Евангельская притча о свече на подсвечнике

ПРИТЧА О СВЕЧЕ НА ПОДСВЕЧНИКЕ  

(Евангелие от Матфея,  Глава 5)



14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.






(Евангелие от Луки, глава 8)

16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

17 Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.


(Евангелие от Луки, глава 11)

33 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.

34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.

35 Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

36 Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием.








ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О СВЕЧЕ НА ПОДСВЕЧНИКЕ  


От Святителя. Луки Исповедника (Войно-Ясенецкого

Задача церковной проповеди, конечно, не должна ограничиваться одними нравственными поучениями. В Священном Писании встречается немало мест, с трудом понимаемых, для разъяснения которых требуется помощь проповедника. Таково и сегодняшнее Евангельское чтение, которое я хочу объяснить вам. Слушайте: Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы (Лк. 8, 16–1 7).

В прямом смысле нельзя понимать этих слов Господа Иисуса Христа, ибо знаем, что нередко грешникам и даже преступникам удается скрыть свои темные и преступные дела.

Никто не покрывает сосудом горящей свечи, не загораживает ее света, но каждый из вас встречал людей, которые притворством и лукавством скрывают от людей темное содержание своей души, ее дурной свет, а именно о них говорит Христос Бог в Своем притчевом слове.

Но прежде чем говорить о них, скажем о тех безнадежно невежественных в религии, которые верят, что свои тяжкие грехи, преступления и блуд они могут скрыть даже от Самого Бога под покровом ночной мглы. О них с большой силой говорит Псалмопевец пророк Давид в своем 93-м псалме: Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие (Пс. 93, 3–4). И далее: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев». Образумьтесь, бессмысленные люди!..Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли? Вразумляющий народы неужели не обличит (Пс. 93, 7–10). Оставим этих безнадежных для истины и снова будем говорить о тех, которые притворством и лукавством стараются скрыть от людей непригдядное содержание своей души.

Думаю, что все вы встречали людей, с губ которых не сходит деланная улыбка, когда говорят они с кем-нибудь, в то время как содержание разговора вовсе не должно вызывать улыбки. И не только деланная улыбка, но и тон речи, и все телодвижения их носят характер деланности и неискренности. У них нет спокойного, глубокого, чистого взгляда, и прищуренные, или бегающие беспокойно глаза их ярко обличают их притворство и лукавство. Яркий портрет такого притворщика находим в притчах Премудрого Соломона: Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его… (Притч. 6, 12–1 4).

Вот именно к таким лукавым и притворяющимся людям относятся слова Христовы: Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Темное содержание души ярко отражается во всей внешности неискреннего человека и становится всем явным. Ему невыгоден яркий свет свечи, поставленной на подсвечнике, и он предпочел бы держать свечу под кроватью, если бы это не было смешно. Не терпит Господь наш Иисус Христов ничего темного в душе нашей и ставит пред нами величайшую задачу, говоря: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на Небесех (Мф. 5, 16).

К моему объяснению сегодняшнего Евангельского чтения хочу прибавить, что слова Христовы: Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы, в полной мере могут относиться и к Его Страшному всемирному Суду.

Свою речь о тайном, что станет явным, Господь Иисус Христос закончил словами: Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь (Лк. 8, 18). Наблюдайте за сердцами своими: как воспринимают они слова Христовы, с восторгом ли принимают слова: Тако да просветится свет ваш пред человеки…, и знайте, что если будете достойны благодати Божией, то она будет все умножаться у вас по мере исполнения заповедей Христовых. А если каменными останутся сердца ваши, то отнимется у вас и та благодать, которую думаете иметь. Аминь.

Лука Исповедник (Войно-Ясенецкий), свт. Избранные воскресные проповеди и проповеди на разные случаи. М.: «Лепта Книга»; Тула: Тульская епархия, 2010.



Толкование на Евангелие от Матфея, глава 5, стих 14-19



От Праведного Иоанна Кронштадского


Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы

Мы — свет мира и не должны скрывать своих талантов (Мф. 25:18), своих добродетелей.


И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Церковь, как единая, сравнивается… с храминою (светит всем… в храмине).


Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного

Не надо никогда забывать, что все мы — едино тело и должны поощрять друг друга к любви и добрым делам; особенно же мы — пастыри должны это помнить и делать. Да, мы должны помнить, что если мы светлы душою, стоим твердо в вере и благочестии, то и паства наша бывает тверже, светлее и чище жизнию: если глава светла, светлы и члены, а если мы потемнели душою от страстей многоразличных, темнее будет и тело Церкви — паства наша, потому что тесная связь находится между главою и членами, между пастырем и пасомыми. Потому и сказал Господь: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма (Мф. 6:23)? Итак, думаешь ли ты, что твое чревоугодие, твое любостяжание не отзывается гибельно на пастве твоей, во-первых, от твоего нерадения о душах, ибо какое радение о душах у того, кто радеет о рублях? — никакого; он давно Иуда злочестивый и льстивый: говорит о спасении души за деньги и напоказ, чтоб люди его хвалили. Да, если свет в пастыре помрачается, то он необходимо помрачается и в пастве по тесной духовной связи его с нею — главы с членами. Ты делаешь дома грех, например жадничаешь, скупишься, завидуешь, ссоришься, а это отдается и вне, на прихожанах: твоя душа расслабела, а их души и тем более. Крепко ты стоишь в душевных доблестях — и они тверды. Стоишь на молитве и усердно молишься за них — и они это чувствуют; укрепляешься духовно ты — укрепляются и они, расслабеваешь ты — расслабевают и они. Господи! Помилуй мя! (Заметь: как это бывает в классе с учениками и с тобою, так и здесь, в приходе, — стены домов для духа ничего не значат. Или как бывает при столкновении с людьми: ты хорошо себя чувствуешь — и они, ты дурно — и они дурно, ты искушен — и они терпят искушение.)


Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить

Как Исполнителю Закона и Пророков, Спасителю являются из духовного мира (по человечеству Спасителя) Моисей — представитель Закона, и Илия — пророков (Мф. 17:3), и утешают Его в предстоящих страданиях. Так и ты, человек, старайся быть исполнителем Закона и Пророков (ср. Мф. 7:12) и тебе явятся деятельными помощниками святые Божии.


Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все

К совершению богослужения и Таинств приступай всегда с твердою верою и совершенным спокойствием как к делу самому обыкновенному, самому верному, самому благоплодному для души твоей и тех, кои отверстым сердцем слушают богослужение или принимают Таинства. Будь всегда тверд и ровен в служении Неизменяемому. Помни, что вера наша тверже и непоколебимее самого мира, и скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет (Лк. 16:17). Ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все…

Обещавши, исполни. Это правило священно для всякого христианина, но особенно для тебя, священника. Ты служитель Бога истины, Который все обещанное или исполнил, или непременно исполнит. Ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Получив, непременно благодари. Бог не любит неблагодарных. Неблагодарный — нечувствитель и невер.


Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном

Уясни ми язык, Спасе мой, разширив ми уста и исполнив я; умили сердце мое, да яже глаголю, последую, и яже учу, сотворю пёрвее: […] творя и уча, рече, сей велик есть; аще же глаголя не творю, яко медь звенящая (1 Кор. 13:1) вменюся. Темже глаголати ми подобающая и творити полезная научи, Едине сведый сердечная.

(Икос святому Апостолу Петру, автор прп. Роман Сладкопевец)

Если говорю о терпении, незлобии, милосердии, чистоте и целомудрии и воздержании, то и да творю все сии добродетели.

Дневник.



От Блаженного Феофилакта Болгарского


Вы - свет мира

Сперва соль, потом свет, ибо изобличающий скрытые дела есть свет. Ведь все, что делается явным, есть свет. Апостолы просветили не один народ, но мир.


Не может укрыться город, стоящий на верху горы

Господь наставляет их подвизаться и быть внимательными к своей жизни, потому что на них будут смотреть все. Не думайте, говорит Он, что вы будете скрываться; вы будете на виду; поэтому обращайте внимание на то, чтобы жить непорочно, да не послужите соблазном для других.


И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме

Я, говорит, зажег неугасимый свет благодати. Пусть будет делом вашего подвига, чтобы свет вашей жизни светил и другим.


Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрыя дела и прославляли Отца вашего Небесного

Не сказал: «вы показывайте свою добродетель» (ибо это нехорошо), но «да светит» она сама так, чтобы и враги ваши удивились и прославили не вас, но Отца вашего Небесного. Поэтому, когда мы делаем добро, то должны делать его для славы Божией, а не для нашей.


Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или Пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить

Так как Он намеревался ввести новые законы, то чтобы не подумали, что Он противник Божий, Он, предотвращая такое подозрение со стороны многих, говорит: «Я пришел не нарушить Закон, но исполнить его». Как же Он исполнил? Во-первых, тем, что совершил все предсказанное о Нем пророками. Поэтому и евангелист часто говорит: «дабы сбылось сказанное пророком». Он исполнил и все заповеди Закона, ибо не сотворил беззакония и не было лести в устах Его. Он исполнил Закон и в другом отношении, то есть восполнил его, ибо Он полно начертал то, чего Закон дал только одну тень. Тот гласил: «Не убей», а Сей сказал: «И не гневайся напрасно». Подобно живописцу Он не изглаждает первоначального рисунка, но дополняет его.


Ибо истинно говорю вам

«Истинно» (аминь) - частица утвердительная, вместо «ей, говорю вам».


доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все

Здесь Господь показывает, что мир прейдет и изменится. Поэтому Он говорит, что, пока стоит вселенная, не исчезнет и малейшая буква из Закона. Одни под йотой и чертой разумеют двенадцать заповедей, другие - крест. Йота - прямой брус креста, а черта - поперечный. Итак, говорят, что сказанное относительно креста, - исполнится.


Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном

Под малыми заповедями разумеет те, которые Он Сам намерен был дать, но не заповеди Закона. Малыми Он называет их в силу Своего смирения, чтобы и тебя научить быть скромным в учении. «Малейшим наречется в Царстве Небесном» вместо: в воскресении окажется последним и будет брошен в геенну. Ибо он не войдет в Царство Небесное: нет; но под царством разумей воскресение.


а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном

Сначала стоит «сотворить», а потом - «научить», ибо как я буду руководить другим на пути, по которому я сам не ходил? С другой стороны, если я делаю, но не учу, то я не буду иметь такой награды, но, может быть, понесу наказание, если не учу по зависти или лености.

Толкование на Евангелие от Матфея


Евангельские притчи о строителе башни и о царе, готовящемся к войне

Евангельские притчи о новой заплате на ветхой одежде и о новом вине и ветхих мехах

Евангельская притча о женихе и сынах брака

Евангельская притча о благоразумном домостроителе

Евангельская притча о званных и избранных