Хождение Христа по водам Галилейского моря

Неделя 9-я по Пятидесятнице




Евангелие от Матфея, глава.14, стихи 22-34


И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.

Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,

но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.



Евангелие от Марка, глава.6, стихи 47-53

Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.

И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.

Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.

Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.

И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,

ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.

И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу.



Евангелие от Иоанна, глава.6, стихи 16-21


Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю

и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.

Дул сильный ветер, и море волновалось.

Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались.

Но Он сказал им: это Я; не бойтесь.

Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.





ЛОДКА ПОСРЕДИ МОРЯ

 Дневник православного священника .21 декабря.

«Лодка была уже посреди моря, и ее било волнами» (Мф. 14:24)


ЗАЧЕМ НАСТАЛА ЭТА БУРЯ?

ЗАЧЕМ в ту самую минуту, когда ученики были так счастливы среди ликующей толпы, Господь послал их навстречу опасности?

...ЗАЧЕМ потом оставил Он их так надолго без Своей помощи?


Как много непонятного встретят они еще в течение жизни!

ОТЧЕГО Христос должен был претерпеть столько уничижений, страданий и крестную смерть?

ЗАЧЕМ и им пришлось испить всю чашу мучений нравственных и физических?

ОТЧЕГО наша молитва остается так часто без ответа, а борьба целой жизни не приводит ни к чему?

ОТЧЕГО мы постоянно нуждаемся в опоре, и ни от кого не слышим слова утешения?

ОТЧЕГО неумолимая смерть вырывает у нас всех тех, кто нам всего дороже?


Скоро ли мы получим ответ на все?


Близок тот час, когда вечная заря заменит наши темные ночи; тогда все вопросы разрешатся в едином бесконечном славословии, и наше земное «ЗАЧЕМ» перейдет в вечное, неумолкаемое небесное «АЛЛИЛУИА».


Кто знает?

Быть может, еще здесь, на земле, Господь откроет нам Свои пути и мы поймем, что и нам по примеру нашего Спасителя следовало пережить именно то, что назначено на нашу долю!


Оно нужно было, чтобы ОТОРВАТЬ НАС ОТ МИРА, ОТ ГРЕХА, от наших СУЕТНЫХ НАДЕЖД , чтобы развязать нас с нашим собственным «Я»!

Оно нужно было, чтобы разбить нашу ГОРДОСТЬ и привести нас к ногам ХРИСТА смирившимися, взывающими к НЕМУ о помиловании!


Оно нужно было, чтобы ИСПЫТАТЬ нашу ВЕРУ и научить нас МОЛИТЬСЯ и для того, наконец, чтобы БОГ прославился в нашем спасении и показал нам, что Он может сделать для того, кто возложил на НЕГО всю надежду свою.




Толкование на Евангелие от Матфея, глава.14, стихи 22-34


От Блж. Феофилакта Болгарского


И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ

Указывая на неразлучность учеников, Матфей сказал «понудил», ибо они хотели всегда быть с Ним. Господь отпускает народ, потому что не желал, чтобы они сопровождали Его, чтобы не показаться честолюбивым.


Ст. 23-24 И отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный

Показывая нам, что должно молиться сосредоточенно, Господь подымается на гору. Ибо все делает ради нас, Сам же Он не нуждался в молитве. Молится допоздна, научая нас не скоро оставлять молитву, но ночью особенно совершать ее, ибо тогда бывает многая тишина. Допускает, чтобы ученики подверглись опасности, чтобы они научились мужественно переносить искушения и познали Его силу. Лодка на средине моря - это показывает, что страх был велик.


Ст. 25-27 В четвертую стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидевши Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь: это Я, не бойтесь

Не тотчас явился пред ними с целью укротить бурю, научая не скоро просить об удалении бед и переносить их мужественно, но около четвертой стражи, ибо на четыре части разделялась ночь у воинов, стерегущих поочередно, так что каждая стража продолжалась три часа. Итак, Господь явился после девятого часа ночи, идя по поверхности воды, как Бог. Ученики же, ввиду необыкновенности и странности дела, подумали, что пред ними привидение, ибо не узнали Его по виду как по тому, что была ночь, так и по причине страха. Господь же прежде всего ободряет их, говоря: «это Я», Который все может, «не бойтесь».


Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде

По чувству самой горячей любви ко Христу Петр хочет тотчас и прежде других приблизиться к Нему. Он верует, что Иисус не только Сам ходит по водам, но и ему даст это: не сказал «повели мне ходить», но «придти к Тебе». Первое было бы знаком бахвальства, второе же есть признак любви ко Христу.


Ст. 29-30 Он же сказал: иди. И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу; но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня

Господь подостлал Петру море, показывая Свою силу. Но смотри: Петр, победив большее, разумею море, испугался ветра. Так слаба природа человека! И тотчас, как испугался, начал тонуть. Ибо когда ослабела вера, тогда Петр начал тонуть. Это побудило и его не высоко думать о себе, и успокоило других учеников, ибо они, может быть, позавидовали ему, Петру. Но это показало и то, насколько Христос превосходит его.


Ст. 31-33 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий

Показывая, что не ветер - причина потопления, но малодушие, Христос упрекает не ветер, но малодушного Петра. Поэтому, подняв его, поставил на воду, позволяя ветру дуть. Не совершенно усомнился Петр, а несколько, то есть отчасти. Ибо насколько он испугался, настолько и не веровал. Когда же закричал: «Господи! спаси меня» (см. Мф. 14:30), то этим уврачевал свое неверие. Почему и слышит: «маловерный», а не «неверный». Итак, и бывшие в лодке отрешились от страха, ибо ветер утих. Познав чрез это Иисуса, они исповедуют Его Божество. Ибо ходить по морю свойственно не человеку, но Богу, как и Давид говорит: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих» (Пс. 76:20). По наведению корабль - это земля, волнение-жизнь, возмущаемая злыми духами, ночь-неведение. «В четвертую стражу» (см. Мф. 14:25), то есть к концу веков, явился Христос. Первая стража - завет с Авраамом, вторая - закон Моисея, третья - пророки, четвертая - пришествие Господа. Ибо Он спас обуреваемых, когда пришел и жил с нами, чтобы мы, познав Его как Бога, поклонились Ему. Обрати внимание и на то, что то, что случилось с Петром на море, предзнаменовало его отречение, затем обращение и раскаяние. Как там говорил смело: «не отрекусь от Тебя», так и здесь говорит: «повели мне придти к Тебе по воде»: и как там Господь допустил, чтобы он отрекся, так и здесь допускает, чтобы он утопал; здесь Господь дал ему руку и не допустил утонуть, и там чрез покаяние извлек его из глубины отречения.


Ст. 34-36 И переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую. Жители того места, узнавши Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись

Так как Иисус в течение долгого времени жил в земле Геннисаретской, то люди, узнав Его не только по виду, но и по чудесам, показали горячую веру, так что хотели прикоснуться к краю одежды, и те, которые делали это, получали исцеление. Так и ты прикоснись к краю одежды Христа, то есть к концу Его жительства во плоти, ибо если уверуешь, что Христос вознесся, спасешься, так как плоть Его - одежда, а край ее - конец Его жизни на земле.

Толкование на Евангелие от Матфея.



От Прав. Иоанна Кронштадтского


В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю

Да, нельзя, видя это чудо, не возгласить Иисусу Христу: истинно Ты Сын Божий (Мф. 14:33). Ходить по воде такими же ногами, как наши, и с таким же совершенно телом, какое у нас, можно только Богу, для Которого, как Творца, никакая тварь не может служить преградою на пути, которым Он идет. Даже странно было бы представить, что, например, воздух, или огонь, или вода, или земля как-нибудь могут Ему воспрепятствовать, потому что вся тварь может только служить Ему, как ее Художнику, Давшему ей не только форму и пространство, но и самые начала и сущность. Бездны мира для Него – также ничто. Он в одно мгновение – везде как Творец, Он бесконечно больше и выше их.

Дневник. Том I. 1856.


но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня

Это бывает со мною, маловером; как часто, видя духовными очами ветр крепок злых духов, нападающих на меня, я подвергаюсь боязни и утопаю духом. Но слава Господу, спасающему меня.

Дневник. Том 16. 23 октября 1871 года.







Толкование на Евангелие от Марка, глава.6, стихи 47-53


От Блж. Феофилакта Болгарского

 Господь попускает ученикам быть обуреваемыми на море, дабы они научились терпению. Для того же Он не тотчас и является к ним, но попускает быть в опасности от бури целую ночь, чтобы приучить их быть терпеливыми и ждать избавления не в самом начале опасностей. Но заметь и другое обстоятельство, то есть что перед тем, как прекратить опасность, Он повергает их тем в больший страх; ибо, когда увидели Его, они закричали от испуга, думая, что это привидение. Тогда Господь тотчас ободряет их гласом Своим, говоря: «не бойтесь»; потом, войдя в лодку, дает им совершенное успокоение, потому что ветер вдруг перестал. Ходить по морю есть великое чудо и свойственно единому истинному Богу; а тем, что было смятение между учениками и противный ветер, чудо еще более возвышается. Что же до апостолов, они, не познав (Христа) из чуда над хлебами, познали Его из настоящего чуда на море. Поэтому можно думать, что Христос попустил им быть в опасности и для того, чтобы они, не познав Его из чуда над хлебами, познали теперь из чуда над морем и отсюда извлекли для себя пользу.



От Прав. Иоанна Кронштадтского

И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их

Любовь Господа бдительно следила за Своими детьми, апостолами, и Он заметил, что при сильном противном ветре им было тяжело плыть. Оставив молитву, Пастырь добрый пошел успокоить Своих овец; в четвертую стражу ночи Он подошел к ним по морю, как по суше, и хотел пройти их мимо.

Дневник. Том II. 1857-1858.



От Митр. Антония (Сурожского)

А теперь несколько слов о том, как мы ставим под вопрос Бога — не модель Бога, потому что на самом деле Он, а не мы, ставит под вопрос эти модели; мы-то были бы очень рады раз и навсегда сделать Его чем-то неизменным и ничем не рисковать. Но бывает, мы ставим под вопрос Самого Бога, и я попробую вам это показать, сказав о двух бурях на озере, описанных в Евангелии (Мк. 4:35—41). Начинаются эти описания одинаково. Ученики Христа покинули берег озера в лодке, направляясь к другому берегу. Ночью на озере поднимается буря. Они борются, они в смертельной опасности, силы их подходят к концу, мужество колеблется, надежда угасает, и тогда что-то происходит. В первом случае они видят Христа, идущего по волнам среди бури, и вскрикивают от страха: «Это привидение!» Почему это — привидение? Потому что, будь это Христос, Он не мог бы быть среди бури. Христос — Царь мира, Царь гармонии, Тот, Кто может победить все восстания природы, Кто может вернуть гармонию всему, что ее потеряло. Раз гармонии нет, значит, то, что они видят, — не Христос. Именно так мы поступаем ежеминутно — мы ставим Бога под вопрос: где Бог при землетрясении? где Бог в пожарах? где Бог в войне? где Бог в голоде? где Он? И словами: вы Его не видите? Его нет? Это, может, привидение? Будь Он тут, все это не могло случиться… — мы ставим Бога под вопрос.

Бог под вопросом.






.



Толкование на Евангелие от Иоанна, глава.6, стихи 16-21


От Евфимия Зигабен

Сошли не по своему желанию, а по побуждению Господа. Матфей в вышеупомянутой четырнадцатой главе сказал: и абие понуди Иисус ученики Своя влезти в корабль и варити Его на оном полу, дондеже отпустит народы. И отпустив народы, взыде на гору един помолитися: позде же бывшу, един бе ту (Мф. 14:22- 23). Причины всего этого мы там показали, и прочитай их. Заметь также, что после того как Иисус Христос отпустил людей, они, придя в себя, удивлялись чуду и порешили возвратиться и взять Его, чтобы сделать царем.







ХОЖДЕНИЕ ПО ВОДАМ ГАЛИЛЕЙСКОГО МОРЯ


(Мф.14:24–34; Мк. 6:47–53; Ин. 6:16–21)


Евангелисты Марк и Иоанн говорят об этом чуде кратко, и совсем не упоминают о хождении по воде апостола Петра, тогда как у Матфея мы имеем рассказ более подробный.


«И отпустив народ, – говорит Матфей, – Он (Иисус) взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на середине моря, и ее било волнами: потому что ветер был противный»... «И увидел их бедствующих в плавании» (Марк).


«В четвертую же стражу ночи» (т. е. на рассвете) «пошел к ним Иисус, идя по морю», и хотел миновать их (Марк). И ученики, «увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак. И от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь».


По Иоанну, «Они» (т. е. ученики) «хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли».


Этим сокращением ев. Иоанн очевидно не хотел повторять то, что уж: е подробно засвидетельствовано было ев. Матфеем, который говорит: «Петр сказал Ему в ответ: Господи, если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, вышедши из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу. Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи, спаси меня! Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный, зачем ты усомнился? И когда вошли они в лодку, ветер утих. Вывшие же в лодке подошли, и поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий».


Противники достоверности Евангелий стараются найти противоречие между евангелистами в том, что, по сказанию Иоанна апостолы «хотели принять Его» (Иисуса) «в лодку, и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли», а по сказанию синоптиков Христос вместе с ап. Петром «вошел в лодку», и, при тихой погоде, продолжая плавание, «переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую».


Однако, противоречия здесь нет, т. к. было бы не логично опровергать подробное описание всего события, данное ев. Матфеем и Марком, кратким описанием ев. Иоанна, где он вовсе не говорит о хождении по воде ап. Петра. Выражение: «хотели принять Его в лодку, – не исключает самого принятия Его; легко представить себе, что апостолы действительно хотели принять Христа в лодку, когда услышали Его голос: «Это Я, не бойтесь», но в этот момент Петр вышел из лодки и пошел ко Христу; а затем, уже после спасения тонущего апостола, – Иисус вместе с Петром вошел в лодку.


По поводу выражения: «около четвертой стражи ночи», надо заметить, что евреи того времени делили всю ночь на четыре «стражи», по три часа в каждой. Четвертая стража приходилась, по нашему счету времени, от трех до шести часов утра; следовательно, Христос явился апостолам на рассвете. К этому времени апостолы проплыли, борясь с волнами и ветром всего около 25 или 30 стадий. «Стадия» – это греческая мера длины, равна 600 футам или 240 шагам, т.е. 1/5 километра. Апостолы проплыли за всю ночь около 5 или 6 километров и были еще очень далеко от берега: оставалось столько же.


Выражение «лодка тотчас пристала к берегу», надо понимать в том смысле, что лодка уже без всяких препятствий, при безветренной погоде продолжала свой путь, скользя по гладкой поверхности воды и быстро достигла берега, куда плыли.


Пораженные чудом, апостолы, по свидетельству Марка, «чрезвычайно изумлялись в себе и дивились; ибо не вразумились чудом над хлебами: потому что сердце их было окаменено».


Удивительно, с каким трудом сердце человеческое от сомнений и неверия, переходит к вере. Только тогда, когда прекратилась буря, утопавший Петр был спасен, все опасности миновали и лодка спокойно поплыла дальше, – только тогда окамененные сердца учеников размягчились и их объяло благоговейное чувство веры в своего Спасителя – Бога. «Бывшие же в лодке», – говорит ев. Матфей, – подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий».


Рассказ Евангелистов о чуде хождения Иисуса Христа и апостола Петра по водам, несмотря на свою краткость, является очень ярким описанием той ночи, которая наступила после насыщения хлебами.


Когда Христос «отпустил народ», то Сам удалился на гору один. И там молился. Ученики же Его, одни спустились к берегу моря. Надо думать, что они сами были возбуждены событиями этого вечера и неохотно отправлялись в путь без своего Учителя. Попытка народа провозгласить Христа земным царем, вероятно, и в их сердцах встречала сочувствие. На самом деле: – кому же, как не Ему, способному так легко разрешать вопросы о хлебе насущном, объявить Себя владыкой Израиля и осуществить заветные чаяния народа о восстановлении царства Дома Давидова. И когда же это сделать, как не теперь, при такой колоссальной популярности и поддержке многотысячной толпы?


Кроме того, Апостолы, как опытные рыбаки, могли предвидеть, что начавшийся с заходом солнца, северо-западный ветер, ночью может превратиться в бурю, как это часто бывало на Галилейском море. Но Христос «понудил их» отправиться одних, и они должны были исполнить повеление своего Учителя.


Итак, они отплыли к Вифсаиде и Капернауму, и народ видел их отчаливающих от берега. Христос не пришел. Ветер усилился и дул им навстречу. Напряженно работая веслами в течении 5–6 часов и совершенно изнемогая, они достигли только середины моря. Сил уже не хватало, а море продолжало бушевать. Полоясение пловцов становилось трагическим, им грозила гибель. И вот тогда Христос, увидев своих апостолов «бедствующих в плавании», сошел с горы, где молился, спустился к берегу озера, пошел далее по воде и «около четвертой стража ночи приблизился к ним».


Увидев Христа, идущего по морю, ученики не узнали Его или не поверили своим глазам, что это может быть Он. Они суеверно помыслили, что это привидение, «призрак», грозящий им гибелью и «от страха вскричали».


Тогда Христос заговорил с ними: «ободритесь, это Я, не бойтесь». Но Петр в борьбе сомнения и веры, произнеся роковое слово »если», все же перешагнул борт лодки и зову Христа «иди», пошел по воде. Однако, порывы сильного ветра испугали его, сомнение овладело душою и он стал тонуть, взывая к Господу: «Господи, спаси меня!» И тотчас Иисус простер руку Свою, поддержал его и сказал ему:»«Маловерный, зачем ты усомнился!»"


И Петр снова стоял на воде, вновь мог идти по ней, и вместе со Христом вошел в лодку. И в этот момент ветер сразу утих и, переправившись, все «прибыли в землю Геннисаретскую», т.е. к северо-западному берегу, где находились города Капернаум и Вифсаида.


А в это время, на другом берегу, откуда отплыли, проснувшиеся люди стали всюду искать Иисуса. Не найдя Его ни в горах, ни на побережьи, взяли только что приплывшие из Тивериады лодки, и все, кто мог, отправились искать Иисуса в Капернаум, где и нашли Его в синагоге.


Соединяя вместе свидетельства трех евангелистов, о чуде хождения Иисуса Христа по водам, и вчитываясь в каждое слово их повествования, можно найти новые подробности и символы, расширяющие и углубляющие общую картину события.


Основной смысл этого чуда конечно, многосторонен. Прежде всего здесь, как и во всех чудесах, было проявлено милосердие Божие к людям. Христос увидел бедствие своих учеников и пришел спасти их от гибели. В то же время чудо явилось раскрытием учения о Богочеловеке, как Властителе мира, и о том, что власть над стихиями природы – доступна всякому человеку, обновленному силою веры: хождение ап. Петра по водам было свидетельством этой возможности.


Еще надо отметить, что Своим явлением среди бушующего моря и укрощением бури, Христос наиболее утвердил веру своих учеников в то, что, хотя Он и есть Властитель стихий, – но что «Царство Его не от Мира сего», и что их вожделения о земном царе – напрасны; Окамененное их сердце растопилось и они поклонились Христу, как Сыну Божию.


Наконец, несомненен и символический смысл всей этой ночи; бурю на море, сомнения и веру Петра и других апостолов часто сравнивают с внутренней жизнью людей, когда, после мучительной борьбы, тревоги и опасностей жизни, Христос спасает измученную душу человека, откликаясь на его призыв: «Господи, спаси мя, погибаю!»

протоиерей Лев Липеровский



Чудеса Христовы

Недели по пятидесятнице