Исцеление прокаженного в Галилее


Евангелие от Матфея, глава 8, стихи 2–4


И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.

И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.



Евангелие от Марка, глава 1, стихи 40–45


Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.

Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.

После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.

И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его

и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.

А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.



Евангелие от Луки, глава 5, стихи 12–16


Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.

И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им.

Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.

Но Он уходил в пустынные места и молился.






Толкование на Евангелие от Матфея, глава 8, стихи 2–4


От блаж. Феофилакта Болгарского

Ст. 1-2 Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот, подошел прокаженный кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить

Прокаженный, будучи рассудительным, не поднялся на гору, чтобы не прервать учение. Но когда Христос спустился с горы, он поклонился Ему и, показывая свою многую веру, не сказал: «если помолишься Богу, уврачуешь Меня», но «если хочешь». Поэтому-то Христос и поступил таким образом.


Ст. 3-4 Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: Хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай; но пойди, покажи себя священнику, и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им

Господь коснулся прокаженного, показывая, что Он не подлежит закону, который повелевает не касаться прокаженного, но что Он - Владыка его, что для чистого нет ничего нечистого и что Его святая плоть сообщала освящение. Однако, избегая славы, Господь велит никому не говорить, но показаться священнику, ибо если бы священник не сказал, что прокаженный очистился, то он остался бы вне города. Христос повелевает принести дар, во свидетельство иудеям, то есть как бы говоря: «если Меня обвинят, как нарушителя закона, будь свидетелем ты, которому Я приказал принести, что приносится законом».

Толкование на Евангелие от Матфея.




От прав. Иоанна Кронштадтского

И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им

Надобно было, чтобы погибшие по злобе диавола люди сами, по неведению, и принесли на Голгофе всемирную Жертву за спасение мира, по научению того же диавола, чтобы таким образом больше посрамить злобного духа и дабы славно прославилась безмерная любовь Божия к падшему человечеству. Потому-то Спаситель, совершая великие чудеса, заповедовал, чтобы об них никому не говорили – дотоле, пока Он из мертвых воскреснет, – потому то есть, чтобы люди, достоверно узнавши все, что Он Бог всемогущий, скрывший Свою славу в образ раба (Флп. 2,7), не воспрепятствовали его страданиям и смерти. Прекрасно сказано об искупительных действиях Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа в одной из молитв, читаемых на вечерне в праздник Пятидесятницы, что Он началозлобнаго и глубиннаго змия богомудростным льщением уловил.

Дневник. Том III. 1859-1860.







Толкование на Евангелие от Марка, глава 1, стихи 40–45


От прав. Иоанна Кронштадтского

Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить

Мы, возлюбленные, этот прокаженный. Грехи ваши – проказа ваша. Мы-то, прокаженные грехами, приходим часто (как согрешим) ко Христу и, кланяясь Ему на молитве, говорим Ему: Господи, если хочешь, можешь меня очистить. И простирает к нам ежедневно Господь милостиво руку Свою, касается сердца нашего нечистого, зараженного проказою греха, и говорит нам: хочу, очиститесь. И тотчас же очищается проказа наша: мы это ясно ощущаем. Приходите же к Нему все, как этот прокаженный, и говорите Ему с верою: Господи, если хочешь, можешь меня очистить.

Дневник. Том III. 1859-1860.


Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись

Слава милосердию и всемогуществу Твоему, Господи! Страшная болезнь, проказа, исцеления от которой искал некогда у Елисея Нееман, знатный вельможа Сирийский, и получил исцеление по слову пророка в водах ознаменованного чудесами Иордана, Спаситель наш исцелил прикосновением и словом: очистись. Не очевидно ли для всякого, что боле Елисея зде, – Елисея, великого пророка, которому славный пророк Илия оставил сугубый дух свой, сугубую благодать чудотворений. Но такая лютая болезнь исцелена, Господи, единственно по Твоему милосердию: больной не заслуживал того; вероятно, болезнь поразила его за грехи. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его.

Дневник. Том II. 1857-1858.


От блж. Феофилакта Болгарского


Ст. 40-42 Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист

Благоразумен был прокаженный и веровал; поэтому не сказал: если попросишь у Бога; но веруя в Него как в Бога, сказал: «если хочешь». Христос прикасается к нему в знак того, что ничего нет нечистого. Закон запрещал прикасаться к прокаженному как к нечистому; но Спаситель, желая показать, что нет ничего по природе нечистого, что требования Закона должны упраздниться и что они имеют силу только над людьми, прикасается к прокаженному, - тогда как и Елисей столько боялся Закона, что и видеть не хотел Неемана, прокаженного и просившего исцеления.


Ст. 43-45 И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им. А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду

И из сего научаемся также не выставлять себя напоказ, когда оказываем кому-либо добро, ибо вот и Иисус Сам велит очистившемуся не разглашать о Нем. Хотя Он и знал, что тот не послушается и разгласит, однако, как я сказал, научая нас не любить тщеславия, велит никому не говорить. Но с другой стороны, всякий облагодетельствованный должен быть признательным и благодарным, хотя бы благодетель его и не нуждался в том. Так и прокаженный разглашает о полученном благодеянии, несмотря на то, что Господь не велел ему. Христос посылает его к священнику, потому что по повелению Закона прокаженному не иначе можно было войти в город, как по объявлению священническом об очищении его от проказы, в противном случае он должен был изгоняться из города. В то же время Господь велит ему принести и дар, как по обыкновению приносили очистившиеся: это во свидетельство того, что Он не есть противник Закона, напротив, столько дорожит им, что заповедуемое в законе и Он повелевает исполнять.




Толкование на Евангелие от Луки, глава 5, стихи 12–16


От блж. Феофилакта Болгарского

Прокаженный сей достоин удивления, потому что имеет о Господе мысль, достойную Бога, и говорит: «если хочешь, можешь меня очистить». Это показывает, что он помышляет о Христе как о Боге. Ибо он пришел не как ко врачу (так как проказа неизлечима руками врачей), но как к Богу; ибо Ему Одному возможно исцелять от такого рода болезней. Господь «прикасается» к нему не без причины. Но поскольку, по Закону, прикасающийся к прокаженному считался нечистым, то, желая показать, что Он не имеет нужды соблюдать подобные мелкие предписания Закона, но Сам есть Господь Закона, и что чистый нисколько не оскверняется от кажущегося нечистым, но что проказа душевная, именно она, оскверняет, - для сей цели прикасается, а вместе и для того, чтобы показать, что святая Плоть Его имеет Божественную силу - очищать и животворить, как истинная Плоть Бога Слова. Заповедует прокаженному не сказывать никому о Нем для того, чтобы нас научить не искать похвалы от тех, кому благотворим; но говорит: пойди, покажись священнику и принеси дар во свидетельство им. Ибо Закон был такой, чтобы священник осматривал прокаженных и определял, очистились ли они, и если прокаженный очистился в семь дней, он оставался внутри города, если же нет, был изгоняем (Лев, 13). Поэтому-то Господь сказал: ступай, покажись священнику и принеси дар. Какой же был дар? Две птицы (Лев. 14). Что значит: «во свидетельство им»? Значит - в обличение их и осуждение; чтобы, если будут обвинять Меня, как преступника Закона, убедились, что Я не преступаю его, убедились из повеления тебе принести дар, заповеданный Моисеем. Кстати, можно сказать и о том, как эти две птицы приносились Богу. Одну птицу закалали, и кровь ее брали в новый глиняный сосуд; потом оба крыла другой птицы обмакивали в крови и таким образом отпускали птицу живой. Сим изображалось то, что имело сбыться на Христе. Два крыла суть две природы Христа, Божеская и человеческая, из коих одна была заклана, то есть человеческая, а другая осталась живой. Ибо природа Божественная пребыла бесстрастной, помазавшись кровью природы пострадавшей и страдание восприняв на себя. Кровь Господа принял новый глиняный сосуд, то есть новый народ из язычников, способный к принятию Нового Завета. Смотри: когда кто уже очистится от проказы, тогда достоин приносить этот дар, то есть закалать Христа и священнодействовать. Ибо прокаженный и нечистый по душе не может быть удостоен приносить такие дары, то есть приносить Тело и Кровь Господа, соединенные с Божеской природой. Внимай и тому, какое несказанное преимущество имеет Господь над Моисеем. Моисей, когда сестра его поражена была проказой, не мог уврачевать ее, хотя много молился (Чис. 12, 10-15), а Господь очистил прокаженного одним словом. Заметь и смирение Господа, как Он, когда народ желал прикасаться Ему, с особенной охотой проводил время в пустынях и молился. Так Он во всем подавал нам образец - молиться наедине и уклоняться от славы.


От прав. Иоанна Кронштадтского

Но Он уходил в пустынные места и молился

Господь часто удалялся в пустыню на богомолье. И ты уединяйся во внутренней своей храмине и молись чаще Богу.

Дневник. Том II. 1857-1858.






ИСЦЕЛЕНИЕ ПРОКАЖЕННОГО В ГАЛИЛЕЕ

(Мф. 8:2–4; Мк. 1:40–45; Лк. 5:12–16)


Об исцелении, или, вернее, «очищении» прокаженного в Галилее, свидетельствуют все три синоптика, но больше подробностей дает евангелист Марк. Он говорит так:


«Приходит к Нему прокаженный и, умоляя его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него и он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори; но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им...»


Ев. Лука уточняет место исцеления: это было, говорит он, «в одном городе», хотя вообще говоря, больных проказою в города не пускали, видимо, этот прокаженный настолько веровал, по рассказам других, в чудотворную силу Иисуса Христа, что «увидев Иисуса», вероятно, сперва издалека, и, скорее всего, неожиданно, не мог удержаться и, пренебрегши всеми запретами, приблизился ко Христу и, пав пред Ним на колени, с уверенностью молил: «если хочешь, можешь меня очистить». Вера больного оправдала его надежду. Умилосердившись над несчастным человеком, Господь «коснулся его» и сказав: «хочу, очистись», исцелил страшную его болезнь.


Но что же это была за болезнь? Почему она выделялась из ряда всех других заболеваний? Посылая учеников на проповедь, Христос заповедывал им: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, бесов изгоняйте, мертвых воскрешайте».,


Проказа считалась болезнью нечистою, связанной с понятием о чем-то грязном, темном, отвратительно-греховном, вроде того, каким в современном обществе считается сифилис, даже несравненно хуже его. История медицины знает об этой болезни по древнейшим ее описаниям за много столетий до Христа – у Моисея, – а во времена Христа она описана римским писателем Цельсом. Но древним, конечно, не была известна причина этой болезни. И только в 1881 году европейским биологом Ганзеном был найден микроб проказы («Lерrа»). Что же касается симптомов болезни, то описание их современными учеными вполне совпадает с тем, что было известно из древней литературы. Как происходит заражение – неизвестно, но, раз начавшись, болезнь продолжается 5–20 лет и ведет к смерти. Бывает и самоизлечение, но очень редко. По своим клиническим формам болезнь имеет свои разновидности и «стадии» или «фазы», но всегда очень скоро вызывает глубокие поражения кожи всего тела, покрывающегося сперва «папулами», а затем гнойными и кровоточащими язвами грязного, серого цвета. Затем болезнь поражает внутренние органы и кости. Ослабевает зрение, слух, голос, разрушается нос, выпадают все волосы. Наконец, отмирают пальцы рук и ног. Больной погибает от общего истощения и паралича сердца.


В развившейся стадии болезни вид больного бывает поистине ужасен: – лицо аспидно-серого цвета покрыто язвами и корками, изрыто рубцами, веки выворочены; рот, из которого все время течет слюна, перекошен, глаза слезятся, все тело издает отвратительный запах, нос разрушен.


В древние времена, прокаженные не пользовались никакою помощью общества, они изгонялись из городов и населенных мест, бродили по безлюдным местам, питались чем попало и обязаны были криками предупреждать о своем приближении.


По законодательству Моисея, «у прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт, и кричать: нечист, нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен жить отдельно, вне стана жилите его». (Лев. 13:45–46).


В позднейшие времена, в VI столетии по Р. X., эпидемия проказы получила такое распространение, что во Франции были устроены специальные приюты для прокаженных, где больные абсолютно изолировались от всего населения. После признания человека прокаженным в средние века, его вели в церковь, покрывали черной материей, или клали на катафалк, служили панихиду, на ноги бросали лопаткой груду земли в знак того, что он умер для общества и Церкви, и отводили в «лепрозорию». Каждому прокаженному давали черную одежду с белыми знаками и в руку «колотушку», чтобы он предупреждал о своем приближении.


Св. Григорий Богослов в своем слове (14-ом) о любви к ближним, подробно говорит о прокаженных, как «живых мертвецах, останках живших некогда людей».


После этих кратких сведений о проказе всякому станет ясно, какую безумную радость должен был пережить тот прокаженный, к которому простер Свою исцеляющую руку Христос, и когда «проказа тотчас сошла с него и он стал чист». Это значило: после мрака душевного – свет; после нестерпимых болей – ощущение жизни в здоровом теле? после одиночества, отверженности – свободное общение с людьми, после страданий – радость бытия. Христос очистил прокаженного по чувству милосердия к страданиям больного человека, но в то же время, «посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори; но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им» (Мк. 1:43–44).


Что означает этот строгий взгляд Христа? Евангелисты не говорят об этом точно, но, видимо, вместе с телесным недугом прокаженный болел и душею и требовал к себе строгость. Подчинился ли он закону Моисея, исполнил ли приказание Христа пойти к священнику и принести благодарственную жертву – это неизвестно, но известно, что он грубо нарушил заповедь Христа о молчании и «выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже войти в город, но находился вне, в местах пустынных...»


Исцеление прокаженного имеет, несомненно, и символическое значение – могущества Нового Адама над темными греховными силами, поработившими падшего, в лице Адама, ветхозаветного человека. Так, в книге Иова, Бог допускает диаволу искусить Своего праведника тяжким недугом, и тот поражает Иова именно проказою, самою темною и нечистою болезнью. Когда же праведник выдерживает все мучения и остается чистым душою и верным Богу, то Вседержитель восстанавливает его в полноте жизни, и сторицей вознаграждает величайшей наградой – Богопознания и Богообщения: «Я слышал о Тебе слухом уха, – восклицает Иов, – теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов 42:5).


Источник: Чудеса и притчи Христовы / Лев Липеровский




Чудеса Христовы