О воскрешении сына вдовы наинской

Неделя 20-я по Пятидесятнице




Евангелие от Луки, глава 7, стихи 11-16

После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.



Толкование на Евангелие от Луки, глава 7, стихи 11-16



От блж. Феофилакта Болгарского

Возвратив здоровье сотникову рабу даже заочно, Господь совершает еще новое чудо. Чтобы кто-нибудь не сказал: что же Он сделал нового над рабом; быть может, раб и не умер бы? - для этого Господь воскрешает мертвого, которого уже выносили. Не словом только Господь совершает чудо, но и одра касается, - чтобы мы познали, что Тело Его есть Тело жизни. Поскольку Плоть Его была собственной Плотью Слова, животворящего все, поэтому и сама животворит и разрушает смерть и тление. «Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить», чтобы кто-нибудь не подумал, что он воскрешен призрачно. А то, что он сел и начал говорить, было признаком истинного воскресения. Ибо тело без души не может ни сидеть, ни говорить. - Под вдовой можешь разуметь и душу, лишившуюся своего мужа, то есть Слова Божия, всеявшего добрые семена. Сын ее - ум, умерший и выносимый вне города, вышнего Иерусалима, который есть страна живых. Потом Господь, умилосердившись, касается одра. Одр ума - тело. Ибо тело есть поистине одр, гроб. Господь, коснувшись тела, воскрешает ум, делая его юным и отважным. Юноша, то есть ум этот, садится и, воскрешенный из гроба греха, начинает говорить, то есть учить других, потому что, доколе он одержим бывает грехом, он не может учить и говорить. Ибо кто ему поверит?




От прав. Иоанна Кронштадтского

И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой

Так поразительно чудо. Торжественность и величие чуда умножал народ, во множестве пришедший с Иисусом и шедший в погребальной процессии из города, и самое время, в которое Господь воскресил мертвеца. Весь народ был зрителем выноса мертвеца; все до очевидности самой осязательной были уверены, что юноша был действительно мертвый и в скором времени был бы опущен в гроб, если бы не счастливая встреча. И вот среди безмолвствующего народа, ожидавшего от Господа чуда, раздается животворящий голос Жизнодавца: юноша, тебе говорю, встань. Юноша, прежде недвижимый, холодный и бледный, вдруг получает движение, теплоту и живость – садится, и не только садится, но и начинает говорить. Душа, как огонь, согрела и оживила тело, которому возвращена была крепость и свежесть. Все зрители поражены были страхом и славили Бога, говоря: великий пророк появился между нами; Бог посетил людей Своих после долгого оставления. Пророки давно уже не являлись на земле.

Дневник. Том II. 1857-1858.



Проповедь митрополита Антония Сурожского

Неделя 20-я по Пятидесятнице. Воскрешение сына наинской вдовы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.


В чудесах Христовых открывается богатое и изумляющее нас отношение Бога к нашей земле и к нам, людям. С одной стороны, Его сострадание – не только способность любить и жалеть как бы извне, но сострадать вместе с нами, глубже нас (потому что Он бездонно глубок) пережить страдание, скорбь и, порой, ужас нашего земного бытия. В сегодняшнем рассказе мы слышим, что жалко стало Христу этой матери, вдовы, потерявшей единственного сына, жалко, больно, потому что не на то Он творил мир, не на то рождался человек, не на то мать его произвела на свет, чтобы преждевременно он умер. И в этой жалости Христовой, в этом сострадании Христа, способности вместе с нами страдать нашим страданием, открывается одна из сторон Божиего отношения к нам и к миру. Но с другой стороны, все эти чудеса, вся эта забота, тревога о мире не говорят ли о том, что Богу так же дорога земля, как Ему дорого небо? Мы всегда думаем о Боге как бы оторванном от земли, о Боге небесном. Но это неправда: земля Ему бесконечно дорога.


Один из отцов Церкви говорил, что имя Отец более значительно и более правдиво говорит о Боге, чем слово Бог, потому что слово Бог указывает на различие, на расстояние, на то, что мы и Он разделены – природой, святостью; в слове же Отец указывается близость, родство.. И вот во Христе, Христом, нам Бог открывается как Отец. Ничто земное Ему не безразлично, не чуждо. Он создал небо и землю равно, Он равно живет земной и небесной жизнью. Сначала творческой любовью и водительством, а затем и самим воплощением Слова Божия земля и небо соединились, Бог и тварь стали родными друг другу, мы стали для Бога своими и Он для нас стал свой. Христос по человечеству нам родной, Он нам брат, и отношение Божие к земле должно быть и нашим отношением: зоркой, зрячей любовью должны мы вглядываться в судьбу земли. Дела Божии на земле превосходят все, что мы можем совершить, все, что мы можем надеяться сотворить, и однако, в нас и через нас Он творит дела поистине Божественные.


В сегодняшнем рассказе мы слышим, как Спаситель воскресил, вернул к жизни земной, включил в земную трагедию и радость человека, который прошел через нее и теперь от нее почил. Он вернул человеку жизнь – временную, бурную, сложную, чтобы он в этой жизни творил: не просто прозябал, а творчески жил и действовал. Нам тоже дано, если только мы этого захотим искренним сердцем, если мы только приложим к тому творческое и, порой, крестное усилие, возвращать к жизни людей, которые для этой жизни умерли, людей, которые потеряли надежду и продолжают существовать, но больше не живут, людей, которые потеряли веру в Бога, веру в других людей, веру в себя, и которые живут во мраке и отчаянии. Нам дано возвращать к жизни тех, которые жизнь потеряли, для которых осталось одно мертвое, серое, тусклое существование. Этим мы действуем вместе с Богом: и вернуть человеку веру в себя, веру в человека, веру в Бога, веру в жизнь так же важно, как его вернуть к жизни, подобно тому, как совершил чудо Христос. Аминь.


15 октября 1972 г.



О ВОСКРЕШЕНИЕ СЫНА ВДОВЫ НАИНСКОЙ

(Лк. 7:11–18)


«После сего, – говорит евангелист, (т. е. после исцеления слуги сотника),– «Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа...»


Город Наин лежал в Галилее, на северном склоне предгорья Малого Ермона, в довольно пустынной, скалистой и неуютной части хребта. В настоящее время здесь находится очень бедная, пришедшая в упадок Наинская деревня. Вход в нее возможен с одной только стороны, открытой на покатость дикого холма, спускающегося к долине. Иссеченные вдоль холма в камне гробницы могут быть современными Христу, и вероятно, в одну из этих гробниц и несли тело умершего сына вдовы Наинской. Христос, окруженный народом, подымался по узким тропинкам, вьющимся среди больших и малых камней и расселин, ведущих к Наину... «Когда же Он приблизился к городским воротам, – говорит евангелист, – «тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города». И далее, евангелист кратко и точно передает, как произошло воскрешение юноши. Эта картина как бы сейчас перед нами. Две большие группы людей встретились и смешались у ворот Наина, вероятно, стараясь пропустить друг друга. Мать, шедшая за носилками, оказалась возле Христа; она горько плакала и едва ли могла хорошо разглядеть, Кто встретился с ней. "Увидев ее, – говорит евангелист, – Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились; и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!...»


После этих властных слов Христовых, объятая страхом, теснившаяся возле носилок толпа, увидела, как... «мертвый, поднявшись, сел, и стал говорить; и отдал его Иисус», – добавляет св. Лука, – матери его».


Придя в себя, все свидетели чуда, поняв, что произошло, пришли в великое воодушевление и «славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой».


Такое мнение о Иисусе Христе, как о великом Пророке, посланнике Божием, «распространилось, – говорит евангелист, – по всей Иудее и по всей окрестности».


Однако народ еще не узнал в этом чуде руку Мессии, Сына Божия. В глазах Иудеев Иисус, в данном случае, был великим Пророком, не меньшим Илии, воскресившего сына вдовы в Сарепте Сидонской (3Цар. 17:21), и Елисея, воскресившего ребенка, сына Сонамитянки (4Цар. 4:34–35), о чем конечно, многие знали из Писания. Но те чудеса имели место сотни лет тому назад и были редкостью, а это чудо, возле ворот Наинских, как множество и других чудес Иисусовых, совершилось теперь на глазах всего народа. И это убеждало народ, что пред ним явился несомненный, великий Пророк. Но кто же Он? И ради чего Он творит великие чудеса? Почему, без всякой просьбы кого бы то ни было, Он воскресил сына вдовы Наинской? Евангелист Лука на это прямо отвечает, что чудо было совершено из жалости к скорби вдовы. «Господь сжалился над нею», – говорит он.


Но некоторые недоумевают, как простое чувство жалости могло быть причиной совершения такого исключительного, великого чудотворения? Но так могут говорить лишь те, кто еще не встречался в своей жизни со смертью, кто не пережил бездонного горя потери самого близкого или единственного друга, сына или дочери, жены или мужа, брата или сестры. В лице Наинской вдовы и осиротевшей матери, Христос пожалел человека, пораженного грехом, болезнью и смертью. В слезах осиротевшей матери, Он увидел и услышал тысячелетний вопль всего человечества, немогущего примириться с царством смерти на земле; с тем трагическим плачем, который слышится повсюду даже до сего дня.


«Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, бесславну, не имущую вида.


О чудесе! что сие еже о нас бысть таинство: како предахомся тлению? како сопряжохомся смерти? воистину Бога повелением, – якоже писано есть, – подающего преставльшемуся упокоение» (Из «Чина погребения Мирских человеков»).


Однако не одно сочувствие людскому горю было причиною воскрешения юноши в Наине. Здесь было также знамение силы и славы Христа. И, если большинство современников Христовых, видели в Нем только величайшего Пророка, творящего чудеса именем Божием, то были тогда и такие, которые увидели в Нем Мессию, Сына Божия, имеющего власть над жизнью и смертью во вселенной. А впоследствии, таковыми верующими стали и все апостолы и ученики Иисуса Христа. И мы в их числе.


Кроме того, чудо в Наине было пророчеством и обетованием новой эпохи, когда смерть потеряет власть над человеком, и когда «отрет Бог всякую слезу с очей..., и смерти не будет уже; ни плача ни воплей, ни болезней уже не будет, ибо прежнее прошло...» (Откр.21:4).


Наконец, невозможно себе представить, чтобы Христос, Который свидетельствовал о Себе: «Аз семь воскресение и жизнь» (Ин.11:25), и Который шел в Наин проповедывать Царствие Божие и воскресение мертвых, мог равнодушно пройти мимо заградившего Ему путь гроба, предоставив свободный путь смерти и печали шествовать своей дорогой к каменной пещере. Христос воскресил умершего и потушил человеческое горе потому, что иначе и быть не могло. Где Он являлся, там открывались двери Рая, где нет уже ни смерти, ни печали, ни воздыхания, но воскресение и жизнь бесконечная.




Недели по пятидесятнице

Чудеса Христовы