Евангелие от Иоанна, глава 16, стихи 3-33

3 Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.

4 Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

5 А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?

6 Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.

7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,

8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:

9 о грехе, что не веруют в Меня;

10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;

11 о суде же, что князь мира сего осужден.

12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.

13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.

15 Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.

16 Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу.

17 Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу?

18 Итак они говорили: что это говорит Он: "вскоре"? Не знаем, что говорит.

19 Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня?

20 Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.

21 Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.

22 Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;

23 и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

24 Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.

25 Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце.

26 В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас:

27 ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога.

28 Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу.

29 Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой.

30 Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел.

31 Иисус отвечал им: теперь веруете?

32 Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною.

33 Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.





Толкование на Евангелие от Иоанна, глава 16, стихи 3-33


От свт. Игнатия (Брянчанинова)


Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам

Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины (Ин. 15.26). Он — Дух, от Отца исходящий (Ин. 15.26). Он — Дух Святый Божий (Ин. 14.26). Он — Дух Сына (Гал. 4.6) как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий со Отцем и Сыном единое нераздельное и неслитное Божеское Существо. Приятие Истины есть вместе приятие Святого Духа: потому-то Всесвятая Истина возвещает о Себе, что она пошлет Святого Духа от Отца ученикам Своим. Естественно там присутствовать Святому Духу Истины, где действует Святая Истина, и печатлеть ее действия. Равным образом, где действует Святый Дух, там бывает обильнейшее явление Истины, как и Господь сказал ученикам Своим: Егда приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину. Изображая чудное отношение Божественного Слова к Божественному Духу, Господь сказал о Духе: Он Мя прославит, яко от Моего приимет, и возвестит вам. Вся елика имать Отец, Моя суть (Ин. 16.14-15). Дух возвещает и являет человекам соестественного Ему Сына — Дух, привлеченный человеками верою в Сына, соестественного Духу. Истинного христианина Святый Дух зиждет духовно и преобразует в жилище Божие (Еф. 2.22); Он во внутреннем человеке изображает и вселяет Христа (Еф. 3.16-17). Он усыновляет человеков Богу, соделывая их подобными Христу, водворяя в них свойства Христовы.

Аскетическая проповедь.




От праведного Иоанна Кронштадтского


Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам

Господь вознесся от нас на небо не для того, чтобы опечалить нас Своим отшествием, но чтобы устроить нам полезнейшее. Вся жизнь Его, все дела Его были на пользу нашу, во спасение наше; точно также и вознесение Его было для нашего блага. Как любя нас, Он сошел к нам с небес и, пожив с человеками, положил за них душу Свою на кресте, так любя нас и на небо вознесся, нам же благодетельствуя. Так Он Сам говорил ученикам Своим: «лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо если Я не пойду, то Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). Итак, Господь вознесся на небо для того, чтобы вместо Себя послать равного Себе — Утешителя Духа Святого, Который утешил бы св. апостолов и всех истинных христиан в их скорбях, бедах и гонениях. — Вот первая причина радости. Гряди же, гряди, Господи Иисусе, и посли нам Утешителя!

Слово в день вознесения Господня


Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет

Так и ныне бывает: добродетель в слезах, а мир ликует: у него все потехи и горя никакого. Но утешься, печальная добродетель: печаль твоя в радость будет.

Дневник. Том II. 1857-1858.


Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир

(В этом сравнении Господа рождающей жены с скорбями учеников.)

Нечто подобное указанному обстоятельству в жизни женщин, возлюбленные братия, совершается ныне пред нашими глазами. Спасая род человеческий от вечных мучений, от вечной смерти в жизнь вечную, Господь Иисус терпит ныне как бы муки рождения, – только Его скорби, Его мучения несравнимы ни с какими муками рождения. Жена претерпевает муки рождения ради первой жены Евы, подвергшей греху, болезням и смерти весь род человеческий, и за свои грехи, и ради рождения в мир человека по образу своему, такого же грешника, как сама. Господь Иисус Христос, совершенно безгрешный, терпит муки рождения в вечную жизнь всего человеческого рода, правосудием Отца Небесного обреченного за грехи на вечные мучения; чем больший плод, тем сильнейшие муки, – эти муки должны были равняться всем тем мучениям, которые должен был вечно претерпевать весь грешный род Адама за все свои грехи. И вот Он, милосердый наш Спаситель, мучась как бы родами, терпит скорбь, и скорбь терпит волею, ибо предвидит, что эта скорбь избавит избранное человечество от вечной смерти и сделает его наследником живота вечного – Царства Небесного.

Дневник. Том IV. 1860-1861.


Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу

(предложения здесь расположены, как члены геометрической пропорции: какая отрывистая, но вместе и правильная и сильная речь!). Слове Божий, Творче мира! От всего сердца веруем, что Ты от Отчих Божественных недр приходил к нам, грешным и неблагодарным, не оставив недр Отца Своего, совершил изумительным для Ангелов и человеков образом спасение наше и паки оставил нас, вознесшись на небо и приняв ту славу, юже имел еси у Отца, прежде бытия мира (Ин. 17,5). Слава снисхождению Твоему, Человеколюбче!


Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир

Господь Спаситель есть мир наш, нашего сердца, нашей души. Не отставай же от Него никогда. В мире будете иметь скорбь (подвергнут вас люди разным страданиям): но мужайтесь: Я победил мир. Я победил его, обессилил и вас сделаю победителями. Не бойтесь же его. Это – минутный огонь.

Дневник. Том II. 1857-1858.





От прп. Серафима Саровского


- Что же еще вы чувствуете?

- Необыкновенную радость во всем моем сердце!


И батюшка о.Серафим продолжал: - Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостию, ибо Дух Божий радосотворит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Это та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем: Жена егда рождает, скорбь имать, яко прииде год ея; егда же родит, отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир. В мире скорбни будете, но егда узрю вы, возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас.


Но как бы ни была утешительна радость эта, которую вы теперь чувствуете в сердце своем, все-таки она ничтожна в сравнении с той, про которую Сам Господь устами Своего апостола сказал, что радости той ни око не виде, ни ухо не слыша, ни на сердце человеку не взыдоша благая, яже уготова Бог любящим Его.

Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни.




От блж. Феофилакта Болгарского


Ст. 1-4 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том

Я, говорит, сказал вам об этом, прежде чем сбылось, для того, чтобы вы не соблазнились впоследствии, когда увидите, что многие не веруют вашей проповеди и что вы сами подвергнетесь бедствиям, но чтобы, заключая по тому, что Я сказал вам об этом прежде, нежели сбылось, приняли и утешение Мое с верою, что Я не обману вас в этом случае так же, как не солгал и в предсказании о бедствиях. - «Изгонят вас из синагог», отлучат от своих собраний и славных мест и лишат всякого общения. Ибо сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучат от синагоги (Ин. 9, 22). Не только вы будете изгнаны из синагог, но и примете смерть, и смерть поносную, ибо вас будут убивать, как людей вредных, врагов Божиих. И всякий убивающий вас будет так стараться об убиении вас, что «будет думать, что он тем служит Богу», то есть будет думать, что он совершает дело богоугодное и святое. Присовокупляет и достаточное утешение. Говорит: «так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня». Вы будете страдать за Меня и за Отца, и потому терпите. Ибо блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5, 11). Это блаженство да будет вам утешением при воспоминании о нем. Я сказал вам об этом для того, чтобы вы, когда увидите сбывшимися печальные Мои речи, поверили и прочим. Ибо вам нельзя будет сказать, будто Я, желая обмануть вас, предсказывал вам только приятное; но как, предсказавши печальное, Я не обманул, так и в предсказании о радостном достоин веры. Сказал вместе и для того, чтобы вы не оставались без приготовления, но приготовились бы, помня, что Я сказал Сам об этом, и потому стояли противу скорбей мужественно.


Ст. 4-7 Не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел: ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам

Апостолы, услышав, что с ними случатся такие бедствия, отягчены были сильною печалью. Посему Господь говорит: о таких скорбях Я не сказывал вам прежде не потому, будто не знал, но потому, что Я был с вами, и вы имели во Мне достаточное убежище, и вся война была воздвигнута против Меня, а вы сами были в совершенной безопасности. Итак, тогда не нужны были такие речи, предуготовляющие и предограждающие вас; но теперь, отходя к Отцу Своему и оставляя вас, Я предуведомляю об этом, чтобы вы обезопасили сами себя. - «И никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?» Ибо от скорби вы смутились и пришли в исступление; сердца ваши потрясены ожиданием бед. - Но «Я истину говорю вам». Смотри, как Он утешает их. Сколько, говорит, ни скорбите, а Я говорю полезное вам. Вы желаете, чтобы Я всегда был при вас, но это бесполезно для вас. «Ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам». Посему, хотя вы желаете Моего присутствия, Я не послушаюсь вас, но лучше изберу полезное для вас, чем исполню вредное для вас желание ваше. Так и во всем мы должны поступать: для самих себя и для ближних придумывать полезное, а не приятное. Ибо, если Я не умру за мир и не пойду к Отцу, предав Сам Себя в жертву и умилостивление за грехи мира, то Утешитель не придет. Ибо как Он придет, если вражда не прекратится чрез умерщвление греха, если Отец не примирится с естеством человеческим? Что могут сказать здесь македонияне, уменьшающие славу Духа и называющие Его рабом Сына? Какая польза: Владыке - отойти, и рабу - прийти? Посему вы, ученики, хотя поскорбите по причине Моего отшествия, но обрадованы будете пришествием Духа, которое доставит вам блага большие и важнейшие. - Как же Господь сказал, что Он не говорил этого сначала, когда написано, что, призвав двенадцать учеников, Он сказал им: «поведут вас к правителям и царям?» (Мф. 10, 18), Хотя Он сказал, что поведут вас к правителям, но еще не сказал, что будут убивать вас, как нечестивцев, людей вредных и врагов Божиих. И иначе. Там сказал, что доведется им терпеть от язычников, а здесь сказывает, что бедствия причинят вам иудеи; ибо изгонят из синагоги, без сомнения, иудеи. Примечай, пожалуй, здесь же самовластие Духа и соизволение Сына; ибо в словах - «Утешитель приидет» - выражается власть Духа, а в словах - «Я пошлю Его» - благоволение Сына, согласие, если можно так сказать, на пришествие Утешителя и мановение к тому.


Ст. 8-11 И Он пришел обличить мир о грехе и о правде, и о суде: о грехе, что не веруют в Меня: о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден

Утешитель придет. Какая же от того польза? Он «обличит мир о грехе» и покажет, что они, не веруя, грешат. Ибо, когда увидят, что Дух руками учеников совершает особенные знамения и чудеса, и после того не уверуют: как же они не будут достойны осуждения и не будут повинны в величайшем грехе? Ныне они могут говорить, что Я сын плотника, сын бедной матери, хотя Я и совершаю чудеса. А тогда, когда Дух во имя Мое совершит такие дела, неверие их будет неизвинительно. Итак, Он обличит их «о грехе», то есть покажет, что они согрешили непростительно. Обличит и «о правде, что Я иду к Отцу Моему», то есть докажет им, что Я, будучи праведен и безукоризнен по жизни, умерщвлен ими несправедливо, и доказательство сего в том, что Я иду к Отцу. Ибо Я не взошел бы к Отцу, если бы не был праведен. Так как они убьют Меня, как безбожника и беззаконника, то Дух докажет им, что Я не таков; ибо, если бы Я был противник Богу и преступник Закона, Я не удостоился бы чести у Бога и Законодателя, и притом чести не временной, но вечной. Ибо слова: «и уже не увидите Меня» - означают, что Он пребудет вечно у Отца. Обличит «о суде, что князь мира сего осужден», то есть что Я праведен и безгрешен, - это Дух докажет еще и тем, что Мною осужден и побежден князь мира сего. Они говорили: бесы в Нем (Ин. 8, 48-62; 10, 20); Он творит чудеса силою веельзевула (Мф. 12, 24); Он обольщает народ (Ин. 7, 12). Все это окажется ложным, когда диавол осужден и всем доказано, что он побежден Мною. Ибо Я не смог бы совершить это, если бы не был сильнее его, и не был свободен от всякого греха. Чем же это доказано? Тем, что с пришествием Духа все верующие во Христа попирали князя мира и посмеивались над ним. А отсюда видно, что Христом он осужден гораздо прежде. Итак, Дух обличит тех, кои не уверовали, как грешников. Ибо вера разрешает от грехов чрез отпущение их в крещении, а силы Духа, являемые в верующих, в неверующих не обнаруживаются. Отсюда оказывается, что они сосуды злые, скверные и недостойные вместить в себе Духа. И иначе. Дух обличает неверующий мир «о правде», то есть, что тот лишен праведности, кто не верует в Праведника Иисуса, за праведность вознесенного на небеса. Обличает и «осуждает» как ленивого, потому что по уязвлении сатаны он не хотел преодолевать его.


Ст. 12-15 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам

Выше сказал Господь, что для вас полезнее, чтобы Я пошел. Теперь излагает это пространнее. Ныне, говорит, вы не можете вместить, а когда придет Он, тогда, получив от Него благодатные дары, вы будете наставлены на всякую истину. Какую же разумеет истину? Ужели познание обо всем? Сам Господь о Себе Самом не возвещал ничего великого, частью для того, чтобы подать образец смиренномудрия, частью по причине немощи слушателей и неблагонамеренности иудеев. Он не вводил явно и отменения законных обрядов, дабы все не сочли Его за противника Богу. А когда пришел Утешитель, тогда уяснилось достоинство Сына; обо всем сообщено истинное и ясное познание; законные обряды взяты от среды и упразднены; мы научены служить Богу в духе и истине; чудесами, совершенными Духом, вера утверждена. - Потом, так как Господь о Духе сказал нечто великое, то, чтобы иные не подумали, будто Дух больше Его, если Он наставит на истину, соделает их способными принять многое и великое, чего в присутствии Христа они не могли вместить, - чтобы не подумали этого, Он прибавляет «не от Себя говорить будет», то есть Он не будет говорить ничего отличного в сравнении с Моим. Ибо слова: «что услышит», означают то, что Он не будет учить ничему, кроме того, чему учил Христос. Как о Самом Себе Господь говорит: что Я слышал от Отца, то говорю (Ин. 15, 15), и тем выражает не то, будто Он Сам учится, наподобие дитяти, но то, что Он без Отца ничего не знает и ничему не учит: так должно понимать и о Духе. А что Дух не нуждается в научении, слушай, что говорит апостол Павел. «Как того, что в человеке, никто не знает, кроме духа, живущего в нем, так и Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2, 11). Видишь ли, Святый Дух, как и наш дух, Сам Себя научает. Божество Духа благоразумный узнает и из того, что следует далее. Ибо говорит: «и будущее возвестит вам», А знать будущее преимущественно свойственно Богу. И как для природы человеческой ничто иное так не желательно, как знание будущего, то Господь и этим утешает апостолов. Столько, говорит, Он облагодетельствует вас, что дарует вам и предзнание будущего; а это дарование считается большим всех. И как они должны приготовиться к искушениям, то говорит: Он приготовит вас к тому, что имеет случиться с вами, чтобы вы по незнанию не пали от неосторожности. «Он прославит Меня», ибо все и говорить, и делать будет во имя Мое, а не будет говорить ничего противного. Посему чудеса, Им совершаемые, удостоверят, что Я - Бог, когда на вас, Моих учеников, изольется богатство благодати, и имя Мое после смерти Моей будет сиять еще более. Ибо это великая и непререкаемая слава, когда умерщвленный и обесчещенный после сего будет блистать еще более. Потом, так как Господь говорил, и они слышали, что один у них Учитель Христос (Мф. 23, 8), то чтобы не подумали: если один Учитель - Ты Сам, то как же говоришь, что будет и другой Учитель - Дух, - чтобы не подумали этого, Он прибавляет: «от Моего возьмет», то есть из того, что Я знаю, от Моего знания. Иначе: «от Моего», то есть от сокровища Моего, которое есть Отчее. И как все, что имеет Отец, есть Мое, и Мое богатство, а Утешитель будет говорить от Отца; то Я справедливо говорю: «от Моего возьмет», то есть сокровища, и богатства, и знания. Для чего же столько благ даровал нам Дух, а не Сын? На это, во-первых, скажем то, что путь к дарам Духа сотворил Сын, и Он есть виновник стольких благ. Ибо, если бы Он не истребил грех, как мы удостоились бы Духа? Ибо Дух не будет обитать в теле, повинном грехам (Прем. 1, 4). Посему, велики дарования Духа, но основание их во Христе. Потом, так как имели явиться еретики, уменьшающие достоинство Духа из-за того, что Он пришел после Сына, то Он предоставляет Ему действовать в апостолах более чем Сам, для того, чтобы, побуждаемые величием даров, они и против воли признали достоинство Духа и не считали Его меньшим Сына из-за того, что Он явился в мире после Него.


Ст. 16-18 Вскоре вы не увидите Меня и опять вскоре увидите Меня; ибо Я иду к Отцу. Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу? Итак, они говорили: что это говорит Он вскоре? не знаем, что говорит

Для чего Христос опять напоминает им об удалении и смерти Своей, тогда как более следовало бы скрывать это? Он упражняет их душу и делает ее более твердою, и постоянно напоминает о печальном для того, чтобы они свыклись с этим и ожидали этого, а не были поражены внезапностью. В то же время к печальному присовокупляет и могущее одушевить. Так и здесь сказал печальное: «вскоре вы не увидите Меня»; прибавил и радостное: «и опять вскоре увидите Меня», потому что Я восхожу к Богу, Могущему помочь вам; Я не погибаю, а переменяю состояние; разлука Моя не надолго, а пребывание Мое с вами, которое затем наступит, вечно. Но они этого не понимали. Посему-то иной может и подивиться, как они не уразумели слов Его. Вероятно, печаль, овладевшая их душою, изглаждала из памяти их то, что говорилось, или непонятливость нашла на них от неясности самых слов. Посему и представляется им в словах Иисуса некоторое противоречие: если мы увидим Тебя, то куда Ты отходишь? Если же Ты отходишь, то как мы увидим Тебя? Это казалось им загадкою.


Ст. 19-22 Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня? Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мире. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас

Господь видел, что ученики, обремененные печалью, не совсем поняли слова Его; посему предлагает им яснейшее учение о Своей смерти, чтобы, свыкшись со словами и делами, мужественно перенесли ее. «Вы», говорит, «восплачете и возрыдаете» о том, что Я умру на Кресте, «а мир возрадуется», то есть иудеи, мудрствующие мирское, возрадуются, что уничтожили Меня, врага своего; но «печаль ваша в радость будет», а радость иудеев, напротив, обратится им в печаль, когда по воскресении будет славиться имя Мое. Под радостью мира можешь разуметь и не радость иудеев, которою они возрадовались умерщвлению Господа, но спасение мира, так что в словах сих будет такой смысл: вы будете печальны, но эти страдания Мои, о которых вы печалитесь, будут радостью всего мира и спасением. Потом приводит и обыкновенный пример женщины и родов. Это сравнение употребляли и пророки, жестокостью родильных болезней обозначая высшую степень скорби. Он говорит как бы так: вас застигнут скорби, как бы болезни рождения; но болезнь бывает причиною рождения. В то же время удостоверяет учение о воскресении и показывает, что умереть похоже на то, как выйти из утробы матерней на свет. Не удивляйтесь же, что радости вам должно достигнуть чрез такую печаль. Ибо и мать чрез скорбь и болезнь достигает того, что становится матерью. Здесь Он намекает на нечто таинственное, именно: что Он разрушил болезни и смерть и соделал то, что родился Человек новый, уже не истлевающий, уже не умирающий, который есть Сам Господь. Ибо, смотри, Он не сказал: женщина уже не помнит скорби потому, что родилось «у нее» дитя, но потому, что родился человек «в мир». Не без цели Он так сказал, но для того, чтобы загадочно и прикровенно намекнуть на то, что Он Сам есть Человек, родившийся не для ада, чревоболевшего Им, но для мира. Ибо для нас родился от воскресения новый и нетленный Человек, Иисус Христос, Бог наш. Итак, пример рождающей женщины не требует во всем приноровления к событиям Христовым, но только имеет целью показать, что печаль временна и что от этих болезней велика польза и что воскресение рождает для жизни и нового бытия. Все прочее в сравнении не имеет приложения, и справедливо. Ибо это - притча, а притча, если во всех частях сохранится, не есть уже притча, но то самое, что ею изображается. Так и здесь под болезнями рождения мы уразумеем печаль апостолов, под радостью - утешение их по воскресении, и опять под разрешением болезней - разрушение ада, а под рождением - воскресение Перворожденного из мертвых. Но уже не разумеем под матерью - ад; ибо не ад обрадовался, а возрадовались апостолы, и возрадовались такою радостью, которой у них никто не отнял. Ибо, когда их обижали, когда их бесчестили за имя Христово, они и тогда радовались (Деян. 5, 41). Словами: «радости вашей никто не отнимет», показывает также и то, что Он уже не умрет, но, всегда будучи жив, подаст им радость неиссякаемую.


Ст. 23-24 И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна

Когда, говорит, Я воскресну, а затем придет Утешитель к вам и наставит на всякую истину, тогда вы не спросите Меня ни о чем, как, например, прежде спрашивали: куда Ты идешь? (Ин. 14, 5), покажи нам Отца (Ин. 14, 8). Ибо силою Духа вы будете знать все. Или «спросите» употреблено вместо: попросите, потребуете. Итак, когда Я, по воскресении из мертвых, пошлю вам Утешителя, тогда вы уже не попросите Меня, то есть не будете нуждаться в Моем посредничестве, но довольно будет вам произнести имя Мое, чтобы желаемое получить от Отца. Итак, здесь Он показывает силу Своего имени; так как Его не будут видеть и не будут просить, а только назовут имя Его, и Он будет творить такие дела. «Доныне вы ничего не просили во имя Мое», а отныне «просите и» непременно «получите». Посему полезнее, чтобы Я умер; ибо отныне вы получите большее дерзновение пред Отцом Моим. Хотя Я и разлучусь с вами, но вы не думайте, что вы оставлены Мною; ибо разлучение Мое даст вам большее дерзновение, и радость ваша тогда будет самая полная, когда вы получите все просимое. Примечай же: получает тот, кто просит во имя Христа. А из тех, кои желают предметов мирских и душевредных, никто не просит во имя Христово, а потому и не получает. Ибо имя Христа Божественно и спасительно. Если же кто просит пагубного для души, то неужели мы скажем, что он просит во имя Спасителя?


Ст. 25-28 Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас; ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу

Притча есть речь, объясняющая какой-нибудь предмет косвенно, прикровенно и сравнительно. Так как Господь многое говорил прикровенно, и речь о женщине и рождении была приточная же, то Он говорит: «доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце». Ибо по воскресении, явив Себя живым, в продолжение сорока дней сообщил им об Отце познания таинственнейшие и подробнейшие (Деян. 1, 3). А прежде они думали, что Бог Ему Отец так же, как и нам, по благодати. Снова ободряя их, что они в искушениях получат помощь свыше, говорит: «будете просить во имя Мое», и уверяю, что Отец настолько любит вас, что вы уже не будете иметь нужды в Моем посредничестве. Ибо Сам Он любит вас. Потом, чтобы они не отстали от Христа, так как не имеют уже нужды в Нем и состоят в непосредственной любви Отца, говорит: «Отец любит вас», за то, «что вы возлюбили Меня». Посему, если отпадете от любви Моей, то немедленно отпадете и от Отца. А как слух о том, что Он исшел от Бога и опять идет к Богу, в разных отношениях утешал их, то Он часто говорит об этом. Посему и сами они, получив пользу от слуха об этом и воодушевившись, что говорят?


Ст. 29-32 Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой; теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя: посему веруем, что Ты от Бога исшел. Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону, и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною

Ученики, услышав, что Бог Отец будет любить их, и что они не нуждаются в посредничестве Его, Христа, как усвоенные Отцу, и что Он исшел от Бога, говорят: «теперь видим, что Ты знаешь все», то есть знаешь, чем соблазняется сердце каждого, и не имеешь нужды узнавать это от других, и потому веруем, что Ты от Бога исшел. Ибо знать тайны сердечные свойственно Богу (Пс. 43:22). Смотри же, как они были несовершенны, когда говорят: «теперь видим». Они, так много и долго слушавшие учение Его, говорят: теперь мы знаем. А Христос объявляет им, что они и теперь еще несовершенны, что они не уразумели ничего великого о Нем, но еще обращаются низко и около земли. Он говорит: «теперь веруете?» и этим как бы упрекает и укоряет их за медленность веры. А чтобы они, держась таких мыслей о Нем, не подумали, что они угождают Ему, говорит: «наступает час, что вы рассеетесь каждый в свою сторону». Вы думаете, что имеете обо Мне великое представление. А Я говорю вам, что вы оставите Меня врагам, и такой страх овладеет вами, что вы и удалитесь от Меня не вместе друг с другом, но рассеетесь каждый поодиночке, и каждый сам себе будет искать убежища и спасения. Но Я от того не потерплю никакого зла. Ибо Я не один только, но и Отец вместе со Мною. Посему Я страдаю не по бессилию, но добровольно отдаюсь распинателям. Когда, посему слышишь: Боже! «для чего Ты Меня оставил» (Мф. 27:46), не понимай так просто, будто Спаситель оставлен Отцом, (ибо, как Он свидетельствует здесь: «Отец со Мною»?), а понимай так, что слова эти сказаны естеством человеческим, оставленным и отверженным за грехи, но во Христе примиренным и усвоенным Отцу.


Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир

«Сие», говорит, «сказал Я вам», чтобы вы не удаляли Меня из ваших мыслей и не колебались, и не смущались продолжать твердую любовь ко Мне, но «чтобы вы имели во Мне мир», то есть, чтобы вы пребывали непреклонными, принимая за верное все, что Я ни говорил вам. Да слышит и Арий, что все это смиренное и, по-видимому, недостойное славы Сына, сказано ради слушателей, а не для того, чтобы мы пользовались этими словами при определении догматов; ибо они сказаны в утешение апостолов, как показывающие любовь Его к ним. «В мире будете иметь скорбь». Искушения для вас не остановятся на страшных этих словах, но до тех пор, пока вы будете в мире, вы будете иметь скорбь, не теперь только, когда Я предаюсь, но и после этого. Но вы противостойте искушающему помыслу. «Мужайтесь: Я победил мир». А когда Я победил, вам, ученикам, должно не скорбеть, но презирать мир, как уже побежденный. Как же Он победил мир? Низложив начальника мирских страстей. Впрочем, это видно из последующего. Ибо все Ему покорилось и уступило. Как с поражением Адама вся природа осуждена, так с победою Христовою победа простерлась на всю природу, и во Христе Иисусе нам дарована сила наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражескую (Лк. 10, 19). Ибо чрез человека смерть вошла, чрез человека же и жизнь, и сила на диавола (1 Кор. 15, 21-55). Ибо, если бы победил один только Бог, тогда ничто не относилось бы к нам.





От Евфимия Зигабен


И сия сотворят, яко не познаша Отца, ни Мене

ради Которых вы претерпите все это. И для вас достаточным утешением должно служить то, что вы пострадаете за Нас. Не познаша Отца, ни Мене, потому что так сами захотели, с намерением поступая худо


Но сия глаголах вам, да, егда приидет час, воспомяните сия, яко Аз рех вам

Я сказал вам это для того, чтобы вы, когда придет время гонения и смерти вашей, вспомнили о том, что Я говорил вам, – т.е. для того, чтобы вы вспомнили, что Я все это наперед сказал вам, потому что все знал, и чтобы на основании верного предсказания несчастий вы были убеждены, что исполнятся и обещанные Мною блага. Никакой обманщик не предсказывает того, что разоблачает обман, а только то, что вовлекает в него. Такие и им подобные предсказания часто повторяет Иисус Христос ученикам с той целью, чтобы во время бедствий они не смущались, зная о них наперед, и чтобы не ослабевали, зная, что страдают за Бога. В борьбе за добродетель великим подкреплением служит – знать, за что идет борьба. И для нас, если мы страдаем за хорошего человека, должно служить утешением то, что мы страдаем за хорошего. Если же кто-либо с радостью страдает за дорогого ему человека, то тем более – за Бога и за добродетель.


Сих же вам исперва не рех, яко с вами бех

потому что Я был с вами и вам не предстояли такие страдания, пока Я с вами был. А теперь Я вам говорю это, потому что Я разлучаюсь с вами и самые бедствия уже приближаются. Но и сначала, когда Иисус Христос призвал учеников Своих, Он сказал им: се, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков (Мф. 10, 16), и: предадят бо вы на сонмы, и на соборищих их биют вас, и пред владыки же и цари ведени будете Мене ради;… и будете ненавидими всеми имене Моего ради, а также: и не убойтеся от убивающих тело (Мф. 10, 17. 18. 22. 28). Почему же Он сказал, что сих же вам исперва не рех? Потому что слово сих указывает здесь на нечто отличное от вышесказанного; оно относится к словам: но приидет, или приближается, час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу (Ин. 16, 2), а это предсказание гораздо страшнее прежних всех.


Ныне же иду к Пославшему Мя, и никтоже от вас вопрошает Мене: камо идеши

Видя, что ученики так поражены печалью, что не могут ничего сказать и давать ответы на Его вопросы, Иисус Христос порицает такую безмолвную их печаль, говоря: ныне же иду к Пославшему Мя, и никтоже от вас вопрошает Мене: камо идеши? Правда, Петр спрашивал Иисуса Христа: Господи, камо идеши (Ин. 13, 36)? Но говоря: камо идеши, Петр спрашивал тогда о месте; а здесь слова – камо идеши означают: что Ты делаешь? Так обыкновенно спрашивают человека, бросающегося на смерть, опечаленные этим близкие ему люди. Так следовало бы и ученикам спросить Иисуса Христа: камо идеши? т.е. что Ты делаешь, оставляя нас? Можно и иначе объяснить: так как Иисус Христос не ответил на вопрос Петра, куда он идет, то им следовало опять спросить Его.


Но яко сия глаголах вам, скорби исполних сердца ваша

Вы слишком опечалились и потому молчите.


Но Аз истину вам глаголю

потому что Я сама Истина. Хотя бы вы гораздо больше были опечалены, однако, Я говорю истину и не скрою того, что может опечалить вас, как делают те, которые говорят из угождения. Затем, продолжая утешать учеников, Иисус Христос показывает, что самое отшествие Его для них полезно.


Уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще (ли) же иду, послю Его к вам

Вы, конечно, желаете, чтобы Я жил с вами, между тем как для вас полезнее совершенно иное. А всякий заботливый начальник не должен потворствовать своим возлюбленным питомцам, когда они желают бесполезного. Пресвятая Троица свыше благоволила, чтобы Бог Отец привлек учеников к Сыну, Сын научил их, и Дух Святой усовершил. Два дела уже исполнилось; должно было исполниться и третьему, именно – чтобы Дух Святой сделал учеников более совершенными, но это могло исполниться не прежде, чем уйдет Сын. Поэтому-то и сказал Иисус Христос ученикам: уне есть вам, да Аз иду и т.д. Подобно тому как аще не иду Аз, Утешитель не приидет к вам, так: и если Утешитель не придет к вам, вы не сделаетесь более совершенными. Итак, необходимо, чтобы Я пошел, совершив то дело, которое Я должен был совершить, – необходимо для того, чтобы пришел другой Утешитель и сделал вас более совершенными.


И пришед Он обличит мир о гресе и о правде и о суде

Обличит, т.е. осудит, наконец, злых людей, покажет, что они не имеют никакого оправдания, когда, после Моей смерти, откроет возвышенное учение и когда будут совершаться величайшие чудеса с призыванием Моего имени. Что же после этого эти злые люди скажут против Меня основательно? Может ли чье-либо имя, и притом после смерти, творить такие чудеса? Конечно, нет. Далее Иисус Христос объясняет, в чем же именно Дух Святой обличит мир.


О гресе убо, яко не веруют в Мя

А не уверовать до того времени в Меня – непростительный грех.


О правде же, яко ко Отцу Моему иду, и ктому не видите Мене

Только праведный может идти к Богу и быть с Ним; такое значение имеют слова: и ктому не видите Мене. Если бы Я, как бы так говорит Иисус Христос, не был праведным, то каким образом Я пошел бы к Богу? Каким образом грешник, обольститель, нарушитель закона и противящийся Богу мог бы пойти к праведному, истинному, законодателю, к Богу? Но откуда будет видно, что Иисус Христос пойдет к Богу и будет с Ним? Откуда? Из свидетельства Святого Духа, которое откроется в просвещении учеников и в чудесах во имя Иисуса Христа, как сказано было выше. И ктому не видите Мене – разумеется – в теперешнем бесславии и уничижении, потому что ученики увидят Иисуса Христа, но уже не в таком виде, как прежде.


О суде же, яко князь мира сего осужден бысть

что диавол уже осужден, лишен своего могущества и совершенно не может выносить уже Моего имени, но тотчас бежит. Каким же образом могло бы это случиться с диаволом, если бы Я, говорит Иисус Христос, считал его Своим другом, как говорят злые люди, именно – будто бы Я изгоняю бесов силой веельзевула, князя бесовского (Мф. 12, 24), что Я имею беса и пр.? Вкратце всю речь Иисуса Христа о Духе Святом можно передать так. Когда придет Утешитель, говорит Иисус Христос, то Он обличит злых людей о грехе, так как они грешат, не уверовав доселе, – о правде, так как Я праведен, а не грешен, как они говорят, – о суде, или об осуждении, так как осужден князь бесовский, и, конечно, осужден как враг, а не как друг Мой.


Еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне

так как вы еще несовершенны, еще не укрепились теми страшными и чудесными знамениями, которые совершатся при крестных страданиях и Воскресении Моем, – еще не облеклись силой свыше (Лк. 24, 49).


Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину

чтобы вы знали всякую истину Божественного учения, какую только вам следует знать. Затем, чтобы ученики, слыша все это о Святом Духе, не почли Его большим и от этого не впали в крайнее нечестие, Иисус Христос сейчас же предупреждает и говорит:


Не от Себе бо глаголати имать

подобно тому как и Я, – что выше уже в различных местах было объяснено. Ни у одного из Лиц Пресвятой Троицы нет ничего Своего особенного; кроме свойств нерожденности, рожденности и исхождения – все у Них общее.


но елика аще услышит, глаголати имать

все, что ни услышит от Бога Отца, как часто Я говорил и о Себе, показывая этим единство существа, единство природы, равенство и совершенное подобие. Как Сын есть исполнение закона и пророков, потому что Он в действительности исполнил то, что там было только предызображено, так и Дух Божий есть исполнение Евангелия, потому что Он восполнил дело Сына, как и Сын – Отца.


и грядущая возвестит вам

и чтобы вы по неосторожности не спотыкались, удостоит вас дара предвидения.


Он Мя прославит

именем Моим подавая вам силы, яснее раскрывая пред вами тайну Моего воплощения.


яко от Моего приимет и возвестит вам

От Моего, т.е. от Моего знания, или от Отца; приимет вместо: услышит. Иисус Христос говорит так, снисходя к немощи учеников, потому что – принимать и слышать – свойственно только тварям, а несотворенная Троица знает все, и никогда ни в чем не нуждается. Затем Он объясняет выражение: от Моего.


Вся, елика имать Отец, Моя суть: сего ради рех, яко от Моего приимет и возвестит вам

Так как все, что имеет Отец, есть Мое, а в числе этого всего находится и самое знание, то поэтому Я и сказал, что Дух Святой от Моего приимет, т.е. что Он все только согласное с Моим учением и услышит, и возвестит вам, и ничего несогласного не возвестит, потому что Он во всем равен со Мною. Все, чему только Он будет учить, все это – Мое и будет восполнением Моего учения и Моих дел. Но почему Дух Святой не пришел в то время, когда жил еще с учениками Сын Божий? Во-первых, потому что тогда достаточно было для них того, что живет с ними Сын Божий; во-вторых, потому что тогда еще не был уничтожен грех, так как не был заклан Агнец, взявший на Себя грех мира, – а если не был уничтожен грех, то не последовало этого примирения, то нельзя было и сообщить дар Святого Духа. А когда состоялось это примирение, когда апостолы шли на опасность и приближалась борьба, а следовательно была необходимость в увещателе, – тогда и приходит другой Утешитель. Почему Дух Святой не пришел тотчас же после Воскресения Сына Божия? Чтобы ученики, возымев наперед сильное желание, потом приняли Его с великой радостью. Пока был с ними Иисус Христос, они не особенно печалились, но когда Он разлучился с ними, тогда, лишившись помощи, пребывая в постоянном страхе и печали, они готовы были с особенной радостью принять Святого Духа. Подобно тому как Бог Отец мог привести все в бытие, однако привел все в бытие Сын Божий, чтобы мы узнали Его силу и Божество, – так и Сын Божий мог совершить в учениках все, что следовало совершить другому Утешителю, однако совершил все это Дух Святой, чтобы мы узнали и Его силу и Божество (Так как относительно Бога Отца никто не сомневался, а о Сыне Божием и Святом Духе почти ничего не знали, поэтому Сын Божий, воплотившись, живет с людьми, а Дух Святой действует другим образом. Кроме того – так как о Боге Отце ученики много слышали, видели также часто Божественные дела и Сына Божия, а о достоинстве Духа Святого они ничего не знали и не слышали, – поэтому они делаются более совершенными от действия Святого Духа, чтобы знали и Его Божество. Поэтому также и в Божественном Крещении воспринимается Животворящая Троица не потому, что для возрождения человека не достаточно было одной Ипостаси, но чтобы общим призыванием обозначить общность Божества Трех Лиц).


Вмале, и (ктому) не видите Мене

погребенного под землею…


и паки вмале, и узрите Мя

воскресшего из мертвых.


Яко иду ко Отцу

Переходом Иисус Христос везде называет Свои страдания, показывая этим, что ненадолго Он будет удержан смертью. Возвестив ученикам радостную весть о другом Утешителе, Иисус Христос опять говорит им о печальном, и Он часто так делал и делает, сменяя радостное печальным, чтобы первым утешить смущенных учеников, а вторым – дать новое упражнение ободрившимся. Свыкнувшись с печальным, которое было предсказано на словах, ученики гораздо легче перенесут его потом на деле.


Реша же от ученик Его к себе: что есть сие, еже глаголет нам: вмале, и не видите Мене: и паки вмале, и узрите Мя, и: яко Аз иду ко Отцу; Глаголаху убо: что сие есть, еже глаголет: вмале; не вемы, что глаголет

Ст. 17-18: Ученикам показалось, что Иисус Христос говорил им какую-либо притчу, как мы сказали и при толковании Евангелия от Матфея. А может быть, от сильной печали нашла на них такая непонятливость, и хотя они весьма часто слышали об этом, однако так были поражены, как будто никогда ничего подобного не слышали.


Разуме же Иисус, яко хотяху Его вопрошати, и рече им: о сем ли стязаетеся между собою, яко рех: вмале, и не видите Мене: и паки вмале, и узрите Мя

Затем Иисус Христос объясняет то, о чем ученики спрашивали один другого.


Аминь, аминь глаголю вам, яко восплачетеся и возрыдаете вы

не видя Меня, погребенного под землею


А мир возрадуется

т.е. злые люди, думая, что они освободились от Меня.


Вы же печальни будете

на некоторое время. Смотри, как Иисус Христос сказал: восплачетеся и возрыдаете, и печальни будете, предсказывая постоянство и увеличение скорбей и этим все более и более упражняя учеников к перенесению их.


Но печаль ваша в радость будет

когда вы увидите Меня, уже воскресшего из мертвых. Затем Иисус Христос приводит общеизвестный достоверный пример радости, которая быстро сменяет печаль


Жена егда рождает, скорбь имать, яко прииде год ея

т.е. время мучительных болей.


Егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир

Как для рожающей женщины кратковременная скорбь вследствие мук рождения доставляет продолжительную радость о родившемся, так и для вас, как бы так говорит Иисус Христос ученикам, временная печаль о Моей смерти доставит постоянную радость о Моем Воскресении.


И вы же печаль имате убо ныне: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас

Никто не отнимет у вас, потому что больше Я уже не буду умирать, и вы уже не будете разлучаться со Мною. Но каким образом Иисус Христос сказал, что женщина радуется потому, что родился человек в мир, между тем как она радуется не этому, а тому, что у нее родился сын? Так сказал Иисус Христос сообразно с теми словами, которые Бог сказал в начале: раститеся и множитеся, и наполните землю (Быт. 1, 28); значит, прежде всего для мира рождается человек, а после уже и для услуги родителям. Слова эти могут иметь вместе с тем и некоторое таинственное значение: пройдя через смерть, как бы через своего рода утробу, и уничтожив скорбь о смерти, Иисус Христос родился новым Человеком в новый мир, сделался первенцем из мертвых в Царстве Небесном.


И в той день Мене не вопросите ничесоже

В той день, т.е. когда придет Утешитель, Мене не вопросите ничесоже из того, о чем вы теперь спрашиваете, именно – камо идеши? покажи нам Отца и т.п., потому что все это вы узнаете от Утешителя (или иначе: не будет необходимости в том, чтобы Я жил с вами телом – такое значение имеют слова: Мене не вопросите ничесоже, – но, призвав имя Мое, вы получите все, о чем ни попросите. Об этом говорит далее Иисус Христос).


Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще (чесо) просите от Отца во имя Мое, даст вам

А чье имя имеет такую силу, Тот без сомнения есть Бог. Поэтому и Давид, воспевая это имя в различных местах, между прочим говорит: яко чудно имя Твое по всей земли (Пс. 8, 2), – а также: яко вознесеся имя Того единаго (Пс. 148, 13). Следует заметить, что удовлетворение просьбы Иисус Христос приписывает иногда Богу Отцу, иногда же Себе, как и многие другие дела, – а здесь и Богу Отцу и Себе, так как прибавляет: во имя Мое. Так нужно объяснять и все те места, где есть такое прибавление (Елика аще чесо просите, разумеется, достойного, полезного).


Доселе не просисте ничесоже во имя Мое

Правда, ученики действовали во имя Иисуса Христа и тогда, когда Он послал их и даровал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь, и всякую немощь (Мф. 10, 1); но тогда они не просили об этом Бога Отца во имя Иисуса Христа.


Просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет

чтобы вы, зная, какую силу имеет Мое имя, имели радость совершенную, т.е. великую, сильную.


Сия в притчах глаголах вам


т.е. прикровенно, не вполне ясно, потому что вы от страха и печали не можете быть внимательными и глубже вникать в то, что вам говорится.


Но приидет час, егда ктому в причтах не глаголю вам, но яве о Отце возвещу вам

Наступает время, разумеется – Воскресения Моего, когда Я буду учить вас неприкровенно, прямо, потому что тогда наступит для вас радость. И действительно, Иисус Христос по Воскресении Своем в продолжение сорока дней являлся ученикам и говорил им о Царствии Божием, как повествует книга Деяний (Деян. 1, 3).


В той день во имя Мое воспросите

День очень часто употребляется вместо: время. Постоянно говорит Иисус Христос ученикам о просьбе во имя Его, чтобы этим убедить их в Своей силе и внушить им безбоязненность.


И не глаголю вам, яко Аз умолю Отца о вас

Тогда уже Я не скажу вам: Я буду просить Отца о вас.


Сам во Отец любит вы, яко вы Мене возлюбисте и веровасте, яко Аз от Бога изыдох

Сам Отец тогда будет любить вас, как и Я, потому что вы будете пребывать в любви и вере в Меня.


Изыдох от Отца и приидох в мир: (и) паки оставляю мир и иду ко Отцу

Изыдох, приидох, оставляю, иду – все это и тому подобное Иисус Христос говорит, снисходя к слабому пониманию учеников, как уже часто мы об этом говорили. Как Бог, Он был и в Отце, и в мире, потому что Бог есть существо беспредельное (Слова – изыдох от Отца указывают на то, что Иисус Христос – из существа Бога Отца, т.е. что Он – Истинный Сын Бога Отца, – и приидох в мир – указывают на Его воплощение, равно как и слова: оставляю мир, а: иду ко Отцу – указывают на восстановление Его в прежнем могуществе и славе).


Глаголаша Ему ученицы Его: се, ныне не обинуяся глаголеши, а притчи ни коеяже не глаголеши

Ты ничего не говоришь теперь прикровенно, мы понимаем, что Ты теперь говоришь.


Ныне вемы, яко веси вся и не требуеши, да кто Тя вопрошает

Так говорят ученики потому, что предыдущая речь Спасителя доставила им великое утешение. Они узнали, что Иисус Христос воскреснет и опять будет учить их, – что их будет любить Бог Отец. Первое внушало ученикам надежду на помощь, а второе – уверенность в правоте веры их. Все это они тогда хорошо уже поняли. Итак, ученики говорят: ныне вемы, яко веси вся, даже тайны людей, и не требуеши, да кто Тя вопрошает, о чем хочет узнать, потому что Ты Сам предупреждаешь и разрешаешь недоумение. Так, когда и мы спрашивали друг друга, что означают слова: вмале, и ктому не видите Мене:и паки вмале, и узрите Мя и т.д., хотя мы не обращались к Тебе с вопросом , однако Ты объяснил нам это и успокоил наши мысли.


О сем веруем, яко от Бога изшел еси. Отвеща им Иисус: ныне ли веруете

Ст. 30-31: Как бы в благодарность Господу за Его прежние слова, ученики сами сказали: поэтому мы вполне веруем, что Ты послан от Бога, что Ты Сын Божий. А Иисус Христос, порицая несовершенную еще веру учеников, сказал: ныне ли совершенно веруете? Еще нет: в этом обличит вас наступившее уже время.


Се, грядет час, и ныне прииде, да разыдетеся кийждо во своя и Мене единаго оставите

Под часом, или временем, Иисус Христос разумеет здесь нападение сообщников Иуды предателя, когда ученики, оставив Его, все бежали, как пишет евангелист Матфей (26, 56), тогда действительно страх обнаружил несовершенную веру учеников, так как они соблазнились несколько страданиями Спасителя.


И несмь един, яко Отец со Мною есть

Он всегда со Мною, потому что Мы нераздельны.


Сия глаголах вам, да во Мне мир имате

Это сказал Я вам не с тем, чтобы сообщить вам совершенное знание, но чтобы вы не соблазнялись о Мне и не смущались, когда Меня возьмут, свяжут и поведут, когда и многое другое Я претерплю, как Человек.


В мире скорбни будете

не только в то время, когда Я буду страдать, но вообще до тех пор, пока вы будете жить в этом мире. Настоящая жизнь есть некоторого рода ристалище , место для упражнения борцов за Бога и испытания любящих Меня. Прежде еще Иисус Христос сказал: узкая врата, и тесный путь вводяй в живот (Мф. 7, 14). А чтобы ученики совершенно не упали духом, слыша, что всю свою жизнь они будут испытывать скорби, Иисус Христос ободряет их, говоря:


Но дерзайте, (яко) Аз победих мир

т.е. зло и злого отца этого мира. Выше было сказано, что князь мира сего осужден (Ин. 16, 11), т.е. побежден. Итак, не бойтесь: если Учитель победил, то победили и ученики, подражающие своему Учителю. Причиняющие разные бедствия и убивающие тело сами будут побеждены душой вашей, и отняв у вас то, что можно отнять, сами будут побеждены тем, чего отнять нельзя.





Видеопроповедь от протоиерея Андрея Ткачева



17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.






Служба "Двенадцати Евангелий"