Икона Богоматери "Жировицкая"

Празднование: 20 (7) мая 



Весной 1490 года среди обширных лесов во владениях казначея Литовского княжества боярина Солтана в Жировичах была обретена икона, изображавшая Богоматерь с Младенцем.


ПЕРВОЕ ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ.


Юные пастухи, пасшие стада боярина, зашли далеко в лес и там, в самой чаще, среди густых ветвей дикой груши увидели чудесное сияние, исходившее от маленькой иконы.

Они с благоговением сняли образ с дерева и отнесли его в дом хозяина Солтана, рассказав ему о необыкновенных обстоятельствах удивительной находки.

Боярин же не обратил особого внимания на рассказ пастухов и безучастно положил обретенную икону в ларец.

Лишь вечером, принимая гостей, он рассказал им о находке пастухов и захотел показать икону.

Но открыв ларец он ее не нашел.


На другой день пастухи опять заметили сияние на той же груше.

Как и накануне, они отнесли ее боярину, который, уразумев чудо Божие, с благоговением принял святыню и тотчас посетил место ее явления. Помолившись, он дал обет Богу построить в Жировичах на месте явления образа храм в честь Пресвятой Богородицы.


Вскоре деревянный храм был построен, а весть о явлении образа Божией Матери быстро распространилась по окрестностям, привлекая множество богомольцев для поклонения.

Многие так и оставались здесь.

Одни обзаводились семьями под покровом Пречистой, другие же посвящали себя служению Богу.


Около 1520 года в селении случился сильный пожар, истребивший почти все строения и деревянный храм.

Уцелела лишь церковная школа.

В огне пожара исчезла чудотворная икона; все поиски ее на пепелище не имели успеха.


ВТОРОЕ ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ.


Прошло время, и в один из дней после занятий в школе дети забрались на ближайшую горку у подножия которой сгорел храм.

Вдруг видят они: некая дева в лучезарном сиянии сидит на камне.

В руках Пресвятой Девы была икона, которую напрасно искали на месте пожарища.

Дети не осмелились подойти к ней, но поспешили сообщить об этом своим домашним.

Весть дошла и до священника.

Принимая сказанное детьми за Божественное откровение все отправились на гору и подходя к указанному камню увидели на нем горящую свечу.

Когда же подошли к самому камню нашли на нем икону Богоматери Жировичской.

Не сподобившись лицезреть Деву Марию они к великому своему утешению обрели на камне чудотворную икону.

Несказанно обрадованные обретением иконы, взяли ее и поставили в дом священника.

Это событие считается вторым явлением Жировичской чудотворной иконы Божией Матери.


Камень, на котором дети видели Богородицу и где была обретена икона, тогда же огородили.

На месте сгоревшего вскоре построили новый храм куда поместили святыню и освятили его в честь Богоматери Жировичской.




СВЯТАЯ ОБИТЕЛЬ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ЖИРОВИЦКАЯ" в ГОДЫ ЛИХОЛЕТИЙ.


После второго обретения чудотворной иконы Иван Александрович - внук Солтана (давшего обет Богу построить в Жировичах на месте явления образа храм в честь Пресвятой Богородицы) начал строительство новой большой каменной церкви.

В то время строителями и фундаторами церквей и монастырей обычно бывали знатные и богатые люди Литовского государства, которые считали построенные ими храмы своей собственностью и часто распоряжались их судьбой по собственному усмотрению.

К концу жизни Иван Солтан перешел в протестантство и возведение храма было приостановлено.

Завершилось строительство в начале XVII века, престол освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Ныне этот храм носит название Явленского.


В 1587 году правнук боярина Солтана Ярослав Иванович продал часть Жировичского имения своему брату Ивану Ивановичу.

В купчей крепости говорится, кроме всего прочего: «…и с половицею монастыря церкви Жировицкия, накладом церковным, также и с подданными монастырскими…».


Многие несчастья обрушились на монастырь в начале XVII века. Разорившийся Иван Солтан заложил Жировичское имение кобринскому шляхтичу Ицхаку Михелевичу; затем владение перешло его вдове Эстери и сыну Михелю.

В этот период насельники монастыря временно покинули обитель, не желая быть под их началом.

Православная иерархия и духовенство были в Польско-Литовском государстве в столь тяжком положении с середины XVI столетия, не имея возможности защитить обитель.


После объединения Литвы с Польшей в 1386 году, вследствие женитьбы князя Литовского Ягайлы на польской королеве Ядвиге в Западном крае началось насильственное насаждение католицизма, а затем униатства.

Ягайло, приняв католичество, дал обязательство привести под власть папы всех своих подданных как в Литве, так и в принадлежавших ему частях Белой и Малой Руси.


В 1605 году мстиславский каштелян Иван Мелешко выкупил Жировичское имение и монастырь у Эстери Михелевич, руководствуясь, судя по некоторым источникам, прежде всего материальной заинтересованностью.

Подпав под влияние настоятеля соседнего базилианского монастыря в Бытене Иосафата Кунцевича, Мелешко принял униатство и пожертвовал Жировичи вместе с церковью и чудотворной иконой Иосафату — одному из активнейших деятелей униатства, прозванному за свою жестокость «душехватом» и убитому жителями Витебска, доведенными им до отчаяния.

Мелешко вчерне закончил строительство большой каменной церкви, а также построил дом для братии.


Уния, как известно, была подписана 6 октября 1596 года на Брестском Соборе, несмотря на полное нежелание и несочувствие ей со стороны православного населения.

Жировичский монастырь оставался православным до 1609 года, когда после решения трибунального суда настоятель монастыря был отправлен в Вильно, где и подписал признание власти римского ставленника – митрополита Ипатия (Потея).

Вскоре в Жировичах появились униатские монахи, а в 1613 году Иосафат Кунцевич был назначен настоятелем Жировичского монастыря.


Чудотворную икону Божией Матери они обратили в свою главную святыню, почитание которой достигло апогея к XVIII веку, когда в 1726 году постановлением папского капитула было решено «возложить на главу Богомладенца Иисуса и Богородицы Девы в г. Жировицах в церкви отцов ордена св. Василия Киевского диоцеза золотые короны», то есть совершить католический обряд коронования иконы Божией Матери.

Коронация была совершена 8 сентября 1730 года и преследовала цель более тесного сближения унии с Римско-Католической Церковью.


При постоянной упорной борьбе между Православием и Католичеством судьба унии изменилась после соединения Белоруссии и Литвы с Россией.

Базилиане по царскому указанию были подчинены Полоцкому униатскому епископу, а орден лишился своей самостоятельности.


В 1810 году в ограду Жировичского монастыря было перенесено епархиальное управление, ранее находившееся в Новогрудке, и с этого времени Брестские епископы жили при монастыре, а Успенский собор стал кафедральным.

Вскоре при монастыре были открыты Пастырско-богословские курсы, стараниями митрополита Иосифа (Семашко) в 1827 году в Жировичах возникла Духовная семинария, которая имела огромное значение в деле воссоединения с Православием.


14 июля 1839 года Преосвященный Иосиф прибыл из Санкт-Петербурга через Полоцк в Жировичи, чтобы возблагодарить Божию Матерь за Ее помощь в святом деле воссоединения.

Именно в Жировичский монастырь митрополит Иосиф пригласил духовенство для подписания акта о воссоединении.

После этого кафедральный собор был капитально отремонтирован и освобожден от всех принадлежностей костела.

Обитель сия стала первым духовным центром Белорусского края по восстановлению православного богослужения.


Во время первой мировой войны церковное имущество монастыря было перевезено в Москву и помещено в подвалах собора Василия Блаженного.

Монастырский архив был отправлен в Новороссийск.

Оккупировав Жировичи, немцы заняли помещения обители под казармы, изрубили на дрова иконостас Никольского храма, многое разрушили.

В бытность настоятеля монастыря архимандрита Тихона (Шарапова) в начале 20-х годов святыня — образ, чудесно обретенный несколько столетий назад — была возвращена из Москвы в Жировичи. Архимандрит Тихон привез ее из Москвы… в баночке с вареньем.


Несмотря на все невзгоды лихолетья двух мировых и гражданских войн, православные отстояли свою святую обитель и чудотворную икону Божией Матери.

Ныне она находится в Успенском соборе Жировичского монастыря слева от Царских врат.


Изображенная чудесным образом на граните, величиной всего несколько сантиметров, опаленная пожаром, чуть треснувшая от огня и времени, святая икона — истинный образ Пречистой Девы Марии, Матери Божией.


Явление Жировицкой иконы

Недалеко от леса пастухам

Произошло в конце 15 века.

На дереве она светилась вся,


И пастухи ее забрали,

Литовскому вельможе отнесли.

В ларец ее вельможа спрятал,

Но при гостях икону не нашли.


Она была на прежнем месте -

На дереве, тогда Солтан





Решил построить в честь явленья

Иконы деревянный храм.


Через сто лет церковь сгорела

И образ Богоматери исчез.

Играя рядом с пепелищем, дети

На камне Деву видели и лучезарный свет.


Крестьяне, подойдя поближе,

На камне обнаружили горящую свечу

И Жировицкую икону невредимой -

И храм построили, основу в будущем монастырю.


Елизавета Судьина



В наши дни Чудотворная Жировичская икона находится в иконостасе монастыря Успенского собора.

Ежедневно перед ней читается акафист.

Паломники из всех православных стран приезжают в обитель, чтобы поклониться святому образу Богоматери Жировичской.


ЛУЧЕЗАРНАЯ ДЕВА...


Твоё чудесное явление,

Излило в мир, чудесный свет,

Сугубой милости завет,

И места, благоустроение.


В огне, чудесное спасение,

И Девы лучезарной лик …

Её, кто силу не постиг,

Прославив, Свыше откровение.


Явила Веры укрепление,

И Истины, нетленный Свет,

В сердца, вещая много лет,

Свершая правды утверждение.


Река, Её чудотворения,

Всё расширяла берега,

И на пути, всех берегла,

От бед, скорбей и преткновения.


И воспевалась Ей хвала,

В сердцах, рождая вдохновение,

Идти стезёй преображения,

Куда Она, всегда звала.


Александр Ерёмин



Тропарь

глас 5

Пред свято́ю Твое́ю ико́ною, Влады́чице,/ моля́щиися исцеле́ний сподобля́ются,/ ве́ры и́стинныя позна́ние прие́млют/ и ага́рянская наше́ствия отража́ют./ Те́мже и нам, к Тебе припа́дающим,/ грехо́в оставле́ния испроси́,/ по́мыслами благоче́стия сердца́ на́ша просвети́/ и к Сы́ну Твоему́ моли́тву вознеси́// о спасе́нии душ на́ших.


Перевод: Перед святой Твоей иконой, Владычица, молящиеся удостаиваются исцелений, получают истинное познание веры и отражают вражеские нападения. Потому и для нас, коленопреклоненно молящихся Тебе, испроси прощение грехов, помыслами благочестия сердца наши просвети и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении наших душ.



Кондак

глас 4

Вели́чия Твоя́ кто испове́сть,/ Пресвята́я Де́во,/ Творца́ всех Христа́ Бо́га Ро́ждшая?/ Еди́на бо еси́ Ма́ти и Де́ва,/ Преблагослове́нная и Препросла́вленная,/ упова́ние на́ше, исто́чник благосты́ни,// ве́рным прибе́жище и ми́ру спасе́ние.


Перевод: Величие Твое кто возвестит, Пресвятая Дева, Творца всех Христа Бога Родившая? Одна ибо Ты Мать и Дева, Преблагословенная и Препрославленная, надежда наша, источник благодеяний, верующим прибежище и миру спасение.


Молитва

О, Премилосе́рдная Госпоже́, Де́во Богоро́дице! Ки́има устна́ма прикосну́ся ко святы́ни Твое́й или́ ки́ими словесы́ испове́м щедро́ты Твоя́, лю́дем явля́емыя: никто́же бо, притека́яй к Тебе́, отхо́дит тощ и не услы́шан. От ю́ности моея́ взыска́х по́мощи и заступле́ния Твоего́ и николи́же лише́н бых милосе́рдия Твоего́. Зри́ши, Госпоже́, ско́рби се́рдца моего́ и я́звы души́ моея́ ве́си. И ны́не, коленопреклоне́нно предстоя́ пред пречи́стым Твои́м о́бразом, моле́ния моя́ приношу́ Ти: не лиши́ мя всеси́льнаго хода́тайства Твоего́ в день ско́рби моея́ и в день печа́ли моея́ заступи́ мя. То́ка слез мои́х не отврати́ся, Влады́чице, и ра́дости мое́ се́рдце испо́лни. Прибе́жище и предста́тельство бу́ди мне, Ми́лостивая, и све́та Твоего́ заря́ми ум мой просвети́. И не то́кмо молю́ Тя о себе́, но и о лю́дех, притека́ющих к заступле́нию Твоему́. Це́рковь Сы́на Твоего́ во бла́гости соблюди́ и огради́ ю́ от злоко́зненных наве́тов враг, возстаю́щих на ню. Архипа́стырем на́шим посли́ по́мощь Твою́ во апо́стольстве и сохрани́ их здра́вы, долгоде́нствующи, пра́во пра́вящи сло́во и́стины Госпо́дни. Па́стырем испроси́ у Бо́га, Сы́на Твоего́, ре́вность и бде́ние о душа́х вруче́ннаго им ста́да слове́снаго и дух ра́зума и благоче́стия, чистоты́ и пра́вды Боже́ственныя им низпосли́. Испроси́ та́кожде, Влады́чице, у Го́спода власте́м предержа́щим и градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, всем же, притека́ющим к Тебе́, дух целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́. Еще́ же молю́ Тя, Премилосе́рдная, осени́ страну́ на́шу кро́вом Твоея́ благосты́ни и изба́ви ю́ от бе́дствий стихи́йных, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бных нестрое́ний, да вси, живу́щии в ней, в любви́ и ми́ре пребыва́юще, ти́хое и безмяте́жное житие́ поживу́т и, благ ве́чных моли́твами Твои́ми унасле́дивше, возмо́гут ку́пно с Тобо́ю восхваля́ти Бо́га на Небеси́ во ве́ки. Ами́нь.


2-я Молитва

О, Всепе́тая и Преблагослове́нная Де́во, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, приими́ моле́ния на́ша Тебе́ прославля́ющих, Тебе́ благодаре́ния принося́щих и почита́ющих честну́ю ико́ну сию́, ю́же от лет дре́вних в оби́тели Жиро́вицкой явле́нную. Не таи́м благодея́ния Твоя́, Богоро́дице, и па́ки испове́дуем, я́ко сия́ ико́на Твое́й благода́тной си́лой всем, с ве́рой приходя́щим к ней, источа́ет неоску́дныя ми́лости: просвеща́ет сердца́ благоче́стием, укрепля́ет си́лы осла́бленныя и исцеля́ет не́мощи духо́вныя и теле́сныя. О, Всепе́тая Цари́це Небе́сная, приими́ благода́рственное пе́ние и никогда́ не лиши́ нас Твоего́ Небе́снаго покро́ва и заступле́ния - вся бо мо́жет моли́тва Ма́тери к Милосе́рдному Боже́ственному Сы́ну, о сем бо вели́ком заступле́нии возвеща́ет нам сия́ ма́лая ико́на, я́ко бесце́нное сокро́вище, на сем месте обрете́нное.

Благода́тная Ма́ти Бо́жия, Ты, и в огни́ о́браз сей сохра́ншая, па́ки да́руеши его́ в зало́г Твое́й бли́зости к нам и всегда́шняго благода́тнаго заступле́ния. Пречи́стая Влады́чице, умягчи́ сердца́ на́ша, окамене́нныя грехо́м, да согре́тыя благода́тными твои́ми моли́твами испо́лним Боже́ственныя за́поведи Сы́на Твоего́ Го́спода на́шего Иису́са Христа́, и та́ко дости́гнем несконча́емаго дне Ца́рствия Бо́жия, в онь же мы при́званы со все́ми святы́ми. Ами́нь.



Акафист Пресвятой Богородице перед иконой «Жировицкая»




Интересные страницы:

Богородичные праздники

22(9) сентября -  память родителей Богородицы, св. праведных Иоакима и Анны

Икона Богородицы "Нерушимая стена"

Икона Богородицы «Умягчение злых сердец» (Семистрельная)

Евангельские притчи