Евангелие от Матфея, глава 8, стихи 23–27
И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.
Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.
И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.
Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?
Евангелие от Марка, глава 4, стихи 35–41
Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.
И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.
И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою.
А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?
И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.
И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?
И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?
Евангелие от Луки, глава 8, стихи 22–25
В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.
Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.
И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.
Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?
Толкование на Евангелие от Матфея, глава 8, стихи 23–27
От блж. Феофилакта Болгарского
Ст. 23-24 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал
Господь взял с Собою одних только учеников для того, чтобы они видели чудо. Допускает, чтобы они подверглись опасности, с целью подготовить их к искушениям и для того, чтобы, увидев чудо, тем более уверовали. Спит же с той целью, чтобы ученики, испугавшись, сознали свою слабость и обратились к Нему с молитвою. Поэтому сказано: (См. далее Толкование на Мф. 8:25)
Ст. 25-26 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина
Господь не называет их неверными, а маловерными, потому что, когда сказали: «Господи, спаси нас», они показывали свою веру, но слово «погибаем» - не от веры. Им не должно было бояться, когда Господь плыл с ними. Обратите внимание, что, укоряя их как робких, Господь показывает, что боязливость привлекает опасности. Поэтому Он успокоил сначала их душевную бурю, а затем утишил и морское волнение.
Ст. 26-27 И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры, и море повинуются Ему
Удивлялись потому, что по виду Он был человек, а по делам - Бог.
Толкование на Евангелие от Матфея.
От свт. Игнатия (Брянчанинова)
И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал
Сном Спасителя изображается наше забвение Бога. Искушением уничтожается забвение. Воспомянутый и призванный на помощь Бог запрещает ветрам и морю. Всеблагий и Всемогущий, Он доставляет тишину велию (Мф. 8.26) всякому, воспомянувшему и призвавшему Его на помощь во время скорби.
Аскетическая проповедь.
Толкование на Евангелие от Марка, глава 4, стихи 35–41
От блж. Феофилакта Болгарского
Матфей повествовал об этом иначе, чем Марк: о чем тот сказал пространнее, то этот сократил, и наоборот, что первый изложил кратко, о том последний сказал пространнее. Господь берет с Собою одних учеников, предоставляя им быть зрителями будущего чуда. Но чтобы они не превозносились тем, что других отослал, а их взял, и вместе, чтобы научить их переносить опасности, попускает им быть в опасности от бури. А спит Он при сем с той целью, чтобы чудо показалось им тем важнее, после того как они перепугались. Иначе, если бы буря случилась при бодрственном состоянии Христа, они не испугались бы или не обратились бы к Нему с прошением о спасении. И вот Он попускает им быть в страхе от опасности, дабы они пришли в сознание силы Его. Поскольку они только на других видели благодеяния Христовы, а сами не испытали ничего подобного, то была опасность, что они сделаются беспечными; поэтому Господь попускает быть буре. Он спит на корме корабля (она была, конечно, деревянная). Пробудившись, Христос запрещает сначала ветру, так как он бывает причиной морского волнения, а потом укрощает и море. Обличает и учеников за то, что они не имели веры. Ибо если бы они имели веру, то верили бы, что Он и спящий может сохранить их невредимыми. Ученики говорили между собою: «кто же Сей», потому что имели еще неопределенное понятие о Нем. Так как Христос укротил море одним повелением, а не жезлом, как Моисей, не молитвенным воззванием, как Елисей Иордан, не ковчегом, как Иисус Навин, то по этой причине Он показался им выше человека; а тем, что спал, Он являлся им опять человеком.
От прав. Иоанна Кронштадтского
И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина
Вот торжество нашей веры! Вот божественность ее Основателя, так разительно очевидная из Его власти над стихиями. А как перепугались ученики Его! Сначала от опасности погибнуть, а потом – увидевши страшное чудо послушания слову Спасителя моря и ветра! Прежде смотрели на Него с доверчивостию, без всякого страха, спрашивали Его о разных предметах, говорили с Ним, а теперь не смеют и смотреть прямо, как бы не знают Его и говорят: Кто это такой, что и море, и ветры слушают Его?
И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры
При страхованиях бесовских да раздаются в тебе эти слова.
Дневник. Том II. 1857-1858.
Толкование на Евангелие от Луки, глава 8, стихи 22–25
От блж. Феофилакта Болгарского
осподь засыпает с особенным намерением, именно: чтобы доставить упражнение ученикам и испытать, какова их вера, останутся ли они без смущения от искушений. Оказывается, что они слабы. Они обнаруживают веру не совершенную, но смешанную с неверием. Ибо веруют, что Он может спасти, но как маловерные говорят: спаси! погибаем. А если бы они имели совершенную веру, то были бы вполне убеждены, что для них даже невозможно погибнуть тогда, когда с ними находится Всемогущий. «Он, встав, запретил ветру». Чтобы сила Его была очевиднее, Он допустил их смутиться. Ибо мы, люди, обыкновенно более помним того избавителя, который спас нас от большой опасности. Поэтому Он восстал и спас их не в начале, но когда они были на краю опасности. - Можешь усматривать и переносный смысл. Настоящее событие есть образ того, что случилось с учениками впоследствии. Озеро есть Иудея, на которую нашла сильная буря неистовства против Христа, каким неистовствовали иудеи при распятии Господа. Смутились и ученики, ибо все оставили Его и бежали. Но Господь встал от сна, то есть воскрес, и - ученики опять успокоились. Ибо, представ пред ними, Он сказал: «мир вам» (Ин. 20, 19). Таков переносный смысл сего места. - «Кто же это?» Они говорят это не в смысле сомнения, но в чувстве удивления. Они как бы так сказали: «Кто сей», то есть какой Он великий и дивный, и какой властью и силой творит это?!
ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЕ СРЕДЫ 21 седмицы
Садясь в лодку, чтоб переплыть на другую сторону озера, думали ли апостолы, что встретят бурю и подвергнут жизнь свою опасности? Между тем, вдруг поднялась буря и они не чаяли уже остаться живыми. Таков путь жизни нашей! Не знаешь, как и откуда налетит беда, могущая уничтожить нас. То воздух, то вода, то огонь, то зверь, то человек, то птица, то дом, словом, всеокружающее вдруг может превратиться в орудие смерти нашей. Отсюда закон: живи так, чтоб каждую минуту быть готовым встретиться со смертью и небоязненно вступить в ее область. Сию минуту жив ты, а кто знает, будешь ли жив в следующую? По этой мысли и держи себя. Делать все делай, что следует по порядкам жизни твоей, но никак не забывай, что можешь тотчас переселиться в страну, откуда нет возврата. Непамятование о сем не отдалит определенного часа, и намеренное изгнание из мысли этого решительного переворота не умалит вечного значения того, что будет с нами после него. Предав жизнь свою и все в руки Божии, час за часом проводи с мыслью, что каждый из них час последний. В жизни от этого умалится число пустых утех, а в смерти неисчетно будет вознаграждено это лишение радостью, которой ничего нет равного в радостях жизни.
УКРОЩЕНИЕ БУРИ НА МОРЕ ГАЛИЛЕЙСКОМ
(Мф.8:23–27; Мк.4:35–41; Лк.8:22–25)
Наступил вечер, но в окрестностях Капернаума и Вифсаиды еще толпился народ, пришедший отовсюду послушать речи Пророка и Целителя из Назарета Галилейского. На закате солнца, как и всегда в последнее время, ко Христу приводили бесноватых и приносили больных всякими болезнями и Он исцелял их всех. Однако, уже приближалась ночь и надо было отпустить всех по домам. Не прерывая беседу, и отвечая на отдельные вопросы вопрошавших Его учеников, Христос спускался постепенно к берегу моря. Но толпа слушателей нисколько не уменьшалась и двигалась вслед за Христом.
Тогда, «увидев вокруг Себя множество народа, – говорит евангелист Матфей, – Иисус велел ученикам отплыть на другую сторону» моря, в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи, далеко от Капернаума и Вифсаиды, куда невозможно было бы следовать собравшейся здесь толпе.
«Тогда один книжник, – как свидетельствует ев. Матфей, – подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». Но Господь ответил ему: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову».
Это значит, что, прежде чем следовать по стопам Христа, надо быть готовым отказаться от всякого, даже самого элементарного уюта жизни, даже от домашнего очага для отдыха и сна.
Тогда подошел ко Христу другой, из учеников Его, и сказал: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Но Господь на это ответил ему: «Иди за мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие». (Лк.9:60).
Затем подошел третий, и сказал: «Я пойду за тобою, Господи, но прежде позволь мне проститься с домашними моими». Но Христос и этому сказал: «Никто, возложивши руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия». (Лк.9:62).
Эти последние слова Спасителя являются как бы разъяснением всех предыдущих его ответов; нельзя их понять иначе, как категорическое требование Христа ко всем, кто понял и принял Его учение: не соблазняясь никакими отсрочками, хотя бы и самыми благовидными, немедленно, – без всяких компромиссов, не озираясь на прошлую свою жизнь, – идти на служение Царству Божию и правде его.
Все это сказано было Христом, по-видимому, в тот момент, когда Он входил в лодку, а ученики Его, «отпустив народ», также вошли в лодку и «взяли Его с собой, как Он был в лодке. С Ним были и другие лодки». (Мк.4:36). Христос сказал гребцам: «переправимся на другую сторону. И отправились». (Лк.8:22).
Солнце зашло, берег опустел и надвигалась тьма. Сперва лодка плыла спокойно по светлым волнам озера. Христос, утомленный народом, во время плавания заснул. Но вот, с восточного берега подул резкий ветер, который быстро усиливался и поднимая высокие волны, скоро перешел в бурю. «Волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою и они были в опасности, а Христос спал на корме на возглавии».
Выбившись из сил, бросив весла и видя, что они не в состоянии справиться с разбушевавшейся стихией, намокшие и озябшие, гребцы стали будить Христа: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» И разбудив Его, взывали Ему: «Наставник! Наставник! погибаем... Господи! спаси нас; погибаем»... Тогда Христос, «встав, запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина». И сказал ученикам: «что вы так боязливы? как у вас нет веры?» А ученики «убоялись страхом великим и говорили между собою: кто яже Сей, что и ветер и море повинуются Ему?»
После великой бури наступила великая тишина. Этот контраст поразил учеников: для них была страшна не только миновавшая буря и смертельная опасность для их жизни, но страшно было и присутствие среди них Того, кто единым словом укротил эту бурю и устранил опасность. Да, «страшно впасть в руки Бога живаго»! (Евр. 10:31).
Дальнейшее плавание было спокойно и, под утро, Иисус и ученики Его «приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи» (Лк.8:26).
Чудо укрощения бури всегда привлекало и привлекает к себе особенное внимание всех изучающих Евангелие, особенно проповедников Слова Божия, которые видят в этом чуде символический смысл, проводя параллели между стихийной бурей в природе, – с «бурями житейскими», бушующими в человеческих душах. Как там, так и здесь, эти бури, являясь испытанием веры людей, застигнутых грозными событиями жизни, укрощаются Богочеловеком Иисусом Христом, когда к Нему взывают из глубины сердца: «Господи, спаси нас, погибаем!»
Но и помимо символизма, это чудо имеет прямой смысл, как знамение власти Богочеловека над силами природы. Здесь Христос является как «Новый Адам», безгрешный Человек, Которому служат все силы и законы земного бытия. Ветхий Адам, до грехопадения, имел эту власть над природой; она ему благоприятствовала, а не губила; но после грехопадения, он утратил эту власть. Теперь Христос, Новый Адам, восстанавливал эту власть для человечества. И укрощение бури единым Его Словом, было знамением этой власти и пророчеством о грядущем восстановлении этой власти для духовно-обновленного человечества: «Верующий в Меня, – говорил Христос, – дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин.14:12).
Догматически, эту мысль хорошо разъясняет проф. о. С. Булгаков в своей книге «О чудесах евангельских». Он пишет: «... Своими чудесами, Христос указует человеку путь власти над миром через очеловечение природы, а не бегство от аира и ненависть к нему... Дух человека», – говорит он, – «соединяется с миром природным через душу, которая есть начало природной жизни. Она отличается от животной души, – своей сообразностью духу, разумная душа, – в отличие от животной души, «неразумной». Иерархическое соотношение этих начал в человеке таково, что дух господствует над душой, которая проявляет свою жизненную силу в природном мире («в теле»). Однако в человеке, извращенном грехом первородным, это иерархическое соотношение нарушилось в том смысле, что дух впал в зависимость от души, а через нее и от тела; чувственно-животное бытие получило преобладание над духовным, и власть духа соответственно умалилась. В душе своей, человек носит всю мировую закономерность, которая теперь господствует над ним, но над которой сам он призван господствовать. Человеческий дух, поскольку он находится в нормальном иерархическом соотношении к душе, имеет через нее непосредственную власть в мире, притом без нарушения его природной закономерности, а воисполнение ее. Такое нормальное иерархическое соотношение отсутствует в падшем Адаме, но оно осуществлено в Новом Адаме, в Господе Иисусе Христе, Который был воистину совершенный Человек и поэтому имел власть над миром в силу послушности природы – человеческой свободе и ее целям. Но этот дар чудотворения, конечно в ограниченной степени, был свойственен и ветхозаветным праведникам и христианским святым». Так, например, пророк Илья «заключил небо», и не было дождя 3 года.
Наконец, в связи с чудом укрощения бури, возникает вопрос: как может неодушевленная природа – ветер, вода и т. п. «слышать» и «повиноваться» слову человека? Оставляя в стороне вопрос о «духовной причинности», можно просто спросить: кроется ли что-нибудь «живое» за «неживой природой»? На этот трудный вопрос, может быть, следует сделать ссылку на Ангелов, которым Бог вверил держать в своей власти те или иные стихии природы. Так в Апокалипсисе говорится о «четырех Ангелах, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево»... (Апок.7:1)
Лев Липеровский