Собор Пресвятой Богородицы


Надо от Марии научиться при всяком деле, всегда, так вслушиваться в глубинах нашего сердца в голос Божий, в голос совести, так прислушиваться к евангельской проповеди Христа, так углубляться в это общение с Ним, чтобы постепенно Его мысли стали нашими мыслями, Его чувства - нашими чувствами, и чтобы от этого единства со Христом произошли поступки, действия, которые на земле были бы продолжением жизни, слова и действия Христовых.

Митрополит Антоний Сурожский




8 января (26 декабря) празднуется Собор Пресвятой  Богородицы


На второй день Рождества Христова Святая Церковь созывает верных чад своих для благодарственного прославления Пресвятой Девы, послужившей великому таинству воплощения Сына Божия. Поэтому день этот и называется «собором Пресвятой Богородицы». В празднование Собора вспоминается память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника. Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.





Собор Пресвятой Богородицы.


В этот день Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, родившей Спасителя. Именно потому, что Пресвятая Дева является Той, от которой родился, воплотился Спаситель наш Иисус Христос, и установлен этот праздник ее чествования сразу после Его Рождества.


Собором этот день называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы (например, Ее Зачатие, Рождество, Благовещение и пр.) в данный день совершается общее (соборное) празднование и других лиц, близких Пресвятой Деве Марии и Господу Иисусу Христу.


Так, вместе с Богоматерью, в празднование Собора также совершается память тех, кто по плоти был близок к Спасителю: святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова (брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника), который сопровождал вместе с отцом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.


Когда Христос родился, то небо принесло Ему звезду, земля — пещеру, животные согревали Его дыханием ноздрей своих, а мы — люди — приносим Христу в подарок Деву Марию. Т.е. Дева Мария — это Представитель всего человечества, это Человек, Который послужил Богу лучше всех и больше всех. И митрополит Антоний говорит, что когда ты заскорбишь о том, что не знаешь, как отблагодарить Бога своего, то надо участвовать в Литургии и, безусловно, помнить Божию Матерь и поклоняться Ей верою, потому что в Её Лице человечество Богу угодило. В лице многих людей человечество Бога раздражает. Может быть, и мы относимся к этому числу людей, в лице которых человечество раздражает Господа Бога, а в Лице Пресвятой Богородицы человечество Богу угодило. Поэтому после Рождества Христова сразу следует праздник Собор Божией Матери. Т.е. там все праздники собираются вместе: Введение во храм, Покров, Зачатие и Успение — всё там собирается — Собор праздников Божией Матери.

Протоиерей Андрей Ткачев



И сегодня день достойного почитания Матери Божией, Непорочной Девы Марии, послужившей тайне воплощения Сына Божия. Мало слов сказано о Ней в Священном Писании, мало событий Ее личной жизни сохранило Предание. Но за каждым шагом Ее Божественного Сына зримо стоит Она, начиная от Его рождения и кончая Крестом на Голгофе. И нам нетрудно представить величие Ее исключительного материнского подвига по человечеству, но сложнее постигнуть ту высшую степень чистоты и святости, всецелой преданности Себя воле Божией, которые и сделали Ее "зарею таинственного дня" и которыми Она вошла в близость с Самой Пресущественной Троицей, став Дочерью Богу Отцу, Матерью Сыну Божию и Невестой Духу Святому. Обещание Божие, данное еще первым людям, что придет время и родится на земле Спаситель мира и "семя жены сотрет главу змия" – диавола, исполнилось не вдруг. Человечество прошло длительный путь приготовительного очищения и освящения, пока, наконец, не явилась Богоизбранная Отроковица, и Ангелы воспели Воплотившемуся божественный гимн, небеса предвозвестили великое событие чудесной звездой, земля предоставила пещеру, род же человеческий дал Матерь-Деву, исполнившую Божественный Совет Всевышнего Бога.


И та свобода от греха, которой достигла Приснодева, была прежде всего великим даром Божиим и Ее личным подвигом любви к Богу. Ибо сердце Ее от младенчества всегда было обращено к Нему. И обет Ее родителей, данный при рождении Дщери, посвятить Ее Богу, стал и обетом Ее сердца. И подвиг Ее жизни питался молитвами Ее родителей, молитвами и чаяниями всего ветхозаветного человечества, всего сонма патриархов и праведников.


И цель воплощения Сына Божия – возрождение и обновление мира, устранение из него всех последствий грехопадения, восстановление первозданного Царства Божия. И этой великой цели послужила Пресвятая Дева.


Ее подвигом жизни, молитвы и любви мы обрели вечное спасение. И "Бог (теперь) именуется нашим Отцом, потому что Слово приобщилось нашей плоти, ибо Сын делает так, что Его Отец становится и нашим Отцом", – как говорит святой Афанасий Александрийский.


А воля Ее Божественного Сына и Спасителя мира усыновила весь род человеческий Божией Матери. Такое поистине безмерное богатство обретаем мы верой, такой неоценимый дар получаем – Отца и Мать. И как не восклицать из глубины верующих сердец хвалебные песни и гимны Матери Божией, Пресвятой и Пренепорочной Деве Марии:


"Радуйся же, свет человеческого спасения, утро благодати, вечер греха, первородный луч счастливого дня, зерцало святости, сокровенный образ совершенства, полный идеал девства. Радуйся, исполнение пророчеств, общее чаяние людей, которым Ты принесла радость".


О Богомати! О Всепетая! О Владычица! Дай всем, кто зовет Тебя, достигнуть Тобою вечного дня и лицом к лицу поклониться Тебе. Аминь.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин





Когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было им в дорогу, и на котором иногда и сами ездили. Один же из тех разбойников, увидев Младенца необычайной красоты и удивившись такой красоте, сказал:

– Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не мог бы быть красивее сего Младенца.

Сказав это, он запретил своим товарищам, прочим разбойникам, и не дал им ничем обидеть сих путников. Тогда Пречистая Богородица сказала тому разбойнику:

– Знай, что Сей Младенец воздаст тебе щедрым воздаянием за то, что ты охранил Его.

Этот разбойник был тот самый, который впоследствии, при Распятии Христа, был повешен на кресте по правую сторону, и которому Господь сказал: «Ныне же будешь со мною в раю» (Лк.23:43).

И исполнилось пророческое предсказание Божией Матери, что «воздаст тебе Сей Младенец».

святитель Димитрий Ростовский



На Литургии читается   Евангелие от Матфея, Глава 2, 13-23.


13 Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,

15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:

18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

19 По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте 20и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские

23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.



Перейти к толкованию



Народный календарь

8 января — Бабьи каши


В народный праздник Бабьих каш, или праздник каш или бабий праздник, принято было славить рожениц и тех, кто помогал детям появиться на свет – повивальных бабок. Матери с детьми, запасшись подарками, шли поздравлять тех повитух, кто помогал им, а те встречали гостей кашей.


Повитухи, были в то время не только заменой докторов, но и людьми, знающими традиции старины, теми, кто был как бы проводником ребенка и матери через весь непростой для них период рождения, а также некоторого времени до него и после. Повивальными бабками их называли оттого, что новорожденного нужно было умеючи «свить» пеленками так, чтобы малыш не выбрался из них, но и не был стеснен.


О повитухах в народе сложено немало пословиц. «У всякой бабки свои ухватки» - об их мастерстве, «Бабка походит — всему дело пособит» - об их незаменимости.


А о единстве и крепости семьи, особо отмечаемых в этот день, есть такая присказка : «В праздник каш всяк с ложкой ходит — полный черпак семью не разгонит».


Народное сознание смешалось с христианством, и в праздник каш в церковь, чтобы одарить Богородицу, женщины несли пироги.


На Бабьи каши примечали, поют ли с утра синицы, тогда вечером ждали мороз, а если шумели вороны – будет мести метель и повалит снег. О снегопаде говорила и каша, зарумянившаяся в печи. Если же весь восьмой день января было ясно - непременно уродится просо.


В этот же день обращаются за помощью к пророку Давиду — музыканту и укротителю гнева. «Наш простолюдин, собираясь в дорогу, испрашивает у этого угодника защиты от лютых зверей, от разбойников в уверенности, что святой псалмопевец своим пением и игрою на гуслях может невидимо утишить этих врагов».


Какой чудодейственной силой обладали гусли в руках истинного музыканта, рассказали высоким языком эпической поэзии нами  сказители,  сделав гуслярами двух былинных герое в —Добрыню и  Садко:

Добрыня, неузнанный, в скоморошьем  платье,  является на пир к  князю Владимиру:

«...Он  натягивал тетивочки  шелковые,

Тыи  струночки да золоченые,

Он  учал по  стрункам похаживать,

Да он учал голосом  поваживать.

Играет-то  он ведь во Киеве,

А  на выигрыш берет во Цари-граде,

Он  повыиграл  во граде во  Киеве,

Он  во  Киеве да всех  поимянно,

Он  от  старого да всех до  малого.

Тут на пиру игры заслушались,

И  все  на пиру призамолкнулись,

Самы  говорят да таково  слово:

«Солнышко  Владимир  стольно-киевский! Не  быть этой  удалой скоморошине,

А  какому ни быть надо русскому,

Быть удалому да добру молодцу».

Говорит Владимир  стольно-киевский:

«Ах ты эй, удала скоморошина! 

За твою  игру да за веселую,

Опущдйся-ко   из  печи  из-запечка,

А садись-ко  с  нами да за дубов стол,

А за дубов  стол  да хлеба  кушати.

Теперь  дам  я  ти три  места  три любимыих:

Перво место  сядь  подли  меня,

Друго  место  сопротив  меня,

Третье место  куда  сам  захошь,

Куда сам захошь,  еще  пожалуешь...»




Садко, которого третий день не зовут на почестей пир, за­ кручинился...

«...А й пошел  Садке  ко  Ильмень да ко  озеру,

Ай как он  садился  на синь  горюч камень да об  озеро,

Ай как  начал  играть во  гусли  во  яровчаты,

Ай как  ведь  опять  играл  он  с  утра до  вечера,

А волна уж  как  в озере  сходилася,

А вода ли  с  песком  да смутилася.

А тут осмелился  как  Садке да  Новгородский

А сидеть  играть как  он  об  озеро.

Ай как тут  вышел  царь водяной топерь  со  озера,

Ай как сам  говорит  царь водяной да таковы  слова:

«Благодарим-ка,  Садке да  Новгородский!

А спотешил  нас топерь да ты  во  озере,

А у мня  было  да  как  во  озере,

Ай как у мня  столованье  да  почестей  пир,

Ай как  всех  развеселил  у мня  да на честном  пиру

Ай любезныих  да  гостей  моих.

Ай как я  не  знаю топерь,  

Садка тебя  да чем  пожаловать.

—А закиньте три  тони  во  Ильмень да во  озере,

А я в кажну тоню дам топерь по рыбины как перья золотые ведь.

Ай получишь лавки  во  ряду да  во  гостиноём

С Дорогима ведь товарамы,

Ай потом будеш ты  купец Садке как  Новгородский,

А купец  будешь  богатый...»



Именинники в этот день: Александр, Анфиса, Григорий, Давид, Дмитрий,Ефим, Иосиф, Исаакий, Константин, Мария, Михаил



Интересные страницы

Икона Богородицы «Утоли моя печали»

Икона Божией Матери именуемая "Державная"

Икона Богородицы "Воспитание"