Праведно и преподобно поживши, всехвальная, к Праведному Господу ныне преставилася еси радоватися с праведными, иже от века, темже, сошедшеся, тя верою почитаем. |
Святая праведная Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левина из рода Ааронова. Ее муж, святой праведный Иоаким,был родом из колена Иудина, из дома царя Давида, откуда по древнему преданию должен был произойти Мессия.
Супруги жили в Назарете Галилейском.
Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным.
По особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им потомства. Святая Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя.
Однажды, увидев среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, она слезно молилась о даровании ей младенца, обещая принести в дар Богу рожденное дитя.
Как только святая Анна произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил ей об исполнении молитвы и открыл, что у нее родится дочь по имени Мария,через Которую благословятся все племена мира.
Обрадовавшись, святая Анна поспешила в Иерусалимский храм, чтобы поблагодарить Бога и повторить обет о посвящении Ему ожидаемого младенца.
С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне и велел ему идти в Иерусалим.
В Иерусалиме святая праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую Деву Марию. До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия. Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы восьмидесятилетний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Господу в семидесят девять лет.
При святом благоверном царе Иустиниане (527–565) в Девтере был выстроен в ее честь храм, а император Иустиниан II (685–695; 705–711) обновил ее храм, потому что праведная Анна явилась его беременной супруге; в то же время тело ее и мафорий (покрывало) были перенесены в Константинополь.
Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия.
Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, так как они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о верующих.
По преданию Праведная Анна почила ещё до Благовещения, и слава Дочери открылась ей в вечной жизни. Есть тайна человека, с которой он уходит из земной жизни к Богу, не раскрыв нам собранное богатство. Ею обретённое сокровище, не оценили соседи и родственники. Оно открылось для людей через многие и многие годы. Тайна святости остаётся сокрытой от современников. Прославление святых, совершается после их смерти. «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии». Потому и «не бывает пророка в своем отечестве». Трудно разглядеть великое, когда оно перед глазами.
Святая Анна не совершила чуда, не понесла мученических и преподобнических подвигов. Внешние признаки не всегда сопутствуют святости. Она несла иные скорби. И те, которые несёт каждая женщина, строя свою семью. И скорбь бесплодного одиночества, и терпеливую надежду материнства, которую пришлось пронести до старости. Терпением и надеждой стяжала праведная Анна своё сокровище в земной жизни. Терпение и надежда увенчались радостью рождества и стали залогом вечной радости в Боге.
И нам заповедует Христос Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21,19).
Протоиерей Павел Адельгейм
Родная бабушка Иисуса Христа
Святая Анна, родная бабушка Господа нашего Иисуса Христа, происходила из племени левитов и была дочерью священника Матфана и Марии. Матфан служил священником в годы царствования Клеопатры и Сапора (Савория), персидского царя, а также в годы правления Ирода Антипатра. Матфан имел трех дочерей: Марию, Сови и Анну. Первая из них вышла замуж в Вифлееме и родила Саломею, повитуху. Вторая его дочь также вышла замуж в Вифлееме и родила Елисавету, мать святого Иоанна Предтечи.
Анна, третья дочь, вышла замуж на Галилейской земле и родила Марию Богородицу. Соответственно, Саломея, Елисавета и святая Богородица Мария, будучи дочерьми трех сестер, приходились друг другу двоюродными сестрами. Анна, родив и вскормив спасение всего мира, Пресвятую Богородицу, отдала ее в Храм, как непорочный дар Господу Вседержителю, и провела оставшуюся жизнь в посте и благодеяниях всем нуждающимся, пока мирно не отошла ко Господу. Память ее ЧТИТСЯ 7 августа.
Праздничные службы, вечерня и утреня, яркие и светлые, наполнены прекраснейшими похвалами святой Анны. И в славословии апостиха вечерни, все творение призывается принять участие “в кимвалех псаломски” прославлении святой Анны. “С похвалами совершается славная память твоя, Анно богоприятная”. Но эти похвалы обращены не только к святой Анне, но и к ее супругу, праведному Иоакиму, который сравнивается с солнцем, соединившимся с луной, святой Анной, чтобы дать начало свету девства, Пресвятой Богородице Марии, их дочери: “Якоже солнце с луною Анне совокупляется славный Иоаким, Девства зарю рождает”.
🌹
“О блаженная двоица, вы всех родителей превзыдосте”. Блаженная пара, превзошедшая всех родителей. Причина всех этих богатых похвал ясна всем: от Иоакима и Анны была рождена Богоматерь, принесшая в мир, согласно плану Бога по его спасению, самого Бога во плоти, Господа Иисуса Христа. “Еюже (Богородицей) ради Божества луча просия” – через Богородицу для мира воссиял Божественный свет. И конечно, поэтому чтятся и по плоти бабушка и дедушка Нашего Господа: “Память светлую совершающе Праотец Христовых”.
Эта мысль в светлом праздновании Успения святой Анны не является лишь единичным упоминанием, но центром, беспрерывно повторяющимся мотивом, так что может создаться впечатление, будто вся служба сводится к прославлению пришествия в мир Христа через Его Пресвятую Матерь и представлению этого посредством различных эпитетов и литературных оборотов, образов и аллюзий из Ветхого Завета. Словно это драгоценнейший бриллиант нашего мира, и мы стремимся показать его в свете различных цветов и оттенков. “Иже из неплодных ложесн жезл Святую Богородицу израстивше, из Неяже Спасение миру возсия Христос Бог”, “Матере Владыки и Творца была еси Анно всехвальная”.
Таким образом, успение святой Анны и вместе с ней ее супруга Иоакима является неким исходным пунктом и отсылкой: через них чтится и восхваляется Господь Иисус Христос. “Память Праведных празднующе, тебя воспеваем Христе”. И это естественно: если человек обладает некой ценностью, это означает, что Сам Господь возвысил его и дал ему благодать. Это касается всех святых и, конечно же, Его кровных праотец, Его бабушки и дедушки.
Но, разумеется, слава святых Анны и Иоакима не является беспричинной благосклонностью Бога. Столь великой чести – принести в мир прекраснейший цветок человечества, Пресвятую Богоролицу – они удостоились посредством своей святой жизни. Этот факт также всячески подчеркивается в песнопениях праздничного богослужения. “Мысленная ластовице, непорочно в целомудрии жительствовавши добре” – святая Анна жила в целомудрии и непорочности, богоугодно соблюдала заповеди закона Божия, превзойдя всех Израильских матерех: “Законы оправдания соблюдающи невредимо и Богу Вседержителю непорочно работающи”.
С такой предпосылкой – непрестанным следованием Божественной воле – святая Анна достигла этой высоты и стала матерью Матери Божьей. Поэтому далее песнопения не прекращают говорить о конечном результате: преставлении к Божественным чертогам и сонму ангелов. Христос “тя преставляюща
к небесным со славою, Анно преславная”. “Днесь бо от временныя преставися жизни на небесех с радостию шествия творящи радуется”. Славный конец святой Анны, со всеми необходимыми оговорками, ждет и нас, если мы будет стараться соблюдать в своей жизни святые заповеди Христовы. Не будем забывать, что Господь наш беспристрастен.
– Геронда, я где-то читала, что святые в день памяти раздают дары тем, кто их призывает. Это так?
– Да, угощают духовными сладостями! Если мы услаждаем святых своей жизнью, то они нас угощают духовными сладостями.
– Геронда, как мне полюбить какого-нибудь святого?
– Кого из святых ты хочешь возлюбить?
– Святых богоотец Иоакима и Анну.
– Молись за меня святым богоотцам, чтобы они мне помогли, а я буду молиться, чтобы тебе их возлюбить. Если можешь, каждый день читай житие святого этого дня, чтобы тебе иметь связь со всеми святыми. Чтение жития святого дня и вообще житий святых очень помогает потому, что согревает душу и побуждает к подражанию святым. Тогда человек отбрасывает в сторону все боязни, страхи и малодушие и мужественно идёт вперёд. Жития помогают воспитанию душевного мужества, даже до мученичества.
Преподобный Паисий Святогорец.
О молитве. Том VI.
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. ХОДАТАИ ПЕРЕД БОГОМ И НАШИ ЗАЩИТНИКИ.
Глава третья. Святые – любимые дети Божии.
О чем молятся и в чем помогает праведная Анна
Святая праведная Анна в своей земной жизни испытала все чувства и страдания, которые испытывает неплодная жена, поэтому именно к ней и обращаются в просьбе излечения от бесплодия, женщины, желавшие иметь своих детей. Так же ее просят о сохранении супружеского единства и о всякой семейной нужде.
Тропарь успению праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы,
глас 4:
Жизнь pо́ждшую во чpе́ве носи́ла еси́, Чи́стую Богома́теpь,/ Богому́дpая А́нно./ Те́мже к пpия́тию Небе́сному, иде́же веселя́щихся жили́ще,/ в сла́ве pа́дующися, ны́не пpеста́вилася еси́,/ чту́щим тя любо́вию/ пpегpеше́ний пpося́щи очище́ние,// пpисноблаже́нная.
Кондак успению праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы,
глас 2:
Прароди́телей Христо́вых па́мять пра́зднуем,/ тех ве́рно прося́ще по́мощи/ изба́витися всем от вся́кия ско́рби, зову́щим:// Бог наш с на́ми, сих прославле́й, я́коже благоволи́.
Молитва праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Богородицы.
О, присносла́внии Христо́вы пра́ведницы, святи́и Богоотцы́ Иоаки́ме и А́нно, предстоя́щии Небе́сному Престо́лу Вели́каго Царя́ и ве́лие дерзнове́ние к Нему́ иму́щии, я́ко от преблагослове́нныя дще́ри ва́шея, Пречи́стыя Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, воплоти́тися изво́лившему, к вам, я́ко многомо́щным предста́телем и усе́рдным о нас моли́твенникам, прибега́ем мы гре́шнии и недосто́йнии. Моли́те бла́гость Его́, я́ко да отврати́т от нас гнев Свой, по дело́м на́шым пра́ведно на ны дви́жимый, и да безчи́сленныя прегреше́ния на́ша презре́в, обрати́т нас на путь покая́ния и на стезе́ за́поведей Свои́х да утверди́т нас. Та́же моли́твами ва́шими в ми́ре живо́т наш сохрани́те и во всех благи́х благо́е поспеше́ние испроси́те, вся я́же к животу́ и благоче́стию потре́бная нам от Бо́га да́рующе, от вся́ких напа́стей и бед и напра́сныя сме́рти, предста́тельством ва́шим нас избавля́юще, и от всех враг ви́димых и неви́димых защища́юще, я́ко да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́, и та́ко в ми́ре вре́менное сие́ житие́ преше́дше, в ве́чный дости́гнем поко́й, иде́же ва́шим святы́м умоле́нием, да сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия Христа́ Бо́га на́шего, ему́же со Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Народный календарь
7 августа - Анна Летняя, Анна Зимоуказательница.
Какова погода на Анну до обеда, такова зима до декабря;
какова погода после обеда, такова погода после декабря.
Стылый утренник этого дня обещал сильные зимние морозы,
если же идет дождь – зима будет снежнуая и теплая.
Светлая теплая Анна Летняя тоже предрекала холодную зиму.
Муравьи увеличивают муравейники — жди холодной зимы.
Пора копать первую картошку.
Именинники в этот день: Александр, Анна, Ираида, Макар
Интересные страницы:
9 августа день памяти Великомученика и целителя Пантелеймона
22 (9) декабря - Зачатие прав. Анной Пресвятой Марии