Собор Святых Вселенских учителей - 12 февраля

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7).

12 Февраля (30 января) празднуется

Собор Святых Вселенских учителей и святителей 

Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста


 В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия (память 1 января), другая стояла за Григория Богослова (память 25 января), третья почитала святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября).

От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами.

По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.




Собор вселенских учителей (или Собор трех святителей)


Собор вселенских учителей и святителей – праздник Православной церкви, посвящённый памяти великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, которые почитаются как вселенские учителя, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации, и богослужения Церкви.

Великие каппадокийцы – собирательное название отцов церкви второй половины IV века, завершивших формально-диалектическую обработку церковно-преданного догмата Святой Троицы. Отцы-каппадокийцы внесли значимый вклад в христианское богословие, строго разграничив понятия «сущности» и «ипостаси» Бога.

Василий Великий определил их различие как между общим и частным. Согласно учению каппадокийцев, сущность Божества и её отличительные свойства (неначинаемость бытия и Божеское достоинство) принадлежат всем трём ипостасям одинаково.

Кроме этого, каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.

Василий Великий (ок. 330-379), известный также как Василий Кесарийский, – святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса.

Григорий Богослов (329-389) – христианский богослов, один из Отцов церкви, входит в число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник Василия Великого.

Почитается в лике святителей. Литературное и богословское наследие Григория состоит из 245 посланий (писем), 507 стихотворений и 45 «Слов». Собрание 45 бесед (Слов) составляет основную часть литературного наследия Григория. Слова чрезвычайно разнообразны по тематике и жанру. Они включают, в частности, надгробные слова (7, 8, 18, 43), обличения императора Юлиана (4, 5) и еретиков (27, 33, 35), слова в память священномучеников (16, 24, 35, 44), беседы на Богоявление (38), Крещение (40), Пятидесятницу (41) и другие праздники. Первая и последняя (45-я) беседы были произнесены на Пасху. Важнейшее место в наследии Григория занимают Слова о Богословии (27-31), посвящённые догмату Троичности, они и принесли Григорию славу богослова.

Богословские труды Григория получили высокую оценку современников и потомков. Григорий Богослов оказал огромное влияние на богословов последующих времён: его сочинения толковали наряду со Священным писанием Максим Исповедник, Илия Критекий, Иоанн Дамаскин, Василий Новый, Никита Ираклийский, Никифор Каллист и другие. Фома Аквинский считал, что у всех Отцов церкви в сочинениях можно найти какую-либо ересь, но только не у Григория.

Иоанн Златоуст (ок. 347 – 14 сентября 407) – архиепископ Константинопольский, богослов, христианский святой, почитаемый в лике святителей.

Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей. В этот период он написал толкования на многие книги Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические.

Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввёл антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение.

Одна часть людей превозносила святителя Василия Великого (память 1 января), другая стояла за Григория Богослова (память 25 января), третья почитала святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября).От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами.

По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.День 12 февраля (30 января) стал отмечаться как общий день памяти святителей.





В истории Церкви было немало наставников: это и Апостолы, и святые отцы, и духоносные старцы. Но только трем из всех Церковь усвоила именование «Вселенские великие учители и святители». Сегодня мы празднуем память этих людей – святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.


Эти святые отцы жили в эпоху, когда христианская Церковь только-только получила свободу, и язычество было еще сильно. Это та эпоха, которая называется поздней античностью. В эту эпоху в Церковь влилась свежая кровь в лице приходящих людей, но, с другой стороны, Церковь получила проблему, потому что впервые возникло лжеучение, которое охватило всю Церковь – лжеучение Ария. Учение, которое провозглашало, что Сын не есть Бог по существу Своему, но есть высшее из творений. Эта ересь грозила самому существованию Церкви. И трем вселенским учителям Промыслом Божиим выпала тяжелейшая задача отстоять православную веру в таких условиях, когда, казалось бы, уже сами основы поколебались, когда на всем Православном Востоке было такое время, что оставался до конца православным только один епископ – святитель Афанасий Великий. На Западе тоже были колебания. Императорская власть всячески поддерживала ариан.


И в этих условиях святые вселенские учители явили пример стояния в вере. Мы знаем их жительство, знаем о том, что они происходили из благочестивых, святых семейств. Мы знаем о том, что Василий Великий впоследствии в достаточно молодом возрасте - 40 лет - возглавил одну из ключевых кафедр Востока – кафедру Кесарии Каппадокийской. И здесь он явил себя подлинным тружеником, отстаивая православную веру, и как архипастырь, наставляя паству свою и заботясь о ней. Святитель Григорий Богослов – человек, который всю свою жизнь мечтал о созерцании. Волею Божиею он вынужден был в конце концов занять столичную кафедру – Константинопольскую. И здесь должен был практически в одиночку отстаивать православную веру, собирать рассеянную паству. Святитель Иоанн Златоуст, живший несколько позже, происходил из тогдашней, можно сказать, провинциальной Антиохии. Он был приглашен на Константинопольскую кафедру как проповедник. И здесь он вынужден был столкнуться с нравами и неблагочестием тогдашнего столичного клира, нравами общества и даже с самой императрицей Евдоксией, которая ненавидела его за обличения, за то, что он призывал к помощи бедным. И жизнь его была поистине подвижнической, а кончина мученической. Последние годы святителя Иоанна Златоуста прошли в гонениях, в неимоверно тяжелых условиях, которые он очень смиренно описывает в своих письмах.


Чему же прежде всего научает нас подвиг этих святых угодников Божиих? В Священном Писании говорится, что целью и смыслом христианской жизни является Богопознание. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). И этой задаче святые отцы посвятили всю свою жизнь, чтобы провозгласить, выявить и сформулировать догматы Святой Троицы, а, с другой стороны, своим жительство явить любовь, которая есть в Святой Троице. Святитель Григорий Богослов говорит удивительные слова о том, что блаженство праведных в будущей вечной жизни будет заключаться в постижении Божественных догматов и прежде всего в постижении догмата Святой Троицы. И сегодня хотелось бы поговорить о Богопознании, о том, что является центром и смыслом христианской жизни.


❄Святые отцы и прежде всего вселенские учители научают нас тому, что путь к Богу есть путь долгий. И этот путь представляет собой как бы три этапа. Первый – этап очищения сердца, когда человек, отягченный всякими страстями, должен, принося покаяние, очиститься. Это есть необходимое условие Богопознания, потому что если не произойдет очищение сердца, то человек может ограничиться только чтением книг, но, собственно говоря, не познает Бога. Мы знаем из жития святых угодников, память

которых сегодня празднуем, о том, что путь их начинался в пустыне, в уединении. Святители Василий Великий и Григорий Богослов подвизались в Каппадокийских пустынях и там сформулировали правила монашеского жительства, жили сами согласно этим правилам как подвижники, как удивительные примеры аскетизма. Святитель Иоанн Златоуст также несколько лет своей жизни, в своей юности, провел в пустыне. Из них два года он провел в одиночестве. И там, созерцая Святую Троицу, он очищал свое сердце.


❄Второй этап, ведущий нас к Богопознанию, - это этап просвещения ума. Когда человек очистил свое сердце от страстей, от страстных движений, помыслов, он сподобляется ве́дению Промысла Божиего, ведению воли Божией. Тогда человек уже не по книгам, не по советам других людей, но по Откровению от Самого Бога, может изрекать истину, изрекать волю Божию. Святые вселенские учители, когда стал вопрос о противостоянии еретикам, говорили не от книг, они говорили от того опыта, который Господь дал им пережить. А этот опыт заключался прежде всего в том, что Господь есть Личность, что Господь – это Тот, Кто не что-то абстрактное, которое находится где-то за пределами моего познания, где-то за облаками; это Тот, Кто есть со мной, Кто общается со мной. И вот именно благодаря пониманию того, что Бог прежде всего есть Личность, Василий Великий смог сформулировать тот удивительный догмат, что Лица Святой Троицы – это Личности.


❄И третий этап Богопознания – это непосредственное приобщение к Богу, то, что святые отцы называют словом «обо́жение». Это можно уподобить тому, как если в огонь положить металл: он раскаляется и становится красным, и тогда уже невозможно отделить сам метал от огня, потому что сам металл несет в себе огонь. Это и есть Богопознание в подлинном смысле этого слова, когда человек уже не нуждается ни в каких словах, когда, как говорят святые отцы, в молчании совершается проникновение человека в Бога и Бога в человека. Как и Христос говорит: «Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин.14:20).


Сегодня, дорогие братья и сестры, очень важно задуматься о том, как мы с вами живем, боремся ли мы со своими страстями. Потому что если мы не будем бороться, то мы так и останемся недоучками. И дай Бог, чтобы мы с вами, взирая на жизнь отцов – вселенских великих учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, учились борьбе со страстями и ревновали бы о дарах бо́льших, так, чтобы когда-нибудь вместе с ними в Царствии Небесном прославить Святую Троицу - Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.

***

Иеромонах Иосиф (Лужнов).






На утрене в этот день (12 февраля) читается Евангелие от Иоанна, глава10, стих 9-16

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

Перейти к толкованию Евангелие от Иоанна, глава10, стих 9-16


 На литургии в этот день (12 февраля)- читается  Евангелие от Матфея, глава 5, стих 14-19

14 Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.


 

Перейти к толкованию Евангелие от Матфея, глава 5, стих 14-19



О чем молятся трем Вселенским Святителям


Трем Вселенским учителям молятся о благополучии в учебе студены Вузов и ученики школ, молятся так-же родители об успевании своих чад, но каждому из Вселенских учителей молятся и об определенной помощи отдельно.

Святителю Василию Великому молятся об успехах в учебе, научной деятельности, в проводимых иследованиях и изысканиях. А так же об успехе открытия нового дела, предприятия или учреждения.

Святителю Иоанну Златоусту посвещают молитвы об излечении различных телесных недугов, он помогает по молитве перед ним справиться с таким духовным недугом, как отчаяние.

Святителю Григорию Богослову молятся об укреплении Православной Веры, ниспослания правоведческого дара, об обращении иноверцев, сектантов, раскольников.



Тропарь, глас 4

Яко Апостолов единонравнии и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2

Священныя и боговещанныя проповедники, верх учителей Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение; труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине прославляяй святыя Твоя.

Величание

 Величаем вас, святителие Василие, Григорие и Иоанне и чтим святую память вашу; вы бо молите за нас Христа Бога нашего



МОЛИТВА ТРЕМ СВЯТИТЕЛЯМ

О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и  мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии; припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагасте, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании его Церкви Святей: да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша: да соблюдет Церковь свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение: пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцам утешение, обидимым заступление, и всем вся ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити Пресвятое и Великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.



АКАФИСТ

(Трем Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту)

Кондак 1

Избраннии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, ученьми вашими мир просветившии и вся шатания ересей и хульных смущения угасившии; яко ходатаи спасения нашего суще, молитвами вашими сохраните ны от всяких бед и вечных мук, да с радостию благодаряще вопием вам:

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.


Икос 1

Ангели земнии и человецы Небеснии, святителие Христовы и отцы треблаженнии, поборницы Живоначальныя Троицы, от Нея светом

трисолнечным осияваемии и молящиися непрестанно у Престола Триипостаснаго Божества о душах наших, услышите ны от сердца к вам взывающия:

Радуйтеся, имущии дерзновение вопити о нас ко Господу;

Радуйтеся, велицыи угодницы Святыя Троицы.

Радуйтеся, дарованьми единочестнии;

Радуйтеся, апостолом единонравнии.

Радуйтеся, яко вашими ученьми дивно просия благодать Христова;

Радуйтеся, разум свой в послушание веры пленившии.

Радуйтеся, блазии делателие винограда Христова;

Радуйтеся, от юности Богом благословеннии.

Радуйтеся, скорби жития сего добре претерпевшии и данный вам талант приумножившии;

Радуйтеся, волю Божию сильным мира сего со многим дерзновением благовестившии.

Радуйтеся, тьму нечестия отгнавшии;

Радуйтеся, всю подсолнечную зарями догматов просветившии.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.


Кондак 2

Видя еретичествующих лютая стремления, мечь острейший противу сетей лжеучений и огнь, плевелы суемудрия поядай, святый Василий  явися и, яко пастырь изряднейший, обличив лесть идольскую своим богодухновенным вещанием, научи ны почитати Святую Троицу,  разделену убо Ипостасьми, соединену же Существом, и вопити Ей: Аллилуиа.


Икос 2

Разум озарен благодатию Христовою имуще, яко апостолом единонравнии, православных догматов учения уяснисте и трие велицыи  светильницы Триипостаснаго Божества явистеся; вашими бо вдохновенными писаньми озаряема, Церковь Христова светло красуется, и  верная чада ея в меру возраста исполнения Христова восходят. Темже взирающе на богатство благодати Христовы, вам дарованныя, яко  просветители наша восхваляем вы, вопиюще таковая:

Радуйтеся, богоноснии небеснии таинницы;

Радуйтеся, покаяния немолчнии проповедницы.

Радуйтеся, сосуди избраннии;

Радуйтеся, премудрии учителие вселенныя.

Радуйтеся, в Божественных учениих Христовых люди наставившии;

Радуйтеся, в повелениих Гоосподних всегда усердно ходившии.

Радуйтеся, многоразличных добродетелей обряды в вашем житии явившии;

Радуйтеся, столпи непоколебимии, веру Христову Божественными догматы утвердившии.

Радуйтеся, словесное стадо Христово мудре упасшии;

Радуйтеся, Православия изряднейшии богослови.

Радуйтеся, светила, вся концы земли просвещающая;

Радуйтеся, свирель и цевнице сладкозвучная.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.


Кондак 3

Сила молений отчих понуди святаго Григория Понт оставити и в Назианз ко отцу своему, помощи ради ему, преселитися, идеже славу Божию ученьми и делы вещаше и ересь арианскую посрамляше. Темже и нас, великий святителю Григорие, Божественнаго рая нетленныя проходя пажити, поминай у престола Святыя Троицы, да умилением взываем ей: Аллилуиа.


Икос 3

Имуще в сердцах светоносную благодать Святыя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы, трие богопроповедницы, разделеннии телесы и  совокупленнии духом, благочестно яве проповедаша Троицу Едину непременную, Существо же и Божество, и сию проповедь страданьми запечатлеша. Темже и мы, подражающе вере их, вопием таковая:

Радуйтеся, сильнии и непреборимии Церкве Христовы споборницы;

Радуйтеся, истины Христовы усерднии ревнители.

Радуйтеся, ко Пресвятей Троице молитвенницы теплии;

Радуйтеся, Церкве Христовы пастырие добрии.

Радуйтеся, Ария низложившии и православныя утвердившии;

Радуйтеся, Троицу Едину Непременную, Существо и Божество, деяньми ученьми прославившии.

Радуйтеся, Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицы Ипостаси, дивно уяснившии;

Радуйтеся, Трисиятельнаго ради и Единаго Божества величайшыя скорби и гонения претерпевшии.

Радуйтеся, тяготу дневную до скончания своего жития неослабно понесшии;

Радуйтеся, нощь мрачную злочестивых ересей лучами богомудрых догматов отгнавшии.

Радуйтеся, душы верных благодатно напитавшии;

Радуйтеся, Царствия Вечнаго наследницы быти сподобившиися.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.


Кондак 4

Бурю ярости и гнева воздвигоша, о Златоусте, безумнии людие, клевещуще на тя и изгнати от царствующаго града повелевающе. Ты же,  Златослове, на камени веры Христовы непоколебимо пребывая и благодатию Святаго Духа укрепляем, бурю гонений и мучений мужественно претерпел еси и страданьми венец нетленный на Небесех себе уготовал еси, научая всех в терпении нести Крест Христов и взывати Богу: Аллилуиа.


Икос 4

Слышаще богодухновенная словеса ваша, запечатленная многими подвиги и страданьми, жаждущии глаголов Жизни Вечныя издалеча к вам прихождаху, и нетленную пищу от вас приемше и Божественнаго пития почерпше, взываху вам сицевая:

Радуйтеся, глубины Слова Божия добре испытавшии;

Радуйтеся, непрестанным рачением Бога взыскавшии.

Радуйтеся, алчущих правды питателие;

Радуйтеся, нищих духом утешителие.

Радуйтеся, облацы источающии росу учений благочестивых и напаяющии вселенную;

Радуйтеся, приснотекущия реки духовныя, напаяющия верных чад Церкве Христовы.

Радуйтеся, Божественных Таин хранителие и словесныя трубы Божия;

Радуйтеся, правыя веры и благочестия христианского насадителие.

Радуйтеся, чудесы многими верныя озаряющии;

Радуйтеся, реки врачеваний нам проливающии.

Радуйтеся, усердно притекающия к вам от искушении и напастей молитвами вашими охраняющии;

Радуйтеся, всего рода христианскаго похвало.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.


Кондак 5

Боготечную звезду Христос миру показа тя, великий во иерарсех Василие; стяжав бо ведение Божественных Таин и озарение свыше от  Престола благодати Божия, умы и сердца верных богодухновенными словесы дивно просветил еси, любовию же к Богу одушевляем, гонения и страдания за Христа добре претерпел еси и сего ради сподобился еси на Небесех молитвеннаго дерзновения у Престола Царя Славы, образ быв верным словом, житием, духом, любовию, верою и чистотою, да вси со умилением вопиют Пресвятей Троице: Аллилуиа.


Икос 5

Видяще вас, святителие Христовы, Небесным ликостоянием присно спребывающия и Престолу Божию всегда предстоящия, со умилением  воспеваем возвеличившую вас Живоначальную Троицу, Юже словом и житием вашим прославили есте, вам же, молитвенником  изряднейшим, от любве сердечныя вопием:

Радуйтеся, Горним Ликом совокупленнии и Святых Ангел сожителие;

Радуйтеся, Престолу Царя Славы предстоящии присно со всеми избранными.

Радуйтеся, Славою Небесною украшеннии;

Радуйтеся, плоть и мир возненавидевшии.

Радуйтеся, вся сокровища мира и житейския сласти Христа ради во уметы вменившии.

Радуйтеся, на светозарную добродетелей колесницу возшедшии и Небеснаго Царствия достигшии.

Радуйтеся, и нам, грешным, образ добродетелей словом и житием явившии;

Радуйтеся, многими скорбьми вшедшии в радость Господа своего.

Радуйтеся, теплии о нас пред Богом ходатаи;

Радуйтеся, православнаго богословия светила изряднейшая.

Радуйтеся, веры христианския похвало;

Радуйтеся, святителей славо и Церкве украшение.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.


Кондак 6

Проповедуя истину боговещанными твоими глаголы, сокрушил еси, богослове Григорие, еллинская суемудрия и ересей соблазны, вселенней  же всей немолчно проповедал еси в Троице славимаго Бога Единосущнаго, Отца и Сына и Духа Святаго, научая всех вопити Ему: Аллилуиа.


Икос 6

Возсиясте светом добродетельнаго жития и православныя веры исповеданием во всю вселенную и всем языком свет истиннаго богопознания уяснисте, якоже быти вам пастырем и учителем всея Церкве Христовы. Темже и по смерти не престайте призирати на ны, тепле вам молящияся и взывающия:

Радуйтеся, три светила великая, путеводящая нас ко спасению;

Радуйтеся, просветителие седящих во тьме неведения.

Радуйтеся, недомысленныя Тайны Триипостаснаго Божества нам уясняющии;

Радуйтеся, струями мудрых учений паству свою напаяющии.

Радуйтеся, пастырие изряднейшии, житие свое всякими добродетельми благоукасившии;

Радуйтеся, стадо свое от волков хищных соблюдшии.

Радуйтеся, светильницы трисолнечнаго света, умы и сердца верных дивно озаряющии;

Радуйтеся, образы целомудрия, ревновати о стяжании сея добродетели нас научающии.

Радуйтеся, церковная кормила, путь православнаго боговедения ясно показующая;

Радуйтеся, дванадесяти апостолом единонравнии.

Радуйтеся, Ангельских Ликов сожителие;

Радуйтеся, купно со всеми святыми непрестанно молящиися о нас.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.


Кондак 7

Хотя змий лукавый искусити тя, якоже Иова многострадальнаго, воздвиже бурю злобы нечестивых, изгнавших тя в заточение. Обаче  благодатию Христовою укрепляем, всякая злострадания и болезни добре претерпел еси, отче Иоанне Златоусте, и блаженныя кончины сподобился еси. Ныне же пребывая в невечернем дни Царствия Христова, не престай молитися за ны у Престола Триипостаснаго Бога, да со умилением вопием: Аллилуиа.



Икос 7

Новии светильницы светозарнии и Церкве непоколебимии столпы явистеся, святителие велицыи: святостию бо жития вашего, еще во плоти суще на земли, весте яко безплотни. Сего ради Церковь Христова, присно прославляющи вас, благодарственная пения восписует светодавцу Христу Богу, Егоже благодатию укрепляеми, велия болезни претерпесте и труды понесосте во благовестии Христове. Темже прославляюще Христа, непрестанно благодеющаго Церкви Своей Святей, восхваляем и вас, яко верных слуг Христовых и строителей Таин Божиих, вопиюще сицевая:

Радуйтеся, вернии Троицы поборницы;

Радуйтеся, Православия неробедимии исповедницы.

Радуйтеся, иерархов священноначальницы;

Радуйтеся, лучами богословия вашего ересей неистовство разрушившии.

Радуйтеся, пресветлии благочестия образи;

Радуйтеся, верныя в боговедении утвердившии.

Радуйтеся, слова Божия богодухновеннии изъяснителие;

Радуйтеся, Владыки Христа раби блазии и вернии.

Радуйтеся, кротость Моисееву и ревность Илиину в подвизех своих воплотившии;

Радуйтеся, терпением скорбей и гонений древнему Иову подражавшии.

Радуйтеся, Иосифа целомудрием и чистотою украшении;

Радуйтеся, Петрово исповедание и Иоанново богословие показавшии.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.


Кондак 8

Станное чудо благодати дарованныя тебе, святителю Василие, уведе на себе Ефрем Сирианин, егда восхотевшу ему видети тя, отче, послал еси архидиакона своего привести его к тебе, и молитвою твоею Ефрем уразуме язык еллинский и чудеси дивяся, прослави Бога, поя Ему: Аллилуиа.


Икос 8

Всю веру во Сятую Троицу непорочну сохранисте и многи ко Христу приведосте, святителие Христовы, подвигом добрым подвившеся. Сего ради, взирающе на дивный подвиг ваш и на чистое житие ваше, со умилением вопием вам таковая:

Радуйтеся, Православия одеждою свыше истканною Церковь украсившии;

Радуйтеся, еретическая суесловия ясно обличившии.

Радуйтеся, писаньми и словесы вашими духовное сокровище Церкви Христове собравшии;

Радуйтеся, мудрость Божию и вся красная мира Христа ради отвергшии.

Радуйтеся, сокровищ Небесных паче всего взыскавшии;

Радуйтеся, Пастыреначальника Христа, яко служителие вернии, живоносным стопам последовавшии.

Радуйтеся, высокий образ добродетелей в житии вашем явившии;

Радуйтеся, душевныя страсти, вкупе же и телесныя, духовным мечем посекшии.

Радуйтеся, Живоначальней Троице в жертву живу, святу и благоугодну себе самих принесшии;

Радуйтеся, грешников предстателие.

Радуйтеся, нищих заступницы;

Радуйтеся, пастырей учителие и образы.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.


Кондак 9

Всею душею твоею возлюбив Бога, отче Григорие, боговидную чистоту и целомудрие наче всех благ избрал еси и богослов великий и таинник явился еси. Ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, испроси мирови мир, и спасение всем нам, восхваляющим тя и поющым Богу: Аллилуиа.


 Икос 9

Витийством богодухновенным триех вселенских святителей еритичестии соблазны престаша, православная же вера паче и паче превозможе. Сего ради от усердия нашего со умилением и любовию взываем к ним таковая:

Радуйтеся, любовию Православия все житие ваше озарившии;

Радуйтеся, Единаго Бога в трех лицах чествовати научившии.

Радуйтеся, Ариево злочестие и хуления иных еретиков низложившии;

Радуйтеся, лжеучителей пребеззаконная уста светлостию словес ваших заградившии.

Радуйтеся, небесныя трубы, проповедавшыя мирови Христово Евангелие;

Радуйтеся, во иерарсех светила три великая.

Радуйтеся, учителие кротости, воздержания, вкупе же и покаяния;

Радуйтеся, монашествующих добрии учителие и наставницы.

Радуйтеся, Церкве ограждение и Православия поборницы;

Радуйтеся, в труды апостолов вшедшии и клас добраго исповедания пожавшии.

Радуйтеся, за веру и подвиги венцы нетленным от Пастыреначальника Христа приемшии;

Радуйтеся, великия труды и подвиги во благоустроении Церкве Христовы подъемшии.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.


Кондак 10

Спаса Христа умоляти не престай о чтущих память твою, всехвальне Иоанне Зллатоусте: тебе бо дадеся благодать молитися за ны. Темже и мы, яко ко благоуханнаго мира сосуду, точащему исцеления всем с верою притекающим, со умилением и любовию припадающе, вопием  прославльшему тя Богу: Аллилуиа.


Икос 10

Стена есте необоримая празднующим святую память вашу и всем притекающим к молитвенному покрову вашему, непостыдная надежда и  крепкое заступление. Темже и нам, святии трие святителие, со умилением припадающим к вам, испросите у Престола Святыя Троицы милость и благодать во благовременную помощь, да с радостию и благодарением взываем вам:

Радуйтеся, милость и утешение всем верным являющии;

Радуйтеся, кающияся грешники от сетей диавола избавляющии.

Радуйтеся, благодатных даров усерднии раздаятелие;

Радуйтеся, всех человек предстательство и покрове.

Радуйтеся, сирых отцев и вдов заступницы;

Радуйтеся, убогих богатство и болящих исцеление.

Радуйтеся, милосердия ко страждущим немолчнии проповедницы и юных наставницы;

Радуйтеся, старец питателие.

Радуйтеся, сущих в скорбех утешителие;

Радуйтеся, странных сопутницы.

Радуйтеся, изнемогающим поможение;

Радуйтеся, чтущим память вашу радость и спасение низпосылающии.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.


Кондак 11

Пение Пресвятей Троице паче иных принесли есте, святителие Божии, умом словом, делом и богословным витийством вашим сплетения  риторская разрушили есте, наставляюще ны почитати Троицу во Единице и воспевати Ей: Аллилуиа.


Икос 11

Светозарную троицу святых иерархов, Василиа царствия тезоименитаго, Григориа Богослова наименованнаго, Иоанна Златоустаго учителя  вселенныя, глубины Божия испытавших, восхваляюще и светлую память их благоговейно торжествующе, похвальная пения приносим таковая:

Радуйтеся, благознаменитыя трубы Божественных глаголов;

Радуйтеся, цевницы богодухновенныя.

Радуйтеся, апостольских богодухновенний изъяснителие;

Радуйтеся, апостольских преданий ревнителие.

Радуйтеся, дивная величия Божия всем земнородным поведающии;

Радуйтеся, Славу Божию вашим житием и словом проповелавшии всей вселенней.

Радуйтеся, ко спасению добрии путеводителие и наставницы;

Радуйтеся, растленных обычаев искоренителие, благих же нравов насадителие.

Радуйтеся, отрицатися плотских похотей и страстей научающии;

Радуйтеся, врачеве премудрии недугов душевных и телесных.

Радуйтеся, церковная светила, от Трисолнечнаго Света возжженная;

Радуйтеся, цветы благовоннии райскаго прозябения.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.


Кондак 12

Благодать Божия обильно излияся во уста ваших, треблаженнии: вера православная вами укрепися, и мгла еретических шатаний и лжеучений светом богодухновенных писаний отгнася. Темже, святителие, молитеся ко Христу Богу, да дух ревности вашея о вере и благочестии почиет и на нас, да сподобимся купно с вами пети Святей Троице: Аллилуиа.


 Икос 12

Поюще и светло празднующе священную вашу, треблаженнии Василие, Богослове Григорие и Златоустый Иоанне, смиренно молим вас, не  престайте молитися Христу о всех, верою призывающих вас и с любовию вопиющих таковая:

Радуйтеся, православных догматов хранителие;

Радуйтеся, богословия живоноснии источницы.

Радуйтеся, верных сердца Божественне веселящии;

Радуйтеся, яко неослабными подвиги вашими Арий низложися.

Радуйтеся, яко огнем богодухновенных вещаний ваших Евномиева ересь попалися;

Радуйтеся, яко вашими богодуновенными глаголы Савеллиа ересь отгнася.

Радуйтеся, яко мудрование Нестора вами упразднися;

Радуйтеся, о мире молитвенницы изряднейшии.

Радуйтеся, к Царствию Небесному верныя возводящии;

Радуйтеся, Божии гласи, пречудно нам возгремевшии.

Радуйтеся, пастырей Церкве достоподражательнии образи;

Радуйтеся, по апостолу всем вся бывшии.

Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.


Кондак 13

О святителие Христовы и отцы треблаженнии, Василие Великий, церковное светило и столпе непоколебимый, Богослове Григорие, уме  богопросвещенный, архиерею превеликий, вкупе же и Златоусте Иоанне, покаяния твердый проповедниче, небесным спребывающе ликом и  Ангельским совокупльшеся Силам, нынешнее приемше малое моление наше, испросите нам у Всещедраго Бога вышняя мыслити и деяти, да  вечныя муки избегше, небесную жизнь наследим с вами, вопиюще Богу: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

 

***************************




Народный календарь

12 февраля -Трехсвятие


Приходят зайцы в сады - будет еще зима суровая.

 Деревья покрылись инеем - к теплу.

Красная луна - к большому ветру.

На трех святителей, по народному поверью, нельзя прясть.



Именинники в этот день: Василий, Владимир, Григорий, Иван, Максим, Пётр, Степан, Фёдор



Интересные страницы

14 января - Василий Великий

7 февраля (25 января) - Григорий Богослов

26 (13) ноября - Иоанн Златоуст

14 февраля - Святой мученик Трифон

Масленица

Пасхальная лестница.




Православная мозайка