Император Константин Великий, одержав 1 сентября 312 года победу над Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. Отцы Первого Вселенского Собора (в 325 году) в память об этом определили начинать Новый год с 1 сентября, как дня, который был началом «свободы христианской». На Руси в 1492 году Московский собор принял считать летоисчисление с 1 сентября вместо 1 марта в честь этого великого события.
На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения – их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Простой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.
Новолетие праздновалось в день 1 сентября до прихода на трон Петра Великого, который в 1699 году указал перенести день новолетия на 1 января. Но в богослужебных книгах приход нового лета остается за 1 сентября.
ЗАПИСКИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ
Если мы откроем церковный календарь, то увидим, что 14 сентября Начало ИНДИКТА или ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ.
Сколько непонятных слов! Давайте разбираться.
Новолетие - новые лета - т.е. НОВЫЙ ГОД.
Думаю, большинство детей старше 4 лет знают, что календарный Новый Год мы отмечаем в январе.
Но эта традиция относительно молодая: ей всего 322 года.
А как было раньше?
И всё-таки что такое ИНДИКТ?
Слово «индикт», или «индиктион» (лат. indiction – «объявление»), пришло к нам из Римской Империи. В конце третьего века этой страной правил жестокий император язычник Диоклетиан. Он повелел жителям империи каждый год платить дань. И платить её нужно было не деньгами, а продуктами. Поскольку урожай собирали к осени, то решено было установить единый день для уплаты продуктовой дани (продуктового налога) - 1 сентября. Этот налог, а так же весь отрезок времени от 1 сентября до следующего первого сентября и стали называть ИНДИКТОМ.
Через некоторое время после Диоклетиана императором стал Константин. Он крестился и основал новую империю - Византию. Там 1 сентября стали считать Новым Годом - и в церкви, и в государстве (просто в жизни).
Из Византии христианство пришло на Русь, где так же со временем стали отмечать в один день - 1 сентября - Церковный Новый Год (его так и продолжали именовать индиктом), и Гражданский Новый год.
Традиция эта осталась на многие годы, не смотря даже на то, что в Европе Новый Год стали отмечать 1 января.
И вот прошло много времени, императором в России стал Пётр I. Как вы знаете, он любил всё европейское и хотел, чтобы Россия стала Европой. Тогда в 1699 году он повелел перенести начало года на 1января. После 1700 года начало КАЛЕНДАРНОГО и ЦЕРКОВНОГО года совпадать перестали.
Интересно, что 1699 год длился 4 месяца вместо 12 😁
❗если дети школьники, предложите им самим догадаться - почему?
Так получилось от того, что в сентябре встретили 1699 год, а в январе (по новому указу Петра) 1700.
В 20-м веке Россия перешла с Юлианского календаря на Григорианский. Почему так произошло - вопрос очень сложный. Богословы до сих пор спорят - какой календарь всё же точнее. Даты в этих календарях отличаются на 2 недели. Русская Православная церковь календарь менять не стала. Она так и продолжает жить по Юлианскому календарю. Вот так и получается, что на церковном календаре сегодня 1 сентября, начало ЦЕРКОВНОГО ГОДА, ИНДИКТА, а на гражданском уже 14-е.
Что же такое ЦЕРКОВНЫЙ ГОД?
Это повторяющаяся из года в год система постов, праздников и дней памяти святых. На ее основе строится богослужебная жизнь Церкви. Годовой богослужебный круг состоит из двух типов праздников: неподвижных и подвижных.
Церковный календарь устроен так, что первый двунадесятый (т.е. большой, важный) праздник в церковном году — Рождество Богородицы, а последний — ее Успение. Это, конечно, не случайно, ведь в течение жизни Матери Божией произошли все важнейшие для нашего спасения события: Бог родился во плоти, искупил человечество Своей Крестной смертью, основал на земле Свою Церковь, апостолы возвестили Евангелие всему цивилизованному миру. С Рождения Богородицы начался этап земной жизни Иисуса Христа, и Ее же Успением этот этап закончился.
Тропарь
глас 2
Всея́ тва́ри Соде́телю,/ времена́ и ле́та во Свое́й вла́сти положи́вый,/ благослови́ вене́ц ле́та бла́гости Твоея́, Го́споди,/ сохраня́я в ми́ре лю́ди и град Твой// моли́твами Богоро́дицы и спаси́ ны.
Перевод: Всего творения Создатель, времена и сроки Своею властию определивший, благослови круг года благости Твоей, Господи, сохраняя в мире верных и град Твой, по ходатайствам Богородицы, и спаси нас.
Кондак
глас 2
В Вы́шних живы́й, Христе́ Царю́,/ всех ви́димых и неви́димых Тво́рче и Зижди́телю,/ И́же дни и но́щи, времена́ и ле́та сотвори́вый,/ благослови́ ны́не вене́ц ле́та,/ соблюди́ и сохрани́ в ми́ре град и лю́ди Твоя́,// Многоми́лостиве.
Перевод: На высотах живущий Царь, Христе, всего видимого и невидимого Творец и Создатель, дни и ночи, времена и годы сотворивший, благослови ныне круг года, сбереги и сохрани в мире город и людей Твоих, Многомилостивый!
Евангельское чтение (новолетия)
(Евангелие от Луки. глава 4, стихи 16-22. "Проповедь Иисуса Христа в Назарете")
[В то время Иисус] пришел в Назарет, где был воспитан, и в день субботний вошёл, как делал обычно, в синагогу, и встал, чтобы исполнять дело чтеца. И подали Ему свиток пророка Исайи; и, развернув свиток, нашёл Он место, где написано:
«Дух Господа на Мне;
ибо Он посвятил Меня помазанием Своим
благовестить убогим
послал Он Меня,
возвещать пленённым свободу
и слепцам прозрение,
отпускать на волю утесняемых,
возвещать лето Господне благоприятное
[или: возвестить год милости Господней]!»
(Ис.61:1-2)
И свернув свиток, Он отдал его служителю и сел; и взоры всех в синагоге устремились на Него. Он же начал говорить им, что сегодня исполнилось перед ними это слово Писания.
И все подтвердили (засвидетельствовали) Ему это и удивлялись словам благодати, исходившим из Его уст, и спрашивали: «Разве Он – не сын Иосифа?»
Комментарий к Евангельскому чтению
Интересные страницы:
Рождество Пресвятой Богородицы
Память Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца