Исцеление страждущего водяною болезнью


Евангелие от Луки. Глава 14, стихи 1-6

Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.

И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.

По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?

Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.

При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?

И не могли отвечать Ему на это.


Толкование на Евангелие от Луки. Глава 14, стихи 1-6

От блж. Феофилакта Болгарского

Господь хотя знал развращение фарисеев, однако ж, входил в дом их; входил потому, что заботился о пользе их душ. Ибо они, если желали, могли бы получить себе пользу то от слов Его и учения, то от проявления знамений. Поэтому, когда предстал на средину «страждущий водяною болезнью», Господь смотрел не на то, чтоб не соблазнить их, но на то, чтобы оказать благодеяние нуждающемуся в исцелении. Ибо там, где предстоит очень много пользы, нам не должно заботиться о тех, кои безумно соблазняются. Господь обличает неразумие тех, кои намеревались упрекнуть Его; поэтому и спрашивает, позволительно ли лечить в субботу, или нет. Не явно ли Он позорит их как безумных? Ибо тогда, как Сам Бог благословил субботу, они возбраняют делать добро в оную и таким образом делают ее проклятой. Ибо не благословен тот день, в который не совершают никакого доброго дела. Но они, поняв, к чему клонится вопрос, умолчали. Тогда Иисус творит Свое дело и чрез прикосновение исцеляет больного человека. Потом этим поступком пристыжает и фарисеев, говоря им как бы так: если Закон воспретил миловать в субботу, то неужели ты не попечешься о сыне, подвергшемся бедствию в субботу? И что говорю о сыне? Неужели ты оставишь вола без помощи, если увидишь его в беде? Как же не безумно подстерегать за исцелением в субботу человека, страждущего водянкой? - Водянкой страждет и всякий, кто от распутной и беспечной жизни страшно заболел душой и нуждается во Христе. Таковый будет исцелен, если предстанет пред Христом. Ибо кто постоянно содержит в мысли, что он пред Богом и Бог видит его, тот будет грешить сколь можно меньше.



ИСЦЕЛЕНИЕ СТРАЖДУЩЕГО ВОДЯНОЮ БОЛЕЗНЬЮ

(Лк.14:1–6)


Однажды «случилось» (Иисусу Христу) «в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба; и они» (т. е. сам хозяин и присутствующие у него на обеде законники и фарисеи) «наблюдали за Ним».


Это был заранее организованный «званый обед», на котором присутствовали многие почтенные гости. Среди них был «позван» и Учитель из Галилеи. На этом обеде, Христос сказал «позвавшему Его» хозяину дома: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых. И блажен будешь, что они не могут воздать тебе; ибо воздастся тебе в воскресение праведных». (Лк.14:12–14).


Трудно сказать, насколько искренне начальник фарисейский позвал к себе в дом Иисуса, Христа. Возможно, что это была своего рода провокация, чтобы пред лицом многих книжников, законников и фарисеев, так сказать, в лицемерно «дружеской обстановке», в чем-либо обвинить Христа, уловив Его в слове. Поэтому они тщательно «наблюдали за Ним».


«И вот", – говорит св. Лука, – «предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью». Человек этот вошел в дом, едва ли без согласия хозяина дома, а может быть и нарочно был впущен, чтобы посмотреть – не исцелит ли его Христос в день субботний? Человек молча стоял пред Христом, молчали и фарисеи. Все, очевидно, издали: что будет? А больной, видимо, был в таком тяжелом состоянии, что не мог вымолвить слова и вызывал к себе только жалость. Верил ли он, что Христос может его исцелить? Во всяком случае, самое появление его пред Христом свидетельствует о какой-то его надежде. Но фарисеи-то, конечно, верили, хотя и были враги.


Христос, конечно, знал, чего ждали фарисеи, и открыто Сам пошел им навстречу. Он спросил их: «Позволительно ли врачевать в субботу?» Законники и фарисеи молчали. Им невозможно было здесь, пред всем собранием обнаружить свое бессердечие и, вероятно, стыдно было и пред самим больным, которого вероятно, они же сами привели сюда. Поэтому они молчали. Тогда Христос «прикоснувшись исцелил его и отпустил».


Здесь, быть может, будет не лишним сказать о характере «водяной болезни», т. к. в этом рассказе она впервые упоминается в Священном Писании. Современная медицина, следующим образом определяет ее признаки: "Водянкою» принято называть ненормальное накопление жидкости в тканях, полостях и органах тела. Скопляющаяся влага образуется из жидких составных частей крови и лимфы, которые – вследствии особенных условий – выходят (пропотевают) из сосудов, не поступают в дальнейший круг кровообращения и накапливаются в тканях тела. Водянка бывает частичная, когда жидкость заполняет те или иные полости (грудную, плевральную, брюшную и т. п.) или же общая. Последняя форма наиболее тяжелая и почти всегда связана с поражением почек и сердца. При сердечной водянке, жидкость, в силу своей тяжести, сперва скапливается в ногах, затем поднимается выше, заполняет брюшную, затем, грудную полость, сдавливает сердце, легкие, и больной в сильных мучениях, как бы утопает внутри самого себя. Внешний вид водяночного больного бывает ужасен: он весь раздут, посинел, задыхается, неподвижен, похож на труп утопленника и не может не вызвать к себе жалости. Выздоровлений от общей водянки не бывает.


Таков, по-видимому, и был представший пред Христом человек, страждущий водяною болезнью. Исцелив его, Господь сказал пирующим фарисеям: «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь» (т. е. станет тонуть), «не тотчас ли вытащит его и в субботу?»


И на этот вопрос-ответ, фарисеи промолчали, ибо нелепо было бы утверждать, что спасать тонущего человека – грех, а спасать утопающего в колодце вола – добродетель.


Таким образом, вновь и вновь, была изобличена логическая и моральная несуразность фарисейского понимания Моисеева Закона о хранении покоя субботнего дня.


протоиерей Лев Липеровский

Чудеса и притчи Христовы





Чудеса Христовы