Евангелие от Матфея, глава 8, стих 14–17
Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке,
и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.
Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,
да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.
Евангелие от Марка, глава 1, стих 29–34
Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном.
Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.
Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.
При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.
И весь город собрался к дверям.
И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.
Евангелие от Луки, глава 4, стих 38–41
Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.
Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им.
При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.
Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.
Толкование на Евангелие от Матфея, глава 8, стих 14–17
От прав. Иоанна Кронштадтского
Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке
… Увидел тещу Петрову лежащую в горячке – это душа твоя, страстями поверженная и жегомая. Вот прикасается Господь руке ее – и оставляет ю огнь страстей, и востает она и служит Господу с свободным сердцем.
Дневник. Том III. 1859-1860.
От блаж. Феофилакта Болгарского
Ст. 14-15 Пришедши в дом Петра, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, коснулся руки ее, и горячка оставила ее; она встала и служила им
Вошел в дом Петра вкусить пищи; прикоснувшись же к руке, не только утишил горячку, но и возвратил женщине полное здоровье, так что вернулась ее сила, и она в состоянии была служить. И мы действительно знаем, что много нужно времени, чтобы больные снова окрепли. В то время как другие евангелисты говорят, что Господа просили и потому Он уврачевал болящую, Матфей, заботясь о краткости, не сказал об этом. Ибо я говорил тебе и вначале, что один из них опускает то, о чем другой говорит. Но узнай и то, что брак ничуть не препятствует добродетели, ибо верховный из апостолов имел тещу.
Ст. 16-17 Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных; да сбудется реченное чрез пророка Исайю, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни
Вечером и не вовремя привели недужных, но Он, как человеколюбец, уврачевал всех. Затем, чтобы у тебя не возникло сомнения, как Он мог в короткое время уврачевать столько болезней, евангелист приводит как свидетеля Исайю. Правда, пророк говорит это о грехах, но Матфей приложил его слова к болезням, потому что большая часть из них происходит от грехов.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Толкование на Евангелие от Марка, глава 1, стих 29–34
От блж. Феофилакта Болгарского
Ст. 29-31 Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им
К вечеру в субботу, как обычно было, Господь пошел в дом учеников для принятия пищи. Между тем та, которая должна была послужить при сем, одержима была горячкой. Но Господь исцеляет ее, и она начинает служить им. Эти слова дают знать, что и ты, когда Бог исцеляет тебя от болезни, должен употребить здоровье свое на служение святым и на благоугождение Богу. Одержим бывает своего рода горячкой и человек гневливый и от гнева становится дерзок на руку. Но если слово удержит его за руку и кротко прострет ее, то прежде жегомый гневом начинает служить слову. Ибо гневливый, когда слово удержит его руку, восстает, и таким образом гнев служит слову.
Ст. 32-34 При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос
Не без причины прибавлено: «когда заходило солнце». Поскольку думали, что непозволительно исцелять в день субботний, то дождались заката солнца и тогда уже стали приносить больных для исцеления. «Многих» исцелил, сказано вместо «всех», потому что все составляют множество; или: не всех исцелил потому, что некоторые оказались неверующими, которые и не были исцелены за свое неверие, но «многих» из принесенных исцелил, то есть тех, которые имели веру. Бесам не позволял говорить для того, чтобы, как я сказал, научить нас не верить им, хотя бы они говорили и правду. Иначе, если они найдут кого-либо вполне доверяющего им, то чего не сделают, проклятые, примешивая к правде ложь! Так и Павел запретил пытливому духу говорить: «Люди эти - рабы Бога Вышняго»; Святый Муж не хотел слышать отзыва и свидетельства из нечистых уст.
Толкование на Евангелие от Марка.
От прав. Иоанна Кронштадтского
Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им
Слава, Господи, всемогуществу Твоему и благости. Как ясно из дел Твоих, что Ты – Творец мира! Непростительно было бы, глядя на дела Твои, не веровать, что Ты – Спаситель мира, обещанный Мессия, Сын Божий. Как справедливы слова Твои о книжниках и фарисеях: Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха (Ин. 15:24).
Дневник. Том II. 1857-1858.
При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных
К Спасителю приносили недужных и бесноватых при захождении солнца потому, что днем совершенно нельзя было найти доступа к Спасителю. Но и при захождении уже солнца Спасителя желал видеть и слышать весь город, так что у дверей дома, где был Спаситель, была непроходимая толпа народа. И здесь опять вижу исцеления Божественного моего Спасителя. Он исцеляет и здесь многих, страждущих самыми сильными и закоренелыми недугами, и изгоняет злых бесов с повелением, чтобы они не провозглашали Его Божественного имени, так как они знали, [чули], что то был их Творец и Судия.
Дневник. Том II. 1857-1858.
Толкование на Евангелие от Луки, глава 4, стих 38–41
От блж. Феофилакта Болгарского
Господь всех питался гостеприимством учеников, подобно как и теперь Он принят Петром и исцеляет тещу его, чтобы и тебя научить не отказываться от благорасположения бедных. Не просто исцеляет ее от болезни, но придает ей крепкое здоровье и силу для служения. Если и мы примем Его, Он угасит нашу горячку, горячку гнева и нехотения, и восставит нас так, что мы в состоянии будем служить Ему, то есть делать угодное Ему. - Посмотри, прошу тебя, и на веру народа, как он и при захождении солнца приносил больных и не удерживался временем. - Не позволяет бесам говорить так потому, что не нуждается в похвале от нечистых, ибо «неприятна похвала в устах грешника» (Сир. 15, 9), так и потому, что не желает возжечь в евреях зависть при похвале Ему от всех. Народ ищет Его, хотя Он ушел в пустое место и удерживает Его. Но Он не ограничивается одним местом, а говорит, что Мне должно благовестить Царство Божие и другим городам. Поэтому и нам не должно быть ленивыми, не довольствоваться одним местом заключения, но всюду обходить, чтобы кому-нибудь принести пользу.
ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ГОРЯЧКИ ТЕЩИ СИМОНА ПЕТРА
(Мф. 8:14–17; Мк. 1:29–34; Лк. 4:38–41)
Выйдя из синагоги Капернаумской, вскоре после изгнания из человека духа нечистого, Христос вместе с группою учеников своих, с Иаковом и Иоанном, пришел в дом Симона и Андрея. Это было здесь же в Капернауме. Быть может, Христос хотел отдохнуть в семье Своих учеников и подкрепиться пищей, а быть может Петр и Андрей зная, что хозяйка дома тяжело больна, надеялись на помощь Учителя, но молчали. Когда же Христос вошел в дом Петров, то «увидел тещу его, лежащую в сильной горячке» и «просили Его о ней». Тогда, «подойдя к ней», Он «коснулся руки ее» и «запретил горячке». И «она тотчас встала и служила им».
В этом повествовании трех евангелистов надо, прежде всего, отметить чрезвычайно драгоценную подробность в жизни первоверховного апостола. Петр был женат, имел дом в Капернауме, жил семейной жизнью. Об этом упоминают все синоптики, не называя, однако, ни имени жены Симона, ни состава его семьи. Вероятно, в эти дни Петр, как и его брат Андрей, после чудесного улова рыбы и призвания к апостольству, уже оторвались от обычной семейной жизни, ибо «оставили все и последовали за Ним», Христом. Однако, некоторую дружескую связь со своим «домом» сохранили. По преданию, жена Симона Петра сопутствовала ему в проповеди, и даже была свидетельницей крестной смерти апостола в Риме.
Затем следует обратить внимание на то, как было совершено исцеление тещи Симона. Именно, – ев. Лука, как врач, свидетельствует, что горячка была «сильная», т.е. очевидно с высокой температурой, и что Христос «запретил горячке». Современные врачи знают, что всякая болезнь сопровождаемая лихорадкой, вызывается жизнедеятельностью патогенных микроорганизмов. Кому же «запретил» Господь? – Коснувшись Своей рукой больного тела женщины, Он, Кому подчинены были все стихии и силы природы, властно прекратил разрушительную деятельность вредоносных микробов. Болезнь, со всеми ее симптомами, сразу прекратилась, больная «тотчас встала» с постели и «стала служить» гостям, т.е. занялась обычным домашним хозяйством.
Исцелением тещи Петровой, не ограничилось чудотворение Христово в этот день в Капернауме. «При наступлении же вечера, – как говорит Евангелист Марк, – когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых... И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями, изгнал многих бесов и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос» (Мк.1:34–35).
То же самое, в кратких словах, подтверждает и евангелист Матфей, говоря: «Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных». К этому, Евангелист добавляет ссылку на пророка Исайю: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53:4). Но что означает это пророчество? Конечно, не то, что Сам Христос стал больным и немощным, вместив в Себя все бесчисленные недуги человечества. Но это значит, что Он Свою абсолютную святость, силу и безгрешность противопоставил бессилию диавола, поразившего мир грехом и смертью. «Ранами Его мы исцелели». В гефсиманском борении и на кресте Господь, в действительности, страдал и мучился телесно и духовно грехами всего человечества.
После этого трудного дня Христос ночевал, по-видимому, в доме Симона Петра, «а утром встав весьма рано, вышел, и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним, – говорит Евангелист Марк, – пошли за Ним. И, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Он говорит им: пойдем в ближайшие селения и города, чтобы Мне и там проповедывать; ибо для того Я пришел».
Источник: Чудеса и притчи Христовы / Лев Липеровский