Не великое дело - творить чудеса, не великое дело - видеть ангелов;
великое дело - видеть собственные грехи свои.
/ Преподобный Антоний Великий/
В «Братьях Карамазовых» Федора Достоевского есть эпизод, который по своей силе является одним из стержневых моментов всей книги: Совсем еще юный Алеша Карамазов стоит в храме и, услышав слова Евангелия, призывающие раздать имение и идти за Христом, вдруг осознает, что уже не может жить иначе. Если он хочет стать совершенным, то должен отречься от всего и последовать за Спасителем. Иной, более компромиссной дороги молодой человек просто не мыслит, и в конце романа перед читателем предстает послушник Алексей, который трудится в монастыре, готовясь к постригу.
❄ Мало кто знает, что тот самый эпизод, где Алеша размышляет над евангельской фразой, – не выдумка. Писатель буквально срисовал его с натуры: на рубеже III и IV веков в Египте жил юноша, который тоже, слыша упомянутые выше слова Христа, избрал путь отшельничества. И не просто стал иноком, но прославился как один из столпов восточного монашества, чьи поучения до сих пор служат настольной книгой для тех, кто пошел дорогой подвижника. Мы знаем этого человека как Антония Великого.
❄ Он происходил из богатой коптской семьи и был старшим ребенком у родителей, которые кроме него растили маленькую дочь. Когда юноше исполнилось 20 лет, супруги умерли, оставив сына одного с малолетней сестрой. Похоронив отца и мать, Антоний стал перед вопросом – что делать дальше? В его положении вполне естественно было бы создать семью и зажить безбедно, преумножая то, что досталось ему от предков. Но молодой человек чувствовал, что тот путь, который предлагает общество, – привычный путь, пусть и богатого, но все равно обывателя, – чужд его душе. С раннего детства он воспитывался в духе христианского благочестия и настолько проникся им, что, повзрослев, так и не смог изменить благодатному опыту, который прибрел прежде. Антоний сторонился шумных компаний, редко выходил из дому, проводя свободное от забот время либо с сестрой, либо в молитве, либо в храме.
❄Его душа томилась, не находя смысла во всей окружающей обстановке.
Развязка наступила спустя несколько месяцев, когда, не зная, какой выбор ему все-таки сделать, молодой человек взмолился Богу, прося Его указать дальнейший путь. Как-то раз, находясь на богослужении, Антоний ощутил, что именно сегодня ему нужно быть внимательным, потому что услышанное и увиденное им окажется для него очень важным. В этот день на Литургии священник читал фрагмент Евангелия, в котором Христос говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21).
В контексте отрывка слова Спасителя обращены к юноше, который пришел спрашивать у Иисуса, что ему делать для наследования жизни вечной. Однако Антоний понял, что здесь и сейчас с Ним говорит сам Бог и указывает ему направление его дальнейших действий.
На следующий день он продает свой бизнес, – огромную финиковую рощу, – а вырученные деньги практически полностью раздает нищим, сохраняя лишь небольшую часть на пропитание. Но было в этом поступке нечто половинчатое, и молодой человек, не любивший полудел и полутонов, решает завершить начатое до конца. Осознавая, что его подрастающей сестре нужна женская забота и тепло, он отдает девочку на воспитание местным благочестивым христианкам. Сам же, раздав оставшиеся деньги, навсегда уходит из родного селения.
❄Конечно, Антоний еще посетит его, но это уже будет совсем другой человек – аскет и подвижник, победитель демонов.
Первые годы отшельничества монах провел в странствиях – он день ото дня бывал то у одного, то у другого пустынника, и каждая встреча приносила начинающему иноку что-то новое. Как пишет биограф святого, Антоний уподобился пчеле, которая, прежде чем выработать своим организмом мед, тщательно собирает нектар с разных цветков. Так он научился смирению, трудолюбию, молитве и другим добродетелям. Будучи человеком умным и внимательным, молодой подвижник очень скоро смог систематизировать то, что видел и слышал. Его подход к деланию был скрупулезным и осознанным. Через некоторое время многие старцы, с которыми он общался, стали замечать, что их ученик превосходит своих учителей. Понимал это и сам Антоний, но, не желая давать волю гордыне, продолжал смиренно нести крест ученичества. И только лишь окончательно окрепнув духом, подвижник удалился в глубокую пустыню, где ему предстояло пройти немало испытаний.
❄Первое, с чем пришлось вплотную столкнуться на новом месте молодому иноку, – это блудные мысли. Познай Антоний женское тепло до своего ухода из мира, ему гораздо труднее было бы вести борьбу с похотью. Но монах был девственником, что, впрочем, не отменяло закона плоти, которая постоянно напоминала о себе. Порою нечестивые вожделения были настолько сильными, что подвижнику приходилось не спать сутками, пребывая в непрерывном труде и молитве, дабы погасить пожар разгоравшейся страсти. Из этой борьбы отшельник вышел победителем – ни естественные проявления мужского начала, ни устрашения дьявола, являвшегося ему зримо, не смогли заставить его впасть в блуд. Так впервые Антоний посрамил беса.
❄Проведя некоторое время в пустыне, и стяжав от Бога благодать борьбы со страстями, подвижник объявил демонам открытую войну. Он переселился в заброшенную крепость на берегу Нила, где плел корзинки, выменивая их на зерно у местных крестьян. Свое жилище святой устроил в древнем захоронении, а спал в гробу. Почти не отдыхал, находясь практически все время в труде и молитве. Видя, что вызов брошен, бесы каждый день собирались у гробницы, принимая вид страшных чудовищ и пытаясь вселить в душу монаха смятение и страх. Но тот, зная, что это всего лишь призраки, спокойно говорил им:
– Я знаю, вы хотите меня запугать, но я также знаю, что если вам не разрешит Господь, вы меня не тронете, а если разрешит, то усилий одного из вас хватит, чтоб меня умертвить. Поэтому чего вы медлите, нападайте, если на то Божья воля.
И бесы, посрамленные мужеством и верой святого, каждый раз отступали.
❄Так продолжалось несколько лет, пока демоны не решили устрашить святого самым радикальным способом. Однажды они физически атаковали его жилище, разрушили каменные своды гробницы и выволокли Антония наружу. Духи превратились в телесно осязаемых чудищ, били монаха, царапали когтями, рвали зубами. А в конце своего нападения подняли Антония высоко в небо и сбросили его наземь…
Бесы физически избили Антония, а затем сбросили с огромной высоты
❄Бездыханное тело святого спустя несколько дней нашел житель соседнего городка, который время от времени приносил подвижнику пищу. Посчитав, что инок умер, он забрал его с собою, и местные христиане совершили над ним отпевание. Но Антоний был жив. Когда его оставили на ночь в комнате, решив следующим утром похоронить, он пришел в себя и, тихо подозвав одного из своих благодетелей, попросил отнести обратно в гробницу. Просьба была выполнена. Не имея сил встать, Антоний лежал на полу и молился. Чувствуя, что он в гробнице не один, отшельник громко произнес:
– Бесы! Я здесь. И не избегаю борьбы с вами. Знайте же, что если сделаете мне что-либо плохое, ничто не может отлучить меня от любви к Христу.
Стены жилища затряслись, и демоны стали пугать отшельника пуще прежнего, наводя на него различные видения и страхи. Но Антоний лишь молился и призывал на помощь Бога.
Казалось, что минуты превратились в столетия – такой невыносимой была эта психологическая атака темных духов. Однако навредить святому физически они уже не осмелились. Подвижник продолжал молиться. Он чувствовал, что силы вот-вот покинут его. Вдруг старинные развалины озарил неземной свет, в лучах которого Антонию явился Христос. Не терпя божественного присутствия, бесы с воплями покинули убежище отшельника. Видя такую развязку своего испытания, Антоний обратился к Спасителю:
– Господи Милосердный, где Ты был раньше, и почему сначала не явился исцелить мои раны?
На что получил ответ:
– Антоний! Я был здесь, но ждал, желая видеть твое мужество; теперь же, после того как ты твердо выдержал борьбу, Я буду всегда помогать тебе и прославлю тебя во всем мире.
Через несколько минут монах почувствовал, что на его теле уже нет ни одной раны, а сил в суставах прибавилось. Здоровье полностью вернулось к нему и с тех пор больше не покидало святого.
❄По милости Божьей, у Антония до самой смерти было острое зрение, целые зубы и такая энергичность, что он мог сравниться с любым юношей. Вот так наградил Господь Своего угодника за верность и стойкость, попустив, чтоб он сам справился с бесовскими наваждениями. Для монаха это был очень важный урок и напоминание о том, что Бог не дает человеку непосильных испытаний, и раз они ниспосланы, то их важно пройти до конца.
❄В своем убежище Антоний прожил до 40 лет.
Он стяжал огромное смирение, которое сочеталось в нем с мудростью и высокой нравственной чистотой.
Укрепившись в добродетели, святой решил покинуть крепость, где провел более 15 лет, и перебрался в другое место – скалистую возвышенность, имеющую несколько природных пещер. В одной из них и поселился инок.
Постепенно в нем открылся дар наставничества, и многие люди стали приходить к нему за духовным утешением и поддержкой. Но особенно много к Антонию прибывало тех, кто желал подражать его жизненному пути. Так постепенно вокруг его пещеры формировались общины отшельников, для которых Антоний был наставником и примером для подражания.
Конечно, старца тяготила такая роль – он всю жизнь мечтал об уединении с Богом, а не о том, чтобы взять на себя нелегкий крест духовника огромного числа людей.
❄Однако в своем новом служении он увидел волю Божью и подчинился ей, до конца жизни будучи духовным отцом многих сотен иноков.
❄Так Господь судил этому человеку стать основателем нового вида подвижничества – отшельничества.
❄Собственно, и до выхода Антония в пустыню Церковь знала немало людей, которые покидали родные дома и бежали в дикие места. Но при этом каждый монах действовал лично по своему усмотрению, и многие из-за неопытности и гордыни кончали этот путь падением.
Антоний ввел жесткое правило: спасаться монахи могут и порознь, но духовный наставник у них должен быть один.
С тех пор отшельничество приобрело оформленный вид, и монахов, которые жили без внешнего духовного руководства, становилось все меньше и меньше.
Общины аскетов-одиночек стали называться лаврами (от греческого «laura» – «улица»). У лавры, как правило, был один литургический центр – либо храм в ближайшем селении, либо специально выстроенное помещение, где раз в неделю служил приглашаемый извне священник. Большинство времени монахи проводили в одиночестве, лишь раз в один-три дня сходясь для духовных бесед со старцем.
Часто жили и парами – более опытный аскет принимал в свою келью новичка и воспитывал его некоторое время, пока тот духовно не созреет для полного отшельничества.
Антоний имел непререкаемый авторитет, но никогда им не злоупотреблял. Его любили не только монахи, но и миряне.
❄Пару раз, уже будучи в преклонных летах, он дискутировал с еретиками, отрицавшими божественность Христа. Во время полемики открылось, что великий святой – не только опытнейший духовник, но и замечательный знаток Священного Писания, а также человек, чья богословская логика была во много раз крепче доводов большинства дипломированных философов и теологов.
Ведь если для большинства оппонентов Антония Библия и теология были всего лишь предметами изучения, то для самого старца это было плодом его личного мистического опыта общения с Богом – живого общения, которое он вел всю свою жизнь.
❄Обладал монах и даром исцеления, который, однако, тщательно маскировал и всегда говорил, что исцеляет только Господь.
❄Умер Антоний в одиночестве, попросив двух своих учеников оставить его в пещере и не открывать места своей кончины.
Святой понимал, что полуграмотные люди после его смерти начнут боготворить его, а ему хотелось совсем другого – чтоб слава от людей воздавалась не человеку, но Богу, от Которого и получил некогда Антоний благодатные дары.
Подвижник мирно отошел в Вечность в 356 году 105 лет от роду. Его святые мощи были найдены лишь спустя два века.
❄❄
При чтении жития этого удивительного подвижника, я сделал для себя два важных вывода. Прежде всего, своим примером Антоний показал, что монашество – это не банальное бегство от мира. Конечно, в любую эпоху находилось немало тех, кто желал просто спрятаться за стенами обители от забот и искушений мирской жизни, стремясь к некоей, как сейчас модно говорить, «гармонии с собою и с Богом». Но на самом деле монах – не беглец, а воин, стоящий на передовой борьбы с грехом и дьяволом. И проблемы, с которыми он сталкивается в пустыне, не идут ни в какое сравнение с искушениями, которые подстерегают его в городе.
Очень символично, что местом подвига Антония была гробница. Издревле кладбище (как и вообще любая пустошь или открытое море) считалось не только местом погребения тел, но и средой обитания злых духов. Античный человек чувствовал себя комфортно только в городе или в селе, где был под защитой социума и стен собственного дома. Чем дальше от населенных пунктов он находился, тем опаснее становилось его пребывание. Люди понимали, что мир – не их, что он оккупирован силами зла, и что в необжитые места лучше не ходить.
Христианство говорит совершенно о другом. Да – мир захвачен демонами, да – он лежит во зле, но это состояние – противоречит изначальному замыслу Творца. В идеале вселенная принадлежит человеку, а дьявол – вор, укравший это достояние у людей, а самих нас – сделавший своими подданными. Именно против такого положения дел и выступает монашество – оно уходит в пустыню, чтобы отвоевать ее у беса, чтобы показать, кто – хозяин, а кто – оккупант. Своими подвигами иноки первых веков окончательно утвердили христианский взгляд на мир как на Божье творение, которое нужно очистить от тех искажений, которые нанес ему враг. Святые пустынники понимали, что преображение мира начинается с преображения самого себя и достигается только через самоотречение и следование тому призыву к совершенству, который услышал в начале своего иноческого пути преподобный Антоний.
Вторым ключевым моментом и подвига Антония, и жизни остальных его последователей, вне зависимости от времени их жизни, стала борьба с плотью. Действительно, порою трудно понять монахов, которые лишают себя даже элементарных удовольствий, изнуряют себя постом, и все это – ради расплывчатой, на первый взгляд, идеи спасения. Но, оказывается, аскетизм иночества очень логичен, если принять во внимание вещь, на которую мы редко обращаем внимание.
Человек – существо сложное, и представляет собою сочетание личностного начала и материальной природы. Грубо говоря, любой из нас – это и «кто», и «что» одновременно. До грехопадения, в Божьем замысле о мире, личностное начало – главнее, оно руководит всеми процессами, которые происходят в человеке. Иными словами, Господь задумал человека существом иерархичным, упорядоченным, в котором все элементы находятся в гармонии. Эта система выглядит примерно так: Бог – личность – тело. Тело подчинено личности, а личность все свои устремления имеет в Боге. Но так – в идеале, реализоваться которому помешало грехопадение.
После того, как человек согрешил в раю, эта система соподчиненности катастрофически изменилась: материальное начало в человеческой природе взяло верх над личностью, и та вместо устремленности к Богу оказалась порабощена плотью. Именно на разрушение этого порочного круга и направлена вся аскетическая практика, а вовсе не на мазохистское самоистязание, как это покажется несведущему обывателю.
Путь монаха – это дорога домой, возврат к тому блаженному состоянию, которое знали наши прародители до того, как были совращены дьяволом на грех. Конечно, далеко не каждый может быть иноком, это – крайняя форма отречения от мира, доступная лишь немногим. Но, несмотря на это, все традиционное христианское богословие пропитано духом монашества. Потому что, становясь христианином, любой человек ступает на путь войны со злом, который до него уже был пройден такими выдающимися Христовыми воинами, как Антоний Великий и его сподвижники.
/Моисеенков Александр/
30 (13) ЯНВАРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО
Антоний Великий родился в Египте около 250 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Восемнадцати лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах, как они оставили все, чтобы идти за Господом. Входит в храм и слышит евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он в другой раз входит в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Антоний поручил сестру известным ему христианским девственницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.
Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали «другом Божиим». Затем он решается уйти дальше. Зовет старца с собой, и когда тот отказался, прощается с ним и поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу. Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле.
Нельзя изобразить, сколько искушений и борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, — в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов. Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда или Сам Господь являлся, или посылал ангела для его ободрения. «Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел прекратить мои страдания?» — воззвал Антоний, когда Господь, после одного тяжкого искушения, явился ему. «Я был здесь, — сказал ему Господь, — и ждал, пока не увижу твоего подвига».
Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне». Вдруг он видит: кто-то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. «Делай так и спасешься», — сказал ему ангел Господень.
Уже двадцать лет жил Антоний в своем уединении, когда некоторые из друзей его, узнав об его местопребывании, пришли, чтобы поселиться вокруг него. Долго они стучали к нему и просили его выйти к ним из своего добровольного заключения; наконец решились уже выломать двери, как Антоний отворил их и вышел. Они удивились, не найдя в нем следов изнурения, хотя он подвергал себя величайшим лишениям. Небесный мир царствовал в его душе и отражался на лице. Спокойный, сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро сделался отцом и наставником многих. Пустыня оживилась: в горах кругом явились обители иноков; множество людей пело, читало, постилось, молилось, трудилось, служило бедным. Святой Антоний не давал своим ученикам каких-либо определенных правил для монашеской жизни. Он заботился только о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд.
Но святой Антоний в самой пустыне тяготился многолюдством и искал нового уединения. «Куда ты хочешь бежать?» — был голос с неба, когда он на берегу Нила дожидался лодки, чтобы удалиться от людей. «В верхнюю Фиваиду», — отвечал Антоний. Но тот же голос возразил ему: «Поплывешь ли ты вверх — в Фиваиду, или вниз — в Буколию, тебе не будет покоя ни там, ни здесь. Иди во внутреннюю пустыню». Так называлась пустыня, лежавшая близ берегов Красного моря. Туда и пошел Антоний вслед за проходившими сарацинами.
Через три дня пути нашел он дикую высокую гору с ключом воды и немногими пальмами в долине. На этой горе он и поселился. Здесь он обработал небольшое поле, так что теперь никому не нужно было приходить к нему и приносить хлеба. По временам он посещал братию. Верблюд нес на себе хлеб и воду для поддержания сил его во время этих тяжких путешествий по пустыне. Впрочем, почитатели святого Антония открыли и последнее его уединение. Во множестве стали приходить к нему искавшие его молитв и наставлений. Приводили к нему болящих; он молился о них и исцелял их.
Святой Антоний уже около семидесяти лет жил в пустыне. Против воли, начал смущать его горделивый помысел, что здесь он старше всех. Он просил Бога удалить от него этот помысел и получил откровение, что один отшельник гораздо ранее его поселился в пустыне и более его служит Господу. Антоний встал рано утром и отправился искать этого неизвестного миру подвижника. Проходил целый день и не встретил никого, кроме пустынных зверей. Перед ним расстилалось необозримое пространство, но он не терял своей надежды. Рано утром он снова пошел. Перед его глазами мелькнула волчица, бежавшая к ручью. Святой Антоний подошел к этому ручью и увидел близ него пещеру. При звуке его шагов дверь в пещеру крепко замкнулась. Святой Антоний до полудня взывал через дверь к неизвестному подвижнику и просил показать ему свое лицо. Наконец, дверь отворилась и навстречу ему вышел глубокий старец, совершенно убеленный сединами. Это был святой Павел Фивейский. Он уже около девяноста лет жил в пустыне.
После братского лобзания, Павел спросил Антония: «В каком положении род человеческий? Какое правление в мире? Остаются ли еще идолопоклонники?» Прекращение гонений и торжество христианства в римской империи было для него радостной новостью, а появление арианства — горькой. Пока старцы беседовали, спустился к ним ворон и положил хлеб. «Щедр и милостив Господь, — воскликнул Павел. — Вот сколько лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый хлеб».
На следующее утро Павел открыл о себе Антонию, что скоро отойдет из мира; поэтому он просил Антония принести к нему мантию епископа Афанасия, чтобы прикрыть ею его останки. Антоний поспешил исполнить желание святого старца. Он возвратился в свою пустыню в сильном волнении и на вопросы братьев-монахов мог сказать только: «Грешный, я считал себя еще монахом! Я видел Илию, я видел Иоанна, я видел Павла в раю». На обратном пути к святому Павлу он видел его возносящего на небо среди сонма ангелов, пророков и апостолов.
«Зачем, Павел, не дождался ты меня? — воскликнул Антоний. — Так поздно я узнал тебя и так рано ты уходишь!» Однако, когда вошел в пещеру Павла, он нашел его безмолвно и недвижимо стоящим на коленях. Антоний также встал на колени и начал молиться. Уже после нескольких часов молитвы убедился он, что Павел потому не движется, что мертв. Он благоговейно омыл его тело и завернул в мантию святителя Афанасия. Вдруг явились два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую могилу, где Антоний и похоронил святого подвижника.
Преподобный Антоний скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование Великого.
Преподобный Антоний основал отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой. Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделили общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий.
ОН УШЕЛ В ПУСТЫНЮ, ПЕРВЫЙ ИЗ ВСЕХ ПОДВИЖНИКОВ, для того, чтобы бороться со злом, которое существовало в его сердце. Он не бежал от мира: он уходил в пустыню на единоборство, чтобы сразиться лицом к лицу со злом более сложным, более страшным и разрушительным, чем то зло, которое нас окружает в миру.
И вот, в какой-то период страшной, разрушающей бурей нашли на него искушения всякого рода; и он боролся отчаянно, он боролся изо всех своих сил, и наконец эти силы в нём истощились, не только душевные, но и телесные, и он лег на голую землю, чувствуя, что бороться больше не может. И в этот момент перед ним предстал Спаситель Христос, и вся тьма просветилась Его присутствием, весь ужас отошел. И тогда, бессильный даже встать перед Ним и поклониться Ему, Антоний воскликнул:
- Господи! Где же Ты был, когда я был в таком страшном борении? Неужели Ты не мог мне помочь?..
И Спаситель ему ответил:
- Я НЕВИДИМО СТОЯЛ РЯДОМ С ТОБОЙ, ГОТОВЫЙ ТЕБЕ ПОМОЧЬ, ЕСЛИ ТОЛЬКО ПОКОЛЕБАЛАСЬ БЫ ВЕРА ТВОЯ...
Митрополит Антоний Сурожский
Наследие и память Антония Великого
✍Во времена правления императора Юстиниана I Великого (527–565 годы) мощи святого Антония всё же были найдены в египетской пустыне и доставлены в Александрию, а затем, по завоевании Египта сарацинами в VII веке, в Константинополь. Из Константинополя в Х - XI вв. святые мощи перенесены в епархиальный округ Вьенский, а в XV веке - в Арис (Франция), в храм святого Иулиана.
✍Антоний не был церковным писателем в традиционном смысле. Однако до нас дошли тексты, составленные на основе его бесед. Среди них трактовки христианских монашеских добродетелей, послания к монастырям, посвященные духовной борьбе, и увещевания к монахам, а также правила монашеской жизни.
В конце V века на основе поучений Антония Великого был составлен сборник изречений, отражающих идеал, к которому должны стремиться монахи. Большая часть наставлений преподобного вошла в известный и важный для христиан сборник «Добротолюбие».
Тропарь преподобного Антония Великого
глас 4
Ревнителя Илию нравы подражая, Крестителю правыми стезями последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Антония Великого
глас 2
Житейския молвы отринув, безмолвно житие скончал еси, Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший, с ним убо тя почитаем, отцев начальниче, Антоние.
Молитва преподобному Антонию Великому:
О, преподо́бне и богоно́сне о́тче на́ш Анто́ние! Ве́руем, я́ко ты́, предстоя́ престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы, ве́лие и́маши дерзнове́ние в моли́твах ко Всеми́лостивому Го́споду Бо́гу, И́же всегда́ послу́шает тебе́, ве́рнаго раба́ и уго́дника Своего́. Сего́ ра́ди со умиле́нием смире́нно припа́даем к тебе́, свя́тче Бо́жий: не премолчи́ о на́с моли́тися ко Го́споду Бо́гу, в Тро́ице покланя́емому и сла́вимому, да, ми́лостивно призре́в на ны́, не попу́стит на́м поги́бнути во гресе́х на́ших, но да возста́вит па́дших, да пода́ст исправле́ние зло́му и окая́нному на́шему житию́, от гряду́щих грехопаде́ний восхища́я, и да прости́т на́м вся́, ели́ка согреши́хом мы́слию, сло́вом и де́лом, от рожде́ния до сего́ часа́. Ты́, подви́жниче доброде́тели, ве́си не́мощь и ско́рбь време́н настоя́щих, моли́ у́бо вы́ну Христа́ Бо́га, да николи́же на́с оставля́ет Его́ неизрече́нное милосе́рдие, но да храни́т на́с от мирски́х искуше́ний, от диа́вольских сете́й и от плотски́х похоте́й, да прии́мем от Него́ тобо́ю и вся́ потре́бная к жи́зни вре́менней, освобожде́ние от бе́д и напа́стей, и неосла́бное терпе́ние до конца́. Испроси́ на́м в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т на́ш и невозбра́нно прейти́ от земли́ на не́бо, мыта́рств же, и бесо́в возду́шных, и ве́чныя му́ки изба́витися, и сподо́битися Ца́рства Небе́снаго с тобо́ю и со все́ми святы́ми, угоди́вшими Го́споду Бо́гу и Спаси́телю на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Святый отче Антоние, моли Бога о нас!
Основатель христианского монашества.
Антоний Великий не первым удалился в пустыню и не в этом смысле он является отцом монашества. И до него уже во II веке были люди, которые селились на более и менее продолжительное время в уединённых местах для аскетических целей, иногда по внешним побуждениям, например, из-за гонений на христиан, но часто исключительно для подвигов воздержания.
Но преподобный Антоний был первым ярким и принципиально новым представителем пустынного жительства: «он освятил монашескую отшельническую жизнь».
Антоний не основывал монастырей и не мечтал о роли духовного наставника — аввы. Люди сами начали приходить к этому человеку, ушедшему жить в пустыню, чтобы проводить аскетическую и духовно-созерцательную жизнь. Видя его духовную мудрость, вокруг него собралось много учеников-пустынников и последователей.
Преподобный Антоний считается основателем отшельнического монашества. При такой организации монашества несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам.
Несколько скитов, соединённых под властью одного аввы, назывались лаврой (отсюда сохранившиеся до сих пор названия крупных православных монастырей — Киево-Печерская Лавра,Троице-Сергиева Лавра и др.). Но ещё при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни.
Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделяли общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного (киновийного) монашества считается преподобный Пахомий Великий.
Изречения святого Антония Великого
«Я видел все ловушки, врагом расставленные на земле, и сказал со вздохом: „Кто сможет их обойти?“ Тогда я услышал голос, сказавший: „смиренный“».
«Не попадёт в рай тот, кого не искушали. Отними искушение — и никто не обретёт спасения».
«Будем убегать ненависти и распрей. Кто находится в дружбе с заражённым ненавистью и сварливым, тот находится в дружбе с хищным зверем. Точно, доверяющий себя зверю безопаснее того, кто доверяет себя сварливому и заражённому ненавистью. Не отвращающийся от сварливости и не гнушающийся ею не пощадит никого из человеков, даже друзей своих».
«Бьющий кусок железа наперёд смотрит мыслью, что намеревается сделать: серп, меч или топор. Так и мы должны размышлять: к какой добродетели приступить нам, чтобы не трудиться понапрасну».
«Ежедневно умирай, чтоб жить вечно: потому что боящийся Бога жив будет во веки».
«Если кто заговорит о неполезном для души, — будь подобен глухому, который не слышит, и немому, который не говорит».
«Если случится кому, по наущению диавола, подвергнуться падению: тот да восстанет покаянием, — да прибегнет к Тому, Который низшел на землю для спасения одной овцы, увлеченной грехом в заблуждение».
«Если увидишь, что брат впал в грех, то не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его; иначе впадешь в руки врагов твоих».
«Люби смирение; оно покроет все грехи твои».
«Молитва, совершаемая с небрежением и леностию — празднословие».
«Не будь сластолюбив и предан объедению, чтоб не возобновились в тебе прежние твои согрешения».
«Не забывай трудов, понесенных тобою ради добродетели, не впади в леность, чтоб не оказаться в последний час твой нерадивым и заблудшим с пути правого; но возлюби Господа до конца, чтоб наследовать милосердие».
«Не приклони слуха, чтоб услышать зло о ближнем; будь другом человеков, и стяжешь жизнь».
«Не ропщи и не позволь себе оскорбить кого-либо».
«Не считай себя мудрым: иначе гордостию вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих».
«Непрестанно бодрствуй над собою, чтобы не быть обольщенным и сведенным в заблуждение, чтоб тебе не впасть в леность и нерадение, чтоб не быть отверженным в будущем веке. Горе ленивым! приблизился конец их и некому помочь им, нет им надежды спасения».
«Никому не предлагай того, никого не учи тому, чего прежде сам не исполнил на деле».
«О добром деле, которое желаешь сделать, отнюдь не говори, — исполни его, не разгласив о нем предварительно».
«Остерегись рассердиться на кого-либо, — прощай всем».
«От ближнего нам и жизнь, и смерть. Ибо если приобретем брата, то приобретаем Бога, если же соблазним брата, то согрешим против Христа».
«Ощутив гнев, тотчас отвергни его далеко от себя, чтоб радость твоя о Господе пребыла ненарушенною до конца. Умоляю, как юношей, так и старцев, чтоб они не дозволяли гневу обладать собою».
«Прочь — ложь! она изженет из тебя страх Божий».
«Радуйся в искушениях, которые будут допущены тебе: при посредстве их приобретается духовный плод».
«Сын мой! не умножай слов: многословие удалит от тебя Духа Божия».
«Удали от себя ненависть, охраняй себя от вожделений твоих, равно как и от скверных помышлений».
Народный прогноз погоды: 30 Января. В этот день почитается память преподобного Антония Великого. В прежние времена этот день называли Антон Перезимний — именно 30 января считалось серединой зимы. В этот день часто случались оттепели, а следом за ними наступали сильные морозы. Отсюда и примета, что зимнему теплу верить нельзя: «Перезимник обнадежит, обтеплит, а потом обманет — все морозом стянет». Если на Антония небо заволакивалось тучами, ожидали метели.