|
«Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия , и даждь им уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны хрестьянския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его». /Молитва, которую произнес объятый священным восторгом Святой Князь в торжественный момент крещения русского народа, сохраненную для нас преп. Нестором, Летописцем Печерским/ |
История принятия Владимиром святого крещения известна всем православным христианам. Русский князь был внуком княгини Ольги, а потому видел своими глазами христианский образ жизни бабушки. В зрелом возрасте Владимир стал свидетелем гибели за веру варягов Феодора и Иоанна, что произвело на него сильное впечатление. Общение с представителями разных религий также определило будущие симпатии князя.
Собравшись жениться на сестре византийского императора Анне, Владимир ослеп. Крещение вернуло ему зрение, а также сделало членом Церкви. Этот момент стал поворотным в истории русского народа. С той поры на Руси появилась Православная Церковь, началась проповедь христианства и изменение законодательства страны под новую веру. Процесс христианизации не был одномоментным, но именно князь Владимир взял курс на последовательное просвещение славянских племен светом Христовой веры. За свои труды киевский правитель был причислен Церковью к лику равноапостольных святых.
28(15) июля - день крещения Руси
В 988 году киевский князь Владимир сделал важный цивилизационный выбор для всей Руси, избрав для своего народа Православное христианство. С момента крещения Руси начинается новый исторический этап славянского народа. Разрозненные варварские славянские племена превращаются в крепкую державу Святую Русь.
28(15) июля - день памяти Сятого Равноапостольног князя Владимира.
Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его равноапостольным. Благодаря князю Владимиру в конце десятого века Русская земля приняла христианство и это событие определило весь ход нашей истории. Православная вера совершенно изменила самого князя Владимира. Услышав евангельские слова «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут», Владимир стал творить множество добрых дел. Он разрешил всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что ему нужно – еду, питье или деньги. Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, князь велел развозить для них по городу пропитание. Недаром в память народа киевский князь вошел с ласковым прозвищем Владимир Красное Солнышко. Князь Владимир был похоронен в Киеве, в построенной им Десятинной церкви, при огромном стечении народа. Его оплакивали все киевляне – и бояре, и нищие. Русские люди начали чтить память своего Крестителя уже в одиннадцатом веке. А еще через два столетия он был причислен к лику святых.
.
Князь Владимир
Один из самых почитаемых в православии святых. Его личность имеет для современной России судьбоносное значение. Он не только стоял у истоков христианства на Руси, но и воплотил те черты идеального и мудрого правителя, которые прошли сквозь всю отечественную историю.
Князь Владимир был сыном Святослава Игоревича от древлянской княжны Малуши. Бабушкой его Была Святая равноапостольная княгиня Ольга.
Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери, язычник Добрыня.
В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. Он завоевал Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было пять жен и многочисленные наложницы.
На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.
По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, – говорили они потом Владимиру, – на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга – мудрейшая из людей».
Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.
В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с Крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»
Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них, идол Перун, был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия Крещения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».
В назначенный день жители Киева собрались на берег Днепра. Сюда явился сам Владимир с христианскими священниками. Все киевляне вошли в реку, кто по шею, кто по грудь; взрослые держали на руках младенцев; священники на берегу читали молитвы, а святой Владимир, объятый восторгом, молился Богу и поручал Ему себя и свой народ.
После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде. Первый киевский митрополит Михаил в 990 г. прибыл сюда с шестью епископами в сопровождении Добрыни, дяди святого Владимира. Сначала ниспровергли идола Перуна, как и в Киеве, влачили по земле и ввергли в реку Волхов; после этого оглашали и крестили народ. Из Новгорода митрополит Михаил в сопровождении четырех епископов и Добрыни прибыл в Ростов и здесь крестил многих, рукоположил пресвитеров и воздвиг храм. Впрочем, язычество долго держалось в Ростове, так что первые два епископа Ростовские, святые Феодор и Иларион, после многих усилий в борьбе с язычеством вынуждены были оставить свою кафедру. Для искоренения язычества и утверждения святой веры много здесь потрудились святые епископы Леонтий и Исаия и преподобный Амвросий, архимандрит основанной им Ростовской обители.
В 992 году святая вера была насаждена в Суздальском крае. Сюда прибыл святой князь Владимир с двумя епископами. Суздальцы охотно крестились.
О щедрости и доброте князя ходили легенды. Каждое воскресенье он угощал бедных и обездоленных различными яствами и напитками. Этот человек строил церкви и не жалел денег на их величие.
Двадцать восемь лет княжил святой Владимир в земле Русской после своего крещения и тридцать три года восседал на престоле Киевском; преставился же 15 июля 1015 года, ночью, в селе Берестове. Тело святого князя было положено в мраморную раку, и, горько оплакиваемый всем народом, он был погребен в Десятинном храме.
Дети святого Владимира, которым он раздал уделы, заботились о распространении и утверждении христианства в подвластных ему областях. Так в Х веке, кроме Киева, Новгорода, Ростова и Суздаля святая вера была насаждена в городах Муроме, Полоцке, Владимире Волынском, Смоленске, Пскове, Луцке, Тмутаракани и в земле древлянской. Впоследствии в пределах страны вятичей (в дальнейшем Курская, Орловская, Тульская и Калужская губернии) много потрудился для евангельской проповеди преподобный Кукша, инок Печерской обители, который принял от язычников мученическую смерть.
Вообще христианская вера в первое время распространялась преимущественно около Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода. От Новгорода она распространилась по волжскому пути. Под влиянием православной веры славянские племена стали объединяться в единое государство.
Успешному распространению веры Христовой среди русского народа содействовало в особенности то, что она распространялась большей частью мирными средствами – проповедью, убеждением (а не огнем и мечом, как это нередко делалось римо-католиками) и, притом, благодаря трудам святых Кирилла и Мефодия, на родном славянском языке.
От русских православная вера Христова проникла в среду инородцев, живших по соседству и на окраинах Руси. Так, в X–XIII веках начали принимать крещение некоторые из финских племен (ижора и корела), чудь, черемисы и вотяки, инородцы Вологодского края и др. В начале XIII века воздвигнут был на берегах Волги и Оки Нижний Новгород как крепкий оплот православия среди инородцев Поволжья и средней полосы России.
На западе России распространение православной веры встретилось с другим сильным влиянием, которое шло от римо-католической церкви. В Финляндии проповедовали латинские миссионеры из Швеции. На юг от Финского залива сначала утвердилось православие, но впоследствии сюда проникли латинские миссионеры из Дании. В конце ХII века в Ливонии основался латинский орден меченосцев, который противодействовал и русскому влиянию, и успехам православия. В Литве православная вера стала распространяться еще в XII веке из соседних русских поселений. В XIII веке, когда литовские князья овладели русскими городами Новогрудком, Слонимом, Брестом, некоторые из них приняли Крещение.
Успехам святой веры в особенности способствовала в XIV веке мученическая кончина за нее трех придворных вельмож литовского князя Ольгерда (сына Гедимина, основателя Литовского княжества), а именно – святых Антония, Иоанна и Евстафия. Но в конце того же века Литва и подчиненная ей православная Западная Русь соединились с католической Польшей. После этого большие усилия Римских пап направляются к тому, чтобы, во-первых, отделить юго-западные епархии от единой Российской церкви, а во-вторых, ввести здесь так называемую Литовскую унию.
Когда Бог хочет воплотить Свои, направленные в вечность, планы, Он ищет на земле людей, способных Ему помочь. Его выбор не сиюминутен. Если бы люди вместо Бога делали этот выбор, они непременно бы ошиблись. Ведь люди, в отличие от Бога, не знают тайну человеческого сердца. Так и Самуил, глядя на внешность, ошибался, кого из сыновей Иессея помазывать в цари над Израилем (см.: 1 Цар. 16, 6–12). В случае с Русью Господь тоже совершил выбор, невозможный с точки зрения простого человека. Он выбрал Владимира.
Протоиерей Андрей Ткачев
Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини – Вышеслава, а еще от одной жены – Святослава и Мстислава, а от болгарыни – Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Мудр он был, а в конце концов погиб, Этот же был невежда, а под конец обрел себе вечное спасение. «Велик Господь.., и велика крепость Его, и разуму Его нет конца!» (Пс.146:5).
Преподобный Нестор Летописец.
«Повесть временных лет»
О чем молятся святому равноапостольному князю Владимиру?
Зная извилистый путь к христианству, святого просят наставить на путь света и добра. Молят о помощи, когда трудно сдержать свое слово. Иногда в жизни происходят события, которые требуют не только мужества, но и мудрости, то в таких ситуациях обращаются к равноапостольному князю не дать смутиться душе и суметь поступить по-христиански, защитить от недоброжелателей и врагов.
Молятся Святому Владимиру государственные деятели и военачальники, просят дать им правильное ведение в управлении делами и народом.
Нередко к равноапостольному князю обращаются те люди, которые не могут найти свою настоящую любовь и живут в блуде. К святому подходят с просьбой быстрее завести семью и родить детей.
Так же святой князь помогает наладить материальную жизнь. Поэтому особенно часто к святому обращаются те, кто совсем недавно пострадал от стихийных бедствий и потерял все свое имущество.
Просят князя Владимира и об исцелении больных детей.
Замечают, что после молитвенного обращения ко святому, многие дети сразу перестают заикаться, начинают четче говорить. Слепые прозревают, а калеки делают первые шаги за много лет.
Тропарь равноапостольного великого князя Владимира
глас 4
Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера,/ славнодержавный Владимире,/ на высоте стола седя матере градов,/ богоспасаемаго Киева:/ испытуя же и посылая к Царскому граду/ уведети православную веру,/ обрел еси безценный бисер - Христа,/ избравшаго тя, яко втораго Павла,/ и оттрясшаго слепоту во святей купели,/ душевную вкупе и телесную./ Темже празднуем твое успение,/ людие твои суще,// моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.
Кондак равноапостольного великого князя Владимира
глас 8
Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире,/ вся яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания, оставль,/ яко муж совершенный, украсился еси Божественнаго Крещения багряницею,/ и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя,// моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.
Величание
Величаем тя,/ святый равноапостольный княже Владимире,/ и чтим святую память твою,/ идолы поправшаго// и всю Российскую землю святым Крещением просветившаго.
Молитва первая равноапостольному князю Владимиру
О великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв Святое Крещение, просветил еси светом Божественныя веры и благочестия всю страну Русскую. Славяще убо и благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим, благодарим и тя, просветителю наш и отче, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во Имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы: тою верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства: тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования Небеснаго блаженства. Ты еси первый вождь наш к Начальнику и Совершителю нашего вечнаго спасения Господу Иисусу Христу; ты еси теплый молитвенник и ходатай о стране Русской, о воинстве и о всех людех. Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний, тобою излиянных на землю нашу, отцев и праотцев наших и на нас, недостойных. О всеблагий отче и просветителю наш! Призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, по милости Своей, да всадит в сердце наше спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, благосерде, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо же Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да упразднятся вся ереси и расколы, да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.
Молитва вторая равноапостольному князю Владимиру
О великий угодниче Божий, равноапостольный княже Владимире! Призри на немощи наши и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и на путь спасения обратитися, неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих (имена) от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков.
Акафист святому равноапостольному князю Владимиру
Где находятся мощи святого князя Владимира
Саркофаг с останками святого князя Владимира находился в Десятинной церкви Киева. Во время монголо-татарского нашествия нашествия храм был разрушен. В 1635 году по указанию митрополита Киевского и Галицкого Петра (Могилы) руины были разобраны и обнаружено княжеское погребение с мощами, которые были переданы в Москву. В настоящее время святыня размещена в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
В настоящее время практически в каждой большой церкви есть мощи князя Владимира. В Челябинске, в Ростове и Киеве лежат частицы великого крестителя. Каждый желающий может приложить голову к костям святого. Лучше всего это делать в день памяти - 28 июля. Однако следует отметить, что в эту дату обычно длинные очереди.
ЗАПИСКИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ
КАК КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ВЕРУ ВЫБИРАЛ
В начале своего княжения в Киеве св. равноапостольный князь Владимир, внук княгини Ольги, отличался жестокостью и особенной ревностью к языческой вере.
❓Что значит языческая вера? Кто такой язычник?
❗️ЯЗЫЧНИКИ поклонялись богам, которых придумывали сами. Поклонялись, например, солнцу, ветру, грому и другим природным явлениям, которые видели, но не могли объяснить. Люди делали фигуры - ИДОЛЫ - изображающие бога ветра или бога солнца и просили у них помощи, а так же приносили им жертвы.
По приказанию Владимира везде ставились идолы и приносились им человеческие жертвы.
Однажды произошёл случай, который заставил Владимира усомниться в истинности языческой веры.
После удачного похода на ятвягов, Владимир хотел принести благодарственные жертвы Перуну - богу грома. Тогда собрались бояре (друзья князя) и решили бросить жребий на юношей и девиц. «На кого жребий упадёт, того в жертву и принесём», - сказали они.
Жребий выпал на воина-христианина Феодора и на его сына Иоанна. Посланные от князе люди сказали Феоору: “Отдавай нам своего сына, на него выпал жребий, будем приносить его в жертву в Перуну». Но Фёдор отказался выдать сына он обнял его и сказал: «Если ваши боги так сильны, то пусть придут сюда и возьмут у меня сына.»
Княжьи посланники очень разозлились, а Фёдор продолжал: «Ваши боги не боги, они созданы руками человеческими. Истинный Бог Един. Он Сам создал небо и землю и людей».
Тогда разъяренная толпа бросилась на Фёдора и его сына Иоанна и убила их обоих.
Так в Киеве впервые пролилась кровь христиан, а Владимир начал задумываться о перемене языческой веры: слишком она была груба, слишком мало давала пищу уму и сердцу.
Киев был торговым городом, поэтому Сюда приезжало много купцов со всех сторон. Они рассказывали о своих землях и обо всём что видели и слышали.
Сомнения Владимира в вере скоро дошли до соседних народов и каждый, конечно, захотел сделать князя своим единоверцем.
👀Рассмотрим картины.
Первыми приходили ВОЛЖСКИЕ БУЛГАРЫ и предлагали веру МАГОМЕТАНСКУЮ
- А какая же ваша вера? – спросил Владимир.
- Веруем в единого Бога. А Магомет заповедует нам свинины не есть и вина не пить. Если будешь исполнять закон Магомета, то будешь после смерти жить в раю и вечно наслаждаться.
Понравилось Владимиру обещание будущей жизни с наслаждениями. Только не понравились другие магометанские законы, особенно не захотел он отказаться от вина.
Затем приходили евреи из земли ХАЗАРСКОЙ и очень хвалили свой ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ЗАКОН. Тогда Владимир спросил:
- Где земля ваша?
- Бог наш разгневался на отцов наших за их грехи, рассеял их по всей земле, так что мы не имеем отечества.
- Чего же вы хотите? Не того ли, чтобы и с нами случилось то же самое? - спросил князь и прогнал их от себя.
Приходили также послы РИМСКОГО ПАПЫ и различных немецких князей с предложением своей веры, но успеха у князя Владимира не имели.
Самое сильное впечатление на Владимира произвёл проповедник ХРИСТИАНСКИЙ. Он рассказал князю о Сотворение мира, воплощении Христа, Его крестной смерти и Воскресении. В конце беседы он показал князю картину страшного суда и рассказал о том, что праведники и грешники получат по заслугам.
Понравилась Владимиру христианская вера. В его дружине были христиане, да и бабушка его, мудрая Ольга была христианкой! Однако, единолично принять новую веру князь не решился.
Тогда Отправил Владимир своих послов в соседние земли для испытания веры. Вернувшись, послы докладывали:
- Более всего пленило нас богослужение у ГРЕКОВ. Когда вели нас в то место, где они служат своему Богу, мы не знали, на небе ли мы или на земле, и не можем позабыть того, что видели и слышали.
С тех пор стал Владимир искать случая переменить веру. Не хотел суровый князь-завоеватель просить у греков крещения как милости, хотел завоевать веру мечом, поэтому отправился в поход на богатый греческий город Корсунь (сейчас это Херсонес в Крыму).
Завоевав Корсунь, Владимир потребовал у греческих императоров Василия и Константина их сестру Анну себе в жены.
Горько плакала греческая царевна, не хотела ехать в языческую землю жить. С большим трудом уговорили её братья, сказав, что она будет содействовать обращению всей Руси к истинному Богу.
В то время разболелись у русского князя глаза так, что он почти ничего не видел. Сперва не мог понять: уж не боги ли прогневались на него за желание отступить от язычества, начал сомневаться.
Василий и Константин объявили, что отдадут Владимиру Анну, только если он примет христианство.
Владимир согласился, и был крещён тут же, в Корсуне. Во время таинства он получит исцеление и прозрел, после чего вернул город грекам.
👀 Рассмотрим фреску Васнецова «Крещение князя Владимира»
Вернувшись в Киев, князь первым делом крестил своих сыновей и близких людей.
Затем велел сокрушить идолов, чтобы показать их бессилие.
А после этого начал КРЕСТИТЬ ВЕСЬ НАРОД.
Произошло это в 988 году
В каких городах России стоят памятники князю Владимиру, крестителю Руси?
В прежние времена на Руси памятников в привычном нам смысле не было. Но в память о людях, событиях строили храмы. Они и являлись памятниками.
Так в Санкт-Петербурге есть Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне.
Адрес: Россия, Санкт-Петербург, улица Блохина, 26
Метро: Спортивная, Чкаловская, Горьковская
Телефон: +7 812 233-54-04, +7 812 498-03-04
Сайт: vladimirskysobor.ru
Открыто: ежедневно 8:00–19:00
Если говорить о памятниках в привычном нам смысле, то памятники князю Владимиру, крестителю Руси есть в следующих городах:
Белгород
Монумент, расположенный на северной оконечности Харьковской горы с восточной стороны проспекта Ватутина вблизи его пересечения с улицей Костюкова. Был открыт 4 августа 1998 года накануне 55-летия освобождения Белгорода от немецких войск и в преддверии 2000-летия Рождества Христова.
Астрахань (открыт в 2013 году)
Памятник появился в честь 1025-летия Крещения Руси и 455-летия Астрахани,
подарок астраханцам от Фонда Гейдара Алиева Азербайджанской Республики.
Адрес: Астрахань, сквер храма Святого князя Владимира
Смоленск
Адрес Ленинский район,
ул. Большая Краснофлотская, набережная Днепра
открыт в 2015 году)
Севастополь
Установлен на перекрёстке улиц Ерошенко, Древняя и Дмитрия Ульянова на территории Херсонеса в 1994 году
В городе Владимире князь Владимир изображен вместе с епископом Суздальским Феодором (Святителем Феодором, греком, родившемся в сирийском городе Едессе).
Памятник установлен на смотровой площадке в парке имени А. С. Пушкина, недалеко от Успенского собора, откуда открывается замечательный вид на реку Клязьму, город Владимир и его окрестности. Торжественное открытие памятника крестителям Владимирской земли состоялось 28 июля 2007 г.,
В Великом Новгороде на памятнике Тысячелетия Руси князь Владимир изображен слева от Рюрика.
В Пскове есть памятник княгине Ольге с мальчиком (внуком), в котором угадывается будущий князь Владимир, креститель Руси.
Статуя святого Владимира есть в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
К 1000-летию преставления Владимира был открыт памятник князю Владимиру в Москве, на Боровицкой площади Церемония открытия состоялось 4 ноября 2016 года.
Памятники князю Владимиру есть так же в Лондоне, Торонто и автралийском Брисбене
Интересные страницы
Святая равноапостольная Ольга, княгиня Российская (в Крещении Елена)
Равноапостольная Нина, просветительница Грузии
Равноапостольный Николай Японский (Касаткин)