День памяти : 13 мая (30 апреля)
И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним (Евангелие от Матфея, глава 4, стих 22) |
Святой апостол Иаков был старшим братом апостола Иоанна Богослова и входил в число двенадцати ближайших учеников Христа. Так как среди двенадцати апостолов был еще один с таким именем, то Иакова стали называть Зеведеевым - в честь его отца, или Иаковом Старшим.
В Евангелии сохранилось описание того, как Господь призвал к служению Иакова и Иоанна. Братья были простыми рыбаками, в момент встречи со Спасителем они чинили сети, но тут же откликнулись на призыв и последовали за Ним. Известно, что Христос называл братьев «сыновья грома», видимо за их порывистый характер. Примеры их искреннего пыла и горения в вере не раз упоминаются в Евангелии.
Святым апостолам Иакову, Иоанну и Петру Господь преимущественно открывал Божественные тайны: при воскрешении дочери Иаира (Мк.5,37-42; Лк.8,51-55), на Фаворской горе (Мф.17,1-9; Мк.9,2-9; Лк.9,28-36) и в Гефсиманском саду (Мф.26,37-46; Мк.14,32-42; Лк.22,39-45).
После Вознесения Христа и сошествия Святого Духа, апостолы отправились на проповедь в разные уголки мира.
Св. апостол Иаков проповедовал в Испании и других странах мира. Затем возвратился в Иерусалим, где открыто учил об Иисусе Христе, что Он истинный Мессия, Спаситель мира, обличал фарисеев и книжников в жестокосердии и неверии. Иудеи были не в состоянии противостоять апостольскому слову и за деньги наняли философа-волхва Гермогена, чтобы тот вступил в диспут с апостолом и опроверг его доводы о Христе как о пришедшем на землю обетованном Мессии. Волхв послал ко святому апостолу своего ученика Филита, но тот уверовал в Господа Иисуса Христа. Вскоре и сам Гермоген убедился в силе Божией, сжёг свои волшебные книги, принял святое Крещение и сделался истинным последователем Христовым.
Тогда иудеи убедили царя Ирода Агриппу (40–44 гг.) схватить апостола Иакова и осудить его на смерть. Святой Иаков, спокойно выслушав смертный приговор, продолжал свидетельствовать о Христе.
О смерти апостола Иакова говорится на страницах Нового Завета. По преданию, он был схвачен по доносу римлянами в сорок четвертом году. Один из лжесвидетелей, некий Иосия, присутствовал на суде. Он видел спокойствие апостола, его убежденность в истинности христианской веры. Тогда Иосия раскаялся и сам уверовал. Когда Иакова повели на казнь, вчерашний доносчик пал к его ногам и молил о прощении. Апостол обнял, поцеловал его и сказал: «Мир тебе и прощение». Иосия исповедал всенародно свою веру и был казнен вместе со святым Иаковом.
«Радуйся, Иакове, апостоле Христов и молитвенниче о душах наших».
Святой апостол Иаков Зеведеев был сыном рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника и старшим братом апостола Иоанна Богослова. Вместе с младшим братом Иаков помогал отцу в его промысле.
Берег Галилейского озера во времена Христа… Только что призваны первые апостолы — Андрей и Петр. И вот Спаситель увидел других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его. Братья-апостолы были из тех простых галилейских рыбаков, которых Иисус Христос обещал сделать ловцами человеков (Мф.4,19).
Два брата: Иоанн — юноша, Иаков — человек зрелый и состоявшийся. Бросая свои сети, не слыша голоса пытавшегося остановить их отца, они следуют за Иисусом, Учителем праведности, и навсегда становятся Его учениками, самыми близкими — двумя из Двенадцати.
И с той же восторженной преданностью следовали они за Господом в Его странствиях по палестинским дорогам. Не ослабевал, а все ярче и ярче разгорался в их сердцах священный огонь во все три года, когда Иисус проповедовал Евангелие Царствия и исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф.4,23).
При избрании в число апостолов Христос назвал двух братьев-Апостолов, Иакова и Иоанна, сынами громовыми (Мк.3,17).
"И поистине, - говорит митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким), - духовная мощь этих избранников Божиих была такова, что они могли растворять и затворять небеса подобно древнему Пророку Илие. Как и всех ближайших учеников Своих, Христос наделил их властью над демонами и стихиями – эту власть сыны громовы собирались употребить на истребление нечестивцев.
Когда в одном из селений полуязыческой Самарии отказались принять Божественного Учителя, святые Иаков и Иоанн хотели испепелить всех ее жителей небесным огнем. Но Господь Иисус пресек их мстительный порыв, сказав: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк.9,55–56).
То был урок Милости Господней, перед которой самый праведный мирской гнев делается злой ложью. Да, в то время Апостолы еще не знали, какого они духа. На смену Ветхому Закону являлся Новый Завет, Откровение Любви. Сын Божий стал Сыном Человеческим не затем, чтобы карать, но чтобы спасать падших, на Пречистых плечах Своих вытаскивать их из земной грязи, Пречистой Своею Кровью омывать их грехи.
К постижению этой тайны Вселюбящего Бога вел учеников Христос. Для последования Жертвенному Своему Человеколюбию воспитывал Апостолов Спаситель. И необычайно чуткими к Учению Господню оказались сыны громовы. Святые Иаков и Иоанн обладали пылкими, боголюбивыми сердцами. А сердце, любящее Создателя, быстро научается любить людей.
Серцеведец Христос сделал сынов громовых не только близкими, но избраннейшими из избранных Своих учеников. Только троих из двенадцати Апостолов – Иакова и Иоанна Зеведеевых, а также Симона-Петра посвящал Сын Человеческий в величайшие тайны и свершения Свои.
Эти трое стали свидетелями того, как Иисус воскресил умершую дочь Иаира, и могли понять, что Спаситель обладает властью над смертью. Эти три Апостола были возведены на гору Фавор, где видели Преображение Господне – лицезрели Божественную Славу Христа.
Так дивными знамениями Своего величия Иисус готовил лучших учеников к зрелищу Своего унижения – страшному Голгофскому искушению. Увы! такое испытание оказалось не по силам даже лучшим из лучших сынов падшего человечества. Тщетно предостерегал их Божественный Наставник: Бодрствуйте и молитесь... дух бодр, плоть же немощна (Мф.26,41).
Уже надвигался страшный час распятия Господня, а Его ученики затеяли суетный спор о почестях. Видение Фаворского света опьянило рассудок святых Иакова и Иоанна: им захотелось стать во Царствии Христовом выше всех других Апостолов, воссесть по правую и левую руку Божественного Учителя. На их притязания Спаситель ответствовал: "Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем" (Мф.20,22).
Сыны громовы не понимали, о чем просили и что говорили. Высшие почести в Небесном Царствии достигаются самопожертвованием, подобным Жертве Распятого Спасителя. Чаша Христова означала чашу невыносимых страданий. Крещение Его означало крещение собственной кровью. И в этом грозном даре не отказал любимым ученикам Всещедрый Господь, сказав: Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься (Мф.20,23).
Но по тогдашней духовной слепоте Апостолы были еще не готовы ни к подвигам самопожертвования, ни даже к верности Спасителю в час скорби Его.
Вот святые Петр, Иаков и Иоанн, свидетели Славы Господней, пришли с Ним в Гефсиманский сад. Сын Человеческий сказал им: душа Моя скорбит смертельно: побудьте здесь и бодрствуйте со Мною (Мф.26,38). Предчувствуя чашу Крестную, Он молился до кровавого пота – а ученики заснули от печали (Лк.22,45). Наконец появился предатель с толпой богоубийц – а все ученики, оставивши Иисуса, бежали (Мф.26,56). Христос был покинут всеми, остался наедине с сынами погибели и сказал им: теперь ваше время и власть тьмы (Лк.22,53). И пока длилась власть тьмы, продолжался мертвящий духовный сон Апостолов – во мраке страха и отчаяния.
Тому надлежало быть. Вплоть до совершения Искупительной Жертвы Христовой мир оставался в диавольских цепях. Даже лучшие из людей такого мира – ученики Иисуса – были безсильны в борьбе со вселенской злобой. Но вот свершилось Искупление! Христос победил грех и ад, упразднил смерть. И в омытом Кровью Господней мире первыми испытали на себе чудо духовного возрождения святые апостолы.
Просвещенные Воскресением Спасителя, укрепленные благодатью Святого Духа, они стали безстрашны, мудры, радостны среди любых испытаний и скорбей. Они стали способны пить чашу Иисусову и креститься Его крещением.
После Воскресения Христова они проповедуют в Иерусалиме и в Палестине. По прямому указанию Спасителя, Иоанн берет к себе в дом Божию Матерь и заботится о Ней.
Старший сын громов, святой Иаков Зеведеев, первым из Апостолов удостоился светозарного мученичества во Имя Христово.
Благовестническим жребием святого Иакова была Испания. Там от пламенного его слова возгорелось священным огнем множество сердец, создалась мощная община верных. Испанская Поместная Церковь, осененная именем Сант-Яго – святого апостола Иакова Зеведеева, отличалась особо пылкой ревностностью в первые века христианства, являясь одним из оплотов истинной веры. В числе доблестных ее сынов тех времен – святитель Осия Кордубский, победитель ересей.
Апостольские странствия святого Иакова прервались из-за необходимости его возвращения в Иерусалим для борьбы с коварством богопротивников. Иудейская верхушка не удовлетворилась распятием Спасителя мира, но начала плести интриги против Его последователей, пытаясь выставить христиан мятежной, безнравственной сектой, опасной для народа и государства. Истинным сыном громовым, бичом Божиим явился святой Иаков для их ухищрений.
Галилейский рыбак, ставший духоносным Апостолом, он посрамлял красноречивейших фарисеев и ученейших книжников, обличая совершенное ими убийство Истинного Мессии, призывая народ покаяться и обратиться ко Господу Иисусу. Знавшие наизусть текст Ветхого Завета, вникавшие в тонкости обряда буквоеды умолкали перед благовестником, в чьих речах звучало живое Божественное Откровение. Никакие мудрования клеветы не могли устоять перед Истиной Господней, гремевшей в апостольских словах.
Имя Иакова как неутомимого миссионера и свидетеля о Христе гремит по всей Иудее. Ничья проповедь так не страшила злочестивцев, как слово святого Иакова. Поэтому в 44 году, желая прекратить проповедь о Воскресшем и уничтожить семена христианства, они задумали расправиться с ним любым способом.
Чтобы заставить Апостола замолчать, фарисеи подкупили некоего Гермогена, колдуна-волхва, искушенного также и в философских словопрениях. Закон Моисеев запрещает обращение к чародеям под страхом смерти, но фарисеи, представлявшие себя ревнителями Закона, вменяли его ни во что, когда речь шла о кознях против христиан.
Гермоген был «продвинутый сатанист» и весьма гордился своим умением вызывать демонов. Лично вступать в борьбу со святым Иаковом колдун считал для себя унизительным, поэтому послал к нему своего ученика Филита.
Однако премудрость духоносного Апостола настолько поразила ученика чародея, что он обратился в христианство.
Узнав об этом, разъярившийся Гермоген заклял бесов, чтобы они связали Апостола Иакова и новообращенного Филита. Но, приблизившись к дому святого апостола, духи злобы сами оказались связаны силою Господней. Бесы начали умолять святого Иакова освободить их, признаваясь:
– Мы даже и мухи не можем тронуть в твоем доме.
Апостол сказал им:
– Пойдите и приведите ко мне сюда Гермогена, не сделав ему никакого вреда.
Бесы повиновались могучему приказу святого Иакова. И вот перед Апостолом предстал гордый волхв Гермоген. Не местью, а добром встретил благовестник Христов своего врага, оказавшегося в его власти. Он не только освободил связанного Гермогена и отпустил его с миром, но и защитил его от лютости демонов, жаждавших выместить на незадачливом чародее свою неудачу. Пораженный духовным величием и милосердием святого Иакова, Гермоген упал к его ногам и взмолился:
– Истинный раб Истинного Бога, избавляющий от погибели души людей! Помилуй и меня, и прими твоего врага в ученики себе!
С радостью и любовью принял святой Иаков покаяние заблудшего. Гермоген сжег свои волшебные книги, крестился и начал повсюду свидетельствовать Истину Господню, творя чудеса уже не мрачной силой бесовской, но пресветлым Именем Иисуса Христа, приводя людей к святой вере.
Узнав, каким новым позором обернулась для них затея с подкупом колдуна, взбешенные фарисеи начали клеветать на святого Иакова перед царем Иродом Агриппой, требуя казни Апостола и других проповедников христианства. Ирод Агриппа вполне унаследовал нечестие своего деда Ирода Великого, убийцы Вифлеемских младенцев. Тирана не нужно было долго уговаривать на злое дело: святого Иакова схватили и повели на казнь.
Сын громов шел на смерть с великой радостью в сердце: Возлюбленный Учитель позволял ему пить из Своей чаши. Вопила разъяренная толпа иудеев, в Апостола летели плевки и камни, но лицо его оставалось спокойным. И как только стихал очередной взрыв надругательств, благовестник обращался к народу с кротким увещеванием – словами Священного Писания, доводами сердца и разума, доказывая Божественность Иисуса Христа.
Как не похож стал возросший в любви Христовой Апостол Иаков на того юнца, который некогда хотел обрушить громы и молнии на маловерных самаритян. Теперь любвеобильный ловец человеков, позабыв о близкой своей казни, всеми силами пытался спасти для вечности души тех, кто упивался зрелищем его мучений. И зов самоотверженной любви Апостола нашел отклик. Услышавший был Иосия, предатель.
Иосия являлся одним из главных доносчиков на святого Иакова. Соблазненный деньгами и уговорами фарисеев, называвших расправу с христианами богоугодным делом, Иосия подписал дикую клевету на незнакомого человека.
Теперь он видел этого человека: мужественного, милосердного, святого – и был потрясен до глубины души. Во внезапном озарении Иосия постиг, что перед ним свидетель Божественной Истины, что подобных учеников мог иметь только Спаситель мира. Предатель понял, кого он обрек на смерть своим доносом. Ужас перед собственным злодеянием поразил Иосию: он стал мерзок самому себе, ему захотелось немедленно наложить на себя руки, стали мерещиться веревка и петля... Но нет! Вдруг какой-то дивный свет заполнил его сознание, и горько-сладкие слезы хлынули из его глаз.
Иосия выбежал из толпы и встал рядом с Апостолом, воскликнув: «Дух Божий в устах его! Мы распяли Истинного Мессию, а теперь убиваем праведника! Иисус Христос – Господь, Сын Божий!» Услышав его речи, царь Ирод поморщился и жестом приказал воинам: казнить и этого! Теперь они шли на смерть вместе: безвинно осужденный Апостол и раскаявшийся его предатель.
То были счастливейшие земные мгновения для обоих. Иосия торопливо рассказывал обо всей низости, грязи, лжи своей жизни, о гнусном своем доносе. Наконец, с тяжким усилием поднял он повинную голову, ожидая увидеть на лице оклеветанного им Апостола праведный гнев и отвращение.
Но словно океан сияния вдруг объял Иосию: таким великим состраданием, такой безконечной любовью к нему лучился взор святого Иакова. Полнотою счастья завершался подвиг сына громова, ибо не один он восходил в объятия Иисуса Сладчайшего, но искупал своим мученичеством и вел с собою в Вечную жизнь любимого брата Иосию, бывшего грешника.
Вместе склонили они головы под мечи палачей. Вместе вознеслись в Царство Справедливости, Добра и Любви их души – пламенная душа Апостола Иакова Зеведеева и просветленная душа Иосии, крестившегося собственной кровью в последний миг земной жизни".
Первый апостол — мученик Церкви, чья пролитая кровь становится свидетельством вражды зла против Церкви и Истины. Но, как спустя полтора столетия скажет Тертуллиан, «кровь мучеников — семя христианства». Вера, которая больше и прекрасней, чем жажда земной жизни, все больше и больше распространялась по земле.
«Великое человеколюбие Апостолов – это отблеск всепрощающей любви Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Судьба помилованного доносчика Иосии показывает, как просто мог спастись даже Иуда-предатель: если бы не отчаяние, внушенное диаволом, а покаяние пред Господом Милующим последовало за его преступлением.
Нет падений, из которых человек не мог бы восстать, если сумеет довериться безконечной Благости Божией, всем сердцем обратиться к Вселюбящему Создателю.
Вочеловечившийся Господь шел на страдания и смерть, чтобы спасти нас для вечности. Безконечно милостив Он к падшим, заблудшим, осквернившимся. Его Божественному милосердию призваны последовать все верные: Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев (1Ин.3,14).
Дорогие во Христе братья и сестры! – обращается к нам митрополит Владимир (Иким). - Как прекрасна и могущественна любовь Апостола Иакова, ею преображавшего души своих врагов, делавшего злых – добродетельными, низких – святыми. Как светло человеколюбие учеников Христовых, вслед за Божественным Учителем, положивших души свои за братьев (1Ин.3,16). Но как постыдно видеть среди нас, именующих себя христианами, мелочные ссоры, взаимные обиды, гнев и злопамятство. Не только своих недоброжелателей, но наших братьев и сестер по святой вере и даже самых родных и близких нам людей мы не умеем прощать, миловать, истинно любить.
Стыдно и страшно это, ибо, по слову апостольскому: «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Ин.4,20), и не любящий брата пребывает в смерти (1Ин.3,14).
Так да пробудит наши омертвевшие сердца к братолюбию христианскому пример апостольских деяний, вечно живая их любовь. Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога (1Ин.4,7). Аминь».
Иаков Зеведеев одним из трех был, Кто зрел Христовы тайны и в себе носил: Созерцал он Спаса преображенного, Огнелика, в белые ризы облаченного. Видел скорбь Господню в Гефсиманском саду, Узника пречудного муки и беду, Изумлялся искренне Христа уничижению, Пока не был просвещен светом Воскресения. Уверовал Иаков, когда Господь восстал, Как грезы сновидений, сомненья разогнал! А как Дух Святой сошел пламенным светом, Непобедимым воином стал апостол этот. Днем и ночью ратовать начал неустанно, Чудеса преславные творить непрестанно, И всё — с Божьей помощью, во славу Христову, Всю пленил вселенную он именем новым. Дивно имя Господа в мире воссияло, Ко Христу народы крепко привязало... Отсек Иакову главу род кровожадный, злой, Но Бог святого ратника в небесный ввел покой. (Святитель Николай Сербский) |
Тропарь апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова
глас 3
Апо́столе святы́й Иа́кове,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Перевод: Святой апостол Иаков, моли Милостивого Бога, да подаст душам нашим прощение прегрешений.
Кондак апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова
глас 2
Глас Боже́ственный слы́шав, призыва́ющ тя,/ любо́вь отца́ презре́л еси́/ и прите́кл еси́ ко Христу́, Иа́кове, с сро́дником твои́м, сла́вне,/ с ни́мже сподо́бился еси́ ви́дети// Госпо́дне Боже́ственное преображе́ние.
Перевод: Голос Бога услышав, призывающий тебя, ты оставил любимого отца своего и пришел ко Христу, Иаков, с родственником твоим, достойный славы, с ним же удостоился видеть Божественное Преображение Господа.
Молитва апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова
О, вели́кий и возлю́бленный Апо́столе Христо́в Иа́кове! Приими́ на́с, гре́шных, под твое́ си́льное заступле́ние прибега́ющих. Испроси́ у Всеще́драго Человеколю́бца Христа́ Бо́га на́шего, И́же пред очесы́ твои́ми Кро́вь Свою́ за ны́, непотре́бныя рабы́ Своя́, излия́л еси́, да не помяне́т беззако́ний на́ших, но да поми́лует на́с и сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й: да да́рует на́м здра́вие душе́вное и теле́сное, вся́кое благоде́нствие и изоби́лие, наставля́я на́с обраща́ти о́ная во сла́ву Его́, Творца́, Спаси́теля и Бо́га на́шего, по кончи́не же вре́менныя жи́зни на́шея от немилосе́рдых истяза́телей на возду́шных мыта́рствах да изба́вит на́с, и та́ко да дости́гнем, тобо́ю води́мии и покрыва́емии, Го́рняго о́наго Иерусали́ма. О вели́кий Иа́кове! Сохрани́ вся́ гра́ды и страны́ христиа́нския, хра́м се́й, служа́щих и моля́щихся в не́м, от гла́да, губи́тельства, тру́са и пото́па, огня́ и меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни; изба́ви на́с от вся́кия беды́ и напа́сти и моли́твами твои́ми отврати́ от на́с пра́ведный гне́в Бо́жий, и Его́ милосе́рдие на́м испроси́, да вку́пе с тобо́ю сподо́бимся прославля́ти в невече́рнем дни́ Пресвято́е И́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова
Велича́ем тя́, апо́столе Христо́в Иа́кове, и чти́м боле́зни и труды́ твоя́, и́миже труди́лся еси́ во благове́стии Христо́ве.
Где находятся мощи апостола Иакова Зеведеева
Сегодня паломничество к мощам святого апостола Иакова – один из самых популярных паломнических маршрутов Европы.
Если бы вы спросили средневекового пилигрима из Европы, направляющегося на Святую Землю, куда он держит путь, то он бы непременно вам ответил, что идет в Сантьяго-де-Компостела взять благословение на предстоящее долгое путешествие у апостола Иакова, покровителя всех паломников и странников.
В этом маленьком по современным меркам городе, где население не превышает и 100 тысяч человек, хранится величайшая христианская святыня – мощи апостола Иакова, старшего брата апостола Иоанна Богослова.
Притягательность паломничества к мощам святого апостола Иакова
не только в безусловной общехристианской ценности этой святыни, но еще и в том, что в своем классическом варианте он совершается пешком.
Это, пожалуй, один из немногих маршрутов, который помогает человеку почувствовать себя древним пилигримом, в труде и духовном сосредоточении готовящимся к встрече с великой святыней.
Мощи апостола Иакова находятся в специальной капелле (часовне) собора святого Иакова.
Собор открыт с 9:00 до 19:00.
В соборе есть музей, в котором собрана богатая коллекция испанского искусства IX-XIX веков, в том числе гобелены, выполненные по эскизам Рубенса, Гойи и других великих мастеров.
Как добраться
Проезд: самолетом — аэропорт Сантьяго-де-Компостела Lavacolla находится в 11 км к востоку от города. На поезде — до Мадрида от станции Chamartín; 42,20 евро).
Адрес: Испания, город Сантьяго-де-Компостела, площадь Обрадойро.
В настоящее время единственным в России храмом, освященным во имя этого святого, является церковь святого апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе (Яковоапостольский пер.) в Москве.
Деревянный храм на этом месте известен с 1620 г.
В 1676 г. было построено здание, которое существует и в настоящее время.
В храме имеется частица мощей апостола, переданная из Испании.
Интересные страницы:
Апостол Иоанн Богослов Евангелист (Зеведеев)
Апостол Матфей, мытарь (Левий Алфеев) Евангелист