Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших.

Переходящее празднование, совершаемое в субботу Сырной седмицы (предшествующей началу Великого поста) посвящено всем святым, чей подвиг заключался в монашеском подвижничестве.

Сырная суббота — это особенный и единственный день в году, когда совершается память монашествующих, которые через молитву, пост и труды они стремились стать подобными Господу Богу.


Причем для некоторых из них этот день остался единственным днем их гласного церковного поминовения.


Молитвой и усердием в постах

Уничтожали сеть греховных пут

Подвижники святые.

Теперь они - как звёзды в небесах:

По ним душа сверяет к Богу путь

В земной стихии.

(Елена Николаевна Егорова)


Естественно что их память монашествующих совершается незадолго перед началом Великого поста, потому что «житие постническое» — это просто синоним монашеской жизни, и потому что в житии постническом все, не только монахи, но и миряне, и белое духовенство — все подражают этой монашеской добродетели.


В этом древнем празднике объединилась память множества святых разных стран и народов.

Монашество предполагает отказ от мирских привязанностей, забот и стремлений и выбор следования Христу.

Основа этой жизни: пост и молитва.

Это про монахов Христос сказал когда-то апостолу Петру:

“И всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную”.


Пост – это монашеская добродетель, но уже через два дня Церковь вступает в Великий пост и предлагает всем последовать примеру от века служивших Богу монахов и монахинь.


Как говорит свт. Василия Великого: «Кто желает в Царстве Небесном удостоиться большей славы, тот должен любить здесь смирение и унижение перед другими», — святые исполнили это в полной мере.


Из жития святых видно, что это все достигалось не без телесного труда и молитвенного подвига.

За их подвижническую жизнь были облагодатствованы они Господом многочисленными дарами: прозорливости, рассуждения, мудрости, врачевания душ и телес верующих.


Вспоминая в Сырную субботу всех преподобных, в подвиге просиявших, мы не только воодушевляемся их свершениями, но в большей степени осознаем духовный смысл поста.

Церковь словно напутствует верующих и показывает, что святые подвижники, отшельники и аскеты были такими же людьми.

Их тело было так же слабо и немощно, но сила духа позволила совершать настоящие подвиги.


Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.


Как напутствие перед прохождением подвига поста Церковь предлагает нам жития всех тех, кто подвигом постным вошел в «рай сладости», наслаждаясь ныне Небесного Царствия.

Этот древний праздник объединил памяти множества святых разных стран и народов, причем для некоторых из них этот день остался единственным днем их гласного церковного поминовения.


🙏🏻 ВСИ СВЯТИИ ПРЕПОДОБНИИ НАШИ, МОЛИТЕ БОГА О НАС! 🙏🏻







В  последнюю перед Великим Постом субботу Церковь призывает православных христиан почтить «в подвизех просиявшия божественныя отцы, яже изнесе своим всякое место, и град, и страна». Как напутствие перед прохождением подвига поста Церковь предлагает нам жития всех тех, кто подвигом постным вошел в «рай сладости», наслаждаясь ныне Небесного Царствия. Этот древний праздник объединил памяти множества святых разных стран и народов, причем для некоторых из них этот день остался единственным днем их гласного церковного поминовения. На следующий день, в воскресенье, в храмах совершается так называемый «Чин прощения», когда христиане взаимно испрашивают друг у друга прощения обид, чтобы с чистой совестью и мирной душой вступить в святое время Великого поста, подражая хотя бы в эти дни Четыредесятницы подвигу великих преподобных отцов.



Совершенно неслучайно преподобные отцы устремлялись именно в те места, где особенно трудно, потому что внешние трудности и необходимость их преодоления закаляют человеческую душу.

А комфортные условия притупляют силы, ослабляют ум и волю, делают человека неспособным к подвигу – как духовному, так и жизненному.

И вот эта удивительная связь духовного подвига с трудными внешними обстоятельствами жизни должна каждого из нас – и тех, кто живет сегодня в миру, – подтолкнуть к тому, чтобы спросить самих себя: а что я делаю, в каких условиях я живу?

Могут ли эти условия жизни и моя внутренняя настроенность помочь мне совершать подвиги, самый главный и самый трудный из которых – это воспитание самого себя, это преодоление своих грехов, своих слабостей, своих опасных наклонностей, это возвышение души и духа?


Белое иночество.


Всю душу предать Господу,

В молчании пламенея строгом.

И, идя по полю или по городу,

Молиться - говорить с Богом.

Любить равно святого и грешного,

Смотреть на людей взором открытым.

Не иметь плача неутешного,

Не иметь трапезы сытой.

О грядущем никогда не ведать.

Смеяться тихо и не много.

Поминать молитвою соседа

За трапезой, в храме, на дорогах.

Ничего не считать неважным,

Всякое сердце стеречь от гнева.

И, бросая слово своего сева,

Затаить дыхание над каждым.

Перед Господом молитвы и пенье

Да будут речью совсем простою.

Лучше с любовию малое моленье,

Чем великое с тяготою.

Труд земной возможен без раздела.

Пусть тогда в нем одном вниманье.

Послушание и земному делу -

Перед Господом послушанье.

Лишь бы сердце о земном не пело,

Но несло бы Богу все мгновенья.

И вокруг него все было бело

От цветов благодаренья.


Архиепископ Иоанн Шаховский



Интересные страницы

Блаженная Ксения Петербургская.

Праведный Иоанн Русский

Лука Крымский (Войно - Ясенецкий)

Прав. Иоанн Кронштадтский

Иоанн (Максимович) Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец.