(390-391)
День памяти: 1 февраля (19 января)
Высокомерие -великая низость; Смирение - великая высота и достоинство. /Преподобный Макарий Великий/ |
Преп. Макарий родился около 300 года в селении Птинапор (Нижний Египет). Рано овдовел, занявшись после смерти жены изучением Священного Писания. После смерти родителей, покинул селение и стал послушником у некого проживающего поблизости старца. Спустя некоторое время, он был рукоположен во диакона местной церкви, но довольно скоро удалился в полное одиночество в Фаранскую пустыню.
Услышав об Антонии Великом, прп. Макарий стал его учеником, поселившись, по совету преподобного, в Скитскую пустыню. Там он был рукоположен во пресвитера и прославился многочисленными чудесами. Около 360 года он основал монастырь, названный потом его именем. Там он и скончался в 391 году.
Житие преподобного Макария Великого
Для преподобного Макария христианская жизнь имела одну цель – стяжать уже здесь, на земле, благодать Святого Духа, ощутить в себе это прекрасное изменение, которое даст нам «духовную чувствительность», в результате чего мы сможем «ощущать» присутствие Божие в каждый момент нашей жизни.
Родился в Египте около 301 года. С любовью и усердием послужил он своим родителям в старости, исполняя заповедь о почитании родителей, и по кончине их сделался совершенно свободным от житейских забот. Под руководством опытного старца-инока преподобный Макарий стал проходить безмолвное иноческое житие и рукоделие. Сначала он поселился в пустынном месте недалеко от селения, где жил, потом преподобный переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне.
Прожив три года в пустыне, он пошел к преподобному Антонию Великому (+ 356 г.), отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру, и горел желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком. Здесь преподобному Макарию приходилось бороться с бесами день и ночь, и они вопили, что не могут победить его, потому что он имеет великое оружие — смирение.
Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы преподобный Макарий часто посещал великого Антония, получая от наставления в духовных беседах. Вместе с двумя другими учениками преподобного Антония преподобный Макарий сподобился присутствовать при блаженной кончине его, и как некое богатейшее наследие, получил посох преподобного Антония, которым тот поддерживал в дороге свое немощное тело, удрученное старостью и постническими подвигами. Вместе с этим посохом преподобный Макарий принял сугубо и дух Антония Великого, как некогда воспринял таковой пророк Елисей после Илии пророка. Силой его духа преподобный Макарий сотворил многие дивные чудеса. Однажды преподобный Макарий разговаривал с черепом главного языческого жреца, который рассказывал о своих мучениях и о более тяжких и лютых, постигших тех, кто познал имя Божие, но отверг Его и заповеди Его не соблюдал.
По причине множества приходившего к нему народа, преподобный Макарий имел мало времени, чтобы в удалении предаваться богомыслию. Поэтому преподобный выкопал под своей келлией глубокую пещеру, длиной около полстадии, куда и скрывался от постоянно приходящих к нему и нарушающих его богомыслие и молитву. Преподобный Макарий достиг такого дерзновения в хождении перед Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших. Несмотря на такую высоту достигнутого богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение.
В годы царствования императора Валента арианина (364-378 гг.) преподобный Макарий Великий вместе с преподобным Макарием Александрийским подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там, по молитвам святых, получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли святое крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцам возвратиться в свои пустыни. Кротость, смирение и милосердие преподобного преображали души человеческие. 60 лет провел св. Макарий в мертвой для мира пустыне. Более всего времени преподобный проводил в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения. Свой обильный и подвижнический опыт авва претворил в глубокие богословские творения. 50 бесед и 7 подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого. Высшее благо и цель человека — соединение душ с Богом, — основная мысль в творениях преподобного Макария.
Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины (+ ок. 390-391 г.) ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близким переходе его в блаженные небесные обители. Преподобный начал приготавливаться к своей смерти. Через девять дней преподобному Макарию явился Херувим со множеством Ангелов. Когда святая душа преподобного Макария была взята Херувимом и вознеслась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили, что избежал их св. Макарий.
АКТУАЛЬНОСТЬ УЧЕНИЙ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО.
Более всего времени преподобный провел в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения.
Но он никогда не переставал плакать, каяться и трудиться.
Свой обильный подвижнический опыт авва претворил в глубокие Богословские творения.
50 бесед и 7 подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого
Мысль о том, что высшее благо и цель человека - единение души с Богом, - основная в творениях преподобного Макария.
Рассказывая о способах, как достичь священного единения, преподобный основывался на опыте великих учителей египетского монашества и на своем собственном.
Путь к Богу и опыт Богообщения святых подвижников открыт каждому верующему сердцу.
Потому Святая Церковь и включила в общеупотребительные вечерние и утренние молитвы подвижнические молитвы преподобного Макария Великого.
Земная жизнь, по учению преподобного Макария, со всеми ее трудами, имеет лишь относительное значение: приготовить душу, сделать ее способной к восприятию Царства Небесного, воспитать в душе сродство с Небесным отечеством.
"Душе, истинно верующей во Христа, должно переложиться и перемениться из нынешнего порочного состояния в другое состояние, доброе, и из нынешней уничиженной природы в другую, Божественную природу, и переделаться в новую - при посредстве силы Святого Духа".
Достичь этого можно, если "мы истинно веруем и любим Бога и во всех Его святых заповедях вращаемся".
Если же душа, обрученная Христу в святом Крещении, не будет сама содействовать дарованной ей благодати Духа Святого, то подвержется "отлучению от жизни", как оказавшаяся неблагопотребной и неспособной к общению со Христом.
В учении преподобного Макария опытно разрешается вопрос о единстве Любви Божией и Правды Божией.
Внутренний подвиг христианина определяет меру восприятия им этого единства.
Каждый из нас приобретает спасение по благодати и Божественному дару Духа Святого, но достичь совершенной меры добродетели, необходимой для усвоения душой этого Божественного дара, можно лишь "верою и любовью при усилии свободного произволения".
Тогда "сколько по благодати, столько и по правде" христианин наследует жизнь вечную.
Спасение есть дело Богочеловеческое: полного духовного преуспеяния мы достигаем "не одною Божественною силою и благодатию, но и принесением собственных трудов", с другой стороны, в "меру свободы и чистоты" приходим не одной собственной рачительностью, но не без "содействия свыше Божией руки".
Участь человека определяется действительным состоянием его души, самоопределением его к доброму или злому.
"Если душа в сем еще мире не приимет в себя святыни Духа за многую веру и за молитвы, и не сделается причастною Божественного естества, то она непригодна для Небесного Царства".
В Египетской пустыне Любовь царила велия, Среди простых монахов, Как в Царствии святых. Святой Макарий среди них Был словно Херувим, Во всяком добром деле Служил примером инокам. Но вот он занедужил - Решил один собрат Оливками и смоквами Его утешить взгляд. Макарий брату молвил: «Неси сей дар другим, Тем, кто сильнее страждет, Нужней он будет им». Но и второй брат страждущий Дарителю сказал: Вон там сосед мой жаждущий, За жизнь мою страдал». |
Болящему соседу Даритель дар отдал, Сосед же милосердный Собратьям передал. И так - от кельи к келье, От брата и до брата, Пока последний не вернул Макарию дар богатый. «Вот, отче, ты ведь болен», С участием сказал. Любовь такую видя, Макарий зарыдал. Он на песок горячий высыпал плоды, И Бога всей душой благодарил: Пески, что были сухи и мертвы, Творец своей любовью оживил. О Боже! Если брату своему Во всем готовы мы служить, любя, То это все лишь только потому, Что дар любви приемлем от Тебя! (Святитель Николай Сербский) |
Многие нападения демонов испытал на себе преподобный Макарий.
Однажды в Птинапор прибыл местный епископ и, узнав о добродетельной жизни преподобного, поставил, против его воли, клириком местной церкви.
Однако блаженный Макарий тяготился нарушением безмолвия, и потому он тайно ушел в другое место.
Враг спасения начал упорную борьбу с подвижником, стараясь устрашить его, сотрясая келлию и внушая греховные помыслы.
Блаженный Макарий отражал нападения беса, ограждаясь молитвой и крестным знамением.
Как злоба человеческая способствовала преуспеянию праведного.
Злые люди воздвигли на святого брань, оклеветав в соблазнении девицы из ближнего селения.
Его вытащили из келлии, били, издевались над ним.
Преподобный Макарий нес искушение с великим смирением.
Деньги, вырученные за свои корзины, он безропотно отсылал на прокормление девицы.
Невинность блаженного Макария открылась, когда девица, промучившись много дней, никак не могла родить.
Тогда она в муках исповедала, что оклеветала отшельника, и указала действительного виновника греха.
Когда родители ее узнали правду, то были поражены и намеревались идти к блаженному с покаянием, но преподобный Макарий, избегая беспокойства от людей, ночью удалился от тех мест и переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне.
Здесь преподобному Макарию приходилось бороться с бесами день и ночь, и они вопили, что не могут победить его, потому что он имеет великое оружие — смирение.
Однажды он нес из пустыни пальмовые ветви для плетения корзин, на пути встретил его диавол и хотел ударить святого серпом, но не мог исполнить этого и сказал:
"Макарий, я терплю от тебя великую скорбь, потому что не могу победить тебя, у тебя есть оружие, которым ты отражаешь меня, это - твое смирение".
Несмотря на высоту достигнутого богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение.
Однажды во время молитвы блаженный Макарий услышал голос: "Макарий, ты не достиг еще такого совершенства, как две женщины, живущие в городе".
Смиренный подвижник, взяв свой посох, пошел в город, нашел дом, где жили женщины, и постучал.
Женщины приняли его с радостью, а преподобный сказал:
"Ради вас я пришел из дальней пустыни и хочу знать о ваших добрых делах, расскажите о них, ничего не скрывая".
Женщины с удивлением ответили:
"Мы живем со своими мужьями, у нас нет никаких добродетелей".
Однако святой продолжал настаивать, и тогда женщины рассказали ему:
"Мы вышли замуж за родных братьев.
За всё время совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злого или обидного слова и никогда не ссорились между собой.
Мы просили своих мужей отпустить нас в женский монастырь, но они не соглашаются, и мы дали обет не произносить ни одного мирского слова до смерти".
Святой подвижник прославил Бога и сказал:
"Поистине Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись".
Кротость и смирение преподобного преображали души человеческие.
"Худое слово, - говорил авва Макарий, - и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми".
На вопрос иноков, как надлежит молиться, преподобный отвечал:
"Для молитвы не требуется много слов, надобно только говорить:
"Господи, как Ты желаешь и как Сам знаешь, помилуй меня".
Если же враг нападает на тебя, то нужно только произносить:
"Господи, помилуй!"
Господь знает, что нам полезно, и сотворит нам милость".
Когда братия спросила: "Каким образом можно сделаться иноком?", преподобный ответил:
"Простите меня, я плохой инок, но видел иноков, спасавшихся в глубине пустыни.
Я спросил их, как я могу сделаться иноком.
Они ответили:
"Если человек не откажется от всего, что находится в мире, не может быть иноком".
На это я отвечал: "Я немощен и не могу быть таким, как вы".
Тогда иноки ответили:
"Если не можешь быть таким, как мы, тогда сиди в своей келлии и сокрушайся о грехах своих".
Одному иноку преподобный Макарий дал совет:
"Бегай от людей и спасешься".
Тот спросил: "Что значит бегать от людей?"
Преподобный отвечал:
"Сиди в келлии и сокрушайся о грехах своих".
Преподобный Макарий говорил также: "Если желаешь спастись, будь как мертвец, который не гневается, когда его бесчестят, и не превозносится, когда его хвалят".
И еще: "Если для тебя поношение - как похвала, бедность - как богатство, недостаток - как изобилие, ты не умрешь.
Ибо не может быть, чтобы правоверующий и подвизающийся в благочестии впал в нечистоту страстей и демонское обольщение".
СВЯТИЙ ПРЕПОДОБНИЙ ОТЧЕ МАКАРИЕ, МОЛИ БОГА О НАС.
СВЕТИТЕЛЬ СМИРЕНИЯ. Преподобный Макарий, в Египте рождённый, подвизался в пещере в Нитрийской горЕ, "Он Великим Антонием был обращённый в православного старца в столь юной поре" "Младостарцем " монахи другие прозвали: день и ночь "блудных помыслов вражию рать- сонмы бЕсов, которые к страсти взывали, мог Макарий молитвою лишь усмирять" Даже дьявол признался Макарию: - "Ты-то лишь постишься, а я ничего и не ем; ты бодришься без сна в непрестанных молитвах, я - не сплю, и не нужен мне отдых совсем! Но смиренье твоё и меня побеждает: только ради него не могу одолеть…" В сорок лет Божья Помощь совсем Исцеляет, и Пророк Преуспел, совершенствуясь впредь…. -"Будто Бог на земле, - о Макарии слава, - добротою великой о людях радИт, он за святость и мудрость прославлен по праву: на святых, как Макарий, - Вся Церковь Стоит…" (Людмила Векшина) |
Тропарь преподобному Макарию Великому
глас 1
Пустынный житель, и во плоти Ангел, / и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Макарие, / постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, / исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. / Слава Давшему тебе крепость, / слава Венчавшему тя, // слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобному Макарию Великому
глас 1
Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики, / в земли кротких достойно водворяешися, богоносне Макарие, / и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес, // темже тя почитаем.
Молитва преподобному Макарию Великому
О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Макарие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О, преподобне отче Макарие! Молим тя мы, недостойные, испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего нам здравие душевное и телесное, тихое и богоугодное житие и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Угаси молитвами твоими разжжены стрелы диавольския, да не прекоснется нам злоба греховная, да благочестно скончавше временное житие, сподобимся наследовати Царствие Небесное и купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
МЕСТО ПОДВИГОВ МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО - КОПТСКИЙ МОНАСТЫРЬ (АБУ - МАКАР).
Каким был монастырь Абу-Макар, основанный прп. Макарием Великим
Можно увидеть и сейчас.
Свернув с основной трассы, машина мчится через зеленые рощи, заботливо высаженные монахами.
Путеводители уверяют, что иностранец может попасть сюда только по специальному разрешению из Коптской Патриархии в Каире, однако водитель-христианин и волшебное слово «Раша» помогут решить все проблемы.
Проехав через два КПП и монастырские поля, такси останавливается у гигантской цитадели.
Высокие каменные стены и узенькая дверца-вход напоминают древний замок, хотя большая часть монастыря была заново отстроена уже в XX веке.
Монастырь Макая Великого (Абу-Макар) похож на средневековый замок: высокие каменные стены и узкий вход. Внутри монастыря — оазис. От стены как побеги расходятся небольшие строения — келии монахов, окруженные со всех сторон пальмами и цветами. Кругом тишина, людей почти нет.
Без дела (праздно) по монастырю ходить не принято, также не разрешается монахам вести пустые разговоры.
День насельников монастыря имеет такой распорядок:
в 4 часа утра начинается полунощница, затем совершается утреня и Литургия.
С 8 до 12 часов — послушания.
В 13 часов — общая трапеза.
Во время еды никто не разговаривает, а все слушают чтение Святых Отцов.
С 14 до 17 часов — перерыв, в 18 часов — вечернее богослужение, которое состоит из Вечерни и длится около 40 минут.
После богослужения свободное время до утра.
Ужинают монахи самостоятельно, в келиях.
Продукты разрешается брать из трапезной.
Трапеза в монастыре, как и во всех коптских обителях, скромная. Основные продукты питания — это оливки, хлеб, сыр, яйца, бобы, чечевица. В периоды, когда нет поста, два раза в неделю разрешается есть мясо, рыба бывает очень редко. Это вполне естественно.
Монастырь находится в пустыне, где нет никаких водоемов, а до ближайшего места, где можно ловить рыбу, сотни километров. Мясо же употребляется в основном голубиное.
Такое правило приема пищи установлено с древних времен.
Для сбора пожертвований братия монастыря ездит в города Каир и Александрию
В 1960-х годах здесь было всего 12 насельников, а к настоящему времени их количество уже превысило 100 человек. Помимо братии на монастырских полях работают почти 800 трудников. Продукты поставляются на городские рынки, а вырученные средства идут на восстановление обители и помощь неимущим.
При монастыре есть гостиница для паломников, большая трапезная, работает типография. Рабочие и паломники обедают отдельно от братии.
В XVIII — первой половине XX веков монастырь находился в упадке. Восстановление обители началось в последние 30 лет. В 1960 году в монастыре подвизалось всего 12 насельников, к 2000году их число превысило 100 человек. За это время, благодаря трудам насельников, монастырь был отреставрирован.
В старинном храме находится часть мощей святого Пророка и Крестителя Иоанна, а также мощи трех Макариев — преподобного Макария Великого, преподобного Макария Александрийского и святителя Макария, епископа Египетского.
Помещения храмов невысокие и не очень большие по размеру.
Храмам более тысячи лет.
В них есть фрески, сохранившиеся с XI века, гробница IX века, резной иконостас, выполненный тысячу лет назад.
В V веке мощи преподобного Макария Великого находились в одной из церквей города Александрии, но когда Александрия была разрушена арабами, пострадал и храм, где хранились мощи, после чего они были перенесены в монастырь Абу-Макар.
В монастыре Макария Великого также есть крепость для укрытия, которая стоит с V века и сейчас представляет собой предмет истории.
Внутри нее все приспособлено для того, чтобы выдержать оборону в течение шести-семи месяцев.
Есть колодец с водой, маленький храм, пекарня, склад для продуктов.
Вход в крепость только один и сделан по принципу средневековых замков: дверь находится на большой высоте и к ней ведет мост, который в случае нападения неприятеля убирался внутрь крепости.
В местном предании хранится описание случая, когда монахи выдержали почти полугодовую осаду.
Раньше и келиях жили по два три инока. В настоящее время в келиях живет в основном по одному человеку. Келия состоит из двух комнат, кухни, туалета. В ней имеется вода, свет, но нет ни телевизоров, ни радио. Для сравнения мы зашли в келию древних подвижников.
Тоже две комнаты, но в каждой комнате могли поместиться только два человека, причем высота, ширина и длина каждой комнаты одинаковая — два метра. Голые глиняные стены, полочка для книг и больше ничего. Рядом с келией находится старинная мельница, которой шесть-семь веков.
Возможно, иноки, жившие раньше в этой келии, работали на мельнице, которая приводилась в движение животными или людьми.
Покрутить жернов не так то и просто.
Все постройки монастыря — будь то храм или келии, подсобные строения — одинаковой высоты.
Это, с одной стороны, соответствует восточному принципу строительства жилых массивов, а с другой — является хорошим средством защиты от нападения врагов , так как все постройки из глины желтовато-красного цвета и одинаковой высоты издали можно принять за барханы.
Когда время набегов прошло, была построена колокольня, в которой сейчас находится водонапорная башня.
Пребывая в стенах монастыря, мы с трудом можно поверить, что находишься в пустыне. Но когда направляешься к келии преподобного Макария, то убеждаешься в этом воочию. С одной стороны монастыря находятся сады, а с другой — бескрайняя пустыня.
За песчаными холмами, находится место подвигов преподобного Макария.
Поднявшись на гребень бархана, можно видеть крыши низеньких построек, утонувших в песке. Это и есть то место, куда Преподобный удалялся для молитвы, чтобы пребывать с Богом наедине. Его келия не сохранилась: время и погодные условия сделали свое дело. К тому же материал, из которого она была построена,оказался непрочен — это плотно спрессованный крупный песок. Сейчас на этом месте остается несколько келий, а точнее — землянок, потому что они целиком находятся в затвердевшем песке, и только вход обложен камнем.
Отшельники обычно удаляются в дальние келии - землянки в 7-10 км от обители на несколько месяцев и в монастырь приходят только на субботу и воскресенье — для участия в богослужении и причащения Святых Таин, и затем снова возвращаются в пустыню. С собой они берут воду, финики и немного лепешек и большую часть времени проводят в псалмопении и молитве.
Народный календарь
1 февраля — Макарьев день, Макар-весноуказчик
Покровитель этого дня – святой отшельник Макарий Великий, которого христиане чтят в лике преподобного. Размышляя о внутренней жизни христианин, Макарий написал пятьдесят бесед, два послания, несколько наставлений.
В некоторых беседах он дал аллегорические толкования Библии.
Народное же название – Макар-весноуказчик – свидетельствует: в этот день предсказывали будущую весну. Если он был холодным, так, следовательно, ожидали холод и на весь февраль, но уж лето точно должно стать благополучным.
Ясный, солнечный Макарьев день —ранняя весна.
Коли капель — в весну раннюю верь.
Если на Макарья метель, то на всю масленицу.
К этому дню у народа припасено немало поговорок:
Нашему М акарке все огарки.
На бедного Макара везде беда напала.
На бедного Макара и шишки валятся.
Загонят, куда Макар телят не гонял.
Не Макару с боярами знаться.
Вчера Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал.
Именинники в этот день: Антон, Арсений, Ефим, Макар, Марк, Николай, Пётр, Фёдор
Интересные страницы:
3 февраля - день памяти преподобного Максима Грека
Блаженная Ксения Петербургская
12 февраля - Собор трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста
15 февраля - Сретение Господня