СОБОР ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИХ СВЯТЫХ

Собор Псково-Печерских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Псково-Печерской Успенской обители.

Празднуется в 4 неделю по Пятидесятнице.


Преподобные отцы Марк, Иона, преподобная мати Васса, преподобномученик Корнилий, преподобные Вассиан и Дорофей, Лазарь прозорливый, жившие в разное время,- неразрывные звенья в цепи благодатного преемства духовной силы обители.


История не сохранила тайну рождения обители, сколько времени неведомый миру в недрах земли жил первый пещерный монастырь и в нём зрела монашеская молитва, набирая силу, чтобы прорасти в века Псково-Печерским Свято-Успенским монастырем.

Освящение первой обительской церкви Господь приурочил к празднику Успения Божией Матери в 1473 году, и свидетельство милости и покровительства Матери Божией месту сему одарило обитель явлением чудотворного Ее образа.


И сохранились Богом зданные пещеры, где подвиг первых монахов родил дух монашеский, дошедший до нас.

Войдите, други наши, в тишину пещер одни, и тишина оживет, наполняя сердце ваше неземными чувствами.


В пещерах Печерской горы

До наших времён почивают

Всеславные наши отцы.

Своим житием просвещают


Наш путь. Огнезрачным столпом

Над русской землёю восходят,

Никто их не знает число,

Не нам считать добрые всходы.


Но Сам лишь Владыко Господь

Исчислит все звёзды Свои.

И всем имена наречёт,

И наши к ним явит мольбы.


Приидите люди, почтим,

Поклонимся мощам святым.

Принесите дары любви

Богоносным отцам сиим.


Молить не престаньте о нас,

О грешных душах молитвенники.

Сподобит Господь в нужный час

Ходатайством вашим, светильники,


Войти нас в Небесный дом.

Возрадуясь, мы вместе с вами

Всем сердцем хвалу воспоём

Покланяемого от всей твари


Единого в Святой Троице

Бога нашего с Богородицей!


(Лариса Бодрикова)



Сколько было подвижников-пустынножителей в пещерах, неизвестно потомкам; только имя одного, Марка подвижника печерского, сохранило предание.

Да полно, предание ли?

Не Бог ли открыл его, и сами мощи Марка засвидетельствовали особое Божие о нем определение - быть Марку первым хранителем и покровителем в веках будущей обители.

Имя его, записанное в монастырский синодик преподобным Ионой, первым устроителем вышедшего из пещер и теперь наземного монастыря, преподобный Корнилий в свое время за неимением сведений о нём повелел изгладить из списков.

И тогда-то свидетельство святости Марка явилось делом.

Преподобный Корнилий тут же был поражен болезнью - слепотой и расслаблением.

Духом сей согрешивший праведник был извещен о причине болезни. Принесенный ко гробу преподобного Марка Корнилий в покаянии припал к мощам его и получил исцеление.

И с тех пор это свидетельство о преподобном Марке сохраняется неоспоримым, и преподобный Марк стал олицетворением первого - пустынножительского - периода жизни будущего Псково-Печерского монастыря.


С горечью сердца, на покаяние, на страдание пустынной жизни пришел к Печерским пещерам преподобный Иона, тогда еще священник Иоанн со своей семьёй.

Уйдя от крестного подвига, подъятого его другом, пресвитером Исидором Юрьевским, и уязвленный помыслами о своем малодушии, он устремился к иному подвигу.

«Пришед на сие место, начаша копати вместе с матушкой своей Марией в горе церковь за Богом зданною пещерою к западу», - повествует летопись.

А мы своими глазами видим сбывшийся подвиг его жизни и знаем, что от Бога он увенчан преподобием и даром быть основателем Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря.

Короток период жизни преподобного Ионы в монастыре, с 1472 по 1480 год, до блаженной кончины; короток, но многоплоден и значителен для будущей обители.


Подвиг преподобныя матери Вассы не описан, но судя по венцу, полученному ею от Бога, он совершен.

Она во всей полноте исполнила заповедь Божию о жене - «сотворим помощницу по нему» (ср.: Быт. 2, 18).

Жена-христианка, мать, матушка, на исходе жизни – монахиня.

По свидетельству летописи, матушка Мария следовала суровому подвигу жизни супруга-священника.

Её труды в созидании Успенского храма, её монашеский постриг, первый в обители, и её гроб, Божиим велением не знавший захоронения, но поставленный для поклонения со времени её кончины у входа в пещеры, свидетельствуют о ценности жизни преподобной.

Первые чудеса в обители совершились от гроба преподобныя матери Вассы.

Сразу по смерти её гроб захоронили в пещерах, но наутро нашли его вынесенным из них и поставленным у входа.

Совершили чин отпевания повторно и вновь сокрыли гроб в земле Богом зданных пещер.

Но не мог укрыться во мраке земли и во времени светильник духа, в слабом женском естестве воссиявший.

И по сей день стоит рака с мощами преподобныя матери Вассы, продолжающей свой молитвенный подвиг, начатый ещё при жизни, на месте, определённом ей Богом,- у входа в пещеры.


Кто изочтет меру трудов и подвигов подвижников святой Псково-Печерской обители в деле основания, возрастания и сохранения её?

Для Бога они трудились, во славу Божию творили, ради Бога жили.

И Бог прославил их, «и память их в род и род».


Преподобномученик Корнилий стал святым игуменом обители на все времена её жизни.

Он был и строитель, и миссионер, и летописец, и жизнь его увенчалась подвигом мученичества.

Оглянитесь вокруг, XVI век смотрит на нас монастырскими стенами и башнями.

Трудами святого игумена и братии, им воспитанной, они воздвигнуты, и молитвенным подвигом их стены выдержали четыре столетия суровой жизни, нападений от враг видимых и невидимых.

И с XVI века церкви, воздвигнутые преподобным игуменом, не знают усталости.

Строя церковь святителя Николая ратного, Корнилий призывал скоропослушливого молитвенника на охранение обители.

И не мнил он, что придёт время, и его самого позовут на этот же подвиг. Башня, построенная им, стала церковью, и престол во имя преподобномученика Корнилия стал десятым Божиим престолом в обители уже в XX веке.

В освящении этой церкви участвовали и мы с вами в 1986 году, в преддверии великого торжества Русской Церкви - 1000-летия Крещения Руси.


Особой жизнью живёт Церковь в мире.

Над славой Божией не властно ни время земное, ни вражьи силы.

Труды, и поты, и кровь, пролитые в XVI веке, проросли в XX веке церковью Божией.


Сорок один год игуменствовал преподобномученик Корнилий, четыре столетия молитвой незримо присутствовал в жизни обители, а сколько веков стоять ему на страже обители до архангеловой трубы - ведомо лишь Богу.

Вместе со святым игуменом трудился в обители сподвижник и друг преподобномученика Корнилия старец Вассиан - муж учёный.

Какими подвигами испросил и он у Бога для себя венец мученический, неведомо.

Кратко о нём воспоминание в летописи.

Явно же нам то, что подвигом жизни своей стал он неразлучен со святым игуменом и в вечности, приняв мученическую кончину 20 февраля 1570 года, в один день с преподобномучеником Корнилием.


Воспитался в Псково-Печерском монастыре преподобный Дорофей.

Будучи в 1615 году уже схимником, он вышел из обители по зову Божию, чтобы на новом месте, на земле Ярославской, посеять драгоценное семя истинной духовности, полученное им в родном монастыре, и основать новый монастырь – Югско-Дорофеевскую обитель – духовное чадо Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря.

Господь же прославил Дорофея Югского преподобием как плод Псково-Печерской обители.


Преподобный иеросхимонах Лазарь прозорливый постригся в монашество в Псково-Печерском монастыре в 1785 году и подвизался в нём безвыходно до самой своей кончины.

Строго подвижническая жизнь старца под покровом смирения вполне известна только Богу, но дар прозорливости он не мог скрыть и от людей.

Слава Божия выражалась во всей жизни преподобного Лазаря.

И угас он на девяносто первом году жизни, в 1824 году, с «упованием, исполненным бессмертия».

Он жил для Бога, умер за делом Божиим, оставив потомкам пример монашеского жития, преподобием увенчавшегося.

И подвиг его жизни определил быть его гробнице рядом с гробницами преподобных основателей монастыря.

Жизнь преподобного Лазаря продлилась и после его смерти, сделав смиренного иеросхимонаха небесным покровителем обители, в которой он подвизался.


Нам трудно сейчас представить место это времен преподобных Ионы и Вассы, трудно представить обитель в период её зарождения, ту первозданную дикую красоту, когда человек ещё только входил в неё, как со-творец своему Творцу и молитвенник Богу.

Но вот теперь подвиг трудов и молитв - святая обитель пред взором нашим, и в ней каждый храм, каждое дерево, каждый цветок - плод, Богом благословенный и освященный.

Трудники же и молитвенники, всё это создавшие, находятся и по сей день с нами здесь, в Богом зданных пещерах.

А те из них, кто потрудился паче всех, теперь мощами своими во гробах лежаще, живым помогают.

И живые преклоняют главы свои к чудотворным ракам, черпая в них благодатную силу и вдохновение жить в Боге, и с благодарной памятью к подвижникам несут им от своих трудов малый дар - церковь, их покровительству вверяемую.




Долгое время память преподобных Псково-Печерских совершалась отдельно каждого.

Но незадолго до своей кончины патриарх Московский и всея Руси Пимен, бывший в свое время игуменом Псково-Печерской обители, благословил установить день празднования Собора всех Псково-Печерских святых.

К тому же, еще во время пребывания его в обители из особой любви к святым покровителям Псково-Печерского монастыря им был составлен особый акафист его святым.


В 1988 году, в юбилейный год 1000-летия Крещения Руси, на Святой горке был заложен храм в память сонма святых преподобных Псково-Печерских.

Быстро выросла, как будто из земли проросла, малая деревянная церковь, но всё что-то высматривала она и поджидала, обживаясь в монастыре.


Тогда же начались и труды по составлению службы преподобным.

Для празднования Собора Ю.Г. Малков составил по благословению

архимандрита Иоанна (Крестьянкина) текст службы.

И вот в 1993 году впервые вознеслась в церкви общая молитва и служба всем Псково-Печерским святым.


Но только ныне прославление сих угодников Божиих достигло своей полноты.

Воздвигнут храм в их честь и освящен первый и пока единственный престол, их молитвенному покровительству посвященный.

И это совпало с 425-летием со дня кончины преподобномученика Корнилия и совершилось в год, когда святой игумен своими мощами впервые вышел из храма, где он, «аки драгоценное сокровище», покоился с 1690 года.

Он вышел и прошёл по обители по пути, орошённому некогда его кровью, освящая землю и воздух благодатной силой, дарованной ему.


Ангел Церкви Российской стоит ныне у нового престола Божия, и небесный огнь в руке его, и полный силы и славы Божией, он готов освятить новое место селения Божия.

А рядом с Ангелом Церкви вокруг нового престола стоят сейчас и отныне будут стоять всегда те, чьи молитвы низвели на нас милость Божию с небес - новый храм Божий.


Преподобные Псково-Печерские - некогда земные человецы, а ныне небесные Ангелы - рать святая - дар Богу от обители, возросший в ней за пятьсот двадцать лет ее бытия.

Нам они - свои и Богу они - родные.

И теперь за каждой службой, совершаемой в новом храме, они будут первостоятелями у Престола Божия в Царстве Небесном и предстоятелями у престола в храме на Святой горке родной Псково-Печерской Свято-Успенской обители.


Уже пять столетий стоит на страже духовных рубежей Православной Руси святая обитель.

Она видела горе и радости её народа, времена духовного подъёма и времена оскудения духа.

Много иноков прошло школу жизни в обители, насыщаясь духовной мудростью и силой и, подобно трудолюбивым пчелам, собирая в сокровищницу её неистощимое духовное богатство, возрастившее собой райские цветы на нашей родной Русской земле.

И благоухание этих цветов ощущаем мы с вами в храме, воздвигнутом в их честь и в их память.


В Соборе Псково-Печерских святых прославлены:


Святые основатели обители — преподобные Марк, Иона, Васса (XV век).


Преподобномученики Корнилий (погибший от руки Ивана Грозного) и Вассиан Муромский.


Преподобный Дорофей Югский, имевший видение Богородицы, которая благословила его выйти из Псково-Печерской обители и основать новый монастырь на реке Юг.


Преподобный Лазарь, схимник прозорливый — он известен своим воскресением.

Этот святой впадал в состояние, возможно, клинической смерти, а затем на третий день пришел в себя и жил еще 16 лет.

С ним встречался с целью получить духовный совет император Александр I — святой скончался в один год с ним, 1824 году.

Известно, что старец наставлял его быть примером для подданных, предупреждая о недолгой жизни.


Александр (Петровский), архиепископ Харьковский, священномученик, погибший от безбожников в 1940 году.


Иеросхимонах Симеон (Желнин), скончавшийся в 1960 г. и проживший в обители около 70 лет.

Он исцелял и душевные, и телесные болезни, а также его молитвой отдалялся срок кончины.



Земля Печорская - Святыня,

Духовный западный Оплот!

Её Святые и до ныне

Хранят от зла в Россию вход!


С Небес взирают так же зорко

Псково-Печорские Отцы,

Равноапостольная Ольга,

Бесплотных Воинов Гонцы!


Там не молиться невозможно!

Там невозможно не писать!

Когда Корнилий скажет "Можно

Пещеры вновь облобызать?"



Там между рак и вдоль домишек

Святых нетрудно увидать!..

Там Русь ещё Святая дышит!

Там ходит плача Божья Мать -


Так жалко Ей нас, злых и грешных!

Чем вразумить детей Своих?

Или отдать нас в когти леших?

Или послать сердечный стих?


Земля Печорская - Святыня

Святой и нынешней Руси,

Народа Русского Твердыня,

Наш Храм, летящий в Небеси!


Василий Рассветов





Тропарь Собору преподобных отцов Псково-Печерских

глас 6

Собо́р святы́х Пско́во-Пече́рских днесь почти́м,/ в де́брех лесны́х оби́тель чу́дную основа́вших,/ и, я́ко кри́ны, доброде́тельми процве́тших,/ и лю́дем пра́вый путь Богоподо́бия указа́вших,/ мо́лят бо Го́спода// ми́ру мир дарова́ти и ве́лию ми́лость.


Перевод:

Собрание святых Псково-Печерских сегодня почтим, в дебрях лесных удивительную обитель основавших и, как лилии, добродетелями процветших, и людям правильный путь Богоподобия показавших, ибо они молят Господа даровать мир всему миру и великую милость.



Кондак Собору преподобных отцов Псково-Печерских

глас 2

Тебе́, Богоро́дице/ и Де́ве Чи́стей, за вся лю́ди Бо́га умоля́ющей,/ оби́тель Пско́во-Пече́рская/ святы́х свои́х, я́ко дар, днесь прино́сит,/ Твои́х же даро́в бога́тство кто испове́сть,// я́ко в рай возвела́ еси́ отцы́ на́ша.


Перевод: Тебе, Богородице и Деве Пречистой, обо всех людях молящейся, обитель Псково-Печерская святых своих, как дар, сегодня приносит, Твоих же даров богатство кто возвестит, так как Ты в рай возвела отцов Наших.




Молитва Собору преподобных отцов Псково-Печерских

О, преподо́бнии и Богоно́снии отцы́ на́ши: Ма́рко, Ио́но, Корни́лие, Вассиа́не, Дорофе́е, Ла́заре, Симео́не, Алекса́ндре и ма́ти преблаже́нная Ва́ссо! Смире́нно припа́даем к вам, я́ко пра́ведником су́щим, и́же в Пско́встей земли́ просия́вше пресла́вно, укра́сили есте́ оби́тель Пече́рскую жития́ ва́шего чу́днаго звезда́ми пресве́тлыми; к вам прибега́ем и, с любо́вию хва́ляще днесь, предста́тельства про́сим за нас, многогре́шных: умоли́те Го́спода Сил и Пречи́стую Его́ Ма́терь, да сохраня́т Росси́йскую страну́ на́шу ми́рну, утвердя́т в благоче́стии зе́млю Пско́вскую и да покро́вом благода́ти Своея́ град сей покро́ют, оби́тель же на́шу укрепя́т и всем подвиза́ющимся в ней да́руют спасе́ние и Жизнь Ве́чную. Помози́те нам, уго́дницы Бо́жии, созда́ти храм благоле́пен в сердца́х на́ших и украси́ти сей храм доброде́тельми, да жи́тельствует в нем еди́но Госпо́дь! Огради́те нас стено́ю моли́тв всепобе́дных от грехо́вных стрел врага́ спасе́ния на́шего и от всех его́ злых искуше́ний, да Богоуго́дне зде на земли́ поживе́м и ве́чное Ца́рство Пресвяты́я Тро́ицы унасле́дим, прославля́юще при́сно Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.



Величание Собору преподобных отцов Псково-Печерских

Ублажа́ем вас,/ преподо́бнии отцы́ на́ши Пско́во-Пече́рстии,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу,/ наста́вницы мона́хов// и собесе́дницы А́нгелов.




СВЯТЫЕ БОГОНОСНЫЕ ОТЦЫ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС!




Интересные страницы

Блаженная Ксения Петербургская.

Праведный Иоанн Русский

Лука Крымский (Войно - Ясенецкий)

Прав. Иоанн Кронштадтский

Иоанн (Максимович) Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец.