Благоверные князья Петр и Феврония, Мыромские чудотворцы (1228)

БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ПЕТР, В ИНОЧЕСТВЕ ДАВИД,

И КНЯГИНЯ фЕВРОНИЯ, В ИНОЧЕСТВЕ ЕВФРОСИНИЯ,

МУРОМСКИЕ ЧУДОТВОРЦЫ 

День памяти 8 июля (25 июня)


История жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.

Эта история подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии». Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 — начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.



Все сведения о Петре и Февронии происходят из «Повести о Петре и Февронии Муромских» — одной из вершин древнерусской литературы XVI века. Составил её в связи с канонизацией Петра и Февронии по заказу митрополита Макария инок Ермолай Прегрешный. Однако в Великие четьи-минеи «житие» Петра и Февронии, как отличающееся «исключительной легендарностью», митрополит не включил — оно распространялось в качестве апокрифа.


Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году.

Согласно сказанию, за несколько лет до княжения Пётр убил огненного змея, но испачкался его кровью и заболел проказой — тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.


В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.


Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: «Ну как это можно — князю дочь древолаза взять себе в жены!«. Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.


Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.


После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра.

Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение.


Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.


Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети — устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом — смысл и назначение его.



Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу — умереть одновременно.


Чудо Петра и Февронии


25 июня (8 июля по новому календарю) в один час муж и жена приняли успокоение, каждый в своей келье. Однако после их отхода к Богу горожане подумали, что так как супруги приняли монашество, их нельзя будет похоронить в одном гробу, как те просили. Срубили два гроба и оставили супругов на отпевание в разных церквях. Но утром горожане увидели, что отдельные гробы пусты, а тела князей лежат в двойном гробу, высеченном из камня при их жизни. Не осознав случившегося чуда, непонятливые горожане вновь разделили супругов, но и на другое утро Петр и Феврония покоились в общем гробу. После этого люди наконец поняли, что так угодно Богу и упокоили их в совместном каменном гробу, поблизости к храму святой Богородицы. И до сих пор туда совершают паломничество нуждающиеся люди, болезные и несчастные. И если они приходят туда с искренней верой и надеждой, то святые Петр и Феврония Муромские даруют им исцеление и семейное счастье.


Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.


Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).


Святые Пётр и Феврония Муромские являют собой образец супружеской верности, преданности и любви, которые они сохранили на протяжении всей своей жизни, преодолевая все испытания и искушения.. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.


Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака.

Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.


 День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.



Почитание Святых Благоверных Петра и Февронию в наши дни


В 1993 году мощи святых князей Муромских перевезли в Троицкий собор Муромского Свято-Троицкого монастыря.

В XXI веке во многих российских городах, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2004 году.

появились памятники Петру и Февронии.


 Цель памятников, по словам президента программы Александра Ковтунца, «создание положительного образа семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождение и воспитание детей в духе любви к Родине». Предполагается, что памятники должны посещать свадебные процессии. Открытие памятников приурочивается, как правило, к празднованию Дня Петра и Февронии (8 июля). Массовое тиражирование скульптурных изображений православных святых не имеет прецедента в истории православия.



В Великой России есть праздник красивый,

Название дали ему «День влюбленных»:

8 июля по новому стилю -

Любви настоящей сей день посвященный!

Прекрасную повесть Петра и Февроньи

Хочу рассказать вам, послушайте люди!!!

Есть в вечной любви - бесконечная сила!

Пусть в ваших сердцах ей всегда место будет!


В городе Муроме правил князь Павел.

В покои к княжне зачастил змей лукавый,

Пред ней представал в своем собственном виде,

Но вот чудеса: народ змея не видел!

И дьявола этого не опасался,

А все потому - он им князем казался!

Княжна ничего никогда не скрывала

И сразу о нечисти мужу сказала!

Когда змей крылатый княжной овладел,

Князь злостного гада убить захотел!

Стал думать, как можно его погубить.

И понял, что лучше у змея спросить!

Княжне же своей дал наказ, чтоб она

Его обольстив, разузнала сама,

Какая беда может с ним приключиться!

-«Узнай и тогда сможешь освободиться

От срама и блуда, бесстыдства сего,

Дыханья, шипения злого его!»

Слова из уст князя - не мелкий пустяк,

Княжна порешила: "Я сделаю так!"

Однажды, когда к ней пришел этот змей,

Не стала жалеть самых льстивых речей,

Храня в своем сердце от мужа наказы,

Княжна не перечила змею ни разу,

А лишь восхваляла его и была:

Нежна, обольстительна, очень мила!

Когда усыпила речами злодея,

Спросила с опаской крылатого змея:

-«Умен и хитер много знаешь всего

Скажи от чего смерть принять суждено?»

Крылатый купился обманом княжны,

И ей рассказал, где погибель лежит:

-«С Петрова плеча суждено смерть принять,

Дубины и копья оставьте лежать!

Не каждый топор может головы сечь,

Меня победит лишь Агриковый меч!

Княгиня запомнила точно слова,

И князю змеиную речь донесла!

Но Павел не понял змеиных речей,

Отправился к брату родному скорей.

Князь Петр, услышав, от брата рассказ,

Решил, суждено, чтобы он брата спас,

Что имя Петра не так просто дано:

-«С Петрова плеча смерть принять суждено!!!»

Но князя Петра волновало одно:

«Агриковый меч - где найти мне его!»

Ходил в одиночестве князь по церквям,

Пришел в монастырь помолиться, и там,

К нему подошел тихо отрок один

И молвил ему: "За мной, Княже, иди!

В алтарной стене щель меж плитами есть!»

И верно, князь Петр увидел меч здесь!

С тех пор стал искать подходящий князь случай,

И змея убить, чтоб людей он не мучил!

И вот возвращаясь из брата покоев,

Не понял, как может случиться такое:

Не медля, зашел на поклон он к снохе,

И странное дело уж брат при жене!

Вернулся он быстро, и служку спросил:

-«Давно ль из покоев сам князь выходил?»

Ответил слуга: «Да, Вы что, Господин,

В покоях князь Павел, сидит там один!»

-«Понятно - все козни лукавого змея!»

И Павлу тотчас рассказал про затею:

-«Сейчас никуда ты не смей выходить,

А я же попробую змея убить!

Тобою является всем этот гад,

В покоях княжны затевает разврат!»

С молитвой Агриковый меч он берет

В покои снохи для расправы идет!

Пред ним предстает змей, но в образе Павла,

Но Петр не верит глазам, и лукавый

Ударом сражен – извиваясь, шипит,

Вмиг принял змеиный естественный вид!

Зловредною кровью обрызгал Петра

И умер, а с князем случилась беда:

Все тело изрыто на множество язв,

Тяжелой болезнью охвачен был князь.

Объездил сто раз всех врачей во владеньях,

Никто не помог получить исцеленье.

Прослышал, в рязанской земле есть врачи,

Быть может сумеют меня излечить.

Своих приближенных послал в те края:

-«Пускай разузнают права ли молва!»

Один из придворных приметил село -

Название «Ласково» было его.

У ближних ворот никого он не встретил,

В сенях ему тоже никто не ответил,

Но стоило в горницу только ступить,

За ткацким станком он увидел девицу!

Пред ней скакал заяц, а дева – ткала,

И молвила странные гостю слова:

-«Как плохо,» - сказала, «что дом без ушей,

И горница в доме моем без очей!»

Не понял посланник таинственных слов!

И только спросил: « Где хозяин?», как вновь

Ответила девушка: «Мать и отец

Пошли взаймы плакать, а брат-молодец

Пошел в глаза смерти сквозь ноги глядеть.»

Не выдержал гость: «Как мне все разуметь?

Твоих видно слов не дано мне понять!»

И речь свою дева взялась разъяснять:

«Нет в доме собаки, которая лает,

Ушами для дома ее называют!

Ребенок же в горнице - очи для дома,

Он мне бы сказал, что идет незнакомый!

А коли у дома ни глаз - ни ушей,

В неприбранном виде пред ваших очей!

Отец мой и мать - пошли плакать взаймы,

Покойника надобно им схоронить.

Сегодня они о покойном поплачут

Когда смерть за ними придет - все иначе,

Другие оплакивать будут тогда,

Что плачем взаймы называют года.

А брат и отец у меня древолазы:

В лесу по деревьям приходится лазить.

Из улеев мед собирает мой брат,

И чтоб с высоты не сорваться, он рад

Сквозь ноги на землю родную смотреть!

А, коли, сорвется - то жизни конец!

Слова мои емкими были о брате,

Сквозь ноги в глаза смерти смотрит и батя!»

Рассказу сему подивился юнец:

-«Как звать мудру деву скажи наконец!»

-«Феврония», молвила девица та.

-«А я к Вам приехал от князя Петра!

Мой князь тяжко болен: весь в струпьях и язвах,

От крови летучего змея проказа!

У многих врачей он искал исцеленья

Но в Муроме нашем – проблемы с леченьем!

Прослышал, о лекарях вашей земли

Февронья, пожалуйста, нам помоги!»

Февронья сказала: «Веди ко мне князя,

Коль будет смиренным - исчезнет проказа!»

Слуга возвратился и князю сказал:

-«Нашел, наконец, то, что долго искал!»

Велел его Петр туда отвезти:

К девице, которая может спасти!

-«Пусть скажет, что хочет за помощь свою!

Любые дары, будет жить как в Раю…»

Февронья сказала: «Награды не надо!

Супругой для князя стать очень я рада!»

Князь Петр подумал: «Вот это дела!

Чтоб дочь древолаза княгиней была!!

Пускай сперва вылечит, там погляжу,

Быть может, женою ей быть предложу!»

Февронье сказали, что Петр согласен.

Она взяла плошку, черпнула закваски,

Подув на нее, говорит: «Истопите

Вы баньку скорее, и князя спасите!

Пусть этим помажет все тело свое,

Все струпья, один лишь оставит всего.

И будет здоров очень скоро ваш князь,

Не будет на нем страшных струпьев и язв!»

Пришли слуги к князю и всё доложили,

Князь Петр велел, чтобы баньку топили.

Февронью ж, решил испытать он в ответах,

Мудра ли она, как наслышан об этом?


Послал князь девице один пучок льна:

-«Пусть сделает мне из него полотна,

А из полотна много разной одежды:

Сорочку, платок,...но все сделает, прежде,

Чем вымыться в бане успею, тогда

Поверю я в то, что девица - мудра!»

Слуга передал пучок льна и всю речь.

Февронья в ответ: «Залезай-ка на печь,

Подай мне полено», отмерила пядь,

«Пускай смастерит стан, смогла чтоб я ткать!»

Обрубок полена слуга принес князю,

И тот подивился такому приказу!

-«Сумела девица достойно ответить

И князеву шутку приветливо встретить!»

Потом князь омылся, помазал все язвы,

Оставив на теле один струп с проказой,

А, выйдя из бани, не чувствовал боли:

Все тело здорово! Князь Петр доволен!

Но в жены Февронию брать не желал,

Лишь много даров каждый день посылал.

Дары отсылала обратно девица…

Князь Петр решил, в дом родной возвратиться.

Один непомазанный струп не зажил,

Глядь, новые язвы по телу пошли.

И снова все тело его в страшных язвах!

Вернулся к Февроньи: «Спаси от проказы!»

-«Коль станешь супругом, не будешь больным,

Все язвы и струпья растают, как дым!»

Свое обещанье решил князь сдержать

И в жены красавицу мудрую взять!

Сватов посылает князь в это селенье:

-«Коней запрягайте! Вот вам наставленье!»

Февронья в ответ: « Остудите коней!

Готовьте побольше уютных саней!»

-«Впрямь спятила девка! Народ засмеет!»

О чудо: в июле – снега у ворот!!!

Так стала Феврония наша княжной!

Приветливой, верною князю женой.

Не так еще времени много прошло,

Как умер брат Павел, а после него

Стал в Муроме Петр у власти стоять.

Он правил как мудрый и праведный князь.

Но жены бояр невзлюбили княжну

Всё сватали князю другую жену!

-«Как может безродная править толпой,

Коль крошки с обеда стирает рукой???!!!»

Князь Петр решил эти сплетни проверить,

Пред тем, как боярам во всем всегда верить!

И видит: все крошки Февронья рукой

Своей собрала, Петр молвил: «Открой!

Что делаешь ты? И зачем это надо?»

Февронья открыла ладонь - а там ладан!!!

Не стал проверять больше Петр ее.

Но снова бояре взялись за свое.

-«Мы, Княже, готовы тебе послужить!

Княгиню другую хотим предложить!

Февроньи дадим мы любую награду

Уходит пускай добровольно из града!»

Князь Петр к Февроньи послал всех бояр.

Они говорят ей: «Какой хочешь дар?

Мы выполним всё, что бы ни пожелала!

Покинь город Муром! Февронья сказала:

-«Согласна, уйду только с мужем Петром!

Лишь он мне и нужен!»

- «Идите с добром!»

Бояре устроили пиршество сразу

И каждый мечтал править в муроме - князем!

Блаженный князь Петр не стал с ними спорить

Жену же прогнать ни за что не позволит!

Уж лучше он княжеский титул отдаст,

Чем заповедь Божью, женившись, предаст!

В прелюбодеянье он княжить не будет!

Суда на реке приготовили люди,

Поплыли они вдоль по речке Оке.

Один из мужей плыл с Февроньей в челне

Забыв про жену, искушаемый бесом,

С желаньем смотрел на княгиню повеса.

Феврония мысли дурные узрев

Не стала вдаваться в безудержный гнев.

Лишь молвила тихо: «Ты ковшик возьми,

Черпни им воды, и ее отхлебни.

Теперь зачерпни им из этой реки

С другой стороны. Слаще вкус у Оки?»

-«Да, нет, Госпожа, одинаковый вкус!»

И тут вдруг случился с мужчиной конфуз.

Княгиня сказала: «Подобно воде,

И женская суть вся едина везде.

Зачем же тогда позабыв про жену

Ты жаждешь чужой? Изгони сатану!»

Когда приспел вечер, увидели берег,

Князь Петр печалиться стал о потере:

-«Что будет теперь, какова наша доля?

От титула князя отрекся по воле!!!»

Февронья ему: «Не оставит нас Бог!

Не пустит Заступник беду на порог!»

Тем временем повар им ужин варил

И на берегу деревца обрубил:

Удобнее, чтобы повесить котлы.

Февронья, увидев, обрубки-столбы,

Их благословила, сказав: «Завтра утром

Большими деревьями с листьями будут!»

И верно, лишь стало чуть-чуть рассветать,

Большие деревья увидел сам князь!

Собрались свой путь продолжать, помолясь,

Как вдруг, к ним вельможи из города: «Князь,

от жителей Мурома к Вам мы с прошеньем!

Прости всех нас, грешных! Вернись на княженье!

Осталось нас мало. Погибли в войне

Бояре за власть в этой жуткой резне.

А весь уцелевший народ за тобой.

Прости нас, дурных! Возвращайся домой!»

Княгиня Феврония правит пусть с вами

И жен наших мудрости учит годами!»

Вернулся князь Петр с женой в Муром град

Их мудрую власть помнят наши года:

Правление было любовью согрето.

И заповедь Божью там чтили все лета.

Молясь постоянно, лечили больных,

Голодных кормили, одели нагих.

С тех пор богател Муром Божьим богатством.

И не было злости и ярости в братстве.

Когда же пришло в мир иной уходить,

Князья стали Господа Бога молить,

Чтоб им в одно время двоим умереть.

Они завещали: «Хотим принять смерть

В одном на двоих чудном гробе из камня.

Лишь тонкая грань чтоб была между нами!»

Монашество приняли вместе и вмиг:

Блаженный Князь Петр был назван Давид,

Февронии имя дано Ефросинья.

Конец у истории этой красивый.

Когда вышивала Февронья покров

Для храма, князь Петр послал к ней послов:

-«Сестра Ефросинья, кончина пришла,

Чтоб вместе уйти, заверши все дела.»

Она же в ответ: «Подожди, Господин,

Уже дошиваю, ты не уходи!»

Второй раз посол весть принес от Петра:

«Недолго смогу тебя ждать я, сестра!»

И в третий раз весть: «Умираю уже,

Ах, нет больше сил ждать парящей душе!»

И не завершив дошивать свой покров,

Воткнула иголку в него, а послов

Отправила весточку князю отдать,

Что вместе с Петром решено умирать.

И вот, помолясь, освятили дорогу

8 июля своим душам к Богу.

Но люди не внемли заветам князей

И тело Петра положили скорей

У церкви, что в городе, ну а Февронью

За городом! Так невозможно иное:

В один гроб нельзя положить их теперь:

Иноческий постриг - закрытая дверь!

Остался пустым общий гроб их стоять.

На утро чудесное диво опять:

Князь Петр с Февронией вместе лежат,

Пустые гробы люди пусть сторожат.

-«Не верится в это! Не может так быть!

Наверное, кто-то решил подшутить!

И снова по разным гробам положили

Тела двух святых! Двери крепко забили!

Охрану поставили их охранять!

На утро чудесное диво опять:

Давид с Ефросиньей в едином гробу!

Теперь разлучить невдомек никому!

Святые тела погребли возле церкви

И слава блаженных супругов не меркнет!


Черняева Мария



О чем чаще всего возносят молитвы и просьбы святым Петру и Февронии:


•  о поиске любви, замужества, женитьбы;

•  о сохранении семьи и укреплении семейных отношений;

•  об избавлении супруга(-ги), родственников, друзей, вз.детей от блудной страсти;

•  о вразумлении супруга (-ги) и возвращении в лоно семьи;

•  о примирении супругов, детей. родных и о прощении у обиженных и обидчиков.


Святые благоверные Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья.


Помощь по молитвам к Петру и Февронии Муромским




Тропарь благоверных князей

глас 8

Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси,/ добре во благочестии пожив, блаженне Петре,/ тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ в мире Богу угодивше, и преподобных житию сподобистеся./ С нимиже молитеся Господеви/ сохранити без вреда отечество ваше,// да вас непрестанно почитаем.


Кондак благоверных князей

глас 8

Мира сего княжение и славу временну помышляя,/ сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/ купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ милостынею и молитвами Богу угодивше./ Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/ исцеление невидимо подаваете,/ и ныне Христу молитеся,// сохранити град же и люди, иже вас славящих.


Молитва благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду,

и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам


О, уго́дницы Бо́жии, благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, к вам прибега́ем и к вам со упова́нием кре́пким мо́лимся: вознеси́те о нас, гре́шных (имена), святы́я моли́твы ва́ши ко Го́споду Бо́гу и испроси́те у бла́гости Его́ вся благопотре́бная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мо, в до́брых де́лех преуспе́яние. И хода́тайствуйте нам у Царя́ Небе́снаго житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, но бу́дите о нас при́снии предста́телие ко Го́споду, и сподо́бите нас по́мощию ва́шею спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати, да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.





Интересные страницы:

17 июля - память Святителя Андрея Критского, автора Великого пакаянного канона

Преподобномученица великая княгиня Елизавета и инокиня Варвара.

Преподобный Сергий Радонежский