Второе чудесное умножение хлебов и насыщение людей


Евангелие от Матфея, глава 15, стихи 32–39


Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.

И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?

Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.

Тогда велел народу возлечь на землю.

И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.

И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,

а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.

И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.



Евангелие от Марка, глава 8, стихи 1–10


В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им:

жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть.

Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.

Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?

И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь.

Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу.

Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их.

И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин.

Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их.

И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские.





Толкование на Евангелие от Матфея, глава 15, стихи 32–39


От блж. Феофилакта Болгарского

Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их не евшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге

Народ не осмеливается просить хлеба, потому что пришел за исцелением. Он же, будучи человеколюбив, Сам заботится. Чтобы кто-нибудь не мог сказать: они имеют съестные припасы, Господь говорит: если и имели, то истратили, ибо три дня уже, как они находятся при Мне. Словами: «чтобы не ослабели в дороге» показывает, что они пришли издалека. Это говорит Он ученикам, желая побудить их сказать Ему: Ты можешь напитать и этих, как и пять тысяч. Но те были еще неразумны.


И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа

Хотя им должно было знать, что Господь и прежде накормил в пустыне большое число людей, но они были бесчувственны. Поэтому ты, когда после увидишь их исполненными столь великой мудрости, подивись благодати Христа.


Ст. 32-38 Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Тогда велел народу возлечь на землю. И взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики - народу. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных; а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей

Научая смирению, размещает народ на земле. Научая же прежде пищи благодарить Бога, Он и Сам благодарит. Ты спросишь, каким образом там, хотя пять хлебов было и пять тысяч насытившихся, осталось двенадцать корзин, здесь же, хотя количество хлебов было большее, а число насытившихся меньшее, осталось только семь? Можно сказать, что эти корзины были больше коробов или что это сделано для того, чтобы одинаковость чуда не побудила их, учеников, забыть, потому что если бы и теперь осталось двенадцать корзин, то они могли бы, вследствие равенства чуда, забыть, что Господь в другой раз совершил чудо над хлебами. Ты же знай и то, что четыре тысячи, то есть имеющие вполне четыре добродетели, семью хлебами, то есть духовными и совершенными изречениями, питаются, ибо число семь - символ семи духовных даров. Они лежат на земле, полагая ниже себя все земное и презирая его, как и те пять тысяч легли на траве, то есть поставили ниже себя плоть и славу. Ибо всякая плоть - трава, и всякая слава человеческая - цветок полевой. Семь корзин осталось здесь в остатке, ибо духовное и совершенное было то, чего не могли съесть. Осталось то, что поместилось в семи корзинах, то есть то, что один Святой Дух знает; ибо Дух все проницает и глубины Божии (1 Кор. 2:10).


И отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские

Иисус удаляется, потому что ни одно чудо не дало Ему больше последователей, как чудо над хлебами, так что Его намеревались сделать и царем, как говорит Иоанн. Итак, Он уходит, чтобы избежать подозрения в стремлении к царской власти.

Толкование на Евангелие от Матфея.




Толкование на Евангелие от Марка, глава 8, стихи 1–10


От блж. Феофилакта Болгарского


Господь уже и прежде сотворил подобное чудо. Он чудодействует и теперь, имея благоприятный к тому случай. А случай был такой, что народ находился при Нем три дня, и взятый на дорогу съестной запас у него вышел весь. Ибо Господь не всегда совершал чудеса над пищей, дабы не подумали, что народ ходит за Ним ради пищи. Он и теперь не стал бы творить чудеса, если бы не предстояла народу, по-видимому, опасность от недостатка пищи. Но посмотри и на учеников, как они еще неразумны и не имеют еще веры в силу Его, хотя уже видели чудеса! Впрочем, Господь не порицает их, научая и нас не слишком нападать на неопытных, но прощать их, как неразумеющих. Размысли и о том, что Христос никого не хочет отпустить голодным, но желает всех насытить дарами Своими и особенно тех, кои пробыли с Ним три дня, то есть крестившихся. Поскольку крещение называется просвещением и совершается в три погружения, то просвещаемые крещением оказываются тридневными. Господь берет «семь хлебов», разумею семь духовнейших слов, ибо число семь есть образ Духа. Дух все приводит в совершение, а жизнь наша и век сей совершается в седмеричном числе. Просвещенные едят, и насыщаются, и оставляют избытки, поскольку не все Божии мысли могут вместить. Выше, при чудодействии над пятью хлебами, осталось двенадцать коробов избытков, так как там было пять тысяч, которые означали раболепствующих пяти чувствам; поэтому они и не могли съесть многого, но удовлетворились малым, почему и в избытке осталось много. А здесь от семи хлебов осталось семь корзин и малый избыток, поскольку народу было четыре тысячи, которые означают утвердившихся в четырех добродетелях; а потому они, как более крепкие, ели много и оставили мало, ибо только того не могли съесть, что более духовно и глубоко, а это и означают семь корзин. Из рассматриваемой истории познай и то, что мы должны довольствоваться только тем, что нужно, и ничего более не просить. Ибо вот сии люди, евши и насытившись, не взяли с собой хлебных остатков, но их взяли ученики, подобно как было и с вышеупомянутыми коробами. Так и нам должно довольствоваться даруемым, по мере нужды.


После чуда над хлебами Господь тотчас уходит в другое место, опасаясь, чтобы народ вследствие такого чуда не возмутился и не вздумал поставить Его царем.





.


ВТОРОЕ ЧУДЕСНОЕ УМНОЖЕНИЕ ХЛЕБОВ И НАСЫЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ

(Мф. 15:32–39; Мк. 8:1–10)


Евангелисты Матфей и Марк описывают насыщение Иисусом Христом семью хлебами и малым количеством рыбок – четырех тысяч человек. По своему смыслу и обстановке, это чудо настолько похоже на предыдущее, что некоторые толкователи Евангелия считали его одним и тем же событием в другой его редакции. Но ото, конечно, не так. Во-первых, Евангелист Матфей описывает оба события в непосредственной последовательности одно за другим в главах 14 и 15), – что было бы ненужно, если вопрос шел бы о том ж, е самом чуде, а во-вторых (и это главное), – Сам Иисус, в беседе Своей на лодке, когда говорит о «закваске фарисейской и саддукейской», упоминает о двух чудесах насыщения хлебами: «Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?» – сказал Он, – «ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?» (Мф. 16:9–10; Мк. 8:17–21).


Ев. Матфей повествует, что второе насыщение имело место после того, как Иисус возвратился в Галилею из стран Тирских и Сидонских.


«Перейдя оттуда, – говорит он, – пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым, и Он исцелил их». (Мф. 15:29–30).


Массовое исцеление больных на горе продолжалось в течении нескольких дней; народ оставался ночевать в пустыне и не хотел уходить оттуда, слушая учение Иисуса и созерцая творимые Им чудеса. "В те дни, – говорит ев. Марк, – «когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге; ибо некоторые из них пришли издалека. Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их? И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь. Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу. Было у них и немного рыбок; благословив, Он велел раздать и их. И ели и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин. Евших же было около четырех тысяч.» (Мк. 8:1–9).


Каков смысл и каково значение этого чуда? На этот вопрос, прямой ответ дает само Евангелие. Именно: Христос сжалился над народом, который три дня голодал в пустыне, и который «мог ослабеть» в дороге, при возвращении домой. Здесь проявлена Божья забота о нуждах людей, пришедших к Нему за пищей духовной и получивших как духовную пищу, так и телесную – исцеление болезней и хлебное питание. На житейском примере здесь подтвердилось учение Христа в нагорной проповеди:


«Ищите же прежде всего Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам». (Мф. 6:33).


Однако, надо сказать, что жалость Бого-Человека к слабостям и болезням падшей природы человека, вообще говоря, проявилась во всех чудесах Христовых, особенностью же чуда насыщения хлебами следует признать литургический смысл этого события: как пятью хлебами, так и семью, Христос символизировал Божественную Евхаристию.


Он, «взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они роздали; и они роздали народу».


Насыщением семью хлебами, Господу угодно было второй раз пророчески предварить и утвердить величайшую тайну Божественной Литургии.


Насытив народ и отпустив его по домам, Иисус Христос, не остался один в горах, как после насыщения пятью хлебами, а «тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские». (Мк. 8:10); у Ев. Матфея эти пределы называются «Магдалинские». «Далмануфа» – это небольшое местечко близ города Магдалы, расположенного на Западном берегу Галилейского моря; поэтому пределы Магдалинские назывались также и пределами «Далмануфскими».

протоиерей Лев Липеровский




Чудеса Христовы