ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!!!
25 день по Пасхе - Преполовение
Преполовения служит связью между двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении дней Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня:
В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники, для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», церковь совершает водосвятие — освящение воды на реках, озерах, в колодцах.
Преполовение Пятидесятницы
Середина срока между Пасхой и Троицей
Православная Церковь в этот день предвозвещает верующим большую радость: пройдена ровно половина пути до великого праздника Пятидесятницы (то есть праздника, совершаемого на пятидесятый день после Пасхи). В стихире Преполовения поется: ««Наста преполовение дней, от спасительного начинаемых восстания, Пятидесятницею же Божественною печатаемое, и светится светлости обоюду имущее, и соединяющее обоя, и приити славе предъявляющее, Владычняго Вознесения предпочитает»».
День Пятидесятницы носит также название Дня Святой Троицы, поскольку в этот день Св.Троица явилась человеку в Своей полноте, либо Дня Сошествия Святаго Духа, ведь именно в этот день в виде огненных языков Дух Святой сошел на апостолов. Праздник же Преполовения – это Предпразнство Пятидесятницы. Очень часто благодатные дары Святого Духа в Евангелии метафорически уподобляются изливающейся воде. Подобно водным потокам Святой Дух питает душу человека, оживотворяет ее. ««Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напои водами, яко вем Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко мне и да пиет»», — говорит тропарь Преполовения.
Евангелие рассказывает, как Иисус в третий год своего общественного служения втайне от сводных братьев, которые насмехались над Ним, не веря в Его Божественность, пришел в Иерусалим в преполовение великого еврейского праздника – праздника поставления Кущей. Войдя в синагогу, Он в беседе с книжниками и фарисеями впервые открывает Свою Божественность, Посланничество и Мессианство: «Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня».
История праздника
Преполовение Святой Пятидесятницы — один их древнейших христианских праздников. Считается что праздник начали праздновать с времен Иоанна Златоуста (конец IV века). Наиболее раннее на сегодня упоминание о нём в богослужебной литературе зафиксировано в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII–VIII веков. Гимнографические произведения, посвящённые Преполовению, датируются начиная с V века (Анатолий Константинопольский). Впоследствии песнопения к этому празднику пишут Андрей Критский (VII век), Иоанн Дамаскин (VIII век) и Феофан Исповедник (IX век) — их произведения используются в богослужении и в настоящее время.
Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения Пятидесятницы был одним из праздников Собора святой Софии — бывшего патриаршего православного собора Константинополя, некогда самого большого христианского храма в мире.
Св.Иоанн Златоуст писал: ««не манна, не огонь, не дождь ниспослан ныне, но изливаются дарования Святого Духа»». Поэтому по образу««живой воды» – благодати Святого Духа, в этот день в храмах происходит малое освящение воды. Подобно тому, как тело человеческое не может существовать без воды, и душа человеческая мертвеет без животворящей силы Святого Духа.
В Преполовение слышится воззвание от лица Господа: «кто жаждет, иди ко Мне и пей»(Ин. 7, 37). «Если так, то пойдемте все к Нему,–пишет святитель Феофан Затворник.– Кто чего бы ни жаждал, только бы то не противно было Духу Господа, непременно найдет удовлетворение. Жаждущие знания, идите ко Господу, ибо Он — единственный свет, истинно просвещаюший всякого человека. Жаждущие очищения от грехов и утоления совестного жжения, идите ко Господу; ибо Он вознес грехи всего мира на древо и рукописание их разодрал. Жаждущие покоя сердечного, идите ко Господу; ибо Он есть сокровище, обладание которым заставит вас забыть все лишения и презреть все блага, чтобы обладать Им единым. — Сила кому нужна — у Него всякая сила. Слава ли — у Него слава премирная. Свобода ли — Он дарователь истинной свободы. Он решит все наши недоумения, расторгнет узы страстей, развеет все скорби и туги, даст преодолеть все препоны, все искушения и козни врага. и уравняет путь нашей жизни духовной. Пойдемте же все ко Господу!»
Тропарь Преполовения
Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.
Кондак Преполовения
Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси, Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия. Темже Тебе припадаем и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси Источник жизни нашея.
на утрене читается Евангелие от Матфея, Глава 25, стихи 1-13
Притча о 10 девах
1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Перейти к толкованию притчи о десяти девах
на литургии читается Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 14-30.
14 Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил.
15 И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?
16 Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня;
17 кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.
18 Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.
19 Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?
20 Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?
21 Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь.
22 Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека.
23 Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев,- на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?
24 Не судите по наружности, но судите судом праведным.
25 Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?
26 Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос?
27 Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он.
28 Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.
29 Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня.
30 И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его.
Перейти к толкованию Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 14-30
Народные традиции
Переполовение - праздник живой воды
Уже в прошлом веке этнографы отмечали, что праздник Преполовения принадлежит к числу тех, истинное значение которых почти совершенно непонятно для народа*. Крестьянин, надо полагать, и не особенно страдал от этого. Он по-своему интерпретировал церковные положения и символы, приурочил к празднику те действа, которые, с его точки зрения, должны были способствовать росту трав и хлебов, здорвью людей и скота.
Православная церковь в день Преполовения молится «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», в крестьянской России совершается обряд освящения воды на реках, озерах, в колодцах — и вода эта считается целитель ной, жители деревень в сопровождении священника отпра вляются на поля, засеянные хлебом, и священник окропляет нивы святою водой, а крестьяне молятся всевышнему о нис послании обильного урожая.
Нельзя сказать, чтобы народ совсем равнодушно относился к непонятным терминам, названиям. Всегда находились лю ди, которые пытались докопаться до подлинного смысла слова, и тогда возникали легенды, предания. Так случилось и с празд ником Преполовения, объяснение которому дает следующая легенда.
«Один раз гнались за Богородицей разбойники, а она была с младенцем на руках. Бежала, бежала Богородица, глядь — река. Она и бросилась в воду, рассчитывая переплыть на другую сторону и спастись от погони. Но с младенцем на руках плыть было бы трудно, потому что грести приходилось только одной рукой. Вот и взмолилась Богородица своему младенцу: «Сын мой милый, дай ты мне третью руку, а то плыть мне невмоготу». Младенец услышал молитву матери, и появилась у нее третья рука. Тогда уж плыть было легко, и Богородица благополучно достигла противоположного берега». Благодаря этой легенде (а может быть, она сама явилась результатом осмысления слова) русские крестьяне называют праздник Преполовения «Преплавлением" (от слова «переплыть»).
Есть предположения, что в связи с этой же легендой стоит и происхождение иконы Божией Матери «Троеручицы».
Интересные страницы