Читается в родительскую субботу 4-й недели Великого поста
Евангелие от Марка, глава.7, стихи 31–37
Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия.
Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.
Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;
и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: "еффафа", то есть: отверзись.
И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.
И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали.
И чрезвычайно дивились, и говорили: все хорошо делает, — и глухих делает слышащими, и немых — говорящими.
Толкование на Евангелие от Марка, глава.7, стихи 31–37
От блж. Феофилакта Болгарского
Господь не медлит в языческих местах, но скоро удаляется от них, дабы, как я сказал, не подать иудеям повода говорить о Себе, что Он поступает противозаконно, смешиваясь с язычниками. Удалясь поэтому из пределов Тира и Сидона, Он приходит в Галилею и тут исцеляет глухонемого, которого недуг был от беса. Он отводит «его в сторону», ибо не был славолюбив, смирив Себя до нашей нищеты и не желая совершать чудес пред многими, разве когда требовала того польза зрителей. «Плюнув, коснулся языка его» в знак того, что все части Святой Его плоти были божественны и святы, так что даже и плюновение разрешало узы языка. Всякое плюновение есть излишек (соков), но в Господе все чудно и божественно. Воззрев на небо, Господь «вздохнул», с одной стороны, молитвенно к Отцу, чтоб Он помиловал человека, и в пример нам, чтобы мы, намереваясь совершать какое-либо доброе дело, взирали к Богу и у Него просили помощи для совершения онаго; а с другой стороны, - воздыхает и из сожаления о человеческой природе, как она до того предана диаволу, что терпит от него такое поругание и страдание. Поэтому-то, когда исцелял Господь, исцеленные и проповедуют о Нем, несмотря на то, что Он запрещал им это и заповедал не говорить ничего. Отсюда научимся и мы, когда благодетельствуем другим, не принимать от них похвал, а когда получаем благодеяния, прославлять благодетелей и разглашать о них, хотя бы они и не желали того.
ИСЦЕЛЕНИЕ ГЛУХОГО КОСНОЯЗЫЧНОГО
(Мк.7:32–37)
Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, после изгнания беса из дочери сирофиникиянки, Христос, проходя чрез пределы Десятиградия, по сю сторону Иордана, направился к морю Галилейскому. Здесь «привели к Нему глухого косноязычного и просили возложить на него руки», т.е. исцелить его от болезни.
Судя по тому, что это было в пределах Десятиградия, населенного язычниками, или очень близко к нему, возможно, что и приведенный больной был язычник; или во всяком случае человек, по своей глухо-немоте, не просвещенный верой Израиля. Его душа была закрыта для восприятия Истины. Но, ведь, всякая болезнь, вообще говоря, есть ни что иное, как последствие первородного греха, а иногда, и действия диавола. Быть может этот глухо-косноязычный, по естественной морали, лично ничем особенным и не согрешил против Бога и людей, быть может он был даже очень хороший человек. У него оказались друзья, которые заботились о его исцелении. Христос пожалел несчастного человека и отверз ему замкнутую – в пределах земной жизни – дверь общения с людьмии слышания проповеди Христовой.
Отведя его в сторону от народа, как свидетельствует евангелист, «Иисус вложил перста Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть: «отверзись». И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто».
Теперь исцеленный, бывший глухо-немой, получил в полной мере, общую для всех людей, возможность, усилием своей свободной воли, искать путей в Царствие Божие. Глубокий вздох Христа и взор Его на небо, свидетельствовали, что здесь, действительно, шла глубочайшая борьба против дела диавола, а переданное Евангелистом точное и подлинное арамейское слово Христа «еффафа» явилось тем «ключей», которым была открыта дверь в одну из многих обителей Царства Небесного.
На вопрос многих, – почему Христос, единым словом исцелявший множество болезней, в данном случае не сделал этого, а «вложил персты», плюнул, коснулся языка – можно ответить, что это был «язык жестов», единственно доступный к пониманию глухого и не говорящего человека.
протоиерей Лев Липеровский
Чудеса и притчи Христовы