Четвертая неделя по Пасхе - Неделя о раслабленном

Неделя о раслабленном

4-ое воскресенье после Пасхи

В этот день вспоминается евангельское событие исцеления парализованного человека, который лежит у целебного водоема и ждет выздоровления. Однако, к нему приходит Христос, и видя его веру исцеляет несчастного. Тем самым показывая, что Он есть источник жизни, через который приходит спасение человеку.



Поражается плоть, чтобы исцелилась душа.

Умерщвляется грех, чтобы жила правда

Свт. Василий Великий



ИСЦЕЛЕНИЕ БОЛЬНОГО ПРИ КУПАЛЬНЕ «ВИФЕЗДА», БЛИЗ ИЕРУСАЛИМА


(Ин.5:1–16)


«После сего, – говорит евангелист, – «был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим». По мнению большинства исследователей Евангелия, – это была Пасха, вторая после выхода Христа на общественное служение, т.е. после Его пустыни и Крещения. Так думают Тишендорф, Тренч и другие толкователи, вслед за Златоустом.


«Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот»,– пишет ев. Иоанн, – купальня, называемая по-еврейски Вифезда» (т. е. дом милосердия), «при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды».


Это была своего рода огромная больница, но без врачей и медицинского ухода. Таинственным врачем здесь был «Ангел Господень», который «по временам сходил в купальню и возмущал воду». В этот момент вода на некоторое время становилась целебною, «и кто первый входил в нее, тот выздаравливал, какою бы ни был одержим болезнью».


Здесь невольно возникает вопрос о природе чудодейственной, целебной силы воды этой купальни. Был ли это минеральный источник, содержавший в себе целебные соли или радиоактивные вещества, действовавшие в момент извержения их из недр земли, было ли это чудесное явление, не имевшее никакого отношения к физике, геологии и химии естественной природы? Во всяком случае, существование этой целебной купальни продолжалось недолго, ибо в дальнейшей истории Иерусалима о ней не упоминается. В настоящее время, показывают, и то очень гадательно, только место, где была Вифезда, но там целебных вод не имеется. Это верхний источник Силоам, называемый ныне, источником Марии, Пресвятой Девы.


Надо заметить, что по поводу 4-го стиха, 5-ой главы от Иоанна, существовала и существует ученая полемика о подлинности этого стиха, который некоторые ученые считают «позднейшей вставкой», однако очень древнего происхождения, восходящего ко времени Тертуллиана, первого свидетеля ее присутствия в текстах современных ему манускриптов. Мы же принимаем этот стих в таком виде, как он передан нам православной традицией.


В отношении же смысла 4-го стиха, об «Ангеле, возмущавшем воду», то это как раз касается существа поставленного нами вопроса о «природе» этого чуда. Английский исследователь, архиепископ Дублинский Тренч по этому вопросу говорит следующее:


«Рассказ об Ангеле, возмущавшем воду, утверждается на религиозном миросозерцании, по которому во всей природе, мы видим нечто высшее неживой природы, за вещественным порядком вещей видим другой порядок, не стесняемый ее пределами; мы не должны думать, что постигли конечные причины, когда, на самом деле, заметили лишь последовательность явлений; мы всюду признаем могущество Бога, незримые деятельные силы, лично, или иным образом, исполняющие Его волю. Что Ангелы должны быть ее служителями, это согласно с другими местами Писания (Евр.1:7; Апок.7:1); между тем как в Ангеле вод мы находим замечательную точку соприкосновения между Иоанном-Тайнозрителем и Иоанном-Евангелистом».


Что касается самого чуда Христова, совершенного Им в указанном месте, то Евангелист Иоанн рассказывает следующее:


«... Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня...»


«Не имею человека», – говорит в печали больной, – не узнавая в говорящем с ним Человеке – Того, Чьим словом созданы небо и земля, в Чьей власти жизнь и смерть, и исцеление всякого человека.


Эти слова – «Господи, человека не имам» – являются богатой темой для размышления о духовной слепоте и близорукости человеческого сердца, что и выражено с необычайною силою в церковной службе (стихиры на вечерне и утрени) в «Неделю о расслабленном», когда вспоминается Церковью это евангельское событие.


Но Господь-сердцеведец говорит ему: «встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел».


Совершилось новое чудо неожиданной милости Божией, покрывающей нечувствие сердца человеческого.


Но сердца людей, – и сердце даже самого исцеленного, – остались снова глухими. «Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: «возьми постель твою и ходи». Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: «возьми постель твою и ходи»? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».


И после этих предостерегающих слов Христа, дающих основание думать, что расслабление этого человека было следствием каких-то его определенных и известных ему, грехов – исцеленный совершает странный поступок, мотивы которого доныне остаются для нас до конца неизвестными: – «Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус».


А следствием этого поступка была вспышка страшной ненависти против Христа: «И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу».


С личностью этого исцеленного человека (имя которого осталось для нас неизвестным) связаны некоторые предания и легенды недостоверного, апокрифического характера. Так, существует сказание, что этот именно человек и был тем служителем, который «ударил Иисуса по щеке» (Ин.18:22) на допросе у первосвященника Анны, в ночь Его предания, на что, по другой легенде, – кроме приводимого Евангелием кроткого ответа Христа: «если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин.18:23), – Христос, яко бы, тихо еще добавил ему: «за это будешь жить на земле вечно» и связывают с именем «Вечного Жида» – Агасфера, который ищет смерти, устав жить на земле, но от которого смерть бежит, и он мучается во все века среди народов, так как не может умереть, пока не придет снова Христос...


Суть же достоверно описанного в Евангелии чуда заключается именно в неожиданности исцеления и в том, что последствием этого чудодействия явилось злобное преследование Христа Его врагами.

протоиерей Лев Липеровский



Четвертая неделя по Пасхе о расслабленном


В 4-е воскресенье по Пасхе церковь вспоминает события связанные с исцелением Христом больного расслабленного (парализованного), который уже 38 лет лежал у Овчей купели, ожидая чуда выздоровления.

Спаситель исцелил его, показав, что источник жизни и исцеления во Христе, и причина болезней тела - есть болезнь души.

Множество больных людей находилось там, ожидая того момента, когда Ангел Господень сойдет в воду, и она приобретет целебные свойства, но лишь на короткое время: только тот, кто первым войдет в воду, получит исцеление. И это отнюдь не случайно: народу израильскому, как избранному Богом, были дарованы Его милости, но только в ограниченном количестве, подобно маленькому ручейку. Господь же наш Иисус Христос сотворил из этого ручейка огромную реку, целебные воды которой стали омывать души всех людей, приходящих к Нему. Он увидел у этой купели человека, находящегося в болезни 38 лет, но не потерявшего надежду несмотря на то, что он не мог достаточно быстро передвигаться и не имел человека, который бы помог ему, поэтому уже много лет подряд его опережал другой. И его надежда, упование на помощь Божию и вера не остались бесплодными, именно к нему подошел Господь и одним словом исцелил. Уже не было необходимости расслабленному быть омытому вещественной водой. Сотворивший воду, Источник воды живой омыл его грехи Своим Словом. А то , что именно грехи являются причиной любой болезни, подтвердил Господь, сказав расслабленному: «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже»(Ин.5,14).



Чудо произошло в субботу, когда по Закону Божьему необходимо воздерживаться от любой деятельности, в которой нет острой необходимости. Это предписание Закона было доведено до крайности, так что и ступить лишний шаг считалось грехом. Тем более такое дело, как исцеление в субботу, не могло не возмутить иудейских священников и старейшин. Придя в ярость при известии о совершенном чуде, они уже придумывали способ убить Иисуса, за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.


Конечно, воспоминаемое  событие об исцелении Христом расслабленного человека гораздо более сложно, в нем заключено множество вопросов и ответов, осмысление которых может занять значительное время. Как, к примеру, вопрос о нашем немилосердии, ведь жестокая правда звучит в словах расслабленного: «не имею человека, который бы опустил меня в купель»(Ин.5,7). То есть никто не оказал ему помощи за все то время, что он провел в притворе Овчей купели, а она по-еврейски называлась «Вифезда», в переводе «дом милосердия». Или вопрос о необходимости стойкости в вере и сохранении надежды на милость Божию в любых обстоятельствах, ведь неизвестно когда подойдет Господь и спросит: «хочешь ли быть здоров?».


 Святая Православная Церковь напоминает нам об этом милосердии Божием при каждом освящении воды.




Христос Воскресе!

Исцеление расслабленного при Овчей купели — одно из чудес, совершенных Иисусом.

🌿 Купальня, у которой было совершено исцеление, располагалась на северо-восточной стороне городской стены, на пути через Кедронский поток в Гефсиманию и на Елеонскую гору, у Овечьих ворот. Ворота эти назывались так потому, что близ них был рынок, на котором покупались овцы для жертвоприношений, или потому, что через них прогонялись к храму эти животные.


🌿 Купальня называлась Вифезда, что в переводе с еврейского значит «дом милосердия или милости Божией», так как только благодаря милости Божией к народу она имела такое чудесно-целебное свойство, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Ин. 5, 4).


🌿 У купальни был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет (Ин. 5, 5). Вероятно, он находился у это купели продолжительное время, и около него не было помощника, который бы окунул его в воду тотчас по ее возмущении.


🌿 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? (Ин. 5, 6).

🌿 Больной был не в состоянии передвигаться самостоятельно достаточно быстро, чтобы погрузиться в купель сразу, как вода начнет возмущаться, а потому отвечал: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня (Ин. 5, 7).

И в этих словах отразилось его терпение: не имея успеха столько лет, он все-таки не отчаивался.


🌿 Господь, исцеляя расслабленного, говорит: ВСТАНЬ, ВОЗЬМИ ПОСТЕЛЬ ТВОЮ И ХОДИ (Ин. 5, 8).


🌿 Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Христос не тотчас исцеляет его, а сперва предрасполагает его к Себе вопросом, пролагая в нем готовый путь вере, и не только исцеляет, но и повелевает взять свой одр, чтобы и совершившееся чудо имело тем более достоверности».


🌿 Вероятно, исцеленный вскоре пошел в храм, чтобы принести благодарность Богу за свое исцеление. Здесь и встретил его Спаситель. Желая излечить не только его тело, но и душу, Господь призывает: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14).


🌿Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, напоминают нам о том, как меняется человеческая природа, встречаясь со спасительной благодатью Божией. И лишь обращение ко Христу и стремление проводить свою жизнь в исполнении заповедей Божиих дает надежду на подлинное исцеление не только тела, но и души.


🌿Помогай нам в этом воскресший Господь! 🌿

Иеромонах Пимен (Шевченко)



Сегодня праздник всех нас – расслабленных. Сегодня, братья и сестры, мы в какой-то степени отмечаем день своего Ангела, свой праздник. Кто из нас может похвастаться, что он силен, мужественен, переносит все напасти века сего, исполняет все заповеди Христовы?


Расслабленные братья и сестры! Порадуемся тому, что мы хотя бы сознаем себя таковыми! Господь пришел в мир спасти расслабленных грешников, а мы – среди них. Сильные распяли Иисуса Христа, и Господь попустил им эту страшную, безумную силу – распять Бога. Когда мы с вами становимся гордыми, самоуверенными, то повторяем это страшное преступление богоборцев – распятие Спасителя.


В жизни каждого из нас еще не раз будут минуты немощей и падений, и того, что мы называем расслаблением. Они могут тянуться многие годы, как у того расслабленного у Овчей купели, о котором повествует Евангелие. Этот расслабленный много лет пролежал, ожидая исцеления. Но он веровал, что придет посланник Божий и исцелит его.


Только бы нам никогда не признать себя самих сильными, потому что сила наша – это только Христос. Только бы нам никогда не признать себя несокрушимыми и не подверженными греху, потому что мы – всего лишь падшие люди. И только бы нам никогда не потерять веру во Христа, потому что Господь Иисус Христос бесконечно могуществен и имеет власть не только от временных страстей и бед спасти нас. Господь, «смертью смерть поправ», может даровать вечную жизнь и нам, которые когда-то окажутся во гробе, извести нас из этого вечного и последнего расслабления.


Не будем высоко мудрствовать о себе, не будем удивляться нашим немощам, не будем впадать от них в отчаяние и уныние. Будем искренне, изо всех наших сил, стремиться к исправлению, подвизаясь против зла и греха, живущих в нас. Будем твердо верить, что в этом поможет нам Господь наш Иисус Христос. Он любит нас, потому что мы – Его дети. Нас, признающих себя расслабленными и просящих помощи у Отца нашего Небесного, Господь не оставляет, но вселяет в нас Свою несокрушимую силу. Только этим мы сильны – так же, как только этим были сильны все апостолы, исповедники, преподобные и мученики.


Епископ Тихон (Шевкунов)






…Я подобен тому расслабленному, который тридцать восемь лет лежал на одре своем и сколько раз ни приходил к овчей купели, исцелявшей всякого, кто первый опускался в нее после возмущения воды ее Ангелом, - ин прежде его слазил [Иоан. 5, 7]. И когда я, расслабленный грехами моими, собираю свои усилия и прихожу сам в себя - с намерением погрузиться в Боге и измениться к лучшему, - ин прежде меня слазит в мое сердце, грех, диавол упреждают меня в моем собственном доме, в моей собственной сердечной купели, не допускают меня до Источника живых вод - Господа, не дают мне погрузиться в очистительной купели веры, смирения, сердечного сокрушения и слез. Кто же меня исцеляет? - Один Иисус Христос. Когда Он увидит мое искреннее и твердое желание исцеления от душевного расслабления, мою теплую молитву о том, тогда скажет мне: возьми одр твой и ходи [Иоан. 5, 8], - и я встану с одра сердечного расслабления и пойду, то есть: удобно - по благодати Его - побежду все страсти и совершу всякую добродетель.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе.





Тропарь воскресный

3-го гласа

Да веселятся небесная, да радуются земная; яко сотвори́ державу мы́шцею Своею Господь, попра смертию смерть, первенец мертвых бысть; из чрева адова избави нас, и подаде мирови велию милость.


Кондак Недели о расслабленном


Душу мою, Господи, во гресех всяческих, и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и разслабленнаго воздви́гл еси древле, да зову Ти, спасаемь: Щедрый, слава Христе, державе Твоей.




В храмах в этот день читается отрывок из Евангелие от Иоанна, глава 5, стих 1-15


1. После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

2. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов. //*Дом милосердия.

3. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

4. ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входилв неепо возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

5. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

6. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

7. Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

8. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

9. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13. Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.



Перейти к толкованию Евангелие от Иоанна, глава 5, стих 1-15




Интересные страницы

Пасхальная лестница

Третья неделя по Пасхе - святых Жён-мироносиц

Апостол Фома



Православная мозайка