Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 24-30,

Читается заупокойной службе троицкой субботы


24. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

25. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.

26. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

27. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.

28. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;

29. и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения.

30. Я ничего не могу творить Сам от Себя. ||Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.



 Толкование Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 24-30



От Евфимия Зигабена


Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя имать живот вечный

Опять с премудрой целью Иисус Христос не сказал: верующий в Меня, чтобы не показаться тщеславным, но: верующий в Пославшего Меня, чтобы показалось, что Он говорит не от Себя Самого, а от Пославшего Его, и чтобы таким образом, поверив словам этим, уверовали через это и в Пославшего Его. Вот как полезно для возвышенного говорить даже уничиженно.


И на суд не приидет

на осуждение для наказания, так как верующий словам Его, конечно, и соблюдает их; следовательно, не соблюдающий слов Его – не верит им. Убоимся же и мы, не соблюдающие заповедей Божиих: место наше будет с неверующими. Найди также в третьей главе (18 ст.) изречение: веруяй в Онь не будет осужден.


но прейдет от смерти в живот

Под смертью разумеет смерть не здесь, а там, т.е. наказание, равно как и под жизнью разумеет блаженство там. Перейдя от неверия к вере, перешел также от наказания неверующих к блаженству верующих.


Аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия и услышавше оживут

Сказав выше: якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит (ст. 21), чтобы не показаться тщеславным, Иисус Христос теперь обещает, спустя недолгое время, оживить мертвых и подтвердить на деле свои слова. Сказав и к Самарянке подобным же образом: грядет час, Он прибавил: и ныне есть; там же мы указали и причину этого. Каким же образом мертвые услышат глас Его? Лишь только Он пожелает этого, обратив душу каждого к его телу; а мертвые, услышав глас Его, оживут и будут жить в этом мире. Итак, после того как сказал о возвышенном, назвав Себя Сыном Божиим, опять понижает речь и говорит уничиженно.


Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе

Даде – выражение уничиженное и имеет мудрую цель. Имать живот в Себе – вместо: служить источником жизни.


И область даде Ему и суд творити

Суд в том, что совершено каждым в жизни. Постоянно поставляет на вид суд, чтобы более устрашить их и чтобы они, мало-помалу уверовав в Него, как Судью, прибегли к Нему и таким образом снискали себе кроткого Судью.


яко Сын Человечь есть. Не дивитеся сему

Ст. 27-28: Хотя человек есть Тот, Кто принял суд над людьми и преподал о Себе вышеизложенное великое учение, которое выше не только человека, но и Ангела и прилично одному только Богу, но вы не удивляйтесь этому. Выше было сказано, что Он есть также Сын Божий, посему не должно этим соблазняться. Что нелегко принимается вследствие уничижения человеческой природы, то не должно представляться затруднительным для понимания вследствие высоты природы Божественной. Далее говорит о другой Своей страшной и неизреченной силе.


яко грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда

Ст. 28-29: Часом называет время кончины мира и всеобщего суда, а под находящимися во гробах разумеет мертвых, которых всех вместе неизреченной силой соединит, оживит и воскресит голос Его, или повеление, которое дано будет через Архангела: в повелении, во гласе Архангелове и в трубе Божии, сказано в послании к Солунянам (1 Сол. 4, 16). Хотя не все находятся во гробах, но здесь обозначил и тех, которые находятся и не во гробах. Но теми, которые находятся в гробах, здесь обозначил и тех, которые находятся и не в гробах; теми, которые погребены как следует, обозначил и тех, которые не погребены так. Выйдут из гробов первые в воскресение вечной жизни, а вторые – в воскресение осуждения, те – для вечного блаженства, а эти – для вечного наказания. И в другом месте Иисус Христос сказал: и идут сии в муку вечную: праведницы же в живот вечный (Мф. 25, 46).


Не могу Аз о Себе творити ничесоже. Якоже слышу, сужду

Подобно тому как выше о делании Иисус Христос сказал: не может Сын творити о Себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща (Ин. 5, 19), так и здесь Он говорит о суде: не могу Аз о Себе творити ничесоже. Якоже слышу, сужду, т.е. Я не сужу Сам от Себя, но как слышу от Отца, или как Отец. Это указывает на равенство и совершенное сходство с Отцом Слово слышать нужно понимать так, как и выше – видеть: оно употреблено с премудрой целью и должно быть понимаемо богоприлично, так как Бог, ни в чем не имея нужды, не нуждается и в слушании.


и суд Мой праведен есть, яко не ищу воли Моея, но воли пославшаго Мя Отца

Я, говорит, сужу праведно, потому что не сужу по Своей воле, так как не имею особой воли, но по воле Отца, которая есть также и Моя, так как у Отца и Сына воля одна и таже. Значит, если Отец – праведный Судья, то и Сын также праведный Судья. И при этих уничиженных и сказанных с премудрой целью выражениях нужно обращать внимание не только на них самих, но и на причину, по которой они сказаны. Причиной же в этом был немощный ум слушателей и нежелание показаться противником Божиим, как это мы уже сказали в различных местах.







"Верующий в Пославшего Меня...на суд не приходит" (Ин. 5:24) Священник Валерий Духанин






Троицкая родительская суббота