Святой равноапостольный Николай Японский

день памяти 16(3) февраля


Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им и Христе


Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, в миру Иван Касаткин, родился в 19 веке . Получил духовное образование в Санкт-Петербурге и принял монашество с именем Николай. Он сам изъявил желание служить в Японии, настоятелем консульского храма города Хакодате. Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась немыслимой. По словам самого отца Николая, “тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь”. Восемь лет у него ушло на то, чтобы изучить народ, язык, нравы и обычаи. Вскоре появились первые прихожане среди японцев. И в тысяча восемьсот шестьдесят девятом году Синод образовал в Японии Российскую Духовную Миссию. Служение в краю Восходящего солнца не было простым. Община не раз страдала в период гонений на христиан. Но трудами архиепископа Николая в Токио были построены собор Воскресения Христова, семинария, издавался журнал, печатались книги. Святитель Николай перевел на японский богослужебные книги, составил православный богословский словарь. Через пятьдесят лет после того как он впервые ступил на японскую землю, здесь было более двухсот пятидесяти христианских общин и свыше тридцати трех тысяч верующих.




Святой равноапостольный Николай Японский (Касаткин)


Будущий Святитель родился в 1836 году в Смоленской губернии. В 60-х годах XIX века  в российском государстве возникла идея о развитии православной миссии в Японии. Получивший к тому времени духовное образование, Иван Касаткин, так звали святителя в миру, решил посвятить себя этому служению. Принеся монашеские обеты он отправился служить в церкви при русскому консульстве в городе Хакодате.

К проповеди  среди японцев святитель  готовился с настоящим восточным упорством — в течение 8 лет — изучал японский язык, быт, культуру этой страны. После этого он возглавил Русскую Духовную Миссию, открывшуюся в столичном Токио. Здесь был построен православный храм, открылась духовное училище, началось издание местного «Церковного вестника», переводились книги, был создан богословский словарь. Службы и преподавание велись на японском языке.


Труднейшим периодом в жизни святителя стала Русско-японская война 1905 года – святитель, преданный своей японской пастве, не мог не болеть за русских солдат, помогая пленным.


За полвека миссионерской работы святителя Николая, в Японской Православной Церкви было образовано 266 общин, окормлявших 33 017 православных японцев. В составе епархии был 1 архиепископ, 1 епископ, 35 иереев, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов.


Сегодня автономная Японская Православная Церковь — это три епархии, включающие в себя 150 приходов, на которых служит 40 священнослужителей. Все это — наследие святителя Николая.


10 фактов о святителе  Николае Японском

1) Что бы добираться до семинарии губернского города Смоленска, будущему святому пришлось пройти пешком более 150 верст. Иван Касаткин был из духовного сословия,  и был воспитан с верой в то, что должен обязательно следовать пути его отца-священника.


2) Дорога до Японии заняла целый год. Через всю Сибирь святитель проехал в кибитке. «Япония рисовалась в моем воображении как невеста, поджидавшая моего прихода с букетом в руках. Вот пронесется весть о Христе и все обновится…», — вспоминал святитель в своих дневниках.


3) Проповедь христианства в Японии долгое время каралось смертной казнью. «Японцы смотрели на христианство, как на зловредную секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи», —  рассказывал архиепископ Николай.


4) Во время занятий японским языком отдыха просили учителя, которых он нанимал по двое и трое одновременно, чтобы они могли сменять друг друга – столь сильным было его рвение поскорее овладеть языком.


5) Изучая культуру Японии, святитель ходил по буддийским и синтоистским храмам, беседовал с местными духовными учителями, изучал литературу. Однажды отец Николай зашел в буддийский храм, гостя стали усаживать, но ни одного стула рядом не оказалось. Тогда ему вежливо предложили сесть на жертвенник, к великому удивлению растерявшегося миссионера.


6) Первого японца отец Николай, несмотря на угрозу смерти, крестил уже через 4 года своего служения. Им стал бывший жрец синтоистского храма. Тот всегда с ненавистью смотрел на иеромонаха Николая, встречаясь с ним в доме консула, и святитель однажды спросил его: «За что ты на меня так сердишься?». Японец ответил: «Ты со своей проповедью больше всех повредишь Японии». «А ты разве знаком с моим учением? Сначала выслушай, а потом суди», предложил монах. Японец смутился и вдруг ответил: «Ну, говори». Вскоре Савабе был крещен с именем Павел и стал первым священником-японцем.


7) Поучая, святитель говорил об очень простых вещах, но всегда зажигал сердца. Земледелец, учитель, воин, купец –   все они необходимы для человечества, — говорил епископ —  всем им быть повелел Господь. Пусть они трудятся в сознании этого, тогда одним исполнением своего служения получат Царство Небесное. Был внимателен к людям, посещал дома, терпеливо и часто подолгу беседовал с язычниками.


8) В течении 30 лет, каждый день, ровно в шесть часов вечера входил в келью отца Николая  его постоянный сотрудник по переводам  Накаи-сан. Он садился рядом с епископом на низенький табурет и начинал писать под диктовку переводы духовных книг на японский язык. Работа продолжалась четыре часа. Откладывалась она только в дни вечерних богослужений и праздников.


9). Святитель был единственным русским человеком в Японии во время войны 1905. Рискуя жизнью он остался с Японской Православной Церковью. Будучи сам горячим патриотом России, епископ Николай ясно понимал, что такой же патриотизм нужен и для Японии, поэтому он настойчиво требовал от своих последователей, чтобы они были верными сынами своей страны. Православным японцам святитель Николай благословил молиться о даровании победы их императору.  Но сам во время войны в общественном богослужении не участвовал —  не мог молиться о победе Японии над его отечеством.


10) С юбилеем служения владыку Николая поздравлял сам губернатор Токио. Владыка согласился торжественно отпраздновать юбилей служения в Японии, зная, что праздник привлечет внимание многих, и это послужит большему распространению Веры Христовой.



История синтоиста Такума Савабэ.

Кто такой Такума Савабэ? Сначала – бывший самурай, синтоистский жрец, боровшийся за возвращение императору власти и выдворение всех иностранцев из Японии. Особую неприязнь испытывал он к иностранному духовенству, веря, что именно через него враги хотят сокрушить дух японцев. Поэтому в 1865 году Такума Савабэ пришел в дом Николая Касаткина с мечом, чтобы убить православного монаха. Но Николай Японский спросил самурая: «Справедливо ли осуждать то, чего ты не знаешь?» - и предложил ему рассказать о христианстве. Мудрый самурай согласился, и так начался цикл бесед о вере во Христа, который привел к тому, что в апреле 1868 года, то есть спустя три года, Савабэ крестился, став Павлом Савабэ. Чтец Виссарион Сартов стерег в это время двери конторы консульства. Вместе с ним крестились еще два его друга. Эти люди стали первыми японцами, принявшими православие. А еще через 7 лет Савабэ стал первым японским православным священником.





Мощи и почитание Николая Японского


Почитание святителя началось еще при его жизни и проявилось во время беспрецедентных похорон. Щепки от его гроба сохранялись людьми как святыня. Святые мощи архиепископа были приданы земле 9 февраля 1912 года на кладбище Янака, одном из самых уважаемых кладбищ Японской столицы.

Давно почитаемый в Японии, святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью 10 апреля 1970 года. В Русской Православной Церкви Заграницей его канонизация последовала в 1994 году 

Не только православные чтили память великого пастыря, но и вся Япония знала и почитала святителя. Даже через 58 лет после его кончины когда во время канонизации верующие хотели перенести его святые мощи в собор, им это не разрешили, сказав, что святой Николай принадлежит всему японскому народу, независимо от вероисповедания, и останки его должны остаться на народном кладбище.

Таким образом, мощи равноапостольного Николая и по сей день покоятся на кладбище Янака, но некоторые извлеченные частицы их всё же находятся в разных храмах: в Токийском соборе есть мощевик святителя Николая, икона с частицами мощей недавно появилась и в Хакодатском храме, в 2003 году митрополит Токийский Даниил передал частичку мощей миссионера приходу на его родине, в посёлке Мирном, а 17 сентября 2008 года - во Владивостокский Успенский храм.

В первых числах февраля 2012 года епископ Сендайский Серафим передал частицу мощей святителя для будущего храма в Минске. Частица мощей святителя также обретается в Никольском митрополичьем соборе Православной Церкви в Америке в Вашингтоне.



Тропарь первый Николаю, архиепископу Японскому, глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне, служителю Христов верный и Богомудрый, цевнице избранная Божественнаго Духа, сосуде преизливающийся любве Христовы, Японския земли просветителю, святый Николае, иерарше равноапостольне, молися Живоначальней Троице о всем твоем стаде и о всем мире.


Кондак равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, глас 4


Странника и пришельца прият тя страна Японская, равноапостолъне святителю Николае, в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго, обаче теплоту и свет Христов источая, прелагал еси враги твоя в сыны духовныя, имже раздай благодать Божию, созидал еси Церковь Христову, о ней же ныне молися, и тебе бо сынове ея и дщери взывают: радуйся, пастырю добрый наш.



Молитва святому равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому


О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святый святителю, равноапостольный Николае Японский! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися обращенным тобою ко Христу, и всея паствы Христовы людем. Упроси Вышняго: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш, процветание Православия в стране нашей Российстей и в земли Японстей да утвердит. Архиереи благолепием святительства да украсит, монашествующыя к подвигом добраго течения да укрепит: царствующыя грады и вся грады страны добре сохранит. О святителю предивный! Мир весь предстательством твоим умири: от глада, жажды, пагубы и крамолы избави ны, от стихий часто находящих на ны, грех ради наших многих, от тлетворных ветр, губительныя язвы и от нападения иноплеменных сохрани. Старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя и в темнице сидящыя свободи и возврати, немощствующыя исцели, плавающым буди добрый кормчий, и всех везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к тебе, и усердно припадающих, и молящихся тебе от клеветы и всяких напастей, враг видимых и невидимых, бед и всякаго зла твоим ходатайством свободи. Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да простит нам вся грехи, от юности содеянныя нами, и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит, да купно с ними славим

Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.



Акафист равноапостольному Николаю архиепископу Японскому




Из дневника святителя Николая Японского.

1885 год. Япония.

Если бы предстояло претерпеть за Христа три секунды лютых мучений, разве не согласился бы (разумеется, испрося помощи Самого Христа)? А если бы эти мучения разбавлены были на три минуты, причём лютость их соразмерно уменьшилась бы, будто отказался бы? Если бы на три дня, — на три месяца, на три года, на тридцать лет — причём в той же соразмерности убавляема была и мучительность их, так что тридцатилетнее мучение было бы просто то, что называется трудностями житейскими, — разве отрёкся бы Христа? — Вот же, однако, отрекаюсь! От повреждения своих страстей, от труда изучения письменного японского языка и прочего. — Помоги же, Боже! Избави от Петрова отречения!


21 Ноября ст.ст. 1888. Россия

Интересный и вместе с тем ужасный тип русской женщины сегодня встретил. После службы у меня за чаем был, между прочим, следующий разговор: «Говорят, буддизм сходен с христианством», — начала — «В нравственном учении буддизма действительно есть некоторое сходство с нашей религией, да и в какой же языческой религии его нет? Нравственное учение язычников черпается из совести, которая и у них не потеряна». — «Но и веру учение Христа заимствовало из буддизма». — «Ну, это говорят люди, не знающие хорошо ни учение буддизма, ни учение Христа».

— «Да отчего же Христу и не заимствовать из буддизма, если ему то понравилось? Он, Христос, был человек умный». — «Христос был Бог и изрекал Свое учение, как Божественное Повеление; Будда же, как и все в мире, и весь мир перед Ним — ничто», — оборвал я, чтобы прекратить это излияние нечистоты из клоаки генеральского разума... Прощаясь, адмиральша, видимо чтоб сгладить дурное впечатление своих отзывов о Христе, выпалила еще: «Я ведь большая поклонница Христа!» Долго уже я живу на свете, а все приходится удивляться. И это христианка! Так-то высший класс у нас в России невежественен, хуже... чем необразованные мужики, касательно Веры. В школах долбят кое-что, но... скоро забывают, а позже вся эта сальногрязная струя низменных ходячих французско-немецких мыслей и говоров хлещет в их мозги и сердца, и делаются они смрадны... до гнилости и отупения. Грустно! Мучительно! Скорей бы России дунуть с себя эту накипь и нагар!



О смирении святителя  


«Ничтожность я сущая — так и осознаю себя искреннейше, — писал святитель в дневнике, — но уже не я один, — ради моей ничтожности не может остановиться дело… Будем довольствоваться и тем скромным упованием, что из-за нашего недостоинства Господь не остановит своего дела и спасения многих». Другой пример: на церковном собрании в 1900 г. один из катехизаторов «заораторствовал о цели собрания, и вдруг неожиданно приплел меня — «30 лет, де…» и проч. Я должен был отвечать и сказал, что я не более чем спичка, которою зажгли свечу: спичка после этого сама гаснет, и ее бросают наземь, как ни на что не годную». А когда в 1911 г. российский посол в Японии посетил святителя, чтобы вручить ему орден Владимира 1-й степени с императорским рескриптом, свт. Николай записал в дневнике: «Я встретил также официально: в орденах и клобуке с крестом, из почтения к высокому дару Государя Императора. Но так как искренне считаю себя не стоящим никаких наград и принимаю их не на свой счет, а на счет Миссии, то остался совершенно равнодушен».


Особенно потрясают предсмертные слова святого Николая, переданные нам его преемником, епископом Сергием (Тихомировым): «Вот я оглядываюсь назад на пройденный свой жизненный путь… И что же?.. Один мрак!… Все сделал Один Господь, а я… какая ничтожность! Нуль, буквально нуль… Но если праведник едва спасается, то я, грешник, где буду?».

Владимир Трухин


Николо-Японские храмы

Япония:

СОБОР ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВО В ТОКИО

Православный собор Воскресения Христова, или Воскресенский собор, также известен под названием «Николай-до». Был построен в конце 19 века, а в 1962 году получил статус памятника культуры Японии и охраняется государством. Также имеет статус кафедрального собора Токийской православной епархии и является действующим. Он находится в квартале Канда-Суругадай, Тиёда.


Первый храм был построен в 1871 году после того, как православная миссия, возглавляемая архимандритом Николаем (Касаткиным), переселилась в японскую столицу. Церковь тогда была домовой и очень тесной. На строительство нового храма уже епископ Николай (Касаткин) собирал средства, читая лекции в разных городах России. Возводила его поистине интернациональная команда: автором проекта стал русский архитектор Михаил Щурупов, автором дизайна – британец Джозайя Кондер, а руководил строительством Нагасато Тайсукэ. Только через двадцать лет в 1891 году собор Воскресения Христова был освящен.


Храм сильно пострадал во время сильнейшего землетрясения в сентябре 1923 года. Переломившаяся колокольня упала на купол храма, разрушила ризницу и завалила один из входов. В пожаре сгорела вся деревянная оснастка здания, церковная утварь и колокола расплавились.


В годы Второй мировой войны в целях маскировки здание собора выкрасили в черный цвет, а после войны богослужения почти прекратились, само здание пребывало в плачевном состоянии. Средства на его восстановление начали собирать только в 1950 году.


В 70-е годы ХХ века храм получил статус кафедрального собора Японской православной церкви и стал открытым для осмотра. В 90-е годы в храме в течение шести лет проводилась масштабная реставрация, в 1998-м собор был заново освящен.


Сегодня собор Воскресения Христова представляет собой образец русско-византийского стиля. С высоты птичьего полета храм выглядит как крест с неширокими крыльями. Высота храма до самой высокой точки на колокольне составляет 40 метров. Свой звон над японской столицей разносят восемь колоколов. Часть икон храма представляют копии произведений Виктора Васнецова и Михаила Нестерова. В алтарной части находятся три иконы: Божией Матери «Знамение», Архангела Михаила и Архангела Гавриила. Собор рассчитан на 2000 посетителей.

***


Храм в г. Маэбаси (с 1972)

Храм-часовня Токийского Никольского монастыря (часовня с 1978, монастырь с 2005)

Храм в г. Мунаката (строится, с 2015)


Россия:

Храм в г. Холмске Сахалинской обл. (с 1995)

Храм в п. Мирном Тверской обл. (с 2003)

Нижний придел Московского храма Московских святых в Бибиреве (с 2005)

Храм в г. Саратове (строится, упом. 2010)

Храм в с. Овсянке Амурской обл. (строится с 2012)

Верхний придел Владивостокского Казанского храма (с 2012)

Храм в д. Никольское Смоленской обл. (с 2013)

Белоруссия:

Храм в г. Минске (с 2012)

Дальнее зарубежье:

Храм в г. Йоханнесбурге, ЮАР (с 1990)

Храм в г. Реддинге, шт. Калифорния, США (с 2004)





Фильм интересно рассказывает о России и Японии времен Святителя Николая. В него вошли средневековые японские гравюры, фотографии японского быта и жизни православной миссии, редкие хроникальные кадры. Съемки велись в Японии, в Твери, в Санкт-Петербурге и прочих местах, связанных с жизнью святого.



Интересные страницы:

15 февраля - Сретение Господня

Симеон Богоприимец и Анна

Пасхальная лестница