Евангелие от Иоанна, глава 13 стих 31 - 38


31 Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем.

32 Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его.

33 Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь.

34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.

35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

36 Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною.

37 Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя.

38 Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.



Толкование на Евангелие от Иоанна, глава 13 стих 31 - 38


От Блаженного Феофилакта Болгарского

Ст. 31-32 Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его


Так как помыслы учеников ниспали, то Господь восставляет их, говоря: «ныне прославился Сын Человеческий», Убеждает их не сетовать, а лучше радоваться. Ибо страдания и доставление посредством бесчестия чести людям составляют славу Его. И иначе: Он прославился чрез чудеса, совершившиеся на Кресте, именно: когда солнце померкло, камни распались, завеса раздралась, и все прочие знамения совершились. - Что значит «Бог прославит» Сына «в Себе»? То, что прославит чрез самого Себя, не чрез другого, не чрез ангелов и архангелов, не чрез другую силу, но чрез Самого Себя, ибо Он делал все для славы Сына. - «Вскоре прославит Его», то есть не замедлит, но прославит на самом кресте, потом чрез три дня воскресит Его и чрез сорок дней ниспошлет ученикам благодать Духа. Посмотрим еще и на цель сих слов. «Ныне прославился Сын Человеческий», то есть Я, учащий, совершающий чудеса; и слава не останавливалась на Мне, но восходила к Богу и Отцу. А как Моя слава становится славой Отца, то не сетуйте. Ибо Отец опять прославит Меня, чтобы и Ему прославиться. Ибо Я славы не присвояю Себе, и не к Нему ли она восходит? Да, слава у Нас общая. Посему и опять прославит Меня, и не замедлит, но вскоре: когда Я буду терпеть бесчестные страдания, когда, по-видимому, Я буду взят из среды живых чрез смерть, тогда-то Он более почтит Меня, тогда-то чрез воскресение прославит Меня.


Ст. 33-35 Дети! не долго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой


Так как они вскоре подвергнутся бедствиям, то Господь предсказывает им об этом, чтобы они помнили о бедствиях и приготовились к ним. Это же служит и к славе Его. Ибо возвещение ученикам вперед о том, что с ними случится, было немалою для Него славою, когда ученики впоследствии вспоминали, что Господь предсказывал им об этом. Показывая же, что не теперь только, в первый раз, Он узнает, но и задолго знал, что в искушениях будут искать Его, говорит, что Он, как задолго предведующий, говорил это самое и иудеям. - Словами: «куда Я иду», Господь показывает, что смерть Его есть переход и преставление в лучшее место, куда не принимаются тела тленные. Иудеям говорил: «будете искать Меня, и куда Я иду, туда вы не можете придти» (Ин. 7, 36), с тем, чтобы навести на них страх, а ученикам говорит для того, чтобы воспламенить в них любовь. Ибо, когда мы видим, что кто-нибудь из наших друзей удаляется, мы обыкновенно воспламеняемся горячей к нему любовью, особенно, если он отъезжает туда, куда нам прийти невозможно. Итак, говорит это им, чтобы воспламенить в них любовь. Посему и прибавил: «дети», чтобы не подумали, что Он сказал им это от такого же расположения, от какого иудеям, но от любви. Иудеи искали Господа, когда город их был взят, и отовсюду несся на них гнев Божий, как и Иосиф свидетельствует, что это последовало с ними за умерщвление Иисуса. Ученики же искали, когда бегали или другую скорбь испытывали. Посему и в другом месте говорит: «отнимется жених, и тогда друзья жениха будут поститься» (Мф. 9, 15). Итак, Господь предсказывает будущее тем и другим, но одним - по причине неверия, другим - по причине любви, чтобы они не подвергались бедствиям неожиданным. Поелику они, выслушав это, естественно, могли прийти в смущение, как люди, которые будут оставлены без помощи, то Он утешает их, говоря: не печальтесь: Я даю вам сильного стража - любовь; если будете ее иметь, то, подкрепляемые друг другом, будете непобедимы. Потом, иной мог спросить: Господи! почему Ты выдаешь любовь за новую заповедь, когда мы знаем, что любовь заповедана и в Ветхом Завете? Прибавляет: «как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». Как, говорит, Я возлюбил вас даром, без предварительных заслуг, даже и тогда, как естество человеческое было во вражде с Богом и разлучении, Я однако же принял оное на Себя и освятил: так и вы любите друг друга даром; а если брат оскорбит тебя, ты не помни этого. Видишь ли, новая заповедь состоит в том, чтобы любить ближнего даром, хотя бы и ничем не были ему должны. А Закон говорил: «возлюби друга твоего», повелевая любовью как бы уплачивать долг ближнему, начавшему любить прежде. Показывая же, что они, по отшествии Его, не будут уничижены, но сделаются славными, говорит: «по тому узнают все». Видишь ли, объявляет, что они сделаются известными у всех, и этим немало утешает их. Умалчивая о чудесах, которые они будут совершать, отличительным их признаком поставляет любовь. Ибо многие из творивших чудеса услышат: «Я не знаю вас» (Мф. 7, 23). Если и вся вселенная чудесами была приведена к вере: что удивительного? Потому и была у них сила творить чудеса, что была у них любовь. А если бы они отстали и отделились друг от друга, то у них погибло бы все, и никто не поверил бы, когда бы они неистовствовали друг против друга, тогда как более чуда делало их достойными веры то, что у верующих - одно сердце и одна душа (Деян. 4, 32).


Ст. 36-38 Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мной идти, а после пойдешь за Мною. Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобой теперь? я душу мою положу за Тебя. Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.


Петр, от великой горячности сделавшись дерзновенным, когда услышал, что Господь говорит: «куда Я иду, туда вы не можете идти», спрашивает: «куда Ты идешь?» Он как бы так говорит Христу: что это за путь, которым я не могу идти? Спрашивает об этом, не столько желая узнать, куда Он идет, сколько выражая прикровенно ту мысль, что хотя бы Ты пошел путем труднейшим из всех, я и тогда последую за Тобой. Так он любил всегда быть вместе с Христом! Посему и Христос отвечает на мысль Петра: не можешь ты ныне последовать за Мною, а впоследствии пойдешь за Мною. Но Петр так неудержим в стремлении, что и Христу противоречит. Недовольствуется тем, что получил добрую надежду пойти за Христом впоследствии, но настаивает на своем и самоуверенно говорит: «почему я не могу идти за Тобой теперь? Я душу свою положу за Тебя». Смотри, какая сила желания! Петр слышал, как Господь говорил, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13); посему и сам стремится к этой степени и желает достигнуть самой высшей любви, почему и обещает положить за Господа душу свою. Спаситель, показывая ему, что один только Он, а не человек какой-нибудь, может с уверенностью обещать это, говорит: «не пропоет петух, как ты отречешься от Меня трижды», то есть теперь же; ибо немного уже осталось времени. Господь говорил это поздно ночью, и первая, и вторая стража ночи уже прошли. Так как Петр противоречил от великой любви, то Господь любовь принимает, а противоречие отсекает. Посему Он лишает его помощи свыше и доводит до познания своей немощи. Ибо если ты любишь, то должен покоряться Тому, Кого любишь. Я сказал, что ты не можешь, а ты противоречишь. Из отречения ты ясно узнаешь, что не может не сбыться то, что Я говорю. Посему, щадя его, попустил ему пасть, для того, чтобы он не подвергся этому и впоследствии, когда примет домостроительство вселенной, но познал бы самого себя. И смотри, как он пал: не однажды, а трижды. Так оставление от Бога обличает наше бессилие, и кто внимателен, тот находит в этом величайшее благодеяние.




От праведного Иоанна Кронштадтского


Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его


Эта слава Божия ожидает всякого, кто ревностно заботится в этой жизни о прославлении имени Божия словом и делами и всею жизнию своею. Бог не остается в долгу у усердных рабов Своих.


По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою


Кто здесь не видит слов Сына любви Отчей?


Дневник. Том II. 1857-1858.



От Евфимия Зигабен


Глагола Иисус: ныне прославися Сын Человеческий

Прежде Иисус Христос сказал: прииде час, да прославится Сын Человеческий (Ин. 12, 23), а теперь говорит: ныне прославися Сын Человеческий, т.е. отныне Он прославился Своими страданиями за мир, так как претерпеть страдания за рабов – действительно слава для Господа. О будущем говорит Иисус Христос, как бы о совершившемся уже, потому что в скором времени должны взять Его и вести на страдания. Но если слава для Господа – претерпеть страдания за рабов, то тем большая слава для рабов пострадать за Господа.


И Бог прославися о Нем

Бог Отец прославился в Сыне через Его жизнь, которую Он проводил как человек для спасения всех людей. Как для Сына слава, что Он имеет такого Отца, так точно слава и для Отца, что Он имеет такого Сына. Поэтому-то люди, видя чудеса Иисуса Христа и слыша Его учение, прославляли Бога, как повествуют евангелисты.


Аще Бог прославися о Нем, и Бог прославит Его в Себе

Бог Отец прославит Сына в Себе, когда явит во время Его крестных страданий страшные и дивные знамения и этим покажет, что Он истинный Сын Его. Поэтому-то еще прежде Иисус Христос сказал: егда вознесете Сына Человеческого, тогда уразумеете, яко Аз есмь (Ин. 8, 28); смотри более подробное и ясное толкование этого места в восьмой главе.


И абие прославит Его

вскоре, во время самих крестных страданий. Иисус Христос сказал это, чтобы ученики не подумали, что Он говорит о той славе, которая будет во время второго Его пришествия, и о которой Он часто учил их. Этими словами Иисус Христос ободряет учеников, которые совершенно упали духом, и убеждает их не только не скорбеть, а напротив, радоваться об Его славе, которая вскоре откроется.



Чадца, еще с вами мало есмь

Опять Иисус Христос предсказывает ученикам будущее для того, чтобы они, вспомнив впоследствии, знали, что Иисус Христос предсказывал им это, потому что Сам знал все это ясно, а также для того, чтобы они не смутились, если бы это обстоятельство случилось с ними вдруг, совершенно неожиданно. Детьми Он назвал учеников не только как Творец всего, но и как Учитель их. Всеми этими словами: чадца, еще с вами мало есмь, Иисус Христос сильнее воспламеняет в учениках любовь к Себе.


Взыщете Мене

после того, как Я умру. Сказав к иудеям: взыщете Мене, Иисус Христос прибавил: и не обрящете (Ин. 7, 34), а говоря к ученикам, Он не прибавил этого, потому что они нашли Его после Воскресения. Иудеям Он сказал: взыщете Мене, – чтобы смирить их ярость, а ученикам сказал это, чтобы внушить им еще большую любовь к Себе.


И якоже рех Иудеом, яко аможе Аз иду, вы не можете приити: и вам глаголю ныне

Но иудеям Иисус Христос сказал это, потому что они были недостойны прийти в это место, а ученикам говорит это, потому что они еще не тотчас, не вместе с Ним должны были умереть.


Заповедь новую даю вам, да любите друг друга

Есть и древняя заповедь: возлюбиши ближняго своего яко сам себе (Лев. 19, 18), но заповедь, данная теперь, больше той, так как Иисус Христос присоединяет:


Якоже возлюбих вы, да и вы любите себе

Это – новая черта. Древняя заповедь повелевала любить ближнего, как самого себя, а эта повелевает любить больше, чем самого себя, потому что Иисус Христос так возлюбил нас, что и Самого Себя не пощадил, а умер за нас. Некоторые изъясняют это иначе: древняя заповедь гласила: возлюбиши искренняго твоего и возненавидиши врага твоего (Мф. 5, 43), а теперь Спаситель заповедует любить всех, даже и врагов. И Сам Он любил всех учеников, так что не только не ненавидел Иуды, который злоумышлял против Него, но даже возмутился духом вследствие сильного смущения и печали об его погибели.


О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою

такую, какую и Я имею к вам, так как истинный ученик подражает учителю. Это действительно отличительная, характерная черта христианина, самый верный признак, потому что истинная любовь есть основание всякой добродетели. Что же? Не гораздо ли более указывают на ученика Иисуса Христа – чудеса? Ни в каком случае. Иисус Христос говорил: мнози рекут Мне во он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас… (Мф. 7, 22-23); прочитай все толкование на это место. Правда, чудеса особенно привлекали людей к вере во Христа, но это потому, что чудесам предшествовала всегда любовь чудотворцев.


Глагола Ему Симон Петр: Господи, камо идеши; Отвеща ему Иисус: аможе (Аз) иду, не можеши ныне по Мне ити: последи же по Мне идеши

Петр предложил этот вопрос не столько потому, что хотел знать то, о чем спрашивал, сколько потому, что сильно желал идти за Иисусом Христом. Поэтому Спаситель, зная мысли Петра, ответил прямо на эти мысли. Он не сказал, куда пойдет, а сказал, что не можеши ныне по Мне ити. Этими словами, конечно, Он намекал на смерть.


Глагола Ему Петр: Господи, почто не могу ныне по Тебе ити; (ныне) душу мою за Тя положу

Что ты делаешь, Петр? В то время, как Спаситель говорит: не можеши, ты говоришь… почто не могу? Опыт после научит тебя не противоречить.


Отвеща ему Иисус: душу ли твою за Мя положиши; аминь, аминь глаголю тебе: не возгласит алектор, дондеже отвержешися Мене трищи

Найди в двадцать шестой главе Евангелия от Матфея то место, где говорится: отвещав же Петр рече Ему: аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогдаже соблажнюся (Мф. 26, 33), и прочитай все толкование его даже до слов: такожде и вси ученицы реша (ст. 35). Если и есть какая-либо разница между евангелистами в словах, то в этом нет ничего удивительного. То, что записано у Иоанна, было сказано прежде, чем вышли на гору Елеонскую, а что записано у Матфея, было сказано уже после того, как вышли. Так как Петр дважды возражал Иисусу Христу, то и Иисус Христос дважды свидетельствовал об его отречении: первое возражение Петра и свидетельство Иисуса Христа записали Матфей и Марк (14, 29), а второе возражение и свидетельство записали Лука (22, 33) и Иоанн.



Служба "Двенадцати Евангелий"