На всех языках, на которых проповедано Православие, совершается Божественная литургия Иоанна Златоустого. И чаще всего в течение года именно она собирает всех нас вместе около чаши с Телом и Кровью Христовыми. |
Дни памяти: 9 февраля - Перенесение мощей
12 февраля - Собор Трех святителей
27 сентября - Преставление
26 ноября
ВСЕЛЕНСКИЙ УЧИТЕЛЬ ЦЕРКВИ, БОГОСЛОВ, ОДИН ИЗ ТРЕХ ВСЕЛЕНСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ - ИОАНН ЗЛАТОУСТ, АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ (+ 407).
Юношей Иоанн Златоуст учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию.
Иоанн совместно с Феодором (впоследствии— епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и ДиодораТарсийского.
Когда скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией».
Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры.
Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана.
В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианомво пресвитера.
На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие.
Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей.
Иоанн Златоуст спешил: в течение 12 лет проповедовал так много и часто, что все его слова записывались скорописцами.
Такое впечатление, что он весь обратился в голос, непрестанно говорящий о Боге.
Поэтому дошедшие до нас слова — не сочинения, которые создает писатель в безмолвном уединении, а живые, властные речи, обращенные к конкретным людям, исходящие от горящего сердца к сердцам сонным, дряблым и вялым — во имя Истины.
Удивительно, что речи, произнесенные без подготовки, являются шедеврами и с религиозной, и с филологической точки зрения.
Под влиянием его проповедей люди в великом множестве принимали Святое Крещение и становились убежденными христианами.
В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру.
Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного — с духовного совершенствования священства.
И здесь лучшим примером был он сам.
Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников.
Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды.
Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область.
С юных лет, блистающий талантом, Мог в мирском служенье преуспеть, Но отдал словесные брильянты Церкви, что бы Господа воспеть. Щедрые дары принес ты Богу, Пастырству цель жизни посвятил: Радовался радостью пасомых И скорбями ближнего скорбил. Уклоняясь почестей и славы, Посещал убогих и больных. От врагов вкусил ты яд неправды Много больше христиан иных. Прилагал труды, чтоб Божье Слово Просияло до краёв земли, Благовестья имени Христова К вере все народы привели. Без конца венец похвал сплетая Подвигам великим и трудам, Молим – Иоанне Златоусте! Помоги спастись заблудшим нам. |
Слово в день памяти святителя Иоанна Златоуста.
Иеромонах Игнатий (Шестаков).
Сегодня мы вспоминаем великого святого Церкви Христовой, ученика и последователя, учителя Церкви, великого подвижника, богослова и проповедника ‒ святителя Иоанна Златоуста.
Это был человек, который всю жизнь свою без остатка, все великие дары и таланты, которые он получил от Творца, отдал на служение своему Божественному Учителю, Господу нашему Иисусу Христу, на созидание, на защиту, на построение Его Церкви, на укрепление этого божественного организма и защиту его от ересей, расколов и лжеучений.
В юности оставшись без отца, с одной матерью, он предался изучению самых высоких тогдашних знаний: его учителями были и философы, и христианские подвижники. А когда его мать отошла ко Господу, он раздал все свое имение и удалился на подвиги в пустыню, и долгое время там жил вместе с такими же отшельниками, друзьями и братьями его по этому труду и этой борьбе, и подвизался в безмолвии, в посте и в молитве, избегая всячески человеческой славы и почета, и даже служения, которое уже хотели ему поручить и готовили в Церкви. Но долго он не мог избегать этого служения, и несмотря на то, что уже совершил много подвигов, написал прекрасные апологетические творения, Церковь призвала его к еще более высокому служению, и он был избран архиереем. А со временем стал и архиереем на Константинопольской кафедре. И там с любовью, с подвигом, с кротостью наставлял людей Божиих, Церковь, созидал ее, устроял.
Великое множество творений оставил этот человек, редко какой еще подвижник может сравниться с ним: он был и апологетом, и толкователем Священного Писания, писал на разные темы поучения, которые до сих пор по Уставу должны читаться во время богослужения в церкви. Вспомните прекрасное его «Слово на Воскресение Христово», которое по всему миру неотложно читается на этот праздник. Таких сочинений очень много. Но самый главный, наверное, его труд – то, с чем все мы имеем непосредственное общение и что всем нам служит во спасение, ‒ это Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста.
Он не был ее творцом в прямом смысле, до него уже были подвижники, которые составляли этот чин годами и веками, но он выступил редактором – то есть он ее обновил, поправил, зная уже на своем личном опыте, что нужно для Церкви и для слабого, но ищущего спасения человека. И с тех пор, с IV века, эта литургия неотложно служится практически на всех языках мира. На всех языках, на которых проповедано Православие, совершается Божественная литургия Иоанна Златоуста, и чаще всего в течение года именно она собирает всех нас вместе около Чаши с Телом и Кровью Христовой.
Божественная литургия – это самое важное богослужение в Церкви, это самое важное событие для человека, принявшего Крещение и залог спасения в таинстве Крещения, это таинство приобщения Телу и Крови Христовой, которое происходит за Божественной литургией.
И с ужасом мы видим, как очень многие христиане так до сих пор этого и не поняли и не могут осознать. А мы сами прилагаем слишком мало усилий для того, чтобы весь мир узнал о том, как важно для спасения души каждого христианина участие в Божественной литургии. Нет ничего выше, нет ничего сильнее, нет ничего важнее в этот день, чем собраться и встретиться с Господом нашим Иисусом Христом и соединиться с Ним неотлучно, слиться с Ним и в молитве, и в причащении Святых Христовых Тайн.
Иоанн Златоуст особо говорил о Причастии. Он говорил, что человек, причащаясь, соединяясь со Христом в Причастии, является телом, и это тело обретает Главу. То есть человек, который не причащается Тела и Крови Христовой, не может быть полноценным человеком и христианином, он ‒ как тело без головы. Все мы – тело Христово, а Глава нам – Христос, соединяясь с Его Божественной Кровью, которой Он омыл наши грехи и искупил этот мир, ‒ эту Кровь Господь подает нам сегодня, возвращает её, для того, чтобы мы с Ним слились
полностью. Когда человек любит что-то в этом мире, или какого-то человека, или какое-то явление, он как бы сливается с ним, он стремится к тому, чтобы стать с ним единым телом. Так и христиане призваны стремиться к тому, чтобы стремиться слиться со Христом в таинстве Причастия Тела и Крови Христовой. Это, с одной стороны, так просто, а с другой стороны, непостижимо, и для этого требуется смирение, любовь, и кротость, и послушание Церкви Христовой, подобное тому, которое всю жизнь являл божественный учитель, золотые уста которого проповедовали истину и спасение.
Святитель говорит о том, что из алтаря во время литургии, как из рая, вытекают реки Божественной Истины, и около этого источника собираются ангелы, слетаются, подобно тому, как около источника живительной воды собираются олени в пустыне. Так собираются ангелы, архангелы, святые, и мы вместе с ними собираемся возле этого источника, чтобы напитаться Божественной Истины, чтобы укрепиться, чтобы душа наша, изможденная, иссохшая в пустыне греха, обожженная стрелами дьявола, напиталась этой Божественной воды ‒ Крови Христовой, Тела Его, и жила, и была жива в Жизни Вечной, и была нераздельной со Христом и со всеми святыми. Иоанн Златоуст и такой образ подает христиан, которым Господь позволяет устами своими прикасаться к Своему Телу.
Он говорит, обращаясь к причащающимся христианам: приобщившись Тела и Крови Христовой, вы становитесь как львы, которых боится дьявол, и его слуги разбегаются в ужасе и страхе. Вот какая сила и какая благодать непобедимая дана всем нам, христианам, и сколько сил, сколько энергии, сколько подвигов понес Иоанн Златоуст, для того чтобы до нас, глухих, сопротивляющихся, робких, трусливых, но все же ищущих спасения, донести эту истину. Приобщаясь Тела и Крови Христовых, будем воздавать хвалу Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, Творцу неба и земли, и великим подвижникам, и святителю Иоанну Златоусту, его же молитвами Господь помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Аминь.
Иоанн Златоуст. Переложение в стихи молитвословие Иоанна Златоуста.... О, Господи, небесных Твоих благ Ты не лиши меня, и вечных мук избави. Без помощи Твоей вновь буду я блуждать. Молю, Господь: меня Ты не остави… И для спасения пошли мне благодать. От искушения избавь, великий Боже. Дай память смертную и не введи в напасть. Ты свят и благ, я верю: Ты поможешь Мне, окаянному рабу, не дашь пропасть. Я - человек и согрешаю часто, Но Ты как Бог будь щедр на помощь мне. Очисти сердце, ведь в Твоей я власти, И в благодатной окропи росе. Сподобисотворити Твою волю, Дай покаяния, смирения, любви. Нет добрых дел моих, но верою святою Хочу Небесное я Царство обрести. Сергей Сизов |
О чем молятся святителю Иоанну Златоусту
Будучи пресвитером, а затем архиепископом, Иоанн Златоуст неустанно трудился как выдающийся проповедник и автор множества духовных книг. Им написаны толкования на многие книги Священного Писания, беседы на отдельные библейские тексты, поучения по конкретным вопросам духовной жизни, слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Святитель оставил после себя около 800 проповедей, глубоких по смыслу, но изложенных чрезвычайно простым и понятным языком (за что он и прозван Златоустым), а также чин Божественной литургии, который используется Церковью на протяжении веков вплоть до настоящего времени.
Предстательства святителя перед Богом просят люди, пребывающие в душевных недугах, дошедшие до отчаяния, а также просящие избавления от злобы, гордости и зависти. К вселенскому учителю обращаются за помощью и те, кто нуждается в приобретении мудрости, просвещении ума и сердца духовными и иными знаниями.
Тропарь
глас 8
Уст твои́х я́коже све́тлость огня́ возсия́вши благода́ть,/ вселе́нную просвети́:/ не сребролю́бия ми́рови сокро́вища сниска́,/ высоту́ нам смиренному́дрия показа́./ Но твои́ми словесы́ наказу́я, о́тче Иоа́нне Златоу́сте,// моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Воссиявшая как светоч огненный уст твоих благодать вселенную просветила; нестяжания сокровище для мира ты собрал, высоту смиренномудрия нам показал. Но, словами твоими нас наставляя, отче Иоанн Златоустый, моли Слово, Христа Бога, о спасении душ наших.
Тропарь
глас 4
Я́ко апо́столов единонра́внии/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Апостолам единомысленные и вселенские учители, Владыку всего молите мир вселенной даровать и душам нашим великую милость.
Кондак
глас 1
Возвесели́ся та́инственно честна́я Це́рковь/ возвраще́нием честны́х твоих моще́й,/ и, сия́ сокры́вши, я́ко зла́то многоце́нное,/ пою́щим тя неоску́дно подава́ет/ моли́твами твои́ми исцеле́ний благода́ть,// Иоа́нне Златоу́сте.
Перевод: Возвеселилась таинственно святая Церковь возвращению священных твоих мощей, и, сокрыв их как золото многоценное, воспевающим тебя непрестанно подает исцелений благодать по твоим ходатайствам, Иоанн Златоуст.
Кондак
глас 6
От Небе́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть/ и твои́ми устна́ми вся учи́ши/ покланя́тися в Тро́ице еди́ному Бо́гу,/ Иоа́нне Златоу́сте, всеблаже́нне преподо́бне,/ досто́йно хва́лим тя:// еси́ бо наста́вник, я́ко Боже́ственная явля́я.
Перевод: Принял Ты с небес Божественную благодать и устами твоими всех учишь поклоняться единому в Троице Богу, Иоанн Златоустый, всеблаженный, преподобный, по достоинству восхваляем тебя: ибо ты наставник наш, Божественное изъясняющий.
Кондак
глас 2
Свяще́нныя и Боговеща́нныя пропове́дники,/ верх учи́телей, Го́споди, прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х твои́х и упокое́ние:/ труды́ бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не прославля́яй святы́я Твоя́.
Перевод: Священных и Богогласных проповедников, высших из учителей, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; ибо труды и подвиг их признал Ты высшими всякой жертвы, Один, Прославляющий святых Твоих.
Молитва святителю Иоанну Златоусту
О святителю великий Иоанне Златоусте! Ты многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси; сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Се бо, отроком послушания образ явился еси, юным – целомудрия светило, мужем – трудолюбия наставник, старым – незлобия учитель, иноком – воздержания правило, молящимся – вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим – ума просветитель, витиям доброглаголивым – слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим – милосердия звезда, начальствующим – правления мудраго образ, правды ревнителем – дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым – терпения наставник; всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования в души твоей во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенныя примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же, грешнии (имена), по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, но бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще; сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам преложишася. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку злобу, гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
СВЯТИТЕЛЮ ВСЕЛЕНСКИЙ и ОТЧЕ НАШ ИОАННЕ,
МОЛИ ХРИСТА БОГА СПАСТИСЯ ДУШАМ НАШИМ!
Интересные страницы:
12 февраля - Собор трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста