Евангельские притчи о строителе башни и о царе, готовящемся к войне

ПРИТЧИ О СТРОИТЕЛЕ БАШНИ И О ЦАРЕ, ГОТОВЯЩЕМСЯ К ВОЙНЕ  

(Евангелие от Луки,  Глава 14)


28 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,

29 дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,

30 говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?

31 Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?

32 Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.

33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.



ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧ О СТРОИТЕЛЕ БАШНИ И О ЦАРЕ, ГОТОВЯЩЕМСЯ К ВОЙНЕ  


От Блаженного Феофилакта Болгарского

Притчей о башне Господь научает нас, чтобы мы, однажды решившись следовать за Ним, сохранили сие самое намерение и не полагали одного только основания, т. е. следовать начали бы, а до конца не последовали, как не имеющие достаточного приготовления и усердия. Таковы были те, о коих евангелист Иоанн говорит: многие из учеников Его отошли от Него (Ин. 6, 66). И всякий человек, решившийся творить добродетель, но не достигший до Божественного знания, поскольку начал добродетель несовершенно и неразумно, строит несовершенно, так как не может достигнуть башни высокого знания. Почему и бывает посмешищем смотрящих на него людей и бесов. И иначе: под основанием можешь разуметь слово учительское. Ибо слово учителя, рассуждающее, например, о воздержании, брошенное на душу ученика, подобно основанию. На этом слове, как на основании, нужно и «построение», т. е. совершение дел, чтобы «башня», т. е. добродетель, которую мы вознамерились творить, была окончена у нас, и притом была крепка пред лицом неприятеля. А что слово есть основание, а дело — построение, сему довольно научает нас апостол, когда говорит: Я положил основание, Иисуса Христа, а другой строит (1 Кор. 3, 10), и далее перечисляет различные построения (см.: 1 Кор. 3, 12–15), т. е. совершение дел или добрых, или злых. Итак, будем бояться, чтобы не стали над нами бесы смеяться, о которых пророк говорит: дети (славянское — ругатели) будут господствовать над ними (Ис. 3, 4), т. е. отверженными от Бога.

И эта притча научает нас не раздвояться душой, не пригвождаться к плоти и прилепляться к Богу, но, если имеем намерение вести войну против лукавых сил, наступать на них как на врагов и самым делом противоборствовать им. — Царем бывает и грех, царствующий в смертном нашем теле (см.: Рим. 6, 12), когда мы допускаем его. Царем же создан и ум наш. Поэтому, если он намерен восстать против греха, должен воевать против него всей душой, ибо воины его сильны и страшны, и кажутся больше и многочисленнее нас, поскольку воины греха суть бесы, которые против наших десяти тысяч направляют, по-видимому, двадцатитысячное число. Они же, будучи бестелесны и состязаясь с нами, живущими в теле, имеют, по-видимому, большую силу. Однако ж мы можем бороться против них, хотя они кажутся и сильнее нас. Ибо сказано: С Богом мы окажем силу (Пс. 59, 14) и Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое (см.: Пс. 26, 1–3). Притом же Бог, воплотившийся ради нас, дал нам власть наступать на всю силу вражью (см.: Лк. 10, 19). Поэтому мы, хотя и во плоти, однако ж, имеем оружие не плотское (см.: 2 Кор. 10, 3–4). Хотя по причине телесности мы составляем, по-видимому, десять тысяч против их двадцати тысяч, по причине бестелесной их природы, однако ж мы должны говорить: Господь Бог — сила моя (Авв. 3, 19)! И никогда не должны примиряться с грехом, т. е. порабощаться страстям, но с особенной силой противостоять им и должны возыметь непримиримую ненависть к ним, не желая ничего страстного в мире, но оставляя все. Ибо тот не может быть Христовым учеником, кто оставляет не все, но имеет расположение к чему-нибудь в мире душевредному.

Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Луки. М.: «Лепта», 2005.








Евангельские притчи о новой заплате на ветхой одежде и о новом вине и ветхих мехах

Евангельская притча о женихе и сынах брака

Евангельская притча о благоразумном домостроителе

Евангельская притча о званных и избранных

Евангельская притча о злых виноградарях