«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7). |
12 Февраля (30 января) празднуется
Собор Святых Вселенских учителей и святителей
Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
«Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Евангелие от Матфея. глава 5, стихи 14-16)
В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия (память 1 января), другая стояла за Григория Богослова (память 25 января), третья почитала святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября).
От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами.
По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.
Собор вселенских учителей (или Собор трех святителей)
Собор вселенских учителей и святителей – праздник Православной церкви, посвящённый памяти великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, которые почитаются как вселенские учителя, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации, и богослужения Церкви.
Великие каппадокийцы – собирательное название отцов церкви второй половины IV века, завершивших формально-диалектическую обработку церковно-преданного догмата Святой Троицы. Отцы-каппадокийцы внесли значимый вклад в христианское богословие, строго разграничив понятия «сущности» и «ипостаси» Бога.
Василий Великий определил их различие как между общим и частным. Согласно учению каппадокийцев, сущность Божества и её отличительные свойства (неначинаемость бытия и Божеское достоинство) принадлежат всем трём ипостасям одинаково.
Кроме этого, каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.
Василий Великий (ок. 330-379), известный также как Василий Кесарийский, – святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса.
Григорий Богослов (329-389) – христианский богослов, один из Отцов церкви, входит в число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник Василия Великого.
Почитается в лике святителей. Литературное и богословское наследие Григория состоит из 245 посланий (писем), 507 стихотворений и 45 «Слов». Собрание 45 бесед (Слов) составляет основную часть литературного наследия Григория. Слова чрезвычайно разнообразны по тематике и жанру. Они включают, в частности, надгробные слова (7, 8, 18, 43), обличения императора Юлиана (4, 5) и еретиков (27, 33, 35), слова в память священномучеников (16, 24, 35, 44), беседы на Богоявление (38), Крещение (40), Пятидесятницу (41) и другие праздники. Первая и последняя (45-я) беседы были произнесены на Пасху. Важнейшее место в наследии Григория занимают Слова о Богословии (27-31), посвящённые догмату Троичности, они и принесли Григорию славу богослова.
Богословские труды Григория получили высокую оценку современников и потомков. Григорий Богослов оказал огромное влияние на богословов последующих времён: его сочинения толковали наряду со Священным писанием Максим Исповедник, Илия Критекий, Иоанн Дамаскин, Василий Новый, Никита Ираклийский, Никифор Каллист и другие. Фома Аквинский считал, что у всех Отцов церкви в сочинениях можно найти какую-либо ересь, но только не у Григория.
Иоанн Златоуст (ок. 347 – 14 сентября 407) – архиепископ Константинопольский, богослов, христианский святой, почитаемый в лике святителей.
Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей. В этот период он написал толкования на многие книги Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические.
Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввёл антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение.
Одна часть людей превозносила святителя Василия Великого (память 1 января), другая стояла за Григория Богослова (память 25 января), третья почитала святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября).От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами.
По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.День 12 февраля (30 января) стал отмечаться как общий день памяти святителей.
В истории Церкви было немало наставников: это и Апостолы, и святые отцы, и духоносные старцы. Но только трем из всех Церковь усвоила именование «Вселенские великие учители и святители». Сегодня мы празднуем память этих людей – святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
Эти святые отцы жили в эпоху, когда христианская Церковь только-только получила свободу, и язычество было еще сильно. Это та эпоха, которая называется поздней античностью. В эту эпоху в Церковь влилась свежая кровь в лице приходящих людей, но, с другой стороны, Церковь получила проблему, потому что впервые возникло лжеучение, которое охватило всю Церковь – лжеучение Ария. Учение, которое провозглашало, что Сын не есть Бог по существу Своему, но есть высшее из творений. Эта ересь грозила самому существованию Церкви. И трем вселенским учителям Промыслом Божиим выпала тяжелейшая задача отстоять православную веру в таких условиях, когда, казалось бы, уже сами основы поколебались, когда на всем Православном Востоке было такое время, что оставался до конца православным только один епископ – святитель Афанасий Великий. На Западе тоже были колебания. Императорская власть всячески поддерживала ариан.
И в этих условиях святые вселенские учители явили пример стояния в вере. Мы знаем их жительство, знаем о том, что они происходили из благочестивых, святых семейств. Мы знаем о том, что Василий Великий впоследствии в достаточно молодом возрасте - 40 лет - возглавил одну из ключевых кафедр Востока – кафедру Кесарии Каппадокийской. И здесь он явил себя подлинным тружеником, отстаивая православную веру, и как архипастырь, наставляя паству свою и заботясь о ней. Святитель Григорий Богослов – человек, который всю свою жизнь мечтал о созерцании. Волею Божиею он вынужден был в конце концов занять столичную кафедру – Константинопольскую. И здесь должен был практически в одиночку отстаивать православную веру, собирать рассеянную паству. Святитель Иоанн Златоуст, живший несколько позже, происходил из тогдашней, можно сказать, провинциальной Антиохии. Он был приглашен на Константинопольскую кафедру как проповедник. И здесь он вынужден был столкнуться с нравами и неблагочестием тогдашнего столичного клира, нравами общества и даже с самой императрицей Евдоксией, которая ненавидела его за обличения, за то, что он призывал к помощи бедным. И жизнь его была поистине подвижнической, а кончина мученической. Последние годы святителя Иоанна Златоуста прошли в гонениях, в неимоверно тяжелых условиях, которые он очень смиренно описывает в своих письмах.
Чему же прежде всего научает нас подвиг этих святых угодников Божиих? В Священном Писании говорится, что целью и смыслом христианской жизни является Богопознание. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). И этой задаче святые отцы посвятили всю свою жизнь, чтобы провозгласить, выявить и сформулировать догматы Святой Троицы, а, с другой стороны, своим жительство явить любовь, которая есть в Святой Троице. Святитель Григорий Богослов говорит удивительные слова о том, что блаженство праведных в будущей вечной жизни будет заключаться в постижении Божественных догматов и прежде всего в постижении догмата Святой Троицы. И сегодня хотелось бы поговорить о Богопознании, о том, что является центром и смыслом христианской жизни.
❄Святые отцы и прежде всего вселенские учители научают нас тому, что путь к Богу есть путь долгий. И этот путь представляет собой как бы три этапа. Первый – этап очищения сердца, когда человек, отягченный всякими страстями, должен, принося покаяние, очиститься. Это есть необходимое условие Богопознания, потому что если не произойдет очищение сердца, то человек может ограничиться только чтением книг, но, собственно говоря, не познает Бога. Мы знаем из жития святых угодников, память
которых сегодня празднуем, о том, что путь их начинался в пустыне, в уединении. Святители Василий Великий и Григорий Богослов подвизались в Каппадокийских пустынях и там сформулировали правила монашеского жительства, жили сами согласно этим правилам как подвижники, как удивительные примеры аскетизма. Святитель Иоанн Златоуст также несколько лет своей жизни, в своей юности, провел в пустыне. Из них два года он провел в одиночестве. И там, созерцая Святую Троицу, он очищал свое сердце.
❄Второй этап, ведущий нас к Богопознанию, - это этап просвещения ума. Когда человек очистил свое сердце от страстей, от страстных движений, помыслов, он сподобляется ве́дению Промысла Божиего, ведению воли Божией. Тогда человек уже не по книгам, не по советам других людей, но по Откровению от Самого Бога, может изрекать истину, изрекать волю Божию. Святые вселенские учители, когда стал вопрос о противостоянии еретикам, говорили не от книг, они говорили от того опыта, который Господь дал им пережить. А этот опыт заключался прежде всего в том, что Господь есть Личность, что Господь – это Тот, Кто не что-то абстрактное, которое находится где-то за пределами моего познания, где-то за облаками; это Тот, Кто есть со мной, Кто общается со мной. И вот именно благодаря пониманию того, что Бог прежде всего есть Личность, Василий Великий смог сформулировать тот удивительный догмат, что Лица Святой Троицы – это Личности.
❄И третий этап Богопознания – это непосредственное приобщение к Богу, то, что святые отцы называют словом «обо́жение». Это можно уподобить тому, как если в огонь положить металл: он раскаляется и становится красным, и тогда уже невозможно отделить сам метал от огня, потому что сам металл несет в себе огонь. Это и есть Богопознание в подлинном смысле этого слова, когда человек уже не нуждается ни в каких словах, когда, как говорят святые отцы, в молчании совершается проникновение человека в Бога и Бога в человека. Как и Христос говорит: «Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин.14:20).
Сегодня, дорогие братья и сестры, очень важно задуматься о том, как мы с вами живем, боремся ли мы со своими страстями. Потому что если мы не будем бороться, то мы так и останемся недоучками. И дай Бог, чтобы мы с вами, взирая на жизнь отцов – вселенских великих учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, учились борьбе со страстями и ревновали бы о дарах бо́льших, так, чтобы когда-нибудь вместе с ними в Царствии Небесном прославить Святую Троицу - Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.
***
Иеромонах Иосиф (Лужнов).
Каждый из них был велик, и каждый из них был богослов, и каждый из них был прекрасный проповедник, златоуст. Но святая Церковь их называет различными именами, в силу того что в каждом из них было что-то особенное, и вместе прославляет, потому что все они одинаково Богу угодили.
И трех святителей называют великими учителями Церкви, потому что они показали на своем примере, как это нужно, и стали действительно светом для всего мира. Откуда в них появился этот свет? От Бога. Бог их просветил, потому что вся их жизнь и они сами стали как бы прозрачными для Бога. И сквозь эту их чистоту и другие люди увидели Божественный свет и тоже к нему устремились. То есть они стали проводниками людей к Богу.
Сейчас, например, мы совершаем божественную службу. Чьими словами мы молимся? Словами Иоанна Златоустого. Каждый священник в каждом храме повторяет те слова, которые Златоуст более полуторы тысяч лет назад произнес. И вот его устами Церковь молится. И этот свет через Златоуста идет к нам. Так же и Василий Великий составил много правил по устройству Церкви, и этими правилами Церковь руководствуется до сих пор. И Григорий Богослов создал множество прекрасных поэтических произведений, из которых составлены многие службы. Этими словами Церковь воспевает хвалу Пресвятой Троице.
Каждому от Бога дается свой талант, и они были люди особенные, особенно одаренные, особенно талантливые. Можно сказать, что они были гении духовной жизни, гении молитвы, и причем они были люди колоссального ума и совершенно обширнейшего образования. Мы, конечно, такого достичь не можем. Но это же не значит, что для нас все закрыто. Святой апостол Павел такой пример приводит: на небе много звезд и есть луна и солнце. Солнце – это Христос, а звезды – святые, они все разной яркости. И каждый человек должен сиять своим светом, сколько может вместить. Но этот свет обязательно должен быть в нас. Поэтому Господь и говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Протоиерей Димитрий Смирнов.
На утрене в этот день (12 февраля) читается Евангелие от Иоанна, глава10, стих 9-16
9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
Перейти к толкованию Евангелие от Иоанна, глава10, стих 9-16
На литургии в этот день (12 февраля)- читается Евангелие от Матфея, глава 5, стих 14-19
14 Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Перейти к толкованию Евангелие от Матфея, глава 5, стих 14-19
О чем молятся трем Вселенским Святителям
Трем Вселенским учителям молятся о благополучии в учебе студены Вузов и ученики школ, молятся так-же родители об успевании своих чад, но каждому из Вселенских учителей молятся и об определенной помощи отдельно.
Святителю Василию Великому молятся об успехах в учебе, научной деятельности, в проводимых иследованиях и изысканиях. А так же об успехе открытия нового дела, предприятия или учреждения.
Святителю Иоанну Златоусту посвещают молитвы об излечении различных телесных недугов, он помогает по молитве перед ним справиться с таким духовным недугом, как отчаяние.
Святителю Григорию Богослову молятся об укреплении Православной Веры, ниспослания правоведческого дара, об обращении иноверцев, сектантов, раскольников.
Тропарь, глас 4
Яко Апостолов единонравнии и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 2
Священныя и боговещанныя проповедники, верх учителей Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение; труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине прославляяй святыя Твоя.
Величание
Величаем вас, святителие Василие, Григорие и Иоанне и чтим святую память вашу; вы бо молите за нас Христа Бога нашего
МОЛИТВА ТРЕМ СВЯТИТЕЛЯМ
О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии; припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагасте, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании его Церкви Святей: да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша: да соблюдет Церковь свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение: пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцам утешение, обидимым заступление, и всем вся ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити Пресвятое и Великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
АКАФИСТ Трем Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту
Народный календарь
12 февраля -Трехсвятие
Приходят зайцы в сады - будет еще зима суровая.
Деревья покрылись инеем - к теплу.
Красная луна - к большому ветру.
На трех святителей, по народному поверью, нельзя прясть.
Именинники в этот день: Василий, Владимир, Григорий, Иван, Максим, Пётр, Степан, Фёдор
Интересные страницы
7 февраля (25 января) - Григорий Богослов
26 (13) ноября - Иоанн Златоуст
14 февраля - Святой мученик Трифон