Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем". Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.


Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой данный митрополитом Казанским Ефремом список с Казанской чудотворной иконы, который в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия. Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.


В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Арсений Элассонский. Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел преподобного Сергия Радонежского, который сказал: "Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена".


Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня - Кремль.


Так-как перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед списком Казанской иконы Божией Матери, освобождение столицы от поляков было приписано заступлению Божьей Матери "ради Казанской иконы Ее". В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.


По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.


В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.



Полтавская битва.

В 1709 году перед Полтавской битвой царь Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери из села Каплуновки. В 1721 году царь Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Санкт-Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.


Отечественная война.

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.


Утрата и списки.

С момента своего явления и вплоть до начала ХХ века "оригинал" иконы постоянно находился в Богородицком женском монастыре Казани, то есть на месте своего чудесного явления.


Но в 1904 г. Россию потрясло известие о похищении святыни. Святотатственное событие произошло в ночь с 28 на 29 июня 1904 г.


К явленной иконе имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная, – в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На нее надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, яхонтами и др. драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством других украшений и драгоценных камней. А в 1767 году императрица Екатерина II приложила к иконе еще и бриллиантовую корону. Видимо именно из-за такого обилия драгоценностей явленная Казанская икона была похищена из Казанского девичьего монастыря шайкой 28-летнего Варфоломея Стояна. Воры вскоре были пойманы, и в ноябре 1904 года в Казани состоялся судебный процесс. Однако, что стало с чудотворной иконой, в ходе следствия окончательно выяснить не удалось. На суде было высказано мнение, что икона была сожжена, так как на квартире Стояна в печи были найдены обгоревшие остатки икон. Мать сожительницы Стояна Кучеровой, показала на суде, что обе иконы были порублены и сожжены Стояном. Сам же Стоян отрицал участие и в краже, и в уничтожении иконы, сознаваясь лишь в покупке краденых драгоценностей. Стоян и его подельник Комов были приговорены к лишению всех прав, имущества и к ссылке на каторжные работы на 12 и 10 лет соответственно.


Потеря первоначального образа не умаляет благодатной силы всего множества списков с Казанской иконы, через которые Пресвятая Богородица помогает нам Своим ходатайством перед Своим Сыном по плоти, а по ипостаси Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом.


Похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудовтворцев.


Оригинал Казанской иконы

Слово «оригинал» условное при разговоре об иконах. Любое освященное изображение Казанской иконы — это святыня, перед которой можно молиться. Пресвятая Богородица слышит молитвы человека вне зависимости от того, перед какой иконой они произносится.

Традиционно под «оригиналом Казанской иконы» понимают образ, который явился в 1579 году девочке Матроне и был утрачен в начале ХХ века.


Наше время. Возвращение Казанской иконы Божией Матери.

 В 2004 году из Ватикана поступило предложение о встрече Папы Римского Иоанна-Павла II со Святейшим Патриархом Алексием II. Предлогом стало нахождение при папском дворе с 1993 года образа Пресвятой Богородицы неизвестного происхождения. После разбора ситуации искусствоведы пришли к выводу, что эта икона является одним из списков Казанского образа.


И хотя встреча патриарха и Папы так и не состоялась, в августе 2004 года икона была доставлена в Москву католической делегацией, которую возглавлял кардинал Вальтер Каспер. 28 августа она была передана патриарху Алексию II в Успенском соборе Московского Кремля. Было принято решение перенести образ в Казань, а до того времени он хранился в резиденции патриарха.


В июле 2005 года, находясь с архипастырским визитом в Казани, патриарх Алексий II совершил Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля. По окончании богослужения Казанской епархии был передан принесенный из Ватикана Казанский образ Божией Матери. Икону поместили туда, где некогда пребывал оригинал, – в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря. Таким образом, можно сказать, произошло второе обретение образа Матери Божией в Казани.




04 ноября (22 октября)  - Празднование Пресвятой Богородице,

в честь ее иконы, именуемой "Казанская"


Празднование иконы Богоматери Казанской установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Та эпоха вошла в историю под названием Смутное время. На рубеже шестнадцатого и семнадцатого веков трагически совпали все обстоятельства. Природные катаклизмы вызвали сильные неурожаи и голод, прервалась царская династия Рюриковичей, разразился кризис в государственном управлении и экономике. В результате часть страны вместе со столицей была захвачена интервентами. По призыву святейшего патриарха Ермогена русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.

Святитель Димитрий Ростовский в "Слове на день явления иконы Божией Матери в Казани" говорил: "Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, но которыя грешныя? Ты я, иже возвращаются к Отцу Небесному яко блудный сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь, плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет".


Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.






Веруйте от всего сердца, от всей души, что Царица Небесная никогда нас не покинет, никогда нас не забудет.

Она всегда с нами – и в горе, и в радости; когда рождаемся и когда умираем; и здесь, на земле, и там, на небе.

И для всех Она одинакова в любви и милости Своей – и для праведников, и для грешников, и теперь, и всегда, до скончания века.

Ибо Она – наша Мать, неизменная, любящая и спасающая.

Схиархимандрит Кирилл (Павлов)




Патриарх Ермоген и Казанская икона.


В правлении последнего Монарха

Деяний славных всех не перечесть!..

Прославили в святых и Патриарха,

Который спас России нашей честь


Великое России обновленье

Свершилось сотню лет тому назад!..

Кто знал, что Ермогена прославленье

Услышать надо было как набат! -


Ведь мы Россию скоро потеряли...

Взнуздали Русь чужие удила...

Русь без Царя, как Патриарх в подвале,

Почти столетье связанной была...


А нынче - новые грехи возами...

Живем - а на своей ли мы земле?..

...Он был простым священником в Казани.

Когда на пепелище и в золе


Явилась чудотворная икона!

Он первым подержал её в руках.

И девочке по имени Матрона

Благодаря иконе жить в веках.


Молился пред иконою Казанской:

-Не басурманской будет Русь, не ханской -

Да воссияет свет Святой Руси!

Спаси нас, Богородице, спаси!..


Мы боль души иконой той утешим...

А Ермогена крест был непростым -

Стать Патриархом на Руси Святейшим

И через подвиг жертвенный - святым.


Лжедмитриями стали государи.

В кормушку торопясь скорей залезть,

Потомственные русские бояре

За власти клок навек теряли честь.


И воцарилась на Руси измена!

В Кремле поляки... Как такому быть?!

И только Патриарха Ермогена

Измена не сумела изменить.


С бандитской властью, что ли, лобызаться?

Предателей с победой поздравлять?

В угоду им весёленьким казаться?

Позор Святой Руси благословлять?!


Молился пред иконою Казанской:

- Не попусти, Господь, войны гражданской,

Но нечисти не править на Руси!

Спаси нас, Богородице, спаси!..


Уж лучше смерть, чем совести измена!

Но власть таких найдёт из-под земли:

Пусть даже Патриарх - на Ермогена

За "несмиренье" дело завели.






Его толпой захватчики судили,

И хор бояр им дружно подпевал.

Нет, не убили, но приговорили

Загнать для покаяния в подвал.


Как нынче говорят - "нетолерантен"

Поскольку паству к миру не призвал.

А будь хоть трижды ты не бесталантен,

Нелиберален - стало быть в подвал.


Его морили голодом в подвале,

Сулили всё, что можно посулить,

К сотрудничеству льстиво призывали

И за отказ старались насолить.


Но Патриарх - он Верой-Правдой стойкий.

Стал кафедрой ему сырой подвал! -

Писал, как мы сказали бы, листовки,

На бой за Русь Святую призывал.


Был Патриарх замучен в заточенье...

Зато его мольбе не умирать -

И поднялось в народе ополченье,

Поистине Руси Святая Рать.


…Уже четыре века скоро минет,

Но в памяти России не умрёт,

Как князь Пожарский и отважный Минин

На подвиг с верой подняли народ.


Молились пред иконою Казанской:

- Ни папскою не будет Русь, ни панской! -

Да воссияет свет Святой Руси!

Спаси нас, Богородице, спаси!..


...Мы всякие правления знавали,

Но чтобы жить по совести - не ах.

И Правда наша до сих пор в подвале,

Как с голоду почивший Патриарх.


Ведь вновь у нас Россия страждет люто!

И смысла здравого распалась нить.

И новая предательская смута

Саму Россию жаждет отменить.


Как предали Державного Монарха -

За игом иго нагнетает страх...

Пусть слёзы Мученика-Патриарха

Набатом в наших прозвучат сердцах!


Ведь надобно вытаскивать из ада

Россию, начиная от Кремля!..

Какую только силу веры надо,

Чтоб ожила родимая земля?!


Мы вновь перед иконою Казанской...

- Нет, ни германской, ни американской

И ни китайской не бывать Руси!

Спаси нас, Богородице, спаси!..."


Протоиерей Андрей Логвинов, 2005, 2011




Мультфильм "Встреча" о Казанской иконе Божией Матери




О чем просят в молитвах Богородицу перед святою ее иконою "Казанская"

*Об излечении любых телесных болезней, в особенности просят помощи в лечении болезней глаз. В исторических документах существуют многочисленные свидетельства о случаях исцеления слепоты у тех, кто молился у этой чудотворной иконы.

*О духовном прозрении, в том числе о поиске правильного пути в жизни, о помощи в выборе верного решения в сложной ситуации.

*О мире и согласии в семье. Она помогает семейным парам наладить их отношения, внести в них гармонию и благополучие.

*О поддержке в тяжелых жизненных ситуациях, когда не хватает сил для борьбы с невзгодами.

*О решении сложной ситуации на работе, при конфликтах с коллегами и начальством.

*О помощи тем, кто служит в армии, или иным способом защищает Родину от нападений врагов, пусть это даже и не военные, а политические или словесные нападки.

*К ней обращаются и в радости: Казанской иконой благословляют молодых на вступление в брак.



Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской»

глас 4:

Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю/ и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя,/ избавле́ния всех зол,/ всем поле́зная да́руй,/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во:// Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.


Перевод: Заступница усердная, Матерь Господа Всевышнего, за всех молишь Ты Сына Твоего, Христа Бога нашего, и содействуешь спасению всех, под мощный Твой покров прибегающих. Всех нас защити, о Госпожа, Царица и Владычица, пребывающих в напастях, и скорбях, и болезнях, обремененных грехами многими, предстоящих и молящихся Тебе с умиленною душою и сокрушеннымсердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и имеющих твердую надежду в Тебе на избавление от всех зол. Всем полезное даруй и всех спаси, Богородица Дева, ибо Ты – Божественный покров рабам Твоим.


Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской»

глас 8:

Притеце́м, лю́дие, к ти́хому сему́ и до́брому приста́нищу,/ ско́рой Помо́щнице, гото́вому и те́плому спасе́нию, покро́ву Де́вы,/ ускори́м на моли́тву и потщи́мся на покая́ние:/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пречи́стая Богоро́дица,/ предваря́ет на по́мощь, и избавля́ет от вели́ких бед и зол// благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́.


Перевод: Прибегнем, люди, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; поспешим на молитву и подвигнемся на покаяние: ибо источает нам неоскудевающие милости Пречистая Богородица, спешит на помощь и избавляет от великих бед и зол благочестивых и богобоязненных рабов Своих.


Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской».


Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ от него́же истека́ет благода́тная по́мощь// всем, с ве́рою притека́ющим к нему́.



 Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской»



О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию пред честно́ю ико́ною Твое́ю припа́дающе, мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́, умоли́, Милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь же Свою́ святу́ю непоколеби́му да соблюде́т и от неве́рия, ересе́й и раско́ла да изба́вит. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви же и всех с ве́рою Тебе́ моля́щихся от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, боле́зней, бед и от внеза́пныя сме́рти; да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ния се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ния грехо́вныя жи́зни и оставле́ние прегреше́ний, да вси, благода́рне воспева́юще вели́чия и ми́лости Твоя́, явля́емыя над на́ми зде на земли́, сподо́бимся и Небе́снаго Ца́рствия и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.



 Молитва вторая Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской»


О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, Цари́це Небеси́ и земли́, вы́шшая а́нгел и арха́нгел и всея́ тва́ри честне́йшая, чи́стая Де́во Мари́е, ми́ру блага́я Помо́щнице, и всем лю́дем утвержде́ние, и во вся́ких ну́ждах избавле́ние! При́зри и ны́не, Госпоже́ Всеми́лостивая, на рабы́ Твоя́, Тебе́ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем моля́щияся, со слеза́ми к Тебе́ припа́дающия и покланя́ющияся пречи́стому и цельбоно́сному о́бразу Твоему́, и по́мощи и заступле́ния Твоего́ прося́щия. О, Всеми́лостивая и Премилосе́рдая Де́во Богоро́дице Чи́стая! Воззри́, Госпоже́, на лю́ди Твоя́: мы бо гре́шнии не и́мамы ины́я по́мощи, ра́зве Тебе́ и от Тебе́ ро́ждшагося Христа́ Бо́га на́шего. Ты еси́ засту́пница и предста́тельница на́ша. Ты еси́ оби́димых защище́ние, скорбя́щим ра́дование, си́рым прибе́жище, вдо́вам храни́тельница, де́вам сла́ва, пла́чущим весе́лие, больны́м посеще́ние, немощны́м исцеле́ние, гре́шным спасе́ние. Сего́ ра́ди, о Богома́ти, к Тебе́ прибега́ем, и на Твой Пречи́стый о́браз с Предве́чным на руку́ Твое́ю держи́мым Младе́нцем, Го́сподем на́шим Иису́сом Христо́м взира́юще, умиле́нное пе́ние Тебе́ прино́сим и вопие́м: поми́луй нас, Ма́ти Бо́жия, и проше́ние на́ше испо́лни, вся бо суть возмо́жна хода́тайству Твоему́: я́ко Тебе́ сла́ва подоба́ет ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.


Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Её Казанская


    


Чудо по молитвам к Казанской иконе Божией Матери



Где находится икона Казанской Божьей Матери


 Казанский монастырь

Казань – город, с которого начинается славная история образа.

Та икона, которая была найдена Матроной утеряна безвозвратно. В монастыре  находится  «Ватиканская» икона, которая в 90-х годах ХХ века была передана Русской Православной Церкви.

Некоторое время даже считалось, что речь идет о подлиннике Казанской Божьей Матери. Но экспертиза 2003 года показала, что лик является списком и датируется XVIII веком.

«Ватиканский» список считается чудотворным и почитается не меньше, чем другие копии. Благодаря образу, отстраивается Казанский монастырь, существенно пострадавший при советской власти. Так, 21 июля 2016 года Патриарх Кирилл освятил место для нового храма.


Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Большая Красная, 5

Находится недалеко от казанского кремля, к востоку от кремлёвского холма

Телефон: +7 (843) 292-29-44;

Интернет-сайт:  kazan-obitel.ru

*********************


Московские списки Казанской иконы Божией Матери


Собор Казанской Иконы Божией Матери

Примечательно, что первое большое чудо, после которого Казанскую Божью Матерь нарекли «защитницей земель русских», связано не с оригиналом, а с ранним списком иконы. Его передали из Казани ополчению, возглавляемому Мининым и Пожарский в нач. XVII века. Тогда именно эта икона помогла отвоевать Москву у поляков, а день освобождения столицы, 22 октября, стал всероссийским праздником.

Почитаемый список попал сначала в приходскую церковь Введения. В 1636 году Дмитрием Пожарским был построен Казанский собор вблизи Красной площади, куда и была перенесена святыня. Московский список ценился не меньше, чем настоящая явленная икона. С ним связано множество чудес, эта копия стала Покровительницей династии Романовых.

Казанский собор сильно пострадал за время войны с Наполеоном, а с приходом советской власти святой образ был выкраден из обители. Сейчас место его нахождения неизвестно. Храм был восстановлен уже в 1993 году, и тогда здесь появился еще один почитаемый список иконы Казанской Божьей Матери, который теперь хранится в соборе.

Адрес: Никольская ул., 3, Москва

Метро: Охотный Ряд, Площадь Революции, Театральная

Телефон: +7 495 698‑12-06, +7 495 698‑19-96, […]

Сайт:  kazanski-sobor.ru


Это не единственная копия образа в Москве. Самые известные храмы, где есть икона Казанской Богородицы:


Храм пророка Илии в Обыденском переулке.

Адрес: 2-й Обыденский пер., 6/3с1, Москва

Метро: Кропоткинская, Парк культуры, Боровицкая

Телефон: +7 495 966‑18-56, +7 499 766‑91-51

Сайт:   hram-ostozhenka.ru




Храм Святителя Николы на Берсеневке.

Храм расположен в районе Якиманка, составляет архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова.

Дата постройки: 1657 г.

Как добраться:

На машине: повернуть на Болотную наб. возле к-т Ударник. Повернуть направо возле клуба "RАЙ". Потом еще раз направо возле клуба "Фанки Мама". Ехать прямо и после Патриаршего моста будет виден храм.

Пешком: общественным транспортом до храма не доехать. Подробности прохождения городских джунглей на карте. Ближе и удобней идти от м. Кропоткинская

Адрес: Берсеневская наб., 18-20-22с2, Москва

Метро: Кропоткинская, Боровицкая, Александровский сад

Телефон: +7 495 959‑08-62, +7 495 959‑09-30, […]

Сайт: bersenevka.info


Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.

Храм расположен в районе Таганский

Адрес: Лыщиков пер., 10, стр. 1, Москва

Метро: Таганская, Марксистская, Чкаловская

Телефон: +7 495 915‑02-95

Сайт:  покровахрам.рф



Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках

Храм расположен в историческом центре Москвы, в районе Тверской

Дата постройки: 1696 г.

Здесь находится список Казанской иконы написанной на стекле ( а не на доске)

 Адрес: Нововоротниковский пер., 3, стр. 3, Москва

Метро: Новослободская, Менделеевская, Достоевская

Телефон: +7 499 972‑18-13, +7 926 267‑46-06

Сайт: pimen.moseparh.ru




Петербуржский список Казанской иконы Божией Матери


Еще одним почитаемым списком оригинала иконы считался Петербуржский. Он сохранился до сегодняшнего дня. Это одна из старейших из дошедших до нас копий иконы. Согласно последним исследованиям, это список непосредственно с Казанской явленной иконы, датируемый кон. XVII – нач. XVIII века. В Санкт-Петербург он попал еще при Петре I, хранилась икона при церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте.


Позже икона была перенесена в Казанский собор – один из самых крупных храмов Северной столицы и всей России. Теперь Казанская икона Божией Матери является главной святыней Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга. Построена обитель была еще в 1811 году, а уже через год, во время войны с Наполеоном, находившийся здесь список прославился чудесами заступничества. Известно, что сам фельдмаршал Михаил Кутузов просил у Богоматери помощи и поддержки. Одним из решающих боев стала битва под Вязьмой, совпавшая с днем почитания иконы. Тогда французская армия была разбита, погибло более 7000 солдат противника.


После окончания войны отнятое у французов серебро Кутузов даровал Казанскому собору, из металла был сделан оклад для чудотворной иконы Божьей Матери. Сам же образ с этого времени почитался как Покровительница Северной столицы.

В 30-х годах Казанский собор был упразднен советской властью. Восстановить обитель удалось только спустя 60 лет.

Адрес Казанского собора в Санкт-Петербурге:  Казанская площадь, 2,

Метро: Невский проспект, Гостиный двор, Адмиралтейская

Телефон: +7 812 314‑46-63, +7 812 314‑58-56, […]

Сайт : kazansky-spb.ru



Другие известные списки Казанской иконы Божией Матери


Москва и Санкт-Петербург – не единственные города, где находятся почитаемые списки иконы Казанской Божьей Матери. Многие из них чтятся как нерукотворные – предания рассказывают о чудесных появлениях таких икон по всей Руси. Среди самых известных:


Иркутская. Чудотворный список находится в Соборе Богоявления. Ежегодно после весенней посевной образ проносят крестным ходом по полям соседних деревень.


Тобольская. По преданию, это нерукотворный список, явившийся в 1661 году в Знаменском монастыре. Икона почитается как чудотворная и сейчас принадлежит Софийско-Успенскому кафедральному собору.


Каплуновская. Хранится в селе Каплуновке, Харьковской епархии. Согласно летописям, здешнему священнику явился старец и предупредил о скором приходе московских иконописцев. Повелел также приобрести у них икону. Священник сделал все, как и было сказано, а после к нему явилась сама Богородица с наставлениями поместить ее образ в церковь. Находящийся здесь список считается чудотворным.


Павловская. Образ явился жителю села Павловское Московской губерни, близ построенной в честь Казанской Божьей Матери часовни. Икона известна исцеляющей силой.

Ярославская. Образ хранится при Казанском женском монастыре города Ярославля.

Каргопольская. В 1714 году икона находилась у вдовы Марфы Пономаревой, в городе Каргополе Олонецкой епархии. Однажды молящаяся женщина увидела, как из глаз Богородицы потекла слеза. Она сообщила об этом священнику, после чего образ был перенесен в храм.


Суздальская. Датируется XVII веком. Согласно летописям, ее написал инок Шартомского Николаевского монастыря, после того как к нему явилась Дева Мария.


Тамбовская. С 1812 года была передана тамбовскому Вознесенскому женскому монастырю из Москвы. Сейчас принадлежит Вышенскому Успенскому монастырю, куда была перенесена после явления Богородицы монахине Миропии.


Нижнеломовская. Явилась жителям города Нижнего Лома Пензенской губернии в 1643 году. После на месте обретения была построена сначала часовня, а потом монастырь.


Высоченская. По преданиям, явилась в нач. XVIII века, на месте, где позже было построено село Высочино. Сегодня она находится в Высочинском Казанском монастыре и славится чудотворной силой.


Образ из села Казанское (под Москвой). По преданию, икона явилась местным жителям во время войны с Наполеоном и помогла отбить нападение. Позже здесь была возведена Казанская церковь.



На Руси образ Казанской Божьей Матери был одним из самых почитаемых. Поэтому начиная с XVII века было построено множество храмов, посвященных чудотворному лику. Однако за ХХ век многие из них были заброшены или разрушены. Пострадали центральные обители Казани, Москвы и Санкт-Петербурга.

Одним из самых известных храмов, посвященных образу Девы Марии, провинции является церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Ярополец (Московская область). Изначально он возводился из камня и должен был стать фамильной усыпальницей графской семьи Чернышевых. Строительство заняло больше десяти лет. Храм уникален по архитектурному решению – он будто состоит из двух вытянутых симметрично расположенных церквей. Иконы, украшавшие стены обители, были написаны не на досках, а на полотнах и больше напоминали картины. Здание сильно пострадало за годы Великой Отечественной войны, а после здесь был открыт дом культуры. Сейчас церковь передана РПЦ и реставрируется как важный памятник архитектуры.




Народный календарь

21 июля - Явление Казанской иконы


На Казанскую  черника поспевает

Черника —не только лакомство.  Издавна в народе ягоды и листья ее употреблялись в качестве эффективного лекарст­ венного средства, особенно при расстройствах желудка и ки­ шечника, при сахарной болезни, ревматизме и подагре. Много­ вековой  опыт  подсказывал,  что  очень  полезно  есть  чернику в больших количествах в жаркое летнее время.

С   Казанской   начинают   по-настоящему   приготовляться к жатве, в некоторых местах уже и приступают к жатве ржи.

На Казанскую —зажин ржи. Зерно  в  колоске — не  валяйся  в  холодке.

Кто на Казанской женится, счастлив будет.

Что Казанская покажет, то и зима скажет.

День летней Казанской почитался праздником, наиболее торжественно и широко его отмечали в тех селах, где Казанская была престольным праздником. Сюда съезжались гости, молодежь устраивала гулянья. «Девицы  по две-три  в ряд и  больше ходят взад и вперед по деревне; ребята гуляют с гармонями.


Именинники в этот день: Александр, Дмитрий


4 ноября - Казанская


Важная дата в крестьянском календаре. Почитают Божию Матерь и ее образ "Казанский"

Помимо большого церковного праздника, в этот день люди также праздновали день, которым отмечалась грань между настоящей зимой и осенью, и теперь пора было ждать установления морозной погоды, а для большей верности ожиданий примечали приметы.

Зима на пороге.

В день Казанской богоматери всегда идет дождь.

Дождь пойдет, все луночки зальет, а снег пойдет, все дороги заметет.

Бывает, что на Казанскую с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами снег лежит.

Выезжаешь о Казанской на колесах, а полозья в телегу клади.

Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.

До Казанской не зима, с Казанской —не осень.

Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет.

С Казанской тепло морозу не указ. Ранняя зима —о Казанской на санях.



Начинали играть свадьбы:

Казанская —бабья заступница.

Кто на Казанскую женится, счастлив будет.

Кабы всякому по нраву невесту, так бы и царства небесного не надо.

Выбирай корову по рогам,

а девку по родам (по родителям).

Жениться скорее —в дому прибыльнее.

Добрая жена да жирные щи—другого добра не ищи.


Богатые столы в этот день накрывали не только в честь свадеб, но и в честь встреч мужчин-кормильцев, возвращавшихся с городских заработков, и на таком празднике непременно лилось рекой пиво, и звались за стол соседи. Любопытно, что пиво наши крестьянские предки готовили на хмеле, ягодах можжевельника, а также иногда прибавляли морковь и свеклу.


Именинники в этот день: Александр, Анна, Василий, Владимир, Герман, Григорий, Елизавета, Ираклий, Константин, Максим, Николай, Фёдор



Интересные страницы:

Икона Божией Матери "Спорительница хлебов"

Икона Божией Матери "Иерусалимская"

14(1) октября - Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Введение во храм Пресвятой Богородицы