Исцеление глухого косноязычного

Читается в родительскую субботу 4-й недели Великого поста


Евангелие от Марка, глава.7, стихи 31–37


Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия.

Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.

Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;

и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: "еффафа", то есть: отверзись.

И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.

И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали.

И чрезвычайно дивились, и говорили: все хорошо делает, — и глухих делает слышащими, и немых — говорящими.



Толкование на Евангелие от Марка, глава.7, стихи 31–37


От блж. Феофилакта Болгарского

Господь не медлит в языческих местах, но скоро удаляется от них, дабы, как я сказал, не подать иудеям повода говорить о Себе, что Он поступает противозаконно, смешиваясь с язычниками. Удалясь поэтому из пределов Тира и Сидона, Он приходит в Галилею и тут исцеляет глухонемого, которого недуг был от беса. Он отводит «его в сторону», ибо не был славолюбив, смирив Себя до нашей нищеты и не желая совершать чудес пред многими, разве когда требовала того польза зрителей. «Плюнув, коснулся языка его» в знак того, что все части Святой Его плоти были божественны и святы, так что даже и плюновение разрешало узы языка. Всякое плюновение есть излишек (соков), но в Господе все чудно и божественно. Воззрев на небо, Господь «вздохнул», с одной стороны, молитвенно к Отцу, чтоб Он помиловал человека, и в пример нам, чтобы мы, намереваясь совершать какое-либо доброе дело, взирали к Богу и у Него просили помощи для совершения онаго; а с другой стороны, - воздыхает и из сожаления о человеческой природе, как она до того предана диаволу, что терпит от него такое поругание и страдание. Поэтому-то, когда исцелял Господь, исцеленные и проповедуют о Нем, несмотря на то, что Он запрещал им это и заповедал не говорить ничего. Отсюда научимся и мы, когда благодетельствуем другим, не принимать от них похвал, а когда получаем благодеяния, прославлять благодетелей и разглашать о них, хотя бы они и не желали того.




ИСЦЕЛЕНИЕ ГЛУХОГО КОСНОЯЗЫЧНОГО

(Мк.7:32–37)


Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, после изгнания беса из дочери сирофиникиянки, Христос, проходя чрез пределы Десятиградия, по сю сторону Иордана, направился к морю Галилейскому. Здесь «привели к Нему глухого косноязычного и просили возложить на него руки», т.е. исцелить его от болезни.


Судя по тому, что это было в пределах Десятиградия, населенного язычниками, или очень близко к нему, возможно, что и приведенный больной был язычник; или во всяком случае человек, по своей глухо-немоте, не просвещенный верой Израиля. Его душа была закрыта для восприятия Истины. Но, ведь, всякая болезнь, вообще говоря, есть ни что иное, как последствие первородного греха, а иногда, и действия диавола. Быть может этот глухо-косноязычный, по естественной морали, лично ничем особенным и не согрешил против Бога и людей, быть может он был даже очень хороший человек. У него оказались друзья, которые заботились о его исцелении. Христос пожалел несчастного человека и отверз ему замкнутую – в пределах земной жизни – дверь общения с людьмии слышания проповеди Христовой.


Отведя его в сторону от народа, как свидетельствует евангелист, «Иисус вложил перста Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть: «отверзись». И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто».


Теперь исцеленный, бывший глухо-немой, получил в полной мере, общую для всех людей, возможность, усилием своей свободной воли, искать путей в Царствие Божие. Глубокий вздох Христа и взор Его на небо, свидетельствовали, что здесь, действительно, шла глубочайшая борьба против дела диавола, а переданное Евангелистом точное и подлинное арамейское слово Христа «еффафа» явилось тем «ключей», которым была открыта дверь в одну из многих обителей Царства Небесного.


На вопрос многих, – почему Христос, единым словом исцелявший множество болезней, в данном случае не сделал этого, а «вложил персты», плюнул, коснулся языка – можно ответить, что это был «язык жестов», единственно доступный к пониманию глухого и не говорящего человека.

протоиерей Лев Липеровский

Чудеса и притчи Христовы




Чудеса Христовы

Родительская суббота 4-й недели Великого поста