БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ПЕТР, В ИНОЧЕСТВЕ ДАВИД,
И КНЯГИНЯ фЕВРОНИЯ, В ИНОЧЕСТВЕ ЕВФРОСИНИЯ,
МУРОМСКИЕ ЧУДОТВОРЦЫ
День памяти 8 июля (25 июня)
История жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.
Эта история подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии». Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 — начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.
Все сведения о Петре и Февронии происходят из «Повести о Петре и Февронии Муромских» — одной из вершин древнерусской литературы XVI века. Составил её в связи с канонизацией Петра и Февронии по заказу митрополита Макария инок Ермолай Прегрешный. Однако в Великие четьи-минеи «житие» Петра и Февронии, как отличающееся «исключительной легендарностью», митрополит не включил — оно распространялось в качестве апокрифа.
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году.
Согласно сказанию, за несколько лет до княжения Пётр убил огненного змея, но испачкался его кровью и заболел проказой — тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.
В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: «Ну как это можно — князю дочь древолаза взять себе в жены!«. Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.
Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.
После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра.
Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение.
Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.
Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети — устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом — смысл и назначение его.
Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу — умереть одновременно.
Чудо Петра и Февронии
25 июня (8 июля по новому календарю) в один час муж и жена приняли успокоение, каждый в своей келье. Однако после их отхода к Богу горожане подумали, что так как супруги приняли монашество, их нельзя будет похоронить в одном гробу, как те просили. Срубили два гроба и оставили супругов на отпевание в разных церквях. Но утром горожане увидели, что отдельные гробы пусты, а тела князей лежат в двойном гробу, высеченном из камня при их жизни. Не осознав случившегося чуда, непонятливые горожане вновь разделили супругов, но и на другое утро Петр и Феврония покоились в общем гробу. После этого люди наконец поняли, что так угодно Богу и упокоили их в совместном каменном гробу, поблизости к храму святой Богородицы. И до сих пор туда совершают паломничество нуждающиеся люди, болезные и несчастные. И если они приходят туда с искренней верой и надеждой, то святые Петр и Феврония Муромские даруют им исцеление и семейное счастье.
Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.
Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).
Святые Пётр и Феврония Муромские являют собой образец супружеской верности, преданности и любви, которые они сохранили на протяжении всей своей жизни, преодолевая все испытания и искушения.. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.
Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака.
Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.
День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.
Почитание Святых Благоверных Петра и Февронию в наши дни
В 1993 году мощи святых князей Муромских перевезли в Троицкий собор Муромского Свято-Троицкого монастыря.
В XXI веке во многих российских городах, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2004 году.
появились памятники Петру и Февронии.
Цель памятников, по словам президента программы Александра Ковтунца, «создание положительного образа семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождение и воспитание детей в духе любви к Родине». Предполагается, что памятники должны посещать свадебные процессии. Открытие памятников приурочивается, как правило, к празднованию Дня Петра и Февронии (8 июля). Массовое тиражирование скульптурных изображений православных святых не имеет прецедента в истории православия.
В Великой России есть праздник красивый, Название дали ему «День влюбленных»: 8 июля по новому стилю - Любви настоящей сей день посвященный! Прекрасную повесть Петра и Февроньи Хочу рассказать вам, послушайте люди!!! Есть в вечной любви - бесконечная сила! Пусть в ваших сердцах ей всегда место будет! В городе Муроме правил князь Павел. В покои к княжне зачастил змей лукавый, Пред ней представал в своем собственном виде, Но вот чудеса: народ змея не видел! И дьявола этого не опасался, А все потому - он им князем казался! Княжна ничего никогда не скрывала И сразу о нечисти мужу сказала! Когда змей крылатый княжной овладел, Князь злостного гада убить захотел! Стал думать, как можно его погубить. И понял, что лучше у змея спросить! Княжне же своей дал наказ, чтоб она Его обольстив, разузнала сама, Какая беда может с ним приключиться! -«Узнай и тогда сможешь освободиться От срама и блуда, бесстыдства сего, Дыханья, шипения злого его!» Слова из уст князя - не мелкий пустяк, Княжна порешила: "Я сделаю так!" Однажды, когда к ней пришел этот змей, Не стала жалеть самых льстивых речей, Храня в своем сердце от мужа наказы, Княжна не перечила змею ни разу, А лишь восхваляла его и была: Нежна, обольстительна, очень мила! Когда усыпила речами злодея, Спросила с опаской крылатого змея: -«Умен и хитер много знаешь всего Скажи от чего смерть принять суждено?» Крылатый купился обманом княжны, И ей рассказал, где погибель лежит: -«С Петрова плеча суждено смерть принять, Дубины и копья оставьте лежать! Не каждый топор может головы сечь, Меня победит лишь Агриковый меч! Княгиня запомнила точно слова, И князю змеиную речь донесла! Но Павел не понял змеиных речей, Отправился к брату родному скорей. Князь Петр, услышав, от брата рассказ, Решил, суждено, чтобы он брата спас, Что имя Петра не так просто дано: -«С Петрова плеча смерть принять суждено!!!» Но князя Петра волновало одно: «Агриковый меч - где найти мне его!» Ходил в одиночестве князь по церквям, Пришел в монастырь помолиться, и там, К нему подошел тихо отрок один И молвил ему: "За мной, Княже, иди! В алтарной стене щель меж плитами есть!» И верно, князь Петр увидел меч здесь! С тех пор стал искать подходящий князь случай, И змея убить, чтоб людей он не мучил! И вот возвращаясь из брата покоев, Не понял, как может случиться такое: Не медля, зашел на поклон он к снохе, И странное дело уж брат при жене! Вернулся он быстро, и служку спросил: -«Давно ль из покоев сам князь выходил?» Ответил слуга: «Да, Вы что, Господин, В покоях князь Павел, сидит там один!» -«Понятно - все козни лукавого змея!» И Павлу тотчас рассказал про затею: -«Сейчас никуда ты не смей выходить, А я же попробую змея убить! Тобою является всем этот гад, В покоях княжны затевает разврат!» С молитвой Агриковый меч он берет В покои снохи для расправы идет! Пред ним предстает змей, но в образе Павла, Но Петр не верит глазам, и лукавый Ударом сражен – извиваясь, шипит, Вмиг принял змеиный естественный вид! Зловредною кровью обрызгал Петра И умер, а с князем случилась беда: Все тело изрыто на множество язв, Тяжелой болезнью охвачен был князь. Объездил сто раз всех врачей во владеньях, Никто не помог получить исцеленье. Прослышал, в рязанской земле есть врачи, Быть может сумеют меня излечить. Своих приближенных послал в те края: -«Пускай разузнают права ли молва!» Один из придворных приметил село - Название «Ласково» было его. У ближних ворот никого он не встретил, В сенях ему тоже никто не ответил, Но стоило в горницу только ступить, За ткацким станком он увидел девицу! Пред ней скакал заяц, а дева – ткала, И молвила странные гостю слова: -«Как плохо,» - сказала, «что дом без ушей, И горница в доме моем без очей!» Не понял посланник таинственных слов! И только спросил: « Где хозяин?», как вновь Ответила девушка: «Мать и отец Пошли взаймы плакать, а брат-молодец Пошел в глаза смерти сквозь ноги глядеть.» Не выдержал гость: «Как мне все разуметь? Твоих видно слов не дано мне понять!» И речь свою дева взялась разъяснять: «Нет в доме собаки, которая лает, Ушами для дома ее называют! Ребенок же в горнице - очи для дома, Он мне бы сказал, что идет незнакомый! А коли у дома ни глаз - ни ушей, В неприбранном виде пред ваших очей! Отец мой и мать - пошли плакать взаймы, Покойника надобно им схоронить. Сегодня они о покойном поплачут Когда смерть за ними придет - все иначе, Другие оплакивать будут тогда, Что плачем взаймы называют года. А брат и отец у меня древолазы: В лесу по деревьям приходится лазить. Из улеев мед собирает мой брат, И чтоб с высоты не сорваться, он рад Сквозь ноги на землю родную смотреть! А, коли, сорвется - то жизни конец! Слова мои емкими были о брате, Сквозь ноги в глаза смерти смотрит и батя!» Рассказу сему подивился юнец: -«Как звать мудру деву скажи наконец!» -«Феврония», молвила девица та. -«А я к Вам приехал от князя Петра! Мой князь тяжко болен: весь в струпьях и язвах, От крови летучего змея проказа! У многих врачей он искал исцеленья Но в Муроме нашем – проблемы с леченьем! Прослышал, о лекарях вашей земли Февронья, пожалуйста, нам помоги!» Февронья сказала: «Веди ко мне князя, Коль будет смиренным - исчезнет проказа!» Слуга возвратился и князю сказал: -«Нашел, наконец, то, что долго искал!» Велел его Петр туда отвезти: К девице, которая может спасти! -«Пусть скажет, что хочет за помощь свою! Любые дары, будет жить как в Раю…» Февронья сказала: «Награды не надо! Супругой для князя стать очень я рада!» Князь Петр подумал: «Вот это дела! Чтоб дочь древолаза княгиней была!! Пускай сперва вылечит, там погляжу, Быть может, женою ей быть предложу!» Февронье сказали, что Петр согласен. Она взяла плошку, черпнула закваски, Подув на нее, говорит: «Истопите Вы баньку скорее, и князя спасите! Пусть этим помажет все тело свое, Все струпья, один лишь оставит всего. И будет здоров очень скоро ваш князь, Не будет на нем страшных струпьев и язв!» Пришли слуги к князю и всё доложили, Князь Петр велел, чтобы баньку топили. Февронью ж, решил испытать он в ответах, Мудра ли она, как наслышан об этом? |
Послал князь девице один пучок льна: -«Пусть сделает мне из него полотна, А из полотна много разной одежды: Сорочку, платок,...но все сделает, прежде, Чем вымыться в бане успею, тогда Поверю я в то, что девица - мудра!» Слуга передал пучок льна и всю речь. Февронья в ответ: «Залезай-ка на печь, Подай мне полено», отмерила пядь, «Пускай смастерит стан, смогла чтоб я ткать!» Обрубок полена слуга принес князю, И тот подивился такому приказу! -«Сумела девица достойно ответить И князеву шутку приветливо встретить!» Потом князь омылся, помазал все язвы, Оставив на теле один струп с проказой, А, выйдя из бани, не чувствовал боли: Все тело здорово! Князь Петр доволен! Но в жены Февронию брать не желал, Лишь много даров каждый день посылал. Дары отсылала обратно девица… Князь Петр решил, в дом родной возвратиться. Один непомазанный струп не зажил, Глядь, новые язвы по телу пошли. И снова все тело его в страшных язвах! Вернулся к Февроньи: «Спаси от проказы!» -«Коль станешь супругом, не будешь больным, Все язвы и струпья растают, как дым!» Свое обещанье решил князь сдержать И в жены красавицу мудрую взять! Сватов посылает князь в это селенье: -«Коней запрягайте! Вот вам наставленье!» Февронья в ответ: « Остудите коней! Готовьте побольше уютных саней!» -«Впрямь спятила девка! Народ засмеет!» О чудо: в июле – снега у ворот!!! Так стала Феврония наша княжной! Приветливой, верною князю женой. Не так еще времени много прошло, Как умер брат Павел, а после него Стал в Муроме Петр у власти стоять. Он правил как мудрый и праведный князь. Но жены бояр невзлюбили княжну Всё сватали князю другую жену! -«Как может безродная править толпой, Коль крошки с обеда стирает рукой???!!!» Князь Петр решил эти сплетни проверить, Пред тем, как боярам во всем всегда верить! И видит: все крошки Февронья рукой Своей собрала, Петр молвил: «Открой! Что делаешь ты? И зачем это надо?» Февронья открыла ладонь - а там ладан!!! Не стал проверять больше Петр ее. Но снова бояре взялись за свое. -«Мы, Княже, готовы тебе послужить! Княгиню другую хотим предложить! Февроньи дадим мы любую награду Уходит пускай добровольно из града!» Князь Петр к Февроньи послал всех бояр. Они говорят ей: «Какой хочешь дар? Мы выполним всё, что бы ни пожелала! Покинь город Муром! Февронья сказала: -«Согласна, уйду только с мужем Петром! Лишь он мне и нужен!» - «Идите с добром!» Бояре устроили пиршество сразу И каждый мечтал править в муроме - князем! Блаженный князь Петр не стал с ними спорить Жену же прогнать ни за что не позволит! Уж лучше он княжеский титул отдаст, Чем заповедь Божью, женившись, предаст! В прелюбодеянье он княжить не будет! Суда на реке приготовили люди, Поплыли они вдоль по речке Оке. Один из мужей плыл с Февроньей в челне Забыв про жену, искушаемый бесом, С желаньем смотрел на княгиню повеса. Феврония мысли дурные узрев Не стала вдаваться в безудержный гнев. Лишь молвила тихо: «Ты ковшик возьми, Черпни им воды, и ее отхлебни. Теперь зачерпни им из этой реки С другой стороны. Слаще вкус у Оки?» -«Да, нет, Госпожа, одинаковый вкус!» И тут вдруг случился с мужчиной конфуз. Княгиня сказала: «Подобно воде, И женская суть вся едина везде. Зачем же тогда позабыв про жену Ты жаждешь чужой? Изгони сатану!» Когда приспел вечер, увидели берег, Князь Петр печалиться стал о потере: -«Что будет теперь, какова наша доля? От титула князя отрекся по воле!!!» Февронья ему: «Не оставит нас Бог! Не пустит Заступник беду на порог!» Тем временем повар им ужин варил И на берегу деревца обрубил: Удобнее, чтобы повесить котлы. Февронья, увидев, обрубки-столбы, Их благословила, сказав: «Завтра утром Большими деревьями с листьями будут!» И верно, лишь стало чуть-чуть рассветать, Большие деревья увидел сам князь! Собрались свой путь продолжать, помолясь, Как вдруг, к ним вельможи из города: «Князь, от жителей Мурома к Вам мы с прошеньем! Прости всех нас, грешных! Вернись на княженье! Осталось нас мало. Погибли в войне Бояре за власть в этой жуткой резне. А весь уцелевший народ за тобой. Прости нас, дурных! Возвращайся домой!» Княгиня Феврония правит пусть с вами И жен наших мудрости учит годами!» Вернулся князь Петр с женой в Муром град Их мудрую власть помнят наши года: Правление было любовью согрето. И заповедь Божью там чтили все лета. Молясь постоянно, лечили больных, Голодных кормили, одели нагих. С тех пор богател Муром Божьим богатством. И не было злости и ярости в братстве. Когда же пришло в мир иной уходить, Князья стали Господа Бога молить, Чтоб им в одно время двоим умереть. Они завещали: «Хотим принять смерть В одном на двоих чудном гробе из камня. Лишь тонкая грань чтоб была между нами!» Монашество приняли вместе и вмиг: Блаженный Князь Петр был назван Давид, Февронии имя дано Ефросинья. Конец у истории этой красивый. Когда вышивала Февронья покров Для храма, князь Петр послал к ней послов: -«Сестра Ефросинья, кончина пришла, Чтоб вместе уйти, заверши все дела.» Она же в ответ: «Подожди, Господин, Уже дошиваю, ты не уходи!» Второй раз посол весть принес от Петра: «Недолго смогу тебя ждать я, сестра!» И в третий раз весть: «Умираю уже, Ах, нет больше сил ждать парящей душе!» И не завершив дошивать свой покров, Воткнула иголку в него, а послов Отправила весточку князю отдать, Что вместе с Петром решено умирать. И вот, помолясь, освятили дорогу 8 июля своим душам к Богу. Но люди не внемли заветам князей И тело Петра положили скорей У церкви, что в городе, ну а Февронью За городом! Так невозможно иное: В один гроб нельзя положить их теперь: Иноческий постриг - закрытая дверь! Остался пустым общий гроб их стоять. На утро чудесное диво опять: Князь Петр с Февронией вместе лежат, Пустые гробы люди пусть сторожат. -«Не верится в это! Не может так быть! Наверное, кто-то решил подшутить! И снова по разным гробам положили Тела двух святых! Двери крепко забили! Охрану поставили их охранять! На утро чудесное диво опять: Давид с Ефросиньей в едином гробу! Теперь разлучить невдомек никому! Святые тела погребли возле церкви И слава блаженных супругов не меркнет! Черняева Мария |
О чем чаще всего возносят молитвы и просьбы святым Петру и Февронии:
• о поиске любви, замужества, женитьбы;
• о сохранении семьи и укреплении семейных отношений;
• об избавлении супруга(-ги), родственников, друзей, вз.детей от блудной страсти;
• о вразумлении супруга (-ги) и возвращении в лоно семьи;
• о примирении супругов, детей. родных и о прощении у обиженных и обидчиков.
Святые благоверные Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья.
Помощь по молитвам к Петру и Февронии Муромским
Тропарь благоверных князей
глас 8
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси,/ добре во благочестии пожив, блаженне Петре,/ тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ в мире Богу угодивше, и преподобных житию сподобистеся./ С нимиже молитеся Господеви/ сохранити без вреда отечество ваше,// да вас непрестанно почитаем.
Кондак благоверных князей
глас 8
Мира сего княжение и славу временну помышляя,/ сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/ купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ милостынею и молитвами Богу угодивше./ Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/ исцеление невидимо подаваете,/ и ныне Христу молитеся,// сохранити град же и люди, иже вас славящих.
Молитва благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду,
и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам
О, уго́дницы Бо́жии, благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, к вам прибега́ем и к вам со упова́нием кре́пким мо́лимся: вознеси́те о нас, гре́шных (имена), святы́я моли́твы ва́ши ко Го́споду Бо́гу и испроси́те у бла́гости Его́ вся благопотре́бная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мо, в до́брых де́лех преуспе́яние. И хода́тайствуйте нам у Царя́ Небе́снаго житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, но бу́дите о нас при́снии предста́телие ко Го́споду, и сподо́бите нас по́мощию ва́шею спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати, да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.
ЗАПИСКИ ИЗ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ
ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ.
Есть в Русской земле город, называемый Муромом, в котором правил, как рассказывают, благоверный князь по имени Павел. Но дьявол, испокон веку ненавидящий человека, послал жене князя злого крылатого змея. Он являлся ей в видениях таким, каким был по своей природе, а посторонним людям казалось, что это сам князь с женою своею сидит. Жена рассказала о всем, что с ней произошло, князю, мужу своему.
Князь стал думать, как поступить со змеем, но был в недоумении. И говорит жене: «Раздумываю, жена, но не могу придумать, чем одолеть этого злодея? Не знаю — как убить его? Когда станет он говорить с тобой, спроси, обольщая его, ведает ли этот злодей сам — от чего ему смерть должна приключиться?». Слова мужа своего жена накрепко запечатлела в сердце своем, и решила она: пусть так и будет.
И вот однажды, когда пришел к ней этот злой змей, она, крепко храня в сердце слова мужа, обращается к этому злодею с льстивыми речами, говоря о том и о другом, а под конец с почтением восхваляя его, спрашивает: «Много всего ты знаешь, а знаешь ли про смерть свою — какой она будет?». Он же сказал: «Смерть мне суждена от Петрова плеча, от Агрикова меча». Жена же, услыхав эти слова, накрепко запомнила их в сердце своем и, когда этот злодей ушел, поведала князю, мужу своему то, что сказал ей змей. Князь же, услышав это, недоумевал — что значит: смерть от Петрова плеча и от Агрикова меча?
А у князя был родной брат по имени Петр. Как-то Павел позвал его к себе и стал говорить ему о словах змея, которые тот сказал жене его. Князь же Петр, услыхав, что змей назвал виновника смерти своей его именем, стал думать, без колебаний и сомнений, как убить змея. Только одно смущало его — не ведал он ничего об Агриковом мече.
Было у Петра в обычае ходить в одиночестве по церквам. А за городом стояла в женском монастыре церковь Воздвижения честного и животворящего креста. Пришел он в нее один помолиться. И вот явился ему отрок, говоря: «Княже! Хочешь, я покажу тебе Агриков меч? Иди вслед за мной». И показал князю в алтарной стене меж плитами щель, а в ней лежал меч. Тогда благоверный князь Петр взял тот меч, пошел к брату и поведал ему о всем. И с того дня стал искать подходящего случая, чтобы убить змея.
Каждый день Петр ходил к брату своему и к снохе своей, чтобы отдать поклон им. Раз случилось ему прийти в покои к брату своему, и сразу же от него пошел он к снохе своей, в другие покои, и увидел, что брат его у нее сидит. И, пойдя от нее назад, встретил он одного из приближенных брата своего и сказал ему: «Вышел я от брата моего к снохе моей, а брат мой остался в своих покоях, и я, нигде не задерживаясь, быстро пришел в покои к снохе моей и не понимаю и удивляюсь, каким образом брат мой очутился раньше меня в покоях снохи моей?» А тот человек сказал ему: «Господин, никуда после твоего ухода не выходил твой брат из покоев своих!» Тогда Петр уразумел, что это козни лукавого змея.
И, взяв меч, называемый Агриковым, пришел он в покои к снохе своей и увидел змея в образе брата своего, но, твердо уверившись в том, что не брат это его, а коварный змей, ударил его мечом. Змей же, обратившись в свое естественное обличье, затрепетал и умер, и обрызгал он блаженного князя Петра своей кровью. Петр же от зловредной той крови покрылся струпьями, и появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь. И искал он у многих врачей от своего недуга исцеление, но ни у кого не нашел.
II
Прослышал Петр, что в Рязанской земле много врачей, и велел везти себя туда — из-за тяжкой болезни сам он сидеть на коне не мог. И когда привезли его в Рязанскую землю, то послал он всех приближенных своих искать врачей.
Один из княжеских отроков забрел в село, называемое Ласково. Пришел он к воротам одного дома и никого не увидел. И вошел в дом, но никто не вышел ему навстречу. Тогда вошел он в горницу и увидел удивительное зрелище: сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц.
И сказала девушка: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!» Юноша же, не поняв этих слов, спросил девушку: «Где хозяин этого дома?» На это она ответила: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги на покойников глядеть».
Юноша же не понимал слов девушки, дивился, видя и слыша подобные чудеса, и спросил у девушки объяснить ему смысл сказанного.
Она же сказала ему: «И этого-то понять не можешь! Пришел ты в дом этот, и в горницу мою вошел, и застал меня в неприбранном виде. Если бы был в нашем доме пес, то учуял бы, что ты к дому подходишь, и стал бы лаять на тебя: это — уши дома. А если бы был в горнице моей ребенок, то, увидя, что идешь в горницу, сказал бы мне об этом: это есть у горницы очи. А что сказала тебе про отца и мать, и про брата, что отец мой и мать моя пошли взаймы плакать — это пошли они на похороны и там оплакивают покойника. А когда за ними смерть придет, то другие их будут оплакивать: это — плач взаймы. Про брата же тебе так сказала потому, что отец мой и брат — древолазы, в лесу по деревьям мед собирают. И сегодня брат мой пошел бортничать, и когда он полезет вверх на дерево, то будет смотреть сквозь ноги на землю, чтобы не сорваться с высоты. Если кто сорвется, тот с жизнью расстанется. Поэтому я и сказала, что он пошел сквозь ноги на покойников глядеть».
Говорит ей юноша: «Вижу, девушка, что ты мудра. Назови мне имя свое». Она ответила: «Зовут меня Феврония». И тот юноша сказал ей: «Я слуга муромского князя Петра. Князь же мой тяжело болен, в язвах. Покрылся он струпьями от крови злого летучего змея, которого он убил своею рукою. От своей болезни искал он исцеления у многих врачей, но никто не смог вылечить его. Поэтому повелел он сюда себя привезти, так как слыхал, что здесь много врачей. Но мы не знаем ни имени, ни где они живут, поэтому и расспрашиваем о них». На это она ответила: «Если бы кто-нибудь взял твоего князя себе, тот мог бы вылечить его». Юноша же сказал: «Что это ты говоришь — кто может взять моего князя себе! Если кто вылечит его, того князь богато наградит. Но назови мне имя врача того, кто он и где дом его». Она же ответила: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»
Юноша быстро возвратился к князю своему и подробно рассказал ему о всем, что видел и что слышал. Благоверный же князь Петр повелел: «Везите меня туда, где эта девица». И привезли его в тот дом, где жила девушка. И послал он одного из слуг своих, чтобы тот спросил: «Скажи мне, девица, кто хочет меня вылечить? Пусть вылечит и получит богатую награду». Она же без обиняков ответила: «Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его». И вернулся человек тот и передал князю своему, что сказала ему девушка.
Князь же Петр с пренебрежением отнесся к словам ее и подумал: «Ну как это можно — князю дочь древолаза взять себе в жены!» И послал к ней, молвив: «Скажите ей — пусть лечит, как умеет. Если вылечит, возьму ее себе в жены». Пришли к ней и передали эти слова. Она же, взяв небольшую плошку, зачерпнула ею квасу, дунула на нее и сказала: «Пусть истопят князю вашему баню, пусть он помажет этим все тело свое, где есть струпья и язвы. А один струп пусть оставит непомазанным. И будет здоров!»
И принесли князю эту мазь; и повелел он истопить баню. Девушку же он захотел испытать в ответах — так ли она мудра, как он слыхал о речах ее от отрока своего. Послал он к ней с одним из своих слуг небольшой пучок льна, говоря так: «Эта девица хочет стать моей супругой ради мудрости своей. Если она так мудра, пусть из этого льна сделает мне сорочку, и одежду, и платок за то время, пока я в бане буду». Слуга принес Февронии пучок льна и, вручив его ей, передал княжеский наказ. Она же сказала слуге: «Влезь на нашу печь и, сняв с грядки поленце, принеси сюда». Он, послушав ее, принес поленце. Тогда она, отмерив пядью, сказала: «Отруби вот это от поленца». Он отрубил. Она говорит ему: «Возьми этот обрубок поленца, пойди и дай своему князю от меня и скажи ему: за то время, пока я очешу этот пучок льна, пусть князь твой смастерит из этого обрубка ткацкий стан и всю остальную снасть, на чем будет ткаться полотно для него». Слуга принес к своему князю обрубок поленца и передал слова девушки. Князь же говорит: «Пойди скажи девушке, что невозможно из такой маленькой чурочки за такое малое время смастерить то, чего она просит!» Слуга пришел и передал ей слова князя. Девушка же на это ответила: «А это разве возможно — взрослому мужчине из одного пучка льна, за то малое время, пока он будет в бане мыться, сделать сорочку, и платье, и платок?» Слуга ушел и передал эти слова князю. Князь же подивился ответу ее.
Потом князь Петр пошел в баню мыться и, как наказывала девушка, мазью помазал язвы и струпы свои. А один струп оставил непомазанным, как девушка велела. И когда вышел из бани, то уже не чувствовал никакой болезни. Наутро же глядит — все тело его здорово и чисто, только один струп остался, который он не помазал, как наказывала девушка, и дивился он столь быстрому исцелению. Но не захотел он взять ее в жены из-за происхождения ее, а послал ей дары. Она же не приняла.
Князь Петр поехал в вотчину свою, город Муром, выздоровевшим. Лишь оставался на нем один струп, который был не помазан по повелению девушки. И от того струпа пошли новые струпья по всему телу с того дня, как поехал он в вотчину свою. И снова покрылся он весь струпьями и язвами, как и в первый раз.
И опять возвратился князь на испытанное лечение к девушке. И когда пришел к дому ее, то со стыдом послал к ней, прося исцеления. Она же, нимало не гневаясь, сказала: «Если станет мне супругом, то исцелится». Он же твердое слово дал ей, что возьмет ее в жены. И она снова, как и прежде, то же самое лечение определила ему, о каком я уже писал раньше. Он же, быстро исцелившись, взял ее себе в жены.
И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божиих заповедей.
III
По прошествии недолгого времени князь Павел скончался. Благоверный же князь Петр после брата своего стал самодержцем в городе своем.
Бояре, по наущению жен своих, не любили княгиню Февронию, потому что стала она княгиней не по происхождению своему; Бог же прославил ее ради доброго ее жития.
Однажды кто-то из прислуживающих ей пришел к благоверному князю Петру и наговорил на нее: «Каждый раз, — говорил он, — окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем, как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!» И вот благоверный князь Петр, желая ее испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку свою. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав ее, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он ее больше никогда не испытывал.
Минуло немалое время, и вот однажды пришли к князю бояре его во гневе и говорят: «Княже, готовы мы все верно служить тебе и тебя самодержцем иметь, но не хотим, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими. Если хочешь оставаться самодержцем, путь будет у тебя другая княгиня. Феврония же, взяв богатства, сколько пожелает, пусть уходит, куда захочет!» Блаженный же Петр с кротостью ответил: «Скажите об этом Февронии, послушаем, что она скажет».
Неистовые же бояре, потеряв стыд, задумали устроить пир. Стали пировать, и вот, когда опьянели, начали вести свои бесстыдные речи. И говорят они: «Госпожа княгиня Феврония! Весь город и бояре просят у тебя: дай нам, кого мы у тебя попросим!» Она же в ответ: «Возьмите, кого просите!» Они же, как едиными устами, промолвили: «Мы, госпожа, все хотим, чтобы князь Петр властвовал над нами, а жены наши не хотят, чтобы ты господствовала над ними. Взяв сколько тебе нужно богатств, уходи, куда пожелаешь!» Тогда она сказала: «Обещала я вам, что чего ни попросите — получите. Теперь я вам говорю: обещайте мне дать, кого я попрошу у вас». Они же, злодеи, обрадовались, не зная, что их ждет, и поклялись: «Что ни назовешь, то сразу беспрекословно получишь». Тогда она говорит: «Ничего иного не прошу, только супруга моего, князя Петра!» Они же ответили: «Если сам захочет, ни слова тебе не скажем». Враг помутил их разум — каждый подумал, что если не будет князя Петра, то поставят другого самодержца: а ведь в душе каждый из бояр надеялся самодержцем стать.
Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой, он по Божьим заповедям жил, соблюдая их, как богогласный Матфей в своем Благовествовании вещает. Ведь сказано, что, если кто прогонит жену свою, не обвиненную в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам прелюбодействует.
Злочестивые же бояре эти приготовили для них суда на реке — под этим городом протекает река, называемая Окой. И вот поплыли они по реке в судах. В одном судне с Февронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человек этот, искушаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с вожделением. Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, забыв о своей жене, о чужой помышляешь?» И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям.
Когда приспел вечер, пристали они к берегу и начали устраиваться на ночлег. Блаженный же князь Петр задумался: «Что теперь будет, коль скоро я по своей воле от княженья отказался?» Предивная же Феврония говорит ему: «Не скорби, княже, милостивый Бог, творец и заступник всех, не оставит нас в беде!»
Утром пришли вельможи из города Мурома, говоря: «Господин наш князь! От всех вельмож и от жителей всего городаэ пришли мы к тебе, не оставь нас, сирот твоих, вернись на свое княжение. Ведь много вельмож погибло в городе от меча. Каждый из них хотел властвовать, и в распре друг друга перебили. И все уцелевшие вместе со всем народом молят тебя: господин наш князь, хотя и прогневали и обидели мы тебя тем, что не захотели, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими, но теперь, со всеми домочадцами своими, мы рабы ваши и хотим, чтобы были вы, и любим вас, и молим, чтобы не оставили вы нас, рабов своих!»
Блаженный князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели Божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемники.
IV
Когда приспело время благочестивого преставления их, умолили они Бога, чтобы в одно время умереть им. И завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу, и велели сделать из одного камня два гроба, имеющих меж собою тонкую перегородку. В одно время приняли они монашество и облачились в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией.
В то время, когда преподобная и блаженная Феврония, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: «О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Она же ответила: «Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь». Он во второй раз послал сказать: «Не долго могу ждать тебя». И в третий раз прислал сказать: Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию еще не докончила, лицо уже вышила; и остановилась. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. И, помолившись, оба они предали свои святые души в руки Божии
Интересные страницы:
17 июля - память Святителя Андрея Критского, автора Великого пакаянного канона
Преподобномученица великая княгиня Елизавета и инокиня Варвара.
Преподобный Сергий Радонежский