Переходящее празднование, совершаемое в субботу Сырной седмицы (предшествующей началу Великого поста) посвящено всем святым, чей подвиг заключался в монашеском подвижничестве.
Сырная суббота — это особенный и единственный день в году, когда совершается память монашествующих, которые через молитву, пост и труды они стремились стать подобными Господу Богу.
Причем для некоторых из них этот день остался единственным днем их гласного церковного поминовения.
Молитвой и усердием в постах
Уничтожали сеть греховных пут
Подвижники святые.
Теперь они - как звёзды в небесах:
По ним душа сверяет к Богу путь
В земной стихии.
(Елена Николаевна Егорова)
Естественно что их память монашествующих совершается незадолго перед началом Великого поста, потому что «житие постническое» — это просто синоним монашеской жизни, и потому что в житии постническом все, не только монахи, но и миряне, и белое духовенство — все подражают этой монашеской добродетели.
В этом древнем празднике объединилась память множества святых разных стран и народов.
Монашество предполагает отказ от мирских привязанностей, забот и стремлений и выбор следования Христу.
Основа этой жизни: пост и молитва.
Это про монахов Христос сказал когда-то апостолу Петру:
“И всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную”.
Пост – это монашеская добродетель, но уже через два дня Церковь вступает в Великий пост и предлагает всем последовать примеру от века служивших Богу монахов и монахинь.
Как говорит свт. Василия Великого: «Кто желает в Царстве Небесном удостоиться большей славы, тот должен любить здесь смирение и унижение перед другими», — святые исполнили это в полной мере.
Из жития святых видно, что это все достигалось не без телесного труда и молитвенного подвига.
За их подвижническую жизнь были облагодатствованы они Господом многочисленными дарами: прозорливости, рассуждения, мудрости, врачевания душ и телес верующих.
Вспоминая в Сырную субботу всех преподобных, в подвиге просиявших, мы не только воодушевляемся их свершениями, но в большей степени осознаем духовный смысл поста.
Церковь словно напутствует верующих и показывает, что святые подвижники, отшельники и аскеты были такими же людьми.
Их тело было так же слабо и немощно, но сила духа позволила совершать настоящие подвиги.
Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.
Как напутствие перед прохождением подвига поста Церковь предлагает нам жития всех тех, кто подвигом постным вошел в «рай сладости», наслаждаясь ныне Небесного Царствия.
Этот древний праздник объединил памяти множества святых разных стран и народов, причем для некоторых из них этот день остался единственным днем их гласного церковного поминовения.
🙏🏻 ВСИ СВЯТИИ ПРЕПОДОБНИИ НАШИ, МОЛИТЕ БОГА О НАС! 🙏🏻
В последнюю перед Великим Постом субботу Церковь призывает православных христиан почтить «в подвизех просиявшия божественныя отцы, яже изнесе своим всякое место, и град, и страна». Как напутствие перед прохождением подвига поста Церковь предлагает нам жития всех тех, кто подвигом постным вошел в «рай сладости», наслаждаясь ныне Небесного Царствия. Этот древний праздник объединил памяти множества святых разных стран и народов, причем для некоторых из них этот день остался единственным днем их гласного церковного поминовения. На следующий день, в воскресенье, в храмах совершается так называемый «Чин прощения», когда христиане взаимно испрашивают друг у друга прощения обид, чтобы с чистой совестью и мирной душой вступить в святое время Великого поста, подражая хотя бы в эти дни Четыредесятницы подвигу великих преподобных отцов.
Совершенно неслучайно преподобные отцы устремлялись именно в те места, где особенно трудно, потому что внешние трудности и необходимость их преодоления закаляют человеческую душу.
А комфортные условия притупляют силы, ослабляют ум и волю, делают человека неспособным к подвигу – как духовному, так и жизненному.
И вот эта удивительная связь духовного подвига с трудными внешними обстоятельствами жизни должна каждого из нас – и тех, кто живет сегодня в миру, – подтолкнуть к тому, чтобы спросить самих себя: а что я делаю, в каких условиях я живу?
Могут ли эти условия жизни и моя внутренняя настроенность помочь мне совершать подвиги, самый главный и самый трудный из которых – это воспитание самого себя, это преодоление своих грехов, своих слабостей, своих опасных наклонностей, это возвышение души и духа?
Белое иночество. Всю душу предать Господу, В молчании пламенея строгом. И, идя по полю или по городу, Молиться - говорить с Богом. Любить равно святого и грешного, Смотреть на людей взором открытым. Не иметь плача неутешного, Не иметь трапезы сытой. О грядущем никогда не ведать. Смеяться тихо и не много. Поминать молитвою соседа За трапезой, в храме, на дорогах. Ничего не считать неважным, Всякое сердце стеречь от гнева. И, бросая слово своего сева, Затаить дыхание над каждым. Перед Господом молитвы и пенье Да будут речью совсем простою. Лучше с любовию малое моленье, Чем великое с тяготою. Труд земной возможен без раздела. Пусть тогда в нем одном вниманье. Послушание и земному делу - Перед Господом послушанье. Лишь бы сердце о земном не пело, Но несло бы Богу все мгновенья. И вокруг него все было бело От цветов благодаренья. Архиепископ Иоанн Шаховский |
Интересные страницы
Блаженная Ксения Петербургская.
Лука Крымский (Войно - Ясенецкий)
Иоанн (Максимович) Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец.