Неделя 29-я по Пятидесятнице
Евангелие от Луки глава 17, стихи 12-19
И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Толкование на Евангелие от Луки глава 17, стихи 12-19
От блж. Феофилакта Болгарского
И отсюда всякий может познать, что никому ни что не препятствует богоугождать Богу, хотя бы он был из проклятого рода, но лишь только бы имел доброе произволение. Вот десять человек прокаженных встретили Иисуса, когда Он имел войти в один город. Встретили они Его вне города, ибо им, так как они считались нечистыми, не позволялось жить внутри города (Лев. 13, 46). Они остановились «вдали», как бы стыдясь мнимой своей нечистоты и не смея приблизиться в той мысли, что и Иисус возгнушается ими, как прочие то делали, возвышают голос и просят милости. По месту они стояли вдали, но по молитве стали вблизи. Ибо Господь близок ко всем призывающим Его в истине (Пс. 144, 18). Они просят милости не как от простого человека, но как от такого, который выше человека. Ибо они называют Иисуса Наставником, то есть Господином, Попечителем, Надзирателем, что очень близко к наименованию его Богом, Он (Иисус) повелевает им (прокаженным) показаться священникам. Ибо священники осматривали таковых, и от них сии принимали решение, чисты ли они от проказы, или нет (Лев. 13). Священники имели признаки, по коим они отмечали неизлечимую проказу. Да и тогда, когда кто заболел проказой, потом выздоровел, священники осматривали, и им приносили дар, какой поведено в Законе. Здесь же, когда прокаженные были непререкаемо таковы, какая была им нужда показаться священникам, если они не имели быть очищенными совершенно? Повеление им пойти к священникам указывало не на другое что, как на то, что они сделаются чистыми. Поэтому и сказано, что они, идя дорогой, очистились. Но смотри, как мы и сначала говорили, из десяти человек девять, хотя они были и израильтяне, остались неблагодарными. А самарянин, хотя был и чуждого рода, возвратился и высказал свою признательность (а самаряне были ассирияне), чтобы никто из язычников не отчаивался, и никто из происходящих от святых предков сим не хвалился. - Чудо сие намекает и на общее спасение, бывшее для всего рода человеческого. Десять прокаженных обозначают всю природу человеческую, прокаженную злобой, носящую на себе безобразие греха, живущую за нечистоту свою вне города небесного и отстоящую далеко от Бога. Это самое отстояние вдали от Бога ходатайствовало о милости. Ибо для человеколюбивого и желающего всех спасти и облагодетельствовать Бога самое сильное побуждение к милости - видеть, что никто не участвует в благости. По этому-то самому Он преклонился уврачевать находящихся в таком положении. И хотя Он уврачевал всю прокаженную природу, воплотившись и вкусив смерть за всякого человека, однако иудеи, несмотря на то, что со стороны Господа очищены от всех нечистот прокаженного греха, оказались неблагодарными и не обратились от суетного своего пути, чтобы дать славу Спасителю Богу, то есть поверить Ему, что Он, истинный Бог, благоволил претерпеть самые тяжкие страдания. Ибо Плоть и Крест суть слава Божия. Итак, они Воплощенного и Распятого не признали Господом славы. А язычники, народ чуждый, признали очистившего их и прославили Его верой, что Бог столько человеколюбив и силен, что ради нас принял на Себя крайнее бесчестие, что составляет дело человеколюбия, и, приняв оное, никакого вреда не потерпел в Своем естестве, что составляет дело могущества.
От свт. Игнатия (Брянчанинова)
как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника
Слова эти имеют глубокий смысл. Богочеловек, по человечеству Своему, искал не Своей славы от человеков: искал, чтоб ими, во благо их, почитаем был должным образом Бог. Те, которые расположены были к истинному богопочитанию, о чудо! обретали Бога, прикрывшегося человечеством, обретали Спасителя и в Нем спасение свое.
Аскетическая проповедь.
Проповедь митрополита Антония Сурожского
Неделя 29-я по Пятидесятнице. Исцеление десяти прокаженных
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сколько радости и сколько живой благодарности было вокруг Христа! Когда мы читаем Евангелие, мы на каждой странице, в каждой строчке видим, как изливаются на наш грешный, холодный, измученный мир Божия ласка, Божия любовь, Божия милость; как Бог, Христом, взыскует всех, у кого отяжелела душа, потемнела душа от греха, тех, которые не могут уже нести тяжести своей жизни – по болезни или по другой причине. Как только Христос входит в жизнь людей, эта жизнь начинает искриться радостью, новой надеждой, верой не только в Бога, а в самого себя, в человека, в жизнь. И как мы искажаем евангельскую проповедь и евангельское слово, когда мы превращаем свою жизнь в постоянное искание в себе самого темного, греховного, недостойного ни нас, ни людей, ни Бога, под предлогом, что этим мы стараемся стать достойными нашего Наставника и Спасителя...
Радость была печатью евангельской христианской общины, радость и благодарность, ликование о том, что Бог так возлюбил мир, что не только создал этот мир, но послал в этот мир Сына Своего Единородного – не судить, а спасти мир! Мы спасены, мир спасен любовью Божией.
И это спасение мы должны сделать своим собственным достоянием через благодарность, которая бы выражалась не только в слове, не только в живом чувстве умиления, не только в слезах радости, но в такой жизни, которая могла бы – если можно так выразиться – утешить Отца о том, что Он предал Своего Сына на смерть ради нас, обрадовать Спасителя о том, что не напрасно Он жил, не напрасно учил, не напрасно страдал и не напрасно умер: что Его любовь пролилась в нашу жизнь, и что она составляет нашу надежду, и нашу радость, и наше ликование, и нашу уверенность в спасении...
Поэтому, подходя теперь к празднику Воплощения, Рождества Спасителя, будем учиться этой радости; взглянем на нашу жизнь по-новому; вспомним, сколько Господь излил в эту нашу жизнь милости, ласки, любви, сколько радости Он нам дал: телесной, душевной; сколько у нас друзей, вспомним тех, кто нас любит, родителей, которые нас хранят, если даже они покинули этот мир. Сколько нам дано земного, и как небесное вливается в нашу жизнь и делает землю уже началом неба, делает время уже началом вечности, делает нашу теперешнюю жизнь начатком жизни вечной... Научимся этой радости, потому что через очень короткое время мы будем стоять перед яслями, в которых лежит Господь; мы увидим, что такое Божия любовь – хрупкая, беззащитная, уязвимая, отдающая себя без границ, без сопротивления – только бы мы ее приняли и началась бы для нас новая жизнь, новая радость... Подумаем о любви Божией и о том, что никакая сила не может ее победить. Не напрасно говорил апостол Павел, что ничто не может нас вырвать из руки Божией, исторгнуть нас из Божественной любви. Научимся радоваться, и из глубин этой радости строить жизнь, которая была бы сплошной благодарностью, если нужно – крестной, но ликующей радостью. Аминь.
18 декабря 1983 г.
ИСЦЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИ ПРОКАЖЕННЫХ
Другой случай исцеления проказы описан евангелистом Лукою. Здесь Христос очистил от болезни десять прокаженных мужей. Это было на пути следования Иисуса Христа в Иерусалим, когда Он, сопровождаемый учениками и толпой народа, «входил в одно селение». Перед самым входом, как говорит евангелист, «встретили Его десять прокаженных мужей, – которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисусе Наставниче, помилуй нас».
Увидев этих несчастных людей и не призывая их приблизиться к Себе, Господь на расстоянии сказал им: «Пойдите, покажитесь священникам». И этих простых слов было достаточно, чтобы прокаженные молча повернулись и пошли по дороге к священникам. Слово Христа было «со властью» и прокаженные были уверены, что в Его повелении кроется их спасение. Но как и когда? И вот к величайшему их удивлению и радости, не пройдя быть может и нескольких сот шагов, они увидели свои руки и ноги совершенно очистившимися от проказы. С ощущением сил и здоровья всего тела, они, вероятно, ускорили свой путь к священникам, будучи теперь уже совершенно уверены в своем исцелении.
Но только один из них остановился и, видя, что исцелен, повернул обратно, ища и догоняя Иисуса. И найдя Его, он, «громким голосом прославляя Бога, пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин...»
И здесь Христос отметил святость чувства благодарности Богу за полученное благодеяние, возвратившегося с пути одного из прокаженных, и осудил тех, кто в своем сердце этого благородного чувства не нашел. Обратившись к народу Господь сказал: «Не десять ли очистилось: Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» – А самому Самарянину, который, не обращая никакого внимания на вековую рознь и ненависть самарян к галилеянам и иудеям, окружавшим «Наставника», продолжал славить и благодарить Бога, Христос сказал: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя».
В этом чуде исцеления десяти, как и в чуде исцеления одного прокаженного, прежде всего проявилось милосердие Божие к страдающему человечеству, а также власть Богочеловека над проказою, как печатью греховности; кроме того, в высшем чувстве благодарности Богу, упразднились национальные грани, порожденные греховностью людей и, наконец, утвердилась спасительность веры во Христа как Бога. Из десяти прокаженных, только один услышал от Христа слово о спасении, а остальные, получив избавление от тяжкого телесного недуга (исключительно из жалости к ним Христа), еще не стали здоровыми духовно. И еще не известно, воспользовались ли эти девять своим здоровьем для спасения души, или нет; ибо далеко не всегда «в здоровом теле живет здоровый дух»...
В церковной практике Евангелие о «десяти прокаженных» обычно читается на молебнах благодарения Богу за бывшие нам от Него благодеяния.
протоиерей Лев Липеровский